Курсовая работа: Исследование влияния семейного воспитания на агрессивное поведение сиблингов младшего школьного возраста

В западной психологии тема агрессии и агрессивности постоянно находится в поле зрения ученых и практиков. Существует большое число теоретических концепций, объясняющих эти феномены, проводятся многочисленные экспериментальные исследования, многие психотерапевтические школы, сталкиваясь с проблемой агрессивного поведения, пытаются разрабатывать техники его коррекции.

Дата добавления на сайт: 30 августа 2024


Скачать работу 'Исследование влияния семейного воспитания на агрессивное поведение сиблингов младшего школьного возраста':


Содержание
Введение
1. Теоретические аспекты особенностей сиблинговых взаимоотношений в младшем школьном возрасте, определение агрессии, возникновение агрессивного поведения
1.1 Сиблинговые взаимоотношения в младшем школьном возрасте
1.2 Определение агрессии и агрессивности, классификация видов агрессивного поведения
1.3 Взаимосвязь порядка рождения, семейного воспитания и агрессивного поведения у сиблингов младшего школьного возраста
2. Эмпирическое исследование влияния семейного воспитания на агрессивное поведение сиблингов младшего школьного возраста
2.1 Анализ результатов исследования
3. Психопрофилактика и коррекция конфликтного поведения у сиблингов младшего школьного возраста
3.1 Психопрофилактические рекомендации для родителей с целью предупреждения детской агрессивности
3.2 Коррекционная программа агрессивного поведения у сиблингов младшего дошкольного возраста
Заключение
Список используемых источников
Введение
В западной психологии тема агрессии и агрессивности постоянно находится в поле зрения ученых и практиков. Существует большое число теоретических концепций, объясняющих эти феномены, проводятся многочисленные экспериментальные исследования, многие психотерапевтические школы, сталкиваясь с проблемой агрессивного поведения, пытаются разрабатывать техники его коррекции.
Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка.
Первые люди, с которыми общается ребенок - родители. Но для становления личности необходимо общение не только с взрослыми, но и со сверстниками, детьми, которые старше или младше ребенка. В семье, где есть сиблинги, взаимодействие между ними способствует развитию личности каждого ребенка. Начиная с поиска новых форм поведения у первенца, что может служить стимулом, толчком в развитии его личности и заканчивая механизмом идентификации младшего ребенка как с родителем, так и со старшим сибсом, который подчас превосходит по своему авторитету и родителей.
Проявление агрессии, как в школах, так и дошкольных учреждениях все больше волнует родителей, воспитателей, учителей; у определенной категории детей агрессивность сохраняется и развивается, трансформируясь в устойчивое личностное качество. В раннем и младшем школьном возрасте агрессивные проявления встречаются у значительного числа детей как отражение слабой социализированности личности и отсутствия у них социально принятых коммуникативных навыков. Постепенно под влиянием общения с окружающими на смену деструктивным формам взаимодействия приходят новые социализированные формы поведения.
Большинство современных исследований в области детских отношений преимущественно ограничены изучением факторов, определяющих их специфику. К числу последних относятся: материнское отношение к детям, определяющее взаимоотношения между сиблингами; влияние старших сиблингов на формирование социальных умений у младших; влияние пола сиблинга на формирование идентичности; уход за младшим, как условие, способствующее формированию социального поведения и чувства ответственности старшего сиблинга.
В целом же агрессивные проявления или же построенное ожидание подобного от окружающих ограничивает активность ребенка, усиливает его тревожность, формирует заниженную или компенсированную самооценку. Агрессивных детей, равно как и детей, опасающихся агрессии, относят к группе риска.
Поведение в детстве позволяет, по мнению многих исследователей, достаточно надежно предсказывать поведение в зрелые годы. Следовательно, коррекция ранних проявлений агрессивности, научение адекватным социальным навыкам межличностного общения является одной из важнейших задач практической психологии.
Вместе с тем, несмотря на теоретическую и практическую значимость полученных результатов, проблема отношения сиблингов в научной литературе представлена фрагментарно, и остается до конца не изученной.
Цель настоящей работы: исследование влияния семейного воспитания на агрессивное поведение сиблингов младшего школьного возраста.
Объект исследования: сиблинги младшего школьного возраста.
Предмет исследования: особенности сиблинговых взаимоотношений в младшем школьном возрасте: взаимосвязь семейного воспитания и агрессивного поведения.
сиблинг агрессивное поведение коррекционный
Гипотеза исследования: психопрофилактика и коррекция агрессивного поведения у сиблингов младшего школьного возраста
Задачи исследования:
теоретический анализ состояния проблемы в отечественных и зарубежных исследованиях;
эмпирическое исследование влияния семейного воспитания на агрессивное поведение сиблингов младшего школьного возраста;
коррекция агрессивного поведения у сиблингов младшего школьного возраста.
На разных этапах работы были использованы различные методы психологического исследования: анализ психолого-педагогической литературы; наблюдение; беседа; тестирование "Тест руки Вагнера", методика Э.Г. Эйдемиллера. и В.В. Юстицкиса, метод математической обработки данных.
Методологической основой настоящего исследования являются основные положения возрастной и педагогической психологии, представленные в работах отечественных и зарубежных психологов: Д.Б. Эльконина, С.Я. Рубенштейна, Л.С. Выготского, А. Бандуры., З. Фрейда, Э. Эриксона, А. Басса.
В выборочную совокупность вошли дети в чьих семьях имеются сиблинги. Количество испытуемых составило 27 человек, среди них мальчиков - 15, девочек - 12. Практическая значимость работы состоит в том, что были изучены семьи испытуемых детей младшего школьного возраста; в результате проведенных исследований выявлены формы агрессии, разработаны коррекционные упражнения, направленные на гармонизацию детско-родительских отношений и на снижение агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.
1. Теоретические аспекты особенностей сиблинговых взаимоотношений в младшем школьном возрасте, определение агрессии, возникновение агрессивного поведения
1.1 Сиблинговые взаимоотношения в младшем школьном возрасте
Рассматривая детские отношения, необходимо остановиться на вопросе возрастных особенностях детей. Согласно Л.С. Выготскому, критерием для определения этапов развития личности ребенка выступает внутреннее образование самого развития, переломы и повороты в его течении и целостная деятельность ребенка, специфичная для каждого возраста, определяющая изменения в психике ребенка [41, с.50].
В дальнейшем, в отечественной психологии А.Н. Леонтьевым и Д.Б. Элькониным, был выделен тип деятельности, который лежит в основе целостного психического развития ребенка в том или ином возрасте, названный ведущим. Согласно А.Н. Леонтьеву, ведущую деятельность характеризуют следующие признаки:
) от нее ближайшим образом зависят основные психические изменения ребенка в данный возрастной период,
) в ней возникают и дифференцируются другие виды деятельности,
) в ней формируются и перестраиваются частные психические процессы [41, с.70].
Это период усвоения социального опыта, поэтому младший школьный возраст - очень ответственный период в жизни ребенка, связанный с переходом к систематическому школьному обучению, ведущей деятельностью которого является учебная деятельность [42, с.45].
Изменение социальной ситуации развития состоит в выходе ребенка за рамки семьи, в расширении круга значимых лиц. При этом, имеет значение выделение особого типа отношений со взрослым, опосредованных задачей ("ребенок-взрослый-задача"). Школьный учитель выступает как представитель общества, носитель социальных образцов, под руководством которого ребенок систематически овладевает содержанием развитых форм общественного сознания (науки, искусства, нравственности, права) и умениями действовать в соответствии с их требованиями. У ребенка возникает теоретическое отношение к действительности, теоретическое сознание и мышление и соответствующее им способности (в частности, рефлексия, анализ, планирование), которые являются центральными новообразованиями младшего школьного возраста.
В отличие от ребенка-дошкольника, опирающегося при решении задач на стихийно сложившиеся представления о чувственно воспринимаемых свойствах вещей или на усвоенные в общении со взрослыми "житейские понятия", школьнику приходится учитывать свойства, отражающиеся и фиксирующиеся в форме подлинно научных понятий [42, с.60].
Общеизвестна острота и свежесть восприятия младших школьников, а также любознательность и яркость их воображения. Внимание детей уже относительно длительно и устойчиво, и это отчетливо проявляется в играх, в занятиях рисованием, лепкой, элементарным конструированием.
Ребенок приобрел некоторый опыт управления своим вниманием, самостоятельной его организации. Память его также достаточно развита - легко и прочно запоминает он то, что его особенно поражает, что непосредственно связано с его интересами.
Теперь не только взрослые, но и он сам способен ставить перед собой мнемическую задачу. Он уже знает из опыта: для того чтобы хорошо запомнить нечто, надо несколько раз повторить это.
То есть эмпирически овладевает некоторыми приемами рационального запоминания и заучивания. Относительно хорошо развита у младшего школьника наглядно образная память, но имеются и все предпосылки для развития и словесно-логической памяти. Повышается эффективность осмысленного запоминания. Речь ребенка ко времени поступления в школу уже довольно развита. Она, в известной степени, грамматически правильна и выразительна [1, с.127].
Младший школьный возраст - период позитивных изменений и преобразований. В этом возрасте развивается самопознание и личностная рефлексия как способность самостоятельно установить границы своих возможностей ("могу или не могу решить эту задачу?", "чего мне не хватает для ее решения?"), внутренний план действий (умение прогнозировать и планировать достижение определенного результата), произвольность и самоконтроль. Черты опосредованности, произвольности приобретает и вся психическая жизнь ребенка. Если в дошкольном возрасте он мог вести себя более или менее произвольно только в игре или с опорой на помощь взрослого, то с переходом на новый возрастной этап, эта способность становится внутренним достоянием ребенка и распространяется на различные сферы жизнедеятельности [38, с.80].
Ребенок овладевает своим поведением, более точно понимая нормы поведения дома и в общественных местах, улавливая характер взаимоотношений со взрослыми и сверстниками и более сдержанно проявляя выражение своих эмоций, особенно негативных.
Развиваются высшие чувства: эстетические, моральные, нравственные (чувство товарищества, сочувствия, негодования от ощущения несправедливости). Тем не менее, для младшего школьника характерна неустойчивость нравственного облика, а также непостоянство переживаний и отношений.
Наряду с этим происходят и существенные изменения в эмоционально-мотивационной сфере. Впервые возникает обобщение переживаний. Череда успехов или неудач, каждый раз переживаемых ребенком в каких-либо ситуациях (учеба, продуктивные виды деятельности, общение), приводят к формированию устойчивых аффективных комплексов чувства неполноценности, ущемленного самолюбия или, напротив, чувства собственной значимости, умелости, и компетентности. Эти и другие возрастные особенности младших школьников определяют особенности формирования представления о себе, о том, что думают о нем другие. Это так называемая "скрытая программа социализации", складывающаяся в процессе межличностных отношений и проявляющаяся в восприятии других людей, прежде всего сверстников, в качестве которых в семье выступают сиблинги. [2, с.87].
Одной из центральных проблем межличностного общения является восприятие и понимание людьми друг друга или "социальная перцепция”. Социальная перцепция - процесс, несомненно, более активный, чем восприятие объектов окружающего мира. Второй отличительной стороной данного процесса являются межличностные взаимодействия, что подразумевает разностороннюю обратную связь и непременное включение понимания.
В отечественной науке первым стал разрабатывать эту проблему и накопил большое количество эмпирических данных и закономерностей А.А. Бодалев.
Общение является наблюдаемым процессом, где актуализируется и развивается личностно значимое образное, эмоциональное и интеллектуальное отражение людьми друг друга, представляющее их внутреннее состояние. Таким образом, общение в данном случае, это такое поведение людей, в процессе которого развиваются, проявляются и формируются их межличностные отношения [34, с.55].
Внутренней основой личных взаимоотношений является потребность в общении. Л.С. Выготский говорит о том, что любая потребность младенца есть потребность в другом человеке. Ребенок не просто хочет спать и засыпает, он требует внимания к себе в виде поглаживаний и покачивания не любого, а хорошо знакомого ему человека. Таким образом, избирательность данной потребности реализуется в "комплексе оживления" (на 2-ом месяце жизни) и является психологической сущностью данной потребности.
По мнению Л.И. Рюмшиной, образ другого человека формируется на аффективной основе и зависит от социального опыта [37, с.75]. В основу ее анализа легли идей В.А. Лабунской относительно невербального поведения и экспериментальные исследования раннего генезиса общения Н.Н. Авдеевой, М.И. Лисиной и С.Ю. Мещеряковой. Было установлено, что невербальное поведение взрослых с первых дней жизни младенца выступает в роли средств социального контакта, подготавливая само общение, а "комплекс оживления" и есть начало формирование образа другого человека.
С возникновением речи чувственный образ человека соединяется со смысловым содержанием. Складываются первые, еще элементарные обобщенные представления о других людях, которые в старшем дошкольном возрасте конкретизируются и обобщаются. Образ другого человека приобретает точность, дифференцированность и константность. Наиболее раннее его содержание, формирующее на аффективной основе в процессе невербального взаимодействия с окружающими взрослыми, сохраняется во всех возрастах и определяет восприятие ситуации в целом, ее смысловую направленность.
На основе теоретических положений и эмпирических данных, Л.И. Рюмшиной были проанализированы возрастные особенности при восприятии невербального поведения. Результаты исследований показали, что детям дошкольного возраста свойственна при понимании и интерпретации невербального поведения характеристика действий человека и его состояний. Содержание образа при восприятии другого человека в школьном возрасте усложняется. Появляется информация не только о внешней активности человека и его эмоциональных состояниях, но и о качествах личности и социально-психологических особенностях, т.е., как субъекта общения и взаимодействия с другими людьми. Это подтверждает и наличие у детей дошкольного возраста затруднений в понимании и интерпретации диадного и группового общения [5, с.33].
Школа - это новый этап развития потребности в общении: новые дети, ограничение во времени (лишь перемены), появление общественно значимой деятельности (учение), где возникает система новых, а главное сложных деловых отношений. Овладение данными формами отношений является совместное выполнение группой одного задания. В этом случае приобретается опыт распределения обязанностей между собой и действия производятся с учетом того, что и как делают твои товарищи, а коэффициентом благополучия взаимоотношений является положение ученика в классе.
Исследования А.Б. Широковой выявило набор качеств или независимых характеристик у младших школьников с "высоким" положением в классе и так называемых "непринятых". При оценивании детей, занимающих "завидное” положение в классе были названы следующие характеристики: красивая внешность, принадлежность к активу класса, готовность поделиться вещами и сладостями, успехи в учебе и отношения со сверстниками. Мальчики ценят физическую силу. Значительным отличием в оценке детей 7,8-ми и 9,10-ти лет является наличие содержательной стороны выполняемой работы или занимаемой позиции (статуса) у детей 3-х классов: организационные способности, общественная активность, отношение к труду и личностные качества (самостоятельность, уверенность, честность). Непринятые же характеризуются как общественно пассивные, т.е., не избираются в актив класса, а также неопрятные, плаксивые, непостоянны в дружбе и плохо учатся [8, с.93]
Межличностное оценивание, как частный случай психического отражения, рождает психический образ. Таким образом, подводя итог выше сказанного, можно сказать, что младшие школьники в результате социальной перцепции оценивают другого человека по внешним характеристикам, эмоциональным состояниям и вниманию учителя по отношению к оцениваемому субъекту.
Восприятию образа другого человека характерен динамизм и постоянное развитие. Он не сводится к сумме отдельных компонентов, а носит интегральный характер. Поэтому изучение психологического содержания уместно лишь во взаимосвязи и динамики развития. Взаимоотношения между детьми необходимо рассматривать как целостную систему отношений детских и детско-родительских в их взаимосвязи и динамики развития (отношение каждого члена группы ко всем остальным и всех к каждому) [10, с.103].
В ситуации же сиблинговых отношений вопрос о желании, как о критерии выбора партнера взаимодействия, опущен и есть лишь данность факта наличия брата или сестры.
Результатом межличностного общения или взаимодействия между людьми являются определенные отношения. Многие авторы рассматривают соперничество между сиблингами, как результат взаимодействия и положительной стимулирующей стороной их общения, и негативной.
Проблема взаимоотношений детей в семье имеет глубокие корни. Уже в библейских легендах упоминаются истории о весьма драматичных отношениях между родными братьями. И хотя развитие отношений Каина и Авеля, Исава и Иакова во многом различно, в их основе лежит сходный мотив - борьба за первенство [1, с. 20]
При этом в обыденном сознании бытует миф об абсолютной любви, не омраченной никакими ссорами, раздорами, негативными эмоциями. Любви как априорной данности, гарантом которой является тесная кровная, родственная связь между детьми. Идеализируя реальность, мифология обладает рядом привлекательных черт, но имеет один существенный недостаток: слабую связь с этой самой реальность.
Как складывается жизнь детей из-за того, что их родители в какой-то момент приняли решение обзавестись вторым, третьим, ребенком?
Последователь З. Фрейда, А. Адлер первым выделил "порядковые позиции" ребенка в семье: единственный ребенок, старший ребенок в семье, средний ребенок, младший из двух детей, младший из трех и большего числа детей. А. Адлер показал, что дети различаются по своему характеру, в зависимости от порядка рождения....

Похожие материалы:

Курсовая работа: Исследование индивидуального стиля поведения детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи в учебной деятельности

Курсовая работа: Методология и методика исследования влияния психомоторного тонуса на интеллектуальное развитие ребёнка младшего школьного возраста

Дипломная работа: Психодиагностика и психокоррекция стрессовых переживаний у детей младшего школьного возраста

Курсовая работа: Выявление и пути коррекции синдрома гиперактивности у детей младшего школьного возраста

Курсовая работа: Исследование зависимости акцентуаций характера подростков от стиля семейного воспитания