Реферат: Использование метода проектов в процессе формирования межличностных отношений младших школьников

Актуальность исследования продиктована потребностью общества в людях, готовых к сотрудничеству, коллективным взаимоотношениям и партнерству. Обусловленная этим задача воспитания рассматривалась в классической педагогике как одна из самых актуальных. Вместе с тем, особенности системы образования в России в ХХ веке: гиперболизированный центризм системы образования, авторитарность, отсутствие реальной индивидуализации обучения и другое; приводили к тому, что принцип гармонии коллективного и индивидуального в воспитании и обучении подрастающего поколения не находил своего реального воплощения.

Дата добавления на сайт: 30 августа 2024


Скачать работу 'Использование метода проектов в процессе формирования межличностных отношений младших школьников':


Содержание
Введение
Глава I. Теоретические основы проблемы формирования межличностных отношений у детей младшего школьного возраста
.1 Сущность понятия и виды межличностных отношений
.2 Особенности формирования межличностных отношений младших школьников
.3 Характеристика метода проект
.4 Метод проектов как способ формирования межличностных отношений младших школьников
Выводы по первой главе
Глава II. Опытно-экспериментальная деятельность по выявлению межличностных отношений у младших школьников
.1 Характеристика базы и метода исследования
.2 Анализ результатов изучения межличностных отношений младших школьников
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
Приложения
межличностный отношение школьник проект
Введение
Актуальность исследования продиктована потребностью общества в людях, готовых к сотрудничеству, коллективным взаимоотношениям и партнерству. Обусловленная этим задача воспитания рассматривалась в классической педагогике как одна из самых актуальных. Вместе с тем, особенности системы образования в России в ХХ веке: гиперболизированный центризм системы образования, авторитарность, отсутствие реальной индивидуализации обучения и другое; приводили к тому, что принцип гармонии коллективного и индивидуального в воспитании и обучении подрастающего поколения не находил своего реального воплощения. Изменения, произошедшие в образовательной ситуации в России в начале ХХI века: реализация принципа вариативности, приоритет целей развития обучающегося, демократический стиль взаимодействия учителя и учащихся, дифференцированный характер обучения; определили реальную возможность обеспечения гармонического развития личности, сохранения психологического здоровья школьника, развития его способностей адаптироваться в окружающем мире без отрицательных последствий для себя.
Подходы к решению проблемы межличностного сотрудничества отражены в работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, В.Т. Кудрявцева и Г.А. Цукермана. Результаты психолого-педагогических исследований и опыта работы массовой школы говорят о том, что одной из серьезных проблем современного начального образования является увеличивающаяся доля детей, которые находятся в ситуации дезадаптации к школьной жизни. Для младших школьников понятия "школа", "школьная жизнь" связаны с довольно узким кругом явлений, это - учитель, одноклассники и класс. Поэтому среди условий, играющих особую роль в благополучном или неблагополучном течение процесса адаптации, психологи отмечают следующие: характер взаимоотношений ученика и учителя; особенности межличностных отношений младших школьников; способность ребенка проявлять индивидуальность; желание и умение сотрудничать. Таким образом, характеристика межличностных отношений входит в ключевые образовательные компетенции, и их формирование может рассматриваться как важнейшая цель начального образования. Рассмотрим психологические исследования А.А. Бодалёва, Л.И. Божович, М.Д. Виноградовой, О.С. Газманова, А.В. Петровского, они позволяют выделить особенности организации процесса обучения, которые положительно влияют на вхождение ребенка в систему школьных отношений: учет характера протекания периода адаптации ребенка к условиям школьной жизни; внимание к индивидуальности каждого ученика; обеспечение успешности взаимодействия со сверстниками; интеграция личности и коллектива. Это позволило нам обратить особое внимание на решение задачи формирования у школьников младших классов умений строить межличностные отношения: слушать учителя и товарищей; работать в коллективе; сотрудничать с разными детьми; исполнять разные социальные роли в группе (лидер, рядовой исполнитель и др.).
Ведущей педагогической идеей опыта является разработка проектов, позволяющих создать на их основе систему развития позитивного социального опыта учащегося:
повышение мотивации, которое происходит из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака - самостоятельного выбора;
развитие творческих способностей и смещение акцента от инструментального к технологическому опыту, которое происходит благодаря необходимости осмысленного выбора инструментария и планирования деятельности для достижения лучшего результат;
формирование чувства ответственности, которое происходит подсознательно: учащийся стремится доказать, в первую очередь, самому себе, что он сделал правильный выбор.
стремление самоутвердиться, которое является главным фактором эффективности проектной деятельности.
Анализ теории формирования межличностных отношений младших школьников свидетельствуют о его существенном недостатке. Всё дело в том, что содержание, уровень этих отношений человека с миром весьма различны: каждый индивид вступает в отношения, но и целые группы также вступают в отношения между собой, и, таким образом, человек оказывается субъектом многочисленных и разнообразных отношений. В этом многообразии необходимо, прежде всего, различать два основных вида отношений: общественные отношения и то, что Мясищев называет "психологические" отношения личности.
Актуальность рассматриваемой нами проблемы послужила основанием для выбора темы исследования, которая звучит следующим образом:
"Использование метода проектов в процессе формирования межличностных отношений младших школьников".
Таким образом, актуальность исследования определяется следующими фактами:
необходимостью дальнейшей работы по совершенствованию межличностных отношений младших школьников, что связано с общими задачами демократизации и гуманизации образования, с требованиями современного этапа модернизации российской системы образования;
настоятельной потребностью в систематической работе, по формированию межличностных отношений младших школьников во время внеклассных занятий как средство для успешной социализации личности. Отсюда возникают противоречия:
между необходимостью к межличностному сотрудничеству младших школьников и созданием подходящих средств и условий для этого;
между многообразием видов метода Проектов и отсутствием у младших школьников желания сотрудничать.
Выявленные противоречия определили проблему исследования, которая заключается в разработке способов их разрешения.
Объектом исследования выступает: формирование межличностных отношений младших школьников.
Предмет исследования: метод проектов как способ формирования межличностных отношений младших школьников.
Цель данного исследования: обосновать возможности метода проектов в формировании межличностных отношений младших школьников.
Гипотеза: предполагается, что применение метода проектов будет способствовать эффективному формированию межличностных отношений младших школьников.
Для конкретизации поставленной цели и проверки гипотезы были определены следующие задачи:
.Изучить характеристику межличностных отношений.
.Раскрыть особенности формирования межличностных отношений младших школьников.
.Охарактеризовать метод проектов как способ формирования межличностных отношений младших школьников.
.Выявить уровень развития межличностных отношений младших школьников, выполнить анализ полученных результатов и сделать выводы.
.Подобрать тематику проектов, способствующих развитию межличностных отношений младших школьников.
Методологической основой исследования являлись:
В исследование курсовой работы были использованы следующие методы: Системный подход - ориентирует исследования на раскрытие целостности объекта, выявление его сложных связей и взаимодействий, среди которых нужно выделить наиболее существенную, определяющую для данного объекта, как говорят, системообразующую связь (например, системообразующими компонентами учебного процесса могут быть: целеполагание, субъекты педагогического процесса (педагог и учащиеся) и результат); Деятельностный подход - ориентирует исследователя, во-первых, на анализ структуры учебной, общественно полезной, духовной и других видов деятельности воспитанников, изучению составляющих их: предметное содержание; мотивы, побуждающие субъекта к деятельности; цели, на достижение которых она направлена; средства, с помощью которых деятельность осуществляется, и её результаты. Во-вторых, деятельностный подход требует от исследователя специальной работы по выбору и организации деятельности ребёнка, по активизации и переводу его в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь предполагает обучение воспитанника сознательному выбору цели и обоснованному планированию деятельности, её организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.
Для решения поставленных задач и опытной проверки гипотезы использовались следующие методы исследования: теоретический - анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы; эмпирический - опросные методы, методы математической обработки результатов исследования.
База исследования: БОУ СОШ №61, класс 3 "Г", классный руководитель Христич Эльза Витальевна.
Достоверность данных, полученных в работе, адекватность его предмету, задачам и гипотезе; корректным применением современных методов математической статистики для обработки эмпирических данных; апробацией результатов исследования.
Структура и объём работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Работа изложена на 46 страницах, содержит 1 диаграмму. Список литературы включает 17 наименований.
Глава I. Теоретические основы проблемы формирования межличностных отношений у детей младшего школьного возраста
.1 Сущность понятия и виды межличностных отношений
Межличностные отношения - это совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу.
Межличностные отношения включают: 1) восприятие и понимание людьми друг друга; 2) межличностная привлекательность (притяжение и симпатия); 3) взаимодействие и поведение (в частности, ролевое).
Компоненты межличностных отношений:
) когнитивный компонент - включает в себя все познавательные психические процессы: ощущения, восприятие, представление, память, мышление, воображение. Благодаря этому компоненту происходит познание индивидуально-психологических особенностей партнеров по совместной деятельности и взаимопонимание между людьми. Характеристиками взаимопонимания являются:
а) адекватность - точность психического отражения воспринимаемой личности;
б) идентификация - отождествление индивидом своей личности с личностью другого индивида;
) эмоциональный компонент - включает положительные или отрицательные переживания, возникающие у человека при межличностном общении с другими людьми:
а) симпатии или антипатии;
б) удовлетворенность собой, партнером, работой и т.д.;
в) эмпатия - эмоциональный отклик на переживания другого человека, который может проявляться в виде сопереживания (переживания тех чувств, которые испытывает другой), сочувствия (личностного отношения к переживаниям другого) и соучастия (сопереживание, сопровождаемое содействием);
) поведенческий компонент - включает мимику, жестикуляцию, пантомимику, речь и действия, выражающие отношения данного человека к другим людям, к группе в целом. Он играет ведущую роль в регулировании взаимоотношений.
Эффективность межличностных отношений оценивается по состоянию удовлетворенности-неудовлетворенности группы и ее членов. [4, гл. 36]
Коломинский Яков Львович говорит о том, что "отношения и взаимоотношения - это явления внутреннего мира, внутреннее состояние людей". [2; стр. 1]
Николай Николаевич Обознов выделяет следующие виды межличностных отношений: отношения знакомства, приятельские, товарищеские, дружеские, любовные, супружеские, родственные, деструктивные. Главным критерием является мера и глубина вовлечения личности в отношения [5, с. 29].
Нина Васильевна Жутикова в зависимости от меры личностной значимости контактов и эмоциональных проявлений в них партнеров различает знакомство, приятельство и дружбу.
Межличностные отношения членов группы, по ее мнению, могут быть трех типов: положительные, отрицательные и неодинаковые (когда один относится к другому положительно, а тот к нему, напротив, отрицательно). Различные сочетания этих типов отношений порождают разные варианты взаимоотношений в группе. Первый вариант - гармонические взаимоотношения. Они характеризуются тем, что между тремя различными парами, на которые может быть разделена группа-триада, складываются или только положительные, или только отрицательные взаимоотношения. В идеальном случае, например, в небольшой группе, включающей трех друзей, между составляющими группу людьми могут существовать лишь положительные взаимоотношения. Во всех других случаях между двумя парами имеются положительные или отрицательные взаимоотношения, а между членами третьей пары - противоположные им по знаку. Второй вариант отношений - противоречивые. При таких взаимоотношениях в какой-либо одной паре внутри группы-триады один из ее членов относится к другому положительно, а тот к нему - отрицательно. Совместимыми называются такие противоречивые отношения, когда в группе-триаде можно выделить хотя бы одну пару людей, имеющих между собой хорошие личные взаимоотношения. Несовместимыми противоречивыми называются отношения, система которых характеризуется тем, что в ней нет ни одной пары с положительными личными взаимоотношениями. Наконец, совместимыми можно назвать такие взаимоотношения, при которых, несмотря на их противоречивость, группа как социально-психологическая общность продолжает сохранять свое единство за счет того, что, по крайней мере, две пары из трех возможных, выделяемых в ней, имеют между собой хорошие личные взаимоотношения. Тем самым они как бы нейтрализуют отрицательное влияние на сплоченность группы противоречивых отношений в третьей паре. Взаимоотношения в группах могут быть и конфликтными. Для них характерно то, что в группе невозможно выделить ни одной пары, внутри которой имелись бы положительные личные взаимоотношения. В силу этого обстоятельства данная группа как социально-психологическая общность людей вообще не может сохраняться и распадается. Среди конфликтных отношений можно, в свою очередь, выделить два возможных варианта. Первый - это частично-конфликтные взаимоотношения, при которых между одними парами индивидов имеются конфликтные, а между остальными - неодинаковые отношения. Второй вариант - конфликтные взаимоотношения существуют между всеми возможными парами, на которые может быть разделена данная группа. Этот тип взаимоотношений называется "полно конфликтным" [7, с. 116].
Таким образом, можно сказать, что межличностные отношения - это сложный процесс установления связей между младшими школьниками на основе восприятия и понимания друг друга, межличностной привлекательности (притяжение и симпатия), взаимодействия и поведения (в частности, ролевое). Межличностные отношения состоят из трёх компонентов: когнетивного, эмоционального и поведеньческого. Виды межличностных отношений разделяются на: отношения знакомства, приятельские, товарищеские, дружеские, любовные, супружеские, родственные, деструктивные. Главным критерием является мера и глубина вовлечения личности в отношения.
.2 Особенности формирования межличностных отношений младших школьников
Проблема личных взаимоотношений в группе сверстников всегда привлекала внимание отечественных педагогов и психологов. Ее значение особенно возросло в условиях перехода к всеобщему среднему образованию, к широкой практике работы классов с продленным днем, когда школа стала центром жизнедеятельности ребенка на протяжении основного периода становления его личности. Возникает необходимость определения той роли, которую играют отношения между сверстниками в формировании личности школьника на различных этапах его жизни, и в частности в младшем школьном возрасте - наиболее ответственном периоде перехода ребенка в новую социально значимую систему отношений.
В результате предшествующих исследований в отечественной психологической науке сложились определенные представления о характере и динамике развития межличностных отношений детей в процессе школьного обучения. Принципиально важным положением, характеризующим подход советских психологов к данной проблеме, является положение, выдвинутое Артуром Владимировичем Петровским о деятельностном опосредствовании межличностных отношений, согласно которому понять закономерности развития межличностных отношений учащихся, а также механизмы интериоризации (процесс формирования внутренних структур психики, обусловливаемый усвоением структур и символов внешней социальной деятельности. В отечественной психологии интериоризация трактуется как преобразование структуры деятельности предметной в структуру внутреннего плана сознания. Иначе, превращение интерпсихологических (межличностных) отношений в интрапсихологические (внутриличностные, отношения с самим собой). Ее нужно отличать от любых форм получения "извне", переработки и хранения "внутри" психики знаковой информации (восприятие и память). В онтогене выделяются такие стадии интериоризации: 1) взрослый словом действует на ребенка, побуждая что-то сделать; 2) ребенок перенимает способ обращения и начинает воздействовать словом на взрослого; 3) ребенок начинает воздействовать словом на самого себя. Эти стадии прослеживаются в частности при наблюдении за детской речью эгоцентрической [16]) этих отношений, превращения их в свойства личности невозможно вне изучения совместной деятельности детей [8, стр. 240]. Вместе с тем общепринятым является и тезис, согласно которому межличностные отношения подчиняются логике возрастного развития: в каждом возрасте они имеют определенную специфику [[8, стр. 360], [10, стр. 240], [12]]
Анализ выполненных исследований показывает, что число работ, посвященных изучению специфики межличностных отношений в младшем школьном возрасте, сравнительно невелико. Исследователи чаще всего обращаются к младшему школьному возрасту не специально, а лишь для иллюстрации тех изменений, которые претерпевают межличностные отношения в подростковом и юношеском возрасте по сравнению с младшим. Однако данные, представленные в этих исследованиях, весьма показательны и могут быть резюмированы следующим образом.
Отношения младших школьников характеризуются прежде всего узостью межличностных связей. Чаще всего это отношения между двумя детьми; группы либо вообще не возникают, либо появляются эпизодически. Взаимные предпочтения между мальчиками и девочками практически отсутствуют. В результате структура межличностных отношений оказывается весьма аморфной, состоящей из двух намечающихся подструктур - мальчиков и девочек. Лидерство здесь носит одиночный и расширенный характер, причем каждая из подструктур имеет своих лидеров.
Исследователи сходятся и в том, что у младших школьников преобладает эмоциональное отношение к товарищам. Основными мотивами межличностного выбора оказываются игровые, а...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Особенности межличностных отношений младших школьников на начальном этапе обучения

Курсовая работа: Использование сюжетно-ролевых игр в процессе гендерного воспитания младших дошкольников

Реферат: Самооценка младших школьников и пути ее формирования

Курсовая работа: Развитие творческого мышления младших школьников в процессе

Статья: Влияние социального статуса на установление межличностных отношений в процессе досуговой деятельности