Курсовая работа: Исследование вариантов жизненного пути в поздней юности

Жизненный путь личности, как и история человечества, с одной стороны - естественноисторический, закономерный процесс, а с другой - уникальная драма, каждая сцена которой - результат сцепления множества индивидуально-неповторимых характеров и жизненных событий. Основную роль в этом процессе играет человек, со своим мировоззрением, ценностями, установками, формирующимися в юношестве.

Дата добавления на сайт: 30 августа 2024


Скачать работу 'Исследование вариантов жизненного пути в поздней юности':


Введение
Жизненный путь личности, как и история человечества, с одной стороны - естественноисторический, закономерный процесс, а с другой - уникальная драма, каждая сцена которой - результат сцепления множества индивидуально-неповторимых характеров и жизненных событий. Основную роль в этом процессе играет человек, со своим мировоззрением, ценностями, установками, формирующимися в юношестве.
Юношеский возраст - значимый период в развитии каждого индивида. Разработкой данной проблемы занимались: И. Кон, Э. Эриксон, Ж. Пиаже, А.А. Реан, Г.А. Цукерман, В.И. Слободчиков, И.В. Шаповаленко, Л.С. Колмогорова, И.В. Сысоева и др.
Исследователи выделяют раннюю юность (от 15 до 18 лет), т.е. старший школьный возраст и позднюю юность - начало взрослости (от 18 до 23 лет). Каждый из этих этапов развития имеет свои характерные черты, однако для детального рассмотрения темы курсовой работы, нам следует раскрыть период поздней юности как активного шага в проектировании собственной жизни. Поздняя юность - период полного завершения полового созревания, зрелости организма во всех отношениях, первичной социализации. Это время становления самосознания, образа Я, самоопределения, формулирования и реализации своего собственного взгляда на жизнь и на выбор индивидуального жизненного пути.
Большой вклад в понимание проблемы жизненного пути внесли Ш. Бюлер, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Н.А. Рыбников. Они объяснили влияние на человека социальных переломов, личностных кризисов, исторических событий и др.
Безусловно, жизненный путь каждого человека неповторим и индивидуален, однако встречаются общие черты, варианты его проектирования на каждом возрастном этапе. Поздняя юность не становится исключением: принятие себя, открытие собственного внутреннего мира, установление эмоциональных и близких взаимоотношений с окружающими, выбор значимых ценностных ориентаций и установок в большинстве случаев воздействуют на личность и ее направленность жизненного пути.
Целью нашего исследования является изучение вариантов жизненного пути в поздней юности; исследование ценностных ориентаций и направленности личности юношей.
Задачи, поставленные в ходе исследования:
1.изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме «Варианты жизненного пути в поздней юности»;
2.раскрыть особенности развития личности в поздней юности;
.рассмотреть понятие «жизненный путь» как проблему психологии;
.выявить особенности вариантов жизненного пути в поздней юности;
5.исследовать выбор вариантов жизненного пути в поздней юности в зависимости от ценностных ориентаций и направленности личности юношей.
Объектом исследования являются варианты жизненного пути в поздней юности.
Предметом исследования курсовой работы является рассмотрение вариантов жизненного пути в поздней юности.
Гипотеза исследования: направленность личности и ценностные ориентации влияют на выбор вариантов жизненного пути в поздней юности.
Исследование проводилось среди юношей и девушек 18-23 лет в количестве 30 человек.
Методы:
.изучение психолого-педагогической литературы
.тестирование с целью выявления направленности личности и ее ценностных ориентаций.
Научная новизна: проведенное нами исследование позволяет предположить о наличии взаимосвязи между личностной направленностью человека, его ценностными ориентациями и выбором соответствующего варианта жизненного пути.
Практическая значимость исследования: полученные результаты могут быть использованы в целях прогнозирования выбора юношами того или иного варианта жизненного пути.
юность психология ценностный
Глава 1. Варианты жизненного пути в поздней юности
.1 Юность как психологический возраст
Юношеский возраст - один из самых сложных и наиболее важных, ответственных в плане формирования личности периодов: это переход к самостоятельности, время самоопределения, приобретения психической, идейной и гражданской зрелости, формирования мировоззрения, морального сознания и самосознания.
Трактовка и хронологические границы юности как периода онтогенетического развития зависят от принципиальных установок авторов того или иного теоретического подхода.
Биогенетические теории обращали главное внимание на биологические детерминанты развития, и юность рассматривали как период "бури и натиска", внутренних и внешних конфликтов, в ходе которых у человека появляется "чувство индивидуальности". Например, американский психолог Арнольд Гезелл считает, что юношеский возраст, т. е. переход от детства к взрослости, продолжается, от 11 до 21 года, из которых особенно важны первые пять лет (от 11 до 16).
Представители психоаналитического направления рассматривают юность как определенный этап психосексуального развития, когда приток инстинктивной энергии либидо должен быть компенсирован защитными механизмами Я. Борьба тенденций со стороны Оно и Я вызывает конфликты со сверстниками и родителями, которые постепенно, по мере установления новой гармонии Я и Оно, преодолеваются [25].
Представители социогенетического подхода считали, что в юношеский период происходит расширение жизненного пространства. Смутное представление о будущем сменяет план действий, учитывающий не только цели и ценности, но и их осуществляемость.
Представители психогенетического подхода считали, что источниками и движущимися силами развития является развитие собственных психических процессов без отрицания их биологической и социальной природы.
Так, по мнению немецкого философа и психолога Эдуарда Шпрангера, юношеский возраст, который тянется у девочек с 13 до 19, а у мальчиков с 14 до 22 лет, - прежде всего стадия духовного развития, хотя оно и связано с комплексом психофизиологических процессов. Главные новообразования этого возраста, по Шпрангеру, - открытие "Я", развитие рефлексии, осознание собственной индивидуальности и ее свойств; появление жизненного плана, установки на сознательное построение собственной жизни; постепенное врастание в различные сферы жизни. Процесс этот идет изнутри вовне: от открытия "Я" к практическому включению в различные виды жизнедеятельности. Э. Шпрангер делит юность на две фазы. Главная проблема 14-17-летних - кризис, связанный со стремлением к освобождению от зависимости детских отношений; у 17-21-летних на первый план выступает "кризис оторванности", чувство одиночества и т. д.
Выдающийся швейцарский психолог Жан Пиаже сконцентрировал свое внимание на специфике юношеского мышления, оставляя в тени развитие мотивационной сферы и эмоциональной жизни ребенка. Социальный мир выступает у Пиаже главным образом как фон развития интеллекта, а умственные операции рассматриваются практически вне связи с предметной деятельностью ребенка, характером его общения и т. д. Применительно к юношескому возрасту этот недостаток особенно заметен.
В психосоциальной теории Э. Эриксона юность характеризуется появлением чувства своей неповторимости, индивидуальности, непохожести на других, в отрицательном же варианте возникает диффузное, расплывчатое "Я", ролевая и личностная неопределенность.
Социологические теории юности рассматривают ее как определенный этап социализации, как переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной деятельности взрослого при решающей детерминации со стороны общества [25].
Изложенные выше теории позволяют сконцентрироваться на основных линиях развития личности в данном возрасте.
В свою очередь, представители отечественной психологии (Обухова Л.Ф., Г.А. Цукерман, В.И. Слободчиков, К.Н. Поливанова, Исаев Е.И.) рассматривают юность как возрастной период в развитии человека, соответствующий переходу от подросткового возраста к периоду самостоятельной взрослой жизни (зрелости). Наиболее часто исследователи выделяют раннюю юность (от 15 до 18 лет), т.е. старший школьный возраст и позднюю юность (от 18 до 23 лет).
Период ранней юности характеризуется тем, что в это время завершаются процессы физического созревания человека, исчезают диспропорции отдельных частей тела, неуклюжесть, несоразмерность движений. Интенсивно развивается мускулатура, наблюдается прирост силы, нормализуется кровообращение, дыхательный аппарат. Исчезает во внешнем виде та долговязость, которая была свойственна многим подросткам, пропадает угловатость, несоразмерность движений [25]. В юношеском возрасте заканчивается созревание коры головного мозга, происходит развитие теоретического (гипотетико-дедуктивного, абстрактного) мышления и философской рефлексии, формируется индивидуальный стиль умственной деятельности, складываются основные свойства нервных процессов [19].
В юности происходит расширение временного горизонта - будущее становится главным измерением; личность устремляется в будущее, определяется жизненный путь и выбор профессии [25].
Следует отметить, что ранняя юность - это не что иное, как переход от физиологической к социальной зрелости. И ее главное содержание - вхождение во взрослую жизнь, усвоение норм и правил, существующих во “взрослом” обществе. На этот период приходится много критических социальных событий: получение паспорта, наступление уголовной ответственности, возможность вступления в брак, начало трудовой деятельности [23].
Исходя из непростой социальной ситуации развития личности, жизнедеятельность в юности действительно усложняется: расширяется диапазон социальных ролей и интересов, появляется все больше взрослых ролей с соответствующей им мерой самостоятельности и ответственности. Принципиально важное изменение в этот период происходит в размышлениях о будущем. Предметом обдумывания становится не только конечный результат, но и способы и пути достижения [25].
Мышление в юности - формально-логическое и формально-операциональное. Это абстрактное, теоретическое, гипотетико-дедуктивное мышление, не связанное с конкретными условиями внешней среды.
Интерес к школе и учению у старшеклассников заметно повышается: усиливается потребность в самостоятельном приобретении знаний, появляется избирательное отношение к школьным предметам, посещение подготовительных курсов для поступления в ВУЗ, поскольку учение приобретает непосредственный жизненный смысл, связанный с будущим.
В связи с этим ведущим видом деятельности в юности является учебно-профессиональная деятельность.
Именно в старших классах формируется психологическая готовность к самоопределению, которая включает:
сформированность теоретического мышления, основ научного и гражданского мировоззрения, самосознания и развитой рефлексии;
развитость потребностей (занять позицию взрослого человека, потребность в общении, труде, нравственные установки, целостные ориентации);
становление предпосылок индивидуальности как результат развития и осознания своих потребностей и интересов.
Кроме того, у юношей постепенно увеличивается объем памяти, применяются рациональные приемы произвольного запоминания материала. Совершенствуется овладение сложными интеллектуальными операциями анализа и синтеза, теоретического обобщения и абстрагирования, аргументирования и доказательства, развивается критичность мышления.
Развиваются специальные способности, часто связанные с профессиональной областью (математические, технические и др.). Собственные мысли, чувства, и поступки индивида становятся предметом его мысленного рассмотрения и анализа, возникает способность различать противоречия между мыслями, словами и поступками. Появляется возможность для создания идеалов (семьи, общества, морали).
Юноши и девушки склонны к формулированию широких философских обобщений, к теоретизированию и выдвижению гипотез [23].
У них также возникает постоянное стремление познавать себя как личность, что способствует рефлексии, углубленному самоанализу. Самопознание и познание других подводит к постановке задач самосовершенствования.
В этот период активно вырабатываются ценностные ориентации, складывается мировоззрение как система обобщенных представлений о мире в целом, других людях, о самом себе. Активно развивается сфера чувств, в целом характерно оптимистическое самочувствие, повышенный жизненный тонус. Эмоциональная сфера значительно богаче по содержанию и тоньше по оттенкам переживаний, повышается внутренняя восприимчивость и способность к сопереживанию. Оценки окружающего мира часто бывают категоричными и прямолинейными.
Основные новообразования данного возраста - осознание самого себя как целостной, многомерной личности, появление жизненных планов (выстраивание стратегии), становление готовности к самоопределению.
В ранней юности возникает особый интерес к общению со взрослыми. Общение юношей и девушек со взрослыми, с родителями предполагают растущую демократизацию взаимоотношений, влияние родителей по многим важным проблемам остается преобладающим. Эмоциональные контакты со взрослыми наиболее устойчивы и осознанны. Содержание общения с родителями включает в себя проблемы поиска смысла жизни, познание самого себя, жизненных планов и путей их реализации, профессиональных интересов, взаимоотношений между людьми [23]. Эффективное взаимодействие с близкими взрослыми возможно только в условиях сотрудничества на основе взаимопонимания и взаимоподдержки. Доверительность в общении - важнейшая основа для новой гармонии детско-родительских взаимоотношений [20].
Общение со сверстниками продолжает играть большую роль в жизни юношей. В этом возрасте происходит увеличение потребности в общении, расширение его круга, а также его углубление и индивидуализация. Дружеские отношения становятся более избирательными, тесными и глубокими, стабильными, характеризуются верностью, близостью, устойчивостью. Общение основано на отношении к другому как самому себе, в нем раскрывается собственное реальное «Я». Психологическая ценность юношеской дружбы в том, что она является школой самораскрытия и понимания другого человека [16].
Однако, свойственные возрасту, требовательность и критичность по отношению к другому, бескомпромиссность, эгоцентричность, могут порождать трудности и напряженность во взаимоотношениях.
Проявление любви в юношеском возрасте обычно принимает форму симпатии, увлечения, влюбленности или же форму дружбы-любви. Во всех своих проявлениях первая любовь - это важное испытание в юности, во многом влияющее на развитие личности [23].
Кроме того, исследования последних лет (Л.С. Колмогорова и Д.В. Каширский; Г.Г. Кравцов, И.В. Сысоева) уточнили психологическое содержание раннего юношеского возраста. Так, в работах Д.В. Каширского доказывается, что возраст 16-17 лет является периодом «ценностно-смыслового моратория». Возникает кризис в системе ценностей: в период между окончанием средней школы и следующей ступенью самоопределения (поступление в ВУЗ). Подчеркнем, что кризис 17 лет - это такой кризис в системе ценностей, который сопровождается снижением уровня самореализации и степени осмысленности жизни, но повышением уровня самооценки.
Исследования Г.Г. Кравцова и И.В. Сысоевой раскрывают еще одну отличительную особенность развития личности в юношеском возрасте - процессы становления и развития волевой сферы. Воля в этом возрасте приобретает статус самостоятельного психического процесса и обозначается авторами в качестве центрального новообразования юношеского возраста. Вслед за Л.А. Кожариной они выделяют четыре критерия волевого поведения: осмысленность, инициативность, внеситуативность и проблемность. Развитие личности в раннем юношеском возрасте проходит четыре стадии:
- на первой стадии происходит осмысление субъектом своих внутренних характеристик;
- на второй - субъект осознанно исследует свой «образ Я» в разных ситуациях;
- на третьей - он помещает свой «образ Я» в разные ситуации;
- на четвертой стадии происходит отделение своей реальной личности от своего «образа Я».
По мнению авторов, психологические особенности юношеского возраста связаны с выделением и осознанием своего «образа Я»: формируется устойчивый «образ Я» [20].
Таким образом, все перечисленные выше особенности развития личности в раннем юношеском возрасте позволяют нам подробнее рассмотреть сущность перехода человека к взрослости (поздней юности), понять предпосылки развития и становления самосознания в этот период.
.2Сущность этапа поздней юности в развитии личности
Как было отмечено ранее, завершение раннего юношеского периода связывают с кризисом 17 лет. Термин «кризис» употребляется здесь в значении поворотной, критической точки развития, когда в равной мере обостряются как уязвимость, так и возрастающий потенциал личности [5]. Основное содержание этого кризиса - встреча реальной жизни с её идеальными представлениями. Чем лучше осознаются расхождения человека в том, что он «сам придумал о себе и своей жизни» и тем, в какой момент он осознал реальность жизни, тем острее происходят внутренние переживания. Следовательно, юность - это пора самоанализа и самооценок. Самооценка осуществляется путем сравнения «идеального Я» с реальным. Но «идеальное Я» еще не выверено и может быть случайным, а «реальное Я» еще всесторонне не оценено самой личностью. Это объективное противоречие в развитии личности молодого человека может вызвать у него внутреннюю неуверенность в себе и сопровождается иногда внешней агрессивностью, развязностью или чувством непонятности [23].
Известный психолог Э. Эриксон юношеский возраст связывает с кризисом идентичности, состоящим из серии социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификаций и самоопределений. Если юноше не удается разрешить эти задачи, у него формируется неадекватная идентичность, развитие которой может идти по четырем основным линиям:
1) уход от психологической интимности, избегание тесных межличностных отношений;
2) размывание чувства времени, неспособность строить жизненные планы, страх взросления и перемен;
) размывание продуктивных, творческих способностей, неумение мобилизовать свои внутренние ресурсы и сосредоточиться на какой-то главной деятельности;
4) формирование «негативной идентичности», отказ от самоопределения и выбор отрицательных образов для подражания [6].
Следовательно, несформированность адекватной идентичности приводит к саморазрушению личности, непринятию себя, своих особенностей, интересов, способностей, содействует развитию таких качеств, которые затрудняют процесс социализации и способствуют формированию девиантного поведения, (возникает озлобленность, агрессивность, склонность к объединению в группировки делинквентного характера, упрямство, стремление к независимости и отрыву от семьи, др.) [18].
Поэтому важно учитывать, что глубокая рефлексия; развитое осознание собственной индивидуальности; формирование конкретных жизненных планов; готовность к самоопределению в профессии; установка на сознательное построение собственной жизни; постепенное вхождение в различные сферы жизнедеятельности; развитие самосознания; устойчивость мировоззрения позволяют успешно осуществлять переход на следующий возрастной этап, к взрослости, а своевременное решение внутренних противоречий...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Синхронизация планирования жизненного пути супругами