Учебно-исследовательская работа студента (УИРС): ИССЛЕДОВАНИЕ ЭТНОТОЛЕРАНТНОСТИ НА ПРИМЕРЕ СОДЕРЖАНИЯ САЙТА WWW.CENSOR.NET.UA
Проблема толерантности - одна из наиболее актуальных и сложных в современной науке. Значительное увеличение количества исследований в данной области в конце XX - начале XXI века связано с участившимися актами насилия, терроризма, обострившимися межрелигиозными и межнациональными конфликтами.
Дата добавления на сайт: 19 августа 2024
Скачать работу 'ИССЛЕДОВАНИЕ ЭТНОТОЛЕРАНТНОСТИ НА ПРИМЕРЕ СОДЕРЖАНИЯ САЙТА WWW.CENSOR.NET.UA':
ИССЛЕДОВАНИЕ ЭТНОТОЛЕРАНТНОСТИ НА ПРИМЕРЕ СОДЕРЖАНИЯ САЙТА WWW.CENSOR.NET.UA
Герасимова Анна Андреевна
Студент 2 курса, Факультета Психологии СГУ им. Чернышевского
Введение
Проблема толерантности - одна из наиболее актуальных и сложных в современной науке. Значительное увеличение количества исследований в данной области в конце XX - начале XXI века связано с участившимися актами насилия, терроризма, обострившимися межрелигиозными и межнациональными конфликтами. Любое убеждение может привести к нетерпимости, непринятию другого и конфликту, если не остается никакого сомнения в непогрешимости идей, в которые мы верим, и в ложности тех взглядов, которые нами оспариваются. Результаты такой нетерпимости могут проявляться в широком диапазоне от обычной невежливости, пренебрежения к другим, до этнических чисток и геноцида - умышленного уничтожения людей. Человек, который не желает признавать достоинство, права и свободы других людей, также не может требовать признания своего достоинства, своих прав и свобод. Мы живем в такое время, когда в обществе происходит неостановимое смешение этносов, религий, экономических политических и жизненных взглядов, а потому проблема толерантности никогда не утратит для нас значения, и особенно остро она встает сейчас, в связи с ситуацией в России, на Украине и в мире. Актуальность моего исследования связана с тем, что мы живем в такое время, когда в обществе происходит неостановимое смешение этносов, религий, экономических политических и жизненных взглядов, а потому проблема толерантности никогда не утратит для нас значения, и особенно остро она встает сейчас, в связи с ситуацией на Украине, в России и мире
Нами была выдвинута следующая гипотеза:
Этнотолератнтность и ее нарушения имеют ассиметричный характер.
Цель:
Исследовать проблематику этнотолерантности на примере анализа сайта www censor
Задачи:
•Раскрыть понятие «толерантность».
•Изучить национальные особенности украинцев
•Исследовать методики изучения и измерения толерантности.
•Провести исследование контента методом контент-анализа.
•Сделать выводы по результатам исследования и соотнести их с гипотезой
1. Определение этнотолерантности
В соответствии с Декларацией принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995 г.) толерантность определяется следующим образом: ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям. (Пилипенко В.Ф. Словарь-справочник, 2005)
Этнотолерантность же является частным, более узким толкованием толерантности, и ее определяют как терпимость по отношению к представителям других этнических групп. Этнос определяется как сложившаяся общность людей, объединяемых внутригрупповыми нормами поведения, особенности которых фиксируются языковыми, психологическими, нравственными, эстетическими и другими средствами культуры.
. Факторы, влияющие на толерантность
Факторами, влияющими на отношение одного этноса к другому являются: исторические, политические, социально-структурные, культурные, социально-психологические, ситуативные факторы. При изучении межнациональных отношений следует учитывать, что вся группа не может участвовать в непосредственном общении. Поэтому нужно обращать внимание и на непосредственные отношения, и на опосредованные (то есть через СМИ, официальные документы). И, таким образом, в современном мире именно СМИ будет оказывать огромное влияние на формирование толерантного или же интолерантного отношения. Фрагментация реальности, представляемой СМИ, способствует формированию и актуализации таких явлений обыденного сознания как стереотипы, в том числе этнические. Последовательно делая ударение на эмоционально-оценочный элемент негативных гетеростереотипов и позитивных автостереотипов, можно добиться эффекта усиления характерного для этнического сознания противопоставления “мы-они” или “мы-другие”, приводящего в конечном итоге к созданию “образа врага”. Но те же свойства СМК, которые способствуют актуализации негативных этнических стереотипов, могут стать позитивным фактором в предотвращении конфликтов, способствовать установлению общественного согласия и межэтнического мира.
. Психологические особенности украинской нации
Почти все психологи-исследователи выделяют такие характеристики украинского национального характера: демократичность, любовь к воле, эмоциональность, которая проявляется в любви к музыке, приближенность украинцев к природе, культ женщины и семьи, религиозность, толерантность к другим народам, трудолюбие, гостеприимство.
Большинство исследователей, в частности Чижевский Д., Липа Ю. Форманова С., Васютинский В., склоняются к тому, что украинцы по своей сути интроверты, то есть, направлены на собственный психический мир, на проблемы прежде всего собственного социума. Именно поэтому, в украинском обществе семья, ближайшие родственники имели большую ценность. Важно заметить, что, интровертованость проявляется в миролюбии, несклонности к агрессии и насилия, в сосредоточении на собственной внутренней свободе. Определённая закрытость для внешнего мира рождает личностную сдержанность, выдержку и настойчивость. (Липа Ю.И.,1953; Чижевский Д.И., 1992)
Практически все исследователи определяют такую характерологическую черту украинцев, как индивидуализм, который выражается в непослушании, в пограничных своих проявлениях ведет к отвержению какой либо власти, к анархизму.
Дмитрий Чижевский, украинский историк, литературовед, определял, что безусловной особенностью психического уклада украинца является эмоционализм и сентиментализм, чувствительность и лиризм; ярко проявляются эти черты в естетизме украинской народной жизни и обрядности; с эмоционализмом связанные безусловно и значительные влияния протестантской религиозности на Украине, так же одной из сторон протестантизма является высокая оценка в нем «внутреннего» в человеке. Рядом с этими чертами стоят индивидуализм и стремление к «свободе». Третья черта - беспокойство и подвижность. (Липа Ю.И.,1953; Чижевский Д.И., 1992)
Продолжительное отсутствие в Украине государственности не способствовала формирования у нации ответственности за собственную судьбу, рождала политическую пассивность, ожидание, что кто-то другой сможет решить их проблемы. Если такие ожидания не оправдываются, тогда начинается поиск виновного, но только не в себе, в других.
Недостаточное развитие социальной воли также определяется многими исследователями украинского этноса. Доминирование эмоциональности, фантазий над волей в характере украинцев часто приводила к тому, что поставленные цели не были достигнуты, или реализовывались не так, как были задуманы.
Украина - большое, многонациональное государство. На её территории мы сможем выделить не один, а несколько относительно самостоятельных этнических типов, которые расположены в разных регионах: Закарпатья, Галлычина, Восточная, Центральная, Южная Украина.
4. Методы исследования этнотолерантности
К методикам исследования этнотолераностности относят опросники, тестирование и анализ продуктов деятельности. Как показывает научно-методическая литература, методы исследования толерантности можно поделить на специфические, т.е. те, которые направлены на выявление установок толерантного сознания, и неспецифические, которые описывают универсальные характеристики личности и межличностного общения, являющиеся в свою очередь признаками проявления толерантности (интолерантности). Исследование толерантности является достаточно сложной задачей, т.к. в значительной степени имеет дело с изучением установок личности, связанных с представлениями о социальной желательности.
. Исследование методом контент-анализа сайта censor.net.ua
Как уже говорилось выше, исследование проблемы этнотолерантности в ситуации непосредственного взаимодействия психолога и испытуемого сопряжено с проявлением нормативного поведения, поэтому в качестве объекта исследования был избран анализ контента украинского сайта censor.net.ua. Фактическая анонимность высказываний в Интернете дает надежду на более точные результаты и отсутствие давление нормативных норм. Сайт censor.net.uа является одним из самых посещаемых украинских информационных сайтов и декларирует отсутствие всяческой цензуры в предоставляемых им статьях, т.е. утверждает их независимость от политического и социального давления. Было изучено порядка 30 статей, преимущественно провокационного и злободневного содержания, а так же оценок предоставленной информации в комментариях к этим статьям.
Большая часть статей была связана не только с ситуацией на Украине, но и с прямым или косвенным участием в этом РФ, но тем не менее анализу подвергались и статьи, никоим образом не связанные с Россией, а затрагивающие только Украину и события в ней. Во время анализа высказывания и представленные в них характеристики были разделены на четыре группы: отрицательные характеристики русских, положительные характеристики русских, отрицательные характеристики украинцев, положительные характеристики украинцев. Выделение групп было связано с тем, чтобы выявить специфику этнотолерантности русских по отношению к украинцам, а так же украинцев по отношению к русским. Всего обработке было подвергнуто около 25000 тысяч высказываний.
Выводы, полученные в результате исследования
Рис. 1
На рис. 1 показано разнообразие отрицательных и положительных характеристик украинцев и русских. Хорошо заметно, что отрицательные характеристики, касающиеся русских, гораздо более разнообразны и встречаются чаще, нежели отрицательные характеристики украинцев. К тому же, в тексте характеристики такого занимают доминирующее положение, что может говорить об негативном, отрицательном настрое как украинцев по отношению к русским, так и русских по отношению к украинцам. Особенно острую реакцию, как было мной замечено, вызывают статьи и заметки о России, причем совершенно не важно, касается ли дело при этом Украины или это просто внутренние дела страны, никоим образом не относящиеся к внешнему миру. Самые резкие и разнообразные по степени оскорбительности отрицательные характеристики можно увидеть под статьями где так или иначе упоминается все, связанное с войной, причем как той, что идет сейчас, так и чисто гипотетической ядерной. Если же статья соответствует и первому (речь идет о России) и второму (обсуждаются военные действия) статья в кратчайшие сроки (буквально за сутки) может набрать не менее пятисот-девятисот комментариев. Статьи же, в которых говорится об обычных событиях на Украине и за рубежом, даже за неделю могут не набрать и сотни комментариев, причем и в этой сотне будет обсуждаться не описываемое в заметке событие, а влияние России на него и жизнь Украины в целом. Нередко встречаются достаточно любопытные диспуты, далеко уходящие от изначальной темы, в которых чувствуется спор образованных людей - здесь избегают как либо характеризовать и русских, и украинцев, ограничиваясь достаточно нейтральным высказываниями. Отрицательных характеристик украинцев немного, но исходить они могут как от русских, так и от украинцев, чаще всего сообщения, в которых они появляются, несут не информативный, а исключительно негативно-эмоциональный подтекст. Кроме того мной было замечено, что украинцы очень редко употребляют какие-либо положительные характеристики по отношению к своему народу, а большая часть высказываний, включенных в статистику, исходила от людей с русским или другим «флажком».
Рис. 2
На рис. 2 указано соотношение отрицательных и положительных характеристик русских у украинцев. Как уже говорилось ранее, негативные высказывания превалируют. При этом негативных высказываний о русских на порядок больше.
Рис. 3
На рис. 3 указано соотношение положительных характеристик украинцев и русских, а второй график показывает соотношение отрицательных характеристик украинцев и русских. Результаты очень примечательны: мы легко можем заметить, что если процентное соотношение положительных характеристик русских и положительных характеристик украинцев примерно одинаково (с восьмипроцентным перевесом в сторону Украины), то процентное соотношение отрицательных характеристик имеет очень серьезную асимметрию. Отрицательных характеристик русского народа в восемь раз больше, чем отрицательных характеристик украинцев.
Рис. 4
Далее, мне было бы любопытно указать на то, что наиболее часто встречающимися отрицательными характеристиками по отношению к русским были такие: «русские-националисты», «рабы», «моральное опустившиеся люди» и «гомосексуалисты» (там было «пидоры», и лично я считаю это не вопросом сексуальных предпочтений, а моральной характеристикой). По отношению же к украинцам это были утверждения о «глупости», «сумасшествии» и том, что страна «продалась США за крайне невеликую цену» (кхм, вообще-то там было «дешевые американские подстилки»). Любопытным может быть тот факт, что наиболее часто встречающиеся положительные характеристики совпадают - это «патриотичные», «героичные», «настоящие люди».
Вывод: В результате анализа данных можно сделать вывод о том, что этнотолерантность имеет ассиметричный характер. Этническая нетерпимость украинцев по отношению к русским в восемь раз больше, чем нетерпимость русских в отношении украинцев.
толерантность этнос психологический нация
Список литературы
1.Асмолов А.Г. Слово о толерантности. /Журнал «Век толерантности», 2001
2.Крысько В.Г. Этническая психология. 4-е изд./М.: Академия, 2008
3.Липа Ю.И. Назначения Украины/ Нью-Йорк: Б. в., 1953
4.Пилипенко В.Ф. Толерантность // Безопасность: теория, парадигма, концепция, культура. /Словарь-справочник, М.: ПЕР СЭ-Пресс, 2005.
5.Чижевский Д.И. Очерки по истории философии на Украине. / К.: Факел, 1992.