Реферат: Исследование особенностей мелкой моторики у детей дошкольного возраста с алалией

Дошкольный возраст - этап активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетико-фонематической, лексической, грамматической.

Дата добавления на сайт: 30 августа 2024


Скачать работу 'Исследование особенностей мелкой моторики у детей дошкольного возраста с алалией':


Содержание
Введение
Глава 1. Особенности развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с алалией
.1 Психологические особенности развития ребенка в дошкольном возрасте
.2 Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с алалией
.3 Особенности развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с алалией
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию моторики у детей дошкольного возраста с алалией
.1 Выявление особенностей развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с алалией
.2 Реализация педагогических условий эффективного развития моторики у детей дошкольного возраста с алалией
.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по проблеме развития моторики у детей дошкольного возраста с алалией
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Дошкольный возраст - этап активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетико-фонематической, лексической, грамматической.
Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием образования. Развитие речи в дошкольном детстве служит залогом сохранения нервно-психического здоровья и социализации детей, закладывает основы успешного образования в школе. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Особую значимость период дошкольного детства приобретает у детей с нарушениями речи. Расстройства речи, возникнув под влиянием какого-либо патогенного фактора, сами не исчезают и без специально организованной коррекционной работы могут отрицательно сказаться на всём дальнейшем развитии ребенка (особенности речевого и интеллектуального развития, эмоционально-волевой сферы, трудности общения и социальной адаптации).
В настоящее время проблема воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии становится всё актуальней, т.к. количество детей с нарушением речи с каждым годом заметно возрастает. Поэтому очень важно, как можно раньше выявить и устранить эти нарушения, чтобы в школе ребенок не испытывал трудности как в обучении, так и в общении со сверстниками.
Анализ специальной литературы и изучение детей с недоразвитием речи, в т.ч. с алалией, позволяют сделать вывод, что дети дошкольного возраста с нарушениями речи нуждаются не только в работе речевого характера, но и в работе общей коррекционной направленности, расширяющих сферу логопедической помощи. В связи с чем становится актуальным поиск эффективных методов, нацеленных на развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с алалией.
В свое время большой вклад в изучение алалии внесли Г. Гутцман (1894), А. Либманн (1900), М.В. Богданов-Березовский (1909), Э. Фрешельс (1931).
В более позднее время, общие проблемы, особенности речевого развития и структуры дефекта при алалии на основе применения различных критериев; различные формы алалии; методика логопедического воздействия, исследовались в трудах М.Е. Хватцева, Н.Н. Трауготат, В.К. Орфинской, Р.Е. Левиной, Л.В. Мелеховой, Г.В. Мациевской, Е.Ф. Соботович, В.А. Ковшикова, С.Н. Шаховской, В.К. Воробьевой, В.И. Лубовского, Р.И. Лалаевой, О.Н. Усановой и др.
Пути, средства психолого-педагогической коррекции особенностей личности детей с нарушениями речи, в т.ч. с алалией, раскрывают Н.А. Чевелева, Ю.Ф. Гаркуша, Н.В. Серебрякова, Р.И. Лалаева, А. Гермаковска, Г.С. Гуменная и др.
Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, В.М. Бехтерев, которые в своих работах доказали, что движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребёнка.
В.А. Сухомлинский отмечал: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».
Таким образом, когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное динамическое выполнение упражнений ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д. Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук.
Физиологами также установлено, что занятия мелкой моторикой улучшают: внимание ребенка, его работоспособность, память, творческие возможности. В середине 1980 годов исследователь детской речи Института физиологии детей и подростков АПН М.М. Кольцова пришла к заключению, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук, а систематические упражнения по тренировке движений пальцев оказывают стимулирующее влияние на развитие речи и являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.
Положительное влияние развития мелкой моторики на интеллект и речь ребенка подтверждены в трудах М. Монтессори, Д. Сели, Н.А. Бернштейна, В.М. Бехтерева, Л.С. Выготского, Р. Гнатадзе, Ю. Луговской, И. Павленко. У.В. Ульенковой, О.Н. Усановой, М.М. Безруких и др.
Целью курсовой работы является исследование особенностей мелкой моторики у детей дошкольного возраста с алалией.
В ходе исследования выдвинуты следующие задачи:
. изучить психологические особенности развития детей дошкольного возраста;
. дать психолого-педагогическую характеристику детей дошкольного возраста с алалией;
. выявить особенностей мелкой моторики у детей дошкольного возраста с алалией;
. провести опытно-экспериментальное исследование развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с алалией.
Объект исследования: дети дошкольного возраста с алалией.
Предмет: развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с алалией.
Методы исследования: анализ источников по проблеме исследования; наблюдение, беседа, диагностические методы; эксперимент.
Гипотеза: если ребенку с алалией систематически развивать тонкую моторику пальцев рук, то он успешнее преодолеет речевые нарушения.
База исследования: МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида для детей с нарушением речи № 3 «Речецветик» г. Зеленогорска Красноярского края. В эксперименте принимали участие 6 детей: 3 девочки и 3 мальчика.
Работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения, списка литературы и приложений.
Глава 1. Особенности развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с алалией
.1 Психологические особенности развития ребенка в дошкольном возрасте
педагогический моторика дошкольный речевой
Каждый возраст представляет собой качественно особый этап психического развития и характеризуется множеством изменений, составляющее в совокупности своеобразие структуры личности ребенка на данном этапе его развития. При этом, особенности возраста определяются связью между уровнем развития отношения с окружающими и уровнем развития знаний, способов, способностей. Изменение отношения между этими двумя разными сторонами процесса развития составляет важнейшее внутреннее основание («движущую силу») перехода к следующим возрастным этапам. Изменение условий жизни ребенка, форм воспитания и обучения является важнейшим фактором, определяющим смену возрастных периодов развития.
Под дошкольным возрастом понимается период развития ребенка от 3 до 7 лет. В эти годы происходит дальнейшее физическое развитие и совершенствование интеллектуальных возможностей ребенка. Отделение ребенка от взрослого к концу раннего возраста создает предпосылки для создания новой социальной ситуации развития. Впервые ребенок выходит за пределы своего семейного круга и устанавливает отношения с миром взрослых людей: дошкольник посещает магазины, поликлинику, начинает общаться со сверстниками. Идеальной формой, с которой начинает ребенок взаимодействовать, становятся социальные отношения, существующие в мире взрослых людей. Взрослый для ребенка выступает в обобщенной форме, как носитель общественных отношений (взрослый - папа, доктор, шофер и т.п.).
При этом, социальная ситуация развития дошкольника противоречива, т.к. ребенок, являясь уже членом общества, жить без общества не может и основная его потребность - жить вместе с окружающими людьми. Однако осуществить эту потребность в полностью невозможно, т.к. жизнь ребенка проходит в условиях опосредствованной, а не прямой связи с миром, поскольку ребенок еще не способен полноправно участвовать в жизни взрослых. Такую связь осуществляет игровая деятельность. Пытаясь смоделировать реальный мир, существующие в нем отношения и включиться внутрь такой смоделированной модели, ребенок осуществляет такую деятельность как сюжетно-ролевая игра, которая становится ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста. Осуществлять эту деятельность позволяет еще одна особенность социальной ситуации развития, которая состоит в возникновении взаимоотношений со сверстниками, образовании «детского общества».
Активное включение ребенка-дошкольника в различные виды деятельности, расширение круга его взаимоотношений со взрослыми и сверстниками способствуют быстрому развитию и совершенствованию многих психических познавательных процессов. В этом возрасте возрастает познавательная активность: развиваются восприятие, наглядное мышление, появляются зачатки логического мышления. Основой познания в этом возрасте становиться чувственное познание - восприятие и наглядное мышление. От того, как сформировано у ребёнка-дошкольника восприятие, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, зависят его познавательные возможности, дальнейшее развитие деятельности, речи и более высоких, логических форм мышления. Росту познавательных возможностей способствует становление смысловой памяти, произвольного внимания. Сенсорно-перцептивное развитие дошкольника включает две взаимосвязанные стороны
) усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлений;
) овладение новыми действиями восприятия, ощущения, позволяющими все более полно и расчлененно воспринимать мир.
В первой половине периода ребенок начинает усваивать общепринятые средства выполнения действий восприятия и наглядно-образного мышления - сенсорные эталоны и наглядные модели (выделение и отображение в наглядной форме связей и отношений между предметами и явлениями). Перцептивные действия становятся более скрытыми, свернутыми, сокращенными, их внешние звенья исчезают, а восприятие извне начинает казаться пассивным процессом. На самом деле этот процесс активен, протекает в сознании и в подсознании ребенка. В результате внешнее перцептивное действие превращается во внутреннее умственное действие. Таким образом, возникают внутренние действия восприятия.
Главные линии развития мышления в дошкольном детстве можно наметить следующим образом:
дальнейшее совершенствование наглядно-действенного мышления на базе развивающегося воображения;
улучшение наглядно-образного мышления на основе произвольной и опосредствованной памяти;
начало активного формирования словесно-логического мышления путем использования речи как средства постановки и решения интеллектуальных задач.
Внимание ребенка раннего дошкольного возраста является непроизвольным. Оно вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и людьми и остается сосредоточенным до тех пор, пока у него сохраняется непосредственный интерес к воспринимаемым объектам. Основное изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, т.е. внимание становится произвольным. Начиная со старшего дошкольного возраста, дети становятся способными удерживать внимание на действиях, которые приобретают для них интеллектуально значимый интерес (игры, головоломки, загадки, задания учебного типа). Однако непроизвольное внимание остается преобладающим на всем протяжении дошкольного возраста. Устойчивость внимания в интеллектуальной деятельности заметно возрастает к семи годам.
Память дошкольника также носит в основном непроизвольный характер, запоминание и припоминание происходит независимо от воли и сознания ребенка. В среднем дошкольном возрасте начинают складываться, а в старшем дошкольном возрасте совершенствоваться произвольные формы запоминания. Однако, в то время как произвольная память у дошкольников уже и развита, но по-прежнему непроизвольное запоминание, связанное с активной умственной работой детей над определенным материалом, остается значительно более продуктивным, чем произвольное запоминание того же материала. Память дошкольника, несмотря на ее несовершенство, в действительности становится ведущей функцией, заняв центральное место среди других психических процессов.
Воображение ребенка складывается в игре. На первых порах оно неотделимо от восприятия предметов и выполнения с ними игровых действий. В первой половине дошкольного детства у ребенка преобладает репродуктивное воображение, механически воспроизводящее полученные ранее впечатления в виде образов. В игре детей трех-, четырехлетнего возраста существенное значение имеет сходство предмета-заместителя с предметом, который он замещает.
У детей более старшего возраста воображение может опираться и на такие предметы, которые вовсе не похожи на замещаемые. Постепенно необходимость во внешних опорах исчезает. Происходит интериоризация - переход к игровому действию с предметом, которого в действительности нет, к игровому преобразованию предмета, приданию ему нового смысла и представлению действий с ним в уме, без реального действия. Это и есть зарождение воображения как особого психического процесса. Формируясь в игре, воображение переходит и в другие виды деятельности дошкольника. Наиболее ярко оно проявляется в рисовании и в сочинении сказок, стишков. В то же время у ребенка развивается произвольное воображение, когда он планирует свою деятельность, оригинальный замысел и ориентирует себя на результат. При этом ребенок научается пользоваться непроизвольно возникающими образами. В старшем дошкольном возрасте воображение из репродуктивного превращается в творчески преобразующее. Оно соединяется с мышлением, начиная выполнять познавательно-интеллектуальную функцию, становится управляемым.
В дошкольном детстве выделяют такие главные линии развития мышления:
) дальнейшее совершенствование наглядно-действенного мышления на базе развивающегося воображения;
) улучшение наглядно-образного мышления на основе произвольной и опосредованной памяти;
) начало активного формирования словесно-логического мышления путем использования речи как средства постановки и решения интеллектуальных задач;
) яркой особенностью мышления дошкольника является то, что именно в этом возрасте впервые возникает познавательная направленность мышления.
Однако основной вид мышления дошкольника - наглядно-образное мышление.
У дошкольников происходит также процесс развития понятий, особенно интенсивно, когда мышление и речь соединяются друг с другом.
Дошкольный возраст - период интенсивного совершенствования речи: обогащается словарь, правильным становится произношение звуков, развивается связная речь. Вначале младший дошкольник понимает и воспроизводит словесную инструкцию, но еще не может подчинить ей свое поведение. Развитие регулирующей функции словесной инструкции происходит наиболее успешно на основе формирования образа цели в процессе ориентировочной деятельности, образования связи между системой словесных указаний и наглядной ситуацией будущей деятельности.
К началу 3 года у детей формируется грамматический строй речи. К концу дошкольного возраста дети практически владеют почти всеми законами словообразования и словоизменения. Ситуативность речи (отрывочность и понятность лишь в конкретных условиях, привязанность к наличной ситуации) становится все менее выраженной. Появляется связная контекстная речь - развернутая и грамматически оформленная.
Однако элементы ситуативности еще долго присутствуют в речи ребенка: она изобилует указательными местоимениями, в ней много нарушений связности. В школьные годы ребенок переходит к сознательному овладению речью в процессе обучения. Усваивается письменная речь, чтение, что открывает дополнительные возможности для дальнейшего развития лексической, грамматической и стилистической сторон речи - как устной, так и письменной.
Развитие речи идет в нескольких направлениях, при этом речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления:
развитие словаря и грамматического строя речи. Словарь дошкольника увеличивается не только за счет существительных, но и за счет глаголов, местоимений, прилагательных, числительных. Рост словаря сопровождается освоением умения сочетать слова в предложениях по законам грамматики;
развитие фонематического слуха. При специальном обучении дошкольник учится производить звуковой анализ слова, расчленять его на составляющие его звуки и устанавливать порядок звуков в слове;
осознание словесного состава речи;
развитие функций речи: коммуникативной, планирующей, знаковой, экспрессивной.
Роль речи возрастает как в познании ребёнком окружающего мира, так и в развитии общения и разных видов деятельности. Дошкольники начинают выполнять действия по словесной инструкции, также происходит усвоение знаний на основе объяснений, но только при опоре на чёткие наглядные представления. Совершенствуется практическое употребление речи в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.
На протяжении дошкольного периода продолжает расти словарный запас ребенка. По сравнению с ранним возрастом рост составляет примерно три раза. К 3 годам ребенок употребляет до 500 слов, а понимает около 1500; в 6 лет знает 3-7 тысяч слов, а употребляет около 2000. Словарь ребенка содержит все части речи, умеет правильно склонять и спрягать. К 5-6 годам при условии обучения ребенок справляется с фонематическим (звуковым) анализом слова. На рост словаря существенное влияние оказывает социальная среда; индивидуальные особенности здесь наиболее заметны, чем в любой другой области психического развития.
Таким образом, развитие речи в дошкольном возрасте характеризуется следующими новообразованиями:
ребенок овладевает контекстной речью;
речь превращается в средство планирования и регуляции практического поведения ребенка, в связи с тем, что она сливается с мышлением ребенка;
эгоцентрическая речь подвергается интериоризации, превращается во внутреннюю речь и в этой форме сохраняет свою планирующую функцию;
овладение знаковой функцией речи, что является ключом для вхождения в мир человеческого социально-психологического пространства,...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Исследование памяти детей старшего дошкольного возраста

Курсовая работа: Эмпирическое исследование особенностей восприятия детьми дошкольного возраста сказочных героев

Курсовая работа: Исследование проблемы агрессивности детей дошкольного возраста

Курсовая работа: Влияние родительского воспитания на развитие эмоционально - волевой сферы детей старшего дошкольного возраста

Реферат: Воспитание доброжелательности у детей старшего дошкольного возраста