Курсовая работа: Гендерные различия подростков при выборе стратегий поведения в конфликте

Возраст подростка - один из самых сложных, именно в этот период большое количество юношей и девушек начинают активно отстаивать свое "Я", пытаются самоутвердиться и найти себя.

Дата добавления на сайт: 14 августа 2024


Скачать работу 'Гендерные различия подростков при выборе стратегий поведения в конфликте':


Гендерные различия подростков при выборе стратегий поведения в конфликте
Введение
Возраст подростка - один из самых сложных, именно в этот период большое количество юношей и девушек начинают активно отстаивать свое "Я", пытаются самоутвердиться и найти себя.
Взросление сопровождается существенными психическими и физическими изменениями, что способствует повышению уровня конфликтности и влечет за собой плохое поведение, разногласия с родителями и учителями, противопоставление себя обществу и бесконечные протесты.
При этом в конфликте девочки и мальчики проявляют себя по-разному, неодинаковы и мотивы их поведения.
Например, для девочек серьезной причиной внутренних комплексов, порождающих агрессию или, напротив, замкнутость, является фактор внешней привлекательности.
Мальчики, в свою очередь, длительный период руководствуются "доводами" физической силы и решают все кулаками.
Однако, далеко не всегда указанные поведенческие модели одинаковы, поэтому к каждому ребенку требуется индивидуальный подход, особенно в век тотальной компьютеризации, когда "одиночество в сети" приобрело огромный масштаб, и подростки элементарно не умеют выражать свои эмоции, приводить аргументы, вступать в конструктивные диалоги, которым социальные сети совершенно не способствуют.
Данной проблематике посвящены работы Данилевского Ю.А., Шаповаленко И.В., Ожиговой Л.Н., Калиновской М.А., Мурашовой Е. В., Орловой Э. А., Филонова Л. Б.
Целью курсовой работы является изучение гендерных различий подростков при выборе стратегий поведения в конфликте.
Объектом исследования настоящей курсовой работы являются гендерные различия подростков при выборе стратегий поведения в конфликте.
Предметом - особенности поведения подростков в конфликте в зависимости от половозрастных характеристик.
Методологической основой исследования являются общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него частнонаучные методы: исторический, системно-структурный, социологический, технико- юридический, лингвистический, сравнительного правоведения, нормативно-логический, аналитический, синтеза и др.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть гендер как биосоциальный феномен,
изучить особенности поведения подростков,
изучить гендерные роли подростков,
рассмотреть половозрастные особенности подростков,
определить взаимосвязь поведения подростков в конфликте, уровень их невротизации, с уровнем вовлечения в интернет сообщества и игровые пространства.
Структура курсовой работы определяется целью и задачами исследования, необходимостью логического расположения материала.
Работа включает введение, три главы, состоящие из четырех параграфов, заключение и список использованных источников и литературы.
Глава 1. Особенности поведения в конфликте в подростковом возрасте
подросток конфликт поведение
1.1 Гендер как биосоциальный феномен
В психологической литературе ге́ндер - социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это то полоролевое поведение, которое определяет отношение с другими людьми: друзьями, коллегами, одноклассниками, родителями, случайными прохожими и т.д.
В сексологии понятие «гендер» употребляется в более широком смысле, подразумевая любые психические или поведенческие свойства, ассоциирующиеся с маскулинностью и фемининностью и, предположительно, отличающие мужчин от женщин (раньше их называли половыми свойствами или различиями).
В общественных науках и, особенно, в феминизме «гендер» приобрёл более узкое значение, обозначая «социальный пол», то есть социально определяемые роли, идентичности и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества. Центральное место в гендерных исследованиях занимает проблема социального неравенства мужчин и женщин.
Слово гендер в английском языке обозначает различаемую мужественность или женственность личности. Деление на мужское и женское аналогично делению на мужской и женский пол в биологии.
Конкретные биологические механизмы низкой устойчивости к стрессу женщин неизвестны, однако достоверно установлено, что у женщин слабее механизм регуляции коры надпочечников по отрицательной обратной связи.
После стрессорного воздействия женщинам требуется больше времени, чем мужчинам, для снижения секреции кортизола до исходного уровня. Многие другие физиологические параметры тоже возвращаются к норме после стрессорных изменений медленнее у женщин, чем у мужчин
Высокая устойчивость к стрессу мужчин, по сравнению с женщинами, проявляется, в частности, в способности к принятию решений в стрессорной ситуации.
Психологические исследования показали, что не существует «чисто» мужской или женской личности. Каждая в той или иной мере присутствует в индивиде. Зато существует мужское и женское поведение, которое с ранних лет взращивают в ребенке. Достаточно много моделей поведения, если не все, закладываются в раннем детстве.
Из наблюдений за стилями и формами общения мальчиков и девочек, выведено несколько закономерностей, которые можно экстраполировать на поведение взрослых мужчин и женщин.
Девочки сконцентрированы больше на важности общения, а мальчики на статусе общения.
Для девочек важен сам процесс общения, тогда как для мальчиков - его результат. Как следствие, девочки предпочитают избегать тех игр, в которых одна из них может быть лучше другой, и склонны выбирать те, в которых они все на равных. Они с большим удовольствием играют в маленьких группах или с одной лучшей подругой.
Мальчики обычно играют в больших группах и не со всеми обращаются как с равными.
Они подчеркивают, а не скрывают свой статус, как девочки. В своих группах они обязательно выделяют одного или нескольких лидеров. Причем все члены группы воспринимают это как должное и с удовольствием выполняют приказы своего вожака. Бывают, естественно, ситуации, когда в группе появляется неформальный лидер, который включается в борьбу за власть, что тоже нормально воспринимается всеми остальными.
Фокусируясь на достижении результата, мальчики учатся говорить таким образом, чтобы отстаивать в первую очередь свои интересы.
Мир мужчин принимает только свою единственно правильную модель поведения, игнорируя модель поведения женщин. Выявлено, что во всех конфликтных ситуациях, возникающих в семейном и домашнем кругу, женщины проявляют больше терпимости и стремления к компромиссному примирению интересов. У мужчин данная тенденция выражена слабо.
В конфликтах мужчины чаще прибегают к инвективной лексике, ругательствам и нецензурной брани, а женщины скорее готовы заплакать. Однако со временем реакция изменяется и у некоторых женщин (особенно у более опытных и старших по возрасту), проявляется та же тенденция, что и у мужчин.
Женщины ожидают и переживают неприятности, связанные с конфликтными ситуациями значительно чаще, чем мужчины; последние предпочитают активное воздействие на проблемно-конфликтные ситуации, тогда как женщины - эмоционально-экспрессивные формы воздействия; в конфликтных ситуациях женщины средних лет и более старшего возраста чаще ориентируются на поддержку семьи, а не друзей; последнее более характерно для мужчин и молодых женщин. В процессе конфликта женщины чаще вспоминают прошлые обиды и ошибки, допущенные в прошлом. Мужчины же в конфликтной ситуации нечасто вспоминают прошлые промахи, а больше придерживаются проблемы, из-за которой произошел конфликт.
Женщины в конфликтной ситуации проявляют больше терпимости и стремление к компромиссному примирению интересов. Это обусловлено тем, что они стараются найти решение, основанное на взаимных уступках.
Мужчины же выбирают стратегию ухода, так как не могут проявить достаточную гибкость при разрешении противоречий. Также при преодолении конфликтов мужчинам свойственно отстаивать собственную позицию, в то время как женщины чаще стараются найти решение, максимально удовлетворяющее интересам обеих сторон.
Мужчины более чётко рассматривают и различают конфликтные ситуации, чем женщины, и дифференцируют свое поведение в зависимости от сферы конфликта.
Также при преодолении конфликтов, выбирая стратегию конкуренции, мужчины отстаивают собственную позицию, в то время как женщины чаще выбирают стратегию сотрудничества, потому что стараются найти решение, максимально удовлетворяющее интересам обеих сторон.
1.2 Особенности поведения подростков
Возраст подростка - один из самых сложных, но, в то же время один из самых значимых периодов в жизни человека.
Эта пора поиска и постижения себя, экспериментирования в разных ролях, отчаянное желание доказать свою взрослость и независимость от родителей.
В этот короткий отрезок времени - 11, 12, 13, 14, 15, 16 лет - мальчики и девочки подростки проходят большой путь в своем развитии. С одной стороны, это самый долгий переходный период, который характеризуется рядом физических изменений. С другой, именно в это время происходит интенсивное развитие личности, ее второе рождение.
Подростковый возраст - период внутренних конфликтов с самим собой и другими, где частыми спутниками ребенка становятся смена настроений и непонимание себя. Это время конфликтов с родными, это постоянная смена друзей и увлечений. Это время первой любви и время проявления агрессивности подростков, особенно трудных. Это момент проникновения разными идеями, каждый раз в уверенности, что это именно то единственное, что им сейчас надо.
Для родителей подростковый возраст детей независимо от их пола является одним из самых сложных, так как он сопряжен со множеством конфликтов и непониманием, в этой связи для улучшения климата в семье и снятия напряженности психологи советуют придерживаться нескольких простых правил:
принять своего ребенка таким, каков он есть, агрессивного или влюбленного, самонадеянного и робкого, счастливого и несчастно, мечущегося и спокойного, такого разного и не всегда предсказуемого,
понять, подсказать и направить, чтобы разочарования были не такими болезненными,
научить радоваться жизни во всех ее проявлениях.
Большинство проблем подростков связано именно с их физическим и психологическим изменением, к которому они оказываются не готовы. А у родителей часто не хватает терпения и понимания, а также специальных знаний, чтобы эффективно влиять на его характер и поведение и не терять с ним контакт.
Это ведет к тому, что часто родители отвечают агрессией на агрессию подростка, пытаются решить любой конфликт силой или угрозами, а не совместным рациональным обсуждением.
При этом они не понимают, что этим еще более увеличивают пропасть между ними и их ребенком.
В подростковом возрасте ребенок проходит огромный путь в своем развитии: через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывы и восхождения он может обрести чувство личности. Однако раскрывающееся его сознанию общество жестоко инициирует его.
Стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех тех, кто привычно, из года в год оказывал на него влияние, и в первую очередь это относится к родительской семье.
При этом тревожащие моменты в поведении части подростков, такие, как агрессивность, жестокость, повышенная тревожность, являются следствием не какой-либо генетической предрасположенности, изначальной агрессивности, а выступают в большинстве случаев лишь как ситуации замещения социально-значимых отношений взрослых, отчуждение по отношению к семье внешне выражается в негативизме - в стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам тех, на кого направлено отчуждение.
Негативизм - первичная форма механизма отчуждения, и она же является началом активного поиска подростком собственной уникальной сущности, собственного «Я».
Особенно актуальна данная проблема для подростков, которые при выборе жизненной стратегии, осуществляющейся на фоне неизбежных кризисов данного возраста (резкие колебания в отношении к себе, неустойчивость самооценки, потребность в самоутверждении и общении со сверстниками, максимализм в оценках, суждениях и взглядах и др.), зачастую ориентируются на модели агрессивного поведения.
Именно в подростковом возрасте наиболее ценными становятся отношения со сверстниками. Стремление идентифицироваться с себе подобными порождает потребность в друге.
Дружба учит подростка сложным рефлексиям на себя и на другого не только в момент доверительного общения, но и в проекции будущего. Рефлексии на себя и других открывают в отрочестве глубины своего несовершенства - и подросток уходит в состояние психологического кризиса.
Подросток через собственные душевные муки обогащает сферу своих чувств и мыслей, он проходит трудную школу идентификации с собой и с другими, впервые овладевая опытом целенаправленного обособления. Все это помогает ему отстаивать свое право быть личностью.
Для эмоциональной сферы подростков характерны:
очень большая эмоциональная возбудимость, поэтому подростки отличаются вспыльчивостью, бурным проявлением своих чувств, страстностью: они горячо берутся за интересное дело, страстно отстаивают свои взгляды,
большая устойчивость эмоциональных переживаний по сравнению с младшими школьниками; в частности, подростки долго не забывают обиды;
повышенная готовность к ожиданию страха, проявляющая в тревожности;
повышение тревожности в старшем подростковом возрасте связано с появлением интимно-личностных отношений с человеком, вызывающим различные эмоции, в том числе в связи со страхом показаться смешным;
противоречивость чувств: часто подростки с жаром защищают своего товарища, хотя понимают, что тот достоин осуждения; обладая высокоразвитым чувством собственного достоинства, они могут заплакать от обиды, хотя и понимают, что плакать стыдно;
возникновение переживания не только по поводу оценки подростков другими, но и по поводу самооценки, которая появляется у них в результате роста их самосознания;
сильно развитое чувство принадлежности к группе, поэтому они острее и болезненнее переживают неодобрение товарищей, чем неодобрение взрослых или учителя; часто появляется страх быть отверженным группой;
предъявление высоких требований к дружбе, в основе которой лежит не совместная игра, как у младших школьников, а общность интересов, нравственных чувств; дружба у подростков более избирательна и интимна, более длительна; под влиянием дружбы изменяются и подростки, правда, не всегда в положительную сторону; распространена групповая дружба.
Внутри подросткового возраста, как у мальчиков, так и у девочек, существуют возрастные периоды с более высоким и более низким уровнем проявления агрессивного поведения.
У мальчиков имеются два пика проявления агрессии: 12 лет и 14-15 лет. У девочек также обнаруживаются два пика: наибольший уровень проявления агрессивного поведения отмечается в 11 лет и в 13 лет.
Агрессивность в личностных характеристиках подростков формируется, в основном, как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется и в соответствующем поведении.
В отрочестве общение с родителями, учителями и другими взрослыми начинает складываться под влиянием возникающего чувства взрослости.
Подростки начинают оказывать сопротивление по отношению к ранее выполняемым требованиям со стороны взрослых, активнее отстаивать свои права на самостоятельность, отождествляемую в их понимании со взрослостью.
Они болезненно реагируют на реальные или кажущиеся ущемления своих прав, пытаются ограничить претензии взрослых по отношению к себе, чаще используются внешние формы отстаивания своей независимости, такие, например, как дерзость в общении.
В подростковом возрасте в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая объективные предпосылки для возникновения проявления агрессивности.
Современный подросток может реализовать свою агрессию двумя способами:
проявлять открыто, получая жизненный опыт - следуя этим путем, он либо добивается авторитета, престижа и самореализации, либо ломается, спивается, садится в тюрьму, кончает жизнь самоубийством;
прятать и подавлять, становиться послушным пай-мальчиком (девочкой), но при этом утрачивать часть энергии, ничего особого в жизни не добиваясь. Подавленная энергия в том случае будет прорываться наружу в виде либо невроза, либо психосоматического заболевания.
В большинстве случаев агрессивное поведение носит вторичный характер, то есть возникает вследствие негативной реакции окружающих на ребенка и его проблемы а так же может быть обусловлено несколькими обстоятельствами:
психофизиологическим развитием (подростковый возраст);
нервно-психическими заболеваниями;
физическими недостатками,
дефектами речи,
внешней непривлекательностью,
недостатками конституционно-соматического характера;
вредными привычками (алкоголизм, табакокурение.);
нарушением коммуникации в системе отношений «ребенок-взрослый» и «ребенок-сверстник»,
утратой взаимопонимания;
поведением, отклоняющимся от социальных норм и требований;
переживанием ребенком состояния эмоционального неблагополучия,
эмоциональным стрессом, тревожностью и депрессией;
наличием экстремальных кризисных жизненных ситуаций».
Выделяют четыре основные формы поведенческого расстройства детского и подросткового возраста, ведущими проявлениями которых может быть агрессивность:
расстройство поведения, ограничивающееся только семейным окружением,
расстройство поведения на фоне плохих взаимоотношений с группой сверстников, отвержения и изоляции,
расстройство поведения на фоне нормальных отношений со сверстниками, проявляющееся в различных ситуациях - дома и вне семейного окружения,
оппозиционно-вызывающее поведение, не coчитающееся с уровнем развития и ведущее к выражению адаптации.
В подростковом возрасте к индивидуально-типологическому и/или психопатологическому факторам агрессивного поведения присоединяется кризисно-возрастной.
Кризисная ситуация развитая усиливает различные психопатологические проявления агрессии, которая характерна для подросткового возраста.
В ходе ряда исследований были получены данные которые показывают, что агрессивные подростки, при всем различии их личностных характеристик и особенностей поведения, отличаются некоторыми общими чертами:
бедностью ценностных ориентации, их примитивностью, отсутствием увлечений, духовных запросов, узостью и неустойчивостью интересов, в том числе и познавательных;
повышенной внушаемость, подражательностью, неразвитостью нравственных представлений;
эмоциональной грубостью, озлобленностью как против сверстников, так и против окружающих взрослых;
наличием крайних самооценок...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Изучение стратегий поведения в конфликтных ситуациях подростков из полных и неполных семей

Курсовая работа: Гендерные особенности стратегий поведения в конфликтах

Реферат: Диагностика и коррекция отклоняющегося поведения подростков

Курсовая работа: ВЗАИМОСВЯЗЬ ТРЕВОЖНОСТИ И СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ

Курсовая работа: Специфика проявления девиантного поведения подростков