Курсовая работа: Исследование общения мужчин и женщин в период ранней взрослости
Вопрос общения мужчин и женщин давно интересовал психологов, проводилось множество исследований на выявление тех или иных особенностей мужчин и женщин.
Дата добавления на сайт: 18 августа 2024
Скачать работу 'Исследование общения мужчин и женщин в период ранней взрослости':
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретический анализ общения мужчин и женщин в период ранней взрослости
.1 Психологическая характеристика ранней взрослости
.2 Особенности общения мужчин и женщин
.3 Любовь как фундаментальная эмоция в период ранней взрослости
.4 Мотивы вступления в брак
Выводы по 1 главе
Глава 2. Эмпирическое исследование по выявлению личностных характеристик лиц ранней взрослости, состоящих в браке и не состоящих в нем
.1 Организация и методики исследования
.2 Описание и анализ исследования
Выводы по 2 главе
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
Вопрос общения мужчин и женщин давно интересовал психологов, проводилось множество исследований на выявление тех или иных особенностей мужчин и женщин.
Актуальность моей темы в том, что проблема общения уже несколько веков не теряет своей важности. Ведь пока человечество существует будет и общение между людьми. Анализируя общение мужчин и женщин можно объяснить многие социальные проблемы развития семьи и отдельной личности. Являясь неотъемлемым атрибутом жизни человека, общение играет большую роль во всех сферах жизнедеятельности. Индивидуальность каждого человека плавно перетекает на его взаимоотношения с другими людьми, друзьями, коллегами и, конечно, любимой женщиной или мужчиной. Именно поэтому высшим воплощением человеческого общения являются семейные отношения.
Ранняя взрослость - это момент перехода человека от юношеского состояния к состоянию полноправного взрослого. Ранняя взрослость по мнению психологов начинается с 20 и продолжается до 30 - 35 - летнего возраста. Это время для человека считается пиком активности в карьере, социальной жизни, общению с противоположным полом и т.д.. Мужчины и женщины в период ранней взрослости начинают тянуться к противоположному полу стремясь найти себе партнера с которым можно будет создать семью, родить детей. Мужчины стараются выбрать себе одного сексуального партнера, это поведение обусловливает переход из юности в раннюю взрослость. Этот переход называется "переходным периодом" так как он характеризуется беспорядочными, случайными половыми связями. Этот период сменяется ранней взрослостью и как следствие, обретение постоянного партнёра и вступление в брак.
Исследованием общения мужчин и женщин занимались многие выдающиеся психологи: В.В. Столин, В.Я. Варга, Э.Г. Эйдемиллер, В. Сатир, В.В. Юстицкий, С. Кратохвилл.
Цель исследования: исследование общения мужчин и женщин в период ранней взрослости.
Объект исследования: мужчины и женщины в возрасте от 20 до 30 лет.
Предмет исследования: общение молодых людей.
Гипотеза исследования: существуют значительные различия общения, самооценки и ценностных ориентаций лиц ранней взрослости состоящих в браке и не состоящих в нем.
Задачи исследования:
. Теоретический анализ общения мужчин и женщин ранней взрослости.
. Выявить особенности общения и ценностных ориентаций у мужчин и женщин ранней взрослости.
. Выявить самооценку и самоотношение мужчин и женщин, состоящих в браке и не состоящих в нем.
. Выявить отличия личностных характеристик у мужчин и женщин, состоящих в браке и не состоящих в нем.
Методики исследования:
- методика Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан;
методика Р.С. Пантелеева "МИС";
"Ценностные ориентации" М. Рокич;
16-ти факторный личностный опросник Р.Б. Кеттелла (форма С).
В эмпирической части исследования принимали участие 20 молодых людей (мужчин и женщин), состоящих в браке и 20 не состоящих в нем.
Глава 1. Теоретический анализ общения мужчин и женщин в период ранней взрослости
.1 Психологическая характеристика ранней взрослости
Период ранней взрослости, как и вся взрослая жизнь человека в целом, характеризуется изменением его мотивационной сферы жизни. Изменения мотивов поведения человека лишь в незначительной степени обусловлены специфическими возрастными изменениями, происходящими в организме.
Прежде всего, они определяются личными, социальными и культурными событиями и факторами: решаются конфликты юношеского периода, происходит поиск своего места, связывание себя обязательствами, предполагающими стабильное предсказуемое будущее.
Молодой человек, вступающий во взрослую жизнь, стоит перед необходимостью выбора и решения многих проблем, среди которых наиболее важными являются брак, рождение детей, выбор профессионального пути. Данные события носят характер нормативных, так как их наступление ожидается и чаще всего происходит в определенное время у большинства людей. Именно эти события требуют принятия особенных решений, в русле которых поддерживаются, расширяются или подрываются ранее сложившиеся взгляды, формируются новые мотивы поведения [3,c.58-65].
Кроме нормативных событий этого периода, мотивационная система человека может существенно корректироваться вследствие ненормативных событий. Это связано с еще не устоявшейся системой ценностей и эмоциональной чувствительностью молодой личности.
К ненормативным относятся события, случившиеся совершенно неожиданно: внезапная смерть близкого человека, любимого, потеря работы и т. д. Подобные события зачастую побуждают молодого человека к неадекватным поступкам, которые в свою очередь могут коренным образом изменить последующую жизнь.
С возрастом импульсивность поведения человека начинает уменьшаться вне зависимости от нормативных или ненормативных событий, а осознание внешних и внутренних обстоятельств - усиливаться. Это позволяет человеку принимать более взвешенные решения и приводит к большему проникновению в причины своих поступков и поступков других людей. Таким образом, происходит становление социально зрелой взрослой личности [22,c.112-121].
Период ранней взрослости можно по-другому назвать периодом начинаний. Действительно, во всех областях взрослой жизни, будь то личная жизнь или профессиональная, молодой человек стоит в самом начале пути. Это начало, безусловно, связано с определенными планами и надеждами, большинство которых сложилось еще в юношеский период. Однако эти надежды по своей сути являются мечтами, которые необходимо осуществить, чтобы достигнуть желаемого. Поэтому одной из наиболее важных задач молодой личности является необходимость увязать мечту и реальность, желаемое и действительное.
Шестой стадией жизненного цикла, по Эриксону, является начало зрелости, период от конца юности до начала среднего возраста. Об этой стадии и следующей за ней классический психоанализ не говорит ничего нового или, во всяком случае, ничего важного. Учитывая уже совершившееся на предыдущем этапе опознание "Я" и включение человека в трудовую деятельность, указывает на специфический для этой стадии параметр, который заключен между положительным полюсом близости и отрицательным - одиночества.
Под близостью Эриксон понимает не только физическую близость двух людей. В это понятие он включает способность одного человека заботиться о другом и делиться с ним всем существенным без боязни потерять при этом себя. С близостью дело обстоит так же, как с идентификацией: успех или провал на этой стадии зависит не прямо от родителей, но лишь от того, насколько успешно человек прошел предыдущие стадии. Так же как в случае идентификации, социальные условия могут облегчать или затруднять достижение близости [3,c.93-98].
Понятие близости между людьми не обязательно связано с сексуальным влечением, оно распространяется и на дружбу. Между однополчанами, сражавшимися бок о бок в тяжелых боях, очень часто образуются такие тесные связи, которые могут служить образцом близости в самом широком смысле этого слова. Но если ни в браке, ни в дружбе человек не достигает близости, тогда уделом его становится одиночество - состояние человека, когда ему не с кем разделить свою жизнь и не о ком заботиться.
Ценностные ориентации у лиц ранней взрослости. Общечеловеческие ценности - теоретически существующие моральные ценности, являющиеся абсолютным стандартом для людей всех культур и эпох. Представление о таких ценностях существует достаточно давно [16,c.155-158].
Ценности - социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т.п. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном и идеалом для всех людей.
Различают 2 вида ценностей ценности идеальные, духовные (любовь, общественное признание) и ценности материальные, которые обеспечивают человеку физический комфорт (вода, пища, здоровье, наличие полового партнера, богатство, хорошие бытовые условия и т.п.). Очень часто физический комфорт служит необходимой и достаточной предпосылкой комфорта душевного, но это нельзя считать универсальной закономерностью: человек может быть счастлив, даже испытывая тяжелые физические лишения, если его вдохновляет духовная система ценностей [30,с.142-145].
Самый первый уровень усвоения ценностей - знания. Личностный смысл, придаваемый знаниям, выражен минимально. Более высокий уровень - взгляды, ориентации. При этом личностный смысл выполняет функцию фиксирования отношения к объекту, к возможностям его использования для удовлетворения своих потребностей, что выражается в субъективной оценке его как "полезного", "нейтрального" или "вредного". Если ценности придается личностный смысл эталона, определяющего выбор цели, мотива, поступка, то можно говорить об усвоении ценностей на высшем уровне - в роли убеждения. При этом личностный смысл, придаваемый ценностям, усвоенным на уровне убеждения, может быть различным: он может быть императивным, основывающимся только на требованиях внешних общепринятых образцов. О таком варианте личностного смысла писал С.А. Рубинштейн: "Люди часто поступают так или иначе, потому, что так делают "все" (так принято, так общепринято, так поступают). В этом случае я сам как внутренняя контрольная инстанция, я моя собственная ответственность отпадают". В этом случае мы имеем дело с убеждением, усвоенном на уровне императивного личностного смысла, а способ ориентировки, в котором участвуют такие убеждения, будет конформным [29,с.232-235].
Без ценностей не может обходиться ни одно общество. Индивиды могут выбирать, разделять эти или другие ценности. Для одних высшей ценностью могут быть деньги, для других - моральная безупречность, для третьих - политическая карьера. Для описания того, на какие ценности ориентируются люди, социологи придумали термин ценностные ориентации. Они описывают индивидуальные отношения или выбор конкретных ценностей в качестве нормы своего поведения [25,с.155-157].
Категория ценности образуется в человеческом сознании путем сравнения разных явлений. Осмысливая мир, человек решает для себя, что в жизни для него представляется важным, а что нет, что существенно, а что несущественно, без чего он может обойтись, а без чего нет. Естественно, что разные люди (и разные культуры) определяют свой ценностный мир по-своему. Таким образом, ценность не есть вещь, а есть отношение к вещи, явлению и т.п.
Всякая система ценностей динамична и подвижна: она изменяется во времени с возрастом, сменой жизненных обстоятельств и т.п.
В человеческом сознании существует одновременно множество ценностей, поэтому мы говорим об их системе, так как они, как правило, не хаотично сосуществуют, а определенным образом упорядочены. Система ценностей обыкновенно представляет собой иерархию, в которой ценности располагаются по нарастающей значимости. Есть уровень верховных, или абсолютных ценностей, при утрате которых существование культуры в данном виде абсолютно теряет смысл. Таких ценностей немного, а часто верховная ценность вообще только одна. Ниже располагаются ценности менее высокой значимости и т.д. Можно, например, предложить такую систему ценностей (расположенных по убывающей): семья, свобода, репутация, Бог, природа (разумеется, список не исчерпывающий). Эти же ценности можно расположить и в других иерархических последовательностях, например: свобода, репутация, семья, природа, Бог или Бог, репутация, семья, природа, свобода. Возможны, естественно, и другие варианты, и другой набор ценностей [17,с.143-145].
Иерархия ценностей в принципе достаточно динамична: например, при лишении человека какой-то из низших ценностей она может занять место высшей. Допустим, когда человека лишают свободы, тогда именно она становится высшей ценностью, хотя ранее она вполне могла не осознаваться как таковая [11,с.44-48].
Издревле существовали традиционные мужские ценности, под которыми подразумеваются сила и власть, мужество, доблесть и отвага, честь и слава как награда за свершения ("подвиги").
Настоящий мужчина во всех культурах, в том числе и в современной, предстает как богатырь или супермен, способный в одиночку вступить в поединок и одолеть врага (примеры из фольклора и современной прессы).
"Доблесть", "отвага", "неустрашимость" - все мужские традиции направлены на поддержание и укрепление этих ценностей и воспитание их у молодежи. "Честь" и "слава" как награда за подвиги. "Честь" как комплекс морально-этических свойств, как верность некоему общепринятому и высоко ценимому в данном сообществе этическому кодексу. Подвиги совершаются не только во имя духовных приобретений, но и для обладания вполне материальными ценностями: царская дочь в эпосе и сказках, доля имущества в соревнованиях на тризне и, если говорить о современности, вполне реальные материальные приобретения в жесткой конкурентной борьбе в современном бизнесе [32,с.127-129].
Как мы можем видеть мужские ценности несколько отличаются от женских. Поэтому, прежде всего, целесообразно рассмотреть межполовые различия в системах ценностей. На первый взгляд, ценностные структуры мужчин и женщин выглядят достаточно сходными. Однако это вовсе не означает полной идентичности ценностных структур мужчин и женщин.
Различия в воспитании мальчиков и девочек сказываются на их ценностных ориентациях. Социолог В. Лисовский в результате опроса более 2 тыс. молодых ленинградцев установил, что у юношей преобладают профессионально-образовательные и романтико-познавательные установки, у девушек - семейно-бытовые. По данным социолога З. Файнбурга, в формировании ценностных ориентаций мужчин большое значение приобретают такие факторы, как удовлетворенность работой, продвижение по службе, творческая деятельность, веселое времяпрепровождение. Женщины выше ценят семейно-бытовые факторы - любовь, детей, семейное счастье и т.п. и моральный фактор - чистую совесть [7,c.55-58].
Все исследования на тему о приоритетных ценностях мужчин и женщин, проведенные в девяностых годах, показывают, что 70-80% мужчин повсеместно продолжают утверждать, что наиболее важной частью их жизни является работа, и 70-80% женщин превыше всего ставят семью. Вследствие этого, испытывая стресс или давление со стороны, женщина ищет утешения в разговоре с мужчиной, но мужчина расценивает этот разговор как вмешательство в его процесс выработки решения проблемы. Она хочет поговорить и прижаться к нему, а он хочет спокойно посидеть на камне и поглазеть в огонь. Для женщины он выглядит при этом человеком незаботливым и незаинтересованным, а она для мужчины - надоедливой и слишком правильной. Такое восприятие друг друга есть отражение различной организации мозга, различия приоритетов, в нем заложенных. Вот почему женщины постоянно жалуются, что их взаимоотношения больше волнуют ее, чем его - так оно и есть на самом деле.
.2 Особенности общения мужчин и женщин
взрослость общение самооценка эмоциональный
Мужчины и женщины отличаются друг от друга. Они не хуже, не лучше друг друга - они разные. Практически единственное, что у них есть общего - они особи одного вида. Они живут в разных мирах, для них приоритетны разные ценности, действуют они, следуя разным жизненным правилам.
Мужчина и женщина отличаются не только биологически и анатомически, но и психологически. Давно замечено, что, по сравнению с мужчиной, женщина обладает большей интуицией, больше интересуются любовью и любовными взаимоотношениями, иначе реагируют на стресс. У них также возникают другие проблемы и недовольства при взаимоотношениях.
Одной из главных проблем, возникающих у женщины во взаимоотношениях, является то, что она забывает о собственных потребностях и полностью растворяется в своем партнере. Мужчине куда легче быть эгоистом и невнимательным к другим, даже не сознавая этого.
Привычка мужчины уходить в себя также служит источником большого смятения для женщины. В стрессовых ситуациях мужчина склонен еще больше концентрироваться, и тогда он не обращает ни на кого внимания. Он погружен в задачу достижения своей цели и забывает обо всем остальном. Женщине трудно с этим смириться, потому что в стрессовых ситуациях она склонна к экспансивности и еще больше осознает потребности других, особенно тех, кто ей дорог.
Еще одно существенное различие между полами в том, что женщина, прежде всего, винит себя, а мужчина других. В случае возникновения ссор и проблем женщина всегда испытывает слишком большую ответственность. Она сначала принимает груз на себя, а уж потом смотрит, как можно поделить его с другими. Мужчина же склонен винить других, прежде чем взглянуть, насколько велика его собственная ответственность за проблему. Такие различия приводят к большой путанице во взаимоотношениях [4,c.204-206].
Если мужчина изменил своей любимой, она стремится сразу разорвать отношения. Для женщины продолжение романа бессмысленно. Он начинает ее тяготить, потому что более не несет за собой эмоциональной связи, остается только физическая близость. Мужчине же присуще разделять любовь и секс. Есть мнение специалистов, что мужчина благодаря именно особенностям своего мозга может легко пойти на измену. Когда мужчина говорит "секс", он имеет в виду чисто физический акт, что вовсе не означает отсутствия любви к той женщине, с которой он вместе. Для женского мозга оскорбителен не физический акт с другой женщиной, а нарушение эмоционального контакта, утрата доверия, которое она испытывала к мужчине [1,с.152-158].
Уже маленькие девочки гораздо проворнее мальчиков в своей речи. С годами это преимущество сохраняется. Средний объем общения у женщин более чем в полтора раза превосходит объем общения мужчин. Для женщин важен процесс общения, для мужчин - результат. Мужчины лучше общаются, когда знают цель разговора. Там, где мужчина предпочитает заставить и купить, женщина стремится очаровать или расположить к себе собеседника [2,c.221-224].
Слабость многих женщин - посудачить о доме, обновах, а то и пересуды. Мужчины больше говорят о работе, политике и спорте. Мужчины больше любят говорить о своих успехах, а женщины - о своих неудачах. Мужчина предпочитает размышлять молча, высказывает лишь окончательный результат.
Свои чувства мужчины выражают сложнее, чем женщины. Женщина всегда может обмануть мужчину. Но лишь немногим мужчинам удается обманывать женщину. Те, кто самонадеянно думает иначе, могут не обольщаться: из того, что женщина не ловит на лжи, еще не следует, что ее удалось провести: просто она не хочет загонять в угол мужчину, боясь разрыва с ним.
А. Моруа принадлежит следующее наблюдение: "Мужчины лгут...
Похожие материалы:
Реферат: Взаимосвязь образа любимого персонажа детства и личностных особенностей у лиц в период ранней взрослостиСтатья: Метод ПЦР в диагностике воспалительных заболеваний мочеполовых путей у мужчин и женщин
Реферат: Возрастно-психологические особенности субъективного восприятия времени личностью в период взрослости
История болезни: Недоношенный 37 недель. Период ранней адаптации. Пограничные состояния: простая эритема, физиологическое шелушение кожных покровов, физиологическая желтуха, транзиторный катар кишечника
Учебно-исследовательская работа студента (УИРС): Исследование самооценки женщин к своему внешнему облику