Реферат: Характеристика категории «молодёжь», её роль в обществе

Содержание
Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Характеристика категории «молодёжь», её роль в обществе……..4
1.1.Понятие «молодежь» и характеристика данной категории как возрастной групп………………………………………………………………4
1.2.Психолого-педагогическая характеристика молодых людей……….…..8
1.3. Значение молодёжи как социально-демографической группы в РФ…10
Глава 2. Активная общественная позиция молодого человека и пути её формирование………………………………………………………………....12
2.1. Понятие активность и формирование активной позиции у студентов.12
2.2. Социально-психологический смысл детских и молодежных общественных объединений…………………….............................................18
2.3. Роль общественной организации в формировании социальной активности молодежи…………………………………………………………22
2.4. Волонтерская деятельность как способ формирования активной позиции молодежи…………………………………………………………….29
Заключение…………………………………………………………………….31
Список литературы……………………………………………………………32

Дата добавления на сайт: 15 июня 2024


Скачать работу 'Характеристика категории «молодёжь», её роль в обществе':


Содержание
Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Характеристика категории «молодёжь», её роль в обществе……..4
1.1.Понятие «молодежь» и характеристика данной категории как возрастной групп………………………………………………………………4
1.2.Психолого-педагогическая характеристика молодых людей……….…..8
1.3. Значение молодёжи как социально-демографической группы в РФ…10
Глава 2. Активная общественная позиция молодого человека и пути её формирование………………………………………………………………....12
2.1. Понятие активность и формирование активной позиции у студентов.12
2.2. Социально-психологический смысл детских и молодежных общественных объединений…………………….............................................18
2.3. Роль общественной организации в формировании социальной активности молодежи…………………………………………………………22
2.4. Волонтерская деятельность как способ формирования активной позиции молодежи…………………………………………………………….29
Заключение…………………………………………………………………….31
Список литературы……………………………………………………………32
Введение
В современном мире многие учёные отмечают снижение социальной активности среди молодого населения. Ориентация молодёжи на праздный образ жизни, развлечения, материальную выгоду приводит к формированию прагматичных ценностей, к желанию избегать общественно полезной работы, равнодушию к чужим проблемам.
Стихийные процессы в молодежной среде приводят к появлению тенденций, направленных на разрушение существующих общественных устоев без какого-либо созидания новых. Наиболее распространенными проблемами молодёжи стали алкоголизм, наркомания, бездеятельность. В связи с этим возникает необходимость в регулировании активности молодёжи. Стало важным и необходимым уметь грамотно реализовывать активность и формировать активную позицию молодежи как граждан нашего государства.
В качестве объекта исследования выступает процесс формирования активной позиции молодежи.
Предмет исследования – условия формирования активной позиции.
Целью исследования является определение социально - культурных условий формирования активной позиции.
Задачи исследования:
Проанализировать уточнить понятие активности и её виды.
Рассмотреть психологические возрастные особенности молодёжи.
Изучить и рассмотреть на конкретном примере роль общественных организации в формировании активной позиции молодежи.
Рассмотреть волонтерскую деятельность как условие формирование активной позиции.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы и социальной статистики;
Методологической основой работы являются труды: Карла Мангейма, В. Т. Лисовского, И. С. Кона, А. В. Петровского, Н. Я. Ярошевского, Н. А. Бернштеина, Ю. Б. Гиппенрейтер, Б. Г. Ананьева, А. И. Анциферовой и т.д.
Данная работа будет интересна социальным педагогам, руководителям молодёжных объединений, классным руководителям.
Глава I. Характеристика категории «молодёжь» и её роль в обществе.
1.1.Понятие «молодёжь» и характеристика данной категории как возрастной группы.
Молодёжь — это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. Некоторыми учёными молодёжь понимается как совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в возможности активного участия в определённых сферах жизни социума.
Впервые категорию молодёжь стали выделять социологи в 60-е годы. Они увидели в молодёжи присущие только ей социальные черты, специфические интересы, ценности, нормы поведения и проблемы. Постепенно в 70-е годы
сформировался более широкий взгляд на эту социально-демографическую
группу. Понятие «молодёжь» было впервые дано в 1968 году. Как часть общества, молодёжь является предметом изучения многих социальных наук: философия, психология, педагогика, социология, демография, политика, право, история. Естественно, в каждой из этих наук в понятие «молодёжь» вкладывается своё содержание. В последние годы с изменением общенаучного подхода возникла потребность в целостном подходе молодёжи. Возрастная терминология относительно молодёжи никогда не была однозначной. Важной деталью является то, что возрастные категории обозначали не столько хронологический возраст, сколько его общественное положение, социальный статус. При определении возрастных границ понятия «молодёжь» в качестве исходных, необходимо принять широкораспространённые взгляды, что началом молодости (концом детства) является момент, когда в организме человека завершаются физиологические и психические процессы, связанные с половой зрелостью (от 12 до 16 лет), а также ряд социальных обстоятельств; а концом молодости – момент, когда молодой человек полностью вступает в положение взрослого, чему также соответствует ряд условий. Исходя их данных биологии, медицины, психологии, демографии и социологии нижняя граница молодёжи определена 15-летним возрастом. По мнению многих учёных, эта граница должна быть понижена. Материальная нужда уже гонит тысячи и тысячи 12-14-летних людей идти работать, означая тем самым их ранний переход в разряд молодёжи. Анализ демографической ситуации свидетельствует о том, что в последующие десятилетия количество молодёжи в мире сократится. В некоторых регионах и странах будет не хватать людей, вступивших в пору зрелости. Это вынудит многие страны пересмотреть границы зрелости в сторону понижения. В трудовой процесс будут включены те, кто по нынешним понятиям не может во всей полноте пользоваться юридическими правами и выполнять обязанности трудящегося человека, иметь статус рабочего. На наш взгляд, в силу вышеназванных реальных демографических и социально-экономических процессов можно было бы определить нижнюю границу молодёжного возраста 14 лет. Весьма сложным является вопрос об определении верхней возрастной границы понятия «молодёжь». Принято считать, что концом молодости, то есть моментом, когда молодой человек полностью вступает в положение взрослого, являются, по крайней мере, следующие условия:
экономическая независимость, то есть ответственность за приобретение необходимых для собственного осуществления средств и способность создавать их
личная самостоятельность, то есть способность принимать решения,
касающиеся себя, во всех сферах существования, без чужой опеки, без
каких-либо ограничений, кроме необходимых для сосуществования
в обществе
самостоятельное распоряжение средствами, которыми располагает
для существования, независимо от их происхождения
создание собственного очага, независимого от родительского, принятие ответственности за его поддержание и управление
Процесс приобретения устойчивого положения в социально-поселенческой структуре свидетельствует о том, что возраст от 23 до 28 – это период стабилизации места жительства всех представителей молодёжи. Однако стабилизация положения включает в себя процесс адаптации к новой социально-поселенческой среде, который в среднем продолжается 3-5 лет. Примерно к этому возрасту молодёжь приобретает и соответствующий семейный статус. К 27-29 годам жизни завершается процесс брачной социализации. Но если учитывать, что семья в полном смысле этого слова включает помимо родителей ещё и детей, то процесс семейно-брачной социализации завершается к 29-30 годам.
Таким образом, можно сделать вывод, что по всем категориям приобретения
устойчивого социального статуса можно определить верхнюю границу
молодёжного возраста 30 лет. Поэтому под молодёжью в дальнейшем мы
будем понимать социально-демографическую группу людей в возрасте от 14 до 30 лет.
Государственная молодёжная политика в Российской Федерации также направлена на лиц в возрасте от 14 до 30 лет, что подтверждает возрастные рамки молодёжи, принятые и в других странах.
Согласно данным Россстата за 2008год в РФ насчитывается 38048949 человек в возрасте от 14 до 30 лет, что составляет 26,8% от общего населения страны [19,1].
1.2. Психолого-педагогическая характеристика молодых людей.
Молодёжь в значительной части обладает тем уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, которая выгодно отличает её от других групп населения. В то же время перед любым обществом стоит вопрос о необходимости минимизации издержек и потерь, которые несёт страна из-за проблем, связанных с социализацией молодых людей и интеграцией их в единое экономическое, политическое и социо - культурное пространство.
Немецкий социолог Карл Мангейм определил, что молодёжь является своего рода резервом, выступающим на передний план, когда такое оживление становится необходимым для приспособления к быстро меняющимся или качественно новым обстоятельствам. Динамичные общества рано или поздно должны активизировать и даже организовывать их (ресурсы, которые в традиционном обществе не мобилизуются и не интегрируются, а часто подавляются).
Молодёжь, по мнению Мангейма, выполняет функцию оживляющего посредника социальной жизни; эта функция имеет своим важным элементом неполную включенность в статус общества. Этот параметр универсален и не ограничен ни местом, ни временем. Решающим фактором, который определяет возраст половой зрелости, является то, что в этом возрасте молодёжь вступает в общественную жизнь и в современном обществе впервые сталкивается с хаосом антагонистических оценок.
Молодёжь, по мысли Мангейма, ни прогрессивна, ни консервативна по своей природе, она — потенция, готовая к любому начинанию.
Молодёжь как особая возрастная и социальная группа всегда по-своему воспринимала ценности культуры, что порождало в разные времена молодёжный сленг и эпатирующие формы субкультуры. Их представителями были хиппи, битники, стиляги в СССР и постсоветском пространстве — неформалы. [5,90]
По данным исследования проведённого в июле 2004г. Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) молодые люди в возрасте 18-24 лет считают кумирами современной российской молодёжи поп - и рок-звёзды, представители «золотой» молодёжи (52 %), успешные бизнесмены, олигархи (42 %), спортсмены (37 %). В. В. Путин (14 %).
Абсолютное большинство опрашиваемых, которое считает, что здоровый образ жизни зависит скорее от собственных усилий самого человека исходят из того, что превращение России в страну здорового образа жизни состоится лишь когда-нибудь в далёком будущем (65,9%). Симптоматично для современной России то, что количество респондентов, в принципе не верящих в то, что Россия станет страной здорового образа жизни (22,4%) почти в два раза превышает ту часть опрашиваемых, которые ответили на этот вопрос — «да, и довольно скоро».
1.3. Значение молодёжи как социально-демографической группы в РФ.
В Российской Федерации высок уровень безработицы среди молодых людей в возрасте 15— 24 лет (6,4 процента).
Начиная с 90-х годов прошлого века число молодых пар, которые проживали без юридического оформления брака, увеличилось до 3 миллионов, что привело к реальному росту внебрачных детей и увеличению количества неполных семей.
Одной из наиболее острых проблем, которая встаёт перед молодёжью и обществом, является жилищное обеспечение. Несмотря на модернизацию и реформирование жилищно-коммунального хозяйства, проблемы, вызванные со старением жилого фонда и неразвитостью форм найма жилья, провоцируют рост цен и арендной платы за жильё в Российской Федерации. Процентные ставки по ипотечным кредитам остаются недоступными для молодых людей. В связи с этим заслуживает внимание реализация приоритетного национального проекта «Жильё», в рамках которого предусмотрены жилищные субсидии для молодых семей.
Одно из первых определений понятия «молодёжь» в отечественной социологии было дано в 1968г. В. Т. Лисовским.
Молодёжь — поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции. [4,10]
Иное и более детализированное определение было дано И. С.Коном:
Молодёжь — социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Именно это определение впоследствии стало основным в отечественной социологии молодёжи:
Молодость как определённая фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации.[17,2]
В числе научных исследований молодёжи в последние годы заметную роль стала играть такое направление науки как ювенология. В некоторых вузах (например, в РГСУ) были открыты кафедры ювенологии. В центре внимания, которых изучение и преподавание интегрированных курсов о молодёжи, как феномен современного общества и о технологии работы с молодыми людьми, а также подготовки специалистов в сфере молодёжной политики.
Таким образом, можно сделать вывод, молодёжь является резервом нашего общества. Любой молодой человек преодолевает материальные, социальные, политические трудности в процессе взросления.
Глава II. Активная общественная позиция молодого человека и пути её формирование.
2.1.Понятие активность и формирование активной позиции у студентов.
Активность личности — особый вид деятельности или особая деятельность, отличающаяся интенсификацией своих основных характеристик (целенаправленности, мотивации, осознанности, владения способами и приёмами действий, эмоциональности), а также наличием таких свойств как инициативность и ситуативность.
Термин активности широко используется в различных сферах науки как самостоятельно, так и в качестве дополнительного в различных сочетаниях. Причём в некоторых случаях это стало настолько привычным, что сформировались самостоятельные понятия. Например, такие как: активный человек, активная жизненная позиция, активное обучение, активист, активный элемент системы. Понятие активности приобрело такой широкий смысл, что при более внимательном отношении его использование требует уточнений.
Словарь русского языка даёт общеупотребительное определение «активного» как деятельного, энергичного, развивающегося. В литературе и бытовой речи понятие «активности» часто употребляется как синоним понятия «деятельности». В физиологическом смысле понятие «активности» традиционно рассматривается как всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика. Как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром. Как свойство живых организмов реагировать на внешние раздражения. Активность при этом соотносится с деятельностью, обнаруживаясь как её динамическое условие, как свойство её собственного движения. У живых существ активность изменяется в соответствии с эволюционными процессами развития. Активность человека приобретает особое значение как важнейшее качество личности, как способность изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями. [9,631]
Большое значение придаётся «принципу активности». Н. А. Бернштейн вводя в психологию этот принцип, представлял его суть в постулировании определяющей роли внутренней программы в актах жизнедеятельности организма. В действиях человека существуют безусловные рефлексы, когда движение непосредственно вызывается внешним стимулом, но это как бы вырожденный случай активности. Во всех же других случаях внешний стимул только запускает программу принятия решения, а собственно движение в той или иной степени связано с внутренней программой человека. В случае полной зависимости от неё мы имеем место с так называемыми «произвольными» актами, когда инициатива начала и содержание движения задаются изнутри организма.
В социологии используется понятие социальной активности. Социальная активность рассматривается как явление, как состояние и как отношение. В психологическом плане существенным представляется характеристика активности как состояния — как качество, которое базируется на потребностях и интересах личности и существует как внутренняя готовность к действию. А также как отношения — как более или менее энергичная самодеятельность, направленная на преобразование различных областей деятельности и самих субъектов.[2,127]
В психологии в рамках деятельностного подхода, также наблюдается некоторое непринципиальное расхождение в трактовке активности. Психологическая теория деятельности рассматривает макроструктуру деятельности в виде сложного иерархического строения. В её состав включают несколько уровней, в числе которых называют: особые виды деятельности, действия, операции, психофизиологические функции. Особенные виды деятельности в этом случае выступают как совокупность действий, вызываемых одним мотивом. К ним обычно относят игровую, учебную и трудовую деятельность. Их же называют формами активности человека. [3,234]
Б. Г. Ананьев, помимо указанных, к множеству «активно - деятельностных форм отношения человека к миру» причисляет также боевую и спортивную деятельность, познание, общение, управление людьми, самодеятельность. Активность, в данном случае, соответствует особенной форме деятельности или особенной деятельности. [1,465]
По мнению К. А. Абульхановой - Славской посредством активности человек решает вопрос о согласовании, соизмерении объективных и субъективных факторов деятельности. Мобилизуя активность в необходимых, а не в любых формах, в нужное, а не в любое удобное время, действуя по собственному побуждению, используя свои способности, ставя свои цели. Тем самым, оценивая активность, как часть деятельности, как её динамическую составляющую реализуемую ситуативно, то есть в нужный момент времени.[18,1]
Ещё одна трактовка понятия активности предложена В. А. Петровский, предлагающий рассматривать личность как подлинный субъект активности. Прослеживая историю форм деятельности субъекта, он выделяет три последовательных этапа в истории становления деятельности. 1) Функционирование или жизнедеятельность особи как предпосылку деятельности; Функционирование — первое и простейшее проявление жизни — может быть описано в плане взаимодействия субъекта с объектом, в ходе которого обеспечивается целостность присущих субъекту телесных структур. Функционирование опирается на возможности непосредственного взаимодействия субъекта с его окружением. Отлучение живых тел от источников их существования оказывается гибельным, так как способности к функционированию ещё недостаточно для преодоления возникших барьеров. 2) Деятельность, как условие выживания субъекта. Деятельность снимает присущие предыдущей ступени развития ограничения. Посредством деятельности субъект получает возможность достичь предмет, прежде удалённый от него, но необходимый для функционирования. 3) Активность, как высшую форму развития...