Курсовая работа: Исследование взаимосвязи межличностных отношений и картина будущего у супругов в молодых семьях

Существует большое количество исследований, посвященных таким аспектам семейной жизни как межличностные отношения, структура семейных ролей, как семья проходит трудные жизненные ситуации, семейная адаптация и сплоченность, а также семья, которая готовится к будущему зачатию ребенка или уже ожидает ребенка.

Дата добавления на сайт: 18 августа 2024


Скачать работу 'Исследование взаимосвязи межличностных отношений и картина будущего у супругов в молодых семьях':


Введение
Актуальность исследования:
Существует большое количество исследований, посвященных таким аспектам семейной жизни как межличностные отношения, структура семейных ролей, как семья проходит трудные жизненные ситуации, семейная адаптация и сплоченность, а также семья, которая готовится к будущему зачатию ребенка или уже ожидает ребенка.
Актуальность настоящего исследования определяется, прежде всего, тем, что на сегодняшний день большое количество молодых людей женятся, не обдумав серьезно этот шаг. Это приводит к тому, что молодые семья в будущем сталкиваются с такими проблемами, к которым не готовы, и которые начинают считать неразрешимыми. А это значит, что через 3-5 лет после свадьбы люди расходятся, разводятся, причем часто очень «некрасивым» способом, хотя причины конфликтов в семье с точки зрения семейного консультирования являются разрешимыми. Молодые семья сталкиваются с серьезным препятствием - разочарованием, от того что их ожидания разошлись с той реальностью, с которой они столкнулись. Но это не значит, что данная реальность ужасна, просто супруги были не готовы и не ожидали, что с ними может произойти та или ситуация. Развод оставляет большой шрам, часто болезненный, на их личной жизни.
Таким образом, актуальность данного исследования заключается в том, что оно поможет определить, в каком состоянии находятся семьи на данный момент со стажем семейной жизни от 3-х до 5-ти лет. А разработанная программа может помочь повысить уровень удовлетворенности браком и улучшить взаимопонимание и межличностные отношения между супругами. А в дальнейшем, возможно, поможет и сохранить брак.
Цель исследования: Разработать и апробировать программу психологического сопровождения семей с проблемами супружеских отношений
Предмет исследования: Проблемы супружеских отношений пар со стажем семейной жизни от 3-х до 5-ти лет.
Объект исследования: Супружеские пары со стажем семейной жизни от 3-х до 5-ти лет.
Задачи исследования:
)анализ литературы по проблемам семейного консультирования
)разработка программы исследования
)подбор диагностического инструментария
)проведение исследования
)анализ полученных результатов
)дать практические рекомендации молодым семьям с проблемами супружеских отношений
Гипотеза:
Разработанная программа психологического сопровождения семей с проблемами супружеских отношений позволит повысить уровень удовлетворенности браком, взаимопонимания между супругами.
Методы исследования:
.Теоретический обзор литературы.
.Эмпирические - психодиагностические методы:
)Методика «Определение согласованности семейных ценностей и ролевых установок в супружеской паре» («РОП»), А.Н. Волкова - для определения значимости различных сфер семейной жизни
)Методика «Особенности общения между супругами»,
Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская - для изучения межличностных отношений супругов в молодых семьях
3)Методика «Тест-опросник удовлетворенности браком (ОУБ)», В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко - для экспресс-диагностики степени удовлетворенности-неудовлетворенности браком, а также степени согласования-рассогласования удовлетворенности браком у той или иной социальной группы
4)Авторский опросный метод, в виде интервью, состоящий из 2-х закрытых вопросов и 3-х открытых - для определения картины будущего у молодоженов
3.Методы математической обработки данных - Автоматический расчет Т - критерия Вилкоксона.
База исследования:
ООО «ТРИ ИН Системс». Это группа компаний, работающая на рынке проектирования, монтажа и поставок оборудования для инженерных систем, трубопроводного транспорта и систем учета, а также поставок электронных компонентов.
Выборка исследования: 15 пар со стажем семейной жизни от 3-х до 5-ти лет. Возраст супругов от 25 до 35 лет. В семейных парах дети отсутствуют.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что предложенный теоретический материал, диагностические методики, разработанная программа психологического сопровождения семей с проблемами супружеских отношений, направленная на повышение уровня удовлетворенности браком, взаимопонимания между супругами могут быть использованы в деятельности практических психологов.
Глава 1. Теоретические подходы к изучению проблем семьи
.1 Основные понятия психологии семейных отношений
Молодая семья - это семья в первые три года после заключения брака (в случае рождения детей - без ограничения продолжительности брака), в которой оба супруга не достигли 30-летнего возраста, а также семья, состоящая из одного из родителей в возрасте до 30 лет и несовершеннолетнего ребенка. Молодая семья является особым социальным субъектом, имеющим свои характерные отличия от семьи «более старшего возраста»[21, с.33].
Мустаева Ф.А. считает, что молодая семья - это семья на начальной стадии ее развития, на стадии реализации супружеского выбора. В ней проявляется обычный феномен открытия в другом более сложного человека, и начинается «притирка» характеров, т.е. изменение всего образа жизни. Терпимость, постепенность, последовательность, умение уступать в ссоре - без таких качеств период «притирки» характеров значительно затрудняется и усложняется. Но «притирка» лишь начало формирования семейного уклада и взаимоотношений супругов. Следующие проблемы - распределение ролей в семье, выработка устоявшихся навыков совместного решения вопросов, проблема «власти» в семье, планирование семейной жизни, свободного времени и досуга. Многому из перечисленного молодая пара учится впервые и, как правило, самостоятельно, методом «проб и ошибок». Способность создавать стабильные семейные отношения, прочную, счастливую семью не относится к врожденным качествам человека. Ее надо не только развивать и воспитывать, но и постоянно совершенствовать[27, с.109].
Специфика молодой семьи определяется тем, что она находится в процессе своего становления, интенсивного развития, нестабильности отношений между ее членами, освоения ими социальных ролей, а так же социализации семьи в обществе как самостоятельного социального субъекта и выполнения функций как социального института.
Молодая семья является наиболее ответственным этапом функционирования и развития института семьи. На данном этапе жизненного цикла происходят события столь важной социальной значимости, что каждое из них может повлиять на дальнейшие перспективы, как самой семьи, так и каждого ее члена [3, с.54].
Молодая семья - одна из самых незащищённых групп населения. Высокий процент молодых браков - следствие наступившей беременности или даже рождения ребёнка. Среди молодёжи «бытует» искажённое представление о браке, семье, сексе. Каждый четвертый молодой человек готов на свободные отношения, без брака, но осуждает свободную сексуальную жизнь. В ряду приобретённых жизненных ценностей на первое место молодежь относит отношения в семье, удовлетворенность в любви, интимной жизни; ценность брака молодые также определяют наличием детей [17, с.35].
По мнению Ф.А. Мустаевой, существует три типа молодых семей.
. Первый тип - традиционный. Семья такого типа характеризуется ориентацией супругов исключительно на семейные ценности, на двухдетную (или более) семью. Лидером в семье, по крайней мере, формальным, является муж. Однако лидерство в семье в значительной мере определяется лидерством в хозяйственно-бытовой сфере её деятельности (финансы, устройство жилья). Круг друзей у супругов, как правило, общий и довольно ограниченный, возможен даже временный уход только в семейные дела. Досуг чаще совместный, закрытый.
. Второй тип - супруги ориентированы преимущественно на развитие личности, имеют установку на малодетную семью. Наблюдается социально-ролевое равновесие (по возможности используется помощь родителей супругов). Семья может быть и открытой, и закрытой для микроокружения. Тип лидерства - демократический: совместный или раздельный по сферам жизнедеятельности семьи.
. Третий тип - молодые супруги ориентированы преимущественно на развлечения. При этом муж и жена имеют как общих друзей, так и каждый своих из числа, как правило, прежнего окружения. Репродуктивные установки предполагают бездетную или малодетную семью. Лидерство в семье может быть как авторитарным, так и демократическим [27, с.115].
Молодая семья - это рожающая семья. У нашего народа довольно устойчивы представления о всеобщности семейного предназначения каждого человека, а семья мыслится обязательно семьей с детьми. Одного ребенка производит на свет почти каждая семья, где родители по состоянию здоровья к этому способны. И чаще всего ребенок появляется на свет в первые годы брака; пользоваться средствами планирования семьи супруги начинают, как правило, после его рождения, в случае же, если у них есть установка на семью с более чем одним ребенком, и если с первым малышом всё прошло благополучно, в первые же пять лет на свет появляется второй ребёнок, хотя только у половины семей [15, с.51].
.2 Периодизация жизненного цикла семьи
По мнению Д. Леви, исследование жизненного цикла семьи требует лонгитюдинального подхода. Это означает, что семья в своем развитии проходит определенные стадии, аналогичные тем, которые в процессе онтогенеза проходит индивидуум. Стадии жизненного цикла семьи связаны с созданием семьи, с появлением новых членов семьи и «уходом» старых. Эти изменения в составе семьи во многом изменяют ее ролевое функционирование.
Картер и Мак Голдринг (1980) выделяют шесть стадий жизненного цикла семьи:
1.внесемейное положение: холостые и незамужние люди, не создавшие своей семьи;
2.семья молодоженов;
.семья с маленькими детьми;
.семья с подростками;
.выход повзрослевших детей из семьи;
.семья на поздней стадии развития.
В.А. Сысенко выделяет:
1.совсем молодые браки - от 0 до 4 лет совместной жизни;
2.молодые браки - от 5 до 9 лет;
.средние браки - от 10 до 19 лет;
.пожилые браки - более 20 лет совместной жизни.
Г. Навайтис рассматривает следующие этапы развития семьи:
Добрачное общение. На данном этапе необходимо достигнуть частичной психологической и материальной независимости от генетической семьи, приобрести опыт общения с другим полом, выбрать брачного партнера, приобрести опыт эмоционального и делового общения с ним.
Брак - принятие супружеских социальных ролей.
Этап медового месяца. К его задачам относятся: принятие изменений в интенсивности чувств, установление психологической и пространственной дистанции с генетическими семьями, приобретение опыта взаимодействия в решении вопросов организации каждодневного быта семьи, создание интимности, первичное согласование семейных ролей.
Этап молодой семьи. Рамки этапа: решение о продолжении рода - возвращение жены к профессиональной деятельности или начало посещения ребенком дошкольного учреждения.
Зрелая семья, то есть семья, выполняющая все свои функции. Если на четвертом этапе семья пополнилась новым членом, то на пятом она дополняется новыми личностями. Соответственно изменяются роли родителей. Их возможности удовлетворять потребности ребенка в опеке, в безопасности должны дополняться способностями воспитывать, организовывать социальные связи ребенка.
Этап заканчивается, когда дети достигают частичной независимости от родительской семьи. Эмоциональные задачи семьи можно считать решенными, когда психологическое влияние детей и родителей друг на друга приходит к равновесию, когда все члены семьи условно автономны.
Семья людей старшего возраста. На данном этапе возобновляются супружеские отношения, придается новое содержание семейным функциям (например, воспитательная функция выражается участием в воспитании внуков) (Навайтис Г., 1999).
Наличие проблем у членов семьи может быть связано с необходимостью перехода семьи на новую стадию развития и адаптации к новым условиям. Обычно наиболее стрессогенными являются третья стадия (по классификации Картера и Мак-Голдринга), когда появляется первый ребенок, и пятая стадия, когда структура семьи нестабильна в связи с «приходом» одних членов семьи и «уходом» других. Даже позитивные изменения могут приводить к стрессу семьи.
Неожиданные и особенно травматические переживания, такие как безработица, ранняя смерть или рождение позднего ребенка, могут затруднять решение задач по развитию семьи и переходу ее на новую стадию. Ригидный и дисфункциональный стиль взаимоотношений в семье также увеличивают вероятность того, что даже нормальные семейные изменения будут переживаться как кризис. Изменения в семье рассматриваются либо как нормальные, либо как «ненормальные». Нормальные изменения в семье - это такие трансформации, которые семья может ожидать. А «ненормальные», наоборот, внезапны и неожиданны, как, например, смерть, самоубийство, болезнь, бегство и др. [3; 79]
Жизненный цикл семьи - закономерная последовательность стадий развития семьи на протяжении всего периода ее существования.
Одной из первых периодизаций жизненного цикла семьи является периодизация Дюваль (Duvall Е.М.), опубликованная в 1957 году. Согласно Дюваль, жизненный цикл семьи включает в себя 8 стадий, от момента заключения брака до прекращения существования семьи в связи со смертью обоих супругов.
Основанием выделения стадий явились типичные задачи, решение которых необходимо для развития семьи. Стадия знакомства будущих супругов, период их эмоциональной вовлеченности предшествует заключению брака, с которого и начинается жизненный цикл семьи.
Таким образом, жизненный цикл семьи, по Дюваль, состоит из следующих стадий.
. Принятие и освоение супружеских ролей. На этой стадии молодая супружеская пара не имеет еще детей, но решает вопросы, связанные с желанием стать родителями. Супруги занимаются урегулированием отношений с увеличившимся числом родственников и, прежде всего, это связи с родительскими семьями.
. Появление в семье детей (возраст старшего 30 месяцев). Появление первого ребенка требует от супружеской пары перехода от диадных отношений и адаптации к отношениям в треугольнике. Заботы, связанные с уходом за ребенком, его правильным развитием являются главными в этот период.
. Семьи с детьми дошкольниками (возраст старшего ребенка от 2 лет и 6 месяцев до 6 лет). Это время первичного введения детей во внесемейные институты (дошкольные учреждения). Родители должны адаптироваться к возрастным потребностям дошкольников. У них накапливается усталость, им необходимо преодолеть трудности, связанные с сильным ограничением личного пространства.
. Семьи с детьми (возраст старшего ребенка от 6 до 13 лет). В этот период основное внимание родителей привлечено к школьным делам детей. Побуждение детей к учебным успехам - главная задача семьи.
. Семьи с подростками (старшему ребенку от 13 до 20 лет). Принятие подростковости детей - важная и трудная задача для родителей и детей. От родителей требуется изменение отношения к взрослеющим детям, установления равновесия между предоставлением свободы подросткам и принятием ими ответственности. Взросление детей позволяет родителям создавать свой круг интересов, не связанных непосредственно с детьми, активно заниматься вопросами собственной карьеры. Происходит подготовка к уходу детей из семьи.
. Уход молодых людей из семьи (от ухода первого ребенка до момента, когда самый младший покинет родительскую семью). Семья: взрослые и дети экспериментируют с независимостью друг от друга. Молодые люди освобождаются от опеки родителей. Важной задачей при решении вопросов отделения детей является сохранение поддержки как основы семьи.
. Средний возраст родителей (от «пустого гнезда до ухода на пенсию»). Период, когда родители остались вновь одни без выросших детей, покинувших родное,«гнездо». Требуется переструктурировать супружеские отношения. Старшее и младшее поколение учится выстраивать отношения независимости и сохранения родственных связей.
. Старение членов семьи (от ухода на пенсию до смерти обоих супругов). Сложнейшие задачи этого этапа: принятие факта ухода на пенсию и адаптация к старости. В связи со смертью одного из супругов для другого встают трудные проблемы утраты и одинокой жизни. Сохранение семейных связей с детьми и внуками помогает проживанию последнего этапа жизненного цикла семьи.
Социологический подход к периодизации состоит в признании первостепенной значимости воспитательной функции семьи, а также системообразующим фактором семейной системы родительской подсистемы. Российский социолог А.И. Антонов (1998) выделяет четыре стадии жизненного цикла семьи: 1) стадия предродительства, 2) стадия репродуктивного родительства, 3) стадия социализированного родительства, 4) стадия прародительства.
Психологический подход к периодизации жизненного пути семьи (Минухин, Мак-Голдрик, Хейли, А.Я. Варга, А.В. Черников и др.) исходит из целостности семьи как системы, взаимозависимости и автономности основных подсистем семьи: супружеской, родительской, детской, взаимосвязи функций и структуры семьи. Закономерно возникающие события в семье (возникновение супружеской пары, рождение детей, их уход из семьи и т.п.) естественным образом влекут за собой изменения в структуре семейного взаимодействия, меняют функции семьи, их содержание и иерархию.
.2.1 Психологические особенности молодых супружеских пар
В первый "медовый" год супружества, как показывают исследования психологов, 37% супружеских пар утверждают: отношение к спутнику (спутнице) жизни стало более строгим, 29% отмечают возросшее число разногласий. Изменяется восприятие друг друга, происходит переоценка. Супружество представляет собой динамическую картину, начинается с идеализации своего партнера, отношений с ним. На смену этому приходит разочарование (тем больше, чем большим было очарование), затем только наступает улаживание отношений. Почти половина обследованных заявила, что подобная динамика оказалась для них неожиданной и намного сложнее, чем они предполагали.
Итак, жизнь семьи естественным образом распадается, по мнению В.Л. Психа, на несколько стадий. На каждой из них перед семьей встают специфические задачи, а их решение требует объединенных, согласованных усилий.
. А-стадия. Молодая семья без детей в период становления взаимоотношений. Она начинается в день заключения брака и оканчивается, когда жена известит мужа о том, что готовиться стать матерью. Основная задача семьи сформировать образ "МЫ", научиться жить как нечто единое целое, приспособиться друг к другу в условиях ограниченной свободы, уметь выражать свои чувства на языке семейного бытия.
Б-стадия. Молодая супружеская пара в период ожидания первенца. Главное здесь приспособиться к новым обязанностям и чувствам, связанным с беременностью.
стадия. Формирование семьи.
Основная задача - приспособление супругов к роли родителей, реорганизация семейных взаимоотношений с учетом потребностей младенца и дошкольника.
стадия. Стабилизация или воспитание детей.
Задача супругов - воспитание детей дошкольного и подросткового возраста, подготовка их к самостоятельной жизни.
стадия. Пожилая супружеская пара, живущая отдельно от взрослых детей.
Начало её - отъезд...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Эмпирическое исследование детско-родительских отношений в семьях с детьми с ОВЗ

Курсовая работа: Эмпирическое исследование взаимосвязи уровня эмоционального выгорания и личностных характеристик предпринимателей

Курсовая работа: Характер эмоциональной оценки ребенка межличностных отношений в семье

Контрольная работа: Диагностика межличностных отношений учащихся Екатеринбургской средней школы

Курсовая работа: Исследование взаимосвязи темперамента и стрессоустойчивости у сотрудников органов социальной защиты