Реферат: Исследование сиблингов и их межличностных взаимоотношений в семье

Семья - сложная система взаимоотношений, в которой каждый её член занимает определённое место, участвует в выполнении определённых функций, своей деятельностью удовлетворяет потребности других членов, поддерживает взаимоотношения.

Дата добавления на сайт: 19 августа 2024


Скачать работу 'Исследование сиблингов и их межличностных взаимоотношений в семье':


Содержание
Введение
Глава 1. Современное представление об отношениях сиблингов
1.1 Исследование подходов к сиблингам
.2 Конкуренция и конфликтность между сиблингами
.3 Особенности отношений к сиблингу
Глава 2. Исследование сиблингов и их межличностных взаимоотношений в семье
.1 Опросник
2.2 Результаты исследования
Заключение
Список литературы
Введение
Семья - сложная система взаимоотношений, в которой каждый её член занимает определённое место, участвует в выполнении определённых функций, своей деятельностью удовлетворяет потребности других членов, поддерживает взаимоотношения.
Семья включает две основные подсистемы: супружеских и детско-родительских отношений, между которыми существуют взаимосвязи и взаимообусловленность. Когда в семье воспитываются несколько детей, выделяется также детская подсистема сиблинговых отношений.
"Сиблингами", "сибсами" (англ. "siblings", "sibs" - брат или сестра) называют одного из двух или более детей одних и тех же родителей. Различаются сиблинги полнородные (имеющие общих мать и отца) и неполнородные, если они имеют общую мать (единоутробные) или общего отца (единокровные).
Сиблинговая позиция - это стратегии поведения индивида по отношению к его братьям и/или сёстрам [2].
Актуальность исследования состоит в том что понятие "сиблинги" приобретает все большую популярность, означает это слово родных братьев и сестер, потомков одних и тех же родителей, детей одной семьи, но не близнецы.
Так же термин употребляется и для потомков животных. В психологической литературе порой встречается сокращенное название сиблингов - "сибсы".
Гипотеза исследования: всем нам известно, что психическое развитие ребенка так же зависит и от того, есть ли у него сиблинги, братья и сестры.
В психоанализе полагалось, что появление сиблинга является одним из самых драматичных событий в жизни ребенка, им был введен специальный термин "развенчивание" для обозначения ситуации, при которой старший сиблинг перестает быть центром внимания семьи.
И как часто можно встретить братьев и сестер, которые не ладят между собой, зачастую причиной этому является ревность по отношению к родителям.
Пока в вашей семье один ребенок, проблемы только с ним. Как рождается второй, трудности умножаются на двое, да плюс еще можно ожидать и проблемы во взаимоотношениях между ними.
Цель исследования: детей и их особенности межличностных отношений в семье сублингов.
Тема отношения сиблингов в современной психологии не нова, на протяжении прошлого века к ней неоднократно обращались исследователи из разных стран.
Влиянию порядка рождения на характер человека, его отношение с окружающими и восприятие его окружающими посвящены работы Альфреда Адлера, Гинтараса Хоминтаускаса, Александра Захарова и многих других [1, 3, 5].
Существует несколько подходов к описанию особенностей развития детей в связи с их положением в семье. Как правило, психологи выделяют несколько позиций рождения: старший, средний, младший, единственный ребенок, и иногда выделяется такая позиция, как близнецы.
Однако в настоящий момент демографическая ситуация такова, что процент средних детей крайне низок, поэтому внимание в дальнейшем будет сконцентрировано на взаимоотношениях исключительно старших и младших детей.
В последние десятилетия в направлении образа старшего и младшего ребенка глобальных исследований не предпринималось, поэтому представляется интересным:
Во-первых, выявить сходства и различия в представлении социума о старших и младших детях;
Во-вторых, выяснить, на какие жизненные сферы современного человека влияет порядок рождения;
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
. Определить ключевые понятия.
. Изучить тематическую литературу.
. Составить вопросник, который позволит выявить основные черты образа, как старшего, так и младшего ребенка.
. Провести проект, обобщить полученные данные целостного образа старшего и младшего ребенка.
. Провести масштабное исследование, позволяющее сделать такие образы более определенными и наглядными.
. Изучить влияние стереотипного образа на различные сферы жизни человека, таких как успеваемость, тревожность, субъективное ощущение психологического благополучия.
Поскольку это исследование находится в начале своего пути, то в докладе будет представлено решение только первых трех задач.
Это исследование проводилось с опорой на следующие ключевые понятия:
Сиблинги - потомки одних и тех же родителей (братья и сестры).
Образ - субъективная представленность предметов окружающего мира, обусловленная как чувственно воспринимаемыми признаками, так и гипотетическими конструктами.
Конкуренция сиблингов - чувство эгоистического соперничества, часто имеющееся у младших членов семьи, братьев и сестер, по отношению друг к другу [4].
Далее был составлен опросник для исследования. Были выделены следующие параметры: внешность, интеллектуальные качества, коммуникативные качества, яркие черты характера, типичные действия.
В ходе создания опросника важным стало выделение ключевых, на мой взгляд, параметров, по которым могут различаться образы старших и младших детей в нашем сознании.
Дело в том, что большую роль в развитии человека играет семейное воспитание, условия развития, которые влияют на представления человека о том, как строятся отношения, какими должны быть те или иные поступки близких и не очень близких людей. Однако, даже воспитываясь в одной семье, дети подчас вырастают очень разными. Значит, само положение ребенка в семье оказывает на него влияние.
Глава 1. Современное представление об отношениях сиблингов
.1 Исследование подходов к сиблингам
Проблема исследования заключалась в том, чтобы изучить особенности межличностных отношений в семье как фактора возможного возникновения неврозов у младших школьников. Как известно, что негативные межличностные отношения в семье могут вызвать возникновение невротических состояний у младших школьников.
Негативные межличностные отношения в семьях часто связаны с непониманием родителей и детей, неадекватными ситуациями в общении, взаимоотношениями.
Однако, как известно, что семья - это важный источник социализации личности ребенка, его психического развития и воспитания и как воспитывать ребенка - этот вопрос возникает практически в каждой ячейке общества.
Основные задачи исследования заключались в том, чтобы осуществить психологический анализ особенностей взаимоотношений членов семьи с детьми, изучить психологические аспекты обращения с детьми в родстве, основные формы возможного возникновения неврозов и невротических состояний.
С этой целью использовали комплекс стандартизированных диагностических методик, ориентированных на выявление родительско-детских отношений в семьях.
Среди них это методика Варга-Столин, методика определения негативных отношений в семьях, "незаконченные предложения", опросник Захарова A. для оценки невротической симптоматики в семьях, проводились также наблюдения за поведением учащихся младших классов при обучении, в быту, в общении с родителями.
В семьях, как известно, что родители могут использовать различные стили отношений к ребенку и если эти отношения строятся на положительном стиле взаимодействия, то оказывают положительное влияние на психическое развитие ребенка, а если доминируют такие отношения, которые могут вести неприемлемый стиль воспитания и развития ребенка в семье, то они отрицательно сказываются на формировании ребенка, и могут способствовать возникновению невротичности у ребенка, особенно когда нет согласованности в стиле воспитания и общения с детьми в семье.
Анализ результатов показал, что в семьях доминируют межличностные отношения, которые можно отнести к стрессогенным ситуациям, которые могут вызвать у ребенка невротические переживания, состояния, негативные эмоции, тревогу и социальную дезадаптацию.
Так, обнаружено, что у 50% семей неустойчивые взаимоотношения в семьях, а у 10% семей, взаимоотношения открыто негативные, и лишь в 40% семей взаимоотношения можно сказать благополучные, положительные. Но, иногда могут носить негативный оттенок и вызывать у детей возникновения негативных эмоциональных обид, переживаний, тревоги и т.д.
Анализ результатов показал, что у учащихся младших классов выявлено отклонение в эмоциональной сфере, дисгармонии в развитии, личностных качеств, в невротических состояниях, трудности в семейном общении, недоразумение.
Эти расстройства оказались в сомато-вегететивних отношениях, возникновении страхов наказания, пониженного эмоционального настроения, проблем в общении.
С целью улучшения межличностных взаимоотношений в семьях проведены беседы с родителями, аутотренинг, обсуждение проблемы взаимодействия с детьми в семье, активизация коммуникации в семьях. Приглашались на такие беседы, занятия оба родителя (отец и мать). Занятия начинались для родителей вечером и начинались с аутотренинга и релаксационных упражнений, предлагалось общение с ребенком в семье вести уравновешенно, спокойно, уважая достоинство и чувства ребенка, чаще использовать во взаимоотношениях игру с ребенком, сказку, улыбку, хорошее, ласковое слово, проигрывание ситуаций общения и взаимоотношений, не спешить с наказанием, а разобраться в ситуации, достаточно широко применялись общие виды деятельности - игра, конструирование, совместное рисование, прослушивание музыки, рассматривание картинок в книгах, спокойная беседа.
С целью установления эффективности проведенного тренингового занятия был проведен контрольный этап исследования, который показал изменения в межличностных отношениях в семье, так по показателям типов отношения в семьях улучшились взаимоотношения в 65% семей, неустойчивые отношения были в 50% семей, стали в 30% семей.
Отрицательные взаимоотношения в семьях были в 10% стали в 5% семей. Анализ результатов показал, что значительно возросло количество семей, где улучшились межличностные отношения в семьях и стали позитивные, изменения возникли в 25% семей, а это уже положительный результат.
Таким образом, обнаружено, что негативные межличностные отношения в семьях могут стать причиной возникновения невротичности у детей младшего школьного возраста.
Так, ряд психологов отмечают, что невротичность у детей не генетическое заболевание, а обусловлено негативными межличностными взаимоотношениями в семье, которые могут проявляться в недоразумении между родителями и детьми, наказании детей за малейшие провинности, грубости, неуважение достоинства ребенка, его желаний и потребностей. В качестве советов родителям можно пожелать не давить на ребенка, уважать своего ребенка, видеть в нем личность.
В качестве испытуемых сиблинги из многодетной семей: два старших ребенка- подросткового возраста, средний - младшего школьного возраста и младший - дошкольного возраста. Всего в исследовании приняло участие 4 детей.
Изучение свойств социально-психологического и личностного уровней интегральной индивидуальности проводилось с использованием проективной методики Р.Жиля, адаптированной И.Н. Гильяшевой, Н.Д. Игнатьевой, которая адекватна возрасту испытуемых наших выборок. Через конструкт образа взрослых и детей у испытуемых выявлялись особенности конкретно-личностных отношений с окружающими людьми и черты личности, связанные с общением ребенка.
.2 Конкуренция и конфликтность между сиблингами
Попробуем разобрать возможные варианты развития событий, как избежать конфликтов и конкуренцию между сиблингами.
Многие родители предполагают, чем меньше разница в возрасте между сиблингами, тем дружнее они будут. Оптимальная разница - 3-4 года. Во-первых, в это время должно восстановиться женское здоровье после родов. Во-вторых, как раз в это время происходит известный нам "кризис трех лет", когда ребенок уже начинает отделять себя от матери, становится самостоятельным.
В большинстве случаев, как в теории, так и в практике, подтверждается, что наиболее конфликтные отношения у сиблингов одного пола.
Зачастую можно встретить в семье детей, которым приписаны роли любимчиков или изгоев. В этом случае страдает не только "отвергнутый" ребенок, который постоянно обижен, ограничен, но и "любимец", который всю свою жизнь доказывает, что он достоин любви и признания. Каждый такой сиблинг не подготовлен к реальной самостоятельной жизни.
Для того, чтобы воспитывать в ребенке индивидуальность, необходимо, чтобы у него были личные вещи. А если братья и сестры постоянно берут эти вещи, чувства, которые переживают дети в этот момент подобны эмоциям, когда переживаешь ограбление или даже насилие.
Выделите специальное время для общения с каждым ребенком. Каждый ребенок, особенно старший, должен знать, что у него есть особое время общения с родителем, когда никто не будет им мешать.
Учитывайте разницу между детьми. Возможно, вы дали одинаковое количество блинчиков на завтрак, но у каждого ребенка может быть и разный аппетит, учитывайте это в подобных ситуациях.
.3 Особенности отношений к сиблингу
сиблинг семья конфликтность невроз
Особенности отношений к сиблингу оценивались при помощи двух адаптированных опросников (Adult Sibling Relationship Questionnaire [Stocker et al., 1997] и Lifespan Sibling Relationship Scale Items [Riggio, 2000]). При помощи первого опросника были получены значения по трем факторам: 1) сердечность; 2) конфликтность и конкурентность; 3) ревность по поводу отношения родителей.
Во втором опроснике оценивались три параметра:
) частота и позитивный либо негативный характер общения;
) эмоциональный аспект отношений;
) доверие.
Существенно, что все три параметра оценивалось не только в момент проведения исследования, то есть применительно к взаимоотношениям во взрослом возрасте, но и в детстве.
Новым шагом было использование метода семантического дифференциала, модифицированного мной для целей данного исследования. С его помощью уточнялись аспекты образа сиблинга и сравнивались три пары образов:
) респондента и сиблинга;
) сиблинга и друга;
) респондента и друга.
Выбор данного метода был обусловлен желанием увидеть не только осознаваемые, но и неосознаваемые черты сходства и различия в образах друга и сиблинга. Еще одной причиной применения именно этого метода являлась возможность с его помощью сравнить относительную близость взрослых людей к другу и к сиблингу.
Для этого респондентам предлагалось оценить себя, друга и сиблинга по десяти парам прилагательных. В качестве таковых использовались следующие пары: холодный - теплый, легкий - тяжелый, устойчивый - изменчивый, мягкий - твердый, горький - сладкий, надежный - непредсказуемый, темный - светлый, упругий - пластичный, сложный - простой, спокойный - тревожный.
Сначала надо было выбрать из каждой пары то прилагательное, которое более подходит для описания оцениваемого субъекта, а потом указать степень выраженности качества от 1 (слабо) до 3 (сильно).
При проведении исследования мы убедились, что взаимоотношения между взрослыми сиблингами существенно варьируются по степени близости, эмоциональной и практической поддержки, принятия, привязанности, признания, доверия, ощущения сходства друг с другом, а также по проявлению доминирования, конкуренции, противостояния и т.д.
На основе кластерного анализа полученных данных и с учетом динамики изменений оцениваемых параметров во времени - в детстве и взрослом возрасте - нами было выделено 4 основных типа взаимоотношений между взрослыми сиблингами.
. Близкие и неконфликтные взаимоотношения (33% выборки): респонденты воспринимают свои отношения с сиблингами как близкие и неконфликтные, которые улучшились во взрослом возрасте по сравнению с детством; при этом родители, с их точки зрения, больше поддерживают сиблинга, а не респондента.
. Близкие конфликтно-конкурирующие (38%) - отношения с сиблингом воспринимаются как тесные, но конфликтно-конкурирующие; с возрастом они стали менее близкими, чем были в детстве; отец больше выделяет и поддерживает респондента, а не сиблинга.
. Безразличные (22%) - отношения с сиблингом воспринимаются как не очень близкие, конкуренция отсутствует, отношения практически не изменились с детства; отец больше поддерживает и выделяет респондента, а не сиблинга.
. Неблизкие, конфликтно-конкурирующие (7%) - отношения не близкие, конфликтно-конкурирующие, с течением времени ухудшились, отец больше выделяет и поддерживает сиблинга, а не респондента.
Для определения личностных черт, влияющих на взаимоотношения между сиблингами, мы нашли более показательным использовать не только значения по факторам "Опросника индивидуальных различий", но и значения по шкалам внутри факторов. Для каждого респондента нами были получены его оценки сиблинга по каждой из шкал среднего уровня.
Если вернуться к намеченной мной типологии, то описание каждого типа взаимоотношений можно дополнить наиболее характерными личностными чертами, приписываемыми сиблингу:
. Близкие и неконфликтные взаимоотношения (33% выборки). Сиблинги из этой группы имеют высокие баллы по шкалам: положительные эмоции, внимательность к другим, ориентация на достижения, активность, организованность, открытость опыту, интеллект и покладистость.
. Близкие, конфликтно-конкурирующие взаимоотношения (38%). Сиблинги из этой группы показывают высокие баллы по шкалам: упрямство, открытость опыту, интеллект, отвлекаемость и активность.
. Безразличные взаимоотношения (22%). Сиблинги из этой группы по всем шкалам получают значения немного выше или ниже средних.
. Не близкие, конфликтно-конкурирующие взаимоотношения (7%). Сиблинги из этой группы демонстрируют высокие баллы по шкалам: антагонизм, отрицательные эмоции, боязливость, отвлекаемость.
В целом мы можем видеть, что чем более близкими кажутся респонденту отношения с сиблингом, тем позитивнее его образ.
И наоборот: чем более конфликтными и прохладными видятся отношения, тем меньше "положительных" черт признает в сиблинге респондент. Полученные результаты говорят о тенденции сознания строить целостные, а не механически точные образы.
Далее при помощи метода семантического дифференциала мы провели сравнительное исследование черт сходства и различия в образах сиблинга и друга.
Данный метод позволяет сравнить относительную близость взрослых людей к другу и к сиблингу, а также выявить не только осознаваемые, но и неосознаваемые черты сходства и различия в образах друга и сиблинга.
Если учесть, что семантическими универсалиями можно назвать качества, на которые указывают более 75% выборки [Серкин, 2004], то, взяв только полюса (без учета степени выраженности), мы получили:
) универсалиями для "друга" являются прилагательные: теплый; устойчивый; светлый и надежный;
) универсалиями для "сиблинга" являются два прилагательных: теплый и светлый.
Можно видеть, что число обязательных характеристик (т.е. фактически требований) к другу оказывается большим, чем к сиблингу. Таким образом, можно предположить, что если друг перестает восприниматься как устойчивый и надежный, то есть теряет обязательные для друга качества, то тем...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Исследование влияния семейного воспитания на агрессивное поведение сиблингов младшего школьного возраста

Курсовая работа: Исследование взаимосвязи межличностных отношений и картина будущего у супругов в молодых семьях

Курсовая работа: Изучение взаимоотношений между детьми в семье

Курсовая работа: Характер эмоциональной оценки ребенка межличностных отношений в семье

Курсовая работа: Конфликтные ситуации в неполной семье между матерями и их детьми