Курсовая работа: Характер эмоциональной оценки ребенка межличностных отношений в семье

Оглавление

Введение
Глава 1. Семейные отношения эмоционального формирования ребенка
.1 Феномен детско-родительских отношений
.2 Проявления эмоциональной жизни ребенка и восприятие детьми отношений в семье
.3 Методы диагностики и способы исследования эмоциональной оценки ребенком межличностных отношений с помощью проекции « Рисунок семьи»
Глава 2. Результаты исследования эмоциональной оценки детьми внутрисемейных отношений (симптомокомплексов кинетического рисунка семьи у младших школьников)
.1 Программа исследования
.2 Описание результатов исследования
.3 Интерпретация результатов
Заключение
Список литературы
Приложения

Дата добавления на сайт: 10 августа 2024


Скачать работу 'Характер эмоциональной оценки ребенка межличностных отношений в семье':


Оглавление
Введение
Глава 1. Семейные отношения эмоционального формирования ребенка
.1 Феномен детско-родительских отношений
.2 Проявления эмоциональной жизни ребенка и восприятие детьми отношений в семье
.3 Методы диагностики и способы исследования эмоциональной оценки ребенком межличностных отношений с помощью проекции « Рисунок семьи»
Глава 2. Результаты исследования эмоциональной оценки детьми внутрисемейных отношений (симптомокомплексов кинетического рисунка семьи у младших школьников)
.1 Программа исследования
.2 Описание результатов исследования
.3 Интерпретация результатов
Заключение
Список литературы
Приложения
эмоциональный межличностный семья ребенок
Введение
Актуальность темы исследования. В современных условиях развития общества особую значимость приобрела семья и внутрисемейные отношения, обострилась проблема общения в семье, поскольку семейные взаимоотношения носят менее эмоциональный и духовный характер, эмоциональное формирование ребенка закладывается именно в детстве. Это база доверия, стабильность и устойчивая психика, которая в дальнейшем помогает также взрослому ребенку объективно воспринимать окружающий мир и держаться в социуме. Конечный результат сохранить целостность и гармоничные отношения в семье, учитывая изменения в социуме.
Важно и необходимо изучить эту тему своевременно, поскольку за последние годы по статистике процент разводов в Росси составил около 70%, среда первичной социализации детей нарушена, поскольку необратимо изменяется характер эмоциональных коммуникаций в семье.
В Центральном районе страны в первом квартале 2010 года вступило в брак 43675 россиян, а развелось 40 937. На северо-западе России зарегистрировали отношения 18 833 человек, развелось 16 352. Число зарегистрированных браков в южных районах страны - 15 493, а разводов - 14 556. На Северном Кавказе на 14 383 регистраций браков пришлось разводов 5 389, что является единственным не удручающим показателем по РФ. Сибирский район: 27 697 зарегистрированных брачных союзов и 21 730 оформленных разводов. На Дальнем Востоке - 10 046 свадеб и 8 499 разводов. На Урале - на 18 705 свадьбу пришлось 15 222 разводов.
Подводя итоги статистических исследований Росстата на первый квартал 2010 года, мы видим достаточно грустную картину: на 185 969 браков 153 406 разводов, что составляет более 80% всех оформленных отношений
Для сравнения;
В США - средний процент разводов 45.8%.
В Канаде - средний процент разводов 48%.
В Англии - 42,6%.
Во Франции - 38.3%.
В Японии - всего 27% (т.е. лишь каждый четвертый брак)
Самая низкая цифра разводов в Индии - 1.1% (11 браков из 1000 заканчиваются разводами). Более подробно см., приложение 3.
Характер внутрисемейных отношений зависит от многих факторов. Это социальное положение семьи, ее состав и жизненный цикл, возраст членов семьи, степень их эмоциональности, уровень интеллекта и способность к открытому общению.
В современном быстроменяющемся мире у людей всё меньше времени остаётся для общения друг с другом, а общение с детьми, подчас, сводится лишь к удовлетворению элементарных потребностей. Многие родители не знают, чем живут их дети, что происходит в их внутреннем мире. Но дети - это будущее. И от того, как их воспитывают, зависит очень многое в жизни. Каждая эпоха, каждая культура всегда оказывала и оказывает своё специфическое, более или менее благоприятное влияние на развитие детей.
Очень неблагоприятный прогноз по сравнению с другими странами, и такой показатель еще раз подчеркивает тяжелое, и эмоциональное переживание ребенка в процессе развода семьи и психологические травмы которые в дальнейшем ребенок выносит во взрослую жизнь. Следует заметить тот факт, что если девушка может восполнить этот пробел - испытав материнство, то мужчина может носить эту травму всю жизнь.
Цель исследования:
Выявить характер эмоциональной оценки ребенка межличностных отношений в семье
Объект; Дети от 7-8 лет
Предмет; Симптомокомплексы кинетического « Рисунка семьи» детей от семи до восьми лет.
Задачи; 1) Анализ научной литературы по проблеме семейных отношений, и эмоциональной жизни ребенка.
) Разработка программы эмпирического исследования.
Формирование исследовательской выборки и подбор методики.
Методы:
Метод обработки психологического теста
Метод обработки математических данных
) Сбор эмпирических данных в соответствии с программой исследования.
) Анализ и интерпретация результатов.
Объект; Поле ведущей деятельности дети от шести лет
Степень научной разработанности темы. Исследование проблематики конфликтов имеет длительную историю. Еще античные мыслители - Платон, Аристотель, Эпикур - изучали взаимоотношения людей, поведение в процессе их взаимодействия, природу возникновения конфликтов на основе рационального осмысления природы общественного устройства.
В XIX - XX вв. проблема конфликтов исследовалась в работах К. Маркса, Э. Дюркгейма, М. Вебера, Г. Зиммеля, П. Сорокина, Л. Крисберга, Л. Козера, Т. Парсонса, Р. Дарендорфа, К. Боулдинга, Н. Смелзера, А. Гидденса, Дж. Рекса, А. Раппопорта, М. Дойча, К. Дэвиса, Р. Фишера, У. Юри и др.
В конце XIX - начале XX вв. среди отечественных ученых плодотворно занимались исследованием проблемы семьи и брака М.М. Ковалевский, И. Кухаржевский, П.А. Сорокин и др.
Глава 1. Семейные отношения эмоционального формирования ребенка
.1 Феномен детски-родительских отношений
Содержательная характеристика мотивационно-смыслового, поведенческого, когнитивного и аффективного компонентов взаимодействия в диаде «ребенок-родитель» с учетом позиции каждого из участников взаимодействия позволяет выделить пять основных видов взаимодействия: гармоничное, конфликтное, диктантное, доминантное взаимодействие с доминирующим ребенком и потворствующим взрослым и доминантное взаимодействие с доминирующим взрослым и подчиняющимся ребенком
Характер детско-родительского взаимодействия и его виды определяются соотношением позиций обоих партнеров по совместной деятельности - как родителя, так и ребенка. Вид взаимодействия в диаде ребенок-родитель обусловлен особенностями родительской позиции: характером эмоционального принятия ребенка, содержанием родительской дисциплины, определяющей тип воспитания (санкции, требования, запреты), и характером контроля. Особенности переживания ребенком детско-родительских отношений обуславливает позицию и тактику ребенка во взаимодействия с родителем, определяя вид взаимодействия в диаде «ребенок-родитель».
Выявлена специфика переживания ребенком детско-родительских отношений при различных видах детско-родительского взаимодействия. При гармоничном взаимодействии переживания ребенка отражают благополучие, позитивный интерес и доверие к близким взрослым, удовольствие от совместной деятельности, чувство семейной целостности и сплоченности. Ребенок ориентируется на поддержку со стороны родителей при возникновении трудных ситуаций. Для конфликтного взаимодействия характерно переживание дефицита позитивного эмоционального контакта с родителем, доверия к взрослому, напряженности и конфликтности в отношениях, взаимного неудовольствия и раздражения, неспособности эффективно воздействовать на взрослого. При диктантном взаимодействии ребенок испытывает недостаток эмоциональной поддержки и отвержение со стороны родителей, чувство незначительности. В ситуациях фрустрации ребенок переживает подавленность, горе, беспомощность или отрицает ее, не видя ресурса помощи во взрослом.
Ребенок удовлетворяет аффилиативные потребности за счет «общения» с любимой игрушкой, фантазирования. При доминантном взаимодействии «доминирующий родитель - покорный ребенок» ребенок переживает неуверенность в себе и семейную разобщенность и нестабильность, зависимость от родителей и ищет постоянной поддержки и контроля с его стороны. При доминантном взаимодействии «доминирующий ребенок -потворствующий родитель» ребенок переживает уверенность в себе, своих силах и поддержке взрослого, самопринятие, потребность в кооперации. Недовольство ребенок выражает активно и даже агрессивно.
Сюжетно-ролевая игра позволяет выявить характер переживания ребенком детско-родительских отношений в дошкольном возрасте. Важными в диагностическом отношении показателями благополучия переживания ребенком отношений с родителями являются выбор игровых предметов и персонажей; особенности игрового сюжета; характер взаимодействия между игровыми персонажами; аффективное отношение к игровым персонажам и действиям; способ разрешения моделируемых в игре типичных конфликтов между ребенком и родителями.
Практическая значимость исследования связана с выявлением психологических условий и факторов, определяющих характер и виды детско-родительского взаимодействия в дошкольном возрасте и разработкой новых методик, обогащающих репертуар инструментов, направленных на диагностику детско-родительских отношений. Результаты работы могут быть использованы в практике возрастно-психологического и семейного консультирования для решения задач оптимизации, профилактики и коррекции детско-родительских отношений.
Характеристика родительской позиции при конфликтном типе взаимодействия:
Основным характерным отличием образа ребенка при конфликтном типе взаимодействия является то, что он менее дифференцирован, по сравнению с другими типами. Интересно, что при прямой оценке особенностей ребенка родителей в основном волнует развитие определенных способностей (спорт, музыка) и физическое благополучие ребенка (хорошо кушает, здоров, красив). При сравнении своего ребенка с другими детьми большинство родителей говорят о его коммуникативных качествах. Таким образом, у конфликтных родителей образ ребенка ориентирован в основном на внешнюю активность: определенные достижения ребенка в интеллектуальной, коммуникативной, деятельной сферах; физическое состояние (здоровье, внешность, физическая активность). Эмоционально-личностная сторона образа затрагивается в негативном контексте.
Родители из конфликтной диады ориентированы на настоящее - К знач. блока «Образ реального ребенка» равно 0,98. Если рассматривать отдельно нейтральные высказывания как наиболее информативные для выявления центрированности и направленности позиции родителя, то в среднем 83% из них направлены на настоящее и центрированы на ребенке.
Образ ребенка в целом имеет эмоционально-положительную окраску. Исключение составляет образ ребенка в прошлом с приоритетом нейтральных по знаку высказываний (67%), в особенности при сравнении
Вывод
Структура взаимодействия родителя и ребенка включает мотивационно - ценностный, аффективный, когнитивный и поведенческий компоненты. Мотивационно - ценностный компонент включает ведущие мотивы, ценностные ориентации, направленность личности (на себя, партнера, предмет сотрудничества). Поведенческий компонент определен структурированием позиций; источниками и способами разрешения конфликтов; характерными приемами воздействия на партнера; характером санкций, контроля и мониторинга; способом реагирования на трудности и фрустрацию; особенностями оказания помощи. Когнитивный компонент включает атрибуцию эффективности взаимодействия, ожидания, образ возможностей партнера и собственных, оценку себя и партнера. Аффективный компонент включает эмоциональное отношение к партнеру, уважение (признание силы/слабости партнера), привязанность, удовлетворенность отношениями, эмоциональную включенность во взаимодействие, сензитивность и эмпатию, умение оказать эмоциональную поддержку партнеру.
При переживании нетерпимости, игнорировании инициативы, ограничении самостоятельности, напряженности в отношениях со значимым взрослым позиция ребенка отличается активным непринятием родительских дисциплин, конфликтностью, негативизмом, острыми негативными эмоциональными проявлениями.
.2 Проявления эмоциональной жизни ребенка и восприятие детьми отношений в семье
Эмоциональный контакт между матерью и ребенком рассматривается как базисная психологическая модель, необходимая для развития личности ребенка. Принимающая, любящая, эмпатийная мать, которая вовремя реагирует на потребности ребенка, формирует у него так называемую безопасную привязанность. Дети с безопасной привязанностью отличаются уверенным поведением, они не боятся новых ситуаций, у них формируется базовое доверие к миру, которое обусловливает дальнейшее отношение к людям и определяет особенности эмоциональных переживаний ребенка (Э. Эриксон).
Эрих Фромм указывал, что главная черта материнской любви - ее безусловный характер. Другой вид любви - отцовская - отличается условностью и ее можно заслужить, будучи примерным сыном или дочерью. По Э. Фромму, материнская и отцовская любовь в чистом виде не встречаются. Для эффективного воспитания и развития личности ребенка необходимо проявить оба эти типа эмоциональных отношений.
Карен Хорни отмечала, что ребенок может вынести очень многое из того, что часто относится к травматическим факторам (например, внезапное отнятие от груди, периодические побои, переживания на сексуальной почве), но все это до тех пор, пока в душе он чувствует, что является желанным и любимым. Ребенок очень тонко улавливает, является ли любовь подлинной, и его нельзя обмануть никакими показными демонстрациями.
Принятие и любовь развивают у ребенка чувство безопасности, уверенности, способствуют полноценному развитию личности. У ребенка формируется внутренняя позиция: "Я нужен, я любим, и я люблю вас тоже", которая конкретизируется в следующих детских установках:
. Я испытываю удовольствие, когда нахожусь с близкими мне людьми. Я доверяю им и уважаю их точку зрения.
. Моя близость с родителями не ущемляет моей свободы. От меня не требуют постоянно действовать так, а не иначе.
. Окружающие доверяют мне.
. Я могу ошибаться, но это не означает, что я плох или глуп.
. Когда я слаб, я могу попросить помощи, и это не унижает меня.
. Наказание не означает, что родители перестают меня любить. Это означает, что мы не поняли друг друга или действовали в ущерб друг другу. Эмоциональное отвержение
Эмоциональное отвержение - это неэффективное родительское отношение, которое проявляется в недостатке или отсутствии эмоционального контакта родителя и ребенка, нечувствительности родителя к потребностям ребенка. Оно может быть явным и неявным, скрытым. При явном отвержении родитель демонстрирует, что он не любит и не принимает своего ребенка, испытывает раздражение по его поводу. Скрытое отвержение принимает более сложные формы - оно может проявляться в глобальном недовольстве ребенком (он не такой умный, умелый, красивый), хотя формально родитель может и выполнять свои родительские обязанности. Иногда эмоциональное отвержение маскируется преувеличенным вниманием и заботой; но его выдает недостаток любви и внимания, стремление избегать тесных (телесных) контактов.
Отвержение может, проявляется в следующих родительских директивах: "Глаза бы мои на тебя не глядели", "Сколько тревог и лишений ты мне принес, появившись на свет". Воспринимая такие директивы, ребенок бессознательно чувствует, что он помеха в жизни родителя, его вечный должник. По мнению Хорни, "исходная или базальная" тревога, возникающая у ребенка, страдающего от дефицита родительской любви, является источником невротизации личности.
Отвержение часто связано с неадекватными родительскими ожиданиями относительно ребенка. Чаще всего родители воспринимают своих детей старшими по возрасту и потому не нуждающимися в большой заботе и внимании. Сверх требовательные родители, например, считают, что ребенка можно приучить к горшку к 6- 12 месяцам, что он способен разговаривать уже к двум годам и что дети могут помогать по дому с раннего детства. От детей также требуют заботы о младших братьях и сестрах. Не принимая во внимание индивидуальные особенности ребенка, родители пытаются "улучшить", "скорректировать" врожденный тип реагирования ребенка. Часто родители создают идеальный, вымышленный образ ребенка, который вызывает их любовь. Для одних родителей - это послушный, удобный ребенок, не приносящий много хлопот.
Для других ребенок - это активный, успешный, предприимчивый. Однако и в том, и в другом случае вымышленный образ ребенка не будет соответствовать реальному образу.
Отвержение часто сочетается с жестким контролем, с навязыванием ребенку единственно "правильного" типа поведения. Родители требуют от ребенка "быть хорошим", "вести себя правильно", "быть послушным", однако не разъясняют сущности требуемого поведения. Наряду с жестким контролем, отвержение может сочетаться с недостатком контроля, равнодушием к жизни ребенка, полным попустительством.
Боясь "испортить" ребенка, родители не обращают внимания на его насущные потребности
Родители, отвергающие детей и применяющие оскорбительный стиль взаимодействия с ними, верят в необходимость и нормальность физических наказаний. Интересно, что поступки, за которые родители критикуют своих собственных детей, они совершали в детстве сами, и это подвергалось критике их собственными родителями. Нередко непослушание или нежелательное поведение наказывается лишением родительской любви, демонстрацией ненужности ребенка: "Мама такого не любит, она себе найдет другого мальчика (девочку)". Следствием этого является формирование у ребенка чувства неуверенности, страха одиночества и покинутости.
Дефицит родительской отзывчивости на нужды ребенка способствует возникновению у него чувства "выученной беспомощности", что впоследствии нередко приводит к апатии и даже депрессии, к избеганию новых ситуаций, недостатку любознательности и инициативы. Неудовлетворенная потребность в принятии и любви играет важную роль в развитии агрессивности поведения у детей. Хотя отсутствие заботы о ребенке и отвержение его потребности в принятии и любви являются важными предварительными условиями для развития асоциальной агрессивности, не все дети, лишенные родительской заботы, становятся агрессивными. Например, реакцией на отсутствие материнской заботы и любви может быть замкнутость, сверхзависимость, излишняя готовность к подчинению и глубокая тревожность.
Очень важным является и то, в какой мере и в каком возрасте ребенок был лишен материнской любви и заботы.
В случаях, когда ребенок не был, лишен материнской заботы полностью и материнская любовь иногда все же проявлялась, ребенок может научиться ожиданию какой-то эмоциональной реакции от своих родителей. Если это эмоциональное вознаграждение было условием его подчинения родительским требованиям, то при таких условиях у ребенка скорее разовьется тревожное подчинение, чем агрессивность.
Отвергающее отношение к ребенку отмечается у одиноких матерей, в семьях, воспитывающих приемных детей, а также там, где ребенок родился "случайно", "не вовремя", в период бытовых неурядиц или супружеских конфликтов. Крайняя форма отвержения проявляется в том, что родители реально отказываются от ребенка и помещают его в интернат, психиатрическую больницу, отдают на воспитание родственникам (часто...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Особенности межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в группе детского сада

Курсовая работа: Развитие межличностных отношений детей дошкольного возраста с нарушением слуха посредством дидактических игр

Реферат: Описание межличностных отношений

Реферат: Исследование сиблингов и их межличностных взаимоотношений в семье

Статья: Влияние социального статуса на установление межличностных отношений в процессе досуговой деятельности