Курсовая работа: Исследование связи самооценки и позитивного мышления учащихся
Актуальность исследования. В условиях модернизации современной системы образования растет интерес к личности школьника. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартам второго поколения учащиеся, выпускники общеобразовательной школы на выходе должны продемонстрировать не только предметную, метапредметную, но и личностную результативность [60].
Дата добавления на сайт: 19 августа 2024
Скачать работу 'Исследование связи самооценки и позитивного мышления учащихся':
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 Теоретические основы изучения самооценки и позитивного мышления учащихся
.1 Самооценка как психологический феномен
1.2 Исследование позитивного мышления в отечественной и зарубежной психологии
1.3 Формирование позитивного мышления учащихся
ГЛАВА 2 Эмпирическое исследование связи самооценки и позитивного мышления учащихся
.1 Организация и методы исследования
.2 Результаты и их обсуждение
.3 Рекомендации по развитию позитивного мышления учащихся
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В условиях модернизации современной системы образования растет интерес к личности школьника. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартам второго поколения учащиеся, выпускники общеобразовательной школы на выходе должны продемонстрировать не только предметную, метапредметную, но и личностную результативность [60]. Одна из центральных задач современной школы - подготовка учащихся к самосовершенствованию и саморазвитию - делает особо значимой проблему формирования активной позиции школьника в учебно-воспитательном процессе. Последнее требует сформированности у ребенка представлении о себе и своих возможностях, умения объективно оценить особенности своей личности и деятельности, принять роль ученика, правильно построить свои взаимоотношения с окружающими, т.е. требует определенного уровня сформированности самооценки.
Значимый вклад в изучение самооценки внесли К. Роджерс, Л. И. Божович, Л. В. Бороздина, И. С. Кон, А. Н. Леонтьев, А. И. Липкина, О. Н. Молчанова, С. Л. Рубинштейн, В. В. Столин, И. И. Чеснокова и многие другие. По мнению Л. В. Бороздиной, самооценка включена в структуру самосознания и определяется как оценка человеком себя по определенному свойству или оценка собственного потенциала в целом.
Одним из направлений исследования самооценки учащихся является ее связь с различными личностными свойствами, в частности, с позитивным мышлением. Позитивное мышление является относительно новым, недостаточно изученным феноменом в современной психологии, а потому - оно не представлено в традиционных классификациях видов мышления и теориях мышления. Проблема воспитания позитивного мышления учащихся также ждет своего решения и поиска соответствующих психологических концепций и технологий.
В зарубежной психологии проблемам позитивного, конструктивного, оптимистического мышления посвящены работы Д. Гудхарта, Дж. Капрара, Ч. Карвера, М. Селигмана, П. Стека, М. Шейера и других. В отечественной психологии вопросу о связи между интеллектом и аффектом уделяли внимание в своих работах Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев. В современной психологии проблему «позитивного мышления» разрабатывали Т. Н. Васильева, Т. О. Гордеева О. С. Гребенюк, Н. В. Любимова, К. Муздыбаев, Ю. М. Орлов, А. Е. Созонтов и другие.
Позитивное мышление - часть внутреннего мира самого человека. Это жизненная позиция, мышление и отдельные высказывания, основанные на описании событий или процессов в позитивном ключе. Все это позволяет предположить, что исследование позитивного мышления отвечает насущным потребностям современной психологической науки и практики.
Актуальным представляется организация и проведение научного исследования, направленного на изучение связи самооценки и позитивного мышления учащихся.
Цель данной работы состоит в изучении характера связи самооценки и позитивного мышления учащихся.
Объект исследования: самооценка учащихся старших классов.
Предмет исследования: связь самооценки и позитивного мышления учащихся.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что существует связь между самооценкой и позитивным мышлением старшеклассников: чем выше самооценка учащихся, тем в большей степени у них выражен оптимистический стиль объяснения успехов и неудач; чем ниже самооценка учащихся, тем в большей степени выражен пессимистический стиль объяснения успехов и неудач.
Задачи исследования:
1.Провести анализ психологической литературы с целью определения понятия самооценки, а также исследования связи самооценки с позитивным мышлением и формирования позитивного мышления в школьном возрасте.
2.Эмпирически выявить особенности самооценки и позитивного мышления учащихся общеобразовательной школы.
.Выявить наличие и характер связи самооценки и оптимистического и пессимистического стилей объяснения успехов неудач у учащихся.
.Провести сравнительный анализ связи самооценки и позитивного мышления у юношей и девушек.
Методический аппарат исследования:
методы теоретического анализа психологической литературы;
эмпирические методы: тестирование (Опросник СТОУН-П, тест на оптимизм Ч. Шейера и М. Карвера LOT (Life orientation test), тест на оптимизм Е. С. Чанга ELOT (Extended Life orientation test), методика «Самооценка личности старшеклассника», методика личностного дифференциала, адаптированная в НИИ им. В. М. Бехтерева), беседа;
методы количественного и качественного анализа эмпирических данных (статистическая обработка проводилась с помощью компьютерной программы Excel).
Методологическую основу исследования: составили научные положения о феномене самооценки (Л. И. Божович, Л. В. Бороздина, А. И. Липкина, О. Н. Молчанова, В. В. Столин, И. И. Чеснокова), исследования позитивного мышления (Е. М. Борисова, Т. Н. Васильева Т. О. Гордеева, Н. Н. Захаров, Е. А. Климов, Ч. Карвер, Ю. М. Орлов, Г. П. Петрищева, Н. С. Пряжников, М. Селигман, П. Стек, В. Ю. Шевяхова, М. Шейер).
Экспериментальную выборку составили учащиеся общеобразовательной школы города ….. Всего в исследовании приняло участие 62 человека в возрасте от 15 до 17 лет, из них 30 юношей и 32 девушки.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты дипломного исследования могут быть использованы учителями и родителями для выстраивания межличностных отношений, при организации совместной деятельности подростков. Практические рекомендации по развитию позитивного мышления учащихся могут быть использованы психологами при проведении тренингов для старшеклассников.
Структура выпускной квалификационной работы отражает логику, содержание и результаты исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.
ГЛАВА 1 Теоретические основы изучения самооценки и позитивного мышления учащихся
.1 Самооценка как психологический феномен
Понятие самооценки как особого феномена в психологии сформировалось не сразу. Одним из первых исследователей, занимавшихся изучением проблемы «Я» в психологии и основателем разработки проблемы самооценки, был У. Джеймс. В понимании У. Джеймса самооценка является эмоциональным образованием, он видит в самооценке неудовлетворенность или удовлетворенность субъекта самим собой. У. Джеймс под самооценкой понимал самоотношение личности [14].
Психоаналитическое направление, раскрывая структурный компонент собственной теории личности, специально изучением самооценки не занималось. Однако в работах К. Хорни имеются указания двоякого рода, выходящие на тему самооценки [по: 52]. Во-первых, источником тяжелых переживаний - тревожности и страхов, - по убеждению К. Хорни, является постоянная необходимость сравнения себя с другими, притязания, с одной стороны, и реальные оценки возможности своего неуспеха или успеха других - с другой. Во-вторых, обсуждается идеализированная самооценка как своего рода невротический конфликт. Идеализированная оценка ведет к искаженному «образу Я», не дает возможности невротику реально понять и принять себя. Причины подобных конфликтов автор видит в неудачном развитии взаимоотношений в детском возрасте.
К. Роджерс, известный своей разработкой «терапии, центрированной на клиенте», утверждал, что основной проблемой в жизни каждого человека является понимание и принятие самого себя [57]. К. Роджерс отмечает, что в процессе «терапии, центрированной на клиенте», происходит уменьшение различий между «Я-реальным» (то, чем Я являюсь сейчас) и «Я-идеальным» (то, чем Я хотел бы стать). После терапии происходит снижение внутренней напряженности, многие эмоциональные проблемы разрешаются, представление о себе обладает большим внутренним спокойствием, самопринятием, самопониманием, большей ответственностью за свои поступки.
В новом взгляде на индивида, предложенном представителями символического интеракционизма Ч. Кули и Д. Мид, впервые подчеркивалось значение субъективно интерпретируемой обратной связи, получаемой от других людей, как главного источника данных о собственном Я. «Я каким меня видят другие» и «Я каким я сам себя вижу» достаточно сходны по своему содержанию. Представление индивида о том, как его оценивают другие, существенно влияет на его «Я-концепцию». В этом суть теории зеркального Я, которую Ч. Кули предложил в 1912 г. Согласно позиции Д. Мид, индивид воспринимает себя в соответствии с теми характеристиками и ценностями, которые приписывают ему другие. При этом именно общество обусловливает форму и содержание процесса формирования «Я-концепции» [по: 52].
Оценки окружающих выступают в качестве существенных факторов, влияющих на самооценку человека, но не предопределяют её.
Изучением проблемы самооценки занималась и школа К. Левина. В данном направлении исследовались мотивы, потребности, уровень притязаний и их динамические соотношения. Данные, полученные в школе К. Левина, стали началом для большого количества клинических и диагностических исследований, направленных на изучение личности: ее самооценки, уровня притязаний. В данном направлении признается связь оценки себя и уровня притязаний, а также рассматривается расхождение высоты самооценки и уровня притязаний как один из источников эмоционального напряжения, своего рода внутриличностный конфликт [5].
Проблеме самооценки в отечественной психологии уделяется достаточно много внимания. Развитию понятия самооценки в отечественной психологии посвящены работы Л. В. Бороздиной, А. В. Захаровой, А. И. Липкиной, О. Н. Молчановой, В. Ф. Сафина, В. В. Столина, И. И. Чесноковой, и др. А. И. Липкина рассматривает самооценку в учебной деятельности, В. Ф. Сафин исследует устойчивость самооценки и механизм ее сохранения. Разумеется, в каждом из этих экспериментальных исследований ставятся и решаются вопросы теории самооценки [по: 58].
В исследованиях теоретического плана разрабатываются вопросы социально- психологической природы и нравственной основы самооценки, ее структуры и роли в психической жизни личности (Б. Г. Ананьев, Л. В. Бороздина, С. Л. Рубинштейн, К. Р. Сидоров и др.)
Необходимо обратить внимание на отсутствие единого определения самооценки как в зарубежной, так и в отечественной психологии. Зачастую авторы используют различные термины для обозначения одного и того же феномена: self-respect (самоуважение), self-regard (самоотношение), self-acceptance (самопринятие), self-esteem (самоуважение, обобщенная самооценка), self-attitude (самоотношение, установка на себя), self-evaluation (декларируемая, публичная самооценка) и др. Очень часто под одним термином подразумеваются различные психологические образования, но при этом не предлагаются развернутые определения [18].
Большой психологический словарь [31] предлагает следующее определение самооценки, которые мы примем в качестве рабочего. Самооценка (англ. self-esteem) - ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Самооценка выступает как относительно устойчивое структурное образование, компонент Я-концещии, самосознания, и как процесс самооценивания. Основу самооценки составляет система личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей.
Самооценка выполняет регуляторную и защитную функции, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимоотношения с другими людьми. Отражая степень удовлетворенности или неудовлетворенности собой, уровень самоуважения, самооценка создает основу для восприятия собственного успеха и неуспеха, постановки целей определенного уровня, т. е. уровня притязаний личности. Защитная функция самооценки, обеспечивая относительную стабильность и автономность личности, может в некоторых случаях, вести к искажению данных опыта и тем самым оказывать отрицательное влияние на развитие.
Известно, что человек становится личностью в результате совместной деятельности и общения с другими людьми. Именно деятельность и общение дают ему некоторые важные ориентиры для поведения. Проведенные исследования показали, что маленький человек учится оценивать себя именно в семье, но пока своим, доступным ему способом. Так, Ю. Б. Гиппенрейтер пишет о том, что «в детстве мы узнаем о себе только из слов и отношения к нам близких. В этом смысле у ребенка нет внутреннего зрения. Его образ себя строится извне; рано или поздно он начинает видеть себя таким, каким видят его другие, более того, положительное отношение к себе - основа психологического выживания, и ребенок постоянно ищет и даже борется за него» [11, с. 107].
Л. В. Бороздина и О. Н. Молчанова провели многочисленные исследования, которые уточняют, что принятие оценок зависит от ряда факторов, таких например, как высокая компетентность и статус значимых других, привлекательность группы, степень соответствия между желаемой и реальной самооценками, степень доверия к «источнику» оценки и т. д. [6].
Характер самооценки проявляется не только отношением к другим людям, но и отношением к самому себе. Каждый из нас, намеренно или сам того не осознавая, нередко сравнивает себя с окружающими, и в итоге вырабатывает довольно устойчивое мнение о своем интеллекте, внешности, здоровье, положении в обществе, т. е. формирует «набор самооценок». В частности, Карл Роджерс пришел к выводу, что «большинство людей, которых он знал, презирают себя, считая, что они ни на что не способны и их нельзя любить». Джон Пауэлл в своих рассуждениях пошел еще дальше: «У всех нас есть комплексы неполноценности, - писал он, - те, у кого, кажется, нет такого комплекса, только притворяются» [по: 30, с. 237].
Влияние других людей, на формирование самооценки, приобретает еще большее значение, если саму природу коммуникативной потребности человека рассматривать, как «стремление познать себя с помощью партнера». Такое видение имеет поддержку и сегодня. Исследователями изучается не только природа самооценки, но и ее проявления [21]. В частности, Морис Розенберг, наблюдая за юношами школьного возраста, показал, что те из них, кто страдает заниженной самооценкой, особенно ранимы и чувствительны ко всему, что как-то затрагивает их самооценку. Молодых людей с заниженной самооценкой беспокоит мнение окружающих, в общении они чувствуют себя неловко, они заранее уверены, что все о них плохого мнения [2].
Лонгитюдные исследования С. Куперсмит, в которых в течение 8 лет прослеживались последствия высокой, средней и низкой самооценок у группы мальчиков, начиная от подросткового возраста до вступления во взрослый период жизни продемонстрировали: мальчики с высокой самооценкой характеризовались как активные, экспрессивные, в целом успешные в учении и в социальных отношениях, лидеры в дискуссиях, не отягощенные чувством тревоги и т.д. Они не были поглощены внутренними проблемами и гораздо реже страдали психосоматическими расстройствами. С. Куперсмит обнаружил, что взаимоотношения с родителями и стиль воспитания у мальчиков с высокой самооценкой сильно отличались от отношений в семье и воспитания у мальчиков с низкой самооценкой [по: 54].
Была сделана попытка разработать структурно-динамическую модель самооценки. Самооценка функционирует в двух основных формах как общая и как частная (парциальная, или конкретная). Частные самооценки отражают оценку субъекта своих конкретных проявлений и качеств. Общую самооценку автор понимает как иерархизированную систему частных самооценок, находящихся в динамическом взаимодействии между собой [по: 17].
Известно, что самооценка выступает как важнейшее средство саморегуляции. Формируясь в процессе деятельности, самооценка адресуется к разным ее этапам. Самооценка, отражающая этап ориентировки в своих возможностях в предстоящей деятельности, направлена на будущее и называется «прогностической». Самооценка, проявляющаяся по ходу деятельности и направленная на ее коррекцию, называется «процессуальной». Самооценка на завершающем этапе деятельности, содержание которой составляет оценка результатов деятельности, называется «ретроспективной». Все три вида самооценки тесно связаны между собой, постоянно наблюдаются их взаимопереходы и взаимопроникновения, трансформации одной в другую [58].
И. И. Чеснокова, отмечая, что «самооценка - достаточно сложное образование человеческой психики», указывает на наличие в структуре самооценки когнитивных аспектов, связанным с оцениванием, сопоставлением собственных личностных качеств, и ценностно-ориентировочной составляющей результата становления личности человека и его представлений о значимости тех или иных качеств личности, их ценности для достижения успехов, их моральной оценки обществом. «Содержание самооценки многоаспектно, так же как сложна и многоаспектна сама личность. Оно охватывает мир ее нравственных ценностей, отношений, возможностей. Единая целостная самооценка личности формируется на основе самооценок отдельных сторон ее психического мира. Каждый из компонентов самооценки имеет свою линию развития, а также различные уровни осознанности. Формы взаимодействия самооценок разнообразны и нередко находятся в конфликтных отношениях, что выражается в постоянных поисках личностью себя, внимания на своем внутреннем мире.
Наиболее впечатляющим следствием активности освоения проблемы самооценки в западной культуре стало ее устойчивое восприятие как важнейшего психологического ресурса человека или даже как его достояния, что неизбежно привело западное общество к формированию массовой потребности в достижении высокого уровня самооценки, к движению за самоуважение. Н. Эмлер пишет, что люди стали стремиться к достижению высокой самооценки, подобно тому, как они стремятся к благополучию, хорошему физическому здоровью или свободе мысли. В результате, в 1986 году в США, в штате Калифорния, была предусмотрена специальная бюджетная статья, предусматривающая финансирование мер по подъему уровня самооценки [33].
Один из важных вопросов - вопрос о генезисе и развитии самооценки. И. И. Чеснокова пишет: «Исследователи психологии детского самосознания считают, что развитие психических функций - интеллектуальных, волевых, эмоциональных, к концу дошкольного возраста поднимает самопознание ребенка на такой уровень, при котором становится возможным появление собственной, достаточно устойчивой самооценки. Содержание самооценки ребенка в этот период составляет осознание практических умений, поступков, его моральных свойств, которые он обнаруживает в себе, соотнося свои поступки с требованиями взрослых. Все в большей степени самооценка включается в процесс регуляции поведения и деятельности ребенка» [58]. Между тем, другие исследования показывают, что оценка себя - достаточно позднее образование, начинающее функционировать в подростковом возрасте (Л. И. Божович, Л. В....
Похожие материалы:
Учебно-исследовательская работа студента (УИРС): Исследование самооценки с помощью личностного дифференциалаУчебно-исследовательская работа студента (УИРС): Исследование самооценки женщин к своему внешнему облику