Курсовая работа: Исследование самоотношения студенток, ожидающих рождение ребёнка

Структура и специфика отношения личности к собственному «Я» оказывают регулирующее влияние практически на все аспекты поведения человека. Самоотношение играет важную роль в установлении межличностных отношений, в постановке и достижении целей, в способах формирования стратегий поведения, разрешения кризисных ситуаций, а также в профессиональном и личностном становлении [25].

Дата добавления на сайт: 19 августа 2024


Скачать работу 'Исследование самоотношения студенток, ожидающих рождение ребёнка':


Введение
Структура и специфика отношения личности к собственному «Я» оказывают регулирующее влияние практически на все аспекты поведения человека. Самоотношение играет важную роль в установлении межличностных отношений, в постановке и достижении целей, в способах формирования стратегий поведения, разрешения кризисных ситуаций, а также в профессиональном и личностном становлении [25].
Проблема самоотношения является одной из острых на сегодняшний день. Положительное самоотношение обеспечивает личности стабильное развитие. Для того, чтобы сложилось определенное отношение к самому себе необходимо знать свои сильные и слабые стороны. Самоуважение, симпатия, самопринятие, любовь к себе, чувство расположения, самооценка, самоуверенность, самоуничижение, самообвинение - это далеко не полный перечень черт, используемых для обозначения целостного самоотношения или отдельных его аспектов [42].
В современной психологии проблеме самоотношения уделяется пристальное внимание. Среди зарубежных и отечественных исследований можно назвать работы Р. Бернса, С. Куперсмита, С.Р. Пантилеева, М. Розенберга, Н.И. Сарджвеладзе, Е.Т. Соколовой, В.В. Столина, Р. Щавельзона, изучавших особенности строения самоотношения. Д.В. Желателев, А.П. Корнилов, М. И. Лисина, Г.И. Морева, К. Роджерс, И. Г. Чеснова, С. Г. Якобсон исследовали взаимосвязи самоотношния с другими проявлениями личности. Н.Н. Авдеева, А. Адлер, Р. Бернса, Г.К. Валицкас, Ю.Б. Гиппенрейтер, Е.И. Савонько, В. Сатир, Э. Эриксон выделяли факторы, оказывающие влияние на формирование самоотношения.
Одной из проблем, рассмотренной в научной литературе также является самоотношение беременных женщин. Разные аспекты данной проблемы исследовали Филиппова Г.Г., Брутман В.И., Мещерякова C.Ю., А.С. Батуев и др.
Психологическая готовность к материнству во многом предопределяет поведение женщины во время беременности, настроение на роды, особенности взаимодействия с ребенком до и после его рождения. В то же время менее изученными продолжают оставаться содержательные признаки понятия «психологическая готовность к материнству», факторы, которые определяют его структуру и, главное, динамические характеристики готовности к материнству, которые допускают развитие этого системного свойства человека.
Психологические аспекты материнства изучены преимущественно у взрослых женщин. Поток зарубежных и отечественных исследований в области психологии материнства отличается обширностью, разнонаправленностью концепций и подходов, множественностью культурных и индивидуальных вариантов. Материнство рассматривается с нескольких позиций: как культурно-исторический феномен (Выготский Л.С., Кон И.С., Мид М., Эриксон Э.), биологическое инстинктивное поведение (Лоренц К., Хайнд Р., Харлоу Г.), психофизиологический феномен (Аршавский И.А., Батуев А.С., Вульф Ф.Р., Кушнеренко Е.В., Михайлова Е.Б.), конфликт «идентификации-дифференциации» при формировании зрелой половой идентичности женщины (Винникотт Д., Гроф С., Каплан Г., Фрейд З., Хорни К.), часть личностной сферы женщины (Мещерякова С.Ю., Шерешевский П., Шмурак Ю.И., Филиппова Г.Г.), функция по обеспечению развития ребенка (Авдеева Н.Н., Боулби Д., Брутман В.И., Варга А.Л., Лисина М.И., Мещерякова С.Ю., Мухамедрахимов Р.Ж., Мухина В.С., Спиваковская А.С., Спитц Р., Раттер М., Якобсон Д.).
Беременность в психологии определяется, прежде всего, как этап развития материнской сферы женщины, которая готовят ее к последующему выполнению материнских функций в постнатальном периоде, то есть этап психологической подготовки к материнству. Так же беременность рассматривается как критический период жизни женщины, стадия половой идентификации, особенная ситуация, для адаптации. Исследователями затрагивается вопрос о том, что здоровье и психологическое благополучие ребенка во многом зависит от самоотношения матери.
Наиболее остро проблема становления самоотношения женщин, ожидающих ребенка обнаруживается в студенческом возрасте, когда вопросы осмысления собственного Я и его взаимодействия с миром приобретают новое звучание. Актуальными в этом возрасте становятся изменения в физическом и когнитивном развитии. Поэтому и встает вопрос об особенностях развития самоотношения студенток, ожидающих рождение ребенка.
Цель исследования: выявление особенностей самоотношения студенток, ожидающих рождение ребёнка
Объект исследования: самоотношение студенток.
Предмет исследования: особенность самоотношения студенток ожидающих рождение ребёнка.
Гипотеза исследования: самоотношение студенток, ожидающих рождение ребёнка отличается самоуважением, аутосимпатией и низким уровнем внутренней конфликтности.
Задачи исследования:
Теоретически обосновать проблему самоотношения студенток, ожидающих рождение ребёнка.
Выявить особенности самоотношения, студенток ожидающих и не ожидающих рождение ребенка.
Проанализировать полученные результаты и сделать выводы о наличии особенностей самоотношения студенток, ожидающих рождение ребенка.
Разработать комплекс занятий, с элементами тренинга направленный на закрепление и дальнейшее развитие самопринятия студенток, ожидающих рождение ребенка.
Методы исследования:
.Анализ теоретических источников.
.Тестирование.
.Количественная и качественная обработка эксперимента.
База исследования: исследование проходило на базе педагогического факультета «Алтайской государственной академии образования (АГАО) им. В. М. Шукшина».
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в практике работы психологов высших учебных заведений, психологов-практиков, занимающихся вопросами адаптации студентов и психологов, консультирующих в женской консультации по вопросам перинатальной психологии.
Апробация: результаты исследования докладывались на Всероссийском открытом заочном конкурсе достижений талантливой молодежи «Национальное достояние России» 22 марта 2010; обсуждались на 14 Всероссийской научно-практической конференции аспирантов, студентов и преподавателей г. Бийска.
Структура дипломной работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав (теоретическая, практическая), заключение, списка использованной литературы, приложения.
Во введении рассматривается актуальность исследуемой проблемы и методологический аппарат.
В первой главе «Теоретические аспекты проблемы самоотношения студенток, ожидающих рождения ребёнка» рассматривается понятие «самоотношение», особенности самоотношения молодых женщин, и психофизиологическое состояние молодых женщин, во время ожидания ребёнка.
Во второй главе «Исследование самоотношения студенток, ожидающих рождение ребёнка» представлены результаты изучения самоотношения студенток, ожидающих и не ожидающих рождение ребёнка; предлагается комплекс занятий с элементами тренинга, направленный на закрепление и дальнейшее развитие самоотношения студенток, ожидающих рождение ребенка; проанализированы и обобщены результаты исследования.
Заключение содержит общие выводы по проблеме исследования.
Список использованной литературы включает 53 источника.
Приложение представлено описанием диагностических методик и конспектами занятий.
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы самоотношения студенток, ожидающих рождение ребёнка
1.1 Понятие «самоотношение» в психологии
Термин «самоотношение» впервые применили в 1974 г., а до этого термин не встречался в советской психологической литературе. В дальнейших работах многих авторов этот термин регулярно употреблялся и до сих пор пользуется определённой популярностью в различных видах психологического исследования [51].
Личность - это системообразование, не только имеющее определенный статус в системе социальных отношений и установочное отношение к социальному окружению, но и особым образом относящееся к самому себе и характеризующееся особым образованием - подструктурой самоотношения.
Некоторые авторы, характеризуя самоотношение в плане анализа природы самосознания, рассуждают примерно следующим образом: наряду с тем, что человек осознает свои отдельные стороны, самосознание еще включает определенное отношение к себе, выражающееся в самооценке личности и эмоциональном отношении к себе.
Самоотношение при такой формулировке представляется как психологическое образование, расположенное или взаимодействующее с самопознанием, саморегуляцией и самоконтролем. Такая формулировка имеет много слабых сторон: представляется, что способ отношения к себе не стоит в одном ряду с когнитивным, эмоциональным или регулятивным моментами самосознания; напротив, феномен самоотношения в качестве своих отдельных сторон включает самосознание, самопознание, самооценку, эмоциональное к себе отношение, самоконтроль, саморегуляцию, а понятие самоотношения является родовым относительно понятий самопознания, самооценки и других подобных понятий, имеющих приставку «само» и отражающих широкий спектр феноменов внутренней жизни личности [17].
Однако такое утверждение сразу же требует оговорки, что самоотношение личности включено в качестве определенной подструктурной единицы в общую систему отношений человека, а с содержательной и функциональной точек зрения само отношение теснейшим образом связано с особенностями отношения субъекта к внешнепредметному и социальному миру.
Различие между самоотношением и отношением к внешнему миру ограничивается лишь различием в референтах: в одном случае референтом отношения является собственное тело или психосоциальные и личностные особенности, а в другом случае - объекты внешнего мира или другие люди. Что же касается способов отношения к себе и к внешнему миру, то в обоих случаях можно констатировать наличие двух, уже отмеченных при рассмотрении природы аттитюдов, типов отношения - субъект-объектного и субъект-субъектного. Этим последним суждением следует подчеркнуть, что специфика самоотношения не связана со способами отношения, которые указывают как относится субъект к себе и внешнему миру; его специфика связана лишь с референтом отношения, т. е. с тем, на что направлен субъект
Самоотношение личности имеет трёхкомпонентное строение. Оно включает в себя когнитивный, эмоциональный и конативный компоненты.
Когнитивный компонент. При анализе когнитивного компонента самоотношения, в первую очередь, возникает вопрос о том, посредством каких психических функций, относящихся к разряду познавательных (ощущение, восприятие, представление, мышление, воображение) реализуется гностическое отношение субъекта к самому себе. Какие психические функции и как выступают в качестве источника и средства информации о самом себе?
Самоощущение, как это показано В. В. Столиным, связано с организмическим уровнем активности человека [44]. В самосознании тело со своими внутренними состояниями презентируется посредством самоощущения и на ее основе формируется «схема тела». В онтогенетическом плане на роль диссоциации ощущение и самоощущения в возникновении самосознания указывал И. М. Сеченов.
Самовосприятие своей внешности играет большую роль на разных этапах жизни человека, а в некоторых периодах развития личности (например, пубертатном и постпубертатном) его функция интенсифицируется и значительно определяет форму и содержание жизнедеятельности личности.
Представление о самом себе выступает необходимым звеном в саморегуляции и самоконтроле поведения на личностном уровне человеческой активности. Представляемое «Я» соотносится с задачей конкретной деятельности и соизмеряется с нею, на основе чего субъект вырабатывает определенную стратегию действия. Представление своих определенных состояний служит эффективным психотерапевтическим средством, например, в технике аутотренинга. Более того, в специфическом человеческом общении роль того, насколько человек может представить себя на месте другого, дает информацию одновременно о состоянии другого и о самом себе. Существуют специфические социально-культурные нормы - «поставь себя на место другого», которые способствуют социальной регуляции межличностных отношений.
Мыслительные процессы, реализующие в гностическом плане функцию самоотношения, образуют «Я» концепцию личности. Посредством операций обобщения, анализа, синтеза, суждения, умозаключения личность вырабатывает устойчивые концепты о самой себе, которые образуют определенную консистентную структуру. Сложные процессы наделения себя определенными свойствами, мотивирование собственного поведения, объяснение другим и себе причин того или иного собственного поступка включается в многогранный процесс самопознания.
Эмоциональный компонент. Самоотношение, понимаемое как установка относительно себя, включает в себя эмоциональный компонент. Человек не только знает что-то о себе, но может любить или презирать себя по поводу знаемого.
Эмоциональное отношение к себе не приравнивается к самоотношению, и первое соотносится со вторым как часть с целым.
В. В. Столин [42] выделяет три эмоциональные оси самоотношения:
) симпатия - антипатия,
) уважение - неуважение
) близость - отдаленность.
Эти оси определяют также строение эмоционально-ценностного отношения человека к другому человеку, а их представленность в самоотношении объясняется указанным Л. С. Выготским [38] механизмом перехода интерпсихических отношений в интрапсихическую сферу.
Конативный компонент. Этот компонент выступает в качестве внутренних действий в собственный адрес или как готовность к таким действиям. В данном случае имеются в виду манипуляторно-инструментальное и диалогическое отношения к себе, самоуверенность (отбрасывание сомнений) и самопоследовательность, самопринятие (одобрение самого себя, доверие к себе и самосогласие) и самообвинение, самоснисходительность и самобичевание, самоконтроль и самокоррекция, ожидаемое отношение от других (отбор информации о себе) и самопредставление другому и т. д.
Способы отношения к себе - «Я» как объект и «Я» как субъект -внутренне дифференцируют не только действия в адрес самого себя, т.е. конативный компонент самоотношения, но и познавательные и эмоциональные отношения ,к себе (когнитивный и эмоциональный компоненты самоотношения). Если предположим теперь, что когнитивное и эмоциональное отношения образуют оценочное отношение субъекта, то графическое изображение представлено на рис. 1.

Рис. 1. Способы отношения к себе
В представленной схеме первичное дихотомическое деление выражает способы отношения к себе - объектный («Я» как объект) и субъектный («Я» как субъект). Как объектное, так и субъектное отношение к себе реализуется когнитивной активностью, эмоциональными реакциями и системами действий или готовностей к действиям в адрес самого себя.
Личность нельзя свести к самосознанию, но и нельзя отрывать одно от другого [41]. Многообразие отношений, определяющее многосторонность и богатство личности как сложнейшего синтетического продукта истории, требует выделения в структуре личности доминирующих отношений. В.Н. Мясищев, наряду с отношением к предметам внешнего мира и отношением к другим людям, особое внимание уделяет категории отношения человека к себе [23].
К.К. Платонов, давая определение личности как человека, являющегося носителем сознания, в качестве высшей формы развития сознания выделяет самосознание личности. Рауте Фон Врихт рассматривает образ «Я» как важнейший компонент структуры личности. Также В.С. Мерлин выделяет самосознание в качестве компонента структуры личности [34].
Самоотношение как часть личности выступает не изолированно, а, как отмечают многие исследователи, в тесной связи с другими личностными образованиями.
А.Г. Ковалев, развивая взгляды СЛ. Рубинштейна, пишет, что синтез различных подструктур личности характеризует целостный духовный облик человека [17]. Однако самоотношение не рядоположно другим частям структуры личности, оно имеет особый статус. На наш взгляд, необходимо подробнее охарактеризовать место самоотношения в структуре личности.
В.С. Мерлин отмечает, что «первый основной источник закономерной связи компонентов самосознания заключается в том, что все они определяются одной общей психологической причиной - направленностью личности» [17].
Таким образом, от направленности личности зависит осознание своего «Я» и, в конечном итоге, направленность выступает общим фактором развития самоотношения в целом.
Определяясь направленностью личности, самосознание, в свою очередь, влияет на формирование и развитие целого ряда личностных образований.
В ходе развития личности формируются разные варианты направленности, тесно связанные с особенностями самоотношения, что определяет характер человека.
Как отмечал А.Л. Свенцицкий, особенности развития могут привести к формированию таких черт как агрессивность, озлобленность или, наоборот, пассивность, неуверенность в себе [38].
Таким образом, сфера «Я» выступает в качестве важнейшего компонента структуры личности, теснейшим образом связанного с другими личностными образованиями. Кроме того, компоненты сферы «Я» оказывают существенное влияние на развитие некоторых других структур личности.
Как отмечает Л.В. Бороздина, в современной психологии проблема самооценки является одной из самых разрабатываемых. Исходным для ее анализа служит традиционное представление о том, что самооценка функционирует как часть самосознания. При всей бесспорности такого положения оно кажется слишком общим, задающим только ракурс анализа [20].
Ни одно из проявлений человека как социального субъекта, ни одно из его отношений к окружающему миру не обходится без включения в эти процессы его отношения к самому себе. Именно отношение к себе, как показывают многочисленные исследования, влияет на психическое здоровье, а также определяет успешность взаимодействия с другими людьми.
Э. Фромм пишет, что любовь к себе выступает основой конструктивных отношений с окружающими и обнаруживается у всех, кто способен любить других [49].
Кроме того, без анализа отношения к себе и процесса самооценивания невозможно развитие личности. Н.И. Сарджвеладзе выделяет два источника стремления к преобразованиям: а) самонепринятие и глубинное чувство неполноценности и б) позитивное начало в человеке, мотивация роста (Маслоу А.), тенденция к саморазвитию (Штерн В.), стремление к росту собственной ценности (Лерш Ф.). Однако, в первом случае, это бегство от недостатков, а во втором развитие позитивных начал. Сначала необходимо дать себе «право на существование» такому, каков есть, считает Н.И. Сарджвеладзе, разрешить конфликты в своей «внутренней аудитории», обеспечить себе опору в «Я» [37].
К. Роджерс также отмечает огромную важность принятия себя, таким как есть в качестве основы развития: «Когда я принимаю все чувства как факт, как часть меня, мои взаимоотношения с другими становятся такими, какие они есть, и при этом они готовы изменяться и развиваться» [49].
. Фрейд также отмечает важную функцию отношения к себе, он рассматривает самооценку как «механизм, обеспечивающий согласованность требований индивида к себе с внешними условиями».
Р. Бернс к функциям...