Курсовая работа: Исследование эмпатии студентов факультета педагогики и психологии и факультета иностранных языков

Актуальность темы. Приоритетные задачи современного образования, важнейшие для развития как общества в целом, так и конкретной личности - воспитание творческого и эмоционально-ценностного отношения к миру - предъявляют особые требования к личностным и профессиональным качествам учителя.

Дата добавления на сайт: 19 августа 2024


Скачать работу 'Исследование эмпатии студентов факультета педагогики и психологии и факультета иностранных языков':


Исследование эмпатии студентов факультета педагогики и психологии и факультета иностранных языков
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы эмпатии студентов факультета педагогики и психологии и факультета иностранных языков
.1 Состояние научной разработанности исследования проблемы эмпатии в психолого-педагогической литературе
.2 Психологические характеристики эмпатии
.3 Изучение эмпатии студентов
Выводы
Глава 2. Эмпирическое исследование эмпатии студентов факультета педагогики и психологии и факультета иностранных языков
.1 Организация и проведение эмпирического исследования
.2 Результаты эмпирического исследования
Выводы
Заключение
Список литературы
Приложения
эмпатия студент эмпирический исследование
Введение
Актуальность темы. Приоритетные задачи современного образования, важнейшие для развития как общества в целом, так и конкретной личности - воспитание творческого и эмоционально-ценностного отношения к миру - предъявляют особые требования к личностным и профессиональным качествам учителя.
В современной педагогике и педагогической психологии осознаётся необходимость развития одновременно с интеллектуальной сферой нравственной, эмоциональной сферы ученика. Сегодня принципиальными являются положения о том, что школьное образование наряду с познавательной функцией должно реализовывать психологическую функцию - создание условий для формирования внутреннего субъективного мира личности с учётом уникальности, ценности и психологических возможностей каждого ребёнка [20,с.23].
Психологическая готовность личности к педагогической деятельности должна характеризоваться высоким уровнем когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов эмпатии, благодаря чему отношение строится на взаимопонимании и содействии. Развитие эмпатии у будущих учителей обеспечивает их психологическим инструментарием в понимании себя и обучаемых в процессе педагогического взаимодействия. Эмпатия является стержнем, вокруг которого должна строиться профессиональная подготовка будущих педагогов.
Важно, чтобы педагог не просто сочувствовал, сопереживал и содействовал ребёнку, а способом своего переживания, сочувствия и соучастия воспитывал и развивал их. Педагог своей активной высшей нравственной формой эмпатии должен поощрять и тем самым закреплять формирование у учащихся альтруистических переживании, чувств и действии.
В современной педагогике преобладает направленность на личностно-ориентированное обучение, опирающееся в своей основе на принципы гуманистической психологии. Учителя обладают большими возможностями влиять на формирование личности воспитанника, но реализация этих возможностей более всего определяется личностью самого педагога. В качестве активного связующего звена педагога с детьми, профессионально значимым качеством выступает эмпатия учителя. На уровне личностных характеристик эмпатия предполагает наличие гуманистической направленности психолога, ценностных ориентации, связанных с педагогической деятельностью, наличие специальных умений увидеть проблему, прислушиваться к своим чувственным восприятиям, учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, делая процесс обучения развивающим. Эмпатия способствует видению учителем подлинных причин, вызывающих то или иное поведение учащихся, и создает особый эмоциональный фон, позволяющий более полно самореализовываться как ученику, так и самому педагогу. Качеством личности педагога эмпатия становится лишь тогда, когда все составляющие её компоненты образуют целостную систему.
В отечественной психологии проблема эмпатии изучается с середины 70-х годов. Изучен и раскрыт целый ряд важных феноменов эмпатии. Проблемой эмпатии занимались многие отечественные исследователи: В.В. Бойко, Т.П. Гаврилова, Т.И. Пашукова, А.П. Сопиков, Л.П. Стрелкова, В.А. Ташлыков, А.Э. Штейнмец, И.М. Юсупов [5,16,41,48,23]. Вместе с тем проблемы, связанные с определением особенностей эмпатии у студентов в педагогическом вузе, являются недостаточно раскрытыми и нуждаются в дальнейшем изучении.
Стремление найти пути разрешения этой проблемы и определило проблему нашего исследования. В теоретическом отношении - это проблема обоснования психолого-педагогических особенностей эмпатии как ведущего профессионально значимого качества будущего педагога, обеспечивающего становление субъект - субъектных отношений в педагогическом процессе.
Объект исследования: студенты факультета психологии и педагогики и факультета иностранных языков Елабужского государственного педагогического университета.
Предмет исследования: эмпатия студентов факультета психологии и педагогики и факультета иностранных языков Елабужского государственного педагогического университета.
Цель исследования: изучить эмпатию у студентов факультета психологии и педагогики и факультета иностранных языков.
Задачи исследования:
1.Проанализировать состояние научной разработанности исследования проблемы эмпатии в психолого-педагогической литературе;
2.Дать психологическую характеристику эмпатии;
.Изучить эмпатию у студентов факультета психологии и педагогики и факультета иностранных языков;
.Проведение эмпирического исследования;
.Анализ результатов эмпирического исследования.
Гипотеза исследования.
1)Существует различия в эмпатии у студентов первого и пятого курса факультета педагогики и психологии и факультета иностранных языков;
2)Существует связь между эмпатией и направленностью личности.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы нами были использованы следующие методы: методика изучения эмпатии И.М. Юсупова; методика определения направленности личности Б. Басса, методы обработки данных (корреляционный анализ, методы определения уровня достоверности и значимости полученных результатов (t-критерий Стьюдента, критерий Пирсона).
Научная новизна исследования. Научная обработка, интерпретация, анализ исследования определена тем, что проведено эмпирическое исследование эмпатии у студентов факультета психологии и педагогики и факультета иностранных языков Елабужского государственного педагогического университета.
Теоретическая значимость. Результаты исследования подтверждают научные представления об эмпатии, как о важном профессиональном качестве в педагогической и психологической деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут применяться педагогами, психологами, в области повышения профессиональной компетентности в педагогической деятельности и консультационной работе психологов .
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические основы эмпатии студентов факультета педагогики и психологии и факультета иностранных языков
.1 Состояние научной разработки исследования проблемы эмпатии в психолого-педагогической литературе
Понятие "эмпатия" получило распространение в психологической литературе в начале 50-х годов XX века.
Эмпатия (от греческого Empatheia- сопереживание) - постижение эмоционального состояния, проникновение - вчувствование в переживания другого человека [34, с.234].
В "Современном словаре по психологии" дано следующее ее определение: "эмпатия - вчувствование, познание субъектом имманентного мира другого индивида, а также чувственно-эмоциональная отзывчивость субъекта на негативные и положительные переживания - чувства - эмоции другого субъекта как феномены рефлексивно - ментально - чувственно -эмотивно - мотивационной реакции в индивидуально - психологических матрицах - формах сочувствия, солидарности, сорадости, сопереживания, сообщности; сами переживания могут быть не только соотнесены к реальному конкретному субъекту, но и к переживаниям - эмоциям - чувствам - замыслам - идеям персонажей из литературных произведений, кинематографа, сценического искусства, и выступать т.о. в форме эстетико-индивидуальной эмпатии. Базальной модальностью процессов эмпатии является идентификация - аналогизация - конгруэтизация - корреляция одного субъекта с другим субъектом, открытость к чувствам другого индивида, его альтруистически - респектабельное отношение к другим людям, которое может быть связано - констеллировано с мотивами оказания помощи, спонсорства индивида" [37,с.67].
Понятие "эмпатия" имеет определённую предысторию изучения в философии. Интерес к этому понятию формируется в учениях о явлении симпатии и вчувствования конца 19 - начала 20 века, авторами которых выступают Липпс, Рибо, Смит, Спенсер, Шопенгауэр, Шелер, Штерн [45, с. 201].
Как отмечает Т.П. Гаврилова [17, с. 17], первым, кто ввёл в психологию термин "эмпатия", является Э. Титченер. он перевёл словом "эмпатия" (empathy - англ.) заимствованное у немецкого психолога Т. Липпса слово "вчувствование" (einfuhlung). Согласно учению Э. Титченера, вчувствование, или эмпатия, входя в структуру интроспекции, позволяет более объективно описывать ощущения, образы и чувства в процессе восприятия внешних объектов [20, с. 34]. Вчувствование для Т. Липпса - это вид познания сущности предмета или объекта. "Объект возникает для меня через апперцептивную деятельность. Когда деятельность вчувствуется, то, кажется, что объект возникает сам собой, он сам себя вызывает благодаря такой деятельности" [20, с. 34]. Познание объекта приводит, как считает Т. Липпс, к самопознанию. Только благодаря этому возможен альтруизм, ибо сочувствие к другим строится на наполнении его переживаниями из личного опыта.
Изучение этого вопроса уходит своими корнями в более ранние философские труды А. Бэна и Г. Спенсера, в которых эмпатии соответствует её смысловой эквивалент "симпатия" [22, с. 45]. Симпатия была представлена в разновидностях эмоционального заражения (низшая форма) и сочувствия с включением в смысл таких аспектов отношений между людьми, как соучастие, отзывчивость, понимание.
К высшим формам симпатии были отнесены сочувствие и сопереживание. Сопереживание рассматривалось как рациональное эгоистическое переживание, т.е. при собственных независимых чувствах субъект лишь соприкасается с переживаниями другого. Сочувствие же предполагает идентификацию чувств субъекта с переживаниями другого в форме альтруистического акта.
Т. Рибо полагал, что симпатия - это одна из первых эмоций, присущая как животным, так и человеку. В. Штерн, соглашаясь с этим, добавлял, что на ее основе развиваются социальные чувства: сначала - чувства к другим, а потом - чувства с другими (сострадание и сорадость). Шелер также полагал, что симпатия развивается постепенно: от подражания к сочувствию - и помогает человеку эмоционально реализоваться. Вопросом происхождения симпатии и механизмом ее действия занимался В. Мак-Дауголл, считая, что она произошла от стадного инстинкта и изначально представляла собой заражение, постепенно восходя к сопереживанию и сочувствию [49, с. 89].
Первоначально смысл термина "эмпатия" сводился только к процессу вчувствования, эмоциональному отклику. Далее развитие представлений об эмпатии идет от понимания ее как реагирования чувствами на чувства, состояние - к аффективно - когнитивному процессу.
Как свидетельствует ряд теоретических обзоров исследований эмпатии, проведённый Т.П. Гавриловой, Ю.Б. Гиппенрейтер, Т.Д. Корякиной, Н.С; Курек, Д.А. Хоустон [16, 17, 46], с появлением сциентистской традиции в психологии насчитываются три этапа исследования эмпатии, раскрывающих попытки психологов интерпретировать природу эмпатии как психического явления. В течение первого этапа эмпатия рассматривалась как эмоциональный феномен, для ее описания использовались термины, относящиеся к аффективным процессам. В теоретических исследованиях эмпатия понималась как эмоциональная реакция на сигналы, передающие эмоциональный опыт другого. В эмпатических исследованиях делался акцент на особенностях реагирования субъекта на переживания другого.
Второй этап исследования характеризуется появлением теорий, в которых эмпатия определяется как аффективно-когнитивное явление, как опосредованный эмоциональный ответ на переживания другого, сопряжённый с отражением его внутренних состоянии, мыслей, чувств и т.д.
Третий этап изучения эмпатии связан с развитием различных видов психотерапии, в которых акцент делается на поведенческой природе эмпатии.
В такого рода исследованиях эмпатия определяется как помогающее, альтруистическое поведение, возникающее в ответ на переживания другого, как содействии е ему.
И.М. Юсупов проанализировал развитие понятия эмпатии в различных направлениях психологических исследований [23, 64].
Бихевиористское понимание феномена эмпатии представлено двумя направлениями. Первое основано на идее, что любое научение происходит посредством подкрепления, которое может быть положительным или отрицательным. Поведение субъекта определяется воздействием на него социальной среды, психологическим же состояниям субъекта отводится самое незначительное место. Положительное подкрепление стимулирует субъекта к соблюдению норм, а отрицательное способствует поведению, вытесняющему негативные эмоции от возможных карательных санкций.
Второе направление связано с имитацией одобряемого поведения. Его суть в том, что научение чувствам происходит через одобрение родителями поведения ребёнка, что доставляет ему удовольствие. Постоянно одобряемое поведение закрепляется и воспроизводится ребёнком уже без поощрения родителей.
Возникла концепция замещающего переживания, данной идеей были проникнуты исследования М.Л. Хоффмана [40, с. 63], который рассматривал эмпатию как возбуждение аффекта у индивида при наблюдении за состоянием другого. Воображаемый характер взаимодействия с объектом эмпатии делится им на аффективный, когнитивный и мотивационный компоненты.
В аффективной форме доминирует вчувствование, эмоциональное проникновение и разделение переживаний человека через воспроизведение его эмоций в себе. Эта форма характеризуется сопереживанием как эмоциональным актом эгоистической ориентации и сочувствием как альтруистического переживания безотносительно к собственному благополучию.
Когнитивная форма эмпатии понимается как акт подсознательного опережающего отражения свойств познаваемого объекта при дефиците информации о нём.
Мотивационный компонент рассматривается в связи с альтруистическим поведением. Альтруистический акт - процесс бескорыстного содействия окружающим с готовностью жертвовать своими личными интересами.
В бихевиористских исследованиях феномена эмпатии можно выделить ещё один фактор: способность принять роли эпатируемого объекта. Представители необихевиоризма уделяли, в основном, внимание вопросу механизма действия эмпатии. Изучая в своих опытах отношения между наблюдателем и объектом наблюдения, они сделали вывод, что наблюдатель переживает состояние объекта через механизм замещающего побуждения, функцией которого является социальное научение. Причём эмпатия в данных опытах выступала не только как реакция на уже случившееся переживание, но и как предвосхищение этой реакции [50, с. 265].
В психоаналитической теории изучению феномена эмпатии посвящено незначительное число работ. Основоположник психоанализа З. Фрейд отмечал значение эмпатии "в социализации личности", толкование её механизмов он сводил к имитации явлений, связывая подражание с идентификацией [5, с. 123]. Идентификация выступает основным структурным компонентом социализации как бессознательная имитация поведения взрослых ребёнком, позволяющая тому осваивать нравственные нормы общества. Альтруистические чувства представлены как вынужденная форма поведения человека в противоположность биологически заданным бессознательным влечениям к агрессии и разрушению. Подобная двойственность чувств, по мнению З. Фрейда, приводит к эмоциональному противоречию. При отождествлении себя с другими эти эмоции могут вытесняться, подавляться или сверхкомпенсироваться.
А. Адлер [49, с. 101] пользуется термином "сопереживание". В основе сопереживания, по его мнению, лежит процесс идентификации, который впоследствии может перерасти в более сложное явление и остановиться в своём развитии. При положительном варианте человек развивает в себе уверенность в своих силах и доверие к другим. Отрицательный вариант ведёт к психической или социальной деградации человека. Таким образом, развитие чувства общности с раннего детства может обеспечить профилактику неблагоприятного жизненного стиля.
Представителем интеллектуалистического направления Жаном Пиаже было введено понятие "децентрация" [46, с. 76]. Децентрация противопоставляется им детскому эгоцентризму и рассматривается как потребность ребёнка во взаимодействии, требующая учёта точек зрения других людей. Научные единомышленники Ж. Пиаже установили, что с возрастом межличностная децентрация качественно изменяется: она переходит от непосредственного восприятия ситуации к её воображаемому состоянию, однако эмоциональный отклик в форме сочувствия на переживания респондента не приводит к развитию альтруистических чувств и возникновению устойчивого мотива помощи другому. Процесс децентрации не затрагивает нравственного знания.
Эмпатия большинством исследователей изучалась как аффективный процесс [43, с. 137]. Её когнитивная функция оставалась в тени эмоциональной составляющей психики. Р. Даймонд была одной из первых, кто акцентировал внимание на роли эмпатии в познании и выделил предикативный вид эмпатии.
Наибольший импульс развитию представлений об эмпатии во второй половине ХХ века был дан гуманистической психологией, в первую очередь К. Роджерсом. Эмпатия стала активно обсуждаться в контексте психотерапии, а вслед за этим - в сфере реальной человеческой практики педагогического процесса, семейной жизни и т.д.
В Я-психологии Х. Кохута, за эмпатией психотерапевта была признана функция компенсации той любви и тех понимающих отношений, которых пациенту не хватало в детстве. Для Кохута переживание эмпатии заботящегося о ребёнке лица является универсальной потребностью развития. Поэтому психотерапевтическая ситуация должна воссоздать нормальные, без эмпатических "провалов", отношения, чтобы пациент мог достроить недостающие структуры Я [46, с. 154]. Но в любом случае, не смотря на такое признание роли эмпатии, интерпретация остаётся основным методом психоаналитической терапии, а мастера психоанализа просят своих коллег не преувеличивать роль эмпатии [46, с. 154]
Рассмотрим подробно клиентцентрированный (личностно-центрированный) подход Карла Роджерса и его последователей, в котором понятию эмпатии принадлежит ключевая роль.
"Центральная гипотеза этого подхода может быть кратко сформулирована так: человек в самом себе может найти огромные ресурсы для самопознания, изменения Я - концепции, целенаправленного поведения, а доступ к этим ресурсам возможен только при соблюдении трёх условий, которые способствуют созданию фасилитирующего психологического климата" [46, с. 132]. Эти условия - эмпатия психотерапевта, его подлинность (конгруэнтность) и...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Исследование опосредованного и непосредственного запоминания у студентов психологии

Тестовые задания: ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО КОЖНЫМ И ВЕНЕРИЧЕСКИМ БОЛЕЗНЯМ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА (Вариант 5)

Задачи: ЗАДАЧИ ПО ГИГИЕНЕ ДЛЯ КУРСОВОГО ЭКЗАМЕНА СТУДЕНТОВ 4 КУРСА ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА (2003— 2004 уч. год)

Курсовая работа: АДАТАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ ВО ВРЕМЯ УЧЕБЫ

Курсовая работа: Исследование психологических особенностей студентов вуза статистическими методами