Реферат: Исследование адаптивности призывников из городской и сельской местности

Социально-политические и экономические преобразования в обществе, реформирование Вооруженных Сил во многом определяют жизнь и деятельность современной армии. Эти изменения влекут за собой не только военно-политические, военно-технические и организационные проблемы. Они оказывают существенное влияние на моральное состояние военнослужащих, отражаются на их психическом здоровье, влияют на процесс их вхождения в строй и эффективность служебной деятельности.

Дата добавления на сайт: 18 августа 2024


Скачать работу 'Исследование адаптивности призывников из городской и сельской местности':


Исследование адаптивности призывников из городской и сельской местности
Введение
Социально-политические и экономические преобразования в обществе, реформирование Вооруженных Сил во многом определяют жизнь и деятельность современной армии. Эти изменения влекут за собой не только военно-политические, военно-технические и организационные проблемы. Они оказывают существенное влияние на моральное состояние военнослужащих, отражаются на их психическом здоровье, влияют на процесс их вхождения в строй и эффективность служебной деятельности.
Особую значимость и актуальность проблемы психологической адаптации имеет применительно к деятельности военнослужащего в период освоения им первичной должности, ввода в строй. Это обусловлено рядом обстоятельств.
Во-первых, глубина и темпы адаптации человека имеют вполне реальное воплощение в виде результатов учебно-боевой деятельности. Хорошо и в кратчайшие сроки адаптированный молодой человек быстрее « становится в строй «, успешно решает поставленные задачи.
Во-вторых, период вхождения юноши в новую социальную среду, освоения военной профессии связан с завершением этапа социализации личности. Прибывают в войска молодые люди в возрасте от 18 до 20 лет. Именно этот возраст связан с устойчивым жизнеопределением, глубоким осознанием целей и путей их достижения. Вместе с тем этот возраст достаточно противоречивый, что объективно обусловлено резким социальным перемещением человека из одного слоя, группы в другой. Формирование качеств личности военнослужащего как гражданина, военного профессионала происходит на этом социальном фоне в ходе адаптации его к новой среде.
В-третьих, исследования, проводимые в войсках убедительно доказывают наличие прямой связи между затруднениями в ходе адаптации человека к воинской службе и отклонения от служебных и моральных норм в их служебной деятельности, уклонения от службы, межличностные конфликты, суицидальные явления, другие формы отклоняющегося поведения - все это следствия дезадаптации.
Проблема психологического обеспечения адаптации военнослужащих к армейской среде и условиям службы достаточно остро заявляет о себе на этапе реформирования, а по сути создания принципиально новых Вооруженных Сил Российского государства. Задача развития личности вооруженного защитника Отечества на фоне довольно сложных социально-экономических преобразований и реформирования общества в целом в первую очередь предполагает создание условий для успешной адаптации военнослужащих, проходящих службу по призыву непосредственно к армейской среде.
Эта проблема особенно актуальна при отсутствии достаточно разработанной концепции воспитательной работы в армии, основанной на новой военной доктрине Российского государства. Можно отметить, что сама среда и условия воинской деятельности службы предъявляют достаточно жесткие требования к личности молодого человека, призванного на военную службу, причем не только самой спецификой службы, но и непростой ситуацией, складывающейся в настоящее время в армии в силу экономической и социальной нестабильности государства на переходном этапе развития общества.
Проблема адаптации человека к условиям жизненной среды уже длительное время является одним из направлений теоретических и прикладных исследований многих наук, в том числе и различных отраслей психологии. Особый интерес военной психологии к данной проблеме вытекает из специфики и высокой социальной значимости деятельности людей по защите государственных интересов и безопасности страны, исходя из того, что успех этой деятельности в большинстве своем зависит от морально-психологического состояния и психологической готовности военнослужащих к эффективной реализации ее целей и задач. Личность воина необходимо рассматривать как систему в единстве биологического, психологического и социального. С точки зрения практической деятельности наибольший интерес представляет период первичной адаптации к условиям воинской службы. С призывом на военную службу у молодого человека происходит изменение поведенческих стереотипов. Он встречается с незнакомыми людьми, установившимися обычаями и традициями в воинских коллективах. Меняется режим дня и система питания, увеличиваются физические нагрузки, что обуславливает перестройку как энергетических, обменных процессов, так и перестройку закрепившихся динамических стереотипов, привычек поведения. Одни военнослужащие справляются с подобными ситуациями вполне самостоятельно, другим необходима помощь со стороны командира. При этом очень важно учитывать, что состояние здоровья призываемых для прохождения действительной военной службы, молодых людей, на фоне увеличивающихся нагрузок на личный состав, порой не позволяет без ущерба для психики преодолевать тяготы воинской службы. Старая истина о том, что солдатами не рождаются, лежит в основе содержания той работы, которая должна проводится в рамках реализации задачи по психологическому обеспечению адаптации военнослужащих к условиям военной службы.
Цель нашего исследования - изучение адаптивности призывников из городской и сельской местности, выявление разницы адаптивных способностей.
Объект исследования - адаптация военнослужащих срочной службы.
Предмет исследования - адаптивность призывников из городской и сельской местности.
Гипотеза - уровень адаптивности призывников из сельской местности выше, чем у призывников из городской местности.
Задачи исследования:
1.провести теоретический анализ социально-психологической адаптации в новых условиях и, в частности, в условиях военной службы;
2.провести эмпирическое исследование адаптивности военнослужащих срочной службы из городской и сельской местности;
.выработать практические рекомендации командирам подразделений по проведению психологической групповой и индивидуальной работы с личным составом.
В ходе исследования были использованы следующие методы: беседа, анкетирование с помощью анкеты «Экстрема» и автобиографической анкеты, а также тестирование с использованием психодиагностических методик: Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность (МЛО - АМ)» А.Г. Маклакова, С.В. Чермянина; Методика оценки адаптационных способностей «МОАС» Соловьева И.В. и методы математической статистики (U-критерий Манна-Уитни).
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы военными психологами с целью организации пихотерапевтических, психокорекционных и психореабилитационных мероприятий с целью успешного прохождения процесса адаптации призывников в условиях воинской службы, а также командирам подразделений в их работе по распределению прибывших военнослужащих по должностям и подразделениям, для допуска военнослужащих к несению боевого дежурства и караульной службы с выдачей им боевого оружия.
1. Теоретический анализ проблемы процесса адаптации военнослужащих
.1 Понятия адаптации, ее виды
Изучение психологической, педагогической и философской литературы показывает, что понятие «адаптация» вышло из биологии, где она рассматривается как механизм биологического приспособления различных видов животного и растительного мира к различным условиям среды обитания. Такое происхождение данного понятия влияло на биологическое объяснение его сущности и содержания в науках о человеке.
Пристальное внимание к проблеме человека и его деятельности в условиях научно-технического прогресса, с необходимостью вызвало потребность углубленного и всестороннего изучения проблемы адаптации, ее разработки различными науками.
Эта проблема затрагивает широкий спектр биологических, социальных, психологических, экономических, экологических и других вопросов, которые касаются не только материальной, но и духовной деятельности человека.
Актуальность проблемы адаптации обусловила активный и плодотворный поиск понимания ее сущности, содержания, особенностей и путей эффективного влияния на нее в интересах производственной практики всего человечества.
В адаптивном поведении человека, отмечает профессор М.И. Дьяченко, могут участвовать физиологические, эндокринные и другие реакции организма, психические процессы, опыт, состояния и свойства личности.
Под адаптацией понимают целостную систему реакций организма, обеспечивающих поддержание его динамического равновесия в конкретных условиях внешней и внутренней среды и устойчивостью к воздействию неблагоприятных факторов среды.
Адаптация - это процесс и результат приспособления организма к условиям окружающей среды.
Термин адаптация (лат. аdapto - приспособляю) впервые был предложен биологами и первоначально означал - биологическое приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды. Биологический смысл адаптации заключается в том, что сам организм перестраивает свою деятельность таким образом, чтобы наиболее эффективно функционировать в новых условиях, т. е. процесс адаптации направлен на поддержание гомеостаза - биологического равновесия между организмом и средой. Регуляторный механизм адаптации повышает устойчивость организма к перепадам температуры, давления, недостатку кислорода, освещенности и другим неблагоприятным факторам окружающей среды. Отсюда значительный интерес к явлению адаптации не только у биологов, но и у представителей многих других наук, имеющих прикладной характер (в том числе физиологии, психофизиологии, социологии и т.д.).
С развитием знаний в области психологии, появлением таких направлений как социальная психология, психология труда, инженерная психология термин «адаптация» прочно занял свое место среди психологических наук. Вопросы повышения эффективности, производительности труда; способности выполнять деятельность в экстремальных условиях; необходимость сохранения физического и психологического здоровья человека при воздействии на него неблагоприятных факторов среды (как физической, так и социальной) - все это напрямую связанно с проблемой адаптации.
В зависимости от ситуации, условий и тех функциональных уровней человека, которые задействованы в процессе приспособления, выделяют различные виды адаптации.
Сенсорная адаптация - приспособительное изменение чувствительности к интенсивности действующего на органы чувств раздражителя.
Социальная адаптация - постоянный процесс (и результат этого процесса) активного приспособления индивида к условиям социальной среды. Социальная среда активизирует или тормозит биологически обусловленное развитие человека, формирует его сознание, определяет субъективное отношение к действительности, его социально- психологические устремления.
Психологическая адаптация - это процесс приспособления всех психических функций человека (воли, восприятия, мышления, воображения, эмоций, памяти и др.) к психологическому климату нового коллектива с целью получения максимального удовлетворения, снижения эмоционального напряжения и т.д.
Биологическая/физическая адаптация - биологическое приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды. Биологические механизмы обеспечивают поддержание постоянства внутренней среды организма и противодействуют нарушающим их влияниям. Они определяют уровень психической активности в течение суток, общие для воздействующего фактора биохимические, эндокринные изменения и отражают неспецифическую форму реагирования, направленную на скорейшую компенсацию изменения сознания.
Производственная адаптация - процесс полного и успешного овладения новой профессией, привыкание к содержанию и характеру труда, требованиям организационной структуры, принятие свода своих прав и обязанностей на новом рабочем месте.
Материалы исследования позволяют считать, что адаптация молодого солдата к условиям военной службы - это сложный, динамический, многоуровневый и многосторонний процесс перестройки его мотивационно-ценностной сферы, комплекса имеющихся навыков, умений и привычек, расширения и углубления ориентационной основы деятельности в соответствии с новыми задачами, целями, перспективами и условиями их реализации. Адаптация может иметь активную или пассивную форму, что зависит от индивидуально-психических особенностей личности (направленность, темперамент, характер, способности) и условий деятельности.
Исходя из содержания деятельности молодых солдат, можно выделить такие виды адаптации как: биологическая, физиологическая, психофизиологическая, психологическая, социально-психологическая, социальная, биосоциальная и другие.
Исходя из видов деятельности молодых солдат, в качестве основных видов их адаптации можно выделить адаптацию к служебной деятельности (служебно-функциональную), адаптацию к общественной деятельности в коллективе (общественную), адаптацию к условиям быта в армии (бытовую)
Служебно-функциональная адаптация (профессионально-боевая) -овладение воинами боевой специальностью, усвоение функциональных обязанностей по занимаемой должности, приобретение умений и навыков служебной деятельности;
Общественная адаптация - процесс включения молодых воинов в общественную жизнь воинского коллектива, выработки у них новых ценностных ориентацией, установок по отношению к общественной деятельности;
Бытовая адаптация - привыкание к режиму, распорядку дня, выработка привычек к исполнению требований воинской дисциплины, формирование навыков и привычек самообслуживания.
Особая роль в формировании адаптивных способностей принадлежит индивидуально-типологическим особенностям личности. В основе индивидуально-типологических особенностей личности лежит одна или несколько «ведущих тенденций», которые пронизывают все уровни личности: и биологически предопределенные, и его характерологическую структуру, и морально-нравственные устои, сферу интересов, социальную активность, склонность к определенным видам профессиональным видам деятельности.
Таким образом, эффективность адаптации человека в значительной степени зависит, как от генетически обусловленных свойств нервной системы, так и от условий воспитания, от того насколько адекватно индивид воспринимает себя и свои социальные связи, а также соизмеряет свои потребности с имеющимися возможностями и осознает мотивы своего поведения.
Анализ сущности и содержания процесса адаптации военнослужащих к условиям службы по призыву позволяет сделать вывод о наличии в структуре личности способностей, являющихся условием ее успешной переадаптации к измененной среде существования и основной детерминантой конструктивного пути развития этого процесса. В широком смысле слова понятие "способности" трактуется как индивидуальные психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной деятельности. Понятие "адаптационные способности" находит отражение в достаточном числе исследований психологов, изучавших различные аспекты адаптации к профессиональной, учебной и другим видам деятельности. В общефилософском смысле адаптационные способности человека описываются итальянским ученым А. Печчеи. Г. И. Пустовалова, исследуя факторы, составляющие адаптационную способность личности, определяет ее как способность приспосабливаться к различным требованиям среды без конфликтов с ней и без внутреннего дискомфорта. В ряде других исследований, например, Н. А. Аминова, М. В. Молоканова, С. Д. Бирюкова, И. И. Натальиной изучались проблемы детерминации успешности адаптации человека типом высшей нервной деятельности, особенностями темперамента и сформированными на их основе индивидуальными свойствами личности. В частности, делается вывод (Н. А. Аминов и С. Д. Бирюков) о зависимости более успешной адаптации человека от лабильности и силы - слабости высшей нервной деятельности и соответствующих им особенностей темперамента.
В общей и военной психологической литературе предпринят ряд попыток вычленения показателей для определения степени адаптированности человека к новым условиям деятельности и поведения. Так М.И Дьяченко и Л.А. Кандыбович выделяют такие показатели как:
уровень знания личностью условий предстоящей деятельности;
уровень развития общественных мотивов, индивидуальных и коллективных установок;
показатели боевой подготовки;
способность управлять своим поведением;
степень активности в новой социальной среде.
Егоров Л.Г.:
степень овладения социальными качествами личности воина, уровень морально-психологической и боевой подготовки;
степень овладения новыми видами деятельности, определенной военной специальностью, социальная активность и ответственность, готовность к выполнению воинского долга.
Кебеле С.:
самооценка отношения к службе;
уровень удовлетворенности новым режимом службы, характером взаимоотношений с коллективом и командирами;
оценка собственной социальной позиции и подготовки к выполнению новой социальной роли.
Костюк А.:
физическое самочувствие и частота обращения за медицинской помощью;
спокойное и ровное настроение;
нормальное развитие костно-мышечной системы;
прибавление в весе;
успехи в физической и боевой подготовке;
высокая общественная активность, воинская дисциплина, успеваемость.
Осипенков Е.Ф.:
общественная активность, воинская дисциплина, успеваемость
Феденко Н.Ф.:
интерес к службе и положительное отношение к ней;
исполнительность, широта социальных контактов;
испытываемые психические состояния;
социальная активность, в том числе общественная дисциплинированность, приобретение черт сложившегося облика воина и др.
Широкий диапазон показателей, содержащихся в психологической литературе свидетельствует, с одной стороны о плодотворности предпринимаемых поисков, а с другой - о недостаточной их системности, так как в основном разрабатываются отдельные аспекты проблемы адаптации. По нашему мнению, все показатели адаптации взаимосвязаны, так как отражают содержание и динамику единого процесса перестройки поведения и деятельности юноши в соответствии с новыми условиями его жизнедеятельности.
Таким образом, проблема адаптации человека относится к числу наиболее актуальных, так как все еще недостаточно исследованы проблемы находящиеся на стыке общественных и естественных наук.
1.2 Сущность и содержание процесса адаптации военнослужащих к армейской среде и условиям службы по призыву
Понятие "устойчивая адаптация" можно считать синонимом "нормы", "здоровья".
При изменении привычных условий жизни появляются факторы, которые определенным образом вносят дезорганизацию в психическую деятельность, регулирующую поведение человека. Возникает необходимость в новых психических реакциях на новые раздражители, предъявляемые изменившимися условиями для наиболее оптимального взаимодействия личности с данной средой и эффективной деятельности в соответствии с произошедшими внешними изменениями. Относительная дезорганизация психических функций в данном случае есть сигнал для включения механизма регуляции и компенсации, конечным результатом действия которого является организация нового...

Похожие материалы:

Контрольная работа: Ценностно-смысловая сфера подростков малого города и сельской местности