Курсовая работа: Гендерные стереотипы в руководстве организации

СОДЕРЖАНИЕ

Введение
ГЛАВА I. Гендерный подход к проблеме руководства и лидерства
.1 Социальные стереотипы
.2 Понятие пола и гендера
.3 Определение понятия гендерный стереотип. Основные виды гендерных стереотипов
.4 Происхождение гендерных стереотипов
Глава II. Исследование гендерных стереотипов в руководстве организации
.1 Описание методов, выборка
.2 Обсуждение результатов эмпирического исследования гендерных стереотипов
.3 Интерпретация данных
заключение
Список использованных источников
Приложения

Дата добавления на сайт: 15 августа 2024


Скачать работу 'Гендерные стереотипы в руководстве организации':


КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине Социальная психология
На тему: «Гендерные стереотипы в руководстве организации»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
ГЛАВА I. Гендерный подход к проблеме руководства и лидерства
.1 Социальные стереотипы
.2 Понятие пола и гендера
.3 Определение понятия гендерный стереотип. Основные виды гендерных стереотипов
.4 Происхождение гендерных стереотипов
Глава II. Исследование гендерных стереотипов в руководстве организации
.1 Описание методов, выборка
.2 Обсуждение результатов эмпирического исследования гендерных стереотипов
.3 Интерпретация данных
заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Актуальность исследования: изучение гендерных стереотипов является очень актуальной проблемой, поскольку, несмотря на то, что в большинстве стран на официальном уровне принято гендерное равноправие, в реальном положении наблюдается противоположная картина: гендерные стереотипы определяют неравнозначное положение полов. Мы оцениваем человека не исходя из его личностных характеристик, а исходя из его соответствия гендерным эталонам нашего общества. Гендерные стереотипы искажают правильное восприятие человека, как личности. Даже устроиться на работу мужчине намного проще, чем женщине.
Разделение людей на мужчин и женщин является центральной установкой восприятия нами себя и окружающих. На обыденном уровне рассуждений многие убеждены в том, что психологические различия между мужчинами и женщинами связаны с генетическими, анатомическими и физиологическими особенностями мужского и женского организма. Однако факт телесного несходства мужчин и женщин еще не говорит о том, что именно отсюда происходят и все наблюдаемые различия между ними, включая психологические. Ведь биологические различия имеют и социокультурный контекст, определяющий, какие личностные и поведенческие характеристики в данное время и в данном обществе ожидаются от мужчины, а какие - от женщины, какие характеристики считаются людьми важными для мужчины, а какие - для женщины. Да и то, как мы воспринимаем биологические различия между полами, тоже определяется культурными факторами.
Объект исследования: социальные стереотипы.
Предмет исследования: гендерные стереотипы в руководстве организации.
Цель: изучение гендерных стереотипов в формировании образа руководителя.
Гипотеза исследования: существуют различия в стереотипах между мужчинами и женщинами.
Задачи исследования:
Провести теоретический обзор научной литературы по проблеме пола, гендера и гендерных стереотипов.
Выделить основные теории в происхождении гендерных стереотипов.
Эмпирически изучить стереотипные представления о индивидуальных особенностях руководителя.
Теоретическая значимость работы заключается в пополнении арсенала изученных и описанных гендерных стереотипов.
Методологическая база исследования: исследование гендерных стереотипов с помощью методики личностного дифференциала (В.М.Бехтерев), опросник «я - женщина/мужчина» (Л.Н. Ожигова), метод «Незаконченные предложения» (Сакс и Леви).
Методы исследования: анализ литературы, наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа, обобщение, математико-статистическая обработка данных.
Практическая значимость полученных результатов: результаты данного исследования могут использоваться практическими психологами, для более глубокого изучения данной темы.
Эмпирическая база исследования: данное психологическое исследование проводилось на базе опроса мужчин и женщин различных возрастных категорий (от 18 до 60). Обследовалось 30 человек (15 мужчин, 15 женщин).
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Общий объём работы составляет 30 страниц и включает в себя:
)Введение.
)Главу I, где описывается общее представление о гендерных стереотипах.
)Выводы по I главе.
)Главу II, где описывается эмпирическое исследование гендерных стереотипов в руководстве организации.
)Выводы по II главе.
)Заключение.
)Список использованных источников.
)Приложения.
ГЛАВА I. Гендерный подход к проблеме руководства И ЛИДЕРСТВА
1.1 Социальные стереотипы
В зарубежной психологии и социологии распространение имели различные трактовки понятия «социальный стереотип». Впервые термин «социальный стереотип» использовал американский журналист и политолог У.Липпман в 1922 в книге «Общественное мнение». Согласно Липпману, стереотипы это упорядоченные, детерминированные культурой «картинки мира» в голове человека, которые, во-первых, экономят его усилия при восприятии сложных социальных объектов и, во-вторых, защищают его ценности, позиции и права. С тех пор было предложено огромное количество конкретных определений социального стереотипа.
В зависимости от теоретической ориентации автора на первый план выдвигаются соответствующие аспекты этого социально-психологического явления. Так, Кимбалл Юнг понимал стереотип в виде «ложной классификационной концепции, с которой, как правило, связаны какие-то социальные чувственно-эмоциональные тона сходства и различия, одобрения или осуждения другой группы». [1, с.41] Из этого суждения можно делать вывод, что под стереотипом понимали что-то заведомо ложное или неверное. Стереотип стал выступать в качестве ошибочной оценки или предвзятого мнения о явлениях или группах.
Т. Шибутани определяет социальный стереотип как «популярное понятие, обозначающее приблизительную группировку людей, с точки зрения какого-то легко различимого признака, поддерживаемое широко распространенными представлениями относительно свойств этих людей». [13, с.98]
Таджури понимает под социальным стереотипом «склонность воспринимающего субъекта легко и быстро заключать воспринимаемого человека в определенные категории в зависимости от его возраста, пола, этнической принадлежности, национальности и профессии, и тем самым приписывать ему качества, которые считаются типичными для людей этой категории». [13, с.98]
В основном, различают автостереотипы, отражающие представления людей о самих себе, и гетеростереотипы, отражающие представления о другом народе, другой социальной группе. Например, то, что у своего народа считается проявлением расчётливости, у другого народа - проявлением жадности. Люди воспринимают многие стереотипы как образцы, которым надо соответствовать. Поэтому такие фиксированные представления оказывают довольно сильное влияние на людей, таким образом, влияя на формирование таких черт характера, которые отражены в заданном стереотипе.
Стереотипы могут быть индивидуальными и социальными, которые выражают представления о целой группе людей. Для социальных стереотипов свойственна достаточно высокая стойкость. Очень часто они передаются из поколения в поколение, даже если далеки от реальности.
Все стереотипы можно также разделить на стереотипы поведения и стереотипы сознания. Стереотипы поведения - это устойчивое, регулярно повторяющееся поведение социокультурной группы и принадлежащих к ней индивидов, которое зависит от функционирующей в этой группе ценностно-нормативной системы. Они находятся в тесной связи со стереотипами сознания. Стереотипы сознания, как фиксирующие идеальные представления ценностно-нормативной системы, выступают основой для формирования стереотипов поведения. Стереотипы сознания создают модели поведения, стереотипы поведения внедряют эти модели в жизнь.
При анализе стереотипов необходимо учитывать как отрицательные, так и положительные психологические последствия стереотипизации. С одной стороны, выводимая из стереотипа схема суждения о другом человеке нередко действует как предубеждение. Возникая в условиях дефицита информации, социальный стереотип часто оказывается ложным и играет консервативную роль, формируя ошибочные представления людей о происходящем, деформируя процесс интерпретации происходящего и характер межличностного взаимодействия. Любой социальный стереотип, оказавшийся верным в одной ситуации, может оказаться неверным в другой и, следовательно, неэффективным для решения задачи ориентировки личности в окружающем социальном мире.
С другой стороны, наличие социальных стереотипов играет весьма существенную роль в социальной жизни по той простой причине, что без них, при отсутствии исчерпывающей информации о происходящем или наблюдаемом невозможны были бы ни адекватная оценка, ни адекватный прогноз. Во-первых, стереотип позволяет резко сократить время реагирования на изменяющуюся реальность; во-вторых, ускорить процесс познания; в-третьих, предоставить хоть какое-то первичное основание для ориентировки в происходящем. Стереотипы облегчают понимание, например, чем больше стереотипов в тексте, тем легче он понимается. Несмотря на упрощение и схематизацию, стереотипы выполняют необходимую и полезную функцию в психологической регуляции процессов межличностного понимания. Это оказывается возможным потому, что в стереотипе объем истинных знаний нередко превышает объем ложных.
1.2 Понятие пола и гендера
Пол и гендер являются доминирующими концепциями, которые часто путают.
Пол - это совокупность различных свойств, отличающих мужчину от женщины. Существует три разновидности пола: мужской, женский и интерсекс (совмещающий признаки мужского и женского полов). Пол - одна из самых трудных и многозначных научных категорий. Во-первых, это понятие обозначает совокупность генеративных и связанных с ними признаков. Во-вторых, половые признаки различны у особей разных видов и подразумевают не только репродуктивные свойства, но и различие анатомических, физиологических, психических и поведенческих признаков особей данного вида в зависимости от пола. При этом одни половые различия являются взаимоисключающими, а другие - количественными, допускающими многочисленные индивидуальные вариации. [14, c.19]
Пол определяется физиологическим строением человека (биологическая характеристика), в то время как гендер определяется свойствами личности, внешним видом и поведением (социальная характеристика).
Половая и гендерная разница возникает из-за того, что «...одна из двадцати трех пар хромосом - называемая половыми хромосомами - получает или X-хромосому, и возникающая комбинация XX будет означать появление существа женского пола, или 23-я пара будет иметь паттерн XY, который ведет к формированию морфологических особенностей, свойственных мужчине», то есть пол человека - определяет всего одна хромосома. При чем хромосома Y - имеет размер в несколько тысяч раз меньший чем хромосома X. [10, c.23]
Ученые доказали: «Базовая матрица человеческого тела и ума - женская. Все мы начинаем свою жизнь девочками: 22 пары хромосом несут женские коды и только в 23-й паре хромосом - половых, может содержаться Y-хромосома - мужской генетический код. При этом - Грудь и соски у плода формируются раньше, чем формируется пол, поэтому у мужчин они остаются неразвитыми». [7, c.65]
С точки зрения эволюции сильный пол находится на более высокой ступени развития, но это не является преимуществом, скорее наоборот, мужской мозг более специализирован и уязвим, организм подвержен более серьезным болезням.
В XX веке Зигмунд Фрейд заявил, что анатомия женщины определяет ее судьбу. По его утверждению "ущербность" женщины заключается в отсутствии у нее мужского полового органа и сексуальной энергии (либидо). Осознав свою неполноценность, женщина якобы переживает чувство зависти, которое проходит лишь с рождением ребенка. "Это все, к чему стремится женщина и на что она способна, следовательно, она не может считаться полноценным существом". Но в этом утверждении есть доля правды. Ведь для многих женщин брак и дети являются смыслом жизни. [1, c.15]
Гендер - это персональный пол, социальные роли, сферы деятельности мужчин и женщин, не зависящие от биологических свойств. Относительно гендера нельзя сказать сколько гендеров существует: гендер проявляется в множестве признаков - от манеры одеваться до косметики и прически, от жестов и до словарного запаса. Принято относить эти признаки к «мужским» и «женским», а различное сочетание таких признаков определяет гендер индивида. [13, c.120]
Американка Дж. Лорбер, пожалуй, относится к наиболее ортодоксальным идеологам гендера. Она пишет: "Неравное распределение власти, собственности и престижа между мужчинами и женщинами есть сегодня часть структуры современного общества. Подчинение женщин есть необходимая часть современного социального порядка не потому, что мужчины естественно превосходят или доминируют, (если бы это было так, они бы не подчиняли себе других мужчин) и не потому, что женщины рожают, (если бы это было так, ни одна мать никогда не могла бы быть лидером в своем обществе). Подчинение женщин существует потому, что гендер производит группу, которая может эксплуатироваться как работники, сексуальные партнеры, матери и воспитатели на рынке труда и в домашней сфере"'. [2, c.10]
1.3 Определение понятия гендерный стереотип. Основные виды гендерных стереотипов.
Гендерные стереотипы - это социальные представления о личных качествах и о поведении мужчин и женщин , а также о гендерной неповторимости социальных ролей . [11, c.61]
Свойства гендерных стереотипов [9, c.6]:
1.Гендерные стереотипы устойчивы. Они развиваются вместе с изменением социальных представлений и норм (например, ушли в прошлое представления о мужчине как единственном кормильце и защитнике семьи, и о женщине как слабом и беспомощном создании, что во многом обусловлено высокой ролью женщины в производстве общественных благ и в социальной жизни в настоящее время).
.Гендерные стереотипы оценочны. Оценочными являются суждения о женской слабости или мужской смелости, женской впечатлительности или мужском спокойствии. При этом имеет место андроцентризм восприятия: качества, определяемые как мужские, оцениваются как более положительные по сравнению с теми, которые определяются как женские. В то же время образ женщины амбивалентен: он содержит не только отрицательную, но и позитивную оценку. Так, отличия женских когнитивных способностей от мужских, могут расцениваться и как недостаток (женская нелогичность), и как достоинство (женская интуиция).
.Гендерные стереотипы схематичны: сосредоточивают лишь основные черты представителей группы.
.Гендерные стереотипы разделяемы внутри стереотипных групп. Какое-либо мнение считается стереотипным тогда, когда его разделяют не менее 75 % членов группы.
.Гендерные стереотипы полярны, поскольку отражают взаимодействие лишь двух групп - мужчин и женщин. Бинарность кодирования мужского и женского (например, эмоциональное и рациональное, интуиция и логика, личное и политическое, мягкость и твердость) - это один из базовых принципов восприятия гендерных различий.
Функции гендерных стереотипов [12, c.10]:
1.Психологические функции
Когнитивная функция гендерных стереотипов - упрощает и систематизирует знания, получаемые индивидом из окружающей среды, кроме того, помогает предсказать дальнейшее поведение группы или члена этой группы («это женщина, следовательно, она будет, скорее всего, заботливой по отношению к детям»).
Ценностно-защитная функция связана с формированием и поддержанием ценностей индивида и группы. Так, стереотипные представления о мужском себялюбии и бездушии становятся фоном для того, чтобы женщины подчеркивали собственные заботливость и внимательность.
.Социальные функции
Функция социального контроля - гендерные стереотипы поддерживают социально приемлемые образцы поведения. В силу особой значимости для индивида гендерной идентичности нормативность присуща гендерным стереотипам в большей степени, чем, например, этническим, возрастным, профессиональным. Гендерные стереотипы включаются и в санкции: как позитивные, так и негативные (например, оценки «он - настоящий мужчина», «у нее мужской характер», «она по-матерински заботлива»).
Социализационная функция, состоящая в обучении нормам взаимоотношений полов, содержащихся в накопленном обществом социальном опыте.
Функция установления и поддержания отношений власти и подчинения. Эффективным ресурсом власти, осуществляемой, как известно, не только через физическое насилие, но и через ценности и нормы, становятся стереотипные представления.
Интеграционная функция, заключающаяся в обеспечении интеграции социальной общности. Разделяемые представления о мужских и женских качествах способствуют созданию общего информационного пространства, позволяют почувствовать принадлежность к социуму и, следовательно, поддерживают стабильность, устойчивость социальной системы.
И.С. Клецина выделяет 3 группы гендерных стереотипов [5, c.61].
.Стереотипы маскулинности-фемининности. В стереотипном представлении маскулинности приписываются «активно-творческие» характеристики, инструментальные черты личности. Фемининность наоборот рассматривается как «пассивно-репродуктивное начало», проявляющееся в экспрессивных личностных характеристиках, таких как зависимость, тревожность, низкая самооценка, эмоциональность. Маскулинные характеристики противопоставляются фемининным, рассматриваются как противоположные, взаимодополнительные.
.Представления о распределении социальных (семейных и профессиональных) ролей между мужчинами и женщинами. Для женщины наиболее значимой социальной ролью является роль домохозяйки, матери. Мужчинам предписывается включённость в общественную жизнь, профессиональная успешность, ответственность за обеспечение семьи. Наиболее значимыми социальными ролями для мужчины являются именно профессиональные роли.
.Специфика содержания труда. В соответствии с традиционными представлениями предполагается, что женский труд должен носить исполнительский, обслуживающий характер, быть частью экспрессивной сферы деятельности. Женщины чаще всего работают в сфере торговли, здравоохранения, торговли. Для мужчин возможна творческая и руководящая работа, их труд определяется в инструментальной сфере деятельности.
Гендерные стереотипы выступают генеральными условиями о взаимодействии «мужского» и «женского». Положительным в действиии гендерных стереотипов Дж. Мани [8, c.34] и П. Такер считают помощь межличностного и межгруппового взаимопонимания и сотрудничества. Отрицательное воздействие заключается в негативном влиянии на действие мужчин и женщин, выступление в роли препятствия в развитии индивидуальности, по мнению Дж. Майерса [8, c.38].
1.4 Происхождение гендерных стереотипов
На протяжении многих веков общество отбирало свои образы мужественности и женственности. Оно выделяло такие феминные качества, как мягкость, уступчивость, гибкость, вариативность в поведении, эмпатия, нравственность, стремление к миру, практичность, усидчивость. В качестве же маскулинных отбирались такие качества, как воинственность, желание...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Гендерные стереотипы у женщин разных возрастных групп

Курсовая работа: ГЕНДЕРНЫЕ УСТАНОВКИ И СТЕРЕОТИПЫ

Курсовая работа: Теоретические аспекты работы психолога-консультанта по формированию сплоченности сотрудников организации

Курсовая работа: Влияние слухов и мифов на управление коммуникациями в организации

Курсовая работа: Особенности организации генов про- и эукариот. Строение оперона прокариот. Регуляторные области и структурные гены. Активатор, промотор, оперон и терминатор. Стартовый кодон, терминатор