Курсовая работа: Гендерные стереотипы у женщин разных возрастных групп

Гендерные исследования ведутся в мире уже более тридцати лет. Можно сказать, что определен предмет исследования, выявлен категориальный аппарат, сформулированы методологические принципы анализа проблем и разработаны методики их изучения. Все это, однако, не означает, что теперь достаточно только описывать и систематизировать локальные проявления взаимодействия мужского и женского с помощью известных схем; двадцать первый век порождает новые проблемы.

Дата добавления на сайт: 15 августа 2024


Скачать работу 'Гендерные стереотипы у женщин разных возрастных групп':


Оглавление
Введение
Глава 1. Литературный обзор
1.1 Определение терминов гендерной психологии
1.2 Теория гендерной схемы
1.2.1 Условия способствующие утверждению в сознании и Я-концепции гендерной схемы
1.3 Гендерные стереотипы
1.3.1 Возникновение гендерных стереотипов
1.4 Гендерные роли
1.5 Гендерный конфликт
Глава 2. Исследование гендерной принадлежности
2.1 Исследование гендерных стереотипов методом личностного семантического дифференциала
2.1.1 Обработка данных полученных методом личностного семантического дифференциала
2.2 Опросник "Я - женщина"
2.2.1 Обработка результата опросника "Я - женщина"
2.3 Поло-ролевой опросник С. Бэм
2.3.1 Обработка результатов поло-ролевого опросника С. Бэм
2.4 Цветовой тест Люшера
2.5 Описание выборки
2.6 Математико-статистические методы обработки данных
Глава 3. Анализ и интерпретация полученных данных
3.1 Анализ возрастных изменений
3.2 Интерпретация "Суммарного отклонения от аутогенной нормы" цветового теста М. Люшера
3.3 Анализ корреляций
3.4 Анализ данных полученных методом личностного семантического дифференциала
3.5 Результаты и интерпретация опросника "Я - женщина"
3.6 Результаты и интерпретация поло-ролевого опросника С. Бэм
Общий вывод
Заключение
Литература
Приложения
Введение
Гендерные исследования ведутся в мире уже более тридцати лет. Можно сказать, что определен предмет исследования, выявлен категориальный аппарат, сформулированы методологические принципы анализа проблем и разработаны методики их изучения. Все это, однако, не означает, что теперь достаточно только описывать и систематизировать локальные проявления взаимодействия мужского и женского с помощью известных схем; двадцать первый век порождает новые проблемы. Главную из них чаще всего обозначают как проблему половой идентичности. Но перспективу развития гендерных исследований можно сформулировать по-другому: на смену половой определенности в ХХ в. пришла неопределенность, следовательно, заглядывая вперед, мы можем предположить, что в ближайшие десятилетия перед личностью и обществом встанет проблема переопределения и сохранения половой стабильности и определенности. По гендерной психологии написано не мало книг, монографий, учебников. Много написано о становлении гендерных ролей, гендерной идентификации и т.д. Также необходимо заметить что гендерная тематика в системе отечественной психологии приобретает все большее распространение и актуальность. За период изучения рассматриваемой проблемы высказывались разные точки зрения. Как пишет И.С. Кон: "издавна шел спор, считать ли более желательной поляризацию мужского и женского начала, при максимальном совпадении индивидуальных качеств с соответствующими культурны стереотипам (сильный грубый, энергичный мужчина и слабая, нежная пассивная женщина), или напротив, их преодоление и сочетание в одном лице (сильный, но одновременно мягкий мужчина и слабая, но вместе с тем самостоятельная женщина)?" [16]. В настоящее время в западной культуре формируется образ маскулинизированной женщины. Наблюдается и другая тенденция - феминизация мужчин, формирование пассивного, феминного типа личности. Все это приводит к тому, что, приобретая некоторые свойства, присущие от природы противоположному полу, теряются и плохо используются свои, данные природой возможности. Тем самым нарушается один из основных принципов развития природы - специализация разных особей в выполнении определенных функций. А ведь еще Ф. Бекон писал, что счастлив тот, чьи занятия согласуются с его природой. Итак, перед нами стоит задача понять какие модели гендерного порядка были восприняты и усвоены тем поколением, которое сейчас активно действует в процессе переустройства России и формирует образцы отношений между полами в современном российском обществе.
Актуальность исследования: В последнее время, когда проблема гендерных отношений стоит наиболее остро, одним из самых актуальных вопросов является выявление тенденций в формировании гендерной идентичности. Опубликовано достаточно много работ на тему гендерной психологии, но основной акцент в них делается либо на критике традиционной гендерной модели, либо освещается общий круг терминов и понятий, рассматриваются методики изучения описываемых явлений. Работ же посвященных практическим исследованиям гендерных стереотипов и установок очень немного. Поэтому темой данного дипломного проекта стало исследование возрастных особенностей гендерных стереотипов у женщин.
Объект исследования: женщины в возрасте от 18 до 67 лет.
Предмет исследования: гендерные стереотипы.
Цель исследования: изучить и описать компоненты и структуру гендерных стереотипов у женщин разных возрастных групп.
Задачи исследования:
. Исследовать возрастные изменения гендерных стереотипов.
. Исследовать и описать особенности индивидуальных представлений о гендерных качествах.
. Выявить корреляции между различными факторами гендерного образа и проанализировать полученные зависимости.
Гипотеза:
Существует тенденция к маскулинизации образа идеальной современной женщины. Существует возрастная динамика гендерных стереотипов, с возрастом представления меняются в сторону феминизации. Или существуют корреляции среди ряда факторов описывающих типично женские качества. Существуют корреляции среди ряда факторов описывающих типично мужские качества.
гендерный стереотип женщина конфликт
Глава 1. Литературный обзор
1.1 Определение терминов гендерной психологии
Гендер - одна из базовых характеристик личности, обусловливающих психологическое и социальное развитие человека. Многокомпонентная структура гендера определяется четырьмя группами характеристик: биологический пол, гендерные стереотипы, гендерные нормы и гендерная идентичность [19, с.46-65].
Гендер - одно из основных понятий современной социологии, которое обозначает ролевые социальные ожидания представителей разного пола друг от друга. Гендер в отличие от понятия пола касается не сугубо физиологических свойств, по которым отличаются мужчины и женщины, а социально сформированных черт, присущих "женственности" (feminity) и "мужественности" (masculinity).
Гендерная социализация - процесс, посредством которого человек обучается моделям поведения в обществе, ценностям и т.д., соответствующим понятиям "мужское" и "женское".
Гендерная дифференциация - процесс, в котором биологические различия между мужчинами и женщинами наделяются социальным значением и употребляются как средства социальной классификации. В наиболее известных культурах основой гендера служит анатомический пол.
Гендерная роль - социальные ожидания, вытекающие из понятий, окружающих гендер, а также поведение в виде речи, манер, одежды и жестов. Предписания относительно поведения, связанного с гендерными ролями, особенно очевидны в половом разделении труда на мужской и женский.
Гендерная идентичность - аспект самосознания, описывающий переживание человеком себя как представителя определенного пола.
Гендерные стереотипы - стандартизированные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующих понятиям "мужское" и "женское".
Дифференциальное усиление - процесс социализации, в ходе которого приемлемое для данного общества поведение поощряется, а неприемлемое наказывается социальным неодобрением.
Дифференциальное подражание - процесс социализации, в ходе которого человек выбирает ролевые модели в соответствующей ему с точки зрения общепринятых норм группе и начинает подражать их поведению.
Гендерная идентичность - осознание своей принадлежности к мужскому или женскому полу [15]. Гендерная идентичность личности входит в структуру социальной идентичности.
Понятие социальной идентичности описывает то, как другие люди определяют человека на основе широких социальных категорий или признаков, таких как пол, возраст, профессия или этническая принадлежность [24]. Это те компоненты "Я" человека, которые переживаются им на уровне осознания принадлежности к какой-либо группе [24]. Социальная идентичность - это результат процесса социальной идентификации, под которым понимается процесс определения себя через членство в социальной группе [3; 23]. Социальная идентификация выполняет важные функции как на групповом, так и личностном уровне: именно благодаря этому процессу общество получает возможность включить индивидов в систему социальных связей и отношений, а личность реализует базисную потребность групповой принадлежности, обеспечивающей защиту, возможности самореализации, оценки другими и влияния на группу [31].
Гендерная идентичность - это особый вид социальной идентичности, сосуществующий в самосознании человека в единстве с представлениями о профессиональном, семейном, этническом, образовательном и т.п. статусе [33]. Гендерная идентичность - продукт социального конструирования [33]. Она начинает формироваться с рождения ребенка, когда на основании строения его наружных половых органов определяется его паспортный (гражданский, акушерский) пол. С этого начинается процесс гендерной социализации, в ходе которого ребенка целенаправленно воспитывают таким образом, чтобы он соответствовал принятым в данном обществе представлениям о "мужском" и "женском". Именно на основании существующих в обществе эталонов формируются представления ребенка о собственной гендерной идентичности и роли, его поведение, а также самооценка [15].
Первичное представление о собственной половой принадлежности формируется у ребенка уже в полтора года, причем именно это представление занимает место наиболее устойчивого и стержневого компонента самосознания. С возрастом гендерная идентичность развивается, происходит расширение ее объема и усложнение структуры. Двухлетний ребенок знает свой пол, но еще не может определить причины своего выбора.
В 3-4 года он уже способен осознанно определять пол окружающих людей, но зачастую связывает его с внешними, случайными признаками, кроме того, половая принадлежность считается детьми данного возраста изменяемой характеристикой. Необратимость половой принадлежности осознается детьми примерно к 6-7 годам, что сопровождается усилением половой дифференциации поведения и установок. Следующий важнейший этап формирования гендерной идентичности - это подростковый возраст. Подростковая гендерная идентичность становится центральным компонентом самосознания. Гендерная идентичность взрослого человека представляет собой сложно структурированное образование, включающее, помимо осознания собственной половой принадлежности, сексуальную ориентацию, "сексуальные сценарии", гендерные стереотипы и гендерные предпочтения [15].
Процессы гендерной социализации рассматриваются в контексте различных концептуализации. Во-первых, в концепциях, разработанных в рамках известных психологических ориентации (психоаналитическая, необихевиористская, когнитивистская). Это теории социального научения, моделирования, половой типизации и теория когнитивного развития [4,9,11,14,27]. Во-вторых, в специально разработанных концепциях для объяснения механизмов усвоения половой роли детьми в процессе социализации. Это такие теории, как новая психология пола и теория гендерной схемы [11, 12, 27].
В западной психологической литературе при рассмотрении таких вопросов гендерной социализации, как объяснение механизма передачи гендерной информации от родителей к детям, в последнее время наиболее широко используется теория гендерной схемы С. Бэм [24]. Рассмотрим основные положения теории гендерной схемы детальнее, так как она недостаточно подробно освещена в отечественной литературе.
Теория гендерной схемы опирается на две теории усвоения половой роли: теорию социального научения и теорию когнитивного развития. Представители теории социального научения считают, что в развитии полоролевого поведения все зависит от родительских моделей, которым ребенок старается подражать, и от подкреплений, которые дают поведению ребенка родители (положительное - за поведение, соответствующее полу, и отрицательное - за противоположное поведение).
Согласно теории когнитивного развития, в процессе усвоения половой роли главной считается активность самого ребенка, которая проявляется в том, что ребенок узнает о существовании двух полов и включает себя в одну из категорий, на основе самоопределения ребенок руководит своим поведением, выбирая и предпочитая те или иные формы. Благодаря способности детей группировать и перерабатывать информацию и осуществляется половая типизация.
1.2 Теория гендерной схемы
Половая типизация - это результат гендерно-схематизированной переработки информации, то есть готовности усваивать информацию о себе в контексте понятий "мужское-женское". Гендерно - схематизированная переработка информации осуществляется ребенком потому, что в обществе приняты полодифференцирующие практики. Полотипизация как процесс приобретения соответствующих полу предпочтений, навыков, установок, поведения происходит в результате процесса гендерной схематизации.
Гендерная схематизация - это обобщенная и натренированная когнитивная готовность детей кодировать и организовывать информацию о себе и других соответственно культурным определениям "мужское-женское".
Гендерная схема - это когнитивная структура, сеть ассоциаций, которая функционирует как предвосхищающая структура. Иными словами, она заранее настроена на то, чтобы искать и группировать информацию. Поведение, характеристики, культурные символы спонтанно сортируются на категории "мужское-женское". Процессы схематизации информации высоко избирательны и способны навязывать индивиду структуру и значение огромного множества входящих стимулов.
Теория гендерной схемы рассматривает восприятие как конструктивный процесс, то есть созидательный, творческий, а не просто копирующий. При этом процессе происходит взаимодействие между входящей информацией и существующей у индивида схемой. В конце концов это взаимодействие и определяет то, что воспринимает индивид.
Следующий этап усвоения половой роли связан с внедрением гендерной схемы в структуру Я-концепции ребенка. Дети учатся применять схему не только для селекции поступающей извне информации, но и в отношении к самому себе. Дети выбирают из множества возможных человеческих характеристик только те, которые определены в данной культуре как приемлемые для его или ее собственного пола и поэтому подходят для организации разнообразного содержания Я-концепции.
Таким образом, Я-концепция детей становится типизированной по полу (полотипизированной), и два пола воспринимаются различными не столько по степени выраженности личностных свойств, сколько но выраженности характеристик, присущих тому или иному полу. Одновременно с этим дети обучаются оценивать свою личность на соответствие гендерной схеме (так их дисциплинируют родители и посторонние люди), противопоставляя другому полу собственные предпочтения, отношения, поведение, свойства. Взрослые очень редко замечают и говорят: "Какой сильной стала девочка" и "Как нежен мальчик", но часто подчеркивают эти качества у противоположного пола. Гендерная схема становится предписывающей, диктующей стандарт поведения.
С. Бэм подчеркивала, что теория гендерной схемы - это теория процесса, а не содержания. Полотипизированные индивиды сличаются от других индивидов не степенью женственности или мужественности, а по тому, в какой степени их Я-концепция и поведение организованы на основе гендерной схемы. [24].
1.2.1 Условия способствующие утверждению в сознании и Я-концепции гендерной схемы
1. Это условия, при которых категория "пол" становится приоритетной над другими социальными категориями в процессе познания окружающей действительности. Социальный контекст делает категорию "пол" значимой частью большой ассоциативной схемы, то есть идеология и практика культуры создают ассоциации между этой категорией и широким спектром других категорий поведения, характеристик.
. Условия, при которых социальный контекст определяет данную категорию как имеющую широкое функциональное значение. Иными словами, создает множество институтов, норм, табу, разделяющих людей, и организует поведение и отношения на этой основе.
Почти во всех обществах растущего ребенка обучают двум важным вещам, связанным с полом: во-первых, сети связанных с полом ассоциаций, которые действуют как когнитивная схема; во-вторых, тому, что дихотомия мужского и женского имеет место практически в любой области человеческого опыта. Отсюда представители теории гендерных схем считают, что дети, скорее всего, были бы менее гендерно-схематизированными и, следовательно, поло - типизированными, если бы общество ограничивало ассоциативную сеть, связанную с полом, и перестало настаивать на функциональной значимости гендерной дихотомии. [24].
1.3 Гендерные стереотипы
В современном мире в общественном сознании и практиках взаимодействия гендерные стереотипы рассматриваются как "истинные", как некий социальный консенсус, применяемый при решении проблем, для которых нет однозначных подтверждений и объективных критериев. По мнению Ф.Л. Джес, гендерные стереотипы, являясь "истинными", трансформируются в ценности и формируют нормативные образы "истинной" фемининности, маскулинности. Таким образом, существующая норма поведения превращается в предписание. Гендерные стереотипы определяют статусные характеристики мужчин и женщин. [10].
Выделяют несколько групп гендерных стереотипов. [13]. К первой относятся стереотипы маскулинности-фемининности (нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин). В стереотипном представлении маскулинности приписываются "активно-творческие" характеристики, инструментальные черты личности, такие как активность, доминантность, уверенность в себе, агрессивность, логическое мышление, способность к лидерству, отождествляется с духовным. Фемининность, наоборот, отождествляется с телесным, рассматривается как "пассивно-репродуктивное начало", проявляющееся в экспрессивных личностных характеристиках, таких как зависимость, заботливость, тревожность, низкая самооценка, эмоциональность. Маскулинные характеристики обычно противопоставляются фемининным, рассматриваются как противоположные, взаимо дополнительные.
И.С. Кон выделяет три разных значения понятия "маскулинность".
. Маскулинность как дескриптивная, описательная категория обозначает совокупность поведенческих и психических черт, свойств и особенностей, объективно присущих мужчинам в отличие от женщин.
. Маскулинность как аскриптивная категория обозначает один из элементов символической культуры общества, совокупность социальных представлений, установок и верований о том, чем является мужчина, какие качества ему приписываются.
. Маскулинность как прескриптивная категория - это система предписаний, имеющих в виду не среднестатистического, а идеального "настоящего" мужчину, это нормативный эталон мужчинности [16].
По аналогии можно выделить и три значения понятия "фемининность".

Похожие материалы:

Квалификационная работа: Определение параметров липидного обмена у мужчин и женщин разных возрастных групп г. Петропавловска – Камчатского

Реферат: Особенности системы крови у детей разных возрастных групп

Реферат: ПРОФИЛАКТИКА И КОМПЛЕКСНАЯ ВОССТАНОВИТЕЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ПОВРЕЖДЕНИЙ МЫШЦ ТАЗОВОГО ДНА В РОДАХ У ЖЕНЩИН ГРУПП РИСКА ПРОЛАПСА ГЕНИТАЛИЙ

Курсовая работа: ГЕНДЕРНЫЕ УСТАНОВКИ И СТЕРЕОТИПЫ

Курсовая работа: Гендерные стереотипы в руководстве организации