Реферат: Готовность к профессиональному самоопределению студентов психологических специальностей

Разработка проблем, связанных с профессиональным самоопределением выпускников вузов как особой социальной группы, в настоящее время приобретает принципиальное значение для решения важнейших задач общественной практики в нашей стране. Профессиональное становление психолога является сложным, длительным и противоречивым процессом. Особенности деятельности таких специалистов предполагают не только когнитивное, но и личностное, индивидуальное развитие, так как личность психолога должна быть релевантной его профессиональной деятельности.

Дата добавления на сайт: 27 сентября 2024


Скачать работу 'Готовность к профессиональному самоопределению студентов психологических специальностей':


Готовность к профессиональному самоопределению студентов психологических специальностей
Введение
Разработка проблем, связанных с профессиональным самоопределением выпускников вузов как особой социальной группы, в настоящее время приобретает принципиальное значение для решения важнейших задач общественной практики в нашей стране. Профессиональное становление психолога является сложным, длительным и противоречивым процессом. Особенности деятельности таких специалистов предполагают не только когнитивное, но и личностное, индивидуальное развитие, так как личность психолога должна быть релевантной его профессиональной деятельности. Поэтому особо важной становится проблема изучения становления идентичности психологов, что связано с необходимостью подготовки высококвалифицированных специалистов, работающих в системе человек-человек. Идентичность - это сложный феномен, «многослойная» психическая реальность, включающая различные уровни сознания, индивидуальные и коллективные, онтогенетические и социогенетические основания. Она рассматривается как аспект «Я» и определяется как переживание и осознавание индивидом самотождественности, целостности и неделимости в пространстве, а также постоянства во времени. Переживание идентичности актуализируется в личной, социальной, в том числе и в профессиональной сфере человеческой жизни. Обучение в ВУЗе является важнейшим условием формирования профессиональной идентичности. О становлении профессиональной идентичности может говорить ощущение человеком собственной компетентности, эффективности и личной влиятельности.
Данный вопрос рассматривали такие ученные как, В. Я. Ляудис, Р.Кочюнас, А. А. Осипова и другие. Они считали что, учебный процесс в ВУЗе при подготовке студентов-психологов должен включать теоретический и практический компоненты и личностную готовность.
Цель исследования: изучить особенности профессионального самоопределения студентов психологических специальностей.
Задачи исследования:
)раскрыть понятие профессионального самоопределения;
)рассмотреть подходы по проблеме профессионального самоопределения;
)выявить особенности профессионального самоопределения студентов психологических специальностей;
)описать методы изучения готовности к профессиональному самоопределению.
Объект исследования: профессиональное самоопределение студентов психологических специальностей.
Предмет исследования: особенности профессионального самоопределения студентов психологических специальностей.
1.Теоретический анализ проблемы готовности к профессиональному самоопределению
.1Понятие и основные характеристики профессионального самоопределения, его стадии и уровни
Профессиональноесамоопределение- процесс формирования личностью своего отношения к профессиональной деятельности и способ его реализации через согласование личностных и социально-профессиональных потребностей. Является частью жизненного самоопределения, т.е. вхождения в ту или иную социальную и профессиональную группу, выбора образа жизни, профессии.
Человек формируется и развивается как личность в ходе деятельности в обществе. Важнейшим содержательным компонентом этих процессов является самоопределение личности. В психологическом плане самоопределившаяся личность представляет собой субъект, осознавший, что он хочет, что он есть, что он может, что от него хочет или ждет социальная общность, членом которой он является, готовый функционировать в системе общественных отношений. Самоопределение личности принимает различные формы: жизненное, социальное, профессиональное. Все они выполняют неодинаковые функции, но представляют собой разные стороны единого явления - социализации человека.
Профессиональное самоопределение является, без сомнения, важной и актуальной категорией современной психологической науки. В процессе своего жизненного пути человек постоянно решает различные проблемы своего самоопределения, в том числе и профессионального. В психологическом словаре понятие «профессиональное самоопределение» упоминается в статье «самоопределение личности» как один из его видов. Самоопределение личности трактуется как «сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях» [1].В.Ф.Сафин и Г.П.Ников, анализирующие психологический аспект самоопределения личности, отмечают, что существует тенденция употреблять это понятие «в широком диапазоне значений от принятия жизненно важных решений до одноактных самостоятельных поступков» [2]. Самоопределение личности проявляется в виде ансамбля следующих частных форм: конвенционально-ролевое, профессиональное, семейное, социальное [3].
М.Р.Гинзбург подчеркивает, что проблема самоопределения - «узловая проблема взаимодействия индивида и общества, в которой как в фокусе высвечиваются основные моменты этого взаимодействия: социальная детерминация индивидуального сознания и роль собственной активности субъекта в этой детерминации» [4].
В психологической литературе принято определять профессиональное самоопределение либо как акт, момент выбора профессии, либо как длительный процесс, занимающий большую часть жизни индивида. К первому пониманию склоняется ряд исследователей, например, A.M.Кухарчук и А.Б.Ценципер, которые считают, что «самостоятельный выбор профессии, осуществляемый в результате анализа своих внутренних ресурсов, в том числе и способностей, и соотнесение их с требованиями профессии, следует назвать профессиональным самоопределением. В процессе профессионального самоопределения человек перестает ощущать себя только объектом воспитательных воздействий, так как начинает действовать как субъект» [5].
В.Ф.Сафин полагает, что профессиональное самоопределение - «отображает процесс поиска и приобретения профессии. Финалом его служит начало трудовой деятельности, в процессе которой личность утверждает себя» [3].Следует отметить, что сведение профессионального самоопределения к выбору профессии выразилось в доминировании так называемого диагностического подхода в профориентации и профконсультации. Суть этого подхода состоит в том, что профессиональная пригодность определяется до вступления в профессию путем выявления соответствия индивидуально-психологических черт личности требованиям профессии.
Таким образом, формирование психологической готовности к профессиональной деятельности, включающей сформированность самооценки, адекватной личным способностям и возможностям получить желаемое образование, наличие ценностных ориентаций и индивидуально выраженных целей получения образования, завершается к окончанию средней школы.
.2 Психологические компоненты профессионального самоопределения личности
Исследователями проблемы профессионального самоопределения личности выделяются и изучаются «базовые компоненты», «психологические составляющие», этого процесса. Так, Е.М. Борисова отмечает, что «деятельностный подход к проблеме профессионального самоопределения предусматривает введение в его базовые характеристики мотивационную и операционально техническую сторону профессиональной деятельности». Вслед за этим она выделяет такие базовые компоненты профессионального самоопределения, как профессиональные способности, индивидуально типологические, профессиональная мотивация, самосознание, межличностные отношения, социальный статус [6]. Признавая безусловную важность всех перечисленных психологических компонентов профессионального самоопределения личности, в данной работе мы подробно остановимся лишь на тех из них, которые в большей степени обуславливают его социально психологические особенности.
Важность анализа мотивационно-потребностной сферы личности для разных аспектов ее самоопределения не вызывает сомнений, так как мотивы являются основной побудительной силой выбора профессии и стремления к высоким достижениям в ней .Л.И. Божович отмечает, что мотив - это то, ради чего осуществляется деятельность, в отличие от целей, на которые эта деятельность направлена [7].По А.Н. Леонтьеву, мотив - это опредмеченная потребность, или, другими словами, это объект, который отвечает той или иной потребности и который побуждает и направляет деятельность человека.
С.Л. Рубинштейн обращал внимание на тот факт, что мотив может отделяться от цели и перемещаться на саму деятельность, либо на один из результатов деятельности, то есть побочный результат действия может стать для человека субъективной целью его действий. Иными словами, мотивы профессиональной деятельности могут лежать в ней самой, а могут быть вне ее, но их достижение невозможно без участия в данной деятельности.
Из всего многообразия подходов к проблеме психологических основ профессионального выбора и становления личности наибольшее распространение во всем мире получили два основных: с позиций теории черт и факторов и с позиций теории развития. Именно на их основе строится как исследовательская, так и практическая работа в области профессиональной ориентации.
Первая психологическая теория профессионального выбора в русле подхода с позиций теории черт и факторов была разработана в 1909 г. Ф. Парсонсом. Им были сформулированы следующие посылки:
а) каждый человек по своим индивидуальным качествам, прежде всего по профессионально значимым способностям, наиболее оптимально подходит к единственной профессии;
б) профессиональная успешность и удовлетворенность профессией обусловлены степенью соответствия индивидуальных качеств и требований профессии;
в) профессиональный выбор является, в сущности, сознательным и рациональным процессом, в котором или сам индивид, или профконсультант определяет индивидуальную диспозицию психологических или физиологических качеств и соотносит ее с уже имеющимися диспозициями требований различных профессий.
Среди характеристик профессионального выбора Ф. Парсонсвыделяет прежде всего осознанность (сознательность) и рациональность, которую он понимает скорее как компромисс между способностями, интересами и ценностями индивида и возможностью их реализации в различных профессиях.
В основу теории развития профессионального выбора легли также положения психодинамических теорий. Е. Гинцберг [18], разработавший одну из первых теорий профессионального развития, особо подчеркивал временные аспекты при выборе: подросток должен осознать временную перспективу с тем, чтобы уметь отказаться от немедленного удовлетворения потребностей, если при этом ему будет труднее достичь конечных профессиональных целей. Он должен уметь привнести будущее в психологическое настоящее. Е.Гинцберг представляет профессиональное развитие как последовательность качественно специфических фаз, различающихся содержанием и формой перевода импульсов человека в профессиональные желания. Он рассматривает выбор не как одномоментное событие, а как растянутый на несколько лет процесс.
Д. Сьюпер [18] в рамках своей теории развития объединил точки зрения целого ряда теорий, как психологических, так и непсихологических. В 1952 г. он выдвинул следующие положения:
) люди характеризуются своими способностями, интересами, свойствами личности;
) на этой основе каждый человек подходит нескольким профессиям, а одна профессия - ряду индивидов;
) в зависимости от времени и опыта человека меняются как объективные, так и субъективные условия профессионального развития, что обусловливает профессиональный множественный выбор;
) профессиональное развитие имеет ряд последовательных стадий;
)особенности этого развития определяются социально-экономическим уровнем родителей, свойствами индивида, его профессиональными возможностями и т. д.;
) на разных стадиях развитием можно управлять, способствуя формированию у индивида интересов и способностей и поддерживая его в стремлении «попробовать» реальной жизни и в развитии его Я-концепции;
) профессиональное развитие, в сущности, состоит в развитии и реализации Я-концепции;
) взаимодействие Я-концепции и реальности происходит при проигрывании и исполнении профессиональных ролей, например, в фантазии, в беседе с профконсультантом или в реальной жизни;
) удовлетворенность работой зависит от того, в какой мере индивид находит возможности для реализации своих способностей, интересов, свойств личности в профессиональных ситуациях, что в значительной степени определяется возможностью играть ту роль, которая казалась подходящей на стадиях профессионального развития, названных Д. Сьюпером стадиями пробуждения и исследования. В 1957 г. он дополнил свою теорию рядом положений:
) как процесс, включающий серию событий, профессиональный выбор имеет ряд предсказуемых моделей;
) профессиональный выбор предусматривает компромисс между синтезом личностных и социальных факторов, Я-концепцией и реальностью, недавно приобретенными реакциями и существующими моделями реакций;
) важность факторов реальности как детерминант профессионального выбора возрастает по мере того, как индивид становится старше.
Для Д. Сьюпера выбор профессии является, во-первых, длительным процессом, растягивающимся на несколько лет, а во-вторых, событием, включенным в цепь событий профессиональной биографии человека. Разработанная Сьюпером ступенчатая модель профессионального развития охватывает всю человеческую жизнь. Профессиональный путь человека может быть разделен на пять этапов: рост, поиск, упрочение, стабилизация и спад. Период выбора профессии и профессионального становления является второй ступенью пятиступенчатой модели, которая охватывает возраст от 14 до 25 лет и характеризуется тем, что индивид пробует свои силы в различных ролях при ориентации на свои реальные профессиональные возможности.
С точки зрения Сьюпера, человек должен выбирать профессию с учетом:
своего образа «Я». Именно образ «Я» регулирует процессы интеграции, дифференциации и организации профессиональной карьеры. В образ «Я» включается собственно образ человека, способ мыслей о самом себе и оценки себя;
интеллекта: структуры общих способностей и способностей к обучению и научению;
специальных способностей: уровня развития общих и специальных способностей и их структуры;
интересов: тенденций поведения, проявляющихся в желании, поиске и выполнении человеком определенных видов деятельности;
ценностей личности: того, чего люди ожидают и что ищут для себя в трудовой деятельности. Ценности подразделяются на внутренние (содержательные), то, что содержит в себе сам процесс труда и его непосредственный продукт как таковой, и внешние (сопутствующие) по отношению к процессу труда, такие как оплата, престиж, социально-психологические условия;
отношения к труду, работе и профессии. Отношение к труду является производным от системы ценностей. Оно формируется в процессе становления карьеры, определяет эффективность и производительность деятельности;
потребностей, которые определяют мотивы выбора профессии и успешность в этой профессии. Потребности могут удовлетворяться различными путями, поэтому они менее значимы при выборе, чем способности и интересы. Они определяют способ деятельности, а не ее содержание;
черт личности - наиболее общих моделей поведения, оказывающих влияние на форму трудового поведения человека;
профессиональной зрелости. На разных этапах своего развития человек выбирает профессию различным образом. Человек, впервые выбирающий профессию, имеет значительно более широкое поле выбора, чем уже получивший профессиональное образование. Люди, имеющие семью и не имеющие, также обладают разным по объему полем выбора. Различно оно и у представителей разных социальных слоев. Уровень профессиональной зрелости определяется тем, насколько человек, выбирающий профессию, учитывает конкретные особенности своей ситуации выбора.
Самоопределение личности - сложная научная проблема, имеющая как минимум, психологический, педагогический, социологический и философский аспект. В силу этого обстоятельства наблюдаются различные подходы к определению этого понятия. Не случайно приняло устойчивый характер словоупотребление «жизненное», «профессиональное», «социальное» и др. самоопределение, каждое из которых отражает различные явления и нуждается в научном истолковании. В каждом крупном научном течении, в котором рассматривалась проблема человека, существует свое специфическое представление о самоопределении личности, либо явное, либо нет. Эта проблема рассматривалась в русле традиционных вопросов - что такое человек, каков смысл человеческой жизни, а также в рамках вопросов о свободе воли, сущности сознания, проблемы взаимоотнесения человека и общества.
В рамках философско-психологического подхода к проблеме самоопределения личности необходимо отметить работы С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, В. Ф. Сафина и др. С. Л. Рубинштейн проблему самоопределения рассматривал в контексте проблемы детерминации: «всякая детерминация необходима как детерминация другим, внешним, и как самоопределение (определение внутренних свойств объекта)» [10,с709]. Самоопределение выступает как самодетерминация, в отличие от внешней детерминации; в понятии самоопределения, таким образом, выражается активная природа «внутренних условий». Подчеркивается роль «внутреннего момента самоопределения, верности себе, неодностороннего подчинения внешнему». Более того, сама «специфика человеческого существования заключается в мере соотнесения самоопределения и определения другими (условиями, обстоятельствами), в характере самоопределения в связи с наличием у человека сознания и действия». С. Л. Рубинштейн особо подчеркивал не только зависимость личности от обстоятельств и условий жизни, но и зависимость жизни от личности. При этом личность выступает как субъект жизни. Судьба личности, по мнению С. Л. Рубинштейна, зависит от ее собственного суда над собой. Самоопределение - свободное избрание человеком своей судьбы, осуществленная самодетерминация, представляющая собой механизм социальной детерминации, которая не может действовать иначе, как будучи активно преломленной самим субъектом. Соответственно, механизмом самоопределения является, прежде всего, интеллектуальная работа по рефлексии жизненной ситуации.
Активную позицию личности в самостроительстве подчеркивал и А. Н. Леонтьев [11], говоря о том, что на каждом повороте жизненного пути человеку необходимо от чего-то освобождаться, что-то утверждать в себе, и все это нужно делать, а не только подвергаться влияниям среды. Самоопределение понимается им как глубокое индивидуальное преломление норм и ценностей окружающей действительности, основное следствие которого - избирательное отношение к миру, выбор тех деятельностей, которые личность делает своими.
В. Ф. Сафин рассматривал самоопределение как усвоение, принятие определенного мировоззрения, нахождение баланса между осознанием своих субъективных качеств и общественных требований. В своих работах он характеризует процесс становления и развития процесса личностного самоопределения, выделяет выбор в качестве механизма данного процесса [12].

Похожие материалы:

Курсовая работа: Исследование психологических особенностей студентов вуза статистическими методами