Реферат: Исследование взаимосвязи социального интеллекта и успеваемости у учениц Женской гуманитарной гимназии

Адекватность понимания процесса общения и поведения людей, адаптацию к различным системам взаимоотношений определяет особая интегральная умственная способность - социальный интеллект. Проблема исследования социального интеллекта становится все более актуальной на современном этапе развития психологии и привлекает большое внимание исследователей к данной теме.

Дата добавления на сайт: 19 августа 2024


Скачать работу 'Исследование взаимосвязи социального интеллекта и успеваемости у учениц Женской гуманитарной гимназии':


Содержание
Введение
Глава 1. Теоретический обзор проблемы взаимосвязи социального интеллекта и успеваемости в психологической литературе
.1Проблема исследования социального интеллекта в зарубежной и отечественной психологии
.2 Возрастная динамика развития социального интеллекта. Факторы, влияющие на становление социального интеллекта
.3 Проблема взаимосвязи социального интеллекта и успеваемости у школьников
Выводы по первой главе
Глава 2 Экспериментальное исследование взаимосвязи социального интеллекта и успеваемости у учениц Женской гуманитарной гимназии на разных этапах обучения
.1 Контингент испытуемых, методы и методики исследования
.2 Эмпирическое исследование взаимосвязи социального интеллекта и успеваемости у учениц Женской гуманитарной гимназии
.3 Методические рекомендации, направленные на развитие социального интеллекта у учениц Женской гуманитарной гимназии старшего и среднего звена со средним и низким уровнем успеваемости
Выводы по второй главе
Заключение
Библиография
Приложение 1
Приложение 2

Введение
Адекватность понимания процесса общения и поведения людей, адаптацию к различным системам взаимоотношений определяет особая интегральная умственная способность - социальный интеллект. Проблема исследования социального интеллекта становится все более актуальной на современном этапе развития психологии и привлекает большое внимание исследователей к данной теме.
Социальный интеллект - относительно новое понятие в психологии, которое находится в процессе развития и уточнения. Сам термин «социальный интеллект» был введен в психологию Э. Торндайком в 1920 году для обозначения «дальновидности в межличностных отношениях».
В развитие теорий социального интеллекта внесли вклад такие зарубежные исследователи как Г. Айзенк, Г. Гарднер, Дж. Гилфорд, Г. Олпорт, М. Салливен, Р. Стернберг, Э. Торндайк, Т.Хант и др. Среди отечественных психологов следует выделить Н.А. Аминова, Ю.Н. Емельянова, Н.А. Кудрявцеву, В.Н. Куницыну, М.В. Молоканова, А.Л. Южанинову и т.д.
Исследователями было установлено, что социальный интеллект принимает непосредственное участие в регуляции социального поведения, выступает как средство познания социальной действительности, объединяет и регулирует познавательные процессы, связанные с отражением социальных объектов (человека как партнера по общению, группы людей), обеспечивает интерпретацию информации, понимание и прогнозирование поступков и действий людей, адаптацию к различным системам взаимоотношений между людьми (семейным, деловым, дружеским), показывает, как человек взаимодействует с внешним миром, как он решает и преодолевает каждодневные проблемы, в том числе - и при общении с окружающими. Современной наукой выявлено влияние социального интеллекта на успешность в профессиональной деятельности (в том числе в учебной деятельности) и на самореализацию человека в целом.
Говоря о современном этапе развития психологии, можно отметить, что внимание уделяется изучению различных сторон социального интеллекта: определяется содержание понятия «социальный интеллект» и функций, его раскрывающих (изучением данного аспекта занимались такие исследователи как Дж. Гилфорд, Г. Олпорт, М. Салливен, Э. Торндайк и др.); раскрывается структура и содержательные характеристики компонентов в составе социального интеллекта (Дж. Гилфорд, Ю.Н. Емельянов, В.Н. Куницына, Д.В. Ушаков и др.); рассматривается как профессионально значимое качество в профессиях «человек-человек» (Н. А. Аминов, Е.А. Климов, Е.С. Михайлова и др.); изучается в рамках развития общего интеллекта (Г. Айзенк, Д. Векслер, Ж. Пиаже, Л. Рубинштейн, В. Штерн и др.). Однако остаются и недостаточно проработанные вопросы, касающиеся структуры социального интеллекта; определения его специфики по сравнению с другими формами интеллекта; особенностей динамического развития социального интеллекта в процессе смены этапов обучения в образовательном учреждении.
Для ответа на последний вопрос мы прежде всего должны понять, каковы закономерности развития социального интеллекта в целом и его роль в жизнедеятельности человека в разные возрастные периоды? Исследованиями, посвященными изучению особенностей социального интеллекта в возрастной динамике занимались такие авторы как Н. Н. Князева, Д. В. Люсин, Д. Мэттьюс, Р. Робертс, Д. В. Ушаков, О. Б. Чеснокова и др. Возрастной аспект развития социального интеллекта имеет особую актуальность в образовательной среде. Специфическим, инновационным образовательным учреждением является женская гуманитарная гимназия.
Женская гуманитарная гимназия г. Череповца является муниципальным учреждением повышенного образовательного уровня и имеет свои специфические особенности в организации и содержании учебного процесса. Слово «гуманитарный», как известно, происходит от латинского humanus - человеческий, т.е. то, что имеет отношение к человеку. В гимназии обучаются только девочки, что, несомненно, влияет на специфику развития системы взаимоотношений учениц с социальным окружением. Одной из главных задач гимназии является "воспитание не только ума, но и души маленького человека", следовательно, современная гимназия стремится дать своим ученицам не только глубокие знания, но и всестороннее развитие, научить понимать и ценить искусство, раскрывать творческий потенциал, поддерживать атмосферу добрых взаимоотношений, взаимопонимания и поддержки. Согласно основным направлениям деятельности женской гуманитарной гимназии, основа качественного образования - готовность к диалогу. Все это определяет особую актуальность изучения специфических особенностей развития социального интеллекта именно у учениц гуманитарной гимназии.
Исходя из многообразия имеющихся исследований в теории и практике изучения феномена социального интеллекта и специфических принципах работы женской гуманитарной гимназии, можно выделить следующие противоречия: противоречие между объективными требованиями к ученицам данного учебного заведения и осознанием значимости социального интеллекта, между необходимостью всестороннего развития личности учениц ЖГГ и малой разработанностью путей создания конкретных психолого-педагогических условий развития социального интеллекта, вследствие этого, недостаточно изучены особенности проявления и развития социального интеллекта на разных этапах обучения учениц гуманитарной гимназии. Как уже говорилось ранее, учеными выявлено влияние социального интеллекта на успешность профессиональной (учебной) деятельности. Поскольку успеваемость определяется как степень успешности усвоения учебных предметов учащимися, то вопрос о взаимосвязи социального интеллекта и успеваемости девушек, обучающихся в данном учебном учреждении, также является важным и актуальным.
Цель данного исследования изучить взаимосвязь социального интеллекта и успеваемости у учениц Женской гуманитарной гимназии на разных этапах обучения.
Объектом исследования является социальный интеллект.
Предметом исследования является взаимосвязь социального интеллекта и успеваемости у учениц Женской гуманитарной гимназии на разных этапах обучения.
В качестве основной гипотезы исследования выдвигается предположение о том, что существует взаимосвязь между уровнем развития социального интеллекта и уровнем успеваемости у учениц Женской гуманитарной гимназии. Данное предположение конкретизируется в частных гипотезах, а именно:
.Существует взаимосвязь между социальным интеллектом у учениц ЖГГ и их успеваемостью, причем на разных этапах обучения эта взаимосвязь имеет свои особенности проявления;
.Существуют особенности взаимосвязи между показателями социального интеллекта учениц ЖГГ и их успеваемостью по гуманитарным предметам и физико-математическим предметам;
.Существуют особенности в характере взаимосвязи между показателями социального интеллекта учениц ЖГГ и их успеваемостью по гуманитарным предметам на разных этапах обучения;
.Можно определить тенденцию развития социального интеллекта у учениц на разных этапах обучения (младшая школа, средняя школа, старшая школа): к окончанию обучения в ЖГГ уровень развития социального интеллекта повышается.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
.Проанализировать теоретические подходы к проблеме исследования социального интеллекта, особенности возрастной динамики социального интеллекта и специфику взаимосвязи социального интеллекта и успеваемости;
.Изучить взаимосвязь социального интеллекта и успеваемости у учениц Женской гуманитарной гимназии на разных этапах обучения;
.Разработать социально-психологический тренинг, направленный на повышение уровня развития социального интеллекта для учениц Женской гуманитарной гимназии со средним и низким уровнем успеваемости.
Методологическую основу исследования составили теоретические положения представителей различных школ и направлений о социальном интеллекте (М.К. Акимова, Н.А. Аминов, Дж. Гилфорд, Н.А. Кудрявцева, В.Н. Куницына, М.В. Молоканов, Г. Олпорт, Э. Торндайк, А.Д. Южанинова и др.)
Исследование проводилось на базе муниципального образовательного учреждения «Женская гуманитарная гимназия» с февраля по март 2013 года. В эмпирическом исследовании приняли участие 90 учениц женской гуманитарной гимназии, в частности, учениц младшей школы - 30 человек, учениц средней школы - 30 человек, учениц старшей школы - 30 человек. Выбор испытуемых обусловлен темой исследования.
Теоретико-эмпирическое исследование включало ряд этапов.
На первом этапе проводился теоретический анализ проблемы исследования социального интеллекта, рассматривались особенности возрастной динамики социального интеллекта, изучалась специфика взаимосвязи социального интеллекта и успеваемости у школьников, был разработан методологический аппарат исследования.
На втором этапе проводился анализ особенностей взаимосвязи социального интеллекта и успеваемости у учениц женской гуманитарной гимназии на разных этапах обучения и в целом, взаимосвязи уровня социального интеллекта и успеваемости по гуманитарным и физико-математическим предметам, выявлялась тенденция развития социального интеллекта у учениц женской гуманитарной гимназии, обучающихся в младшей, средней и старшей школе.
На третьем этапе был разработан социально-психологический тренинг, направленный на повышение уровня развития социального интеллекта для учениц Женской гуманитарной гимназии со средним и низким уровнем успеваемости.
В качестве методов исследования выступили метод тестирования и математико-статистические методы обработки данных.
Для решения поставленных задач использовалась методика исследования социального интеллекта (адаптация теста Дж. Гилфорда и М. Салливена).
Для статистической обработки данных применялся математический метод обработки данных t-критерий Стьюдента и коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Достоверность и надежность полученных результатов обеспечивалась применением комплекса методов, отвечающих целям и задачам исследования, репрезентативностью выборки испытуемых, применением методов статистической обработки полученных данных.
Научная новизна исследования заключается в выявлении взаимосвязи уровня развития социального интеллекта и успеваемости у учениц женской гуманитарной гимназии на разных этапах обучения; показано, что на разных этапах обучения эта взаимосвязь будет различной.
Теоретическое значение исследования состоит в том, что в нашей работе были систематизированы и обобщены положения о взаимосвязи социального интеллекта и успеваемости в контексте муниципального образовательного учреждения «Женская гуманитарная гимназия», с учетом возрастной динамики социального интеллекта.
Результаты исследования позволяют выявить особенности взаимосвязи социального интеллекта и успеваемости у учениц женской гуманитарной гимназии на разных этапах обучения, а также расширить научные представления о характере такой взаимосвязи.
Практическое значение работы в том, что полученные данные могут быть положены в основу разработки и внедрения социально-психологического тренинга, направленного на повышение уровня развития социального интеллекта для учениц Женской гуманитарной гимназии со средним и низким уровнем успеваемости.
Выпускная квалификационная работа включает в себя: введение, теоретическую главу, практическую главу, заключение, библиографию и 2 приложения.

Глава 1. Теоретический обзор проблемы взаимосвязи социального интеллекта и успеваемости в психологической литературе
1.1Проблема исследования социального интеллекта в зарубежной и отечественной психологии
С тех пор как в науке впервые была выдвинута концепция социального интеллекта, интерес к этому понятию изменился. Исследователи стремились понять специфику данного феномена, предлагали различные пути его изучения, выделяли разные формы интеллекта, исследование социального интеллекта периодически выпадало из поля зрения ученых, что обуславливалось неудачами при попытках определить границы данного понятия.
В последнее время интерес к проблеме «социального интеллекта» возрастает среди специалистов различного профиля, в том числе и психологов. Особую актуальность проблема социального интеллекта приобретает для представителей профессий типа «человек-человек», осуществляющих работу с людьми и коллективами с учетом знаний и представлений о человеческой личности и поведении. Социальная сущность человека проявляется во всех сферах его жизни. Именно социальный интеллект является ведущим компонентом успешности включения человека в социальную жизнь общества, становления его как специалиста и участника процессов коммуникации и интеракции.
Для начала нам представляется важным анализ зарубежных и отечественных ученых по определению проблемы исследования социального интеллекта. На наш взгляд, начинать это изучение необходимо с определения понятия «интеллект».
Исследованию интеллекта, условий и механизмов его развития посвящены фундаментальные труды Б.Г. Ананьева [3], Г.Ю. Айзенка [1], Ж. Пиаже [24], С.Л. Рубинштейна [28] и других исследователей.
Интеллект, как полагал В. Штерн, есть некоторая общая способность приспособления к новым жизненным условиям. Приспособительный акт (по Штерну) - это решение жизненной задачи, осуществленной посредством действия с мысленным (ментальным) эквивалентом объекта, посредством «действия в уме» [10, с. 14]. Сходного определения придерживается Ж. Пиаже, для которого сущность интеллекта выступает в структурировании отношений между средой и организмом [24]. В ряде психологических концепций интеллект отождествляют с системой умственных операций, со стратегией решения проблем, с когнитивным стилем и т.д. в психологическом словаре интеллект определяется как относительно устойчивая структура умственных способностей [9, с. 136].
В психологии выделяется два основных подхода к интеллекту: описательный (интеллект определяется через основные его проявления, такие как активизация в интеллектуальном акте мышления, памяти, воображения и других психических функций) и объяснительный, который позволяет выявить структуру интеллекта, условия и механизмы его функционирования и развития.
В результате экспериментальных исследований зарубежных и отечественных психологов в психологической науке к настоящему времени выделено большое количество объяснительных подходов к понятию «интеллект». Основным критерием выделения интеллекта как самостоятельной реальности является его функция в регуляции поведения. Когда говорят об интеллекте как некоторой способности, то в первую очередь опираются на его адаптационное значение для человека. Как раз в рамках нашего исследования нам и представляется особенно важным рассмотреть поведенческий объяснительный подход в экспериментально-психологических теориях интеллекта (Г.Ю. Айзенк [1], Ж. Пиаже [24], С.Л. Рубинштейн [28] и др.).
Особый интерес представляет вопрос о соотношении интеллекта как уровня умственного развития и интеллекта как общей способности взаимодействовать с окружающей средой в разных ее сферах. Одним из подходов к этой проблеме является концепция Х. Айзенка, с точки зрения которого существует три составляющих интеллекта: биологический интеллект, психометрический интеллект и социальный интеллект. Все эти составляющие взаимообусловлены существованием друг друга, но природа их возникновения различна. По его мнению, социальный интеллект гораздо шире, чем биологический, мало от него зависим, и является результатом развития общего интеллекта под влиянием социокультурных условий, другими словами, это способность индивида использовать психометрический интеллект в целях адаптации к требованиям общества [1]. Связь общего и социального интеллекта не является однозначной. Некоторые исследователи отстаивают положение о том, что социальный интеллект является видом интеллекта, хотя и достаточно своеобразным, поскольку выявляются и те закономерности, которые обнаруживаются в сфере общего интеллекта. Таким образом, академический и социальный интеллект являются смежными сторонами интеллекта. Однако тогда требует объяснения другой факт: общий интеллект практически не обнаруживает корреляционных связей с личностными чертами, в то время как для социального же интеллекта такие связи оказываются весьма характерными [29]. В рамках структурно-динамической теории Д.В. Ушакова социальный интеллект является одним из видов интеллекта, который совместно образуют способность к познавательной деятельности. Д. В. Ушаков считает, что показатели социального интеллекта должны быть связаны с личностными особенностями людей. В противоположность общему интеллекту, не обнаруживающему значимых связей с личностными чертами, интеллект социальный такие связи обнаружил во многих исследованиях [34].
Анализ литературы позволяет отметить несколько направлений в исследовании такого неоднозначного понятия, как «социальный интеллект».
В ряде концепций социальный интеллект определяется как система интеллектуальных способностей, связанных с познанием поведенческой информации.
Одной из таких концепций является экспериментально-психологическая теория интеллекта Дж. Гилфорда, которая представляет структурную модель интеллекта. В данной модели выделяется 120 факторов интеллекта, которые могут быть классифицированы в соответствии с тремя независимыми переменными, характеризующими процесс обработки информации [8]. Это:
содержание предъявляемой информации (характер стимульного материала);
операции по обработке информации (умственные действия);
результаты обработки информации.
Каждая интеллектуальная способность описывается в терминах конкретного содержания, операций, результата и обозначается сочетанием трех индексов. Рассмотрим параметры каждой из трех переменных.
Содержание предъявляемой информации:
)Образы - зрительные, слуховые, проприоцептивные и т.д., отражающие физические характеристики объекта;
)Символы - формальные знаки: буквы, цифры, ноты, кодовые обозначения...

Похожие материалы:

Реферат: Исследование социального интеллекта учащейся молодежи города Таганрог

Курсовая работа: Эмпирическое исследование взаимосвязи уровня эмоционального выгорания и личностных характеристик предпринимателей

Учебно-исследовательская работа студента (УИРС): Исследование взаимосвязи мотивов учения и достижения наивысших оценок у старшеклассников

Курсовая работа: Влияние социального интеллекта на формирование игровой зависимости у детей

Курсовая работа: Эмпирическое исследование взаимосвязи аддиктивного поведения и социально-психологической адаптированности личности подростка