Реферат: Индивидуальне пути преодоления неуспешности в обучении младших дошкольников

Анализ современного состояния образовательной ситуации позволяет выделить в ней развитие гуманистически ориентированного инновационного направления как приоритетного для развития личности, готовой к самоизменению. Только целостная концепция обучения и развития может оказать значимое влияние науки на практику, обеспечивая проектирование и конструирование адекватных культурно-исторических ситуаций развития.

Дата добавления на сайт: 30 августа 2024


Скачать работу 'Индивидуальне пути преодоления неуспешности в обучении младших дошкольников':


СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Характеристика индивидуальных особенностей младших школьников
.1 Развитие в младшем школьном возрасте
.2 Понятие индивидуального развития
.3 Формирование индивидуальности младшего школьника
.4 Методы индивидуального подхода в обучении неуспевающих младших школьников
Глава 2. Изучение и развитие индивидуальных интересов неуспевающих младших школьников
.1 Организация и методы исследования
.2 Анализ результатов, выводы
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
Анализ современного состояния образовательной ситуации позволяет выделить в ней развитие гуманистически ориентированного инновационного направления как приоритетного для развития личности, готовой к самоизменению. Только целостная концепция обучения и развития может оказать значимое влияние науки на практику, обеспечивая проектирование и конструирование адекватных культурно-исторических ситуаций развития. Однако большинство современных психолого-педагогических исследований все еще направлены на изучение отдельных сторон образовательного процесса, что делает менее эффективным применение научных знаний в практике обучения и воспитания.
Социальное и индивидуально-личностное развитие как отдельные проекции выступают в онтогенезе в их взаимосвязи внутри целого. Таким образом, особую актуальность приобретают исследования, направленные на изучение, анализ и проектирование оптимальных условий социального и индивидуально-личностного развития детей в образовательном процессе. Целостное развитие младших школьников является достаточно значимой проблемой в психологии воспитания, обучения и развития. Именно начальная школа дает стартовый базис усвоению культуры, который может обеспечить стабильное развитие, готовность к саморазвитию, формированию основ поведения, сохранению и укреплению здоровья детей.
Несмотря на многообразие исследований развития младшего школьника в образовательном процессе (ША. Амонашвили, 1990, П.Я , Гальперин, 1985, Н.Ф. Талызина, 1999, Л.И. Божович, 1995, Д.Б. Эльконин, 1974, В.В. Давыдов, 1996, А.К. Дусавицкий, 1983, Г.А. Цукерман, 2000, Л.В. Занков, 1967, С.Н. Лысенкова, 1990, Е.Н. Кабанова-Меллер, 1990, A.M. Прихожан, 2000, Т.Н. Шамова, 1982, и др.), все еще нуждаются в уточнении тенденции, условия и особенности темпа целостного возрастного и индивидуального развития в младшем школьном возрасте. Практики испытывают дефицит в психологически обоснованных учебных программах для начальной школы, построенных с учетом параллельно идущего потока информации, осваиваемой детьми до и вне школы с помощью средств массовой информации. Все это делает актуальным проектирование и реализацию модели инновационного обучения с учетом переосмысления целей, содержания и организационных основ современного процесса обучения.
Цель работы: исследование индивидуальных путей преодоления неуспешности в обучении младших дошкольников.
Объект исследования: процесс обучения младших школьников.
Предмет исследования: индивидуальное развитие учеников образовательном процессе.
Гипотеза исследования:
) совместная продуктивная деятельность является условием для целостного социального и индивидуально-личностного развития в младшем школьном возрасте, обеспечивая единство становления сознания, самосознания и познания;
) сам процесс проектирования и организации ситуаций сотрудничества и сотворчества превращается в ходе обучения в соорганизацию учителем и учениками всех психологических компонентов учебно-воспитательного процесса (мотивационно-смыслового, интеллектуального и операционально-технического), что значительно ускоряет процессы становления личности учащихся;
) предлагаемая модель обучения раскрывает новые возможности для исследования самосознания личности уже у младших школьников.
Задачи исследования:
) изучить развитие в младшем школьном возрасте;
) рассмотреть понятие индивидуального развития;
) выявить формирование индивидуальности младшего школьника;
) рассмотреть методико-психологические основы индивидуального подхода в обучении педагогически запущенных детей.
Практическая значимость - подобранные мною материалы могут быть использованы: для проведения консультаций индивидуальности младшего школьника; для проведения лекций, семинаров; для самостоятельной практики.
Теоретическая значимость - исследование развития в младшем школьном возрасте, формирования индивидуальности младшего школьника.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, беседы со школьниками, развивающие игры и задания для младших школьников, метод решения психолого-педагогических задач.
Глава 1. Характеристика индивидуальных и возрастных особенностей младших школьников
.1 Развитие в младшем школьном возрасте
Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет. Хронологически социально-психологические границы этого возраста в жизни ребенка нельзя считать неизменными. Они зависят от готовности ребенка к обучению в школе, а также от того, с какого времени начинается и как идет обучение в соответствующем возрасте. Если оно начинается с 6-летнего возраста, как это и происходит сейчас в большинстве случаев, то возрастные психологические границы обычно смещаются назад, то есть охватывают возраст от 6 до примерно 10 лет; если учение начинается с семилетнего возраста, то, соответственно, границы данного психологического возраста перемещаются приблизительно на один год вперед, занимая диапазон от 7 до 11 лет. Границы этого возраста могут сужаться и расширяться также в зависимости от применяемых методов обучения: более совершенные методы обучения ускоряют развитие, а менее совершенные замедляют его. Вместе с тем в целом некоторая вариативность границ этого возраста не особенно сказывается на последующих успехах ребенка.
Следует учесть, что внутри возрастного периода (6-10 лет) существуют отдельные этапы, характеризующие различные особенности развития. Так, в возрасте 7-9 лет происходит вторичное ускорение темпов роста (первая - в возрасте до 1 года). Хотя в 8-9 лет ребенок владеет навыками ходьбы, у него нет тесной связи между темпом ходьбы и длиной шага, как у взрослого человека; только к 10 годам у ребенка длина шага тесно связана с его частотой. Это говорит о том, что даже в таких элементарных моторных функциях, как ходьба, возраст 10 лет является особо значимым в завершении формирования этой функции [18, c.145].
Для раннего детства характерно быстрое увеличение мышечной массы туловища. Если масса мышц новорожденного составляет только 23 процента от массы тела, то к 6-7 годам масса мышц увеличивается до 27-30 процентов. Ускоряется развитие мелких мышц верхних конечностей. Ребенок приобретает к этому возрасту способность к тонким и точным движениям пальцами рук.
Морфологическая дифференцировка мышечных тканей особенно интенсивно происходит в 7-8-летнем возрасте. Ребенок достаточно четко координирует движения руками и ногами при выполнении сложных упражнений. Объективными показателями функциональной зрелости нервно-мышечных синапсов являются повышение их возбудимости, ускорение передачи возбуждения с нерва на мышцу, увеличение скорости сократительного акта.
До 7-8 лет продолжает совершенствоваться рецепторный аппарат суставов. По координационным характеристикам ходьба приобретает черты «взрослости» к 5-6 годам, хотя в ней еще много лишних движений. Ходьба 9-10-летнего ребенка практически не отличается по координации от ходьбы взрослого человека.
Способность к выполнению тонких и точных движений руками появляется у ребенка 6-7 лет. К этому времени он овладевает навыками письма, игрой на музыкальных инструментах, выполнением операций с подручными предметами.
Свои особенности имеют также процессы развития дыхательной и сердечно-сосудистой системы. В возрасте 7-9 лет частота дыхания стабилизируется по сравнению со взрослыми. Аналогичные особенности характерны и для деятельности кровообращения: усиленная потребность детей в кислороде обеспечивается большей частотой сердечных сокращений. В основе роста и развития организма лежит обмен веществ и энергии. Если принять интенсивность белкового обмена у 20-30-летних людей за 100%, то у детей в возрасте 10 лет она составит около 190%, а у 6-летних - 230%.
Особенно сильные изменения с возрастом претерпевает нервная система. Рост мозговой части черепа заканчивается в основном к 10 годам, после чего совершенствование нервной системы идет уже за счет ее функционального развития. Следует учитывать, что помимо общих возрастных закономерностей, характерных для учащихся начальной школы, существуют факторы, обусловленные социальными причинами.
На успешность и своевременность формирования психических новообразований оказывают влияние факторы психического развития: социальная среда (ближайшее социальное окружение, непосредственно влияющее на развитие психики ребенка: семья, сверстники, учителя, средства массовой информации), особенности обучения и воспитания, степень собственной активности личности в работе над собой, а также в определенной мере и фактор наследственности.
Д.Б. Эльконин, возражая П.П. Блонскому, считавшему, что младший школьный возраст есть период максимального развития мнемонической функции (памяти), и полагавшему, что мышление «начинает проявлять себя с большой энергией», лишь начиная с подросткового возраста, писал, что на первый план в младшем школьном возрасте выдвигается развитие интеллекта. В начале этого периода он представляет собой еще «карликовый интеллект», но в течение именно данного возраста обнаруживает интенсивное развитие [2, c.224].
Соответственно с физическим развитием, в возрасте 6-10 лет происходит бурное развитие различных психических функций, в том числе и высших, связанных с когнитивной деятельностью, а также с высшими (нравственными) чувствами. Кстати, установлено, что в возрасте 6-8 лет развитие психических функций у девочек существенно опережает темпы развития аналогичных функций у мальчиков.
Младший школьный возраст является периодом фактического складывания психологических механизмов личности, образующих в совокупности качественно новое, высшее единство субъекта - единство личности, появление Я-концепции. Ребенок приобретает черты большей индивидуальности в поведении, интересах, ценностях, личностных особенностях. Если в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, то в школьном - систематическое учение. Ведущая деятельность тесно связана с местом, занимаемым ребенком в системе общественных отношений, и когда это место становится в силу достигнутого ребенком уровня развития не соответствующим его возможностям, возникает необходимость изменения как самого этого места, так и соответствующей ему ведущей деятельности.
В процессе общения дети овладевают грамматическим строем языка, учатся связно излагать мысли, использовать выразительные средства языка. Очень заметно совершенствуется мышление, хотя в основном оно конкретно наглядно. Но можно наблюдать и элементарные проявления абстрактного, рассуждающего мышления. Ребенок уже мыслит и о вещах, непосредственно не воспринимаемых, пытается делать общие умозаключения и выводы (часто, впрочем, неправомерные - по аналогии), оперирует отдельными несложными отвлеченными понятиями.
С поступлением в школу изменяется общественное положение ребенка. Под влиянием ведущей деятельности формируется произвольность психических процессов, состояний, усиливается сознательная регуляция поведения, познавательная деятельность приобретает планомерный систематический характер. Возраст 7 лет оказывается критическим и в социально-психологическом, и в психофизиологическом плане. Поэтому понятно, почему на первых этапах школьного обучения несформированность произвольной регуляции действий встречается особенно часто, являясь одной из наиболее распространенных причин трудностей обучения. Отметим, что одним из путей ликвидации этого недостатка может стать применение метода сопряженного воздействия [15, c.235].
В младшем школьном возрасте дети обладают способностью овладевать технически сложными формами движений. Это обусловлено тем, что в возрасте 7-8 лет высшая нервная деятельность уже достигает достаточно высокой степени развития. К этому времени заканчивается важный этап роста и структурной дифференцировки нервных клеток. Стремительно возрастают возможности формирования внутренней речи, основы понятийного, абстрактного мышления. Однако остаются несовершенными процессы внутреннего (условного) торможения, вследствие чего выработка новых движений затруднена.
Скорость научения ребенка движениям зависит от уровня податливости его внешним воздействиям. В процессе индивидуального развития у детей отмечаются этапы повышенной чувствительности к физической нагрузке различной направленности (критические периоды). Например, в 6-8 лет ребенка легче научить кататься на коньках, чем в 9-11 лет; в период от 8 до 12 лет дети могут научиться практически всем движениям, требующим точности и высокой координации, благодаря интенсивному развитию пространственной ориентировки, улучшению анализа тактильно-кинестезических сигналов.
Таким образом, с возрастом роль активности в психическом развитии увеличивается. Общая активность определяется взаимосвязью двигательной и психической активности. Психическая активность направляет двигательную, которая стимулирует психическую активность.
1.2 Понятие индивидуального развития
Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих ее индивидуальность - сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах характера, темперамента, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов, в способностях, индивидуальном стиле деятельности. Подобно тому, как понятия индивид и личность не тождественны, личность и индивидуальность в свою очередь образуют единство, но не тождество. Если черты индивидуальности не представлены в системе межличностных отношений, они оказываются не существенными для оценки личности индивида и не получают условий для развития, подобно тому как в качестве личностных выступают лишь индивидуальные черты, в наибольшей степени втянутые в ведущую для данной социальной общности деятельность. Индивидуальные особенности человека до известного времени никак не проявляются, пока они не станут необходимыми в системе межличностных отношений, субъектом которых выступит человек как личность.
Понятие индивидуальности (от лат. individuum - неделимое) в современной психологии представляют системную организацию человека как единую целостность, включающую различные уровни его психологической организации [16, c.344].
Все его сложности психологической природы человека при изучении индивидуальности делается акцент на разных признаках (индикаторах) индивидуальности.
Выделяется одно свойство и изучается его проявление на разных уровнях психической организации человека, например, уникальность, неповторимость: от кожных рисунков пальцев до неповторимости в поведении и деятельности.
В качестве индикатора может рассматриваться связь как внутри отдельного уровня, так и между уровнями. Чем теснее эта связь, тем более единой целостностью выступает индивидуальность. Например, связь свойств нервной системы с индивидуальной динамикой психических процессов, состояний и личностных свойств человека.
Наконец признаком индивидуальности могут выступить более крупные аспекты характеристик человека, определяемые как факторы развития индивидуальности: биологические, психологические и социальные. Их взаимосвязь определяет формирование индивидуальности.
Наиболее полное понятие индивидуальности раскрывается в трудах Б.Г.Ананьева. Компонентами индивидуальности являются свойства индивида (совокупность природных свойств), личности (совокупность общественных отношений, экономических, политических, правовых и др.) и субъекта деятельности (совокупности деятельности и меры их продуктивности). Каждая из этих групп человеческих свойств выступает открытой внешнему миру, общественной жизни, созданной людьми в их общественном развитии, искусственной среде обитания, географической среде и биогеносфере в целом, Вселенной. В постоянном активном взаимодействии человека с миром, природой и обществом осуществляется индивидуальное развитие человека. В каждой из подструктур - индивид, личность, субъект деятельности - имеются индивидуальные различия, которые можно рассматривать с точки зрения уникальности, неповторимости. Но такие индивидуальные различия не могут быть критериями индивидуальности как целостного образования, т.к. она не только открытая внешнему миру система, но и система закрытая, со сложной структурой внутреннего мира. В этой структуре формируется взаимное соответствие потенциалов и способов их проявления, самосознания и рефлексивных свойств личности, складываются компоненты ценностей, притязаний и самооценок.
В индивидуальности объединяются в единое целое три формы развития. Основная форма развития индивидных свойств - онтогенез. Основная форма развития личностных свойств - жизненный путь человека в обществе. Для субъектных свойств, (т.е. человека, познающего мир) - история производственной деятельности человека в обществе, в частности, история формирования его профессиональной деятельности. Начало, кульминация и конец индивидных, личностных и субъектных свойств не совпадением в возрастном развитии. Индивидуальность генетически формируется позже, являясь результатом противоречивой динамике развития, взаимодействия и взаимопроникновения целостной системы ее свойств в процессе онтогенеза и жизненного пути [16, c.348].
Субъективная картина жизненного пути в самосознании личности всегда строится соответственно индивидуальному и социальному развитию, соизмеряемому в биографических и исторических датах, происходящими событиями. Выделяются следующие события: внешней среды, биографические, поведения, внутренней жизни и события впечатления.
К событиям внешней среды относятся, объективные, независящие от субъекта изменения «исторические события, изменения в составе родственников и др.». События поведения представляют собой поступки человека. Если впечатления действительности породили переживания, повлиявшие на ход жизненного пути, то такие впечатления являются событиями.
Изучение индивидуальности требует рассмотрения ее как многомерной системы, развитие и формирование которой подчиняется определенным закономерностям. Важным признаком человеческой индивидуальности является активность созидающей творческой деятельности человека. Мера активности, напряженности работы внутреннего мира является показателем духовности индивидуальности. Эффекты внутренней работы проявляются в поведении и деятельности как результат творчества, производящие ценности для общества.
Одним из проявлений активности индивидуальности могут являться поступки человека. «Вызревание» поступков...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Тревожность младших школьников и пути её коррекции

Реферат: Самооценка младших школьников и пути ее формирования

Курсовая работа: Условия преодоления агрессивного поведения у дошкольников

Курсовая работа: Семейные кризисы и пути их преодоления

Курсовая работа: Использование рисуночных тестов как средство преодоления страхов у дошкольников с нарушением зрения