Курсовая работа: Использование сюжетно-ролевых игр в процессе гендерного воспитания младших дошкольников
Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения.
Дата добавления на сайт: 18 августа 2024
Скачать работу 'Использование сюжетно-ролевых игр в процессе гендерного воспитания младших дошкольников':
Содержание
Введение
. Психолого-педагогические основы гендорного воспитания младших дошкольников
.1 Гендорное воспитание в условиях дошкольного учреждения
.2 Формирование представлений о гендорной принадлежности у детей младшего дошкольного возраста
. Сюжетно-ролевые игры как средство гендорного воспитания младших дошкольников
.1 Значение игры в развитии и воспитании детей младшего дошкольного возраста
.2 Гендорное воспитание младших дошкольников посредством сюжетно-ролевых игр
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения.
Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. Сейчас уже не считается из ряда вон выходящих курение и сквернословие представительниц прекрасного пола, многие из них стали занимать лидирующие положения среди мужчин, стираются границы между «женскими» и «мужскими» профессиями. Некоторые мужчины, в свою очередь, утратили способность играть правильную роль в браке, из «добытчиков» они постепенно превращаются в «потребителей», а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи, в связи с чем, в современном обществе в воспитании детей наблюдается явный крен в сторону феминизации.
В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола. Но при этом следует отметить, что на фоне указанных выше изменений в социуме меняются внутренние психологические позиции детей. Так, многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам.
В дошкольном возрасте игра - основной вид детской деятельности, который вызывает качественные изменения в психике ребенка, игру в жизни детей трудно переоценить, именно в игре ребенок тренирует социальные проявления будущей взрослой жизни, наибольшего расцвета в младшем дошкольном возрасте достигает сюжетно-ролевая игра.
Таким образом, проблема воспитания и обучения детей посредством сюжетно-ролевых игр и в соответствии с их гендерной принадлежностью является актуальной задачей педагогической работы с детьми младшего дошкольного возраста.
Объект исследования: гендерное воспитание детей младщего дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения.
Предмет исследования: сюжетно-ролевая игра как средство гендерного воспитания детей младшего дошкольного возраста.
Цель работы: обоснование целесообразности использования сюжетно-ролевых игр в процессе гендерного воспитания младших дошкольников.
Данная цель обусловлена на выполнение ряда задач:
изучить понятие гендорного воспитания, охарактеризовать особенности гендорного воспитания в условиях дошкольного учреждения;
описать особенности формирования представлений о гендорной принадлежности у детей младшего дошкольного возраста;
проанализировать значение игры в развитии и воспитании детей младшего дошкольного возраста;
рассмотреть сюжетно-ролевые игры как средство гендорного воспитания младших дошкольников.
Теоретико-методологическая база:
основные аспекты полового воспитания детей (А.С. Богданова, Ю.О. Бурцева, В.М. Гоголина, Д.М. Исаев, В.Ю. Каган, В.М. Колбановский, Д.В. Колесов, Э.Г. Костяшкин, А.С. Макаренко, И. Мягков, В.И. Петрова, В.А. Сухомлинский, А.Г. Хрипкова);
анализ гендерного подхода к обучению и воспитанию, становления гендерной идентичности, формирования культуры межполовых взаимоотношений (С.Т. Вихрь, Т.В. Болтун, А.С. Демянчук, О. Каменская, А.В. Кирилина, Л.С. Кобелянская, Т.С. Ковалев, А.А. Константинова, В.П. Портной, И.В. Мезеря, А.В. Мудрик, Л.И. Столярчук, М.О. Толстой, О.С. Цокур);
рассмотрение проблемы с позиций сексологии и физиологии, психогигиены, формирование сексуальной культуры детей освещается в работах Ю.В. Гаврилова, И.С. Кона, А.В. Меренкова.
Логическая структура: курсовая работа состоит из введения, основной части, которая включает две главы, заключения, списка использованных источников и приложении.
1. Психолого-педагогические основы гендорного воспитания младших дошкольников
.1 Гендорное воспитание в условиях дошкольного учреждения
Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками, а существующие свойства и отношения называются гендерными.
Гендерный подход в образовании - это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности. Гендерный подход ориентирован на идею равенства независимо от половой принадлежности, что даёт мужчинам и женщинам по - новому оценивать свои возможности и притязания, определять перспективы жизнедеятельности, активизировать личные ресурсы.
Гендерное воспитание - это формирование у детей представлений о половой роли или гендерной модели поведения, которой должен придерживаться человек, чтобы его определяли как девочку или мальчика, а в дальнейшем как женщину или мужчину. Сформированность этих представлений необходима для нормальной и эффективной социализации личности.
Гендерная социализация включает в себя три аспекта:
когнитивный - ребенок рано начинает относить себя к определенному полу, приобретает представления о содержании типичного ролевого поведения [13; 24];
эмоциональный - полоролевые предпочтения, интересы, ценностные ориентации, реакции на оценку, проявление эмоций, связанных с формированием черт маскулинности и феминности [16];
поведенческий - усвоение типичной для пола модели поведения [17; 24].
Анализ научной литературы по гендерному воспитанию показывает, что проблема содержания работы с детьми дошкольного возраста с учетом их гендерных особенностей разработана недостаточно. По мнению исследователей Т.А. Репиной [25], Л.Э. Семеновой [27], И.С. Кона [17] и других это приводит к отсутствию у детей специфических черт характерных для пола: мальчики порой лишены эмоциональной устойчивости, выносливости, решительности, девочки − нежности, скромности, терпимости, стремления к мирному разрешению конфликтов.
Н.К. Радина и Е.Ю. Терешенкова обращают внимание на то, что содержание гендерной социализации может быть рассмотрено с помощью биполярного конструкта, на одном полюсе которого находится «традиционная (патриархатная) социализация», а на другом - «современная (альтернативная) социализация». Традиционная социализация предполагает жесткую гендерную дифференциацию мужского и женского, иерархично выстроенные статусы мужчин и женщин. Эта модель социализации имеет древнюю историю, что отчасти и позволяет ей быть достаточно распространенной и в наше время. Современная социализация, напротив, предполагает отсутствие гендерной дифференциации и поляризации. Полярные варианты социализации встречаются редко, однако в целом в обществе существует стремление к традиционной социализации [23].
Г.М. Андреева подчеркивает, что гендерная социализация является двусторонним процессом. С одной стороны, происходит усвоение социального опыта (т.е. имеет место воздействие среды на индивида), с другой - социализация включает в себя активное воспроизводство социального опыта (т.е. человек воздействует на среду) [].
В рамках гендерной социализации начиная с момента рождения ребенок усваивает, что значит быть мальчиком и девочкой, мужчиной и женщиной, т.е. происходит усвоение социально принятых моделей поведения, которые в данном обществе рассматриваются как мужские и женские. Таким образом, общество оказывает воздействие на человека, предлагая ему для воспроизведения жесткие полотипичные модели поведения. Усвоив эти модели поведения, человек воспроизводит их на практике. Изучение процесса гендерной социализации в дошкольном возрасте, где находятся его истоки, и условия, которые оказывают влияние на этот процесс, представляет особый интерес [15].
Формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребенку и от воспитания ребенка в дошкольном образовательном учреждении. По многим параметрам социального и эмоционального развития ребенка решающую роль играют и сверстники, которые фиксируют нарушение неписанного гендерного кода и жестоко наказывают его нарушителей. Дети не приемлют в своем обществе поведенческих деприваций и нарушений в полоролевой идентификации. Причем женственных мальчиков отвергают мальчики, но охотно принимают девочки, и наоборот − маскулинных девочек отталкивают девочки, но принимают мальчики.
Несоответствие гендерным стереотипам создает психологические трудности для всех детей, однако у мальчиков такие проблемы встречаются гораздо чаще:
для мальчиков на всех этапах формирования гендерной устойчивости требуются дополнительные усилия, без которых развитие автоматически идет по женскому типу;
мужские качества традиционно ценятся выше женских и давление на мальчиков в направлении дефеминизации значительно сильнее, чем на девочек в сторону демаскулинизации (женственный мальчик вызывает неодобрение, насмешки, маскулинная девочка воспринимается спокойно и даже положительно);
в раннем детстве мальчики и девочки находятся под влиянием матерей и вообще женщин, поэтому с возрастом мальчиков необходимо переориентировать на мужские образцы поведения, так как нетипичное гендерное поведение в детстве имеет для мужчин, независимо от их сексуальной ориентации, множество отрицательных последствий [8].
Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе: деконструкция традиционных культурных ограничений развития потенциала личности в зависимости от пола, осмысление и создание условий для максимальной самореализации и раскрытия способностей девочек и мальчиков в процессе педагогического взаимодействия. Реализация такого подхода в современном дошкольном образовательном учреждении нацеливает ученых и практиков на поиски современных эффективных механизмов (методик, технологий), обеспечивающих помощь мальчикам и девочкам в осознании своей человеческой уникальности, неповторимости, становлении своего женского (мужского) достоинства, развитии способности стать активным субъектом гендерных взаимоотношений своей семье, личной жизни и т.д. [31].
Таким образом, проблема гендерного воспитания, включающая в себя вопросы формирования психического пола ребенка, психических половых различий и гендерной дифференциации является одной из важнейших и актуальных проблем дошкольной педагогики. Без ее решения невозможно разрабатывать методы дифференцированного подхода к воспитанию детей разного пола для формирования у них основ таких качеств, как мужественность и женственность, необходимых им и для успешного выполнения в будущем своих функций в семье и в обществе.
.2 Формирование представлений о гендорной принадлежности у детей младшего дошкольного возраста
Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность, более разнообразными и координированными становятся движения. С 3-4 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками.
К трехлетнему возрасту дети осознают свою гендерную принадлежность, а на четвертом году жизни у них начинает формироваться гендерная устойчивость (понимание неизменности гендерной принадлежности). Из этого следует, что это тот период, в процессе которого взрослые должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом. Поскольку детям свойственно идентифицировать себя с взрослыми своего пола (девочки стремятся быть похожими на значимых для них женщин, а мальчики, соответственно, на мужчин), то само собой разумеющимся фактом является то, что в воспитании должны одинаково принимать участие как женщины, так и мужчины. Однако реальная ситуация в социуме свидетельствует об обратном. В самый ответственный период формирования гендерной устойчивости как девочки, так и мальчики в большинстве случаев подвергаются преимущественно женскому (мамы, бабушки) влиянию. Кроме того, в течение длительного времени пребывания в ДОУ дети также подвергаются исключительно женскому влиянию [9].
При воспитании детей младшего дошкольного возраста следует учитывать тот факт, что между девочками и мальчиками существует множество гендерных различий. Наличие таких различий было выявлено и обосновано в эмпирических исследованиях В.В. Абраменковой [1], В.Е. Кагана [14], А.В. Либина [20], И.И. Лунина [21] и других. В ходе продолжительного изучения детей дошкольного возраста ими были выделены следующие группы гендерных различий:
1. Физиологическое различия, которые заключаются в том, что мальчики проявляют больший интерес к движениям, стремление к лучшему результату, большую подражаемость взрослым. Они быстрее преодолевают страх, показывают большую ловкость и смелость, стремятся к усложнению материала, любят упражнения, требующие мышечных усилий. Их привлекают быстрые резкие движения и элементы соревнования. Девочки же овладевают двигательными навыками медленнее, но при этом их движения отличаются большей ритмичностью, чистотой и выразительностью.
. Различия в развитии интеллектуальной сферы:
девочки лучше, чем мальчики, запоминают материал, предъявляемый как зрительно, так и на слух (слова, предложения, рассказы). У них наблюдается превосходство в богатстве словесных ассоциаций;
у мальчиков внимание более неустойчивое, у них более продолжительный период включаемости. У девочек более высокие показатели по избирательной устойчивости, объему и произвольности внимания. Кроме того, для девочек важна эмоциональная окрашенность информации, влияющая на усиление внимания;
в интеллектуальной сфере у мальчиков отмечают большую выраженность зрительно-пространственных способностей, а у девочек - вербальных (речевых) [7];
девочки опережают мальчиков в темпах увеличения словаря, речевой активности и ясности речи, они начинают использовать предложения раньше мальчиков, в речи же мальчиков преобладают слова, передающие действия (глаголы, междометия) [11];
продуктивная интеллектуальная деятельность мальчиков обеспечивается преимущественно посредством затрат энергетического резерва, применением «условно силового» способа решения интеллектуальных задач, девочки же выполняют аналогичные задания на базе принципиально иных механизмов, так называемой самоорганизации, которые заключаются в своеобразной подстройке процессов регуляции к специфическим особенностям предлагаемых заданий [21].
. Различия в общении. Мальчики более активны в разговорах со сверстниками своего пола (3-5 лет), при этом их общение часто имеет конкурентный характер. Девочки более активны в общении с матерью. На такое формирование речи детей, по мнению А.Л. Сиротюк, влияет отношение взрослых, которые, обращаясь к мальчикам, чаще всего используют прямые указания, а в разговоре с девочками употребляются чувственные слова [28].
. Различия в развитии эмоциональной сферы:
у мальчиков и девочек выраженность эмоциональных реакций различна по времени: мальчики на эмоциональный фактор реагируют кратковременно, но ярко и избирательно, а затем их мозг перестает реагировать на воздействия, и они переключаются на продуктивную деятельность, а девочки, напротив, дают мощную эмоциональную реакцию, которая усиливается при повторном воздействии;
одним из наиболее значимых гендерных различий является большая агрессивность мальчиков по сравнению с девочками (факт преобладания агрессивности у мальчиков объясняется не только врожденными особенностями, а разными для мальчиков и девочек социально одобряемыми моделями поведения: в то время как агрессивные реакции у девочек считаются несоответствующими их полу, осуждаются и запрещаются, к агрессивным реакциям мальчиков взрослые относятся более снисходительно, рассматривая в них проявление силы, активности, умения постоять за себя) [11];
у девочек, ярче, чем у мальчиков, выражена склонность к страху (количество страхов больше) [12];
зависимость, застенчивость, боязливость и тревожность в большей степени присущи девочкам, однако, наряду с этим, мальчики в большей степени, чем девочки, склонны переживать разлуку с близкими людьми, у них чаще наблюдается эмоциональный стресс от ощущения брошенности [4].
. Различия в интересах и предпочтениях, что особенно ярко проявляется в игровой деятельности детей. Как показывают работы зарубежных и отечественных исследователей (С. Броди, В. Хартуп и др.), в дошкольном возрасте наиболее значимы различия в сюжетно-ролевых играх: в тематике, содержании игр, предпочитаемых игровых сюжетах, ролях, игрушках. Мальчики наибольший интерес проявляют к играм героической, военно-приключенческой тематики, а также к строительным и конструктивным играм. Девочек же привлекают игры семейно-бытовой тематики («Дом», «Дочки-матери»). Т.А. Репина отмечает, что различия в игровой деятельности проявляются и в предпочтении сверстников своего пола в качестве партнеров по игре, а Т.В. Антонова выявила, что в играх девочки в большей степени ориентируются на партнеров по игре, а мальчики - на сам ход игры [3; 26].
О.В. Дыбина отмечает различия в ориентации мальчиков и девочек в предметном мире, проявляющих интерес к разным сторонам окружающей действительности. Мальчиков привлекает мир техники, вещей, предметов, а девочек - взаимоотношения людей, предметы быта [10].
В этом возрасте дети отчетливо различают и признают свои гендерные особенности: я - мальчик, я - девочка. Гендерное самосознание ребенка дошкольного возраста включает:
- внешность;
имя;
«образ Я» (во времени - в настоящем и в будущем);
установки (социума, собственные);
роли (социума, собственные) [30].
Содержание гендерного сознания детей четвертого года жизни еще весьма ограничено, но является уже достаточным для того, чтобы включать в процесс воспитания детей технологии с учетом их гендерных особенностей, поскольку они внутренне мотивированы на приобретение ценностей, интересов и моделей поведения, соответствующих их полу. Поэтому при совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями: т.е. мальчики должны принимать на себя мужские, а девочки - женские роли.
Выводы по главе:
. Гендерное воспитание - это организация педагогического...
Похожие материалы:
Курсовая работа: Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников в процессе сюжетно-ролевых игрРеферат: Использование метода проектов в процессе формирования межличностных отношений младших школьников
Курсовая работа: Роль сюжетно-ролевой игры в развитии дошкольников
Курсовая работа: Использование фольклора для формирования эмоционального опыта у дошкольников с легкой степенью интеллектуальной недостаточности
Курсовая работа: Использование рисуночных тестов как средство преодоления страхов у дошкольников с нарушением зрения