Реферат: Исследование конфликтной компетентности у учителя в процессе его работы

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
. ПРОБЛЕМА КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
УЧИТЕЛЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
.1 Конфликтологическая компетентность как предмет психологического
исследования
.2 Психологические особенности конфликтов в педагогическом коллективе
. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ
.1 Организация эмпирического исследования
.2 Анализ и интерпретация результатов
.3 Методические рекомендации по повышению конфликтологической
компетентности учителей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Дата добавления на сайт: 30 августа 2024


Скачать работу 'Исследование конфликтной компетентности у учителя в процессе его работы':


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
. ПРОБЛЕМА КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
УЧИТЕЛЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
.1 Конфликтологическая компетентность как предмет психологического
исследования
.2 Психологические особенности конфликтов в педагогическом коллективе
. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ
.1 Организация эмпирического исследования
.2 Анализ и интерпретация результатов
.3 Методические рекомендации по повышению конфликтологической
компетентности учителей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Конфликтология как отдельная область научных знаний возникла, развивается и совершенствуется под воздействием такого мощного фактора, как потребность общества в гармонизации отношений между отдельными людьми, группами, объединениями, государствами и многими другими разнообразными структурными элементами, между которыми могут возникнуть и возникают серьезные расхождения, споры, конфликты и войны. В последнее время конфликтологическая проблематика приобрела большую значимость во всех отраслях профессиональной подготовки, особенно в педагогическом образовании. Но вместе с тем очевидным остается нехватка квалифицированных специалистов, которые владеют технологиями эффективного общения и конструктивного поведения в конфликтах, умеют адекватно распознавать, вовремя предупреждать и производительно разрешать конфликтные ситуации.
В связи с этим растет научный интерес к проблеме развития конфликтологичной компетентности современного педагога, ведь умение строить отношения на принципах сотрудничества и конструктивного взаимодействия непосредственно влияет на качество и производительность профессиональной деятельности, способствует улучшению психологического климата и гармонизации взаимоотношений в педагогическом коллективе, создает условия для приобретения учащимися специфического опыта конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.
Актуальность развития конфликтологической компетентности у учителей обуславливается высоким уровнем конфликтогенности педагогической среды в образовательных заведениях. Наличие большого количества объективных противоречий в педагогическом процессе делает конфликты неизбежным явлением, а конфликтологическую компетентность - необходимой составляющей профессионализма педагога.
Проблема изучения конфликта оставалась всегда актуальной в отечественной и зарубежной психологической науке. Психология конфликта сейчас, можно сказать, переживает свой расцвет, одновременно разрабатывается много концепций и теорий относительно сущности и причин, развития и значения конфликтов.
Конфликт как социальное явление привлекал внимание еще древних мыслителей, философов. В новое время конфликт стал предметом изучения социологии и психологии. С разных позиций и в разной степени изучали конфликт З. Фрейд и К. Юнг, К. Маркс и Г. Зиммель, К. Левин и много других исследователей.
В последние годы достаточно активно исследуется проблема конфликтологической компетентности личности. Появилось немало работ, в которых рассматриваются вопросы сущности, структуры, закономірностей функционирования и развития конфликтологической компетентности разных специалистов (Г.С.Бережная, Е.Н.Богданов, О. И. Денисов, Е.Е.Ефимова, В.В.Рогачев, Б.и.Хасан, Л. Н. Цой). Однако в психолого-педагогической литературе отсутствует однозначное толкование понятия конфликтологическая компетентность, нет общепринятого подхода к раскрытию структуры этого явления, слабо изучен возрастной аспект ее развития, имеет место фактическое отождествление понятия конфликтологическая компетентность с понятиями "конфликтная компетентность", "конфликтологическая компетенция", "конфликтологическая грамотность", "конфликтологическая подготовка". Нередким является употребление данных понятий в синонимическом значении, которое значительно усложняет их исследование.
Проблема компетентности личности в психологической науке нашла свое отображение при решении широкого круга теоретико-прикладных вопросов, направленных на исследование профессионального становления, развития и самосовершенствования личности, как субъекта профессиональной деятельности (К.О.Абульханова-Славская, О. О. Бодалев, А.О.Деркач, Е.Ф.Зеер, И.О.Зимняя, А.К. Маркова, Л. М. Митина, Ю.Г.Фокин).
Раскрытие содержания понятия "компетентность" представлено в работах зарубежных исследователей: Дж.Р.Андерсон, Р. Бадер, М. Мартенс, Р. Уайт.
В качестве объекта дипломной работы выступает конфликтное поведение в педагогическом коллективе.
Предметом - особенности конфликтологической компетентности учитиля в педагогическом коллективе.
Целью нашей работы является изучение особенностей формирования конфликтологической компетентности учителя в современных условиях..
Согласно поставленной цели были определены такие задачи курсовой работы:
. Рассмотреть конфликтологическую компетентность как предмет психологического исследования.
. Изучить психологические особенности конфликтов в педагогическом коллективе. конфликтологическая компетентность учитель коллектив
. Провести эмпирическое исследование конфликтного поведения и конфликтологической компетентности учителей и проанализировать его результаты.
. Предоставить рекомендации относительно решения конфликтных ситуаций в педагогическом коллективе.
Методы исследования:
теоретические: изучение научной литературы по исследованию психологических особенностей конфликта и конфликтологической компетентности;
эмпирические: тестирование (методика "Диагностика уровня конфликтности личности", методика Томаса - Килмена "Диагностика склонности личности к конфликтному поведению") и анкетный опрос.
Практическая и теоретическая значимость результатов таковы, что изложенный материал поможет понять о возникновении и развитию педагогического конфликта и определения специфических явлений, которые сопровождают этот конфликт. А также материал поможет при подготовке лекций, семинаров, дипломных и научных трудов. Данные получении в ходе эксперимента показали пути выявления стилей поведения (один или несколько), на которые больше всего или менее всего ориентируются участники опроса, построили "групповой" профиль поведения в конфликте работников определенного подразделения или организации в целом, разработали коррекционную программу, направленную на овладение личностью (группой) разнообразными стилями поведения в конфликте и целесообразностью их использования в разных профессиональных ситуациях.
База исследования - общеобразовательная школа № 112 г. Москвы
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Список использованной литературы насчитывает 30 источников. Основной текст работы изложен на 48 страницах.
1. ПРОБЛЕМА КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
.1 Конфликтологическая компетентность как предмет психологического исследования
В узком понимании компетентность трактуется как обладание знаниями, что позволяют судить о чем-то, выражать свою авторитетную мысль, суждение. Так, в "Новом энциклопедическом словаре" находим: компетентный (от лат. competens - подходящий, соответствующий) - это тот, кто имеет достаточные знания в какой-либо отрасли, который с чем-либо хорошо знаком, смышленый. Согласно "Словаря русского языка" С.И.Ожегова понятие "компетентный" определяется как "знающий, проинформированный, авторитетный в какой-либо отрасли".
В некоторых словарях на первый план выходит категория "способность к действию" как умению использовать знание в практической деятельности, как определенные стратегии для реализации творческого потенциала личности. Такой подход позволяет разделять понятие компетентность и грамотность.
Быть конфликтологично грамотным еще не означает быть компетентным, поскольку грамотность - это когнитивная характеристика, и вовсе не обязательно, что будущий педагог готов ее применить в процессе деятельности.
В отечественной педагогике понятия "компетентность" используется в качестве термина, что позволяет описать конечный результат образовательного процесса, как уровень достижения компетенций, то есть тех узловых вопросов, относительно которых специалист имеет надлежащие знания и опыт.
В русле нашего исследования целесообразной является интерпретация компетентности, которую дает Л. М. Митина в одной из своих работ. Работая над разработкой концепции профессионального развития, исследовательница указывает, что компетентность является важной составляющей деятельности учителя и понимает ее как гармоничное сочетание знаний, умений, навыков, а также способов и приемов их реализации в деяльности, общении, развитии (саморазвитии) личности. На основе такого определения содержания понятие "компетентность" автором разработана ее структура, которая состоит из двух подструктур: деятельностной и коммуникативной. Особенное место в структуре коммуникативной компетентности Л. М. Митина отводит конфликтной компетентности.
Компетентность следует отличать от компетенции - определенной сферы, круга вопросов, которые человек имеет полномочия решать. Заслуживает внимания подход И.А.Зимней, которая расграничивает поняття "компетенция" и "компетентность" и рассматривает последнюю как "актуальное личностное качество, что базируется на знаниях, как интеллектуально- и личностно-профессиональную социальнопрофессиональную характеристику человека". Тогда как компетенции, по мнению ученой, - это внутренние, актуальные, скрытые психологические образования: знание, представление, программы (алгоритмы) действий, системы ценностей и отношений, которые впоследствии выявляются в компетентностях человека.
И. А. Зимня выделяет три основных группы компетентностей:
) компетентности, которые относятся к личности как к субъекту жизнедеятельности (здоровосберегающая, ценностно-смысловая ориентация в мире, расширение знаний);
) компетентности, которые относятся к взимодействию человека с другими (решение конфликтов, сотрудничество, толерантность, общение);
) компетентности, которые относятся к деяльности человека и проявляются во всех ее типах и формах (постановка и решение познавательных заданий, нестандартные решения, средства деятельности).
Определяя характеристики компетентности, И. А. Зимня различает такие их аспекты:
мотивационный (готовность к проявлению компетентности),
когнитивный (обладание знанием содержания компетентности),
поведенческий (опыт проявлению компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях),
ценностно-смысловой (отношение к содержанию компетентности и объекта ее приложения),
эмоциональный (эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности).
В такой трактовке понятия компетентности ее характеристики рассматриваются в качестве общих ориентировочных критериев оценки ее содержания. Предложенная структура компетентности свидетельствует о сложности ее измерения и оценки.
Обобщение вышеупомянутых научных подходов дает возможность понимать под компетентностью сложное индивидуально-психологическое образование на основе интеграции теоретических знаний, практических умений и значимых личностных свойств, что обеспечивает эффективное выполнение профессиональной деятельности.
Конфликтологическая компетентность рассматривается нами как когнитивно-регулятивная подструктура профессионализма личности и деятельности, как динамическое структурно-уровневое образование, которое характеризуется наличием знаний о конфликте, владением широким спектром стратегий поведения в конфликте, эмоциональной саморегуляцией и значимыми личностными свойствами (эмпатия, рефлективность и тому подобное).
О важности формирования конфликтологической компетентности отмечают в своем исследовании Е.Н.Богданов, В.Г.Зазыкин, рассматривая ее как когнитивно-регулятивную подсистему профессионально значимой стороны личности, которая включает соответствующие специальные знания и умения. Недостаточно сформированная конфликтологическая компетентность является, по мнению ученых, одной из весомых психологических причин возникновения конфликтов. Рассматривая конфликтологическую компетентность с системных позиций, авторы выделяют в ней гностицизм, конструктивный (регулятивный), коммуникативный, нормативный и рефлексивно-статусный компоненты. В свою очередь наличие определенных знаний и умений в области конфликтологии требует развития определенных личностно-профессиональных качеств, которые позволят эффективно использовать данные знания и умения для управления конфликтами. Конфликтологическая компетентность имеет тесную связь с социально-перцептивной, ауто-психологической, психолого-педагогической, административно-правовой компетентностями. Развитие каждой из названных видов приведет, по мнению ученых, к развитию конфликтологической компетентности.
Достаточно часто в психолого-педагогической литературе можно встретить рядом с понятием "конфликтологическая компетентность" созвучное с ним "конфликтная компетентность".
В 1994 г. Л. А. Петровская, освещая проблему компетентности в общении, впервые употребила термин "конфликтная компетентность" при анализе конфликтных ситуаций. В дальнейшем, обобщая результаты исследований природы конфликтной компетентности, она рассматривает данное понятие как одну из составляющих социальнопсихологической компетентности, сложное интегральное образование личности, которое характеризуется наличием знаний о конфликте, рефлексивної культуры, обладанием широким спектром стратегий поведенияв конфликте, эмоциональной саморегуляции. Опираясь на данный подход, понятие "конфликтная компетентность" используют в своих исследованиях психологи А.Ю.Куликов и А.И.Шипилов. Данное понятие находим в работах Б.И.Хасана, В.П.Трубочкина.
В исследованиях Б.И. Хасана конфликтная компетентность рассматривается как "неотъемлемая составная часть общей коммуникативной компетентности и включает в себя уровень осведомленности о диапазоне возможных стратегий поведения в конфликте и умение адекватно реализовывать эти стратегии в конкретной жизненной ситуации".
Б.И. Хасан в общем виде конфликтную компетентность определяет как "умение удерживать противоречие в производительной конфликтной форме, что способствует их решению". Ученый выделяет два уровня существования конфликтной компетентности :
первый предусматривает способность к распознаванию признаков конфликта, навыка организации взаимодействия его участников для содержание противоречия в русле продуктивного решение;
второй предусматривает умение проектировать конфликты, необходимые для достижения учебных результатов, а также создавать их в ситуациях учебного взаимодействия.
Е.Н.Богданов, В.Г.Зазыкин отмечают, что не следует отождествлять понятия "конфликтологическая компетентность" с созвучным понятием "конфликтная компетентность". Однако, мы не соглашаемся с позицией ученых, и считаем, что данные понятия тождественны.
Во-первых, Л. А. Петровская, А.Ю.Куликов, А.І.Шипилов в своих исследованиях конфликтной компетентности включают в ее структуру такие базовые компоненты, как соответствующие специальные знания и умения, навыки управления конфликтными явлениями и ликвидации негативных последствий конфликтов, рефлексивную культуру (развитые способности к рефлексивному анализу). Но именно они и составляют основу гностицизма, регулятивного, коммуникативного и рефлексивно-статусного компонентов конфликтологической компетентности в работах В.Г.Зазыкина и О. И.Денисова. Следовательно, как "конфликтная" так и "конфликтологическая" компетентность предусматривает наличие тождественных структурных составляющих.
Во-вторых, и Л. А. Петровска, и В.Г.Зазыкин определяют названные виды компетентности как составляющие социальнопсихологической компетентности. К тому же такой мысли при анализе их работ придерживаются и такие авторитетные в области конфликтологии специалисты, как А.Я.Анцупов и А.И.Шипилов. Следовательно, из вышесказанного вытекает, что в данном контексте необходимо говорить именно о тождественности понятий "конфликтная" и "конфликтологическая" компетентность.
Важным является также установление сущностного отличия между понятиями "конфликтологическая грамотность" и "конфликтологическая компетентность". Попытка уточнение содержания данных понятий была осуществлена в исследовании О. И. Щербаковой, которая рассматривает понятие "конфликтологическая грамотность" как базовый уровень конфликтологической подготовки, которая проявляется в будничном интуитивном опыте, мифологическом сознании, что позволяет конструктивно решать проблемы и противоречия без особенного осмысление механизмов, которые лежат в их основе. Исследовательница отмечает, что свою реализацию конфликтологическая грамотность находит еще в дошкольном возрасте при следовании нормам бесконфликтного общения в сюжетно-ролевых играх, играх по правилам, а также в нормах конструктивного решение проблем на уровне бытовой межличностной эмоционально-непосредственной коммуникации. Конфликтологическая компетентность, по мнению О. И. Щербаковой, это система научных знаний о конфликте и умений управлять ими, что целенаправленно развиваются в процессе специальной подготовки соответственно ситуациям учебного и профессионального взаимодействия субъектов общения. Она предусматривает определенный уровень знаний, умений, навыков и качеств личности по анализу, управлению и самоуправлению конфликтами в процессе овладения понятийным и фактологическим материалом конфликтологии.
Существенным является вопрос о соотношении категорий "компетентность" и "профессионализм", поскольку они нередко отождествляются и их пределы нечетко обозначены.
Следует отметить, что в современной психолого-педагогической литературе нет единственного подхода относительно определения понятия профессионализм. Каждый из исследователей, что оперирует этой категорией выделяет ее доминирующий компонент или соотносит понятие "профессионализм" с близким, по его мнению, понятием. В акмеологии профессионализм определяют как качественную характеристику субъекта труда, который отображает высокий уровень профессионально важных и личностно-деловых качеств, акмеологических инвариантов професмионализма, высокий уровень креативности, адекватный уровень притязаний, мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленные на прогрессивное развитие специалиста .
Вместе с тем, в нашем исследовании важным является взгляд научных работников, которые соотносят "профессионализм" с понятием "компетентность" (И.А.Зимняя, Н.Ф.Ефремова, А.К.Маркова, О. М. Шиян), которую считают важной составляющей профессионализму. Мы соглашаемся с позицией А.К.Марковой и считаем, что понятие "профессионализм" шире по своему значению, чем понятие "компетентность", поскольку предусматривает не только лишь...

Похожие материалы:

Статья: Речь учителя как проявление его педагогической состоятельности

Курсовая работа: Исследование взаимосвязи уровня эмпатических способностей и стратегии поведения в конфликтной ситуации