Реферат: Исследование социально-психологических особенностей общения в подростковом возрасте. Гендерный аспект

Как известно, потребность в общении, в позитивных отношениях с другими людьми является одной из основных человеческих потребностей. От того, насколько успешен человек в общении, в значительной степени зависят успешность профессиональной деятельности, активность в общественной жизни и, наконец, личное счастье каждого.


Дата добавления на сайт: 03 сентября 2025
Оглавление

Введение
Исследование социально-психологических особенностей общения в подростковом возрасте. Гендерный аспект
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложения

Введение

Как известно, потребность в общении, в позитивных отношениях с другими людьми является одной из основных человеческих потребностей. От того, насколько успешен человек в общении, в значительной степени зависят успешность профессиональной деятельности, активность в общественной жизни и, наконец, личное счастье каждого.
В жизни каждого человека бывают периоды, когда вопросы общения ставятся особенно остро. Впервые это часто происходит в подростковом возрасте. Группа сверстников становится для подростка той средой, в которой он пытается реализовать свои потребности и способности. Один ищет подкрепления самоуважения, признания своей человеческой ценности. Другому нужна эмоциональная сопричастность с группой. Третий получает недостающую информацию и развивает коммуникативные навыки. Четвертый удовлетворяет лидерские потребности. В школе такой группой для многих подростков является класс.
С целью формирования и развития навыков общения у подростков на протяжении нескольких лет в нашей школе проводятся занятия по курсу «Психология человека и общества». Они позволяют не только осмысливать свои представления о человеке, но и знакомиться с мнениями и теориями, уже существующими в науке и культуре. Выйти на понимание социальных явлений и ситуаций..
Но общение в классе - это не просто общение ровесников, но и общение мальчиков и девочек. Поэтому изучение общения в группе должно предполагать такой способ познания действительности, в котором отсутствует «бесполый взгляд» на социальные и психические явления.
Вопросы, связанные с особенностями пола человека и его психологическими различиями, в последнее время входят в число наиболее активно обсуждаемых в обществе. В работах, посвященных данному вопросу, достаточно часто используется понятие «гендер».
Гендер в психологии — социально-биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям «мужчина» и «женщина». Иными словами, быть женщиной или мужчиной - значит следовать определенным социокультурным образцам, предъявляемым обществом по отношению к человеку на основании принятых правил пола.
В сегодняшнем обществе социально-ролевые функции мужчин и женщин в значительной степени претерпевают серьезные изменения, когда часть традиционных ролей одного биологического пола усваивается и демонстрируется полом противоположным.
В то же время в повседневной жизни мы постоянно в той или иной форме сталкиваемся с представлениями о различиях между полами. В максимально обобщенной форме они представлены стереотипами мужественности и женственности. Традиционно в общественном сознании мужчина должен быть сильным, независимым, активным, агрессивным, самодостаточным, ориентированным на индивидуальные достижения. Женщина - нежной, тактичной, терпеливой, слабой, зависимой, эмоциональной, ориентированной на семью.
Гендерные роли усваиваются в процессе социализации. Освоение половой роли предполагает наличие не только определенного типа поведения, но и личностных особенностей и даже всего образа жизни.
Исключительно важным условием гендерной социализации является общество сверстников как своего, так и противоположного пола. Проанализировав материалы, публикуемых в специальной литературе и СМИ, мы обратили внимание, что особенно остро стоит эта проблема у мальчиков, у которых полоролевые ожидания исключительно жестки и завышены.
Уже дошкольники выбирают партнера для различных видов деятельности с учетом половых различий: чаще всего мальчики выбирают мальчиков, а девочки — девочек. Наблюдая за процессом общения в школьных классах, мы также выделили две структуры личных отношений —«мальчики» и «девочки». Мальчики редко выбирают девочек, как, впрочем, и девочки мальчиков. Следовательно, тот или иной статус в системе личных взаимоотношений ученик получает на основании симпатий со стороны представителей его пола.. Иными словами, мальчик занимает благоприятное положение, потому что пользуется прежде всего симпатиями мальчиков, а девочка, — потому что пользуется расположением девочек. При этом практически нет исследований о том, как представления мальчиков и девочек друг о друге влияют на ситуацию общения в классе.
Таким образом, актуальность данного исследования определяется необходимостью изучения и улучшения условий гендерной социализации подростков, подготовкой подростков к жизни в обществе, к выполнению социальных ролей мужчины и женщины.
Цель нашего исследования состоит в изучении социально-психологических особенностей общения в группах мальчиков и девочек.
Цель реализуется через ряд задач:
Сравнить социометрические структуры в подгруппах мальчиков и девочек;
Изучить гендерные стереотипы в выделенных подгруппах;
Определить предпочитаемые качества в друзьях различного пола в зависимости от социометрического статуса;
Выявить влияние гендерных представлений на статус в группе.
Для достижения цели были выбраны такие методы как «Личностный семантический дифференциал» (Приложение №1) и социометрическая процедура, которая проводилась в режиме группового взаимодействия (Приложение № 2 ).
Результаты исследования позволят повысить коммуникативную компетентность старшеклассников, улучшить отношения в группах подростков.

Исследование социально-психологических особенностей общения в подростковом возрасте. Гендерный аспект

В исследовании приняли участие 48 человек, учащиеся 9- 10 классов Гимназии № 18 города Старый Оскол Белгородской области, из них 18 мальчиков и 30 девочек, средний возраст испытуемых составил 14,43 года.
После ручной обработки тестов, полученные результаты были занесены в сводную таблицу, которая представлена в Приложении №7 . Для обработки использовалась программа Statistika 6.0. Была посчитана первичная статистика (средние, стандартные отклонения), а также проведен корреляционный анализ данных. Для определения достоверности различий использовался линейный коэффициент корреляции Пирсона, при вероятности ошибки – 5%.
На первом этапе анализа были получены следующие «портреты»:
Девочки с точки зрения девочек
Мальчики с точки зрения девочек
Мальчики с точки зрения мальчиков
Девочки с точки зрения мальчиков
Проведен сравнительный анализ полученных данных.
В Диаграмме № 1 (см. Приложение № 3 )отражен портрет «Девочки-подруги» как с точки зрения самих девочек, так и с точки зрения мальчиков.
На основе полученных данных можно сделать следующие выводы.
В целом группа описывает девочек в общении как обаятельных, открытых, отзывчивых, дружелюбных и общительных (самые высокие оценки);
Группа девочек по сравнению с группой мальчиков чаще описывают себя как сильных, зависимых, отзывчивых, общительных и раздражительных. В то время как мальчики выше оценивают такие качества как слабость, независимость и невозмутимость. В корреляционном анализе получены достоверные связи между такими параметрами как пол и характеристики: социальный статус (выбор девочек), невозмутимость и слабость в оценке девочек, общительность, обаятельность, спокойствие, уверенность в оценке мальчиков, интегративные характеристики активности как по группе мальчиков, так и по группе девочек. Т.е., девочки активнее в общении ( больше количество выборов), мальчики чаще оценивают девочек как слабых и невозмутимых, а девочки оценивают мальчиков как общительных, обаятельных, суетливых и уверенных, в целом мальчики ниже оценивают как свою собственную активность, так и активность девочек.
Наибольший разброс в мнениях получен при оценке следующих качеств: «упрямый – уступчивый», «независимый – зависимый», «уверенный – неуверенный». Именно эти качества традиционно низко оцениваются у женщин, чем и может быть вызван разброс мнений.
Интегративные показатели силы, активности и оценки по группе девочек положительные, при этом самые высокие показатели - оценки, девочки оценивают себя выше мальчиков.
Девочки глазами девочек Девочки глазами мальчиков

Диаграмма №1


В Диаграмме № 2 (см. Приложение № 4,5 ) отражен портрет «Мальчика-друга» как с точки зрения девочек, так и с точки зрения самих мальчиков.
На основе полученных данных можно сделать следующие выводы.
Группа в целом оценивает мальчиков практически по всем характеристикам (кроме такого показателя как «сильный») ниже девочек.
Следует отметить, что мальчики оценивают себя ниже (негативней), чем их оценивают девочки. Можно предположить, что со стороны девочек есть определенные ожидания от поведения мальчиков, девочки оценивают мальчиков как более добросовестных, открытых, энергичных, уверенных и общительных, тогда как сами мальчики перечисленные характеристики оценивают ниже.
Наибольший разброс в мнениях получен при оценке следующих качеств: «упрямый – уступчивый», «решительный – нерешительный», «самостоятельный – несамостоятельный» и « раздражительный – невозмутимый». В отличие от группы девочек, данные качества традиционно выше оцениваются у мужчин.

Диаграмма №2


На втором этапе анализа определялось влияние представлений о мальчиках и девочках на успешность общения. Все значимые коэффициенты корреляции приведены в Приложении №6.
С помощью корреляционного анализа были также установлены связи между параметрами социального статуса и оценкой различных качеств как мальчиков, так и девочек. В корреляционной плеяде №1 отражены связи социального статуса и такими характеристиками как «Добросовестность – безответственность у мальчиков». Таким образом, подростки с высоким социальным статусом выше оценивают дружелюбие у девочек и добросовестность у мальчиков. Также социальный статус у подростков зависит от возраста и с возрастом увеличивается.

Корреляционная плеяда №1.27432001725295003314700103949500137160011518900043434001382395Доброжелательность – Враж-дебность у девочек
00Доброжелательность – Враж-дебность у девочек
21717002753995Возраст
00Возраст
2266951382395Добросовестность – Безответственность у мальчиков
00Добросовестность – Безответственность у мальчиков
2057400467995Статус, количество выборов
00Статус, количество выборов


0,30
0,31

0,44

Корреляционная плеяда №2

3543300-3175Общитель-ность – нелюдимость у девочек
00Общитель-ность – нелюдимость у девочек
800100-3175Возраст
00Возраст


2286000272415Социальный статус (группа девочек)
00Социальный статус (группа девочек)
171450017018000342900027241500

800100265430Обаятель-ность - непривлекательностьу девочек
00Обаятель-ность - непривлекательностьу девочек
3657600144780Добросовестность – безответственность у девочек
00Добросовестность – безответственность у девочек

342900018732500217170022479000

Из корреляционной плеяды №2 видно, что девочки с высоким социальным статусом выше оценивают обаятельность, добросовестность и общительность девочек, чем девочки старше, тем выше их социальный статус.
Из корреляционной плеяды № 3 видно, что мальчики с высоким социальным статусом выше оценивают добросовестность мальчиков.

Корреляционная плеяда №3
1943100264795Социальный статус (группа мальчиков)
00Социальный статус (группа мальчиков)


30861006159500165354020447000
34194759525Добросовестность – безответственность у мальчиков
00Добросовестность – безответственность у мальчиков
8001009525
Возраст
00
Возраст


Таким образом, подростки с высоким социальным статусом имеют более положительный аутостереотип (выше оценивают качества представителей собственного пола). Можно предположить, что подростки, имеющие низкую самооценку, низко оценивающие представителей своего пола, могут иметь трудности в общении.

Заключение

Подводя итог проведенному исследованию можно сделать следующие выводы.
Девочки получили в целом более позитивную оценку, более активны в общении, имеют высокий социальный статус. При этом портрет «Девочки – подруги» противоречив, т.к. девочки с одной стороны оцениваются как слабые, а с другой стороны как уверенные и активные. Важно, что традиционно «женский» портрет нами получен не был, хотя мальчики выше оценивают «слабость» девочек.
Мальчики в целом получили более низкие оценки, при этом отмечается, что мальчики сами оценивают себя ниже, чем девочки. Можно предположить, что девочки ожидают от мальчиков более «мужского» поведения и выше его оценивают.
Выше социальный статус тех подростков, которые дают более позитивные оценки представителям своего пола. Таким образом, положительный аутостереотип является одним из условий успешного общения в группе старшеклассников.

Список
использованных источников и литературы

18 програм тренингов. Руководство для профессионалов. Под ред. В.А.Чикер, Спб, «Речь», 2007г.
Бурн Шон. Гендерная психология. М. – 2004г. – 156 с.
Дерманова И.Б., Сидоренко Е.В. Психологический практикум. Межличностные отношения: Методические рекомендации. СПб., 2001.
Жуков Ю.М. Коммуникативный тренинг: - М., 2003.
Захаров В.П., Хрящева Н.Ю. Социально-психологический тренинг: Учебное пособие. Л., 1989.
Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности). – Мн., 2000.
Психология современного подростка/Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Педагогика, 1987.
Психология: Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошев-ского. —2-е изд. — М., 1990.— 494 с.
Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 1999. .297
Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М.: Мир, 1994.
Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. – М., 1999.
Фопель К. психологические группы: Рабочие материалы для ведущего. – М, 1999.

Приложения

Приложение №1

БЛАНК ЛД
Фамилия И.О.______________________________________________________
пол______________возраст_____________________________________

Обаятельны3210123Непривлекательный,
Слабый3210123Сильный
Разговорчивый3210123Молчаливый
Безответственный3210123Добросовестный
Упрямый3210123Уступчивый
Замкнутый3210123Открытый
Добрый3210123Эгоистичный
Зависимый3210123Независимый
Деятельный3210123Пассивный
Черствый3210123Отзывчивый
Решительный3210123Нерешительный
Вялый3210123Энергичный
Справедливый3210123Несправедливый
Расслабленный3210123Напряженный
Суетливый3210123Спокойный
Враждебный3210123Дружелюбный
Уверенный3210123Неуверенный
Нелюдимый3210123Общительный
Честный3210123Неискренний
Несамостоятельный3210123Самостоятельный
Раздражительный3210123Невозмутимый

Приложение № 2

Таблица №1.
Группа в целомГруппа девочекгруппа мальчиков
Средние показателиСтандартное отклонениеСредние показателиСтандартное отклонениеСредние показателиСтандартное отклонение
Обаятельный2,430,812,520,632,291,05
Сильный0,761,581,311,49-0,181,29
Разговорчивый1,911,2921,251,761,39
Добросовестный1,721,381,661,491,821,19
Упрямый0,541,970,762,080,181,78
Открытый2,071,082,141,131,941,03
Добрый1,851,431,861,361,821,59
Независимый0,071,76-0,171,770,471,7
Деятельный1,871,202,031,051,591,42
Отзывчивый2,280,982,480,741,941,25
Решительный1,411,561,591,621,121,45
Энергичный1,761,341,861,381,591,28
Справедливый1,521,151,621,211,351,06
Напряженный-0,331,56-0,341,76-0,291,21
Суетливый-0,351,82-0,211,88-0,591,73
Дружелюбный2,021,342,031,4021,27
Уверенный1,571,681,521,791,651,54
Общительный2,301,052,520,871,941,25
Честный1,870,981,860,921,881,11
Самостоятельный1,851,322,031,351,531,23
Раздражительный0,131,50,521,55-0,531,18

Таблица №3
Группа в целомГруппа девочекгруппа мальчиков
Средние показателиСтандартное отклонениеСредние показателиСтандартное отклонениеСредние показателиСтандартное отклонение
Оценка13,465,1613,555,3613,294,95
Сила7,485,708,145,716,355,69
Активность9,674,5711,074,217,294,25

Приложение №3

Таблица №4.
Группа в целомГруппа девочекгруппа мальчиков
Средние показателиСтандартное отклонениеСредние показателиСтандартное отклонениеСредние показателиСтандартное отклонение
Обаятельный1,961,012,450,691,120,93
Сильный1,781,281,861,221,651,41
Разговорчивый1,931,3421,041,821,78
Добросовестный11,451,141,330,761,64
Упрямый0,261,770,141,810,471,74
Открытый1,961,012,170,661,591,37
Добрый1,741,081,861,091,531,07
Независимый0,631,730,761,680,411,84
Деятельный1,611,241,790,981,291,57
Отзывчивый1,761,351,721,511,821,07
Решительный1,391,681,341,761,471,59
Энергичный21,142,240,831,591,46
Справедливый1,481,071,311,001,761,15
Напряженный-0,911,43-0,931,31-0,881,65
Суетливый-0,801,67-0,381,76-1,531,23
Дружелюбный1,651,251,831,261,351,22
Уверенный1,591,531,971,180,941,85
Общительный2,331,102,690,471,711,53
Честный1,281,441,141,481,531,37
Самостоятельный1,591,731,551,821,651,62
Раздражительный-0,091,750,171,83-0,531,55

Приложение № 4

Таблица №6
Группа в целомГруппа девочекгруппа мальчиков
Средние показателиСтандартное отклонениеСредние показателиСтандартное отклонениеСредние показателиСтандартное отклонение
Оценка10,875,4111,485,349,825,53
Сила7,265,137,864,916,245,47
Активность8,965,2610,384,126,536,19

Приложение № 5

Correlations (shkola18.sta)
Marked correlations are significant at p < ,05000
N=48 (Casewise deletion of missing data)
POLSTATUSMSTATUSDSTATUSOBDEV1DEV2DEV3DEV4
POL10,073163-0,60844-0,1802-0,13493-0,45917-0,088560,059667
STATUSM0,07316310,0576080,395116-0,24263-0,05664-0,00077-0,31461
STATUSD-0,608440,05760810,5623020,2350590,383770,1841310,029024
STATUSOB-0,18020,3951160,56230210,0623160,2732960,2270590,027524
DEV1-0,13493-0,242630,2350590,06231610,118197-0,026780,213025
DEV2-0,45917-0,056640,383770,2732960,11819710,3150020,070378
DEV3-0,08856-0,000770,1841310,227059-0,026780,31500210,035716
DEV40,059667-0,314610,0290240,0275240,2130250,0703780,0357161
DEV5-0,1439-0,210620,066317-0,05876-0,067920,1850350,01019-0,13842
DEV6-0,08864-0,276280,1112250,1658140,119370,2040430,5420670,131814
DEV7-0,013160,0514560,1695390,1604340,1164340,1114330,4723350,384128
DEV80,1786720,046633-0,19248-0,16567-0,161570,045780,3538560,154811
DEV9-0,1809-0,285910,049555-0,226350,2884180,1350980,2345950,513482
DEV10-0,26936-0,285070,157774-0,085430,3184720,0015580,3166820,307128
DEV11-0,14682-0,318190,073074-0,073990,154520,3841430,447360,325051
DEV12-0,1-0,344190,087305-0,123580,2427890,3195720,4750670,095293
DEV13-0,11366-0,179630,1844820,0159950,0135380,1191290,3143580,193469
DEV140,0158210,0180520,015060,084444-0,043630,0846240,1610150,152286
DEV15-0,10247-0,076550,023024-0,15951-0,04615-0,037370,185042-0,22678
DEV16-0,01254-0,029540,2056430,3013210,216884-0,186190,282190,352277
DEV170,037667-0,18990,040684-0,09630,1914860,3947810,3898720,281588
DEV18-0,2674-0,209710,0733570,1558990,0239150,2454210,5089050,214233
DEV190,010101-0,078750,173312-0,005560,213804-0,092340,3056740,334363
DEV20-0,1873-0,273260,140626-0,061410,1683110,4309190,17440,429468
DEV21-0,340580,2274650,2254640,129897-0,13971-0,01468-0,02832-0,28305
MAL1-0,642890,0809840,4450060,2217870,2690690,3413960,0988550,022923
MAL2-0,081920,1188040,078531-0,06035-0,035520,1384330,403171-0,03561
MAL3-0,06427-0,10219-0,18962-0,13446-0,13760,0554380,0861940,230653
MAL4-0,12602-0,09167-0,00960,305197-0,038110,3308190,1897340,256817
MAL50,0917560,0094670,1029670,115430,0433090,1976670,0585420,16775
MAL6-0,28224-0,030510,0833920,2577110,0782320,1604080,2176280,134761
MAL7-0,14977-0,178120,054047-0,01685-0,070690,1703540,0467480,023951
MAL8-0,097830,034440,0883730,2031980,0539750,3489580,22309-0,18472
MAL9-0,196720,0887950,1887350,236872-0,003870,3714310,4906040,142271
MAL100,0358520,104097-0,101660,003234-0,085840,0038410,215906-0,07287
MAL110,036539-0,00719-0,01306-0,036510,0684310,2118570,403715-0,0472
MAL12-0,280760,0897740,0256010,1997610,0485120,2972850,0754820,05686
MAL130,207316-0,121850,0450560,103138-0,04030,0823190,1588490,305051
MAL140,016647-0,04679-0,27824-0,011230,101513-0,207360,0281960,035399
MAL15-0,336440,057780,1425560,131325-0,097610,313177-0,063870,053626
MAL16-0,18515-0,2822-0,018940,0956410,1751310,2717250,3234210,109363
MAL17-0,327020,0324890,2507690,1172930,0407290,4365790,239350,059442
MAL18-0,43783-0,135890,1260790,2776660,1124630,161422-0,010870,091823
MAL190,132664-0,12098-0,13288-0,10624-0,031590,0889470,08486-0,00365
MAL200,0268460,114226-0,025120,091681-0,202420,263370,023219-0,16175
MAL21-0,195830,253503-0,03513-0,134450,1061080,080755-0,2092-0,03811
VOZRAST0,1118410,6845120,1915860,440347-0,19743-0,02614-0,00683-0,23033
DEV5DEV6DEV7DEV8DEV9DEV10DEV11DEV12DEV13
-0,1439-0,08864-0,013160,178672-0,1809-0,26936-0,14682-0,1-0,11366
-0,21062-0,276280,0514560,046633-0,28591-0,28507-0,31819-0,34419-0,17963
0,0663170,1112250,169539-0,192480,0495550,1577740,0730740,0873050,184482
-0,058760,1658140,160434-0,16567-0,22635-0,08543-0,07399-0,123580,015995
-0,067920,119370,116434-0,161570,2884180,3184720,154520,2427890,013538
0,1850350,2040430,1114330,045780,1350980,0015580,3841430,3195720,119129
0,010190,5420670,4723350,3538560,2345950,3166820,447360,4750670,314358
-0,138420,1318140,3841280,1548110,5134820,3071280,3250510,0952930,193469
10,23243-0,269280,1561760,1239820,0107230,3300810,193526-0,01022
0,2324310,1357240,0677980,1600330,4631340,339320,2259180,096977
-0,269280,13572410,2519070,3885590,3640850,1386710,1899310,225191
0,1561760,0677980,25190710,182789-0,075410,3717720,3002960,048808
0,1239820,1600330,3885590,18278910,4833960,5745780,4221820,435608
0,0107230,4631340,364085-0,075410,48339610,2418310,3068790,319468
0,3300810,339320,1386710,3717720,5745780,24183110,5609920,447873
0,1935260,2259180,1899310,3002960,4221820,3068790,56099210,430134
-0,010220,0969770,2251910,0488080,4356080,3194680,4478730,4301341
-0,09964-0,039630,285426-0,008260,035915-0,039970,093001-0,05939-0,05158
0,0476920,147330,124684-0,01363-0,061870,043915-0,010930,230482-0,08144
-0,239490,1672210,384227-0,047780,0843580,231586-0,12140,1145250,107755
0,1597320,2598430,1382510,3107220,3664630,3184750,6299730,6249840,430204
0,1861880,704152-0,012860,1454680,3129860,4317670,4643890,4009090,251799
-0,088890,3012560,271079-0,033680,3243070,663150,2690390,1792680,456221
0,2206970,350060,0819270,3409020,4500710,2405540,5084060,3831820,259271
0,043071-0,196850,030198-0,02861-0,15037-0,11621-0,14726-0,33889-0,23367
0,0901130,0838870,056883-0,198790,2510780,2593050,1953060,2061350,211329
-0,057690,1065430,3213990,0163210,2838470,4036010,2576690,22860,244735
0,1060890,232631-0,051710,0490590,1323630,2171390,0983780,202051-0,00627
-0,06230,0567760,2366570,0700370,3065250,015670,3751490,1840820,200608
0,2893110,292386-0,00153-0,06996-0,02540,1357930,089060,0551630,051774
0,1681140,2666710,041491-0,11110,2876280,3714110,1670540,2390590,134785
-0,18149-0,155520,074212-0,025880,1266150,0081760,1573930,3088190,343474
0,411380,107996-0,023250,2494320,029686-0,133450,2310830,1723610,221972
-0,029250,0194540,405180,1857630,3079610,1662480,3508050,2914330,458936
-0,1832-0,04977-0,07669-0,04940,1032180,0687770,0901020,2749340,196289
0,0282610,0100890,1456840,1192190,3335170,2415280,3191110,4584040,237161
0,1090560,0722790,041083-0,022290,1951130,3391250,1005450,1904070,11918
0,021504-0,085060,1068090,0066870,2738870,1224440,278990,3460860,407015
-0,02503-0,003750,2354060,0508830,0326170,109014-0,056510,0927060,012366
-0,10722-0,007220,124597-0,08030,0683140,2234050,010970,0712890,18891
-0,047720,295864-0,067540,000440,1462620,2628760,3262780,4276260,314373
0,1791150,083730,2757140,0599210,1874350,286970,1199240,255158-0,02639
0,1934620,2436130,046542-0,184370,1339390,4081290,0104660,115050,003066
-0,07867-0,168770,0105610,1507010,1370960,0523070,3133920,4631180,244515
0,333346-0,11554-0,214330,308391-0,00509-0,204260,1140130,0715450,021337
0,001119-0,27844-0,0943-0,005350,068373-0,037160,09506-0,104170,000961
-0,11805-0,19746-0,11765-0,04452-0,37741-0,33375-0,20175-0,36095-0,13088

Приложение №6

DEV14DEV15DEV16DEV17DEV18DEV19DEV20DEV21
0,015821-0,10247-0,012540,037667-0,26740,010101-0,1873-0,34058
0,018052-0,07655-0,02954-0,1899-0,20971-0,07875-0,273260,227465
0,015060,0230240,2056430,0406840,0733570,1733120,1406260,225464
0,084444-0,159510,301321-0,09630,155899-0,00556-0,061410,129897
-0,04363-0,046150,2168840,1914860,0239150,2138040,168311-0,13971
0,084624-0,03737-0,186190,3947810,245421-0,092340,430919-0,01468
0,1610150,1850420,282190,3898720,5089050,3056740,1744-0,02832
0,152286-0,226780,3522770,2815880,2142330,3343630,429468-0,28305
-0,099640,047692-0,239490,1597320,186188-0,088890,2206970,043071
-0,039630,147330,1672210,2598430,7041520,3012560,35006-0,19685
0,2854260,1246840,3842270,138251-0,012860,2710790,0819270,030198
-0,00826-0,01363-0,047780,3107220,145468-0,033680,340902-0,02861
0,035915-0,061870,0843580,3664630,3129860,3243070,450071-0,15037
-0,039970,0439150,2315860,3184750,4317670,663150,240554-0,11621
0,093001-0,01093-0,12140,6299730,4643890,2690390,508406-0,14726
-0,059390,2304820,1145250,6249840,4009090,1792680,383182-0,33889
-0,05158-0,081440,1077550,4302040,2517990,4562210,259271-0,23367
10,013944-0,240120,0462710,0076380,000630,0617190,236399
0,0139441-0,09716-0,07970,01012-0,22582-0,134210,131244
-0,24012-0,097161-0,113910,0739880,238859-0,02326-0,24444
0,046271-0,0797-0,1139110,3026990,3423210,421223-0,31178
0,0076380,010120,0739880,30269910,2550720,403632-0,16667
0,00063-0,225820,2388590,3423210,25507210,173806-0,18472
0,061719-0,13421-0,023260,4212230,4036320,1738061-0,29372
0,2363990,131244-0,24444-0,31178-0,16667-0,18472-0,293721
0,047085-0,068990,0499130,1194270,2847730,1512890,195520,018496
0,1191110,043195-0,139460,336810,1822430,31328-0,11235-0,03118
-0,07398-0,210410,1244290,0364380,4245180,1456770,284078-0,33845
0,167099-0,30477-2,4E-160,1554040,2047460,1412050,1168340,020504
-0,113110,035780,0537350,1285690,0758350,1097740,332377-0,1806
-0,06543-0,093220,0991140,0278660,5777350,2635350,0116290,003827
-0,011970,0093250,065120,0217290,032218-0,074590,11176-0,16998
-0,086570,0076870,0226870,05810,234234-0,173220,1699410,087499
0,035926-0,091540,1524410,4074340,1276920,1584920,139969-0,00781
0,0358380,155317-0,070540,0802470,1460420,076515-0,04585-0,08285
-0,09414-0,09280,0257280,4469910,1198230,2342010,148176-0,32947
-0,22524-0,31255-5,3E-170,1629270,3537450,2396830,178485-0,03915
0,228111-0,17558-0,038380,476390,0850640,2304470,100218-0,27526
0,052802-0,022370,184713-0,113510,144889-0,02349-0,170280,015348
-0,13681-0,02838-0,091310,2685810,1046660,0159560,104960,105037
0,122439-0,073990,1502570,2961530,420170,1071740,264074-0,17662
-0,085460,0191410,2103780,0409610,0246490,0374080,32155-0,11168
-0,001410,0024260,040395-0,09010,5288330,0818180,050550,041125
-0,19494-0,08053-0,003250,3362610,0740250,1054290,140452-0,23351
-0,19014-0,41379-0,244580,1047430,070528-0,150190,1374710,046839
-0,04309-0,0587-0,22650,009525-0,045710,0321310,1389450,250105
0,119767-0,09422-0,11217-0,16752-0,19644-0,08279-0,179350,167211

Приложение №7

MAL1MAL2MAL3MAL4MAL5MAL6MAL7MAL8MAL9MAL10
-0,64289-0,08192-0,06427-0,126020,091756-0,28224-0,14977-0,09783-0,196720,035852
0,0809840,118804-0,10219-0,091670,009467-0,03051-0,178120,034440,0887950,104097
0,4450060,078531-0,18962-0,00960,1029670,0833920,0540470,0883730,188735-0,10166
0,221787-0,06035-0,134460,3051970,115430,257711-0,016850,2031980,2368720,003234
0,269069-0,03552-0,1376-0,038110,0433090,078232-0,070690,053975-0,00387-0,08584
0,3413960,1384330,0554380,3308190,1976670,1604080,1703540,3489580,3714310,003841
0,0988550,4031710,0861940,1897340,0585420,2176280,0467480,223090,4906040,215906
0,022923-0,035610,2306530,2568170,167750,1347610,023951-0,184720,142271-0,07287
0,090113-0,057690,106089-0,06230,2893110,168114-0,181490,41138-0,02925-0,1832
0,0838870,1065430,2326310,0567760,2923860,266671-0,155520,1079960,019454-0,04977
0,0568830,321399-0,051710,236657-0,001530,0414910,074212-0,023250,40518-0,07669
-0,198790,0163210,0490590,070037-0,06996-0,1111-0,025880,2494320,185763-0,0494
0,2510780,2838470,1323630,306525-0,02540,2876280,1266150,0296860,3079610,103218
0,2593050,4036010,2171390,015670,1357930,3714110,008176-0,133450,1662480,068777
0,1953060,2576690,0983780,3751490,089060,1670540,1573930,2310830,3508050,090102
0,2061350,22860,2020510,1840820,0551630,2390590,3088190,1723610,2914330,274934
0,2113290,244735-0,006270,2006080,0517740,1347850,3434740,2219720,4589360,196289
0,0470850,119111-0,073980,167099-0,11311-0,06543-0,01197-0,086570,0359260,035838
-0,068990,043195-0,21041-0,304770,03578-0,093220,0093250,007687-0,091540,155317
0,049913-0,139460,124429-2,6E-160,0537350,0991140,065120,0226870,152441-0,07054
0,1194270,336810,0364380,1554040,1285690,0278660,0217290,05810,4074340,080247
0,2847730,1822430,4245180,2047460,0758350,5777350,0322180,2342340,1276920,146042
0,1512890,313280,1456770,1412050,1097740,263535-0,07459-0,173220,1584920,076515
0,19552-0,112350,2840780,1168340,3323770,0116290,111760,1699410,139969-0,04585
0,018496-0,03118-0,338450,020504-0,18060,003827-0,169980,087499-0,00781-0,08285
10,3360560,2769610,106553-0,030820,4772730,314160,0668930,1993590,236139
0,33605610,121029-0,072020,0844160,3360560,02227-0,197490,2675130,174513
0,2769610,12102910,022948-0,011410,4247210,110423-0,020210,1718260,3099
0,106553-0,072020,0229481-0,095590,3348810,3404430,0444320,2980980,090916
-0,030820,084416-0,01141-0,095591-0,04325-0,02166-0,0041-0,10455-0,24258
0,4772730,3360560,4247210,334881-0,0432510,1314880,0923230,0927250,268661
0,314160,022270,1104230,340443-0,021660,13148810,0540940,0381640,320201
0,066893-0,19749-0,020210,044432-0,00410,0923230,05409410,283742-0,01961
0,1993590,2675130,1718260,298098-0,104550,0927250,0381640,28374210,141918
0,2361390,1745130,30990,090916-0,242580,2686610,320201-0,019610,1419181
0,2460140,4432580,1004480,2471570,0994850,2198180,2404030,0126330,3104080,355016
0,3875680,3209230,3797890,379210,177010,6782440,1444680,0905030,2213740,086807
0,2253680,3046770,1462860,2875110,0148060,2870760,359199-0,130520,2787640,326502
0,079759-0,171780,1540930,237021-0,20280,2184990,0868190,1932930,1328980,022518
0,216160,0411470,0356570,119815-0,160720,0842850,213193-0,043680,2100680,070418
0,1636150,0488380,1452320,3072430,0920980,251540,3576670,0932850,1253970,238601
0,333520,2368640,2469230,0301750,2461350,1752080,054230,0838370,218023-0,08105
0,4945990,1465260,4080030,23837-0,079180,755420,0918570,1703420,0469780,113645
0,1308490,1424740,1249180,277593-0,142960,1155720,5465480,0160920,1631360,343405
0,116460,0887940,1986630,2395460,2026110,1926270,2726050,4148550,0783650,108582
0,161337-0,028470,044936-0,05275-0,078680,0355490,128433-0,0182-0,026330,000408
-0,004380,088681-0,14421-0,25823-0,10005-0,10515-0,27491-0,05115-0,086990,220248

Приложение № 8

MAL11MAL12MAL13MAL14MAL15MAL16MAL17MAL18MAL19
0,036539-0,280760,2073160,016647-0,33644-0,18515-0,32702-0,437830,132664
-0,007190,089774-0,12185-0,046790,05778-0,28220,032489-0,13589-0,12098
-0,013060,0256010,045056-0,278240,142556-0,018940,2507690,126079-0,13288
-0,036510,1997610,103138-0,011230,1313250,0956410,1172930,277666-0,10624
0,0684310,048512-0,04030,101513-0,097610,1751310,0407290,112463-0,03159
0,2118570,2972850,082319-0,207360,3131770,2717250,4365790,1614220,088947
0,4037150,0754820,1588490,028196-0,063870,3234210,23935-0,010870,08486
-0,04720,056860,3050510,0353990,0536260,1093630,0594420,091823-0,00365
0,0282610,1090560,021504-0,02503-0,10722-0,047720,1791150,193462-0,07867
0,0100890,072279-0,08506-0,00375-0,007220,2958640,083730,243613-0,16877
0,1456840,0410830,1068090,2354060,124597-0,067540,2757140,0465420,010561
0,119219-0,022290,0066870,050883-0,08030,000440,059921-0,184370,150701
0,3335170,1951130,2738870,0326170,0683140,1462620,1874350,1339390,137096
0,2415280,3391250,1224440,1090140,2234050,2628760,286970,4081290,052307
0,3191110,1005450,27899-0,056510,010970,3262780,1199240,0104660,313392
0,4584040,1904070,3460860,0927060,0712890,4276260,2551580,115050,463118
0,2371610,119180,4070150,0123660,188910,314373-0,026390,0030660,244515
-0,09414-0,225240,2281110,052802-0,136810,122439-0,08546-0,00141-0,19494
-0,0928-0,31255-0,17558-0,02237-0,02838-0,073990,0191410,002426-0,08053
0,025728-3,5E-17-0,038380,184713-0,091310,1502570,2103780,040395-0,00325
0,4469910,1629270,47639-0,113510,2685810,2961530,040961-0,09010,336261
0,1198230,3537450,0850640,1448890,1046660,420170,0246490,5288330,074025
0,2342010,2396830,230447-0,023490,0159560,1071740,0374080,0818180,105429
0,1481760,1784850,100218-0,170280,104960,2640740,321550,050550,140452
-0,32947-0,03915-0,275260,0153480,105037-0,17662-0,111680,041125-0,23351
0,2460140,3875680,2253680,0797590,216160,1636150,333520,4945990,130849
0,4432580,3209230,304677-0,171780,0411470,0488380,2368640,1465260,142474
0,1004480,3797890,1462860,1540930,0356570,1452320,2469230,4080030,124918
0,2471570,379210,2875110,2370210,1198150,3072430,0301750,238370,277593
0,0994850,177010,014806-0,2028-0,160720,0920980,246135-0,07918-0,14296
0,2198180,6782440,2870760,2184990,0842850,251540,1752080,755420,115572
0,2404030,1444680,3591990,0868190,2131930,3576670,054230,0918570,546548
0,0126330,090503-0,130520,193293-0,043680,0932850,0838370,1703420,016092
0,3104080,2213740,2787640,1328980,2100680,1253970,2180230,0469780,163136
0,3550160,0868070,3265020,0225180,0704180,238601-0,081050,1136450,343405
10,2796850,499630,050383-0,067580,2036830,2028260,06190,504483
0,27968510,0915050,0137160,2463970,3285580,3329280,624770,217473
0,499630,09150510,0303830,0335720,093866-0,039590,0535480,472966
0,0503830,0137160,03038310,142036-0,11959-0,074850,265482-0,04466
-0,067580,2463970,0335720,1420361-0,030550,110820,2194520,124469
0,2036830,3285580,093866-0,11959-0,0305510,0975050,2464980,179112
0,2028260,332928-0,03959-0,074850,110820,09750510,17494-0,00636
0,06190,624770,0535480,2654820,2194520,2464980,1749410,095141
0,5044830,2174730,472966-0,044660,1244690,179112-0,006360,0951411
0,354490,4066090,240819-0,0211-0,032920,0040110,1019370,0841440,297124
-0,245350,235025-0,20298-0,014710,424852-0,06491-0,00542-0,019650,036442
-0,13788-0,17931-0,04965-0,326630,001768-0,24525-0,0386-0,23273-0,13316

MAL20MAL21VOZRAST
0,026846-0,195830,111841
0,1142260,2535030,684512
-0,02512-0,035130,191586
0,091681-0,134450,440347
-0,202420,106108-0,19743
0,263370,080755-0,02614
0,023219-0,2092-0,00683
-0,16175-0,03811-0,23033
0,3333460,001119-0,11805
-0,11554-0,27844-0,19746
-0,21433-0,0943-0,11765
0,308391-0,00535-0,04452
-0,005090,068373-0,37741
-0,20426-0,03716-0,33375
0,1140130,09506-0,20175
0,071545-0,10417-0,36095
0,0213370,000961-0,13088
-0,19014-0,043090,119767
-0,41379-0,0587-0,09422
-0,24458-0,2265-0,11217
0,1047430,009525-0,16752
0,070528-0,04571-0,19644
-0,150190,032131-0,08279
0,1374710,138945-0,17935
0,0468390,2501050,167211
0,116460,161337-0,00438
0,088794-0,028470,088681
0,1986630,044936-0,14421
0,239546-0,05275-0,25823
0,202611-0,07868-0,10005
0,1926270,035549-0,10515
0,2726050,128433-0,27491
0,414855-0,0182-0,05115
0,078365-0,02633-0,08699
0,1085820,0004080,220248
0,35449-0,24535-0,13788
0,4066090,235025-0,17931
0,240819-0,20298-0,04965
-0,0211-0,01471-0,32663
-0,032920,4248520,001768
0,004011-0,06491-0,24525
0,101937-0,00542-0,0386
0,084144-0,01965-0,23273
0,2971240,036442-0,13316
1-0,05610,005107
-0,056110,169531
0,0051070,1695311

Приложение № 9

«18 программ тренингов. Руководство для профессионалов» Под ред. В.А.Чикер, стр.368
«Городок».
Задача занятиядальнейшее развитие групповой сплоченности за счет развития чувства «мы», навыков группового взаимодействия.
Цель занятия достигается в упражнении «Городок» (авторское), в котором работа от начала и до конца проводится на едином пространстве листа.
Упражнение выполняется в несколько этапов. На первом этапе каждый участник тренинга на ватмане находит место и рисует домик (важно, чтобы лист ватмана был достаточно большим, чтобы всем хватило места). Уже на этом этапе можно отметить тех, кто занимает место в центре листа, а также рисует самые большие домики, как правило, это подростки, занимающие (или претендующие) лидирующее положение в группе.
Когда все рисунки готовы, участники рассказывают о том, кто мог бы жить в таком доме (характер, привычки, любимые занятия). Конечно, на жителя «домика» проецируется личность автора. На следующем этапе каждый участник выбирает 3-4 наиболее привлекательных домика и рисует к ним дорожки. Ведущий, также участвующий в упражнении, проводит дорожки одним из последних к тем участникам, которые получили меньше всего выборов. Таким образом, он поддерживает участников не принятых в группе. Полученные связи очень близки к социометрической картине. В «городке» можно наблюдать «центр» и отдельные «районы». Поэтому на третьем этапе важно объединить класс в единое целое, для чего группа придумывает и записывает название получившегося населенного пункта, дорисовывает в городке все, что необходимо «для жизни» (парки, деревья, магазины и т.д.). Во время рефлексии после упражнения отмечаются самые понравившиеся «местечки городка». Таким образом, развивается чувство «мы», группового единства, закрепляются навыки взаимодействия в команде. Рисунок также можно вывесить в аудитории до конца занятий.

Приложение № 10

POLSTATUSMSTATUSDSTATUSOBDEV1DEV2DEV3DEV4
Докукин10.4300.1673-132
Терских00.1250.50.3333222
Котович10.14300.0563022
Фрейдина00.111001021
Надаенко10.14300.0560033
Романченко10.111003-223
Мацнева00.1110.30.1673122
Пашкевич10.28600.1113-233
Шабалин10.111003-2-22
Чайкин10.111003023
Титова00.3750.50.4443130
Пикель00.1110.10.1673223
Мансурова00.1250.50.3332331
Боровенска00.1110.10.1673332
Серова00.1250.30.2223323
Малкова00.1110.50.2783333
Яковлева00.1110.40.2223233
Яковлева00.1110.40.2223223
Сухорев10.11100
Олейник10.0002033
Никифорова00.00.0530.0362221
Бурова00.00.2110.1432231
Агафонов10.37500.10722-12
Хромов10.12500.0363121
Александро00.00.2110.1433121
Марушенко00.00.0530.0363-2-23
Маркова00.00.1050.0713133
Шунин10.37500.1072022
Труфанова00.0002-1-21
Калинина00.00.0530.036212-2
Зорина00.12500.0361010
Капнина00.250.2110.2143-32-1
Логинова00.1250.3160.252323
Козлова00.00.1050.0713122
Шарикова00.1250.1050.1073233
Сухин10.12500.0363122
Нечупаева00.1250.2630.2142223
Шиманская00.00.0530.0363122
Чубыкина00.1250.3680.2862212
Сазыкин10.3750.050.1430-232
Ильхман10.00.0530.036201-1
Цветкова00.00.1050.0712023
Толонов10.250.0.0713212
Лунева00.00.0530.0363132
Долженко10.1250.1580.1433020
Шепелев10.2500.0711020
Мельникова00.000233-2

DEV5DEV6DEV7DEV8DEV9DEV10DEV11DEV12DEV13
233223331
223-233233
-222-103030
122022222
032023002
232233332
230012221
-113332323
32-3-333322
-323023-120
131032132
-223033233
332032332
333033332
-333-333232
332-333332
233033333
232323332
-212332312
322112221
211322332
02-10-2-1-1-1-1
122022122
33-1023121
112-233-1-20
-232-123101
022022112
1-21021-211
01-2-3-12-122
21-1-10010-1
-333-303-3-10
3320222-12
023013022
23323332-2
133123122
-223122323
-222222222
-212123122
333312032
112-2-120-11
-213-223323
0-13020020
123-133223
021010222
-222021111
332323331

DEV14DEV15DEV16DEV17DEV18DEV19DEV20DEV21MAL1
-3333320-11
0-13233203
1-232232-11
-112122202
-2-23233000
1233323-10
-223-232222
2-33233223
-2-2-23332-22
003222100
-303231203
-2-23322303
211232203
320330322
-233332303
1232323-33
0-33333302
-2-333323-32
0013123-11
-212221222
-211232220
0-2102-12-11
-1122211-12
-3-33232213
-2-23-212312
003-1333-13
0-222221-21
-102-2-10012
-1-122321-13
11002-1032
132-322-332
2-30233332
-113222302
2-23332313
0-122233-22
-1-123322-13
-1-132322-13
31-1322322
0231323-12
-1-120-12-121
2-13223013
0-11101002
0-33232203
002302200
0-22-330200
-11-2332313

MAL2MAL3MAL4MAL5MAL6MAL7MAL8MAL9MAL10
331031332
222222320
132321-212
232012022
233032033
12-3-21-1210
-232-133303
223-133333
330232-3-23
110012-100
220121231
222-333033
232133323
212323232
322332-222
221122233
233022022
22322302-3
32-11-12-233
22-1222121
1-12120222
-230101201
2-211232-12
23-1120223
-21101101-1
330332-102
132-220022
120-123002
23-1-233223
112-121-111
30-1-320-302
31123-122-2
23-2212122
332-131-102
232231033
222-123223
211-122122
212-212123
23-1322-102
3-1-1301210
322-223-332
321-221032
232032233
-1-220-12011
232-123212
331-222222

MAL11MAL12MAL13MAL14MAL15MAL16MAL17MAL18MAL19
1312-11231
3221-12232
3322-22322
230-1-12222
333-202-133
0-11-1-31021
-211-1-32232
3332-33-233
233-3-22-233
010002110
231-3-22221
333023333
222002330
223003130
232-212332
312-1-33331
222022232
232-1-23332
3-13-2-202-22
221-122222
230-2-12121
-310-1-12-120
222-112223
120-10232-1
-12012-2230
330-3-3333-1
22200222-2
0210-21220
333-112133
1110-11131
-1001-20-23-2
-331-2-1022-3
-130-312231
332-3-22332
232-1-12232
21212-1-122
221-1-13232
122-313232
113-1-20321
211-3-30311
-222-223222
323-2-2-2223
3320-33332
1-11-3-32-2-21
020-1-22222
330011333

MAL20MAL21VOZRAST
2014
3-114
1-214
2013
3-314
-3-214
2014
3214
3114
0013
3-314
2-214
3014
3-113
-2214
-2-314
2014
3-213
2115
2315
2115
2015
2115
3015
0314
1015
0015
2114
3215
2-115
-3-215
2215
1315
3015
2-115
3-115
1-114
2-115
2-315
3-315
-3315
3015
3015
0015
3015
2314



Комментарии:

Вы не можете оставлять комментарии. Пожалуйста, зарегистрируйтесь.