Курсовая работа: Гендерные различия социальной идентичности

Сегодня в современной России в условиях обострения социальных и экономических проблем с каждым годом увеличивается число детей - сирот. Статистика свидетельствует, что по числу детей-сирот, приходящихся на каждые 10 тыс. детского населения, Россия занимает первое место в мире. Почти 50% детского населения страны (около 18 миллионов) находится в зоне социального риска.

Дата добавления на сайт: 15 августа 2024


Скачать работу 'Гендерные различия социальной идентичности':


Содержание
Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы социальной идентичности детей-сирот
.1 Общая характеристика социальной идентичности
1.2 Особенности социальной идентичности подростков, воспитывающихся в условиях интернатного учреждения
Выводы по первой главе
Глава 2. Экспериментальное исследование социальной идентичности подростков, воспитывающихся в условиях интернатного учреждения
.1 Организация и методы исследования
.2 Анализ результатов исследования социальной идентичности подростков, воспитывающихся в условиях интернатного учреждения
.3 Психолого-педагогические рекомендации по формированию социальной идентичности детей-сирот
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
Приложения

Введение
Сегодня в современной России в условиях обострения социальных и экономических проблем с каждым годом увеличивается число детей - сирот. Статистика свидетельствует, что по числу детей-сирот, приходящихся на каждые 10 тыс. детского населения, Россия занимает первое место в мире. Почти 50% детского населения страны (около 18 миллионов) находится в зоне социального риска. Ежегодно в России выявляется более 100 тысяч детей, нуждающихся в опеке [24]. Из 620 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей за последние годы, 95 % - социальные сироты [10].
Проблема психического развития детей, воспитывающихся в условиях социального приюта, активно изучались как зарубежными (Дж. Боулби, Й. Лангмейер, З Матейчик, А. Фрейд, Р. Шпитц и др.), так и отечественными (Л.И. Божович, Е.В. Виноградова, Л.Н. Галигузова, И.В. Дубровина, М.И. Лисина, С.Ю. Мещерякова, В.С. Мухина, А.Г. Рузская, Г.В. Семья, Л.И. Шипицина и др.) учёными.
Результаты многочисленных исследований [1; 4; 13; 21; 37] свидетельствуют о том, что развитие ребенка в условиях воспитания вне семьи проходит по иному пути и имеет свои специфические особенности, в отличие от развития ребенка в семье. В социальных учреждениях не всегда создаются достаточные условия для компенсации последствий психической депривации, что влечет за собой серьезные трудности в социализации, построении собственной жизни воспитанниками таких учреждений. Данные исследований подтверждают, что благополучно строят свою самостоятельную жизнь не более четверти всех выпускников данных учреждений [10; 14; 31].
Социальная идентичность, оформляющаяся в качестве психологического конструкта в подростковом возрасте, представляет собой осознание личностью своей принадлежности к тем или иным группам.
Впервые понятие "идентичность" было предложено Э. Эриксоном и определялось как внутренняя непрерывность и тождественность человека самому себе. Изучением проблемы социальной идентичности занимались многие зарубежные и отечественные учёные (Д. Джексон, Ч. Кули, Дж. Мид, Р. Томе, S. Bochner, C. Brown, H.Tajfel, J. Turner, В.С. Агеев, О.А. Волкова, Н.Л. Иванова, И.С. Кон, Е.В. Конева, И.С. Клецина, А.В. Микляева, П.В. Румянцева, Т.Г. Стефаненко и др.).
Социальная идентичность обусловливает способность индивида к ассимиляции личностного и социального опыта и поддержанию собственной целостности и субъектности в подверженном изменениям внешнем мире. От качественных характеристик социальной идентичности зависит функциональность личности во взрослой самостоятельной жизни.
Социальная идентичность детей-сирот имеет специфические особенности, по сравнению с социальной идентичностью детей из обычных семей. Изучению социальной идентичности детей-сирот посвящены работы Н.В. Лебедевой, Е.С. Морозовой, Е.А. Серёгиной, Л.Н. Ожиговой, А.Н. Прихожан, А.Н. Пугачёвой, Н.Н. Толстых, Т.И. Юферевой. Исследования показывают, что для детей и подростков, воспитывающихся в детских интернатных учреждениях характерно развитие мнимой (искаженной) идентичности [19]; воспитанники и выпускники интернатов испытывают затруднения в осознания себя и своего места в мире, проявляют неуверенность в понимании собственного Я [21; 25; 31; 37]; характерной чертой многих подростков, воспитывающихся вне семьи, является "негативная идентичность" [25]. Однако проблема социальной идентичности детей-сирот требует дальнейшего более детального изучения, что обусловлено её актуальностью, с одной стороны, и недостаточной разработанностью, с другой.
Объект исследования: социальная идентичность детей-сирот.
Предмет исследования: особенности социальной идентичности подростков, воспитывающихся в условиях интернатного учреждения.
Цель исследования: изучение особенностей социальной идентичности подростков, воспитывающихся в условиях интернатного учреждения.
Гипотеза исследования:
Социальная идентичность подростков, воспитывающихся в условиях интернатного учреждения, ограничена, что обусловлено нарушением эмоциональных привязанностей, а также специфическими условиями воспитания вне семьи. Из двух составляющих "Я-концепции" личности, социальная идентичность занимает более низкую позицию, чем личностная идентичность.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблемам социальной идентичности личности и социальной идентичности детей-сирот.
2. Провести экспериментальное исследование социальной идентичности подростков, воспитывающихся в условиях интернатного учреждения.
. Разработать психолого-педагогические рекомендации по формированию социальной идентичности подростков, воспитывающихся в условиях интернатного учреждения.
Методы исследования
При проведении исследования использовались следующие методы:
теоретические методы психологического исследования: анализ, синтез, сравнение, обобщение;
эмпирические методы: психодиагностические методы (Тест "Кто Я?" М. Куна и Т. Макпартленда), метод анализа продуктов деятельности (сочинение на тему "Каким я себя вижу?"), экспериментальный метод (констатирующий эксперимент);
методы обработки экспериментальных данных: количественный анализ с использованием методов математической статистики (критерий х2 - Пирсона) и качественный анализ результатов исследования (дифференциация фактического материала по группам, описание типовых случаев).

Глава 1. Теоретический анализ проблемы социальной идентичности детей-сирот
1.1 Общая характеристика социальной идентичности
Идентичность - категория социально-гуманитарных наук (психологии, социальной философии, культурной антропологии и др.), применяемая для описания индивидов и групп в качестве относительно устойчивых, "тождественных самим себе" целостностей. Идентичность не присуща индивиду изначально, она формируется, закрепляется или, напротив, трансформируется в ходе социального взаимодействия [22].
В психологии термин "идентичность" был предложен Э.Эриксоном и тесно связан с понятием "самосознание" и "Я-концепция". Согласно Э.Эриксону идентичность является главным ядерным образованием личности, условием психического здоровья: если она не сложится, человек не находит себя, своего места в обществе, оказывается "потерянным".
В психологическом словаре идентичность определяется как чувство тождественности человека самому себе, ощущение целостности, принимаемый им образ себя во всех своих свойствах, качествах и отношениях к окружающему миру [16].
Идентичность формируется в юношеском возрасте, это характеристика достаточно зрелой личности. До этого времени ребёнок должен пройти через идентификацию себя с разными социальными группами (социальная идентичность) и идентификацию с людьми, которым присущи определённые личностные особенности (личностная идентичность), в результате чего рождается знание о себе.
Социальная идентичность - это аспект "мы" в нашей Я-концепции. Вариант ответа на вопрос "Кто я такой?", базирующийся на нашей принадлежности той или иной группе [17].
Никакие психологические описания и нормативы не имеют смысла без учета социальной идентичности, причем каждый индивид обладает несколькими разными социальными идентичностями. Это создает проблему индивидуальной идентичности или самости, т. е. интеграции и иерархизации разных социальных ролей индивида в его самосознании.
Социальная идентичность - один из процессов социальной идентификации, который состоит в том, что по мере того как внутри группы отношения все более стабилизируются, идентификация ее членов становится более деперсонализированной, индивидуальные свойства становятся психологически относительно менее важными, чем общие групповые свойства. Социальная идентичность организует социальный мир в группы и определяет самого человека как члена одних групп, а не других.
Социальная идентификация выполняет важные функции, как на групповом, так и личностном уровне: именно благодаря этому процессу общество получает возможность включить индивидов в систему социальных связей и отношений, а личность реализует базисную потребность в групповой принадлежности, обеспечивающей защиту, возможности самореализации, оценки другими и влияния на группу [40].
Н.Л. Иванова выделяет следующие жизненно важные функции социальной идентичности: а) адаптационная - приспособление к новым социальным условиям; б) ориентировочная - поиск своего места в социальном пространстве; в) структурная - придание определённости, упорядоченности Я; г) целевая - целеполагание, построение модели поведения; д) экзистенциональная - осмысление своей сущности, прогнозирование [7].
Микляева А.В., Румянцева П.В. выделяют три основных подхода к пониманию проблемы социальной идентичности личности: психоаналитический, интеракционистский и когнитивистский. Каждый из этих подходов трактует идентичность исходя из доминирующей категории своей парадигмы: эго, мотив в психоанализе, интеракция, взаимодействие в интеракционизме, когнитивная схема в когнитивизме.
Представитель психоаналитического подхода Э. Эриксон разработал концепцию психосоциальной идентичности, которая близка к современному пониманию феномена социальной идентичности. С точки зрения Эриксона (1976), только часть идентичности осознаваема, часть находится в области предсознания, а по большей части она расположена в бессознательном, может даже подвергаться вытеснению. Психосоциальная идентичность - продукт взаимодействия между обществом и личностью. В качестве опосредующего инструмента идентификации выступает "идеология" - систематизированная совокупность идей и идеалов.
В рамках символического интеракционизма основы исследования социальной идентичности были заложены работами Ч. Кули и Дж. Мида. Дж. Мид рассматривал идентификацию как результат социального взаимодействия. В качестве инструмента идентификации индивида с группой он вводит понятие "обощенный другой". Последователь Дж. Мида - Р. Томе - изучал взаимосвязь Я-концепции с представлением о "другом". С точки зрения ученого, "другой" играет решающую роль в процессе становления идентичности, присутствие "другого" включается в осознание себя, которое никогда не отделено от осознания "другого" как партнера.
Современные исследования социальной идентичности базируются на двух основных теориях, разработанных в рамках когнитивистской парадигмы: теории социальной идентичности H.Tajfel и J.Turner (1979), а также теории самокатегоризации J.Turner (1982)..Tajfel и J.Turner (1979) определили социальную идентичность как те аспекты "образа Я" человека, которые возникают из социальных категорий, к которым он ощущает свою принадлежность. Теория социальной идентичности строится на следующих общих положениях: 1) люди стремятся удерживать или повышать свою самооценку, то есть стремятся к позитивной "Я-концепции"; 2) социальные группы или категории и членство в них связаны с позитивным или негативным ценностным смыслом, поэтому социальная идентичность может быть позитивной или негативной, исходя из оценок тех групп, которые участвуют в создании социальной идентичности человека; 3) оценка своей собственной группы определяется при соотнесении с другими конкретными группами путем социального сравнения значимых свойств и характеристик.
Важной чертой теории социальной идентичности является то, что она проводит четкую грань между социальной идентичностью (описанием "Я", основным на осознании членства в определенной социальной группе) и личностной идентичностью (частью "Я", описываемой в терминах уникальных личностных черт и близких межличностных отношений). Групповое и межгрупповое поведение (например, этноцентризм, ингрупповой фаворитизм, межгрупповая дискриминация, конформность, нормативное поведение, стереотипизирование, сплоченность) имеют место только тогда, когда именно социальная идентичность выступает на первый план в структуре Я-концепции личности, что определяется особенностями контекста и ситуации.
Теория самокатегориации делает больший акцент на когнитивных процессах, вовлеченных в процесс самоопределения и самоинтерпретации. J. Turner (1982) отмечает, что каждый человек принадлежит к нескольким социальным группам, в разработанной теории он пытается объяснить, почему личность идентифицируется с определенной социальной категорией в определенной ситуации, и какие ситуационные факторы объясняют подобные идентификации. В процессе социальной категоризации субъект восприятия старается подчеркнуть различия, существующие между членами ингруппы, с одной стороны, и членами аутгруппы - с другой, чтобы установить свою социальную идентичность. В теории самокатегоризации подчеркивается изменчивость, подвижность социальной идентичности, ее зависимость от контекста [18].
В отечественной социальной психологии проблема социальной идентичности разрабатывалась в рамках деятельностного подхода. Исследования В.С.Агеева (1990) показали, что процесс идентификации индивида с группой возникает не спонтанно, а определяется структурой межгрупповой деятельности.
В.С. Агеев сформулировал важнейшие положения теории социальной идентичности в виде следующих постулатов.
. Социальная идентичность складывается из тех аспектов образа "Я", которые вытекают из восприятия индивидом себя как члена определенных социальных групп. Так, например, в "Я-образ" может входить осознание себя как мужчины, европейца, англичанина, студента, представителя средних слоев общества, члена спортивной команды, молодежной организации и т.д.
. Социальные группы и членство в них связаны с сопутствующей им положительной или отрицательной оценкой, существующей в обществе, следовательно, социальная идентичность может быть положительной или отрицательной. Например, на протяжении столетий принадлежность к мужскому полу ценилась выше, чем к женскому, аристократические слои общества - выше плебейских и т.д. В условиях современной Англии, где деление на классы в школе осуществляется по успехам в учебе и "способностям", восприятие себя учеником слабо успевающего класса создает предпосылки для формирования негативной социальной идентичности.
. Оценка собственной группы индивидом определяется взаимоот-ношениями с некоторыми другими группами через социальное сравнение ценностно значимых качеств и характеристик. Сравнение, результатом которого становится положительное отличие своей группы от чужой, порождает высокий престиж, отрицательное - низкий.
. Индивиды стремятся к достижению или сохранению позитивной социальной идентичности.
В.С. Агеев подчёркивает, что социальная идентичность и личностная идентичность (осознаваемые индивидуальные особенности) образуют единую когнитивную систему - "Я-концепцию". В целях приспособления к различным ситуациям "Я-концепция" регулирует поведение человека, делая более выраженным осознание либо социальной, либо личностной идентичности. Большая выраженность в самосознании социальной идентичности влечет за собой переход от межличностного поведения к межгрупповому. Основной чертой последнего является то, что оно контролируется восприятием себя и других с позиций принадлежности к социальным категориям. Как только на первый план в "Я-концепции" выходит социальная идентификация, личность начинает воспринимать себя и других членов своей группы как имеющих общие, типичные характеристики, которые и определяют группу как целое. Это ведет к акцентуации воспринимаемого сходства внутри группы и воспринимаемого различия между теми, кто относится к разным группам [33].
Личность одновременно является членом многих социальны групп, и принадлежность к различным группам имеет различное значение для формирования социальной идентичности. Значимость идентификации с определенной группой не статична, она изменяется с течением времени и в зависимости от актуальной ситуации. Одним из ситуационных факторов, влияющих на относительную значимость различных компонентов социальной идентичности, является то, ассоциируется этот компонент с позитивным или негативным исходом конкретной ситуации. H.Tajfel и J.Turner утверждают, что, когда членство в определенной группе воспринимается как негативное или несущее угрозу (например, в ситуации дискриминации), индивиды могут отстранятся от низкостатусной группы или снижать значимость идентификации с такой группой для сохранения позитивности собственной Я-концепции. Как показывают исследования, афроамериканские подростки, которые считают, что их расовая группа оценивается негативно, демонстрируют более низкй уровень этнческой идентификации, чем афро-американские подроскти, которые не считают, что африканцы вызывают негативное отношение (Turner J., Brown C. 2007).
По мнению Д. Джексона многие индивидуально-психологические явления, сопутствующие социальной идентичности могут быть рассмотрены в следующих координатах: 1) рост привлекательности группы для ее члена, выражающийся в его позитивных чувствах по поводу пребывания в группе; 2) деперсонализация - размышление о себе больше в терминах неотъемлемого члена группы ("Мы") и меньше в терминах уникального индивидуума ("Я"); 3) восприятие зависимости себя от группы - вера в то, что собственное благополучие и благополучие группы связаны между собой, а также возникновение чувства собственного долга в построении позитивных отношений с членами группы; 4) ощущение межгрупповой конкуренции - восприятие другой группы как конкурирующей с собственной группой [3].
Исследователи проблемы социальной идентичности личности (Turner J., Brown C., Агеев В.С., Микляева А. В., Румянцева П. В.) отмечают, что центральными компонентами в структуре социальной идентичности личности являются гендерная и этническая идентичности, т.к. именно принадлежность к этническим и гендерным группам представляет собой наиболее очевидные основания для категоризации. Наряду с гендерной и этнической, выделяют также возрастную, профессиональную и городскую идентичности, которые, связаны с важнейшими аспектами социального бытия личности.
Гендерная идентичность - осознание своей принадлежности к мужскому или женскому полу, данное понятие обозначает аспект самосознании личности, описывающий переживание человеком себя как представителя пола, как носителя конкретных полоспецифических характеристик и особенностей поведения, соотносимых с представлениями о маскулинности / фемининности [11].
Гендерная идентичность является продуктом социального конструирования. Она начинает формироваться с рождения ребенка, когда на основании строения его наружных половых...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Гендерные различия подростков при выборе стратегий поведения в конфликте

Реферат: Гендерные различия проявления тревожности в подростковом возрасте

Курсовая работа: Гендерные различия позитивных психологических качеств у современных российских школьников

Курсовая работа: ГЕНДЕРНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ ВЫБОРА СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ

Учебно-исследовательская работа студента (УИРС): Организация медико-социальной помощи онкологическим больным