Контрольная работа: Характеристика речи детей с IV уровнем общего недоразвития речи

Оглавление

Введение
Глава 1. Понятие общее недоразвитие речи
1.1 Различные подходы к пониманию и определению общего недоразвития речи
1.2 Симптоматика и механизм общего недоразвития речи
Глава 2. Характеристика речи детей при общем недоразвитии речи IV уровня
Заключение
Литература

Дата добавления на сайт: 10 августа 2024


Скачать работу 'Характеристика речи детей с IV уровнем общего недоразвития речи':


Министерство образования и науки РФФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Рязанский государственный университет имени С.А.Есенина»
Институт психологии, педагогики и социальной работы
Кафедра психологии личности, специальной психологии и коррекционной педагогики
«Характеристика речи детей с IV уровнем общего недоразвития речи»
Контрольная работа
Выполнила: студентка ОЗО (3.0)
группа №4264
Рябова Н.Г.
Рязань 2014

Оглавление
Введение
Глава 1. Понятие общее недоразвитие речи
1.1Различные подходы к пониманию и определению общего недоразвития речи
1.2 Симптоматика и механизм общего недоразвития речи
Глава 2. Характеристика речи детей при общем недоразвитии речи IV уровня
Заключение
Литература

Введение
В течение первых шести лет жизни ребенок приобретает больше знаний, чем за все остальные годы, вместе взятые. Особенно бурное развитие происходит в первые два года, когда новорожденный малыш, имея только несколько врожденных рефлексов, постепенно учится сидеть, ползать и ходить, понимать чужую речь и говорить самостоятельно и приобретает другие важные умения. Понимать и воспроизводить родную речь ребенок учится в течение длительного промежутка времени.
Одной из актуальных проблем на сегодняшний день является проблема речевого развития детей дошкольного возраста. Процент малышей с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Все чаще приходится сталкиваться с темповыми задержками развития речи у детей от 1 до 5 лет. Причины называются разные, среди которых экологический фактор, генетические изменения, ухудшение питания, рост информационных технологий, перегружающих нервную систему, гиподинамия. В настоящее время дошкольники с недостатками речевого развития составляют одну из самых многочисленных групп детей с нарушениями развития. Общее недоразвитие речи у детей изучается давно, но и поныне это одна из самых актуальных проблем логопедии. ОНР распространено не только среди воспитанников специализированных детских садов, но и среди детей, посещающих массовые дошкольные образовательные учреждения, и оказывает отрицательное влияние на весь процесс воспитания и обучения, на психическое и речевое развитие ребенка. Правильное понимание структуры ОНР, причин, лежащих в его основе, различных соотношений первичных и вторичных нарушений необходимо для отбора детей в специальные учреждения, для выбора наиболее эффективных приемов коррекции и для предупреждения возможных осложнений в школьном обучении.
Целью данной работы является всестороннее изучение проблемы общего недоразвития речи и характеристика речи детей с четвертым уровнем недоразвития.
Поставленная цель требует решения ряда задач:
. Изучить специальную литературу по проблемам общего недоразвития речи у детей.
. Рассмотреть сущность понятия «общее недоразвитие речи», «уровни общего недоразвития речи»;
. Изучить характеристики речи детей с общим недоразвитием речи четвертого уровня
. Сформулировать выводы.
Контрольная работа состоит из введения, двух глав, и заключения.

Глава 1. Понятие общее недоразвитие речи
Под общим недоразвитием речи в логопедии понимается такая форма речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речи. Понятие «общее недоразвитие речи» предполагает наличие симптомов несформированности (или задержки развития) всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематической ее стороны, лексического состава, грамматического строя). Общее недоразвитие речи может иметь различный механизм и соответственно различную структуру дефекта. Оно может наблюдаться при алалии, дизартрии и т. д.
Таким образом, термин «общее недоразвитие речи» характеризует только симптомологический уровень нарушения речевой деятельности. В большинстве случаев при этом нарушении возможно не столько недоразвитие, сколько системное расстройство речи. [9]
Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики). Впервые термин ОНР был введён в 50-60 годах 20 века основоположником дошкольной логопедии в России Р.Е.Левиной. Понятие общего недоразвития речи (ОНР) и в настоящее время активно используется для формирования логопедических групп детей при дошкольных учреждениях. Общее недоразвитие речи может наблюдаться при сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии (всегда), а также ринолалии, дизартрии (иногда). Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления, указывающие на системные нарушения речевой деятельности:
Более позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам;
Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена;
Экспрессивная речь отстаёт от импрессивной, т.е. ребёнок, понимая обращенную к нему речь, не может сам правильно озвучить свои мысли;
Речь детей с ОНР малопонятна. [3,7,8]
1.1 Различные подходы к пониманию и определению общего недоразвития речи
На протяжении нескольких десятилетий проблема изучения общего недоразвития речи различного генеза является объектом внимания многих исследователей. Этой проблемой занимались ведущие ученые в области логопедии: Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Г.И. Жаренкова, Л.Н. Ефименкова, С.Ф. Спирова, Н.С. Жукова, С.Ф. Иваненко, С.А. Миронова, Т.Б. Филичева и другие исследователи.
В исследованиях по теории и практике современной логопедии традиционно используется определение общего недоразвития речи, сформулированное в работах исследователей, изучавших данную проблему в НИИ дефектологии под руководством Р.Е.Левиной. Понимание недоразвития речи отражено в исследованиях Р.Е. Левиной, которая, изучая проявления речевых расстройств у большого количества детей, отмечала, что нарушения устной речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста многообразны по своим проявлениям. Они могут касаться не только произношения, но и затрагивать процессы фонемообразования, выражаться в затруднениях звукового анализа. Кроме того, в ряде случаев нарушение охватывает как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы, что выражается в общем недоразвитии речи.
Формирование представлений об общем недоразвитии речи в работах Р.Е. Левиной связано с решением вопроса о разграничении аномалий речевого развития у детей, с изучением генезиса речевого нарушения, оценкой и дифференциацией симптоматики речевых нарушений. В ее работах отмечено, что нарушения речи у детей многообразны по своим проявлениям и имеют различное происхождение и различную структуру ее проявления. Для понимания и оценки речевых нарушений, которые могут быть квалифицированы как общее недоразвитие речи, необходимо разграничение нарушений речи со сходными состояниями.
Речевые нарушения, по мнению Р.Е. Левиной, должны быть отграничены от возрастных особенностей развития речи. Для оценки речевого развития ребенка необходимо помнить, что на каждом этапе речевого развития ребенку свойственны определенные особенности произношения звуков, использования лексических и грамматических средств языка и особенности построения предложения. Эти явления связаны с так называемым физиологическим несовершенством речевой функции. То есть, оценка несформированности речевых средств как проявление общего ее недоразвития должна производиться лишь с учетом возрастных норм. [7]
Сходное понимание общего недоразвития речи высказывалось в работах Р.А. Беловой-Давид, Г.И. Жаренковой, Г.А. Каше, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой, которые также отмечали, что нарушение всех компонентов речевого развития (звукового, фонематического, лексического и грамматического) можно рассматривать как общее недоразвитие речи.
Н.А.Никашина обосновывает необходимость коррекционной логопедической работы с учащимися массовой школы на логопедических пунктах с учетом того, что среди учащихся с нарушениями устной речи встречаются дети с общим недоразвитием речи, выраженным как недостатками произношения отдельных звуков, так и неправильным воспроизведением слоговой структуры слова, недостаточным словарным запасом, неправильным грамматическим строем речи. [9]
Общее недоразвитие речи, по мнению Л.Ф. Спировой, проявляется в нарушении как звуковой, так и смысловой стороны. Характеризуя детей с общим недоразвитием речи, Л.Ф. Спирова указывает, что кроме нарушения звукопроизношения у этих детей ограничен и неустойчив речевой запас, беден словарный запас, а выражение мысли лексико-грамматическими средствами языка несовершенно.
Г.И. Жаренкова, выделяя группу детей, нуждающихся в направленном логопедическом обследовании, отмечала, что среди учащихся массовой школы имеются дети не только с фонетическими, но и с фонематическими и лексико-грамматическими нарушениями, что понимается ею как проявление общего недоразвития речи.
Описывая клинические особенности детей с нарушениями звукопроизношения, Р.А. Белова-Давид также обращала внимание на то, что в этой группе встречаются дети, у которых “помимо сложного косноязычия отмечается бедность словаря, недостаточная сформированность обобщающих понятий, аграмматизмы во фразах”.[9]
Исследование проблемы общего недоразвития речи в работах указанных выше исследователей проводилось в процессе анализа и обобщения данных о речевых нарушениях как детей школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи, так и учащихся общеобразовательных школ, имеющих, как отмечала Н.А. Никашина, речевое недоразвитие в виде небольших пробелов в развитии фонетики, лексики и грамматики. В проявлении недостатков устной речи у этих детей нет единообразия: у одних отклонения больше касаются фонетико-фонематического развития, а меньше - лексико-грамматического, у других - наоборот, более выраженными являются нарушения лексико-грамматического строя.
В исследованиях Г.И. Жаренковой, Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой понятие «общее недоразвитие речи» использовалось, в основном, для характеристики речи детей школьного возраста. На следующих этапах развития логопедической науки расширение сети дошкольных учреждений для детей с тяжелыми нарушениями речи потребовало проведения исследований в области теории и практики общего недоразвития речи в отношении детей-дошкольников. Дальнейшие исследования показали, что симптомы общего недоразвития речи можно выявить при тщательном изучении в речи детей дошкольного возраста. В работах многих авторов (Н.C. Жуковой, Л.Н. Ефименковой, Р.И. Лалаевой и Н.В. Серебряковой, С.А. Мироновой, Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной и др.) понятие «общее недоразвитие речи» используется уже не только по отношению к детям школьного, но и дошкольного возраста.
Н.С. Жукова используя определение общего недоразвития речи со ссылкой на работы Р.Е. Левиной, пишет, что понятие «общее недоразвитие речи», используемое в отечественной логопедии отражает феноменологический подход к нарушению речевого развития, относится к описанию разнородных по этиологии речевых нарушений и является прогрессивным теоретическим подходом, так как показывает, что возможен единый педагогический подход к разнородным проявлениям недоразвитости речи у детей.[7]
В сложившемся значении понятие «общее недоразвитие речи» используется в работах Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной, Т.Б. Филичевой и Т.В. Тумановой. Эти исследователи под общим недоразвитием речи у детей с сохранным интеллектом понимают специфические проявления речевой аномалии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы.[14,15]
С.А. Миронова в ряде методических работ использует понятие «общее недоразвитие речи» для оценки проявления и структуры речевого нарушения у детей раннего возраста, но не уточняет его содержание и не развивает сформулированное ранее понятие.
Сходный подход к использованию понятия «общее недоразвитие речи» и прослеживается и в дальнейших работах методического характера. В работах Р.И. Лалаевой и Н.В. Серебряковой данное понятие используется при оценке проявления однотипных нарушений речи у детей с различными формами речевой аномалии, что полностью соответствует сложившемуся пониманию термина.
Можно отметить, таким образом, общую тенденцию в использовании понятия 2общее недоразвитие речи»: понятие, теоретически сформулированное Р.Е. Левиной и другими исследователями в 50-60х годах 20 века, активно употребляется в работах теоретического и методического характера. Это свидетельствует о точности определения общего недоразвития речи, с одной стороны, и о сложности самого понятия с другой. В дальнейшем, в работах 70-90гг., были сделаны попытки определить новые подходы к пониманию общего недоразвития речи.
В ряде работ, посвященных анализу понятия 2общее недоразвитие речи2 на современном этапе развития логопедической науки, дается критическая оценка как самого термина, так и понятия, которое этот термин обозначает (В.А. Ковшиков, А.Н. Корнев, В.В. Юртайкин и др.).
В.А. Ковшиков, анализируя ряд терминов, которые используются для обозначения речевых расстройств, отмечает что термином “общее недоразвитие речи” обозначают несформированность у детей всех структурных компонентов языковой системы. Но, по мнению В.А.Ковшикова, этот термин является излишне обобщенным, так как не отражает связь речевого нарушения и различных эндогенных и экзогенных факторов, качественную степень нарушения языкового развития, соотношение нарушений импрессивной и экспрессивной речи.
Неудовлетворенность выделением категории «общее недоразвитие речи» высказывает А.Н. Корнев. Оценку и описание речевых нарушений А.Н. Корнев предлагает проводить на основе клинико-патогенетического подхода, что позволяет выделить типы недоразвития речи (первичное и вторичное) и его виды (парциальное и тотальное).
Современное состояние проблемы в области коррекции нарушений речи у детей с общим недоразвитием речи вызывает замечания В.В. Юртайкина, который считает, что само понятие «общее недоразвитие речи», способы диагностики и оценки речевого нарушения при отборе детей в специальные группы, оценка причин отставания коммуникативного развития и организация основных направлений коррекционной помощи этим детям на современном этапе развития логопедии являются излишне эмпирическим. В.В. Юртайкин принимает положение о неоднородности нарушения у детей с общим недоразвитием речи, выдвинутое еще Р.И. Левиной, Н.А. Никашиной и другими авторами, но эту неоднородность связывает, в первую очередь, с неодинаковым уровнем развития познавательной деятельности, различием в степени сформированность представлений об окружающем. Несформированность познавательной деятельности приводит к трудностям усвоения знаковой функции и способов развертывания знаний об окружающем в систему внешних и внутренних действий. Высказанные положения позволяют автору предположить, что существуют универсальные механизмы общего недоразвития речи, связанные с формированием различных уровней знакового замещения и соответствующих им знаковых средств и операций с ними”. В.В. Юртайкиным намечен психолингвистический подход к решению проблемы общего недоразвития речи, который, однако, реализован не до конца.
Таким образом, понятие «общее недоразвитие речи», сформулированное в исследованиях Р.Е. Левиной и ряда других исследователей, не претерпело сколько-нибудь заметных изменений последние десятилетия. Под общим недоразвитием речи в теоретической и методической литературе понимается нарушение речевой деятельности у детей, связанное с нарушением механизмов порождения и реализации высказывания. Но, несмотря на длительность срока изучения, разнообразие подходов к решению проблемы, она остается не полностью решенной, так как не до конца вскрыты механизмы речевого недоразвития, которые приводят к сходному по структуре речевому нарушению у детей с речевыми дефектами различной этиологии. Поэтому, на современном этапе развития логопедии психолингвистический подход к решению проблемы общего недоразвития речи, к оценке симптоматики и выявлению механизмов нарушения формирования речи является наиболее перспективным, так как позволяет определить пути дифференцированного коррекционно-логопедического воздействия с учетом выявленных нарушений. [18]
.2.Симптоматика и механизм общего недоразвития речи
На современном этапе развития логопедической науки рассматривать понятие общего недоразвития речи невозможно без анализа его симптоматики и механизмов.
Характеристика симптомов речевого нарушения при общем недоразвитии речи дана в работах многих исследователей проблемы: Л.И. Ефименковой, Н.С. Жуковой, Р.И. Лалаевой и Н.В. Серебряковой, Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, Т.А. Фотековой и др.
Анализируя симптомы общего недоразвития речи, исследователи отмечали, что речевое недоразвитие касается всех компонентов речевой деятельности: звукопроизношения, фонемообразования, реализации лексико-грамматического строя речи, порождения связного высказывания. В работах, посвященных вопросам теории и методики преодоления общего недоразвития речи, отмечается, что все указанные нарушения проявляются у детей одновременно. Различия могут касаться двух аспектов: степени проявления дефекта того или иного компонента, с одной стороны, и взаимосвязи нарушений языковых компонентов, т. е. структуры речевого дефекта, с другой.
Одним из симптомов общего недоразвития речи является позднее начало развития речи и варьирование степени проявления нарушений: от полного отсутствия общеупотребительной речи до наличия развернутой речи с выраженными лексико-грамматическими и фонетико-фонематическими нарушениями.
Нарушения речевой деятельности у детей с общим недоразвитием речи рассматриваются Р.Е. Левиной как системные нарушения, связанные с понятием системного взаимодействия различных компонентов языка между собой. В этом смысле она предлагает видеть во взаимодействии нарушенных компонентов языка не механическую связь, а причинно-следственную взаимозависимость, на фоне которой каждая из частей может развиваться и функционировать. Именно с этих позиций Р.Е. Левина объясняет фонетико-фонематические нарушения, часто выступающие в речи детей с общим недоразвитием речи в сочетании с лексико-грамматическими. Причем соотношение нарушенных компонентов может быть различным. В некоторых случаях отмечается преобладание фонематических нарушений над фонетическими, лексико-грамматических нарушений над нарушениями звуковой стороны речи. [8]
Н.А. Никашина также указывает, что общее недоразвитие речи выражается в нарушении произношения отдельных звуков, неправильном воспроизведении слоговой структуры слова, недостатках словарного запаса и грамматического строя речи. При этом в проявлении недостатков устной речи у детей нет единообразия, так как “у одних отклонения больше касаются фонетико-фонематического развития, а меньше - лексико-грамматического, у других более выраженными являются нарушения лексико-грамматического строя”.

Похожие материалы:

Учебно-исследовательская работа студента (УИРС): Клинико-эпидемиологическая характеристика ВИЧ-инфекции у детей с парентеральным путем инфицирования

Квалификационная работа: Развитие элементов словесно-логического мышления у детей семи лет с нарушением речи

Курсовая работа: Исследование индивидуального стиля поведения детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи в учебной деятельности

Реферат: Характеристика отклонений в психическом развитии у детей