Учебно-исследовательская работа студента (УИРС): Исследование взаимосвязи мотивов учения и достижения наивысших оценок у старшеклассников

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРИЯ ПРОБЛЕМЫ
1.1 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.2 ОСОБЕННОСТИ ПРОТЕКАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕСЯТИКЛАССНИКА
1.2 1 МОТИВЫ УЧЕНИЯ
1.2.2 ЗНАЧЕНИЕ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ МОТИВАЦИИ
1.2.3 ВЛИЯНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ПОЛУЧЕНИЕ ОЦЕНКИ
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, КОНТИНГЕНТ ОБСЛЕДОВАННЫХ
2.2 ВЛИЯНИЕ НОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ НА УСПЕВАЕМОСТЬ И ДОСТИЖЕНИЕ МАКСИМАЛЬНОГО БАЛЛА
2.3 СВЯЗЬ НАПРАВЛЕННОСТИ МОТИВАЦИИ НА ЗНАНИЕ ИЛИ ОЦЕНКИ С УСПЕВАЕМОСТЬЮ ДЕСЯТИКЛАССНИКОВ
2.4 СДЕРЖИВАЮЩИЕ ФАКТОРЫ В ПОЛУЧЕНИИ МАКСИМАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ
ВЫВОД
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКАМ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Дата добавления на сайт: 20 августа 2024


Скачать работу 'Исследование взаимосвязи мотивов учения и достижения наивысших оценок у старшеклассников':


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ДОНЕЦКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ МАН
ДРУЖКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ
ДРУЖКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА I - III СТУПЕНЕЙ
Отделение химико-биологическое
Секция психология
ТЕМА
"Исследование взаимосвязи мотивов учения и достижения наивысших оценок у старшеклассников"
Работу выполнили Шевченко Марина Михайловна, ученица 10 кл.
Неровный Александр Николаевич, ученик 9 кл.
СОШ № 17 г. Дружковки Донецкой области
Руководитель Шкондина Наталья Николаевна,
практический психолог СОШ № 17
г. Дружковка
Содержание
Введение
1. Теория проблемы
1.1 Психологическая характеристика возрастных особенностей старшего школьного возраста
1.2 Особенности протекания учебной деятельности десятиклассника
1.2 1 Мотивы учения
1.2.2 Значение внешней и внутренней мотивации
1.2.3 Влияние мотивационной сферы личности старшеклассников на получение оценки
2. Организация исследования
2.1 Этапы исследования, контингент обследованных
2.2 Влияние новой системы оценивания на успеваемость и достижение максимального балла
2.3 Связь направленности мотивации на знание или оценки с успеваемостью десятиклассников
2.4 Сдерживающие факторы в получении максимальной оценки
Вывод
Практические рекомендации старшеклассникам
Список используемой литературы
Приложения
Введение
Актуальность нашей работы заключается в том, что статистические данные показывают на тот факт, что с введением 12-ти балльной системы оценивания меньше стало учащихся имеющих самый низкий уровень оценок. Оценивание стало более точным, дифференцированным, гуманным.
Вместе с тем, обращает на себя внимание и то, что процент старшеклассников общеобразовательных школ, имеющих в своем активе высшие оценки - 12 баллов ничтожно мал. Особо заметно это при сравнении с количеством оценок "5" т.е. максимально возможных, при пятибалльной системе, которая существовала ранее. В какой-то степени это можно отнести на счет адаптации учащихся и учителей к внедренной 12-ти балльной системе оценивания. Но все более явно эта проблема видится нами в мотивационной плоскости учебы современных юношей и девушек.
Поэтому достаточно интересной представляется возможность проследить какую роль играет мотивация на получение старшеклассниками максимального балла в оценивании.
Объектом нашего исследования выступают учащиеся 10 классов общеобразовательной школы I - III ступеней № 17 г. Дружковки.
Предмет исследования - мотивация как значимый компонент личности. Влиянии мотивации на достижения учащимися максимального балла оценивания.
Цель исследования - изучить влияние и взаимосвязь мотивации учения и результативности учебного труда старшеклассников.
В соответствии с целями рассматриваются такие задачи:
Выяснить влияние мотивации на достижение наивысшего балла у современных старшеклассников.
Выяснить отношение старшеклассников к наивысшему баллу и определить основные сдерживающие факторы в его получении.
мотив максимальная оценка школьный
Выработать рекомендации для преодоления психологического барьера в получении 12-ти баллов.
В ходе исследовательской работы проверялись следующие гипотезы:
Существует определенная связь учебной мотивации учащихся с успеваемостью.
Преобладание мотивации на оценку оказывает более сильное влияние на учебную деятельность старшеклассников.
Существует определенный психологический барьер в достижении старшеклассниками наивысшего балла при двенадцати балльной системе оценивания.
В нашей работе исследование осуществлялось на протяжении 2000 - 2003 учебных годов на базе средней общеобразовательной школы I - III ступеней № 17 города Дружковки. Исследованием было охвачено 284 учащихся десятых классов. При анализе экспериментальных данных половые различия старшеклассников не учитывались.
В процессе работы нами были использованы следующие методики:
) Опросник для выявление мотивации на оценку и на получение знаний, включающий 32 суждения, разработанный Курдюковой Н.А.
) Анкета для выявления отношения старшеклассников к оценке 12 баллов, разработанная авторами данной творческой работы.
Дополнительные статистические данные были предоставлены администрацией школы № 17 г. Дружковки.
1. Теория проблемы
1.1 Психологическая характеристика возрастных особенностей старшего школьного возраста
Психологическая характеристика возрастных особенностей старшего школьного возраста
Старший школьный возраст, так называемая ранняя юность, охватывает развитие детей с 15 до 17 лет, что соответствует возрастной категории учеников 10 - 11 классов общеобразовательной школы.
Основываясь на психологической литературе, считаем необходимым прежде всего выделить некоторые важные, на наш взгляд, характеристики старшего школьного возраста.
В социальном развитии юноша занимает промежуточное положение между ребенком и взрослым. Он еще зависит от взрослых [8, 35]. С усложнением жизнедеятельности у юноши происходит расширение опыта, интересов, появление взрослых ролей. Отсюда вытекает самостоятельность и ответственность и вместе с тем неопределенность положения характера, так как в школе нам постоянно говорят, что мы уже взрослые, а дома мы этого почти не чувствуем.
Особое значение приобретает развитие личности в старшем школьном возрасте. Новые условия жизни и деятельности, новое положение в коллективе, в школе, приобретение практического опыта серьезной общественной деятельности предъявляют старшему школьнику совершенно новые и достаточно высокие требования, под влиянием которых формируется его личность.
В качестве психологических новообразований юношеского возраста, можно отметить чувство взросления (проблема подготовки к семье), чувство гражданственности, романтичность, юношеский максимализм, формирование мировоззрения, собственных взглядов и отношений, стремление любыми путями обратить на себя внимание; потребность общения с взрослыми и сверстниками; рост самосознания, который приводит к самовоспитанию; создается целостное представление о себе и отличности от других людей.
Значительные изменения в старшем школьном возрасте приобретают познавательные процессы человека. Необходимость овладения научными понятиями различных сфер деятельности способствуют развитию теоретического мышления. Учебная деятельность включает в себя процесс усвоения знаний и способов их использования, позволяет старшему школьнику устанавливать более широкие и глубокие связи между имеющими и вновь получаемыми знаниями, более сознательно контролировать свою мыслительную деятельность и управлять ею. Постепенно у десятиклассников формируется умение постоянно оперировать предположениями, гипотезами и критически их оценивать. Все более четко прослеживается самостоятельность в учебной деятельности.
Процесс усвоения знаний способствует развитию внимания, восприятия, памяти и мышления. Внимание становится более управляемым и старший школьник уже может довольно длительное время концентрировать его при решении абстрактных задач. Память, воображение и другие психические процессы все больше приобретают черты произвольности. Выделяется умение пользоваться рациональными приемами запоминания, способность выделять существенное и желание установить истину.
В эмоционально-волевой сфере уровень самоуважения является относительно устойчивым в юности. В связи с ломкой прежней системы ценностей и новым сознанием своих личных качеств, представление о собственной личности подвергается пересмотру. Юноши нередко склонны выдвигать завышенные нереалистичные желания, переоценивать свои способности, положение занимаемое в коллективе. Эта беспочвенная самоуверенность часто раздражает взрослых. Юность всегда и везде бунтует, вызывает конфликт. Достаточно маленькой бестактности, чтобы внутренний мир юноши закрылся для родителей и учителей. Юность выдает максимум эмоциональных проблем, часто вызывая психологическое отчуждение детей от родителей. Конечно, осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение и в подростковом и в юношеском возрасте. Но подросток оценивает себя применительно к своему настоящему, а юноша дает себе оценку применительно к своему будущему [8, 40].
Для юноши в отличие от подростка более важной становится оценка не учебных достижений, а оценка его в целом как личности. Хотя отношение старшеклассников к учебной оценки становится более сложным, осмысленным и многозначным. Причем главенствующую роль начинают приобретать мотивы учения.
Особенности протекания учебной деятельности десятиклассника
.2 Особенности протекания учебной деятельности десятиклассника
1.2.1 Мотивы учения
Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставят перед ним в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты им [10, 56], т.е. чтобы они приобрели значимость для нас.
Учение - один из основных видов деятельности человека и ведущий вид деятельности у школьника. Учение - целенаправленная познавательная деятельность учащихся, направленная на усвоение ими системы знаний, приобретение умений и навыков для последующего применения их на практике [7,332]. Учение побуждается целым рядом мотивов.
В психологии понятие мотив рассматривают как внутренний побудитель деятельности, придающий ей личностный смысл [5, 141].
В обучении мотивом является направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика с ней [7, 151], т.е. направленность учащихся на овладение знаниями, на получение хорошей оценки, на похвалу родителей, на установление желаемых отношений со сверстниками.
В системе учебных мотивов переплетаются внешние и внутренние мотивы. К внутренним мотивам относятся такие, как собственное развитие в процессе учения; действие вместе с другими и для других; познание нового, неизвестного. К внешним мотивам относятся такие мотивы, как учеба ради лидерства и престижа; учеба как вынужденное поведение; стремление оказаться в центре внимания; учеба ради материального вознаграждения и избежания неудач. Некоторые перечисленные внешние мотивы, на наш взгляд, могут оказывать и негативное влияние на результаты учебы, да и на характер старшеклассника в целом.
Мотивы входят в структуру мотивационной сферы личности. Учебная мотивация - это частный вид мотивации. Рассмотрим мотивационную сферу учения старшеклассников, т.е. того, что определяет и побуждает их учебную активность. Мотивация выполняет несколько функций:
побуждает поведение;
направляет и организует поведение;
придает личностный смысл и значимость нашему поведению.
Фактически мотивационная сфера состоит из ряда побуждений: потребностей; целей; интересов; мотивов.
При исследовании мотивов учения старшеклассников Андреева А.Д. и Дубровина И.В. [4,57], выделяют, что наибольшее значение для старшеклассников имеет мотив самоутверждения. Старшеклассники стремятся завоевать через учебные достижения устойчивое положение в коллективе сверстников, создать у учителей определенное мнение о себе, своих способностях, а также сохранить достаточно высокий уровень самооценки. На втором месте по значимости, авторы рассматривают мотив саморазвития. Учащиеся стремятся к саморазвитию личностных качеств (воля, целеустремленность), расширение своего кругозора в различных сферах знаний.
Мы предполагаем, что высокая значимость выше названных двух категорий мотивов для старшеклассников связана с потребностью изучить что-то в себе и во мнении о себе со стороны окружающих. "Эти переживания, как правило, являются следствием эгоцентризма, озабоченности собой, что очень часто бывает в ранней юности”, - утверждает Кон И.С. [6, 87]. Не менее значимы для старшеклассников познавательный мотив и мотив общения с взрослыми. Познавательная мотивация характеризуется тем, что большинство учащихся старших классов направлены на продолжение образования после окончания школы. Причем учебные интересы десятиклассников связаны с выбранным профилем. Нужными для нас считаются те предметы, которые соответствуют нашим личным интересам, а остальные предметы многие старшеклассники расценивают, как пустую трату времени и сил. Причем десятиклассники начинают придавать значение не только содержанию предметов, но и качеству преподавания и личности учителя. По личным наблюдениям, можем заметить, что у многих десятиклассников возникает желание поговорить с учителем по поводу различных проблем, выходящих за рамки школьной программы, причем более ценной становится и получаемая от учителя информация и на уроке.
Следующими по значимости авторы определяют мотивы общения со сверстниками и мотивы, связанные с отношением к школе, как средству перехода во взрослую жизнь. Действительно, мы согласны, что для будущей жизни надо в любом случае хорошо окончить школу, иметь более или менее высокие оценки по профильным предметам. Конечно, мотив общения со сверстниками в школе более значим в подростковом возрасте, но это не означает, что для школьников 16 лет общение со сверстниками становится несущественным. С возрастом расширяется круг интересов учащихся старших классов, которые выходят за пределы школьной жизни. Это и приводит к некоторому снижению общения с одноклассниками, хотя в то же время очень быстро происходит, например, привязанность к одноклассникам в новом коллективе.
Очень невысока в старших классах роль мотива "избегания неприятностей". Этот мотив свое действие оказывает на учащихся младших классов, а для большинства старшеклассников утрачивает свое значение, что связано с растущей личной зрелостью юношей. Конечно, старшеклассники, особенно десятиклассники, в сравнении с учащимися младших классов уже осознают, что их хорошие оценки важны не сами по себе, и нужны не для спокойствия родителей, а являются показателем уровня знаний, способностей и возможности поступления в высшее учебное заведение. Хотя, получение "случайной" высокой оценки (12 баллов) приносит некоторое удовлетворение и в старшем школьном возрасте, но не играет большой роли даже в плане самоутверждения. Поскольку, как считают сами десятиклассники, и без оценок видно, кто чего стоит.
1.2.2 Значение внешней и внутренней мотивации
Многие психологи ломают голову над тем, что сделать для того, чтобы у ребенка сформировалась учебная мотивация, основанная именно на внутренних побуждениях, не исключая при этом и внешних, но не выдвигая их на первое место.
В психологической литературе по данной проблеме существует целый ряд объяснений такого предпочтения.
Во-первых, обучение, которое основывается на внутреннем интересе, будет намного успешнее, так как, если есть внутренний интерес, то школьник способен работать дольше. В то же время, внешняя мотивация приводит к снижению познавательной активности. Поэтому очень часто, если отсутствуют внешние стимулы, школьник утрачивает интерес к учебе.
Во-вторых, школьники, которых привлекает интерес к самому процессу учебы, часто выбирают более сложные задания, и это, конечно, положительно отражается на развитии их познавательных процессов. Ученики с внешней мотивацией не получают удовлетворения от преодоления трудностей при решении учебных задач. Поэтому такие школьники выбирают более простые задания и выполняют только то, что необходимо для оценки учителя.
И, в-третьих, отсутствие внутреннего стимула способствует росту напряженности, уменьшению спонтанности.
Кроме того, преимуществом внутренних учебных мотивов является:
положительное влияние на решение творческих задач, не имеющих четкого алгоритма решения;
эмоциональное удовлетворение от выполнения задания, преодоления трудностей при решении учебных задач, что вызывает положительные эмоции, основанные, прежде всего на внутреннем интересе;
повышение самоуважения ребенка, его самооценки.
Определив значение внешней и внутренней учебной мотивации учащихся, необходимо перейти к основным условиям формирования положительной мотивации учения.
Основными условиями формирования положительной мотивации учения являются:
содержание учебного материала;
организация учебной деятельности;
коллективные формы учебной деятельности;
оценка учебной деятельности;
стиль педагогической деятельности учителя.
Одним из действенных внешних стимулов является оценка учебной деятельности. Рассмотрим более подробно в следующей главе влияние мотивационной сферы личности учащихся на получение оценки.
1.2.3 Влияние мотивационной сферы личности старшеклассников на получение оценки
Психологи обнаруживают значительное влияние мотивационной сферы личности учащегося на процесс получения оценки, и объясняет это по-разному. Не секрет, что у большинства старшеклассников интерес к учебе снижается.
Одни психологи считают, что успеваемость и отрицательное отношение к учебе определяют такие мотивы как: отсутствие интереса к знаниям, отсутствие интереса к процессе работы, осознание и переживание неуспеха в учебе, убеждение в том, что данные знания не пригодятся в жизни.
В исследованиях Фридмана Л.М. установлена зависимость успеваемости от мотива достижения успеха. При чем "в тех случаях, в которых ученик, хотя и стремится к успеху, постоянно сталкивается в своей учебе с неуспехом, с отрицательной оценкой ее результата, мотив достижения ослабевает” [10, 128].
Наличие цели по Выготскому Л.С., как самостоятельный мотив побуждает ученика к получению оценки. Осознание, для чего проводится действие, заучивается материал, какова конечная цель, по мнению Выготского Л.С., определяют действие учащего. Так, если старшеклассники знают, что "им придется в качестве отчета в заученном материале воспроизвести все сплошь, они заучивают одним способом. Если они знают, что им придется только опознать материал, заучивание производится совершенно другим способом” [3, 160].
Другие психологи так же отмечают, что поставленная перед ребенком цель и его намерение могут побуждать действовать даже в тех случаях, когда выполняемая деятельность ему неприятна. Так, желание ученика во что бы то ни стало стать отличником часто побуждает его к занятиям, которые он не любит.
По-другому рассматривает отношение мотива и цели Леонтьев А.Н. [9, 376]. Для повышения успеваемости "нужно не указывать цель, а затем пытаться мотивационно оправдать действие, но нужно, на оборот, создать мотив, а затем открыть возможность нахождение цели”.
То, что оценка может рассматриваться как самостоятельный мотив учебной деятельности, представлено широко в литературе.
Некоторые исследователи считают, что высокая оценка может стать мотивом, побуждающим учебную деятельность, лишь при известных психологических и педагогических условиях. Определить эти условия возможно только при изучении смысла оценки для ученика "в одних случаях за стремлением к высокой оценке лежит желание получить похвалу учителей или родителей, в других - желание завоевать известное положение в классе, в третьих - возможность поступить в высшее учебное...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Эмпирическое исследование взаимосвязи аддиктивного поведения и социально-психологической адаптированности личности подростка

Курсовая работа: Исследование взаимосвязи межличностных отношений и картина будущего у супругов в молодых семьях

Курсовая работа: Эмпирическое исследование взаимосвязи уровня эмоционального выгорания и личностных характеристик предпринимателей

Реферат: Исследование взаимосвязи социального интеллекта и успеваемости у учениц Женской гуманитарной гимназии

Курсовая работа: Исследование взаимосвязи темперамента и стрессоустойчивости у сотрудников органов социальной защиты