Курсовая работа: ИГРОВАЯ ЗАВИСИМОСТЬ, АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, ДЕВИАЦИЯ, ВИДЫ ЗАВИСИМОСТЕЙ, ПРОФИЛАКТИКА ИГРОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ПРОБЛЕМА ИГРОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ ПОДРОСТКОВ
1.1 Проблема игровой зависимости в психологической науке
.2 Причины и особенности азартно-игровой зависимостей у подростков
2. ВАЖНЕЙШИЕ ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ И ПРОФИЛАКТИКИ ИГРОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ
2.1 Программа профилактики игровой зависимости среди подростков
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Дата добавления на сайт: 13 сентября 2024


Скачать работу 'ИГРОВАЯ ЗАВИСИМОСТЬ, АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, ДЕВИАЦИЯ, ВИДЫ ЗАВИСИМОСТЕЙ, ПРОФИЛАКТИКА ИГРОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ':


РЕФЕРАТ
Курсовая работа содержит введение, две главы, заключение и список использованных источников Курсовая работа расположена на 28 страницах машинописного текста и включает 35 источников.
ИГРОВАЯ ЗАВИСИМОСТЬ, АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, ДЕВИАЦИЯ, ВИДЫ ЗАВИСИМОСТЕЙ, ПРОФИЛАКТИКА ИГРОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ
Объект исследования - процесс профилактики игровой зависимости среди подростков.
Предмет исследования - комплекс методов, средств и форм, обеспечивающих результативность профилактики игровой зависимости среди подростков в средних общеобразовательных учреждениях.
Указанная цель определяет конкретные исследовательские задачи:
. Рассмотреть проблему игровой зависимости в психологической науке. 2. Определить психологическую характеристику подросткового возраста. 3. Изучить психологические особенности личности с игровой зависимостью и обосновать комплекс педагогических условий профилактики игровой зависимости у подростков.
Методы исследования: изучение и анализ философской, психолого-педагогической, методической и научной литературы по проблеме; изучение и анализ передового опыта; теоретические методы: анализ, синтез, обобщение, сравнение, моделирование системы и процессов.
Элементы научной новизны: программа профилактики подростков с игровой зависимостью. Автор работы подтверждает, что приведенный в ней аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
. Теоретические аспекты и проблема игровой зависимости подростков
1.1 Проблема игровой зависимости в психологической науке
.2 Причины и особенности азартно-игровой зависимостей у подростков
2. Важнейшие пути преодоления и профилактики игровой зависимости
2.1 Программа профилактики игровой зависимости среди подростков
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Опыт последних лет показал, что в условиях свободы мы не можем рассчитывать на успех в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, полагаясь только на государство, его законы, либо только на общественные институты, прежде всего, на школу, либо только на семью. Рыночной модели общественного развития свойственны расчёт, индивидуализм, конкуренция, потребительство, активно пропагандируемые в средствах массовой информации. Ставя коммерческие интересы выше того, что в Конституции называется защитой нравственности и здоровья (в том числе и здоровья психического), СМИ призывая «Бери от жизни все!», ничего не отдавая взамен, культивируют тем самым психологию потребителя. Кроме того, в результате перегибов рыночной экономики изменилось отношение к главному достоинству человека - умению и желанию трудиться [26].
Молодое поколение чаще видит и слышит по телевидению всевозможные игры, шоу, где основой всего, призом и целью являются деньги, заработанные не трудом. Яркая реклама призывает к легкой наживе, к развлечениям, а клубы и залы игровых автоматов расположены повсюду в отличие от цивилизованных стран. Коммерциализация и компьютеризация игр привели подростков к новому феномену с разрушительными последствиями - к игровой аддикции (от англ. addiction- неистребимая привычка, зависимое поведение) [2].
Ситуация социального неблагополучия, нестабильности порождает глубокие кризисные изменения в жизни людей, предъявляя повышенные требования к их жизнестойкости [10].
Анализ научной литературы показывает, что подростки, переживая сложный период своего психофизиологического развития, сталкиваясь с изменяющимися, противоречивыми идеями и ценностями, переживают духовный вакуум, испытывают трудности в социальной адаптации. Они по- своему находят выход - поддерживают состояние эйфории с помощью азартной игры или уходят с головой от реальных жизненных проблем в мир Интернета. «В процессе игры возникают виртуальные миры, уводящие подростка от неприятной реальности, поскольку игра, как процесс, осуществляется не в объективном, а в условном пространстве» (М.М. Прохоров). Количество проблемных игроков среди подростков растёт год от года. Настоящим социальным злом, представляющим наибольшую опасность для здоровья молодых людей, является то, что подростковая игромания связана с табакокурением, употреблением алкоголя и наркотиков, а также с преступностью.
Так как игровая зависимость «уводит» подростков от духовно- нравственных ценностей, активной самореализации, участия в решении общественных и личных проблем, здорового образа жизни и позитивного мышления, профилактические работы по превенции азартно-игровой и интернет-аддикциям становятся остро необходимыми в образовательных учреждениях, а именно, в школе. В условиях перехода к постиндустриальному, информационному обществу только совместными усилиями общества, школы, семьи и, возможно, церкви, можно воспитать в молодом поколении духовно- нравственные ценности.
Школа выступает для подростка первой и основной моделью социального мира. Именно школьный опыт призван помочь освоить те законы, по которым живет взрослый мир, способы существования в границах этих законов. Две основные социально-педагогические задачи школы как института социализации это: 1) - научить детей включаться в существующие социальные связи, подчиняться сложившимся нормам и правилам; 2) - научить строить свою собственную жизненную позицию[24] Отсюда вытекает необходимость создания для детей условий обязательного сравнения различных ценностных систем и выбора из этих жизненных позиций. Школа получает ребенка из среды как развивающуюся личность, на возникновение взглядов, убеждений и привычек которой оказывают влияние общение с людьми (на улице, в транспорте и пр.), средства массовой информации и коммуникации, включая Интернет, книги, семья, родственники, друзья, дворовые компании, и жизнь школы является продолжением общественной жизни. Многие издержки современного воспитательного процесса кроются в окружающей школу социальной среде и требуют постоянного и систематического учёта и корректировки тех социальных факторов, которые воздействуют на процесс формирования личности [3]. Определяя место школы в процессе социализации подростков, мы хотим подчеркнуть, что именно школа, начиная с младшей ступени обучения должна проводить профилактику игровой и интернет-зависимостей. Объект исследования - процесс профилактики игровой зависимости среди подростков.
Предмет исследования - комплекс методов, средств и форм, обеспечивающих результативность профилактики игровой зависимости среди подростков в средних общеобразовательных учреждениях.
Цель исследования - теоретически обосновать и разработать модель профилактики игровой зависимости у подростков.
Указанная цель определяет конкретные исследовательские задачи:
. Рассмотреть проблему игровой зависимости в психологической науке.
. Определить психологическую характеристику подросткового возраста.
. Изучить психологические особенности личности с игровой зависимостью и обосновать комплекс педагогических условий профилактики игровой зависимости у подростков.
Методы исследования: изучение и анализ философской, психолого-педагогической, методической и научной литературы по проблеме; изучение и анализ передового опыта; теоретические методы: анализ, синтез, обобщение, сравнение, моделирование системы и процессов.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ПРОБЛЕМЫ ИГРОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ ПОДРОСТКОВ
.1 Проблема игровой зависимости в психологической науке
Усиление интереса к проблеме игровой зависимости со стороны психиатров и психологов в немалой степени обусловлено влиянием разнообразных социальных институтов, заинтересованных в поиске более совершенных путей регулирования соответствующей сферы предпринимательства. Указанное влияние порождено тем, что существовавший до сих пор арсенал методов (воспитательных, религиозных, административных, юридических, экономических) оказался недостаточно эффективным в изменившихся социально-экономических условиях.
Проблема игровой зависимости имеет и большое научно-теоретическое значение, которое может оказать существенное влияние на развитие самой психиатрии. Важнейшей из них является проблема патологических влечений и зависимостей. К сожалению, эта проблема в современной психопатологии остается недостаточно разработанной.
Важной характеристикой игровой зависимости является то, что при ней не имеется какого-то конкретного биологически значимого стимула, к которому формируется "первичное влечение" (если, конечно, не относить к таковым стяжательство или не выделять в качестве инстинкта азарт). Эта особенность данного расстройства качественно отличает его от наркологических расстройств и нарушений инстинктов. Одновременно это сближает его с иными формами патологических влечений - клептоманией, дромоманией, пироманией, трихотилломанией и др. Все это позволяет высказать предположение о существовании универсальных механизмов формирования патологических зависимостей, которые находят свое клиническое проявление неспецифическим синдромом патологических пристрастий (аддиктивный синдром).
Указанный синдром нуждается в более четкой клинической квалификации и феноменологическом рассмотрении. Особое положение игровой зависимости как раз и определяется тем, что при данном расстройстве аддиктивный синдром может быть рассмотрен в наиболее явном - "рафинированном" - виде, не затушеванным сопутствующей токсико-органической и вторичной соматогенной симптоматикой.
Клинико-психопатологическое и динамическое исследования больных игровой зависимостью свидетельствует об определяющей роли личностных изменений в формировании этого расстройства, которое можно рассматривать как один из вариантов патологического (аномального) развития личности. Анализ клинических наблюдений показывает, что появление игровой зависимости у взрослых обычно сопряжено с переломными периодами в жизни.
Игровая зависимость, помимо труднопреодолимого влечения к игре, характеризуется расстройствами поведения, психического здоровья и самочувствия.
Некоторые ее проявления сходны с проявлениями других видов зависимости: патологическое влечение, потеря игрового контроля, абстинентный синдром (синдром лишения), повышение игровой толерантности (устойчивости), продолжительное участие в азартных играх вопреки явным признакам вредных последствий и др.
Синдром патологического влечения к игре
Синдром патологического влечения к игре (игровой драйв) проявляется бескомпромиссным стремлением участвовать в игре, несмотря ни на какие препятствия. Часто возникают навязчивые представления об игре, фантазии о непременном выигрыше, возникает чувство уверенности в выигрыше и вера в свои особые игровые способности, состояние предчувствия удовольствия от предстоящей игры, иллюзия контроля игровой ситуации. В дальнейшем, начинают мучить тревога, появляются конфликтность, недовольство, стремление уклониться от работы... Сверхценная идея и стремление быть в игре приобретают ведущее значение. В период воздержания от игры (ремиссия) синдром патологического влечения может усиливаться или ослабевать вплоть до затухания, но всегда содержит выраженный оттенок удовольствия.
Абстинентный синдром или синдром отмены при игровой зависимости. При прекращении игры, у больных игровой зависимостью наблюдаются различной степени выраженности следующие симптомы - нарушение сна, эмоциональные, поведенческие, не резко выраженные вегетативные/соматические расстройства и все усиливающееся патологическое влечение к игре. Пациенты отмечают внутреннюю опустошенность самоосуждение, иногда суицидальные мысли и элементы суицидального поведения. Может развиться бессонница, ночные кошмары, сниться игра и игорные залы. Имеют место снижение аппетита, головные боли, снижение работоспособности и утрата интереса к жизни.
Синдром игрового транса
Синдром игрового транса - поглощение игрой, азарт, невозможность прекратить игру, несмотря на выигрыш или значительный проигрыш. Чаще всего игра продолжается от 3 до 10-14 часов, фактически до тех пор, пока есть средства (деньги) для участия в игре. Основная цель играющего выиграть. Она сохраняется и при длительном игровом трансе, однако со временем утрачивает свою первоначальную яркость. Необходимо отметить, что, находясь в состоянии игрового транса, больные забывают обо всех личностных и социальных проблемах, созданных болезненной зависимостью.
Синдром выигрыша
Синдром выигрыша приподнятое, порой эйфорическое настроение, прилив энергии, ощущение своего превосходства, радость достижения цели. Выигрыш создает уверенность в самом себе, в своих возможностях, позволяет фантазировать о самых привлекательных направлениях жизни, включая и успешные варианты игры. Он же, закрепляясь в памяти, способствует срывам и рецидивам заболевания.
Синдром проигрыша
Синдром проигрыша возникает во время игры, сразу по ее завершению или может быть отставленным на одни, реже, надвое суток. Проигрывая по ходу игры и понимая, что все меньше шансов отыграться, больные испытывает все нарастающую тревогу, повышенную раздражительность, чувство злости, иногда сожаления, что начали играть.
Виды зависимости. Зависимость от компьютерных игр - проблема, которой было уделено довольно много внимания в прессе и различных научных работах. К примеру, ученые выяснили, что 30% игроков проводят за компьютером слишком много времени, а 10% находятся в сильной психологической зависимости от своей любимой игры. Игровая зависимость являет собой форму сильной психологической привязанности к игре - в компьютерном варианте вплоть до желания жить в виртуальном мире. Возвращение в реальный мир связано исключительно с удовлетворением естественных потребностей, общение с живыми людьми сведено к минимуму.
Были случаи, когда заигравшиеся любители виртуальной реальности умирали за своими компьютерами от сердечных приступов, вызванными несколькими сутками непрерывной игры.
Интернет - зависимость. Многие пользователи сети начинают испытывать азарт, находясь в Интернете. Желание завести как можно больше знакомых или скачать побольше интересной информации заставляет их находиться в виртуальном пространстве всю ночь (Интернет в это время стоит дешевле и, как правило, хорошая связь).
Феномен Интернет - зависимости привлекает сейчас внимание ученых, исследователей сети, средства массовой информации. Это явление стало изучаться в зарубежной психологии с 1994 года. Интернет - зависимость определяется психологами как "навязчивое желание выйти в Интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из Интернет, будучи on-line. Под on-line понимается общение в сети в реальном времени, off-line - общение через почтовый ящик, когда непосредственный собеседник отсутствует в данный момент времени.
Эмоциональные изменения, происходящие с человеком, пытающимся отказаться или сократить время пребывания в сети, указывают на его психологическую зависимость от Интернет и на языке психиатрии называются "синдром отказа" или "абстинентный синдром". К.Янг приводит данные других исследователей по которым студенты страдают от академической неуспеваемости и ухудшения отношений, и что это связано с неконтролируемым ими использованием Интернет.
Игромания, лудомания (от латинского ludus - игра), игровая зависимость или патологический гэмблинг - психическое расстройство, в основе которого лежит патологическое влечение к азартным играм. Основным признаком заболевания является постоянное участие в азартных играх. Продолжая играть на игровых автоматах, в казино, игроман не обращает внимание на социальные последствия, такие как обнищание, разрушение внутрисемейных взаимоотношений и личной жизни. Показателями формирующийся зависимости от игры являются учащение игры и непрерывное увеличение 'дозы' (прежде всего величины проигрыша, материального ущерба и длительности игровых эпизодов). К игре влечет азартное желание выиграть крупно, а при проигрыше - желание быстро отыграться.
Но главным стимулятором является глубокая тотальная захваченность самим процессом игры, надежда на фарт, везение и счастливый случай. При этом игроку кажется, что вот-вот и он сможет управлять игровой ситуацией, "переиграть" автомат или крупье. Как правило, игроки - это азартные, упрямые, отнюдь не глупые люди (чтобы проиграть, надо сначала заработать). Но постепенно нарастает деградация личности, они становятся лживыми, изворотливыми попрошайками, "бомжами" от игры.
Таким образом, можно сказать, что игромания в настоящее время рассматривается как серьезная социальная и психологическая проблема наряду с такими проблемами как наркомания, алкоголизм, токсикомания и требует соответствующего вмешательства и разрешения.
.2 Причины и особенности азартно-игровой зависимостей у подростков
Весь мир знаком с основными аддикциями: алкогольными, наркотическими и табачными. Однако самой быстрорастущей аддикцией в развитых странах является игровая. Исследователи приводит причины почему азартные игры имеют успех [6]:
. Протест против бюджетного сдерживания. Игрок может протестовать в легкой форме против «тирании в бюджете» или безработицы.
. Протест против рациональности, т.к. многие жизненные удовольствия контролируются рациональностью, игра позволяет игроку быть свободным от них полностью.
3.Протест против этики. Никакой этики в уме игрока.
4.Поиск приключений. Азартная игра помогает избежать скуки, которая обычно связана с обыденной активностью.
5.Соревновательность и агрессия. Азартная игра позволяет выплеснуть данные эмоции.
6.Решение искусственно созданных проблем. Азартная игра как кроссворд или шахматы создает искусственно проблемы и дает возможность их быстро разрешить (за которыми могут последовать проблемы уже в реальной жизни).
7.Целенаправленная мотивация. Ни в школьной среде, ни на работе такие идеи, как «философия» и «интуиция» не поддерживаются, а игра является единственной популярной ареной, где превалируют такие понятия, как «удача» и «фанатизм».
8.Доступность. Азартная игра как социальная активность доступна даже застенчивому подростку.
Интернет является информационным полем, охватывающим практически всю планету. Информационные ресурсы, доступные пользователям Интернет, поистине безграничны. Легкость доступа к интернет-ресурсам является определяющим фактором роста интернет-коммерции, и, как следствие, доступности ее для широких слоев пользователей. Дополнительным фактором является электронная система расчетов и неполный контроль со стороны государства за коммерческой деятельностью в Сети. Это делает интернет- коммерцию особенно привлекательной для молодых пользователей, включая пользователей подросткового возраста, обеспечивая, в узком смысле этого слова, pix социализацию, а нередко - профессиональный, карьерный и материальный рост.[29]
Интернет предоставляет в полной мере все возможности для плодотворной творческой работы и коммуникации без границ, а также содержит и изобилие...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Аддиктивное поведение в подростковом и раннем юношеском возрастах

Реферат: Профилактика наркотической зависимости

Курсовая работа: Влияние социального интеллекта на формирование игровой зависимости у детей