Курсовая работа: Исследования социальной установки в отечественной и зарубежной психологии

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты социальной установки
.1 Понятие социальной установки
.2 Структура, виды и функции социальной установки
.3 Социальная установка и поведение человека
. Формирование и коррекция социальных установок
.1 Формирование социальных установок
.2 Проблема изменения социальных установок
.3 Механизмы социального влияния
Заключение
Список использованных источников

Дата добавления на сайт: 30 августа 2024


Скачать работу 'Исследования социальной установки в отечественной и зарубежной психологии':


Курсовая работа
Дисциплина: Социальная психология
Тема: Исследования социальной установки в отечественной и зарубежной психологии
Содержание
Введение
1. Теоретические аспекты социальной установки
.1 Понятие социальной установки
.2 Структура, виды и функции социальной установки
.3 Социальная установка и поведение человека
. Формирование и коррекция социальных установок
.1 Формирование социальных установок
.2 Проблема изменения социальных установок
.3 Механизмы социального влияния
Заключение
Список использованных источников
Введение
Проблема и ее практическая значимость. Определенно, в качестве одной из центральных проблем в социально-психологических исследованиях, рассматривается проблема социальной установки, поскольку социальные установки личности являются также и одной из важнейших ее социально-психологических характеристик. Любое исследование механизма регулирования деятельности личности как психологией, так и философией, социологией и другими науками, возникает необходимость анализа ими различных аспектов социальной установки. Благодаря понятию социальной установки можно в определенной степени объяснить мотив поведения. При этом по-прежнему в психологической литературе наиболее исследована сторона понимания социальной установки как некой готовности либо отношения готовности к деятельности, взаимосвязь и формирование на основе установки мотивов деятельности. Многие авторы высказывают мнение, что по-прежнему остается малоизученной специфика проявления социальных установок личности в различных видах деятельности, а также происходит неоправданное смешение понятия «социальная установка» с такими категориями как «ценностная ориентация», «социальный стереотип» и другими. Учитывая это можно утверждать, что четкое определение данных понятий, четкое понимание их специфики и места в изучении механизма саморегуляции человеческой деятельности имеет не только немалое теоретическое, но также и большое практическое значение.
Тема курсовой работы: «Исследования социальной установки в отечественной и зарубежной психологии».
Актуальность. В процессе формирования социальных установок личности, мы получаем ответы на такие важные для психологии вопросы: как личность преобразует полученный социальный опыт и как именно он проявляется в действиях и поступках? Актуальность рассматриваемой проблемы обуславливается также и тем, что большинство исследователей сходятся во мнении, что исследование социальных установок является, самым что ни на есть социально-психологическим подходом к пониманию личности.
Объект исследования составляет явление социальной установки личности, как важнейший элемент механизма саморегуляции человеческой деятельности. Предмет исследования представляют отдельные психологические аспекты социальных установок личности, а также обусловленные ими механизмы становления и развития личности.
Цель исследования - заключается в исследовании подходов отечественных и зарубежных авторов при анализе социальных установок личности, их свойств, объективных и субъективных условий и факторов их формирования и проявления в деятельности и поведении личности.
Задачи исследования:
дать определение и проанализировать содержание понятия «социальная установка» с позиции отечественной и зарубежной психологии;
рассмотреть различные виды и функции социальных установок, а также их структуру в понимании разных авторов;
исследовать различные подходы к проблеме формирования социальных установок личности;
выявить и рассмотреть комплекс объективных и субъективных условий, а также факторов формирования социальных установок личности.
рассмотреть механизмы социального влияния и их участие в формировании социальных установок;
исследовать вопросы возможности практического прогнозирования социального поведения личности, выявление социальных установок личности как предрасположенности к определенному поведению в конкретных условиях.
1. Теоретические аспекты социальной установки
1.1 Понятие социальной установки
Социальная установка является одной из основных категорий социальной психологии. При этом два момента обуславливают непреходящий, несмотря на временные спады, интерес к социальной установке и огромное многообразие мнений и суждений по поводу той психической структуры, которая этим понятием обозначена. В первую очередь, это необыкновенная важность данной структуры для понимания социальной сути и жизни человека и. во-вторых, ее трудно преодолеваемая сложность. Важность обусловлена тем, что рассматриваемое понятие призвано объяснить все социальное поведение человека, то есть, как он воспринимает окружающую его действительность. Можно понять также причины сложности проблемы, поскольку с социальной установкой оказывается связанным целый ряд психических свойств и процессов, таких как восприятие, понимание, мотивация, принятие решений, действия, поведение. Поэтому, как ни странно в психологической литературе накопилось множество различных определений социальной установки и возникли также другие понятия, близкие к ней по своему психологическому содержанию.
Социальная установка (attitude - аттитюд - употребляется в западной социальной психологии вместо понятия «социальная установка») представляет собой готовность личности или группы к определенным действиям, ориентированным на социально значимые явления, а также фиксированную в социальном опыте личности или группы предрасположенность восприятия и оценки этих социально значимых явлений. Социальной установкой определяется один из самых значимых психологических механизмов включения человека в социальную систему, которая функционирует одновременно и как элемент психологической структуры личности, и как элемент социальной структуры. В социальной психологии под данным понятием рассматривается определенная диспозиция личности, согласно которой тенденции его мыслей, чувств и возможных действий организованы с учетом социального объекта. При этом не следует смешивать понятия «социальная установка» и «установка», невзирая на большую схожесть слов, раскрывающих их содержание: «направленность», «склонность», «готовность». В сфере общей психологии под термином «установка» рассматривается состояние готовности индивида к определенному поведению, действиям, обусловленное ситуацией и потребностями субъекта. В отличии от общей психологии, особую важность понятие социальной установки имеет в социальной психологии. Следует согласиться с Г.М. Андреевой, что если процесс социализации объясняет, каким образом личность усваивает социальный опыт и вместе с тем активно воспроизводит его, то формирование социальных установок личности отвечает на вопрос: как усвоенный социальный опыт преломлен личностью и конкретно проявляет себя в ее действиях и поступках? Польский психолог, профессор Познаньского университета Обуховский К. при этом утверждает, что понятие, которое в определенной степени объясняет выбор мотива, есть понятие социальной установки.
Анализ литературы показывает, что многоаспектность и сложность понятия социальной установки является причиной его неоднозначного толкования. Являясь как бы обращенной одной стороной к социологии, а другой - к психологии, объединяя аффекты, эмоции и их предметное содержание в единое целое, социальная установка явилась в науке тем понятием, которое могло стать основой теоретического обоснования социально значимого поведения. При этом впервые данное понятие было применено Ф. Знанецким и У. Томасом, которым они обозначали ориентации человека в качестве члена группы относительно ценностей группы, что дает определенное представление о степени адаптации личности. Исследуя адаптацию польских крестьян, эмигрировавших из Европы в Америку, Знанецкий и Томас установили две зависимости, без которых невозможно было описать процесс адаптации: зависимость человека от социальной организации и зависимость социальной организации от человека. При этом понятие «социальная установка» в его первоначальном психологическом понимании акцентируется в большей степени на ценностном отношении к социальному объекту, а также на факте переживания, и на факте разделенности.
Следует отметить, что в области социальной психологии появление понятия «социальная установка» восприняли с особым энтузиазмом, так как представляла собой необходимую исходную единицу, играющую роль, сравнимую с ролью клетки в биологии или атома в физике. До появления данного понятия предпринимались множество попыток найти такой исходный элемент в социальной психологии. Сюда в качестве примера можно отнести теорию Макдугалла, где такую роль играл «инстинкт», а также теории, выстроенные на таких элементах, как «привычки», «чувства» и прочее. В конечном итоге все подобные элементарные единицы были отвергнуты, поскольку являлись слишком неопределенными, умозрительными, а что более важно - абсолютно неподдающимися эмпирическому исследованию. В силу этого появление новой категории, более доступной для операционального определения и вместе с тем охватывающей содержание, ранее определявшееся больше интуитивно, то становится понятным, что новое понятие быстро завоевало признание научной общественности.
Примерно в середине прошлого века понятие «социальная установка» крепко вошло в научное употребление в качестве основного понятия при объяснении социально-психологических процессов, как на индивидуальном, так и на групповом уровне. По количеству проведенных исследований с социальной установкой способна соперничать только малая группа. При этом если изучение социальной установки можно себе представить вне группового процесса, то обратное просто невозможно вообразить. Являясь одной из основных областей исследования, социальная установка испытала вместе со всей социально-психологической наукой все ее взлеты и падения. Осмысление же сущности аттитюда и его функций, стало определяться концептуальным подходом к его исследованию.
В психологических трудах того времени появилось множество различных определений социальной установки (аттитюда), причем было немало и противоречивых его толкований. Американский психолог, разработчик теории черт личности выпустил обзорную публикацию по проблеме исследования аттитюда, в которой выявил 17 дефиниций данного понятия, выделив при этом общепризнанные черты аттитюда. Благодаря его работе, были также установлены зависимость социальной установки (аттитюда) от предыдущего опыта и его значительная регулятивная роль в поведении человека. В обобщенном и систематизированном виде данные черты можно представить таким образом:
определенное состояние сознания и нервной системы,
показывающее готовность к реакции,
организованное,
на базе предшествующего опыта,
оказывающее направляющее и динамическое воздействие на поведение.
Социальная установка стала пониматься как осознание, оценка, готовность действовать. В то же время появился ряд предложений касательно методов измерения социальных установок. Американский психолог шведского происхождения, исследователь интеллекта, пионер т.н. психометрии - Л. Тёрнстоун впервые предложил использовать специальные шкалы в качестве основного метода. Применение шкал было нужно и возможно в силу того, что социальные установки представляют собой латентное отношение к социальным ситуациям и объектам, характеризуются модальностью (поэтому судить о них можно по набору высказываний). Другим значимым шагом в измерении установок явились шкалы, предложенные психологом из Мичиганского университета - Р. Лайкертом, где были исключены экспертные оценки. В последствии социальная установка начинает рассматриваться как функция структуры межличностных отношений, опора идет на идеи Мида, т.е. на то, что социальная установка формируется у человека путем принятия установок других.
Другой американский психолог, профессор Йельского университета, основатель Йельской школы убеждающей коммуникации - К. Ховланд, также выявил три составляющих социальной установка в своих «Иельских исследованиях». Однако получив довольно интересные результаты, многие проблемы так и остались нерешенными. В первую очередь было непонятно, что измеряют шкалы: аттитюд в целом или какую-то одну его составляющую. Далее, в экспериментах, проведенных в лаборатории, исследование велось по простейшей схеме - выявлялся аттитюд на один объект, и было непонятно, что произойдет, если этот аттитюд будет вплетен в более широкую социальную структуру действий личности. После экспериментов проведенных психологом из Стэнфордского университета Р. Лапьером в 1934 г., появилось еще одно затруднение касаемо связи социальной установки с реальным поведением индивида.
Необходимо отметить также, что и в отечественной психологии предпринимались попытки исследовать социальную установку, где был ряд концепций и понятий, которые близки к идее социальной установки, хотя и возникли вне рамок этой проблемы. Когда в теории личности подчеркивается личностная значимость объективных знаний внешних обстоятельств деятельности, то этим самым ставится вопрос также о направлении ожидаемого поведения в соответствии с тем личностным смыслом, который приобретает для данного человека предмет его деятельности. Так в работах Леонтьева была предпринята попытка интерпретировать социальную установку в этом контексте как личностный смысл, «порождаемый отношением мотива и цели».
Мясищев полагал, что отношение, понимаемое «как система временных связей человека как личности-субъекта со всей действительностью или с ее отдельными сторонами» объясняет как раз направленность будущего поведения личности. Отношение и есть своеобразная предиспозиция, предрасположенность к каким-то объектам, которая позволяет ожидать раскрытия себя в реальных актах действия. Отличие от установки здесь состоит в том, что предполагаются различные, в том числе и социальные объекты, на которые это отношение распространяется.
В свою очередь Божович при исследовании формирования личности в детском возрасте установила, что направленность складывается как внутренняя позиция личности по отношению к социальному окружению, к отдельным объектам социальной среды. Она рассматривала понятие направленности личности как равнозначное понятию социальной установки. По ее мнению, направленность личности сама по себе может быть рассмотрена также в качестве особой предиспозиции - предрасположенности личности действовать определенным образом, охватывающей всю сферу ее жизнедеятельности, вплоть до самых сложных социальных объектов и ситуаций.
Однако очевиден тот факт, что многие попытки как западных, так и отечественных исследователей столкнулись с нерешенностью некоторых содержательных проблем социальных установок, например, относительно их структуры. Тем не менее, разработка методических средств стимулировала дальнейший теоретический поиск. Он осуществлялся по двум основным направлениям: как анализ структуры социальной установки и как раскрытие его функций.
1.2 Структура, виды и функции социальной установки
Анализ литературы показывает, что разные исследователи предлагают разные подходы (однокомпонентный, двухкомпонентный и трехкомпонентный) к анализу структуры социальной установки. Однокомпонентная структура социальной установки предполагает ее приравнивание к эмоциональному отношению или аффективному компоненту (эмоции, чувства и переживания, связанные с объектом). Авторы, применяющие двухкомпонентный подход к анализу структуры аттитюда, помимо аффективной составляющей выделяют еще и когнитивный компонент, который представлен убеждениями, мнениями, представлениями, всеми когнициями, сформированными в результате познания социального объекта.
Интересен подход, разработанный М. Смитом, который представил трехкомпонентную структуру социальной установки, все три составляющие которой тесно взаимосвязаны между собой (при изменении содержания одной составляющей изменяется содержание другой). Помимо когнитивного и аффективного компонента, М. Смит выделил еще и поведенческий компонент (намерение вести себя определенным образом, замыслы, стремления, планы действий). Социальная установка выступает как суммарная оценка, включающая в себя все эти компоненты. При этом он отметил, что нередко аффективный компонент аттитюда более доступен (люди быстрее описывают свои чувства по отношению к объекту, чем представления о нем), чем когнитивный, и оказывает большее влияние на поведение.
Внятная структура социальной установки дает возможность выделить две ее важные разновидности - стереотип и предрассудок. Данные понятия от обыкновенной социальной установки отличаются преимущественно содержанием своего когнитивного компонента.
Стереотип представляет собой социальную установку с застывшим, нередко обедненным содержанием когнитивного компонента. Когда мы говорим о стереотипном мышлении, мы имеем в виду ограниченность, узость или устарелость представлений человека о тех или иных объектах действительности или о способах взаимодействия с ними. Стереотипы бывают полезны и необходимы как форма экономии мышления и действий в отношении достаточно простых и стабильных объектов и ситуаций, адекватное взаимодействие с которыми возможно на основе привычных и подтверждаемых опытом представлений. Там же, где объект требует творческого осмысления или изменился, а представления о нем остались прежними, стереотип становится тормозом в процессах взаимодействия личности с действительностью. Иными словами, «нормальная» социальная установка может превратиться во «вредный» стереотип. Другими причинами возникновения стереотипов такого рода обычно бывают недостаток знаний, догматичное воспитание, неразвитость личности или остановка по каким-то причинам процессов ее развития.
Предрассудок представляет собой социальную установку с искаженным содержанием ее когнитивного компонента, вследствие чего индивид воспринимает некоторые социальные объекты в неадекватном, искаженном виде. Зачастую с данным когнитивным компонентом бывает связан сильный или эмоционально насыщенный аффективный компонент. В итоге предрассудок обусловливает не только некритичное восприятие отдельных элементов действительности, но и неадекватные при определенных условиях действия по отношению к ним. Наверное самым распространенным видом таких извращенных социальных установок являются расовые и национальные предрассудки.
Главная причина образования предрассудков заключается в неразвитости когнитивной сферы личности, благодаря чему индивид некритично воспринимает влияния соответствующей среды. Вследствие этого чаще всего предрассудки формируются в детском возрасте, когда у ребенка еще нет или почти нет адекватных знаний о том или ином социальном объекте, но под воздействием родителей и ближайшего окружения уже формируется определенное эмоционально-оценочное отношение к нему. По мере взросления и развития данное отношение оказывает соответствующее влияние на содержание развивающегося...

Похожие материалы:

Реферат: Исследование личности в социальной психологии

Учебно-исследовательская работа студента (УИРС): Методы социальной психологии в современных социально-психологических исследованиях‬

Курсовая работа: Развитие проблемы творческого мышления в истории зарубежной психологии

Курсовая работа: Проблема личности в социальной психологии

Курсовая работа: Теории мышления в отечественной психологии