Курсовая работа: Использование диагностических методов в преподавании психологии

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы преподавания психологии
1.1 Цели, принципы и особенности преподавания психологии как науки
1.2 Методы обучения психологии
Глава 2. Диагностические методы в преподавании психологии
.1 Область применение диагностических методов
.2 Классификация диагностических методов
.3 Правила проведения психодиагностических процедур
Заключение
Список использованных источников

Дата добавления на сайт: 18 августа 2024


Скачать работу 'Использование диагностических методов в преподавании психологии':


Использование диагностических методов в преподавании психологии (курсовая работа)
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы преподавания психологии
1.1 Цели, принципы и особенности преподавания психологии как науки
1.2 Методы обучения психологии
Глава 2. Диагностические методы в преподавании психологии
.1 Область применение диагностических методов
.2 Классификация диагностических методов
.3 Правила проведения психодиагностических процедур
Заключение
Список использованных источников
Введение
В системе образования ранее складывалась парадоксальная ситуация. Учащемуся давали знания о природе, обществе, точных науках, но ему как человеку давали минимум знаний о его душе. Как следствие, люди не обладали навыками рефлексии, не понимали своего предназначения в жизни, не умели принять самого себя и окружающих как личность.
В последние годы в обществе все отчетливее прослеживается тенденция гуманизации и гуманитаризации общего и среднего образования. Введение элементов человекознания в содержание образования позволяет развивающейся личности познавать не только законы материального мира, но и формировать систему знаний о себе как о человеке, о законах взаимодействия людей, узнавать свои собственные возможности и расширять их, т.е. приобретать психологические знания.
Усвоение психологических знаний является непременным условием развития творческих возможностей личности, расширяет границы самоактуализации, позволяет не держаться за стереотипы, а выбирать свой путь в освоении мира. В самом процессе изучения таких предметов, как психология, теория познания, теория поведения, приобретается опыт творчества, происходит столкновение гипотез, возрастает познавательная деятельностная активность, а разрешение противоречий, заложенных в самих человеческих феноменах, выводит личность на новый виток в саморазвитии.
Соответственно, одной из актуальных задач педагогики, психологии и образования в целом должно стать введение психологических знаний в общеобразовательную структуру обучения. Для ее решения необходимо ответить на вопросы: Как и какие знания давать? Каким образом должно быть реализовано это «человеческое знание» в живой человеческой деятельности? Каким образом использовать накопленные и накапливаемые знания о человеке, человеческой жизни в структуре общего образовательного процесса?
Цель исследования: теоретически изучить методы преподавания психологии, подробно остановиться на использовании диагностических методов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Подобрать и проанализировать литературу по теме.
Определить цели, принципы и особенности преподавания психологии как науки
Рассмотреть методы обучения психологии, диагностические методы.
Выявить возможности диагностических методов.
Рассмотреть область применения диагностических методов.
В качестве метода в данной работе используется теоретический анализ литературы.
Работа состоит из введения, теоретического материала, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы преподавания психологии
.1 Цели, принципы и особенности преподавания психологии как науки
В. Я. Ляудис полагает, что «цель обучения психологии - теоретическое и практическое овладение знаниями и методами построения общения и взаимодействия с людьми в различных условиях их жизнедеятельности».
На разных этапах образовательного процесса цели преподавания психологии отличаются. Основные цели изучения психологии младшими школьниками и учащимися основной школы:
первоначальное знакомство с миром психических явлений для формирования мировоззрения учащихся;
знакомство с психологией как средством познания других людей;
знакомство с познавательными процессами в целях познания и развития себя как субъекта познавательной деятельности;
) знакомство с эмоциональными, волевыми явлениями и индивидуальными особенностями личности человека в целях понимания других людей, самопознания и саморазвития;
знакомство с психологией общения, методами речевого и неречевого общения; обучение психология диагностический
начальная профессиональная ориентация.
При этом нецелесообразно ставить перед учащимися начальной и основной школы цель изучения психологии как научной дисциплины. Психологические знания выступают скорее как средства психологического сопровождения умственного, эмоционального, коммуникативного и личностного развития детей и подростков.
В среднем (полном) общем образовании программы направлены на овладение учащимися системой знаний о природе, обществе и человеке, формирование их мировоззрения. Психология в этих программах может изучаться и как факультативный, и как обязательный предмет. Цели и содержание обучения психологии в средней общеобразовательной школе не должны дублировать цели и содержание высшего профессионального образования. Главным в изучении психологии в средних школах, гимназиях и лицеях является психологическое просвещение, формирование психологической грамотности и психологической культуры учащихся. В учебно-воспитательной программе психология выполняет общеобразовательную, общекультурную и развивающую функции. В старших профильных классах преподавание психологии может играть также профориентационную роль, способствовать более близкому знакомству со сферой будущего среднего специального или высшего профессионального образования. Все вышесказанное определяет цели преподавания психологии по данным образовательным программам:
обучение психологическим знаниям как составной части мировоззрения и общей культуры;
знакомство с методами психологического познания и психологической практики;
обучение психологии как средству познания других людей;
обучение психологии как средству самопознания;
обучение психологии как средству саморазвития;
профессиональная ориентация [2].
Принципы обучения - это руководящие идеи в организации учебных занятий, научно обоснованные рекомендации, правила, нормы, регулирующие процесс обучения. Принципы зависят от целей обучения и дидактической концепции. В современной дидактике имеются классические принципы, а также принципы, разработанные в последние десятилетия. Их необходимо использовать при выборе методов и приемов обучения психологии.
Принципы преподавания психологии опираются на общедидактические (научность, сознательность и активность, систематичность, наглядность, воспитывающий характер обучения, доступность), однако их использование в обучении психологии имеет свою специфику, и психологические принципы. Поскольку принципы зависят от целей обучения, то некоторые из них актуальны только для определенных образовательных программ (среднего общего, среднего специального, высшего образования), другие же справедливы для всех.
Принцип научности требует, чтобы изучаемый учебный материал соответствовал современным достижениям научной и практической психологии, не противоречил объективным научным фактам, теориям, закономерностям. Этот принцип имеет особое значение для изучения психологии в силу того, что существует большое количество околонаучных психологических книг, написанных на основе знаний житейской психологии или эзотерических знаний. В таких книгах нередко в увлекательной форме излагаются недостоверные или недостаточно доказанные знания. Примером может служить литература по физиогномике. Это учение о связи психологических черт личности с чертами физического облика человека так и не было доказано. Однако данные такого рода до сих пор встречаются в различных публикациях. Такие публикации, используемые в рамках учебных занятий, дискредитируют научную психологию и лишают студентов и учащихся правильной ориентации в достоверных психологических знаниях. Соблюдение принципа научности при обучении психологии означает, что информация, сообщаемая учащимся, должна быть доказательна.
Принцип системности предполагает, что учебный материал изучается в определенной последовательности и логике, которые дают системное представление об учебной дисциплине. При этом показывается взаимосвязь разных психологических теорий, понятий и закономерностей друг с другом. Для этого темы учебной программы должны быть структурированы и систематизированы. Изучаемый материал делится на логические разделы и темы, затем устанавливаются порядок и методика работы с ними, в каждой теме выделяются содержательные центры, главные понятия, идеи, структурируется материал занятия, устанавливаются связи между теориями и фактами. От одной темы к другой, от одного курса к другому должна сохраняться определенная преемственность и межпредметная связь.
Принцип единства рационального и эмоционального. В соответствии с этим принципом обучение может быть эффективным только в том случае, когда студенты и учащиеся осознают цели обучения, необходимость изучения данного предмета, его личностную или профессиональную значимость, проявляют осознанный интерес к знаниям. В то же время непосредственный эмоциональный интерес к психологическим фактам и феноменам - наиболее сильный стимул к изучению психологии. В соответствии с данным принципом неправильно строить преподавание предмета только на убеждении студентов в том, что им это нужно и полезно, тем самым оправдывая скучно проводимые занятия. С другой стороны, неправильно выбирать из курса психологии только интересные темы, которые привлекают непроизвольное внимание.
Принцип единства предметно-ориентированного и личностно-ориентированного обучения психологии. Психология как учебный предмет имеет большую специфику по сравнению со всеми другими дисциплинами. С одной стороны, это наука, которая имеет свое объективное предметное содержание, так же как другие естественные и гуманитарные науки. Поэтому она должна изучаться объективно и беспристрастно. С другой стороны, предмет этой науки личностно значим для каждого студента, учащегося. Поэтому у них возникает потребность отнести получаемые знания к себе, применить их с целью самопознания. В связи с этим психология привлекает большое внимание и интерес учащихся, желающих с ее помощью разобраться в себе. Соблюдение принципа единства в этом отношении означает сохранение необходимого баланса предметно-ориентированного и личностно-ориентированного содержания на занятиях по психологии. Этот принцип должен соблюдаться при обучении психологии как общеобразовательному предмету. При изучении отдельных психологических дисциплин акценты могут расставляться иначе.
Принцип единства теоретического и эмпирического знания. Данный принцип является конкретизацией дидактического принципа единства конкретного и абстрактного. В соответствии с этим принципом в преподавании психологии должны оптимально сочетаться, в одной стороны, описание теоретических идей, их логические обоснования и, с другой стороны, конкретные эмпирические факты, на которые они опираются, конкретные примеры, которые их иллюстрируют. К сожалению, порой в учебниках психологии и в лекциях чрезмерно преобладают теоретические рассуждения, не подкрепляемые конкретными фактами и примерами. Другой крайностью может быть чрезмерное увлечение преподавателя описанием интересных психологических исследований, экспериментов, опытов, примеров из области практической психологии без рассмотрения психологической теории, которая лежит в их основе.
Принцип доступности заключается в необходимости соотнесения содержания и методов обучения с типом студентов или учащихся, их образовательными намерениями, возрастными особенностями, уровнем их развития. В соответствии с этим принципом необходимо переходить от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному. Одно и то же содержание должно преподаваться по-разному, с опорой на разную базу знаний и интересов: а) студентам-психологам; б) студентам, обучающимся по другим программам высшего образования; в) студентам средних специальных; г) учащимся общеобразовательных учебных заведений. Принцип доступности при обучении психологии в школе имеет особое значение в силу того, что еще не существует устойчивых традиций преподавания психологии учащимся школьного возраста. И если для старших школьников эта задача отчасти решается, то учет специфики среднего, а тем более младшего школьного возраста - проблема особенно сложная. Опыт ясного и понятного изложения психологических знаний этим категориям учащихся еще очень незначителен.
Принцип наглядности заключается в использовании органов чувств и образов при обучении. Важнейшее значение имеют зрительные образы. Во-первых, зрительный анализатор у значительной части студентов и учащихся является ведущим. А во-вторых, зрительное представление информации является более емким и поэтому способствует лучшему пониманию материала. Безусловно, использование образов других модальностей (слуховой, тактильной, кинестетической) также может повысить эффективность обучения. Единство наглядного (образного) и вербального содержания - важнейшая психологическая основа понимания. В преподавании психологии могут использоваться такие виды наглядности, как: 1) словесная, 2) художественная, 3) изобразительная, 4) практическая.
Принцип активности в обучении заключается в том, что эффективное усвоение знаний студентами и учащимися происходит только в том случае, когда они проявляют самостоятельную активность в обучении. Активность в данном случае противопоставляется пассивности.
. Принцип связи изучения психологии с жизнью, с практикой. Этот принцип особенно важен в школьном преподавании психологии. Он заключается в том, что психологические понятия и закономерности должны поясняться и иллюстрироваться не только научными исследованиями, но и примерами из реальной жизни, с которой сталкиваются учащиеся. Важно, чтобы они видели практическую применимость и пользу психологических знаний в повседневной жизни. Изучение психологии должно стимулировать учащихся использовать полученные знания в решении практических задач познания других людей, самопознания и саморазвития. Ученик может обращаться к изучению собственной психики или психики других людей, с которыми ежедневно общается.
. Обучение психологии должно носить развивающий характер. Этот принцип опять-таки особенно важен в школьном преподавании психологии. Уроки психологии выполняют здесь особую миссию. В результате изучения курса психологии главную ценность представляет не знание психологических теорий, понятий, закономерностей, а лучшее понимание учащимися внутреннего мира других людей и самих себя: усвоение психологических средств самопознания и саморазвития, совершенствование своей познавательной деятельности, успешное и гармоничное развитие отношений с другими людьми, а также лучшее понимание себя как личности.
. Принцип индивидуального подхода понимается как учет особенностей и потребностей конкретной аудитории. Учитель должен уметь работать с психологическим контекстом педагогической ситуации, фокусировать внимание на особенностях психологического климата в классе. Этому может помочь выявление реального положения дел в данной группе и у конкретного ученика с помощью диагностики. Уроки психологии нужно планировать таким образом, чтобы учитывались выявленные состояния, особенности и запросы аудитории. Например, подростков важно научит слушать друг друга, повысить самооценку, дать возможность каждому высказаться и быть услышанным.
. Принцип мотивационной готовности аудитории был впервые разработан и введен в практику обучения М.В. Поповой. Он состоит в том, что на уроке прорабатывается тот материал, который является наиболее значимым для данной аудитории в данный момент. Благодаря этому происходит коррекция психологического состояния ученика. Учитель терапевтически прорабатывает вместе с учениками какую-то конкретную, значимую для них тему. Это хороший обучающий тренинг поведенческих умений в конкретных ситуациях. Учитель не должен бояться отойти от запланированной темы. Например, если в классе сложилась явная конфликтная ситуация, то следует отталкиваться именно от нее, строя ход урока. Тогда и конфликт можно конструктивно разрешить, и основные понятия, связанные с темой «Конфликт», будут надежно усвоены, так как будут значимыми. Проблемами для урока могут быть как конкретные, так и гипотетические ситуации. Главное, чтобы они были близкими к жизни и интересам учеников.
. При преподавании психологии в школе необходимо учитывать фактор возрастных психологических потребностей. Принцип учета возрастных особенностей реализуется на практике через содержание и методы. При отборе содержания надо руководствоваться представлениями о том, на что более всего мотивирован человек в этом возрасте, значительную часть учебного курса должна составлять информация, являющаяся потребностью возраста. Какое знание ребенку дать, чтобы это знание не перегружало его, а работало на него, чтобы он мог сегодня же начать реально его использовать, чтобы оно давало ему новые возможности лучше учиться и жить, строить свое будущее. Для подростка, например, самыми важными являются темы, связанные с общением, переживанием, самооценкой и т.д.
Возрастной подход, с одной стороны, отражается в содержании обучения, а с другой стороны - в методах, средствах и формах обучения, поскольку важно не только какое психологическое знание, но и как его в каком возрасте давать. Здесь возникает проблема разработки новых специальных методов обучения в преподавании психологии. Чтобы вывести освоение психологических категорий на уровень присвоения, недостаточно метода объяснения. Следовательно, необходимо было разработать такие методы обучения, которые позволили бы сделать феномены психологической реальности «работающими» в актуальном и перспективном пространстве конкретного ученика; методы, которые позволили бы реальность объективного знания перевести в реальность субъективного знания. Т. е. фактически речь идет о двух вариантах преподавания психологии: проговаривание знаний или переживание их.
Особенность познания психологии в том, что оно задействует все виды мышления: научно-теоретическое, логическое, образное, наглядно-действенное, символическое и т.д. Мыслить образами, представляя себе человека в деятельности, часто важнее для понимания психологии, чем с помощью логического мышления анализировать его отдельные психические процессы и характеристики. Одной из задач учителя психологии является научиться создавать возможность учащимся целостно воспринимать психологические феномены. Сложность здесь заключается в том, что явления психической жизни не наблюдаемы «прямо», непосредственно, но переживаемы, ощущаемы человеком, поэтому нужно научить подростка «видеть» и «слышать» самого себя. Необходимо задавать базу чувственного опыта для фиксации и определения психических явлений самим учащимся. Начинать такого рода работу целесообразно с формирования у подростка чувственного образа.
Занятия психологией требуют создания специальной атмосферы в классе, особого...

Похожие материалы:

Курсовая работа: ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ГРУППОВЫХ МЕТОДОВ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Реферат: Использование различных видов тренинга. Характеристика тренинговых методов обучения

Реферат: Классификация методов психологии труда

Контрольная работа: Система методов психологии труда

Реферат: Содержание, развитие и особенности гендерной психологии