Курсовая работа: Исследование социально-психологических проблем в межличностном общении

Актуальность исследования. В реальной жизни человек оказывается субъектом многочисленных и разнообразных отношений, контактов между людьми. Результат этих отношений - общение - порождаемое потребностями совместной деятельности и включающее в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Дата добавления на сайт: 31 августа 2024


Скачать работу 'Исследование социально-психологических проблем в межличностном общении':


Оглавление
Введение
1. Общение как предмет социально-психологического исследования
1.1 Общение: понятие, сущность, особенности
.2 Основные подходы в исследовании общения в отечественной и зарубежной психологии
Вывод по главе
2. Исследование социально-психологических проблем в межличностном общении
2.1 Характеристика межличностных отношений и общения как социально-психологического феномена
.2 Особенности межличностного общения в студенческой группе
Вывод по главе
Заключение
Список используемой литературы
Приложения

Введение
Актуальность исследования. В реальной жизни человек оказывается субъектом многочисленных и разнообразных отношений, контактов между людьми. Результат этих отношений - общение - порождаемое потребностями совместной деятельности и включающее в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
Общение является органической потребностью человека, по мнению А.Н. Леонтьева, через общение реализуется вся система отношений человека к людям и обществу.
В последние десятилетия минувшего столетия, проблема общения была "логическим центром" многих наук. Исследование этой проблемы открыло возможности более глубокого анализа психологических закономерностей и механизмов регуляции поведения человека, формирования его внутреннего мира, показало социальную обусловленность психики и образа жизни индивида.
Психологи относят потребность в общении к числу важнейших условий формирования личности. В связи с этим потребность в общении рассматривается как следствие взаимодействия личности и социокультурной среды, причем последняя служит одновременно и источником формирования данной потребности. Поскольку человек существо социальное, он постоянно испытывает потребность в общении с другими людьми, что определяет потенциальную непрерывность общения как необходимого условия жизнедеятельности.
Данные исследований свидетельствуют о том, что уже с первых месяцев жизни у ребенка возникает потребность в других людях, которая постепенно развивается и преобразуется от потребности в эмоциональном контакте к потребности в глубоко личностном общении и сотрудничестве со взрослыми.
В то же время и способы удовлетворения этой базовой потребности у каждого человека носят индивидуальный характер и определяются как личностными особенностями субъектов общения, условиями и обстоятельствами их развития, так и социальными факторами.
Таким образом, актуальность данной темы объясняется тем, что в современных социальных условиях проблема общения выдвигается как важнейшая социальная потребность, без реализации которой замедляется, а иногда и прекращается формирование личности.
Вне общения немыслимо человеческое общество.
Общение выступает в нем как способ интеграции людей и вместе с тем, как способ их развития. Именно поэтому, категория "общение", играет чрезвычайно важную роль в понятийной структуре различных отраслей отечественной психологической науки.
Анализ литературы по указанной проблематике показал, что проблеме общения первостепенное место отводится в социальной психологии: само общение, его внутренняя динамика, закономерности развития. Концептуальные основы разработки проблемы общения связаны с трудами В.М. Бехтерева, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.Г. Ананьева, М.М. Бахтина, В.Н. Мясищева и других, которые рассматривали общение как важное условие психического развития человека, его социализации и индивидуализации, формирования личности. Широко известны исследования Г.М. Андреевой, А.А. Бодалева, С.В. Кондратьевой, А.А. Леонтьева, Л.А. Петровской, Б.Ф. Ломова, А.У. Хараша и многих других, в которых изучались функции и психологические механизмы общения.
Проблема исследования заключается в исследовании условий, способствующих повышению эффективности общения в процессе взаимодействия людей.
Объектом курсовой работы являются общение в социальной психологии.
Предмет - особенности общения как процесс взаимодействия людей.
Цель данной работы: изучение теоретических и практических аспектов общения как предмета социально-психологического исследования.
Гипотеза.
Взаимодействие человека с окружающим миром осуществляется по объективно существующим законам - законам общения. Отражением этих объективных взаимоотношений между людьми являются межличностные отношений, которые являются предметом изучения социальной психологии.
Задачи.
. Провести теоретический анализ проблемы общения в зарубежной и отечественной психологии.
. Исследовать социально-психологические проблемы в межличностном общении.
. Изучить особенности межличностного общения в студенческой группе.
Теоретическим и методологическим основанием исследования послужили работы по проблеме общения Г.М. Андреевой, Б.Г. Ананьева, Н.В. Кузьминой, А.А. Реан, В.И. Слободчикова, В.А. Сластенина, Е.И. Степановой, Л.И. Уманского, А.С. Чернышева, С.В. Сарычева, В.В. Балашова, И.Н. Логвинова, Ю.М. Кондратьева, С.Г. Елизарова, Н.Н. Селифанова, Д.В. Беспалова, М.Р. Битяновой, А.А. Бодалева, Е.С. Кузьмина, А.А. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, А.В. Мудрика, Б.Д. Парыгина, А.В. Петровского, В.М. Соковнина, М.Г. Ярошевского и др.
Методы исследования: теоретический анализ социально-психологической литературы, а также изучение и обобщение практического опыта в аспекте исследуемой проблемы.
Теоретическая значимость заключается в том, что в работе расширено представление об общении как процесс взаимодействия людей, в контексте социально-психологического исследования студенческих групп.
Практическая значимость заключается в том, что материалы исследования могут использоваться в практической и консультативной работе психолога, т.к. позволяет осуществить эффективное общение в различных группах или коллективах, и не допускать конфликтных ситуаций.

1. Общение как предмет социально-психологического исследования
1.1 Общение: понятие, сущность, особенности
Общение представляет собой сложный, многогранный, информационный процесс взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга, порождаемый потребностями совместной деятельности.
В последнее время категория общения стала предметом специального исследования не только психологов. Природа общения, его индивидуальные и возрастные особенности, механизмы протекания и изменения стали предметом изучения философов и социологов (Б.Д. Парыгин, И.С. Кон), психолингвистов (А.А. Леонтьев), специалистов по социальной психологии (Б.Ф. Поршнев, Г.М. Андреева), детской и возрастной (В.С. Мухина, Я.Л. Коломинский) [27, С. 9].
При этом, разные исследователи вкладывают в понятие общения далеко не одинаковый смысл. Так Н.М. Щелованов и Н.М. Аскарина [5, С. 47] называют общением ласковую речь взрослого, обращенную к младенцу. М.С. Каган считает правомерным говорить об общении человека с природой и с самим собой.
А.Н. Леонтьев дает определение общения, как процесс, порождаемый "условиями непосредственной коллективности" и осуществляемый с помощью набора речевых или неречевых средств. Именно в ходе этого процесса устанавливаются, сохраняются и изменяются отношения между участниками совместной деятельности [26, С. 65].
Общение - взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Общение есть не просто действие, но именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками, из которых каждый равно является носителем активности и предполагает его в своих партнерах. Помимо взаимной направленности действий людей при общении наиболее важной характеристикой его служит для нас то, что каждый участник активен, т.е. выступает как субъект. Активность, по мнению ученого, может выражаться в том, человек при общении инициативно воздействует на своего партнера, и том также, что партнер воспринимает его при воздействии друг друга [1, С. 10].
Для общения характерно также то, что каждый участник выступает в его ходе как личность, а не как физический предмет. Общаясь, люди настроены на то, что партнер им ответит, и рассчитывают на его отзыв. На эту особенность общения обращают внимание А.А. Бодалев [11, С. 126].
Общение - одна из важнейших сфер жизнедеятельности человека, направлено на установление взаимодействия (психологического контакта) между людьми, в процессе которого у людей возникают и формируются межличностные отношения, происходит обмен мыслями, чувствами, переживаниями. Целью его является изменение взаимоотношений, установление взаимопонимания, влияние на знания, мнения, отношения, чувства других людей [15, С. 17].
Общение может рассматриваться не только как акт осознанного, рационально оформленного речевого обмена информацией, но и в качестве непосредственного эмоционального контакта между людьми. Посредством общения осуществляется передача опыта поколений, накопленных человечеством знаний и умений, происходит развитие и формирование человека как личности, и интеграция его в социум [37, С. 176].
Общение - процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (личностей, групп), характеризующийся обменом деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности, что является одним из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности [30, С. 53].
Таким образом, при различии точек зрения ученых и практиков в трактовке данного понятия (Г.М. Андреева, Л.П. Буева, А.А. Бодалев, В.А. Кан-Калик, А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А.В. Мудрик, Б.Д. Парыгин, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский и др.), просматривается сходство концепций, терминологии и исследовательской техники, общим для всех, является рассмотрение данного феномена:
) сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека;
) осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера.
Сущность общения - это описание процесса взаимодействия человека с человеком, осуществляемый с помощью средств речевого и неречевого воздействия и преследующий цель достижения изменений в познавательной, мотивационной, эмоциональной и поведенческой сферах участвующих в общении лиц.
В ходе общения его участники обмениваются не только своими физическими действиями или продуктами, результатами труда, но и мыслями, намерениями, идеями, переживаниями и т.д. Каждая общность людей располагает своими средствами воздействия, которые используются в разнообразных формах коллективной жизни. В них концентрируется социально-психологическое содержание образа жизни. Все это проявляется в обычаях, традициях, обрядах, ритуалах, праздниках, танцах, песнях, сказаниях, мифах, в изобразительном, театральном и музыкальном искусстве, в художественной литературе, кино, радио и телевидении. В социальном аспекте - общение является необходимым условием для передачи социального опыта и культурного наследия от одного поколения к другому. Такие своеобразные массовые формы общения обладают мощным потенциалом взаимовлияния людей. Они служат средствами воспитания, включения человека через общение в духовную атмосферу жизни.
Выделяют три аспекта общения, такие как передача информации (коммуникативный аспект общения); взаимодействие (интерактивный аспект общения); понимание и познание людьми друг друга (перцептивный аспект общения).
Человеческое общение напоминает своеобразную пирамиду, состоящую из четырех граней, при этом люди обмениваются информацией, взаимодействуют с другими людьми, познают других людей, и вместе с этим, переживают собственное состояние, возникающее в результате этого общения. Ключевыми словами в понимании сущности общения являются: контакт, связь, взаимодействие, обмен, способ объединения.
В общении можно выделить цель, средства, содержание.
Под целью общения понимается то, ради чего люди вступают в общение. Средства общения - способ передачи информации в процессе общения (речь, слова, невербальные средства: интонация, взгляд, мимика, жесты, позы и т.п.). Под содержанием общения понимается информация, которая передается от одного человека к другому. Содержание категории общения многообразно: это не только вид человеческой деятельности, но и условие, и результат этой же деятельности; обмен информацией, социальным опытом, чувствами, настроениями. Человек как существо социальное находится в центре влияния всей совокупности проявлений содержания общения. В жизни человека нет даже самого непродолжительного периода, когда бы он находился вне общения, вне взаимодействия с другими субъектами.
В процедуре общения выделяют следующие этапы [43, 39]:
. Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т. п.) - побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.
. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.
. Ориентировка в личности собеседника.
. Планирование содержания своего общения - человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.
. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, фразы, которыми будет пользоваться, решает - как говорить, как себя вести.
. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.
. Корректировка направления, стиля, методов общения.
Общение достаточно разнообразно по своим видам и формам, которые чаще всего определяются спецификой обратной связи. Наглядно виды общения представлены в Приложении 1.
Общение может быть непосредственным и опосредованным, межличностным и массовым. Непосредственное общение - это прямое естественное общение лицом к лицу, когда субъекты взаимодействия находятся рядом и происходит не только речевое общение, но и общение с помощью невербальных средств. Непосредственное общение является наиболее полноценным видом взаимодействия, потому что индивиды получают максимальную информацию. Непосредственное общение может быть формальным и межличностным. Оно может также осуществляться между субъектами и одновременно между несколькими субъектами в группе. Однако непосредственное общение реально только для малой группы, т. е. такой, в которой все субъекты взаимодействия лично знают друг друга.
Прямое непосредственное общение является двусторонним и характеризуется полной и оперативной обратной связью.
Опосредованное или косвенное общение происходит в ситуациях, когда индивиды отдалены друг от друга временем или расстоянием, например, если субъекты разговаривают по телефону или пишут письма друг другу.
К особому виду общения относится массовое общение, определяющее социальные коммуникативные процессы. Массовое общение представляет собой множественные контакты незнакомых людей, а также коммуникацию, опосредованную различными видами массовой информации.
Массовое общение может быть прямым и опосредованным.
Прямое массовое общение происходит на различных митингах, во всех больших социальных группах: толпе, публике, аудитории. Опосредованное массовое общение чаще всего носит односторонний характер и связано с массовой культурой и средствами массовой коммуникации.
Поскольку многие средства массовой коммуникации передают информацию большому количеству людей одновременно, обратная связь весьма затруднена, но все же существует. У людей под влиянием содержания информации, передаваемой такими источниками, формируются мотивы, установки, которые в дальнейшем определяют их социальные поступки.
Общение может происходить на различных уровнях, что определяется общей культурой взаимодействующих субъектов, их индивидуальными и личностными характеристиками, особенностями ситуации, социальным контролем и многими другими факторам [9, С. 5]. Доминирующими оказываются ценностные ориентации общающихся и их отношение друг к другу. Так, самый примитивный уровень общения, предполагающий простой обмен репликами для поддержания разговора - фатический (от лат. fatuus - "глупый"), не предполагает глубокого смысла и не отличается содержательностью, не несет новой информации. В то же время важен в стандартных ситуациях. Часто определяется этикетом.
Информационный - осуществляется обмен информацией, сопровождающийся мыслительной, эмоциональной или поведенческой активностью человека. Преобладает в условиях совместной деятельности или дружеской встречи. Способствует активному включению человека в процесс коммуникации.
Личностный (духовный) уровень - взаимодействие, в процессе которого субъекты способны к глубокому самораскрытию и постижению сущности другого человека. Такое общение возможно лишь при позитивном отношении к себе, другим и миру в целом.
Отличительной особенностью человека является общение с самим собой. Это чисто индивидуальное общение, предполагающее особую точку зрения на самого себя и окружающее, которая может меняться. В ходе такого разговора человек мысленно может общаться с тем, с кем общался недавно, продумывать тактику будущего общения и т. п.
Функции общения также определяются по различным критериям [30, С. 53]:
эмоциональному, информационному, социализирующему, связующему, самопознания (А.В. Мудрик);
установления общности, инструментальному, осознания, самоопределения (А.Б. Добрович);
сплочения, инструментальному, трансляционному, самовыражения (А.А. Брудный);
контактному, информационному, побудительному, координационному, понимания, эмотивному, установления отношений, оказания влияния (Л.А. Карпенко) и др.
Если рассматривать общение в определенной системе отношений, то можно выделить совокупность групп функций.
. Психологические функции обусловливают развитие человека как индивида и личности. В условиях общения многие психические процессы протекают иначе, чем в условиях изолированной индивидуальной деятельности. Общение стимулирует развитие мыслительных процессов (когнитивная деятельность), волевых процессов (активность), эмоциональных процессов (эффективность).
. Социальные функции детерминируют развитие общества как социальной системы и развитие групп как составных единиц этой системы. Интеграция общества возможна только при условии наличия общения во всех его видах, типах и формах.
. Инструментальные функции определяют многочисленные связи между человеком и миром в самом широком смысле слова; между различными социальными группами. Концептуальная идея такого деления функций лежит в представлении о взаимосвязи человека с обществом и миром в соответствии с простой моделью отношений: человек - деятельность - общество.
Существует несколько подходов при характеристике структуры. Первый Г.М. Андреева выделяют три взаимосвязанные стороны: а) коммуникативную, б) интерактивную, в) перцептивную [5, С. 55].
Коммуникативная сторона общения заключается в обмене информацией...

Похожие материалы:

Реферат: Эмпирическое исследование психологических основ формирования универсальных личностных учебных действий

Курсовая работа: Исследование психологических особенностей студентов вуза статистическими методами

Учебно-исследовательская работа студента (УИРС): Методы социальной психологии в современных социально-психологических исследованиях‬

Курсовая работа: Эмпирическое исследование взаимосвязи аддиктивного поведения и социально-психологической адаптированности личности подростка

Реферат: Исследование проблем, связанных с развитием детей с нарушенными зрительными и слуховыми функциями