Реферат: Гендерный аспект ценностных ориентаций

Актуальность темы. Старший школьный возраст является периодом интенсивного формирования системы ценностных ориентаций, оказывающих влияние на становление характера и личности в целом. Это связанно с появление на данном возрастном этапе необходимых для формирования ценностных ориентаций предпосылок: овладение понятийным мышлением, накопление достаточного морального опыта, формирование мировоззрения и ценностной картины мира. А так же, становление самосознания как нового и главного вида психологической деятельности.

Дата добавления на сайт: 27 августа 2024


Скачать работу 'Гендерный аспект ценностных ориентаций':


Содержание
Введение
Раздел 1. Теоретические основы ценностных ориентаций
.1 Понятие ценностей и ценностных ориентаций в психологии
.2 Виды ценностных ориентаций и их социальная обусловленность
Раздел 2. Современные проблемы ценностных ориентаций старших школьников: гендерный аспект
.1 Гендерные различия старшеклассников
.2 Ценностные ориентации современных старшеклассников
Выводы
Список использованной литературы
Введение
Актуальность темы. Старший школьный возраст является периодом интенсивного формирования системы ценностных ориентаций, оказывающих влияние на становление характера и личности в целом. Это связанно с появление на данном возрастном этапе необходимых для формирования ценностных ориентаций предпосылок: овладение понятийным мышлением, накопление достаточного морального опыта, формирование мировоззрения и ценностной картины мира. А так же, становление самосознания как нового и главного вида психологической деятельности.
В ситуации серьезных социальных изменений, когда отмечается некоторая «размытость» общественной ценностной структуры, многие ценности оказываются порушенными, исчезают социальные структуры норм, в постулируемых обществом идеалах и ценностях появляются противоречия. Особо настораживает складывающаяся тенденция изменения ценностных ориентаций людей, вытеснения традиционных ценностей нравственного порядка, замещение их культом денег, физической силы, снижение общественно политической активности, утверждение социальной апатии, появление устойчивых устремлений к достижению материального достатка любой ценой, в том числе путем сознательного нарушения социальных и нравственных норм.
Но совершенно по-особому происходящие изменения влияют на тех, кто еще только стоит на пороге взрослой жизни. Часто, не имея достаточного опыта, моральных убеждений, не умея различать жизненные ценности от мнимых, искусственных, они, закрепляют в своем сознании и поведении, негативные тенденции общественного развития.
При этом необходим учет половой принадлежности испытуемых, исходя из различия поло-ролевых функций мужчин и женщин. В сфере отношений между полами происходит размывание границ между женскими и мужскими ролями, отмечается влияние негативного информационного фона, провоцирующего агрессию у девочек и повышенную тревожность у мальчиков. Мальчики оказываются недостаточно эмоционально устойчивыми, решительными, сильными, а у девочек обнаруживается нехватка нежности, скромности, мягкости и терпимости.
Поскольку набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации ему «транслирует» именно общество, исследование системы ценностных ориентаций личности представляется особенно актуальной проблемой. В связи с этим быстро встает проблема изучения ценностных ориентаций мальчиков и девочек в старшем школьном возрасте.
Проблема ценностных ориентаций личности (в том числе старших школьников) все больше привлекает к себе внимание ученых, поскольку система личностных и общественных ценностей человека отражает его потребности и установки, влияющие на формирование жизненных целей, определение способов их достижения, а также построение собственной профессиональной модели деятельности в социуме. Данный психологический феномен изучался, как в отечественной, так и в зарубежной психологической науке. Значительный вклад в исследование ценностных ориентаций внесли: Анцыферова Л.И., Архипова И.В., Бендас Т.В., Бобнева М.И., Братусь Б.С., Будинайте Г.Л., Василюк Ф.Е., Выготский Л., Галажинский Э.В., Головаха Е.И., Головей Л.А., Гончарова Т.Н., Додонов Б.И., Журавлев А.Л., Знаков В.В., Ильин Е.П., Ильин Е.П., Козлов А.А., Кон И.С., Крайг Г., Криводонова Ю.Е., Кузнецова И.К., Леонтьев Д.А., Марцинковская Т.Д., Мухина В.С., Наумова И.Ф., Непомнящая Н.И., Парсонс Т., Попова И.В., Смирнов Л.М., Собкин В.С., Тугаринов В.П., Харламенкова Н.Е., Шакуров Р.Х. и другие.
Итак, цель курсовой работы - исследовать гендерный аспект ценностных ориентаций старших школьников.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
1)определить понятие ценностей и ценностных ориентаций в психологии,
2)рассмотреть виды ценностных ориентаций и выяснить их социальную обусловленность,
)проанализировать гендерные различия старшеклассников,
)охарактеризовать ценностные ориентации современных старшеклассников.
Объектом исследования в курсовой работе выступают ценностные ориентации личности.
Предметом исследования в курсовой работе являются гендерный аспект ценностных ориентаций старших школьников.
В курсовой работе были использованы следующие методы исследования: анализ литературных источников по проблеме исследования, обобщение полученных знаний, логический, исторический, сравнительный, категориальный, индукции и дедукции и др.
Структурно курсовая работа состоит из введения, двух разделов, четырех подразделов, выводов и списка использованной литературы.
Раздел 1. Теоретические основы ценностных ориентаций
1.1 Понятие ценностей и ценностных ориентаций в психологии
При изучении личностных ценностей с наибольшей частотой используются следующие понятия: ценности, личностные ценности, ценностные ориентации. Самое широкое из вышеперечисленных - это понятие «ценности», поскольку может обозначать ценности общественные (объективные) и личностные (субъективные). Для большинства справочных изданий, предназначенных для толкования психологических понятий, характерно трактовать ценности как объекты, явления, их свойства, абстрактные идеи, воплощающие в себе общественные идеалы и выступающие как эталоны должного, качество или свойство предмета, которое делает его полезным, желательным или ценимым, а также важность, значение. Признавая объективный и трансцендентный характер ценности по отношению к индивидуальному сознанию и деятельности, марксистская философия рассматривала ценность как продукт жизнедеятельности социальных групп и общностей, человечества в целом, которые выступают в качестве единого совокупного субъекта [22, c.123].
В работах Б.Г. Ананьева, А.А. Бодалева, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейна показана доминирующая роль базовых ценностей в организации активности человека. При раскрытии ядерной составляющей структуры личности они выделяли ценности, разделяемые людьми, особенно при описании высшего уровня мотивационно-смысловой регуляции. Б.Г. Ананьев отмечал, что психологическое исследование мотивации поведения личности невозможно без социолого-философского (аксиологического) и социально-психологического изучения самих ценностей. А.А. Бодалев подчеркивал, что человек как личность в своем целеполагании и в своем повседневном поведении всегда выступает как выразитель общечеловеческих ценностей. Л.И. Божович утверждала, что устойчивость личностное качество приобретает в том случае, когда стремление к его обладанию включается в систему ценностей субъекта, т. е. опосредуется самыми высокими формами его мотивации. С.Л. Рубинштейн рассматривал ценность как значимость для человека чего-то в мире и считал, что только признаваемая ценность способна выполнять важнейшую ценностную функцию - функцию ориентира поведения.
Говоря о проблеме ценностей в социальной психологии, Г.М. Андреева отмечает различную значимость разных целей для групповой жизнедеятельности, различное их соотношение с ценностями общества, и выделяет ценности общества (ценности, общие для всех общественных групп, такие, как добро, зло, счастье и т.п.) и ценности различных социальных групп (возникают при переходе к оцениванию более конкретных общественных явлений, например таких, как труд, образование, культура). Ценности различных социальных групп могут не совпадать между собой. Специфика отношения к каждой из таких ценностей определяется местом социальной группы в системе общественных отношений [22, c.123].
Среди многообразия дефиниций понятия «ценность» условно можно выделить несколько групп. К первой группе относятся понятия, авторы которых рассматривают ценности как мнение, представление или убеждение. Представителем данного направления можно назвать М. Рокича, который рассматривает ценности как устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения.
Ко второй группе определений относятся те из дефиниций, авторы которых определяют ценности (или ценностные ориентации) как разновидность или подобие социальных установок (отношений) или интересов (М. Вебер, А.Г. Здравомыслов, Д.Н. Узнадзе). Д.Н. Узнадзе трактовал установку как фиксированную в социальном опыте личности (группы) предрасположенность воспринимать и оценивать социально значимые объекты, а также готовность личности (группы) к определенным действиям, ориентированным на социально значимые объекты. По мнению А.Г. Здравомыслова, ценностные ориентации есть установки личности на ценности материальной и духовной культуры. М. Вебер трактовал ценность как установку той или иной исторической эпохи, как свойственное эпохе направление интереса [22, c.124].
Следующую группу дефиниций в отношении понятия «ценности» объединяет применение родственных понятий, таких как потребности и мотив (Г.Г. Дилигенский, Б.И. Додонов, Ф.Е. Василюк).
Г.Г. Дилигенский поднимает одну из сложных проблем мотивации лидеров, в том числе политических, и роли в ней их убеждений, ценностей, политических целей.
Б.И. Додонов рассматривает проблему эмоций в своеобразном ракурсе - с точки зрения теории ценностей. Он выдвигает и обосновывает положение об эмоциональной направленности личности как специфической для каждого человека потребности в эмоциональных переживаниях, показывает, что человек проявляется как личность прежде всего в активной, мировозренчески и эмоционально направленной деятельности. Б.И. Додонов выделил такие виды ценностных ориентаций человека, как простые ценностные ориентации, определяемые устойчивыми потребностями, гаснущие ценностные ориентации, определяемые временными программами-потребностями, и проникающие ценностные ориентации - наиболее важный вид ценностных ориентаций, по оценке автора. Именно они в своей соподчиненности и скоординированности друг с другом образуют тот ведущий компонент в структуре личности, который характеризуется как ее направленность. Проникающие ориентации - ориентации людей на определенные переживания, придающие дополнительную ценность вызывающим их объектам и деятельностям [14, c. 52].
Ф.Е. Василюк проблему ценностей видит сквозь призму теории психологического переживания, в которой ценностное сознание является психологическим «органом» измерения значимости мотивов, поскольку «ценность - единственная мера сопоставления мотивов» [8, с. 47]. Однако ценность - не любое знаемое содержание сознания, способное стать мотивом, а только то, которое, став реальным мотивом, ведет к росту и совершенствованию личности.
Отдельно можно выделить группу дефиниций, рассматривающих понятие «ценности» как смыслы (Э.В. Галажинский, Д.А. Леонтьев, А.В. Серый, М.С. Яницкий, В. Франкл, Р.Х. Шакуров).
Предпринятая Д.А. Леонтьевым многомерная реконструкция междисциплинарного понятия «ценности» позволила ему выделить формы существования ценностей: общественные идеалы (ценностные системы социальных общностей, в которые индивид может быть включенным одновременно); предметно воплощенные ценности (ценностные идеалы реализуются лишь посредством человеческой деятельности, их воплощением может выступать либо сам процесс деятельности - деяние, либо объективированный продукт деятельности - произведение); личностные ценности (предметное воплощение осуществляется только посредством целенаправленной деятельности людей, ориентированной на эти ценности) [26, c.134].
Д.А. Леонтьев отмечает, что разнообразие определений понятия «ценность» и различных направлений изучения проблемы ценностей объясняется ее двойственным характером. Ценность понимается и как атрибут какого-либо предмета, и как сам этот предмет, соответственно «объекты имеют ценность», с одной стороны, и «объекты являются ценностью», с другой стороны [28, c.26].
В этом же ракурсе В.А. Лабунская трактует понятие «ценность» как особое системное качество предметов и явлений, выделяя в нем две стороны: атрибут ценностности, заключенный в сущности объективно существующих предметов, событий, идей, свойств материальных и духовных предметов, независимо от субъективных оценок людей; значимость (ценность предмета, события, идеи и т.д.) для конкретного индивида в виде переживания ценности, а также рационального постижения его в процессе решения «задач на ценность» или сложного процесса принятия и освоения ценностей.
По мнению Р.Х. Шакурова, ценности выступают одним из модусов понятия «значение» и выражают меру ограничения или свободного протекания жизнедеятельности субъекта, организма, личности в целом, выполняют жизнеутверждающую и мотивирующую функции. Ценность объектов вырастает из эмоциональных реакций, а их ценные свойства познаются в результате специфического ценностного взаимодействия с объектом [41, c. 20].
В рамках изучения проблемы уровней самореализации человека в качестве детерминант, инспирирующих реальный процесс самореализации и задающих его направленность и селективность, Э.В. Галажинский выделяет смыслы и ценности. Им было показано, что терминальные ценности обусловливают направленность самореализации как в плане выбора жизненных сфер, наиболее адекватных для этого, так и в плане воплощения представлений человека о своих возможностях. Противоречие между образом жизни и образом мира постоянно воспроизводится, обусловливая динамику смыслов и ценностей, вызывая побуждение к реализации возможностей и обеспечивая тем самым импульс самодвижения системы [10, c. 57].
Исходя из понимания человека как особой пространственно-временной организации, а его многомерного мира - как основания для становления различных уровней сознания, последовательно надстраивающихся друг над другом в ходе онтогенеза, В.Е. Клочко и Э.В. Галажинский рассматривают смыслы и ценности как то, что обеспечивает человеку предметность, реальность и действительность его бытия. Наличие ценностных и смысловых измерений превращает предметный мир человека в действительность - расширяющееся, устойчивое (благодаря ценностным координатам) пространство жизни и развития, которое, в свою очередь, понимается как способ сохранения жизни через акты ее осуществления.
Присвоенные индивидом общечеловеческие ценности в отечественной психологии обозначаются понятием «личностные ценности». Д.А. Леонтьев определяет личностные ценности как «консервированные» отношения с миром, обобщенные и переработанные совокупным опытом социальной группы. Согласно автору они ассимилируются в структуру личности и в дальнейшем своем функционировании практически не зависят от ситуативных факторов. Через потребности человек переживает свои отношения с миром «один на один», через ценности он переживает свою принадлежность к социальному целому; в своих потребностях человек всегда одинок, в ценностях, напротив, он всегда не один. Если потребности представляют в структуре мотивации живое, динамичное, ситуативно изменчивое, то ценности - стабильное, «вечное», не зависящее от внешних обстоятельств, абсолютное.
Рядом авторов в контексте рассматриваемых ими проблем соотносятся между собой ценности общечеловеческие и личностные (Б.С. Братусь, Г.В. Будинайте и Т.В. Корнилова, А.В. Кирьякова, Н.Е. Харламенкова). А.В. Кирьякова общечеловеческие ценности рассматривает как социальную доминанту, определить которые означало вычленить те идеи, принципы и содержание ценностей, которые во все времена общественного развития были для личности главными, определяющими ее интересы, убеждения, идеалы - поведение в целом.
Подчеркивая важность утверждения общекультурных ценностей, Г.В. Будинайте и Т.В. Корнилова считают, что личностными ценностями становятся те смыслы, по отношению к которым субъект определился [7, c. 102].
Исследуя проблему самоутверждения личности, Н.Е. Харламенкова видит сущность ценности «Я» «в способности человека овладеть своим внутренним миром путем его структурирования по критерию значимости в зависимости от возможностей среды, которые она предоставляет для апробирования степени приписываемой Я ценности» [40, с. 157].
Б.С. Братусь считает, что любая ценность, прежде чем стать «общечеловеческой», была «частночеловеческой» (личностной ценностью), возникла в определенной культуре. Личностные ценности он понимает как осознанные и принятые человеком общие смыслы его жизни, являющиеся основными конституирующими (образующими) единицами сознания личности, определяющие главные и относительно постоянные отношения человека к основным сферам жизни - к миру, к другим людям, к самому себе [6, c. 173].
Ценностные ориентации в психологических словарях рассматриваются как важный компонент мировоззрения личности или групповой идеологии, выражающий (представляющий) предпочтения и стремления личности или группы в отношении тех или иных обобщенных человеческих ценностей (благосостояние, здоровье, комфорт, познание, гражданские свободы, творчество, труд). Ценностные ориентации нередко трактуются как социальные ценности, которые вкладываются в личность в процессе ее социализации и являются главным фактором, регулирующим, детерминирующим ее мотивацию и, следовательно, поведение. С другой стороны, именно формирование ценностных ориентаций нередко рассматривается как основная цель и сущность воспитания, в отличие от обучения [33, c. 24].
Ценностные ориентации личности Е.И. Головаха рассматривает в рамках исследования проблемы жизненных перспектив. Планируя свое будущее, человек исходит, прежде всего, из определенной иерархии ценностей, представленной в его сознании. Ценностные ориентации выполняют регулятивную функцию, являясь, по сути, регуляторами жизнедеятельности человека. При условии отсутствия реализации жизненных целей и планов наличие ценностных регуляторов обеспечивает устойчивость личности в момент «кризиса нереализованности». При условии достижения человеком намеченных жизненных целей и планов ценностные ориентации стимулируют к постановке новых целей, и, следовательно, создаются предпосылки для согласования жизненных целей в соответствии с приоритетами, определяемыми иерархией ценностных ориентаций. Ценностные ориентации, жизненные цели и планы, согласно Е.И. Головаха, составляют ядро жизненной перспективы [11, c.138].
Заслуживает пристального внимания рассмотрение личностных ценностей сквозь призму смысловых структур личности. Д.А. Леонтьев выделяет шесть разновидностей смысловых структур личности: личностный смысл и смысловая установка; мотив, смысловая диспозиция и смысловой конструкт; личностные ценности. Они выступают функционально различными элементами смысловой сферы личности и отнесены им к трем уровням организации смысловой сферы личности:
уровню структур, непосредственно включенных в регуляцию процессов деятельности и психического отражения (личностный смысл и смысловая установка);
уровню смыслообразующих...

Похожие материалы:

Контрольная работа: Система ценностных ориентаций

Курсовая работа: Взаимосвязь ценностных ориентаций и способов поведения в конфликтной ситуации у студентов

Курсовая работа: Особенности мотивации достижения, готовности к риску и ценностных ориентаций

Реферат: Взаимосвязь карьерных ориентаций и личностных особенностей у школьников и студентов

Курсовая работа: Исторический аспект становления гештальт-терапии