Курсовая работа: Исследование особенностей Я - концепции руководителей

В последние несколько десятилетий все более актуальными становятся различные психологические исследования, направленные на изучение личности руководителя. Так же в последние годы появляется много работ в области руководства предприятиями.

Дата добавления на сайт: 30 августа 2024


Скачать работу 'Исследование особенностей Я - концепции руководителей':


Курсовая работа
Тема:
Исследование особенностей Я - концепции руководителей

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ОСОБЕННОСТИ ПОНЯТИЯ Я - КОНЦЕПЦИЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
.1Понятие Я - Концепция и ее исследование
1.2Психологическая природа самооценки
.3Качества личности руководителя
Выводы по 1 главе
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ Я - КОНЦЕПЦИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
.1 Используемые методики, этапы проведения исследования
.2 Результаты исследования
Выводы по 2 главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
В последние несколько десятилетий все более актуальными становятся различные психологические исследования, направленные на изучение личности руководителя. Так же в последние годы появляется много работ в области руководства предприятиями.
Актуальным становится исследование Я - концепции как динамической системы представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов.
Достаточно сильно ощущается нехватка исследований, знаний и умений в области психологии управления у значительного числа руководителе в среднем и малом бизнесе. Данная работа нацелена на помощь руководителю разобраться в одном из важнейших компонентов психологии управления - Я - концепции руководителя.
Разработкой вопросов, связанных с изучением Я-концепции, занимались различные отечественные и зарубежные ученые (Р. Бернс, опиравшийся в свою очередь на теории Э. Эриксона и К. Роджерса;
Ч. Кули - разработка концепции зеркального «Я»;
Дж. Мид - концепция «обобщенного другого», в известной степени дополняющая и развивающая теорию зеркального «Я»;
У. Джеймс - первые разработки в области изучения Я-концепции;
В.С. Агапов, занимавшийся вопросами эмпирического изучения Я - концепции; В.Г. Зазыкин, занимавшийся изучением вопросов соотношения и разработки критериев и показателей становления Я-концепции).
Цель: изучить особенности Я - концепции руководителей для выявления уровня различий их самооценки, принятия себя и системы представлений о самом себе.
Объект исследования: Я - концепция.
Предмет исследования: особенности Я - концепции руководителей
Гипотеза исследования: для Я - концепции руководителей характерны такие свойства личности как вдумчивость, надёжность, практичность, увлеченность, самоуважение, самоинтерес и самоуверенность, а так же значимая положительная связь между Я - идеальным и Я - реальным.
Задачи:
1.Провести анализ основных научных подходов, посвященных вопросам изучения Я - концепции, в психологической литературе;
.Рассмотреть основные компоненты в системе Я - концепции;
3.Исследовать особенности Я - концепции у руководителей;
.Выявить наиболее характерные для руководителей свойства личности и показатели самоотношения;
Методологическая база исследования: в данной работе в качестве методологической основы взяты теории таких авторов как: У. Джеймс, Ч. Кули и Дж. Мид, З. Фрейд, Э. Эриксон, К. Роджерс, а так же Р. Бернс чьи разработки были связаны с изучением Я-концепции.
Методы и методики исследования.
В методы психодиагностики (анкетирование, тестирование);
работе использовались следующие методы:
метод анализа литературы по теме исследования;
В качестве методик исследования использовались:
Тест-опросник самоотношения Столина;
Методика Будасси исследования Я-концепции.
Экспериментальная база исследования: в исследование приняли участие 14 человек, от низшего до среднего руководящего звена, в подчинение у них находилось от 4-х до 8 человек.

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ОСОБЕННОСТИ ПОНЯТИЯ Я - КОНЦЕПЦИЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1Понятие Я - Концепция и ее исследование
Для начала работы по исследованию «Я - концепции личности руководителей» нам необходимо в психологической литературе проанализировать понятие Я - концепции в теориях разных авторов, чтобы применять знания в дальнейшей работе.
«Я - концепция («Я» - образ, Образ «я»)» - система представлений индивида о самом себе, осознаваемая, рефлексивная часть личности. Эти представления о себе самом в большей или меньшей степени осознаны и обладают относительной устойчивостью.
Личность - это совокупность структур, которые включают в себя социально обусловленные качества человека, которые могут развиться и сформироваться только в обществе, и только во взаимодействии с социумом [1].
Итак, среди исследований Я - концепции можно выделить ряд авторов, на чьи теории мы будем опираться как на методологическую базу нашего исследования.
У. Джеймс: «Я» - физическое, социальное, духовное и истинное Я
У. Джеймс рассматривал понимание «Я» в четырех аспектах:
.Физическое «Я» - материальная основа, которой обладает личность - тело, а также предметы материального мира, которые человек считает своими. Важным здесь становится, как человек принимает свое тело.
. Социальное «Я» - это отношение человека с окружающим социальным миром в целом: «мой» - муж, семья, родина.
. Духовное «Я» - сознание человека, все мысли, чувства, психические функции: «мое» - мышление, память, восприятие.
. Истинное «Я» - тот хозяин, которому все принадлежит - мысли, тело, родственники и про которое нельзя сказать «мое», т.к. это то, что истинное [6].
Эти четыре аспекта играют для нас важную роль, так как все люди имеют свое я, независимо от того руководители они или подчиненные.
Следующую теорию которую мы рассмотрим, будет теория «Понятие Я - концепции» Карла Роджерса.
Я - концепция - это система представлений человека о себе, в которую входят представления о внешности, способностях, мыслях, возможностях, жизненном пути, кем мы видим себя в будущем, семейных и других социальных отношениях [10].
Существует разделение на Я-реальное и Я-идеальное (каким бы я хотел быть - является источником развития).
В тесте на самооценку дается несколько шкал - ум, здоровье, красота, честность. Сравнивается - где я и каким бы хотел быть.
Совпадение свидетельствует о некоем личностном тупике, когда некуда развиваться. Если большой разрыв, то слишком большая идеализация и нереальность идеала. Часто Я-идеальное - это социальное представление. Основные положения теории Роджерса (1954, 1959) выглядят следующим образом:
Сущность феноменалистической теории личностного Я, представляющей собой часть общей теории личности, заключается в том, что человек живёт главным образом в своем индивидуальном и субъективном мире.
Я-концепция возникает на основе взаимодействия с окружающей средой, в особенности с социальной. Этот процесс не получает детального описания у Роджерса, но, по-видимому, его точка зрения близка к взглядам Кули и Мила.
Я-концепция - это система самовосприятий. Именно Я-концепция, а не некое реальное Я имеет определенное значение для личности и ее поведения. Как отмечали Снигг и Комбс (1949), существование реального Я - это вопрос скорее философский, поскольку наблюдать его непосредственно невозможно.
Я-концепция выступает как наиболее важная детерминанта ответных реакций на окружение индивида. Я-концепцией предопределяется восприятие значений, преписываемых этому окружению.
Вместе с Я-концепцией развивается потребность в позитивном отношении со стороны окружающих, независимо от того, является ли данная потребность приобретенной или врожденной [9].
Выбранная нами методика Будасси «Исследования Я-концепции» опирается на теорию К. Роджерса.
Следующая теория авторов Ч. Кули и Дж. Мида понятие Я концепции “я” (I), “меня” (Me), “мое” (mу), “я сам”, самость.
Чарльз Хортон Кули (1864 - 1929) является одним из исследователей самости, то есть понятий: “я” (I), “меня” (Me), “мое” (mу), “я сам” (myself), так же к его идеям относится концепция зеркального “Я”.
Почти все виды идей могут быть связанны “чувством моего (my-feeling)” поэтому они названы “я” или “мое”.
«Чувство, или ощущение, самости можно рассматривать как инстинктивное, оно, несомненно, развивалось в связи с его важной функцией по стимулированию и объединению всевозможных особых деятельностей индивидов. Оно, таким образом, очень глубоко укоренено в истории человеческого рода и, очевидно, необходимо для любой системы жизни вообще, которая схожа с нашей», говорит Ч. Кули.
Кули поставил перед собой задачу исследовать процесс постепенного понимания личностью отличия своего Я от других личностей. В результате многочисленных исследований он определил, что развитие концепции собственного Я происходит в ходе длительного, противоречивого и запутанного процесса и не может осуществляться без участия других личностей, т.е. без социального окружения. Даже скупец, втайне любующийся своим спрятанным золотом, может почувствовать “мое” только в том случае, если он вспоминает о мире людей, над которым он имеет тайную власть.
Самость может быть агрессивной, и тогда она выражается в присваивании себе объектов общего желания.
Из понятия самости следует концепция зеркального “Я”, имеющая очень большое значение в социологии.
Каждый человек, по предположению Ч. Кули, строит свое Я, основываясь на воспринятых им реакциях других людей, с которыми он вступает в контакт. Кроме простого восприятия “Я” через самого себя, мы также воспринимаем свое “Я” как бы видя его отражение в других.
Кули подробно проанализировал развитие личности на основании концепции зеркального “Я” [18].
Далее идеи Ч. Кули развивал Джордж Герберт Мид (1863-1931)
Д. Мид разработал теорию, которая стала развивать и дополнять теорию зеркального Я, он объяснил в ней суть процесса восприятия индивидом других личностей и развил концепцию “обобщенного другого”.
“Обобщенный другой” - всеобщие ценности и стандарты поведения некоторой группы, которые формируют у членов этой группы индивидуальный Я-образ. Если происходит осознание “обобщенного другого” развиваются процессы “принятия роли” и “исполнения роли”.
Принятие роли - это попытка принять на себя поведение личности в другой ситуации или в другой роли.
Исполнение роли - это действия, связанные с действительным ролевым поведением, в то время как принятие роли только претендует на игру [7].
В ходе формирования своей концепции Я, индивид, проходит последовательно все стадии вхождения в другие роли, у него начинает развиваться способность видеть собственное поведение во взаимоотношениях с другими людьми, и ощущать на себе их реакции [11].
Итак, человек может видеть себя в других, это основа теории зеркального - Я у Ч. Кули, далее его теорию развил Д. Мид и основал свою теорию “Обобщенный другой”.
Так же, мы не могли не учесть такого автора как 3. Фрейд и его теорию Я - концепции личности, состоящей из трех компонентов.
В работах ""Я" и "Оно"", "По ту сторону удовольствия" 3. Фрейд предложил иную модель человеческой личности. Он утверждал, что личность состоит из трех основных компонентов: "Оно", "Я" и "Сверх - Я".
"Оно" - наиболее примитивный компонент, носитель инстинктов, "бурлящий котел влечений".
Инстанция "Я" следует принципу реальности и учитывает особенности внешнего мира, его свойства и отношения.
"Сверх - Я" служит носителем моральных норм.
Личность, по З. Фрейду, - это взаимодействие взаимно побуждающих и сдерживающих сил. Чтобы определить динамику личности нужно пронаблюдать действие инстинктов, которые состоят из четырех компонентов:
побуждение;
цель, то есть достигнутое удовлетворение;
объект, с помощью которого цель может быть достигнута;
источник, в котором побуждение порождается [5].
Одно из основных положений психоаналитического учения о развитии личности заключается в том, что сексуальность есть основной человеческий мотив. В соответствии со своей сексуальной теорией психики 3. Фрейд все стадии психического развития человека сводит к стадиям преобразования и перемещения по разным эрогенным зонам либидонозной, или сексуальной энергии [5].
Развитие Я - концепции в трудах Э. Эриксона
Подход Эриксона, по существу являющийся развитием концепции Фрейда, обращен к социокультурному контексту становления сознательного Я индивида - эго. Проблематика Я - концепции рассматривается Эриксоном сквозь призму эго-идентичности, понимаемой как возникающий на биологической основе продукт определенной культуры. Ее характер определяется особенностями данной культуры и возможностями данного индивида. Источником эго-идентичности является, по Эриксону, "культурно значимое достижение".
Идентичность эго-индивида возникает в процессе интеграции его отдельных идентификаций; поэтому важно, чтобы ребенок общался со взрослыми, с которыми он мог бы идентифицироваться. В теории Эриксона описаны восемь стадий личностного развития и соответствующих изменений эго-идентичности, охарактеризованы присущие каждой из этих стадии кризисные поворотные пункты и указаны личностные качества, возникающие при разрешении этих внутренних конфликтов [13].
Особенно сложным является процесс развития эго-идентичности в пору юности. Поэтому Эриксон уделяет особое внимание юношескому кризису развития и "размытости" эго-идентичности в этот период. Эриксон определяет эго-идентичность как заряжающее человека психической энергией "субъективное чувство непрерывной самотождественности" (1968).
Более развернутого определения он нигде не приводит, хотя и указывает, что эго-идентичность - это не просто сумма принятых индивидом ролей, но также и определенные сочетания идентификаций и возможностей индивида, как они воспринимаются им на основе опыта взаимодействия с окружающим миром, а также знание о том, как реагируют на него другие. Поскольку эго-идентичность формируется в процессе взаимодействия индивида с его социокультурным окружением, она имеет психосоциальную природу [12].
Механизм формирования эго-идентичности, по Эриксону, во многом схож с описанным Кули и Милом действием "генерализованного другого". Однако Эриксон считает, что этот процесс протекает в основном в сфере бессознательного. Он критикует такие понятия, как "самоконцептуализация", "самооценка", "образ Я", считая их статическими, в то время как, по его мнению, главной чертой этих образований является динамизм, ибо идентичность никогда не достигает завершенности, не является чем-то неизменным, что может быть затем использовано как готовый инструмент личности (1968) [19].
Роберт Бернс Я - концепция как совокупность установок "на себя".
Установки, выделенные Р. Бернсом можно применять для рассмотрения личности руководителя с позиции его самовосприятия.
В теории у Роберта Бернса выделение описательной и оценочной составляющих позволяет рассматривать Я - концепцию как совокупность установок, направленных на самого себя. В большинстве определений установки подчеркиваются три главных элемента:
Убеждение, которое может быть как обоснованным, так и необоснованным (когнитивная составляющая установки).
Эмоциональное отношение к этому убеждению (эмоционально-оценочная составляющая).
Соответствующая реакция, которая, в частности, может выражаться в поведении (поведенческая составляющая) [2].
Применительно к Я - концепции эти три элемента установки можно конкретизировать следующим образом:
Образ Я - представление индивида о самом себе.
Самооценка - аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.
Потенциальная поведенческая реакция, то есть то конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.
Когнитивная составляющая Я - концепции:
Представления индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Конкретные способы самовосприятия, ведущего к формированию образа Я., могут быть самыми разнообразными [4].
Теперь мы перейдем к рассмотрению самооценки, так как она является важнейшей частью личности, и непосредственно влияет на личность руководителя и его стиль управления.
1.2Психологическая природа самооценки
Самооценка является одним из важнейших показателей индивидуально-личностного развития человека. От самооценки зависит характер взаимоотношений человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Под самооценкой в психологии принято понимать интериоризированный механизм социальных контактов, ориентаций и ценностей преобразуемый в оценку личностью самой себя, своих возможностей, качества и места среди других людей (Д.И. Фельдштейн 1994, В.В. Столин 1983, И.И. Чеснокова 1977).
В психологии самооценка относится к числу сложнейших личностных образований изучение которого осуществляется в единстве с такими явлениями, как «Я», «Образ Я», «Я-концепция» и самосознание [3].
Понятие, виды и типы самооценки
В отечественной психологии самооценка рассматривается как продукт развития личности, так же как одну из сторон самосознания личности. (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн и др.)
Психология раскрывает не только соотношение отдельных элементов самосознания, но и его динамику, стремится выявить факторы, влияющие на формирование «образа Я» и отдельных его компонентов (самооценки, самоуважения), а также то, как «образ Я», в свою очередь, влияет на поведение личности.
Под самооценкой принято понимать «осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающему, к другим людям и самому себе». Самооценка, таким образом, выступает основным ядром личности, является важнейшим регулятором поведения, и, поэтому, вне индивидуальности и личности она не может быть рассмотрена.
Впервые к изучению самооценки и выявлению проблем связанных с этим психологическим образованиям личности, обратились зарубежные исследователи.
Так исследования С. Куперсмита (1967) позволили ему первоначально выделить пять форм проявления самооценки (низкая, средняя, соответствующая, высокая, очень высокая), на основании которой им осуществлялась классификация испытуемых на различные подгруппы.
Рассмотрение самооценки как определяющего компонента образа «Я» личности, составляет основу классической концепции В. Джеймса (1902) от актуализации идеального «Я». Понятие «самооценка» в интерпретации В. Джеймса, отождествляется с понятием самоуважение и характеризуется соотношением реальных достижений индивида с тем, на что он претендует, рассчитывает, то есть с уровнем потенциальных успехов, которые индивид намеревается достичь [3].
Для достижения сохранности чувств и самоуважения у человека могут быть на выбор два противоположных пути: в одном случае, имеет смысл приложить максимум усилий для достижения успеха, что не для любого является посильной задачей; в другом - осуществить попытку снизить уровень собственных притязаний, что позволит сохранить самоуважение даже при...

Похожие материалы:

Реферат: Исследование особенностей мелкой моторики у детей дошкольного возраста с алалией

Реферат: Исследование особенностей внимания младших школьников

Курсовая работа: Эмпирическое исследование особенностей восприятия детьми дошкольного возраста сказочных героев

Реферат: Взаимосвязь родительского воспитания и «я» - концепции девушек подросткового возраста (13 лет)

Курсовая работа: Исследование психологических особенностей студентов вуза статистическими методами