Курсовая работа: Индивидуальные особенности и типы мышления

Актуальность выбранной темы заключается в том, что в современной психологической науке особую остроту приобретает проблема изучения процесса мышления как индивидуальной интеллектуальной особенности человека, отличающей его от других людей.

Дата добавления на сайт: 18 августа 2024


Скачать работу 'Индивидуальные особенности и типы мышления':


Введение
мышление психологический студент гуманитарный
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в современной психологической науке особую остроту приобретает проблема изучения процесса мышления как индивидуальной интеллектуальной особенности человека, отличающей его от других людей. Особо следует отметить значимость выбранной проблемы для подростков и юношества, так как индивидуальные особенности мышления (типы мышления) могут иметь важное значение для выбора профессиональной деятельности. Подрастающее поколение в настоящее время переживает нелегкое время в связи с огромным информационным потоком, постоянным обновлением и пополнением рынка труда новыми профессиями.
Степень разработанности проблемы. Вопросы, посвященные изучению таких проблем, как особенности мышления - психологического процесса, индивидуальные особенности и типы мышления достаточно освещены во многих работах современных авторов (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухов, З.И. Калмыкова, А.А. Матюшкина, А.Г. Маклаков, В.Э. Мильман, Н.И. Поливанова, Н.В. Рыжова, Б.М. Теплов, Р.С. Немов и др.).
Цель настоящего исследования заключается в изучении взаимосвязи индивидуальных особенностей мышления с профессиональной ориентацией молодежи.
Объект исследования - индивидуальные особенности и типы мышления.
Предмет исследования - преобладающие типы мышления как составная часть индивидуальных особенностей интеллектуальной деятельности.
В качестве гипотезы выдвигается положение, что интеллектуальные особенности, в частности, преобладающий тип мышления влияет на возможные профессиональные способности, помогает сделать выбор профессии, способствует успешному профессиональному росту.
На основании поставленной цели, предмета и объекта исследовательской работы были сформулированы следующие задачи:
А) осуществить теоретический анализ психологических исследований в зарубежной и отечественной литературе по проблеме мышления как психологического процесса, его основных видов и индивидуальных особенностей;
Б) проанализировать методологическую основу изучения мышления;
В) провести диагностику индивидуальных особенностей мышления студентов;
Г) установить взаимосвязь между преобладающим типом мышления и выбором профессиональной деятельности.
Методологическую основу исследования составляют работы С.Л. Рубинштейна «Основы общей психологии», А.Н. Леонтьева «Мышление» (теоретический аспект), О.К. Тихомирова «Психология мышления» (эмпирический аспект).
Для достижения цели и поставленных задач использовались следующие методы:
1.Общенаучный метод: анализ литературы по проблеме, обобщение, сравнение и систематизация и классификация экспериментальных и теоретических данных.
2.Эмпирический метод:
А) наблюдение, беседа (индивидуальная);
Б) метод психодиагностического обследования, тестирование с помощью методики определения типа мышления в модификации Г.В. Резапкиной;
В) метод математической обработки.
База исследования: в исследовании приняли участие студенты 3 курса Мичуринского государственного аграрного университета социально-гуманитарного факультета направления «Связи с общественностью» гуманитарного вуза. Объем выборки - 6 человек, среди которых 3 девушки и 3 юноши. Возрастной показатель варьировался от 19 до 21 года. Малый объем выборки объясняется тем, что данные студенты являются так называемыми «отличниками» в группе. Они успешно учатся и активно участвуют в студенческой жизни вуза. Таким образом, мы выбрали уже потенциально успешных в профессиональной деятельности молодых людей.
Структура работы включает в себя введение, 2 главы, заключение, список использованных источников (37 наименование) и 2 приложения.

1. Понимание мышления как психологического процесса и его основные виды
.1Общее понятие о мышлении
Жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы.
Информация, полученная человеком из окружающего мира, позволяет человеку представлять не только внешнюю, но и внутреннюю сторону предмета, представлять предметы в отсутствие их самих, предвидеть их изменение во времени, устремляться мыслью в необозримые дали и микромир. Все это возможно благодаря процессу мышления.
Мышление является высшим познавательным процессом, это своеобразный вожатый по лабиринту бытия. Оно представляет собой активное, целенаправленное, опосредованное и обобщенное отражение окружающей действительности в сознании человека.
Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Через органы чувств - эти единственные каналы связи организма с окружающим миром - поступает в мозг информация. Содержание информации перерабатывается мозгом.
Отталкиваясь от того, что дано в ощущениях и восприятиях, мышление, выходя за пределы чувственно данного, расширяет границы нашего познания. Это расширение познания достигается мышлением в силу его опосредствованного характера, позволяющего ему опосредованно - умозаключением - раскрыть то, что непосредственно - в восприятии - не дано. С расширением познания благодаря мышлению связано и углубление познания.
Ощущения и восприятия отражают отдельные стороны явлений, моментов действительности в более или менее случайных сочетаниях. Мышление соотносит данные ощущений и восприятий - сопоставляет, сравнивает, различает, раскрывает отношения, опосредования и через отношения между непосредственно чувственно данными свойствами вещей и явлений раскрывает новые, непосредственно чувственно не данные абстрактные их свойства; выявляя взаимосвязи и постигая действительность в этих её взаимосвязях, мышление глубже познает её сущность. Как указывал А.Л. Рубинштейн, «мы воспринимаем обычно вещи в определённых ситуациях, в которых они даны в тех или иных соотношениях с другими вещами, - пространственных, временнЫх и т.д. … Помимо того, и внутри каждой вещи различные свойства воспринимаются нами опять-таки не как совокупность изолированных, между собой не связанных качеств, а в определённых, характерных для вещи соотношениях, сочетаниях, связях…» 32.
Иными словами, мышление отражает бытие в его связях и отношениях, в его многообразных опосредованиях.
Двигаясь от случайных к существенным общим связям, мышление выявляет закономерности или законы действительности. При этом происходит познание объективного мира с различных сторон, которые характеризуются теми или иными свойствами в той или иной степени.
А.Л. Рубинштейн 32 прослеживает связь мышления с действием. «Человек познаёт действительность, воздействуя на неё, понимает мир, изменяя его. Мышление не просто сопровождается действием или действие - мышлением; действие - это первичная форма существования мышления. Первичный вид мышления - это мышление в действии и действием, мышление, которое совершается в действии и в действии выявляется.
Мышление зародилось в трудовой деятельности как практическая операция, как момент или компонент практической деятельности и лишь затем выделилось в относительно самостоятельную теоретическую деятельность».
Результаты познавательной деятельности людей фиксируют в форме понятий. Понятие - есть отражение существенных признаков предмета. Понятие о предмете возникает на основе многих суждений и умозаключений о нём. Понятие как результат обобщения опыта людей является высшим продуктом мозга, высшей ступенью познания мира.
Полноценное диалектическое понятие берёт явление во внутренней взаимосвязи всех его сторон, в единстве внутренних противоречий, в его конкретной жизни и развитии. И именно понятие, а не слово, является специфическим содержанием мышления.
Вскрывая связи и отношения, исходя от явления к обобщённому познанию их сущности, понятие приобретает абстрактный, не наглядный характер. Содержание понятия сплошь и рядом нельзя себе наглядно представить, но его можно мыслить или знать. Его объективное определение раскрывается опосредованно и выходит за пределы непосредственной наглядности. Формой существования понятия является слово.
Понятийное содержание мышления складывается в процессе исторического развития научного знания на основе развития общественной практики. Его развитие является историческим процессом, подчинённым историческим закономерностям.
Мышление человека протекает в форме суждений и умозаключений. Суждение - это форма мышления, отражающая объекты действительности в их связях и отношениях. Каждое суждение есть отдельная мысль о чём-либо. Последовательная логическая связь нескольких суждений, необходимая для того, чтобы решить какую-либо мыслительную задачу, понять что-нибудь, найти ответ на вопрос, называется рассуждением. Рассуждение имеет практический смысл лишь тогда, когда оно приводит к определённому выводу, умозаключению. Умозаключение и будет ответом на вопрос, итогом поисков мысли.
Умозаключение - это вывод из нескольких суждений, дающий нам новое знание о предметах и явлениях объективного мира. Умозаключения бывают индуктивные, дедуктивные и по аналогии.
Мысль становится мыслью и для себя и для других только через слово - устное и письменное. Благодаря языку мысли людей не теряются, а передаются в виде системы знаний из поколения в поколение. Однако существуют и дополнительные средства передачи результатов мышления: световые и звуковые сигналы, электрические импульсы, жесты и пр.
Однако неразрывная связь мышления с речью вовсе не означает, что мышление может быть сведено к речи. Мышление и речь не одно и то же. Мыслить, не значить говорить про себя. Свидетельством этому может служить возможность высказывания одной и той же мысли разными словами, а также то, что мы не всегда находим нужные слова, чтобы выразить свою мысль.
Мышление как особый психический процесс имеет ряд специфических характеристик и признаков (рис. 1).

Рисунок 1 - Специфика мышления как психического процесса
Первым таким признаком является обобщенное отражение действительности, поскольку мышление есть отражение общего в предметах и явлениях реального мира и применение обобщений к единичным предметам и явлениям. Вторым, не менее важным, признаком мышления является опосредованное познание объективной реальности. Суть опосредованного познания заключается в том, что мы в состоянии выносить суждения о свойствах или характеристиках предметов и явлений без непосредственного контакта с ними, а путем анализа косвенной информации. Например, для того чтобы узнать, какая сегодня погода, можно выйти на улицу. Однако чаще всего мы поступаем по-другому. Если мы хотим узнать, холодно на улице или тепло, мы пользуемся наружным термометром или слушаем сводку погоды и на основе информации о температурных характеристиках внешней среды делаем вывод о том, тепло на улице или холодно.
Следующей важнейшей характерной особенностью мышления является то, что мышление всегда связано с решением той или иной задачи, возникшей в процессе познания или в практической деятельности. Процесс мышления начинает наиболее ярко проявляться лишь тогда, когда возникает проблемная ситуация, которую необходимо решить. Мышление всегда начинается с вопроса, ответ на который является целью мышления. Причем ответ на этот вопрос находится не сразу, а с помощью определенных умственных операций, в процессе которых происходит видоизменение и преобразование имеющейся информации.
.2 Основные виды мышления и их особенности
Психологическая наука в ходе своего исторического развития постепенно отделяясь от философии занимается изучением процесса мышления. Были выделены следующие виды мышления (см. рис. 3).

Рисунок 3 - Виды мышления
А) Виды мышления по форме: наглядно-действенное мышление, наглядно-образное мышление, абстрактно-логическое мышление
Наиболее распространено деление видов мышления на наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление (О.К. Тихомиров, Поддьяков Н.Н.)
Наглядно-действенное мышление - это особый вид мышления, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо материального продукта. Он существует и у высших животных и систематически изучалось такими учеными, как И.П. Павлов, В. Кёлер, Н.Н. Ладыгина-Коте и др. Основная характеристика наглядно-действенного мышления отражена в названии: решение задачи осуществляется с помощью реального преобразования ситуации, с помощью наблюдаемого двигательного акта (цит. по 37, с. 3).
Наглядно-образное мышление - это вид мыслительного процесса, который осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и без этого осуществляться не может. Функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию, с конкретизацией общих положений. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, что в результате манипулирования ими мы можем найти решение интересующей нас задачи. Чаще всего такой вид мышления преобладает у людей, деятельность которых связана с каким-либо видом творчества (цит. по 14, с. 33).
Абстрактно-логическое мышление (словесно-логическое) - особый вид мыслительного процесса, который заключается в использовании понятий и логических конструкций. Оно функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления. В его структуре формируются и функционируют различные виды обобщений.
Наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое мышление образуют этапы развития мышления в онтогенезе, в филогенезе. В настоящее время в психологии убедительно показано, что эти три вида мышления сосуществуют и у взрослого человека и функционируют при решении различных задач.
Б) Виды мышления по характеру решаемых задач: теоретическое и практическое мышление
А.Г. Маклаков 14, с. 33 указывает, что «чаще всего мышление подразделяют на теоретическое и практическое. При этом в теоретическом мышлении выделяют понятийное и образное мышление, а в практическом наглядно-образное и наглядно-действенное.… Виды мышления дополняют друг друга и обеспечивают глубокое и разностороннее отражение действительности».
Теоретическое мышление - это познание законов, правил, основанное на выделении и анализе основного исходного противоречия исследуемой ситуации или решаемой задачи. Теоретическое мышление основано на анализе внутренних характеристик изучаемых явлений, позволяет мысленно изменять объект исследования и тем самым наиболее полно изучить его, вскрыв внутренние характеристики и отношения. Теоретическое мышление характерно для научной деятельности (цит. по 20, с. 78).
Мышление практическое - один из видов мышления, который обычно сравнивают с мышлением теоретическим. Практическое мышление было глубоко проанализировано советским психологом Б.М. Тепловым 36, с. 147. Одна из важных особенностей практического мышления заключается в том, что оно развертывается в условиях жесткого дефицита времени. Так, например, для фундаментальных наук открытие закона в феврале или марте одного и того же года не имеет принципиального значения. Составление же плана ведения боя после его окончания делает работу бессмысленной. В практическом мышлении очень ограниченные возможности для проверки гипотез.
В) Виды мышления по степени развернутости: дискурсивное и интуитивное мышление
Интуитивным (или основанном на чувстве) называют мышление, специфика которого опирается на имеющуюся у человека особую способность или чувство, называемое интуицией. Под ним понимается способность, обеспечивающая быстрое нахождение правильного решения задачи без долгих рассуждений, не располагая при этом ни вескими аргументами, ни убедительными доказательствами его истинности (цит. по 31).
Дискурсивное мышление (от лат. discursus - рассуждение), по Большому психологическому словарю 22 - опосредствованное прошлым опытом речевое мышление человека. Выступает как процесс связного логического рассуждения, в котором каждая последующая мысль обусловлена предшествующей. Наиболее подробно разновидности и правила (нормы) дискурсивного мышления изучаются в логике.
Г) Виды мышления по степени оригинальности и новизны: репродуктивное (воспроизводящее) и продуктивное (творческое) мышление
Важным является различение продуктивного и репродуктивного мышления. 3.И. Калмыкова основывает это различие на «степени новизны получаемого в процессе мыслительной деятельности продукта по отношению к знаниям субъекта» [10, с. 13].
Продуктивным, или творческим, называют такое мышление, которое порождает какие-либо новые знания, либо новый материальный или идеальный продукт (результат). Продуктивным, например, является мышление ученого, сделавшего научное открытие, писателя, создавшего новое литературное произведение, художника, написавшего новую картину, инженера, создавшего новую машину.
Репродуктивное мышление - это мышление, открывающее для данного человека уже известные другим людям знания или воссоздающее то, что кем-то когда-то уже было создано. Репродуктивным мышлением, например, занимается художник, копирующий картину другого художника, учащиеся, решающие какие-либо учебные задачи, рабочий, изготавливающий известную деталь известной машины по отработанной технологии, и так далее (цит. по 31).

2. Индивидуальные особенности в мышлении
.1 Общая характеристика индивидуальных особенностей мышления
Важнейшим признаком всякого мышления - независимо от его отдельных индивидуальных особенностей - является умение выделять существенное, самостоятельно приходить ко все новым обобщениям.
Индивидуальные особенности мышления у различных людей проявляются прежде всего в том, что у них по-разному складывается соотношение разных и взаимодополняющих видов и форм мыслительной деятельности (наглядно-образного, наглядно-действенного и понятийного (абстрактного) мышления).
Однако следует отметить, что у многих людей в одинаковой мере развиты конкретно-действенное, конкретно-образное и теоретическое мышление, но в зависимости от характера задач, которые человек решает, на первый план выступает то один, то другой, то третий вид мышления.
Существуют и другие различия в мыслительной деятельности людей. Если они устойчивы, их называют качествами ума. К ним относят гибкость, самостоятельность, инициативность, глубину, широту, быстроту, оригинальность, критичность, последовательность (цит. по 9, 32).
Рассмотрим перечисленные качества подробнее.
Гибкость мышления заключается в умении изменять намеченный вначале путь (план) решения задач, если он не удовлетворяет тем условиям проблемы, которые постепенно вычленяются в ходе ее решения и которые не удалось учесть с самого начала. Гибкости мышления противостоит инертность мышления. Человеку инертной мысли более свойственно воспроизведение усвоенного, чем активные...

Похожие материалы:

Реферат: Индивидуальные особенности внимания

Курсовая работа: Возрастные и индивидуальные особенности детских рисунков

Курсовая работа: Особенности развития зрительного восприятия и пространственного мышления у детей младшего школьного возраста

Курсовая работа: Особенности мышления младших подростков

Эссе: Индивидуальные особенности участников спора