Реферат: Гештальтпсихология

Содержание

Введение
Основные методологические принципы гештальтпсихологии
Гештальттеоория как реакция против атомизма в психологии
Изучение закономерностей восприятия
Восприятие движения, фи-феномен (М. Вертгеймер)
Проблемы мышления: М.Вертгеймер, В Келер
Гештальтисследования проблемы научения: инсайт и интеллект человекообразных обезьян
Борьба с бихевиоризмом
Теория "поля" Курта Левина
К. Левин и социальная психология
Распространение принципов гештальтпсихологии в области психотерапии
Заключение
Список использованной литературы

Дата добавления на сайт: 13 августа 2024


Скачать работу 'Гештальтпсихология':


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Учреждение образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины»
Кафедра психологии
ПРОЕКТ
по дисциплине
«История психологии»
на тему: «Гештальтпсихология»
Студенты 2 курса
группы ПС - 23
Бондаренко А.
Герасимова Н.
Гусева А.
Попович Ю.
Тиришкова О.
Гомель 2014

Содержание
Введение
Основные методологические принципы гештальтпсихологии
Гештальттеоория как реакция против атомизма в психологии
Изучение закономерностей восприятия
Восприятие движения, фи-феномен (М. Вертгеймер)
Проблемы мышления: М.Вертгеймер, В Келер
Гештальтисследования проблемы научения: инсайт и интеллект человекообразных обезьян
Борьба с бихевиоризмом
Теория "поля" Курта Левина
К. Левин и социальная психология
Распространение принципов гештальтпсихологии в области психотерапии
Заключение
Список использованной литературы
атомизм гештальтпсихология восприятие мышление движение

Ведение
Настоящее содержание данной работы посвящено гештальтпсихологии, как одному из наиболее влиятельных и интересных направлений открытого кризиса, которое явилось реакцией против атомизма и механицизма всех разновидностей ассоциативной психологии.
Гештальтпсихология явилась наиболее продуктивным вариантом решения проблемы целостности в немецкой и австрийской психологии, а также философии конца XIX - начала XXвека.
Основателями гештальтпсихологии (от нем. Gestalt - образ, структура), возникшей как противостояние структурализму с его атомистическим пониманием сознания, считаются немецкие психологи М. Вертгеймер (1880-1943), В. Келер (1887-1967) и К. Коффка (1886-1941), К. Левин (1890-1947).
Эти учеными были установлены следующие идеи гештальтпсихологии:
. Предмет изучения психологии - сознание, но его понимание должно строиться на принципе целостности.
. Сознание есть динамическое целое, то есть поле, каждая точка которого взаимодействует со всеми остальными.
. Единицей анализа этого поля (т. е. сознания) выступает гештальт - целостная образная структура.
. Метод исследования гештальтов - объективное и непосредственное наблюдение и описание содержаний своего восприятия.
. Восприятие не может происходить от ощущений, так как последнее не существует реально.
. Зрительное восприятие является ведущим психическим процессом, определяющим уровень развития психики, и имеет свои закономерности.
. Мышление не может рассматриваться как сформированный путем проб и ошибок набор навыков, а есть процесс решения задачи, осуществляемый через структурирование поля, то есть через инсайт в настоящем, в ситуации «здесь и теперь». Прошлый опыт не имеет никакого значения для решения поставленной задачи.
К. Левин разработал теорию поля и применяя эту теорию, он изучал личность и ее феномены: потребности, волю. Гештальт-подход проник во все области психологии. К.Гольдштейн применил его к проблемам патопсихологии, Ф.Перлз - к психотерапии, Э.Маслоу - к теории личности. Гештальт-подход был с успехом использован и в таких областях, как психология научения, психология восприятия и социальная психология.

Основные методологические принципы гештальтпсихологии
На базе исследований восприятия были сформулированы два основополагающих принципа гештальтпсихологии.
Первый из них - принцип взаимодействия фигуры и фона - гласит, что каждый гештальт воспринимается как фигура, имеющая четкие очертания и выделяющаяся в данный момент из окружающего мира, представляющего собой по отношению к фигуре более размытый и недифференцированный фон. Формирование фигуры, с точки зрения гештальтпсихологии, означает проявление интереса к чему-либо и сосредоточение внимания на данном объекте с целью удовлетворения возникшего интереса.
Второй принцип, часто называемый законом прегнантности или равновесия, базируется на том, что человеческая психика, как и любая динамическая система, стремится к максимальному в наличных условиях состоянию стабильности.
В контексте первого принципа это означает, что, выделяя фигуру из фона, люди обычно стремятся придать ей наиболее «удобоваримую», с точки зрения удовлетворения изначального интереса, форму. Форма такого рода характеризуется простотой, регулярностью, близостью и завершенностью. Фигуру, отвечающую данным критериям часто называют «хорошим гештальтом».
Впоследствии эти принципы были дополнены теорией научения К. Коффки, концепцией энергетического баланса и мотивации К. Левина и введенным последним принципом «здесь и сейчас», согласно которому первостепенным фактором, опосредствующим поведение и социальную функциональность личности, является не содержание прошлого опыта (в этом кардинальное отличие гештальтпсихологии от психоанализа), а качество осознавания актуальной ситуации. На этой методологической базе Ф. Перлзом, Е. Полстером и рядом других гештальтпсихологов была разработана теория цикла контакта, ставшая базовой моделью практически всех практикоориентированных подходов в гештальтпсихологии.
Гештальттеоория как реакция против атомизма в психологии
Гештальтпсихология - одно из наиболее влиятельных и интересных направлений периода открытого кризиса явилось реакцией против атомизма и механицизма всех разновидностей ассоциативной психологии.
Гештальтпсихология явилась наиболее продуктивным вариантом решения проблемы целостности в немецкой и австрийской психологии, а также философии конца XIX - начала XX в. Понятие «гештальт» было введено X. Эренфельсом в статье «О качестве формы» в 1890 г. при исследовании восприятий.
С самого начала гештальтпсихологи отбросили тезис о происхождении восприятия из ощущений, объявили ощущение «фикцией, созданной в психологических сочинениях и лабораториях». Тезис об изначальной целостности, структурной организованности процесса восприятия выражен Вертгеймером: «Есть сложные образования, в которых свойства целого не могут быть выведены из свойств отдельных частей и их соединений, но где, напротив, то, что происходит с какой-нибудь частью сложного целого, определяется внутренними законами структуры всего целого. Структурная психология есть именно это». В отличие от интроспективной психологии от испытуемых требовалось описать предмет восприятия не таким, каким они его знают, но таким, каким они его видят в данный момент. В этом описании нет элементов.
Эксперименты, которые ставили эти психологи, пробсты и действительно выявляли первоначальную целостность. Начаты они были на восприятии. Например, предъявлялись точки:...... и т. п. (опыты Вертгеймера). Испытуемый объединял их в группы из двух точек, разделенных интервалом.
Гештальтпсихология пыталась развить атомистическую теорию в психологии, преодолеть схематизм в трактовке психических процессов, открыть новые принципы и подходы к их изучению. Введенный ею структурный принцип в смысле нового подхода Выготский оценивал как «великое незыблемое завоевание теоретической мысли». В этом сущность и исторический смысл гештальттеории.
Так, анализируя фундаментальные исследования гештальтпсихологии в области восприятия, отмечая «авторитетность и притягательность этого направления», был сделан вывод о том, что ключом к пониманию выявленных в них закономерностей может стать изучение генезиса восприятия. Такой подход позволяет понять психологический механизм гештальта, в частности в области восприятия.
История гештальтпсихологии начинается с выхода работы М. Вертгеймера «Экспериментальные исследования восприятия движения» (1912), в которой ставилось под сомнение привычное представление о наличии отдельных элементов в акте восприятия.
По Вертгеймеру, при возбуждении в мозгу определенного пункта «А» вокруг него создается зона, где также сказывается действие раздражителя. Если вскоре вслед за «А» возбуждается пункт «В», то между ними возникает короткое замыкание, и возбуждение передается из пункта «А» в пункт «В». В феноменальном плане этим процессам соответствует восприятие движения из «А» в «В». Идеи Вертгеймера стали отправным пунктом для развития гештальттеории.
Дальнейшие исследования (хотя не все они были выполнены гештальтпсихологами) усилили новое течение. Э. Рубин открыл феномен фигуры и фона (1915); Д. Катц показал роль гештальт-факторов в поле осязания и цветового зрения. Принципиальное значение имели эксперименты Кёлера на курах с целью проверить, что является первичным - восприятие целого или элементов. Животное дрессировалось на выбор более светлого из 2 серых оттенков. Затем следовал критический опыт: в новой паре темная поверхность заменялась более светлой. Животное продолжало выбирать более светлую из этой новой комбинации, хотя ее не было во время дрессировки. Поскольку отношение между светлым и темным в критическом опыте сохранялось, значит, оно, а не абсолютное качество определяло выбор. Следовательно, элемент не имеет значения, а получает его в определенной структуре, в которую он включен. Тот факт, что такие структуры свойственны курам, означал, что структуры являются первичными примитивными актами.
Целое - это не высшее, как считалось раньше, структурирование не есть результат интеллекта, творческого синтеза и т. п. В 1917 г. Кёлер распространил принципы структурности на объяснение мышления («Исследование интеллекта человекоподобных обезьян»), В 1921 г. Коффка сделал попытку приложить общий принцип структурности к фактам психического развития и построить на его основе теорию психического развития в онто- и филогенезе («Основы психического развития»). Развитие состоит в динамическом усложнении примитивных форм поведения, образовании все более и более сложных структур, а также в установлении соотношений между этими структурами. Уже мир младенца в какой-то мере гештальтирован. Но структуры младенца еще не связаны друг с другом. Они, как отдельные молекулы, существуют независимо друг от друга. С развитием они коммуницируют, вступают в соотношения друг с другом.
В этом же 1921 г. Вертгеймер, Кёлер и Коффка, ведущие представители гештальтпсихологии, основывают журнал «Психологические исследования». Здесь публикуются результаты экспериментальных исследований этой школы. С этого времени начинается влияние школы на мировую психологию. Важное значение имели обобщающие статьи 20-х гг. М. Вертгеймера: «К учению о гештальте» (1921), «О гештальттеории» - (1925). В 1926 г. К. Левин пишет статью «Намерения, воля и потребности» - экспериментальное исследование, посвященное изучению потребностей и волевых действий. Эта работа имеет принципиальное значение: гештальтпсихологии приступает к настоящему экспериментальному исследованию этих областей психической жизни, наиболее трудно поддающихся экспериментальному исследованию.
Все это очень поднимало влияние гештальтпсихологии. В 1929 г. В. Кёлер читает лекции по гештальтпсихологии в Америке, которые затем выходят книгой «Гештальтпсихологии» . Эта книга представляет систематическое и, пожалуй, лучшее изложение этой теории. На американскую психологию оказала большое влияние также книга К. Коффки «Принципы гештальтпсихологии», 1935.
Х.Эренфельс о «качествах гештальта»
Христиан Фон Эренфельс, 20 июня 1859 года- 8 сентября 1932 года - австрийский философ и психолог, ученик Франца Брентано , представитель Австрийской школы. В психологии наиболее известен своей работой «О гештальт-качествах» 1890, в которой он ввел понятие «гештальт-качество» и поставил проблему целостности восприятия.
Качества Х. Эренфельса - это феномены восприятия .
Ряд -гештальткачеств :
качество „сверхсуммативности“ (в целостном предметном восприятии есть признаки, которые отсутствуют в восприятии частей);
качество „транспозитивности“ (образ целого остается, даже если все части меняются по своему материалу, например, если это - разные тональности одной и той же мелодии, и может теряться, даже если все элементы сохраняются, например, воспроизведение нот мелодии с конца фразы).
Изучение закономерностей восприятия
В качестве центральной гештальтпсихологи выдвинули проблему восприятия, так как считали, что это наиболее удобный материал для иллюстрации общих закономерностей, распространяющихся не только на восприятие, но и на мышление, и на поведение вообще. В отличие от последователей В.Вундта, гештальтисты полагали, что вычленение отдельных элементов - это вторичный процесс, который искусственно абстрагирует эти элементы от целого.
Основополагающий принцип восприятия, то есть базовый закон формирования гештальтов, который был открыт в гештальтпсихологии, это деление перцептивного поля на фигуру и фон. Экспериментально изучая его, гештальтпсихологи использовали очень оригинальные методы. Датский психолог Э. Рубин для исследования динамики фигуры и фона разработал ряд простых, но очень остроумных штриховых рисунков, таких как, например, крест Рубина.
Оказалось, что при смене фигуры и фона происходит малозаметное преобразование: на рисунке, расположенном слева, белый крест воспринимается совсем иначе, когда выступают в качестве фона - он представляется субъекту непрерывно простирающейся за фигурой черного креста светлой плоскостью, при этом контур приписывается фигуре. Фигура воспринимается лучше, чем фон и обладает свойством константности. Сразу же возникает вопрос: что воспринимается как фигура, а что - как фон. Экспериментально было выявлено, что небольшие участки перцептивного поля воспринимаются как фигура, прямые линии обычно воспринимаются как фон, чаще фигурой становятся эмоционально окрашенные объекты, на ее выделение оказывает влияние установка, предпочитаемый цвет.
Гештальпсихологи стали заниматься поиском факторов, способствующих или, наоборот, препятствующих организации элементов в перцептивные структуры, то есть законов формирования гештальтов. В 1923 году вышла статья М.Вертгеймера «Принципы перцептивной организации», в которой были сформулированы основные законы гештальта: закон «близости», закон «сходства», закон «однородности», закон «вхождения без остатка», закон «завершенности», закон «хороших кривых», фактор «общей судьбы», закон «простой формы», закон «опыта», фактор установки наблюдателя, направленности внимания В своих экспериментах гештальтпсихологи предъявляли своим испытуемым точечные фигуры или рисунки из линий. На основе этих экспериментов они и выводили свои законы. То же самое касается и звуковых стимулов - гештальтисты часто использовали метроном. Оказалось, что человек не в состоянии воспринять редкие удары метронома, если искусственно не сформирует какой-то ритм, то есть звуковой гештальт.
Именно на основе принципа целостности создается музыка. По сути, мелодия - это тоже гештальт. Доказывается это очень просто: если отдельные звуки мелодии давать через длительные промежутки времени, то она не воспринимается как музыка.
Гештальтисты придавали законам гештальта очень большое значение, они считали, что все психические процессы работают по этому принципу. Они очень удачно распространили свои законы на другие элементарные психические процессы, например на осязательные ощущения. Если приложить к коже три точки, то возникало ощущение, будто приложили кружок. Затем эти законы были распространены на область общения: человек воспринимает целые предложения, а не отдельные слова; если же ведется дискуссия, то воспринимается изложение в целом, а не отдельные фразы.
Свойства гештальта:
Качество гештальта зависит от выразительности и точности, то есть психическая организация всегда будет настолько хороша, насколько позволяют господствующие условия (законы равномерности, простоты, симметрии и замкнутости).
Части общей структуры имеют различную ценность: некоторые части необходимы, другие - необязательны. Если у человека опустились уголки рта, то выражение лица (гештальт) сразу же изменится.
Гештальты возникают принудительно, то есть их появление не зависит от воли человека, он не может воспринять или не воспринять его. Чем сильнее гештальт, тем сильнее принуждение.
Для объяснения мозгового механизма в процессе восприятия В.Келер попытался применить две подхода: модель электромагнитных полей М.Фарадея и теорию Э.Маха, согласно которой все физические системы стремятся к простоте и симметричности2. С точки зрения В.Келера, кора больших полушарий представляет собой однородную электрическую жидкость, поэтому основой всех психических явлений, происходящих в мозге, является взаимодействие физических полей. Морфология вообще в расчет не принималась.
Можно привести много доводов против этого положения. Кроме этого, модель В.Келера проверялась экспериментально. Кора головного мозга, согласно его точке зрения, однородный элемент, поэтому, соединив проводниками различные участки мозга, можно изменить восприятие. Следовательно, если искусственно нарушить динамику электрических процессов, восприятие должно пострадать. Опыты проводились на обезьянах, у которых методом лоботомии удалялась часть мозга, и проекционные зоны соединялись полосками золотой фольги. Однако изменений восприятия не происходило.
Взаимодействием физических полей гештальтпсихологи пытались объяснить и принцип прегнатности. Фактор близости они объясняли коротким замыканием.
Согласно точке зрения гештальтпсихологов, все выявленные ими закономерности зрительного восприятия врожденны.
К 1933 году было предложено 114 законов гештальта, а после 1935 года начинается новый этап в развитии гештальпсихологии.
К новым направлениям можно отнести исследования феноменов фигурного последействия. Например, если испытуемый воспринимает кривую линию, а после этого в этом же перцептивном поле предъявляется прямая, то он видит ее изогнутой. Восприятие искажается в результате длительного воздействия какой-то стимуляции. В этом направлении работал А.Мишотт.
Главный недостаток гештальтпсихологов состоит в том, что они использовали ограниченные методики, а результаты распространяли на широкий спектр явлений, пытаясь сформулировать общие законы психической деятельности. Они вообще отрицали развитие психики, поэтому проводили свои эксперименты только на взрослых.
Им так и не удалось до конца преодолеть недостатки рецепторной теории. Фактически они оторвали работу органов восприятия от деятельности мозга. Получалось, что органы чувств функционируют сами по себе и их деятельность никак не связана с мозговыми процессами. Они считали, что любые психические феномены изоморфны динамике физиологических процессов. Это значит, например, что в мозгу при восприятии белого круга на черном фоне в проекционной зоне зрительного анализатора возникает область, ограниченная сильным электромагнитным полем. Периферическая стимуляция механически отражается в пространственной структуре физических полей, возникающих в проекционных зонах коры головного мозга, и таким образом формируется целостный образ воспринимаемого объекта. «И нервные импульсы, и процессы в коре имеют ту же структуру, что и...