Учебно-исследовательская работа студента (УИРС): Исследование самооценки женщин к своему внешнему облику

СОДЕРЖАНИЕ

Введение
. «Я-концепция» как отношение к своему внешнему облику
. Исследование самооценки женщин к своему внешнему облику
Заключение
Список использованной литературы

Дата добавления на сайт: 30 августа 2024


Скачать работу 'Исследование самооценки женщин к своему внешнему облику':


СОДЕРЖАНИЕ
Введение
. «Я-концепция» как отношение к своему внешнему облику
. Исследование самооценки женщин к своему внешнему облику
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальность темы, посвященной проблемам отношения к своей внешности женщин, обусловлена тем, что многие женщины имеют глубокие переживания, связанные со внешностью и ее неизбежной трансформацией в зрелом возрасте. Эти переживания и комплексы сказываются на работоспособности, отношениях в семье и коллективе, самооценке. Многие женщины прибегают к помощи современной косметологии и видят в косметологии панацею, однако чаще недовольства своей внешностью коренятся именно в психике, т.е. носят субъективный характер.
Проблема исследования обусловлена тем, что при обращении к врачу-косметологу чаще всего и врач и пациент игнорируют психологические и душевные составляющие коррекции внешности. Между тем изменения во внешности, вызванные вмешательством медиков и косметологов, неизбежно могут таить в себе новые опасности для психической гармонии, в особенности для женщины среднего возраста, когда нагрузка на психику самая большая.
Негативное отношение к своей внешности у женщин среднего возраста часто вызвано субъективными факторами, а радикальные изменения внешности методами косметологии без психодиагностики и психокоррекции не исправляют самоотношение к своей внешности, а, напротив, часто приносят негативные последствия. В целом разработка гипотезы в практической части дипломной работы проводится в рамках определения связи между такими факторами, как личностная самооценка, самооценка своей внешности, эмоциональность, тревожность и тип личности.
Внешний облик выступает как конструируемая интерпретационная версия идентичности субъекта. Результаты культурно-исторического анализа свидетельствуют о том, что создание внешнего облика женщины (таких его элементов, как прическа, одежда, украшения) является приоритетным направлением в истории культуры. Тендерные различия, образ гендерной идентичности конструируются, прежде всего, посредством прически. Об этом свидетельствуют не только культурологические, но и социально-психологические работы.
Внешний облик как социально-психологический феномен формируется, изменяется, функционирует в культурно-психологическом пространстве общения в связи с социальным познанием, в контексте которого одно из важнейших мест занимают процессы интерпретации. В большинстве исследований феномен интерпретации рассматривается не только как "ключевой момент" социального познания, но и как механизм конструирования социальной реальности, задающий ее множественность и вариабельность.
По отношению к внешнему облику интерпретация выступает механизмом конструирования образа партнера. Поэтому, подход к анализу внешнего облика, предполагаюший "абсолютную объективность" и жесткую детерминированность внешнего облика особенностями личности субъекта, утрачивает смысл. Преодоление ограничений в изучении интерпретации внешнего облика, возникших в результате сложившихся традиций, становится возможным в теории и методологии социального конструктивизма. Именно в рамках данного подхода перед социальной психологией ставится вопрос о том, какие категории в первую очередь детерминируют интерпретацию внешнего облика.
Цель настоящего исследования заключается в изучении отношения к своему внешнему облику как к фактору возрастной динамики «Я-концепции» женщин.
1. «Я-концепция» как отношение к своему внешнему облику
самовосприятие мезоморфный возрастной телосложение
Быть обаятельным - это своего рода мужество, ибо требуется непрерывная работа над самим собой. Для этого необходимы знания и умения по имиджированию - самопрезентации. Самопрезентация составляет суть имиджирования.
В самопрезентации недостаточно опираться на собственные дарования и знания. Необходима специальная подготовка, и, прежде всего умение ориентироваться в основных составляющих этого процесса.
«Я-концепция» - первый этап работы в технологии личного обаяния, этап познания и принятия себя, формирования собственного самонастроя на позитивное отношение к миру и к себе: познать себя, принять, полюбить и научиться помогать себе. «Образ собственного Я - ключ к пониманию вашей личности и поведению», - утверждал М. Мольц. В работе над имиджем клиента реализуются такие функции имиджа, как личностно возвышающая и психотерапевтическая [20, C.53].
Становление личности происходит в процессе социализации. Личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она предъявляет для других. Это процесс становления личности. За всеми высшими функциями, их отношениями генетически стоят социальные отношения, реальные отношения людей.
Велико значение взаимодействия развивающейся личности с другими людьми. Самосознание и ценностная ориентация личности зеркально отражают реакции на неё окружающих людей. Подобно тому, как мы видим в зеркале свои лицо, фигуру, одежду (и они представляют для нас интерес, потому что принадлежат нам), так и в своем воображении мы пытаемся представить, как в мыслях других людей отражаются наша внешность, манеры, цели, поступки, характер, друзья... - и это определенным образом действует на нас. Так в процессе социализации у человека формируется его «Я-концепция».
Р. Бернс дает следующее определение: «Я-концепция» - это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряжённая с его отношением к себе или к отдельным своим качествам, это называют самооценкой» [2, C.28].
Самооценка отражает степень развития у человека чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его «Я».
Работая с имиджем индивида по «Я-концепции», необходимо хорошо разобраться в теоретических аспектах этого феномена. Из чего состоит «Я-концепция»? Что происходит с личностью при работе над своей «Я-концепцией»? Как настроиться на достижение успеха? Что даёт индивиду положительная «Я-концепция»?
Как указывают многие авторы, положительная «Я-концепция» определяется тремя факторами: твёрдой убеждённостью в том, что вы импонируете другим людям, уверенностью в способности к тому или иному виду деятельности и чувством собственной значимости.
Описательную составляющую «Я-концепции» часто называют образом Я, или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой, или принятием себя. «Я-концепцию», в сущности, определяет индивид: что он о себе думает, как смотрит на своё деятельное начало и возможности развития в будущем.
Выделение описательной и оценочной составляющих позволяет рассматривать «Я-концепцию» как совокупность установок, направленных на самого себя. Установка включает три главных элемента:
. Убеждение индивида: оно может быть как обоснованным, так и необоснованным (когнитивная составляющая установки).
. Эмоциональное отношение к этому убеждению (эмоционально-оценочная составляющая).
. Соответствующая реакция, которая может выражаться в поступках (поведенческая составляющая) [2, C.30].
Применительно к «Я-концепции» эти три элемента установки можно конкретизировать следующим образом:
. Образ Я - представление индивида о самом себе.
. Самооценка - аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.
. Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой [14, C.243].
Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут стать его тело, имидж, манеры, способности, социальные отношения и множество других личностных проявлений. Сосредоточимся на трёх основных составляющих «Я-концепции».
Представления индивида о самом себе кажутся ему значимыми независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, истинны или ложны. Конкретные способы самовосприятия, ведущего к формированию образа Я, могут быть самыми разнообразными.
Если перед нами стоит задача описать какого-то индивида, мы будем использовать прилагательные: «надёжный», «общительный», «сильный», «совестливый» и т.д. Всё это - абстрактные характеристики, которые никак не связаны с конкретным событием или ситуацией. Как элементы обобщённого образа индивида они отражают, с одной стороны, устойчивые тенденции в его поведении, а с другой - избирательность нашего восприятия. То же самое происходит, когда мы описываем самих себя: мы в словах пытаемся выразить основные характеристики нашего привычного самовосприятия. Их можно перечислять до бесконечности, ибо к ним относят любые атрибутивные, ролевые, статусные, психологические характеристики индивида, например, описание его имущества, жизненных целей и т.п. Все они входят в образ Я с различным удельным весом: одни представляются индивиду более значимыми, другие - менее. Причём значимость элементов самоописания и соответственно их иерархия могут меняться в зависимости от контекста, жизненного опыта индивида или просто под влиянием момента. Такого рода самоописания - способ охарактеризовать неповторимость каждой личности посредством сочетания её отдельных черт.
Качества, которые мы приписываем собственной личности, далеко не всегда объективны и с ними не всегда готовы согласиться другие люди. Не вызовут разногласий лишь возраст, пол, рост, профессия и некоторые другие данные, обладающие достаточной неоспоримостью. В основном же в попытках охарактеризовать себя присутствует сильный личностный оценочный момент. Иными словами, «Я-концепция» - это не только констатация, описание черт своей личности, но и вся совокупность их оценочных характеристик и связанных с ними переживаний. Даже такие на первый взгляд объективные показатели, как рост или возраст, для разных людей могут иметь различное значение, обусловленное общей структурой их «Я-концепции». Скажем, достижение сорокалетнего возраста одни считают порой расцвета, а другие - началом старения. Рост 170 см одни мужчины воспринимают как приемлемый, даже оптимальный, другим он кажется недостаточным. Всё это можно объяснить бытующими стереотипами в социуме. Например, чрезмерная полнота повсеместно считается нежелательной, и люди, кажущиеся себе слишком толстыми (хотя они вовсе не являются таковыми в глазах других), нередко приходят к ощущению своей неполноценности, ибо человеку свойственно переносить внешнюю дефектность на личность в целом. Если человек обладает непривлекательной внешностью, физическими недостатками, социально неадекватен (даже если ему это только кажется), то он ощущает негативные реакции окружающих (часто тоже только кажущиеся), сопровождающие его при любом взаимодействии с социальной средой. Так, социальное окружение существенно осложняет развитие позитивной «Я-концепции». Даже эмоционально нейтральные характеристики собственной личности обычно содержат в себе скрытую оценку [5, C.624].
Таким образом, самооценка не постоянна, она изменяется в зависимости от обстоятельств. Источник оценочных представлений индивида о себе - его социокультурное окружение. Например, слова «скучный», «толстый», «ленивый» содержат изначально негативную оценку, в то время как «умный», «смелый», «надёжный» - позитивную. Источником оценочных представлений индивида могут быть также социальные реакции на какие-то его проявления и самонаблюдения. Самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его Я. Поэтому низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности [19, C.218].
Самооценка проявляется в сознательных суждениях индивида, в которых он пытается сформулировать свою значимость. Она скрыто или явно присутствует в любом самоописании. Это нашло своё отражение в методике «Я-концепция». Всякая попытка себя охарактеризовать содержит оценочный элемент, определяемый общепризнанными нормами, критериями и целями, представлениями об уровнях достижений, моральными принципами, правилами поведения и т.д. [7, C.89].
Всякая установка - это эмоционально окрашенное убеждение, связанное с определённым объектом. Особенность «Я-концепции» как комплекса установок в том, что объектом в данном случае является сам носитель установки. Благодаря этой самонаправленности все эмоции и оценки, связанные с образом Я, очень сильны и устойчивы. Не придавать значения отношению к тебе другого человека достаточно просто: для этого существует богатый арсенал средств психологической защиты. Но если речь идёт об отношении к самому себе, то простые вербальные манипуляции здесь могут оказаться бессильными. Человек, уставший от повседневных дел, может взять отпуск, сменить работу, уехать в другой город или каким-то иным способом изменить ситуацию. Но может ли он убежать от самого себя?
Во все времена в разных культурах возникали различные представления об идеальных размерах и пропорциях человеческого тела, предпочтение, как правило, отдавалось крупным мужчинам и относительно небольшим женщинам. Положительная оценка своего внешнего облика в сознании человека, а также в суждениях окружающих может существенно повлиять на позитивность его «Я-концепции», отрицательная же оценка влечёт за собой существенное снижение общей самооценки.
Установлено, что степень удовлетворённости различными характеристиками своего тела значимо коррелирует с общей самооценкой. «Тощий», «толстяк», «очкарик», «не такой высокий, как его брат», «нет таких вьющихся, великолепных волос, как у сестры» - подобные суждения, по мере того как они включаются в образ Я, могут отрицательно влиять на общую самооценку. Рост человека, его вес, телосложение, состояние здоровья, зрение, цвет лица и т.д. способны стать ведущими составляющими его отношения к себе, главными факторами, определяющими чувство собственной ценности, адекватности и приемлемости своей личности. Тело - зримая и ощутимая часть нашего Я [4, C.37].
В литературе по самовосприятию можно встретить два термина: схема тела и образ тела. Схема тела, определяющая его границы и расположение отдельных частей, возникает под действием сенсорных импульсов и удерживается в коре головного мозга. В отличие от этого образ тела содержит в первую очередь оценку своего физического Я.
Сложное соединение психологических факторов, влияющих на структуру образа тела, можно представить следующим образом:
. Реальное субъективное восприятие тела с точки зрения функциональной способности в целом.
. Интериоризированные психологические факторы, возникающие в связи с эмоциональными переживаниями индивида различных жизненных ситуаций.
. Социальные факторы: реакции окружающих на индивида и его интерпретация этих реакций [15, C.126].
. Идеальный образ тела, суммирующий отношение индивида к своему телу, который возникает в результате конкретных наблюдений, сравнений и отождествлений с телесными качествами других людей.
Любые изменения, связанные с телом и внешностью человека, могут вносить существенные коррективы в его представления о себе в результате действия того или иного из этих факторов.
2. Исследование самооценки женщин к своему внешнему облику
Женщина выглядит на тот возраст, на который она себя ощущает. Так, что можно быть шикарной и в двадцать, и в тридцать, и в сорок, и в семьдесят.
Так почему же тогда так часто женщин, переступивших порог среднего возраста, охватывает страх, что пока они растили детей, помогали мужу делать карьеру, заботились о домашнем уюте, они, быть может, упустили так много возможностей?! И именно сейчас, когда дети выросли, а дом обустроен, так хочется наверстать упущенное время. И именно сейчас есть острая необходимость ощутить себя на 10 лет моложе, добиться новых целей, пожить в свое удовольствие. Но нет уже прежней уверенности в своих силах, да и зеркало беспощадно к нам, и никогда не скроет ни паутинки морщинок вокруг глаз, ни складочки на лбу, ни потерявшую упругость кожи [11, C,323].
А ведь для того, чтобы быть привлекательной в глазах мужчин, вовсе необязательно иметь правильные черты, гладкую кожу, огромные голубые глаза, светлые волосы и пухлые губы. Как показали недавние исследования, проведенные в Англии, 68% среднестатистических мужчин предпочитают подружке-модели милую и обаятельную женщину с обычной внешностью.
Возможно, в своем внутреннем мире человек еще может разобраться, иногда - не без помощи психолога. Что же касается внешнего облика, то... Последние исследования психологов, посвященные проблеме восприятия человеком самого себя, свидетельствуют: наши представления о собственной внешности не совпадают с тем, какова она на самом деле.
В жизни современной женщины зеркало - предмет первой необходимости, будь то огромное трюмо в полный рост, специальное увеличивающее отражение косметическое зеркальце или сложная система зеркал, позволяющая во всех подробностях рассмотреть такие труднодоступные участки тела, как спина, затылок, задняя поверхность бедер. Статистика утверждает, что девочки от шести до десяти лет ежедневно проводят перед зеркалом семь минут. С десятилетнего возраста интерес маленькой женщины к своей внешности возрастает. Следующие пять лет она сидит перед зеркалом 16 минут в день. С 15 до 20 лет время, проводимое перед зеркалом, увеличивается еще на четыре минуты. С 20 до 25 женщина тратит на зеркало 22 минуты. Это любование собой достигает максимума - 28 минут в день - в возрасте от 25 до 30 лет. В следующие пять лет зеркалу уделяется 24 минуты. 35-40-летняя дама посвящает своему отражению еще меньше времени: только 18 минут. Женщина после 45-ти смотрится в зеркало 12 минут в день, 50-60-летняя - семь минут, 60-70-летняя шесть [11, C.329].
За всю свою жизнь женщина тратит на рассматривание себя 349575 минут, что равняется 5826 часам, или 242 дням. Самое интересное, что, поправляя перед зеркалом прическу или подкрашивая губы, женщина любуется не собой, а своим зеркальным двойником, который существенно отличается от оригинала. Наше тело несимметрично, лицо - тоже. Правая и левая половинки отличаются друг от друга. Вот почему, привыкнув к своему зеркальному изображению, мы иногда не узнаем себя на фотографии или видеопленке. Последняя, кстати, еще меньше рассчитана на то, чтобы с ее помощью познавать свою внешность, потому что непрофессиональный оператор и неправильно подобранная одежда прибавляют объекту познания как минимум 7-8 килограммов.
Если смонтировать портреты человека только из правых и только из левых половинок, то получатся два разных лица. "Правое" сохраняет физиогномику лица, но при этом выглядит старше, а "левое" кажется более молодым, но теряет индивидуальность. Каждому, наверное, знакомо чувство изумления и протеста, когда он случайно замечает свое отражение в витрине магазина или в тонированном окне автомобиля. Как правило, увиденное сильно отличается от привычного представления о собственной внешности, как о более значительной и интересной. Ведь, заглядывая в зеркало, мы невольно принимаем определенную позу, как бы...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Исследование общения мужчин и женщин в период ранней взрослости

Учебно-исследовательская работа студента (УИРС): Исследование самооценки с помощью личностного дифференциала

Курсовая работа: Исследование связи самооценки и позитивного мышления учащихся