Курсовая работа: Гендерные различия позитивных психологических качеств у современных российских школьников

Актуальность данного исследования заключается в возрастающей интерес современной психологии к позитивным аспектам личности: самоактуализации и самореализации, личностному росту, феномену счастья и жизнестойкости.

Дата добавления на сайт: 25 сентября 2024


Скачать работу 'Гендерные различия позитивных психологических качеств у современных российских школьников':


Гендерные различия позитивных психологических качеств у современных российских школьников
личностный школьник ценностный гендерный
Введение
Актуальность данного исследования заключается в возрастающей интерес современной психологии к позитивным аспектам личности: самоактуализации и самореализации, личностному росту, феномену счастья и жизнестойкости. Данная тенденции, которая впервые появилась в середине XX века в концепциях гуманистической психологии, сформировалась в итоге в особое движение в западном сообществе, которое получило название «позитивная психология». Основателем данного направления является М. Селигман, который занимался исследованиями выученной беспомощности и оптимизма. Работы автора послужили отправной точкой в изучении и осмысление оптимизма, как аспекта человеческой психики и остаются актуальными в настоящий период времени. Позитивная психология, теоретические и эмпирические исследования данного направления в последние несколько лет становятся востребованными не только в западной и европейской культуре, но и находят отражения в работах таких отечественных психологов, как Л.М. Рудиновой, Т. О. Гордеева, М.С. Замышляева.
Из последних исследований десятилетия следует, что оптимизм является важным психологическим качеством личности, а также тесно связан с мотивационной деятельностью, гендерными особенностями, настойчивостью, стрессом, надеждой и многими другими эмоциональными и когнитивными процессами. Полученные данные помогают разрешить целый ряд практических проблем в психологии, но также остаются открытыми многие вопросы, связанные непосредственно с процессом развития позитивных личностных качеств, их зависимость от индивидуальных, социокультурных факторов, ценностных ориентиров и гендерных особенностей личности. Остается значимым вопрос формирования позитивного восприятия, которым занимаются многие ведущие зарубежные и отечественные психологи и педагоги.
Исследования указывают на важность развития позитивного восприятия себя и мира не только у взрослых, но и ребенка. Разрабатываются сопровождающие методики, которые встроены в процесс обучения и личностные сфера деятельности школьников.
Объект исследования позитивные психологические качества личности современного российского школьника.
Предмет исследования гендерные особенности позитивных психологических качеств в их взаимосвязи с системой ценностных ориентаций у современных российских школьников.
Гипотезой исследования является предположение о том, что выраженность и развитость позитивных личностных качеств характеризуются гендерными различиями.
Целью исследования магистерской диссертации является выявление различий и особенностей развитости позитивных личностных качеств у мальчиков и девочек, обучающихся в российских школах.
Цель исследования определила следующие задачи:
поранализировать теоретические подходы к заявленной проблеме;
сформировать и провести программу эмпирического исследования, направленного на выявление гендерных особенностей выраженности позитивных качеств личности школьников;
проанализировать, обобщить и оформить результаты работы. Основными методами теоретического и практического исследования стали:
наблюдение;
описание;
измерение;
обобщение;
анкетирование;
тестирование.
Теоретической базой исследования стали научно-методические работы в области психоаналитической, гуманистической и бихвеоральной психологии направленные на изучение процесса формирование личности, ее эмоциональных, когнитивных и познавательных процессов, гендерных особенностей, влияния социокультурных и исторических аспектов, а также послужили для создания теоретических и эмпирических исследований данной магистерской диссертации.
Исследования в области позитивной психологии М. Селигмана, М. Хайдеггер, Дж. Кехо, Е.П. Ильина, Т.Л. Крюкова, Ю.М. Орлова, О. А. Сычева, Л. М. Рудиной и других специалистов послужили материалом для теоретического анализа феномена оптимизма в зарубежной и отечественной психологии, а также позитивного развития личности и формирования позитивного восприятия у современных школьников.
Материалы для теоретического и эмпирического анализа соотношения ценностных ориентаций с позитивными качествами личности стали труды М. Рокича, В. Б. Ольшанского, Ю.И. Жукова, И.А. М. Ю. Кузьминова и других.
Работы З. Фрейда, Дж. Мак К, А. Шеррфис, О. Вейнингера, Л. Фратти, Г. Гейманса, Е. А. Аркина, П.П. Блонского, М. Хорнер, К. Гиллиган, В.С. Агеева и других стали материалом для теоретического анализа гендерных особенностей качеств и свойств личности.
Материалом для анализа феномена гендера, гендерных особенностей и гендерных стереотипов послужили исследования С. Бема, Ш. Берна, Н. Ажгихина, И.Б. Назарова, Е.В. Лобза, И.В. Грошева.
Научная новизна заключается в том, что данные исследования впервые проводились на данной выборке, которая была распределены по гендерному признаку для выявления формирования позитивных качеств и их взаимосвязи с ценностными ориентациями.
Практическая значимость заключается в обобщение теоретических и эмпирических исследований в области гендерных различий позитивных
психологических качеств у современных российских школьников, а также в их взаимосвязи с системой ценностных ориентаций у современных российских школьников.
Положения, выносимые на защиту:
Проблемы позитивного развития личности представляют собой не только теоретический интерес в психологии, но и является новой, развивающейся практической сферой, которая способствует разрешению внутренних и межличностных конфликтов, на основе формирования новых жизненных ориентиров, поиска внутренних ресурсов и способности личности самостоятельно справляться с конфликтами.
Формирование позитивного восприятия мира у современных школьников требует не только участие и работы психологов, но и педагогов, которые в процессе обучения, используя методы и методики позитивной психологии, воспитывают и закладывают основы позитивного мышления и отношения к внешнему миру.
На развитие и формирование позитивных психологических качеств влияют многие внешние и внутренние факторы: социум, исторические, культурные, политические и даже этнические аспекты жизни человека, а также его специфические качества, особенности характера, ценностные ориентиры, и гендерные различия, гендерные стереотипы.
Исследования гендерных различий позитивных психологических качеств у современных российских школьников позволяют определить и выявить важные аспекты в эмоциональной и когнитивной сфере личности, которая формирует ее деятельность. Осознание данных особенностей позволяет разработать новые механизмы и техники для работы психологов и педагогов.
Цели и задачи исследования определили следующую структуру работы: данная магистерская диссертация включает в себя введение, две главы, заключение, приложение.
Первая глава содержит в себе основные теоретические положения о феномене оптимизма в отечественной и зарубежной психологии, позитивных личностных качеств, их взаимосвязи с ценностными ориентациями, проблемами позитивного развития личности и формирования позитивного восприятия мира у современных российских школьников, гендерных особенностях развития качеств и свойств личности подростка.
Вторая глава представляет собой эмпирические исследования, где осуществляется проверка гипотезы данного исследования, проводится анализ и обсуждение полученных результатов.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПОЗИТИВНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ В ГЕНДЕРНОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ
.1 Проблема позитивного развития личности и формирования позитивного восприятия мира у современных российских школьников
Одно из направлений современной психологии является запрос на исследование позитивных аспектов человеческой деятельности и эмоциональных состояний: самоактуализации и самореализации, личностный рост, потребность в счастье, жизнестойкость. Данные понятия рассматриваются в области не только гуманитарной психологии и других направлениях и школах, но и формируют новую область в науки.
Анализируя позитивное мышление, позитивное развитие личности и формирование позитивного восприятия мира, стоит сказать, что само понятие «оптимизм» появился относительно недавно. В 18 в. Г.В. Лейбниц ввел это определение для специфического способа мышления, которое заключалось в особом отношении человека к миру и деятельности, а затем Вольтер популяризировал термин в своем романе «Кандид, или оптимизм». В своей работе философ поднимал многие вопросы, связанные с мировоззрением человека, влиянием мышления на его деятельность. В сатирической форме Вольтер заложил основу нового философского направления.
Сама теория оптимизма, непосредственно связанная с данным понятием, возникла в ходе экспериментов М. Селигмана по изучению причин формирования «выученной беспомощности». В процессе данных экспериментов обнаруживалось, что даже в аспектах неблагоприятной внешней среды некоторые личности оказываются устойчивыми к переходу в беспомощное состояние, сохраняют активность, мотивацию и не прекращают попыток достичь успеха. Данную особенность, которая обеспечивает это явление, М. Селигман связывал с понятием оптимизма и предполагал, что именно приобретенный оптимизм служит причиной того, что временные трудности не снижают мотивации к активным действиям.
По мнению М. Селигмана, особенность оптимизма заключается в стиле объяснения причин неудач или успехов, которые личности определяет в тех или иных ситуациях.
Оптимистичные личности склонны приписывать неудачи случайному стечению обстоятельств, случившемуся в определенной точке пространства в определенный момент времени. Успехи они привычно считают личной заслугой и склонны рассматривать их как то, что случается почти всегда и почти везде.
Определив, таким образом, основные характеристики оптимизма, М. Селигман разработал надежный способ оценки степени присущего личности оптимизма по его высказываниям, письмам, статьям, а также предложил специальный тест для оценки степени оптимизма/пессимизма.
Данные материалы позволили провести ряд экспериментов, которые исследовали степень влияния оптимизма на политическую, профессиональную деятельность людей и на жизнь целых стран.
Оптимистичная личность, как показали исследования, имеют ряд преимуществ. Такие люди более инициативны, энергичны, не склонны к депрессивным состояниям, результаты их деятельности обычно выглядят более внушительно. Они производят лучшее впечатление на окружающих и, что для нас особенно важно, чаще радуются жизни и пребывают в хорошем настроении, что привлекает к ним других людей.
Также М. Селигману удалось составить характеристику личности по стилю мышления: оптимизм/пессимизм, которые послужила отправной точкой для дальнейших исследований в данной области.
Таблица 1.Характеристики стилей мышления по М. Селигману
ОПТИМИЗМ
Успехи Неудачи
Приписываются себе (Это произошло закономерно, в этом моя заслуга, я это сделал сам, все зависело и зависит от моих собственных усилий и моего желания) Приписываются стечению обстоятельств (Просто не повезло, неудачно сложились обстоятельства, не по моей вине, по вине случая или других людей)
Широко в пространстве (При любых обстоятельствах, если захотеть и постараться, успех обеспечен. В любом месте, в любой стране) Локально в пространстве (Просто в этом месте случайно оказались не самые лучшие условия)
Широко во времени (И раньше так было, и в будущем будет так же. Всегда. За очень редким исключением) Локально во времени (Время оказалось не самым удачным. Нужно попробовать позже еще раз)
ПЕССИМИЗМ
Успехи Неудачи
Приписываются стечению обстоятельств (Просто повезло, удачно сложились обстоятельства, по воле случая или других людей) Приписываются себе (Это произошло закономерно, в этом моя вина, я это сделал сам, и сам виноват)
Локально в пространстве (Просто в этом месте случайно сложились благоприятные для меня условия) Широко в пространстве (При любых обстоятельствах, в любом месте, в любой стране неудачи мне обеспечены)
Локально во времени (Время оказалось удачным. Вряд ли еще когда так повезет) Широко во времени (И раньше так было, и в будущем будет так же. Всегда. За очень редким исключением)
Труды М. Селигмана послужили основной для дальнейших теоретических и эмпирических исследований в области позитивного мышления и формирования данной характеристики личности.
Изучая оптимизм как индивидуальное психологическое явление в исторических реалиях, К. Петерсон отмечал, что на современные представления об оптимизме оказали влияние многие подходы и направления в психологии, которые, так или иначе, включали в сферу своих научных интересов данное понятие. Среди наиболее значимых исследования является теория поля К. Левина и теория личностных конструктов Дж. Келли. Эти теории послужили основой не только для дальнейшего исследования феномена, но и сформировали новую, на данный момент активно развивающуюся, практическую и теоретическую отрасль в психологии. [78,97]
Позитивная психология относительно новое направление психологии, которое занимается изучением положительных аспектов психики человека. В отличие от классических сфер психологии, которые ориентируются на проблемы и патологии, основными темами исследованиями тех аспектов личностной и межличностной сферы, которые направлены на достижения счастья людей, активизацию их внутренних ресурсов и самореализации. Данная область исследований стремится обнаружить природные способности человека и сделать опыт жизни более удовлетворительным.
Сам метод позитивной психологии был введен в 1968 году профессором Носсратом Пезешкианом. Данный метод относится к траскультруной, психодинамической психотрепевтическим методам с гуманистической направленностью.
Одним из самых значимых факторов в позитивной психологии являются способности личности, как врожденные (базовые способности), так и сформировавшиеся в процессе становления личности (актуальные способности), а также их развитие.
Позитивная психология также существует в рамках кросс- культурного метода, который интегрирует в себе философскую и интуитивную мудрость, опыт человека, а также рациональную систему суждений об окружающем мире.
Методы позитивной психологии основываются на нескольких принципах:
Принцип надежности, который соответствует позитивный аспект в видение способностей и возможностей личности.
Принцип баланса заключается в себе содержательный анализ психодинамической структуры личности, результатом которого становится гармонизация первичных и вторичных актуальных способностей человека.
Принцип самопощи определяет метамодель, которая используется в качестве стратегии гармонизации, адаптации и развития личности.
В рамках индивидуальной, семенной и групповой терапии позитивная психология основывается на пяти этапах (ступенях), которые не только позволяют пережить травмирующие обстоятельства, но и приобрести навыки самопомощи.
Пять ступеней позитивный психологии заключат в себе процесс наблюдения/дистанциирования, инвентаризации, ситуативного ободрения, вербализации, расширение системы ценностей. Под процессом наблюдения подразумевается рефлексия, которая в последствие служит катализирующим фактором для личности и помогает ей выделить травмирующие обстоятельства и найти способы дистанцироваться от негативного опыта в своей жизни. Инвентаризация представляет собой поиск внутренних и внешних ресурсов для преодоления жизненных кризисов. Ситуативное одобрение позволяет ощутить положительное влияние «здесь и сейчас», то есть развитие способности терапевтические определять акценты. Вербализацию стимулирует словесное описание переживаний, эмоциональных состояний, мыслей и поведения. Расширение системы целей служит для обогащения и подкрепления внутренних ресурсов, которыми обладает личность.
Пять ступеней в позитивной психологии это своеобразный синтез психотерапевтических направлений, предпосылками которыми послужили методы из генштальт-терапии, поведенческой и гуманитарной психологии.
Позитивная психотерапия определяется гибкостью в системе взаимоотношений между психотерапевтом, индивидом, семей и обществом. Позитивный подход ориентируется не только на внутренние ресурсы, но и ресурсы семьи, на социокультурный и экологические потенциал.
В рамках данного подхода конфликтные ситуации, травмирующие обстоятельства и трудности не служат основной проблематикой для диагностики и поиска первопричин, а являются отправной точкой для поиска конструктивного выхода из сложившихся обстоятельств «здесь и теперь». Такой подход предполагает использование в качестве ресурсов для изменения ситуации как при помощи воспоминаний (прошлого), так и фантазий (будущего). Важным фактором позитивной психотерапии становится поиск решений на основе личного опыта.
Позитивная психология позволяет отказаться от привычек, устойчивых форм поведения, стереотипов, которые мешают разрешению повседневных проблем, препятствуют приобретению нового опыта, позволяющего действовать и чувствовать с опорой на позитивные переживания.
В процессе психотерапии определяются основные направления, которые подвергаются изменениям, с учетом и поиском внутренних ресурсов, которые может использовать личность в данный момент. Формируется некий результат, к которому она стремится.
В своей работе «Позитивная семейная психотерапия: семия как психотерапевт» Н. Пезешкиан не только рассматривает психологические работы с семьей, но и определяет болезни и жизненные трудности, как отражение человека на событиях происходящие в семье и в обществе целом. Автор делает акцент на важности тактильных контактов (объятий, прикосновений) в сфере общения человека, поскольку это является базовыми потребностями индивида. [13,78,97]
Позитивная психология и педагогика основывается на осознание личности в самоактуализации и самосовершенствовании, а также делает данный процесс максимально безопасным. Позитивная педагогика предполагает работу с отрицательными чертами и отрицательными сторонами жизни в ходе личного роста и продуктивного анализа внешнего мира и современных реалий.
Позитивное мышление выполняет ряд важный функций в жизни индивида:
Оздоровительную функцию, которая заключает в себе изменение привычного жизненного стиля, способности поиска благоприятных аспектов в каждой ситуации, самопринятии и приятии мира.
Адаптационная функция предполагает использование конструктивных методов реагирования и поведения индивида на те или иные обстоятельства. Данная функция позволяет субъекту более гибко приспосабливаться в современном динамичном социуме.
Функция формирования активной жизненной позиции позволяет личности не поддаваться влиянию травмирующих и неблагоприятных жизненных обстоятельств. Активная жизненная позиция помогает принять ответственность и контроль над происходящими событиями, а не становится пассивным созидателем...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Гендерные различия социальной идентичности

Реферат: Гендерные различия проявления тревожности в подростковом возрасте

Курсовая работа: Гендерные различия подростков при выборе стратегий поведения в конфликте

Курсовая работа: Социально–педагогические основы по формированию нравственных качеств школьников

Учебно-исследовательская работа студента (УИРС): Методы социальной психологии в современных социально-психологических исследованиях‬