Учебно-исследовательская работа студента (УИРС): Исследование самооценки с помощью личностного дифференциала
Методика личностного дифференциала (ЛД) разработана на базе современного русского языка и отражает сформировавшиеся в нашей культуре представления о структуре личности. Эта методика адаптирована сотрудниками психоневрологического института им. В.М. Бехтерова.
Дата добавления на сайт: 30 августа 2024
Скачать работу 'Исследование самооценки с помощью личностного дифференциала':
Министерство образования и науки Украины
Харьковский национальный университет им. В.Н. Каразина
Факультет психологии
Практическая работа
на тему "Исследование самооценки с помощью личностного дифференциала"
Выполнила студентка
-ого курса Группы ПС-12
Стародубцева Карина Валентиновна
Проверила Зотова Л.Н.
Харьков 2015
Введение
Методика личностного дифференциала (ЛД) разработана на базе современного русского языка и отражает сформировавшиеся в нашей культуре представления о структуре личности. Эта методика адаптирована сотрудниками психоневрологического института им. В.М. Бехтерова. Целью ее разработки являлось создание компактного и валидного инструмента изучения определенных свойств личности, ее самосознания, межличностных отношений, который мог бы быть применен в клинико-психологической и психодиагностической работе, а также в социально-психологической практике.
Цель: изучение самооценки с помощью методики семантического дифференциала.
Задачи.
.Оценить с помощью методики семантического дифференциала "мое настоящее Я", "мое идеальное Я" и "Я, каким я больше всего не нравлюсь";
2.Провести сравнительный анализ характеристик по трем основным факторам и сопоставить личностные профили, полученные в трех вариантах самооценок;
.Вычислить семантическое расстояние между понятиями "Я" и "мое идеальное Я", "Я" и "Я, каким я больше всего не нравлюсь". Сравнить полученные показатели.
Материалы: бланк-анкета личностного дифференциала и ключ; форма с инструкцией для испытуемого.
методика личностный дифференциал семантический
Порядок проведения эксперимента
Испытуемому раздаётся бланк-анкета и объясняется характер задания. В частности, было сказано, что в случае затруднения в оценке, испытуемому нужно ориентироваться на свое первое впечатление.
Инструкция 1: "Ниже вам предлагаются различные пары прилагательных, описывающие личность. Вам необходимо в каждой паре выбрать прилагательное, на ваш взгляд более точно, характеризующее Вас в настоящий момент и указать степень выраженности данной характеристики, поставив галочку в соответствующей колонке. Помните, на каждой строчке должна быть только одна пометка. Старайтесь избегать нулевых ответов. Спасибо. Какие будут вопросы?"
Инструкция 2: "Ниже вам предлагаются различные пары прилагательных, описывающие личность. Вам необходимо в каждой паре выбрать прилагательное, на ваш взгляд более точно, характеризующее идеальную личность и указать степень выраженности данной характеристики, поставив галочку в соответствующей колонке. Помните, на каждой строчке должна быть только одна пометка. Старайтесь избегать нулевых ответов. Спасибо. Какие будут вопросы?"
Инструкция 3: "Ниже вам предлагаются различные пары прилагательных, описывающие личность. Вам необходимо в каждой паре выбрать прилагательное, на ваш взгляд более точно характеризующее Вас, каким вы больше всего не нравитесь, и указать степень выраженности данной характеристики, поставив галочку в соответствующей колонке. Помните, на каждой строчке должна быть только одна пометка. Старайтесь избегать нулевых ответов. Спасибо. Какие будут вопросы?"
Обработка полученных результатов
Анализ полученных результатов включает в себя:
.Вычисление числового значения по факторам "оценки", "силы" и "активности" по трем вариантам сомооценочных суждений. Сравнение данных характеристик, с использованием интерпретации факторов ЛД.
2.Вычисление семантического расстояния между "Я" и "идеальным Я", "Я" и "Я, каким Я больше всего не нравлюсь".
.Анализ и сравнение полученных результатов.
1. В таблице №1 приведены числовые значения по трем вариантам самооценочных суждений:
Таблица №1− Числовые значения по факторам "оценки", "силы" и "активности"
Фактор "Оценки" Фактор "Силы" Фактор "Активности"
"Я" 17 10 9
"Я идеальное" 18 12 17
"Я, каким не нравлюсь" -20 - 12 - 8
Таким образом, результаты значения фактора "Оценки" имеют достаточно высокое значение - 17. Это свидетельствует о том, что я принимаю себя как личность, осознаю себя как носителя позитивных и социально желаемых характеристик. Считаю себя ответственной, отзывчивой и справедливой (данные характеристики я оценили в 2 балла).
Значения фактора "Силы" среднее - 10. Это свидетельствует о том, что я достаточно независима, самостоятельна и склонна рассчитывать на собственные силы. Вместе с тем, у меня средняя самооценка, я требовательна к себе и мнительна, что вызывает постоянное напряжение и объясняет мою суетливость. Также я склонна к анализу своего поведения, зацикливаюсь на результате, думаю о последствиях, меня огорчают мои неудачи, поэтому мне всегда трудно решиться на какой-либо поступок, тем не менее, если я вижу крайнюю необходимость, могу принять решение и проявить инициативу в отношении с другими людьми. Также считаю, что такая характеристика как упрямство свойственна мне, но в низкой степени. Я умею отстаивать свою позицию, но также иду на компромисс.
Фактор "Активности" также имеет среднее значение. Мне в большей степени свойственна интровертированность. Я считаю себя общительным человеком, но не слишком разговорчивым, большее удовольствие мне приносит слушать людей, чем говорить самой. Я не привыкла делиться своими переживаниями с окружающими, только самые близкие знают о вещах, которые меня беспокоят, в отношениях с другими людьми я сдержана и проявляю спокойные эмоциональные реакции, что свидетельствует о моей относительной замкнутости. Тем не менее, считаю себя достаточно активной и деятельной, так как с удовольствием проявляю инициативу и стараюсь разнообразить свой быт, участвую в различных мероприятиях и т.д.
. Далее я рассчитала семантическое расстояние. Получились следующие результаты:
)Семантическое расстояния между "Я" и "Я идеальным":
D = = 8,3
2)Семантическое расстояния между "Я" и "Я, каким Я больше всего не нравлюсь":
D = = 48
Таким образом, семантическое расстояние между "Я" и "Я идеальным" не слишком велико (8,3). В целом я удовлетворена собой и своими качества, но мне бы хотелось иметь более высокие значения по фактору "Активности", а именно быть более энергичной и открытой.
Семантическое расстояние между "Я" и "Я, каким Я больше всего не нравлюсь" достаточно велико (48). Возможно, это свидетельствует о том, что я достаточно требовательна к себе и хочу осознавать себя как носителя наиболее положительных, социально приемлемых и желаемых качеств.
. Таким образом, на основании личностного дифференциала, можно сделать следующие выводы. Я личность со средним уровнем коммуникабельности, больше люблю слушать людей, чем говорить; открыта для общения, но с людьми, которые мне интересны и приятны, именно так я чувствую себя комфортно. Всегда стараюсь быть предельно искренней, хоть и не люблю делиться заветным, мне проще скрыть свои эмоции, проявить слабость я позволяю себе только с близкими. Иногда могу быть раздражительной, нагрубить собеседнику, о чем потом буду сожалеть. Я достаточно серьёзна, ответственна и мнительна.
Я часто зацикливаюсь на будущих испытаниях, начинаю сомневаться в своих силах, волнуюсь и теряю веру в себя. Возможно, мои результаты говорят и о том, что я требовательна к себе и содержательна и реалистична, в некоторых моментах излишне серьёзна, тяжело переношу свои жизненные неудачи, неприятности и поражения, а также, что мне свойственна организованность и формальность. Думаю, что заботы и стрессы ослабили мою способность радоваться, но научили серьёзности и ответственности, постепенно закаляют меня. Я учусь самостоятельно искать выход из любой ситуации, надеяться только на себе и свои силы.
Бланк ЛД и ключ "Я"
Ф. И.О. Стародубцева К.В. пол Ж. возраст 18 лет
О + 1. Обаятельный С - 2. Слабый А + 3. Разговорчивый О - 4. Безответственный С + 5. Упрямый А - 6. Замкнутый О + 7. Добрый С - 8. Зависимый А + 9. Деятельный О - 10. Черствый С + 11. Решительный А - 12. Вялый О + 13. Справедливый С - 14. Расслабленный А + 15. Суетливый О - 16. Враждебный С + 17. Уверенный А - 18. Нелюдимый О + 19. Честный С - 20. Несамостоятельный А + 21. Раздражительный 3210123 - 3210123 + 3210123 - 3210123+ 3210123 - 3210123 + 3210123 - 3210123 + 3210123 - 3210123 + 3210123 - 3210123 + 3210123 - 3210123 + 3210123 - 3210123 + 3210123 - 3210123 + 3210123 - 3210123 + 3210123 - Непривлекательный Сильный Молчаливый Добросовестный Уступчивый Открытый Эгоистичный Независимый Пассивный Отзывчивый Нерешительный Энергичный Несправедливый Напряженный Спокойный Дружелюбный Неуверенный Общительный Неискренний Самостоятельный Невозмутимый
Бланк ЛД и ключ "мое идеальное Я"
Ф. И.О. Стародубцева К.В. пол Ж. возраст 18 лет
О + 1. Обаятельный С - 2. Слабый А + 3. Разговорчивый О - 4. Безответственный С + 5. Упрямый А - 6. Замкнутый О + 7. Добрый С - 8. Зависимый А + 9. Деятельный О - 10. Черствый С + 11. Решительный А - 12. Вялый О + 13. Справедливый С - 14. Расслабленный А + 15. Суетливый О - 16. Враждебный С + 17. Уверенный А - 18. Нелюдимый О + 19. Честный С - 20. Несамостоятельный А + 21. Раздражительный 3210123 - 3210123 + 3210123 - 3210123+ 3210123 - 3210123 + 3210123 - 3210123 + 3210123 - 3210123 + 3210123 - 3210123 + 3210123 - 3210123 + 3210123 - 3210123 + 3210123 - 3210123 + 3210123 - 3210123 + 3210123 - Непривлекательный Сильный Молчаливый Добросовестный Уступчивый Открытый Эгоистичный Независимый Пассивный Отзывчивый Нерешительный Энергичный Несправедливый Напряженный Спокойный Дружелюбный Неуверенный Общительный Неискренний Самостоятельный Невозмутимый Бланк ЛД и ключ "Я, каким я больше всего не нравлюсь"
Ф. И.О. Стародубцева К.В. пол Ж. возраст 18 лет
О + 1. Обаятельный С - 2. Слабый А + 3. Разговорчивый О - 4. Безответственный С + 5. Упрямый А - 6. Замкнутый О + 7. Добрый С - 8. Зависимый А + 9. Деятельный О - 10. Черствый С + 11. Решительный А - 12. Вялый О + 13. Справедливый С - 14. Расслабленный А + 15. Суетливый О - 16. Враждебный С + 17. Уверенный А - 18. Нелюдимый О + 19. Честный С - 20. Несамостоятельный А + 21. Раздражительный 3210123 - 3210123 + 3210123 - 3210123+ 3210123 - 3210123 + 3210123 - 3210123 + 3210123 - 3210123 + 3210123 - 3210123 + 3210123 - 3210123 + 3210123 - 3210123 + 3210123 - 3210123 + 3210123 - 3210123 + 3210123 - Непривлекательный Сильный Молчаливый Добросовестный Уступчивый Открытый Эгоистичный Независимый Пассивный Отзывчивый Нерешительный Энергичный Несправедливый Напряженный Спокойный Дружелюбный Неуверенный Общительный Неискренний Самостоятельный Невозмутимый Выводы
В ходе исследования, была достигнута цель занятия: изучена самооценка с помощью методики специфического дифференциала.
Также были проанализированы и изучены свойства и качества личности испытуемого, его самосознания и межличностных отношений. Было установлено, что он обладает средней самооценкой и достаточно удовлетворен собой, но желает иметь более высокие значения по фактору "Активности".
Похожие материалы:
Реферат: Исследование дыхательной системы с помощью плегафонии и фонометрииУчебно-исследовательская работа студента (УИРС): Исследование самооценки женщин к своему внешнему облику
Курсовая работа: Исследование связи самооценки и позитивного мышления учащихся
Статья: Багаутдинов А.М., Ганиева Р.Ф., Гайфуллина А.Р. Доклиническое исследование местнораздражающего действия при приеме внутрь различных натуральных ягодных ароматизаторов для детского питания
Курсовая работа: Исследование психологических особенностей студентов вуза статистическими методами