Реферат: Исследование проблемы психологической адаптации будущих специалистов к деятельности

Адаптация - это динамический процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода. Именно механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды.

Дата добавления на сайт: 30 августа 2024


Скачать работу 'Исследование проблемы психологической адаптации будущих специалистов к деятельности':


Содержание
Введение
. Теоретические основы изучения психологической адаптации молодого специалиста
.1 Понятие адаптации и дезадаптации личности
.1.1 Общие положения процесса адаптации и дезадаптации
.1.2 Виды адаптации
.1.3 Цели адаптации и обоснование ее необходимости
.1.4 Этап адаптации
.1.5 Связь понятий «адаптация» и «профориентация»
.2 Опыт профориентации и адаптации
.2.1 Зарубежный опыт
.2.2 Отечественный опыт
.3 Организация эффективного управления адаптацией
.3.1 Цели и задачи управления адаптацией
.3.2 Подразделения по адаптации персонала. Их функции и направления
.3.3 Программы адаптации
.3.4 Оценка результатов адаптации
.4 Выводы
. Экспериментальное исследование проблемы психологической адаптации будущих специалистов к деятельности
.1 Организация эксперимента
.2 Анализ результатов исследования
.2.1 Результаты исследования социально-психологической адаптации по методике К. Роджерса и Р.Даймондом
.2.2 Результаты нахождения количественного выражения уровня самооценки по тесту С.А. Будасси
.2.3 Методика Спилбергера - Ханина определения уровня тревожности
.2.4 Результаты диагностики личности на мотивацию к успеху по методике Т.Елерса
.2.5 Результаты диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач по методике Т. Элерса
.3 Анализ корреляционных связей
.4 Рекомендации успешной адаптации студентов к трудовой деяльности
.5 Выводы
Заключение
Список литературы
Введение
Адаптация - это динамический процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода. Именно механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды.
Сейчас украинское общество находится в состоянии острого социально-экономического кризиса. Данный кризис сказывается на доходах населения, естественно повлияло на психологическое состояние большинства людей.
Анализируя, на какие группы населения сложившаяся ситуация, повлияла больше, можно сделать вывод, что, в первую очередь, она касается социально уязвимых групп населения - старики, инвалиды, молодежь. Все эти категории характеризуются одним общим признаком - они не имеют стабильного заработка, обеспечивает полноценное удовлетворения насущных потребностей. Но если больные люди, старые и другие категории малозащищенных слои населения в силу естественных причин лишены возможности трудиться и зарабатывать, то ситуация с адаптацией молодежи требует особого внимания.
На сегодняшний день в нашем обществе отсутствует твердая уверенность в завтрашнем дне. Происходит частая смена обстановки, неизбежно приводит к тому, что людям приходится постоянно подстраиваться, адаптироваться к новым условиям. Здесь необходимо уделить особое внимание психологическим проблемам адаптации молодежи, особенно выпускников высших учебных заведений, поскольку от того, как адаптируется данная социальная группа к новым для нее условиям жизнедеятельности в обществе, будет зависеть будущее самого общества.
В связи с этим перед выпускником вуза возникает важная социально-психологическая проблема, касающаяся его адаптации к профессиональной деятельности. Проблема эта заключается в том, каким образом, в каких условиях молодой специалист реализовывать свой ​​потенциал, то есть насколько успешно пройдет процесс его психологической адаптации к новым социально-экономическим условиям его жизнедеятельности.
В последние годы проблеме адаптации предоставляются все больше внимания. Причиной этому является признание важной роли данного процесса в трудовой деятельности человека. В частности, именно адаптация студентов к трудовой деятельности является актуальной проблемой на сегодняшний день. К сожалению, пока важность мероприятий по профориентации и адаптации работников в нашей стране не достаточно серьезно воспринимается кадровыми службами, в институтах не в достаточном количестве проводятся работа со студентами по подготовке их к изменению трудовой деятельности. В условиях изменения студентом ведущей трудовой деятельности, важность проблемы адаптации еще больше возрастает.
Большинство людей, приступая к новой работе, хочет быстрее ее освоить и показать, что они могут справляться с ней хорошо. Однако независимо от того, первая это их работа или нет, новые члены коллектива приходят в первый рабочий день с множеством естественных опасений. Итак, тема адаптации будущих специалистов к профессиональной деятельности весьма актуальна потому что если сейчас студент будет не готов к изменению ведущей деятельности он не сможет полноценно работать и это может привести к негативным последствиям для общества в целом.
Объект исследования: профессиональная деятельность будущего специалиста;
Предмет исследования: особенности психологической адаптации будущих специалистов к деятельности в профессиональной среде;
Цель исследования: проанализировать и исследовать проблему адаптации будущих специалистов;
Задачи:
Реферирование психологической литературы по проблемам адаптации, профориентации, введение в должность;
Определение уровня адаптации студентов;
Выявление уровня самооценки у испытуемых;
Определение уровня тревожности у студентов,
Определение уровня мотивации студентов к успеху и избегания неудач;
Определение корреляционной связи между исследуемыми признаками;
Разработка практических рекомендаций по эффективному управлению адаптацией испытуемых.
В исследовании приняли участие 45 студентов 4 курса, 4 человека и 41 дама. Возраст испытуемых от 19 до 22 лет.
Методы исследования:
Методика диагностики социально-психологической адаптации (К. Роджерса и Р. Даймонда)
Тест «Нахождение количественного выражения уровня самооценки" (С.А. Будасси)
Тест ситуативной тревожности (Спилбергера-Ханина)
Методика диагностики личности на мотивацию к успеху (Т. Елерса)
Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач (Т. Елерса)
Методы математической обработки: метод ранговой корреляции Спирмена.
1. Теоретические основы изучения психологической адаптации молодого специалиста
.1 Понятие адаптации и дезадаптации личности
адаптация психологический самооценка социальный
1.1.1 Общие положен н я процесса адаптации и дезадаптации
Психологическая адаптация - приспособление человека к существующим в обществе условиям и критериям оценки за счет присвоения норм и ценностей данного общества.
Адаптацию рассматривают как уровень приспособления человека. Она проявляется через ее самоощущение и социальный статус, удовлетворенность или неудовлетворенность собой и своей жизнью. Дезадаптация всегда психосоматический характер (и души, и тела) и протекает в трех формах: невротический (неврозы), агрессивно-протестной и капитулятивно-депрессивный (психосоматические заболевания и нарушения поведения).
Все люди различаются по уровню адаптивности. Врожденные основы адаптивности - это инстинкты, темперамент, конституция тела, эмоции, врожденные задатки интеллекта и способностей, внешние данные, и физическое состояние организма. Уровень адаптивности повышается или снижается под влиянием воспитания, обучения, условий и образа жизни.
Под адаптацией студентов к трудовой деятельности понимается приспособление выпускников вузов к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности. Однако, адаптация - это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологического, личностного, социального развития.
Проблему дезадаптации рассматривали такие авторы Безруких М.М., Агафонова И.Н., Ковалева Л., Каган В.Е. [1]. Они выделяют следующие симптомы и критерии дезадаптации: агрессия по отношению к людям, чрезмерная подвижность, постоянные фантазии, чувство собственной неполноценности, упрямство, неадекватные страхи, сверхчувствительность, неспособность сосредоточиться в работе, неуверенность, частые эмоциональные расстройства, лживость, заметна обособленность, чрезмерная мрачность и неудовлетворенность, завышенная самооценка, говор с самим собой.
Эти симптомы могут быть в крайних вариантах нормы (акцентуация характера, патохарактерологические формирования личности) и пограничных расстройствах (неврозы, неврозоподобные состояния, резидуальные органические нарушения), тяжелых психических заболеваниях (эпилепсия, шизофрения).
Можно выделить следующие факторы, способствующие дезадаптации:
) специалистов на рабочем месте:
) недостатки в подготовке, социально-педагогическая запущенность;
) длительная и массивная депривация;
) соматическая ослаблена;
) нарушение формирования отдельных психических функций и познавательных процессов;
) нарушение формирования навыков (дислексии, диграфия, дискалькумия)
) двигательные нарушения;
) эмоциональные расстройства [2].
Рассматривая существующие в современной науке подходы к проблеме дезадаптации, можно выделить три основных направления.
а) Медицинский подход. Сравнительно недавно в отечественной, преимущественно психиатрической литературе появился термин «дезадаптация», обозначающий нарушение процессов взаимодействия человека с окружающей средой. Его употребление достаточно неоднозначно, что проявляется прежде всего в оценке роли и места состояний дезадаптаций по отношению к категориям «норма» и «патология». Отсюда - трактовка дезадаптации как процесса, протекающего вне патологии и связанного с отвыканием от одних привычных условий жизни и, соответственно, привыкание к другим; понимание под дезадаптацией нарушений, выявляемых при акцентуации характера [3]; оценка приневротичних нарушений, невротических состояний как самих универсальных проявлений психической дезадаптации. [4]. Термин «дезадаптация», употребляемое относительно психических больных, означает нарушение или утрату полноценного взаимодействия индивида с окружающим его миром.
б) Социально-психологический подход. Для более глубокого понимания проблемы важно рассмотреть соотношение понятий социально-психологической адаптации и социально-психологической дезадаптации. Если понятие социально-психологической адаптации отражает явления включенности взаимодействия и интеграции с общностью и самоопределения в ней, а социально-психологическая адаптация личности заключается в оптимальной реализации внутренних возможностей человека и его личностного потенциала в социально значимой деятельности, в способности, сохраняя себя как личность, взаимодействовать с окружающим социумом в конкретных условиях существования, то социально-психологическая дезадаптация рассматривается большинством авторов Т.Г. Дичев, К.Э. Тараса, Б.Н., Алмазов Ю.А., Александровский [5], как процесс нарушения гомеостатического равновесия личности и среды, как нарушение приспособления индивида в силу действия тех или других причин; как нарушение, обусловленное «несоответствием врожденных потребностей личности ограничивающей требованию социальной среды; как неспособность личности адаптироваться к собственным потребностям и притязаний.
В процессе социально-психологической адаптации изменяется и внутренний мир человека: появляются новые представления, знания о деятельности, которой он занимается, в результате чего происходит самокоррекция и самоопределение личности. Претерпевают изменения и самооценка личности, которая связана с новой деятельностью субъекта, ее целями и задачами, трудностями и требованиями; уровень притязаний, образ «Я», рефлексия, «Я - концепция», оценка себя по сравнению с другими. Исходя из данных оснований, происходит изменение установки на самоутверждение, индивид приобретает необходимые знания, умения и навыки. Все это и определяет сущность его социально-психологической адаптации к социуму, успешность ее протекания.
Интересна позиция А.В. Петровского определяющего процесс социально-психологической адаптации как вид взаимодействия личности с окружающей средой, в ходе которой согласуются и ожидания его участников [6]. При этом автор подчеркивает, что важнейшим компонентом адаптации является согласование самооценок и притязаний субъекта с его возможностями и реальностью социальной среды, включая как реальный уровень, так и потенциальные возможности развития среды и субъекта, выделение индивидуальности личности в процессе его индивидуализации и интеграции в данном конкретном социальной среде через получение социального статуса и способности индивида приспособиться к данной среде.
Противоречие между целью и результатом, как предполагает В.А. Петровский, неизбежна, но в ней источник динамики индивида, его существования и развития. Так, если цель не достигнута, она побуждает продолжить активность в заданном направлении. «То, что рождается в общении, оказывается неизбежно иным, чем намерения и побуждения общающихся. Если вступающие в общение занимают эгоцентрическую позицию, то это составляет очевидную предпосылку распада общения [7].
в) Онтогенетический подход. С позиции онтогенетического подхода к исследованию механизмов дезадаптации особое значение имеют кризисные, переломные моменты в жизни человека, когда происходит резкое изменение его «ситуации социального развития» [8], что вызывает необходимость реконструкции типа адаптивного поведения, сложившийся. В контексте данной проблемы наибольший риск представляет момент перехода студентов с обучения в вузах к профессиональной деятельности.
Студенты далеко не с одинаковой успеваемостью «уживаются» в новых условиях жизнедеятельности. Можно выделить три уровня адаптации молодых специалистов в профессиональной деятельности.
Можно сделать вывод, что в процессе формирования дезадаптации молодых специалистов определяющее влияние оказывает взаимодействие различных факторов риска.
Вполне естественно, что преодоление той или иной формы дезадаптации прежде всего должно быть направлено на устранение причин, ее вызывающих. Очень часто дезадаптация сотрудника на рабочем месте негативно влияет на его адаптацию в других средах общения. При этом возникает общая средовая дезадаптация человека, указывающая на его социальную отгороженный, отвержения.
.1.2 Виды адаптации
Обобщая высказывания разных авторов и выделял главное, можно осуществить классификацию адаптации по следующим критериям:
. Что касается отношений субъект-объект:
а) активная - когда индивид стремится воздействовать на среду для того, чтобы изменить его (в том числе и те нормы, ценности, формы взаимодействия и деятельности, которые он должен освоить);
б) пассивная - когда он не стремится такого действия и изменения.
. Что касается действий работника:
а) прогрессивная - благоприятно воздействующая на работника;
б) регрессивная - пассивная адаптации к среде с отрицательным содержанием (например, с низкой трудовой дисциплиной).
. По уровню:
а) первичная - когда человек впервые включается в постоянную трудовую деятельность на конкретном предприятии;
б) вторичная - при последующей смене работы.
Автор статьи «Методы адаптации персонала» В. Волина выделяет также еще два вида адаптации:
Адаптация работника в новой должности;
Адаптация работника к понижению в должности;
. По направлениям:
а) производственная;
б) непроизводственная.
Рассмотрим значение некоторых из приведенных типов адаптации:
Профессиональная адаптация заключается в активном освоении профессии, ее тонкости, специфики, необходимых навыков, приемов, способов принятия решений для начала в стандартных ситуациях. Она начинается с того, что после выяснения опыта, знаний и характера новичка для него определяют наиболее приемлемую форму подготовки, например, направляют на курсы или прикрепляют наставника.
Сложность профессиональной адаптации зависит от широты и разнообразия деятельности, интереса к ней, содержание труда, влияния профессиональной среды, индивидуально-психологических свойств личности [9].
Психофизиологическая адаптация - адаптация к трудовой деятельности на уровне организма работника как целого, результатом чего становятся меньшие изменения его функционального состояния (меньшее утомление, приспособление к высоким физическим нагрузкам и т.п).
Психофизиологическая адаптация особых сложностей не представляет, протекает достаточно быстро и во многом зависит от здоровья человека, его естественных реакций, характеристики самих этих условий. Однако, большинство несчастных случаев происходит в первые дни работы именно из-за ее отсутствия [9, 11].
Много внимания психофизиологической адаптации уделено в учебном пособии В.Р. Веснина.
Социально-психологическая адаптация человека к производственной деятельности - адаптация к ближайшему социальному окружению в коллективе, к традициям и неписаным нормам коллектива, к стилю работы руководителей, к особенностям межличностных отношений, сложившихся в коллективе. Она означает включение работника в коллектив как равноправного, принимается всеми его членами.
Она может быть связана с немалыми трудностями, к которым относятся обманутые ожидания быстрого успеха, обусловленные недооценкой трудностей, важности живого человеческого общения, практического опыта и переоценкой значения теоретических знаний и инструкций [9, 11].
.1.3 Цели адаптации и обоснование ее необходимости
На облегчение вхождения новых сотрудников в организацию призваны процедуры адаптации.
В самом общем виде адаптация - «процесс приспособления работника к условиям внешней и внутренней среды» [1]. Термин «адаптация» чрезвычайно широк и применяется в различных областях науки. В социологии и психологии выделяют социальную и производственную адаптацию. В известной степени эти два вида адаптации пересекаются друг с другом, но каждая из них имеет и самостоятельные сферы приложения: социальная деятельность не замыкается на производстве, а производственная - включает и технические, и биологические, и социальные аспекты.
С позиции управления персоналом наибольший интерес представляет производственная адаптация. Именно она является инструментом в решении такой проблемы, как формирование у нового рабочего требуемого уровня производительности и качества труда в более короткие сроки.
Можно привести определение адаптации Эдгара Штейна: «процесс познания нитей власти, процесс достижения доктрин, принятых в организации, процесс обучения, осознания того, что является важным в этой организации или ее подразделениях» [1]
Принципиальными целями адаптации, по А.Я. Кибанова, являются:
Уменьшение стартовых издержек, так как пока новый работник плохо знает свое рабочее место, он работает менее эффективно и требует дополнительных затрат;
Снижение озабоченности и неопределенности у новых работников;
Сокращение текучести рабочей силы, так как, если...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Эмпирическое исследование взаимосвязи аддиктивного поведения и социально-психологической адаптированности личности подростка

Реферат: Вклад Мерлина В.С. в исследование проблем индивидуального стиля деятельности

Курсовая работа: Исследование индивидуального стиля поведения детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи в учебной деятельности

Курсовая работа: Исследование проблемы агрессивности детей дошкольного возраста