Реферат: История развития психологии в России
В истории человеческой цивилизации вопросами, которые в той или иной форме затрагивали категории, которыми оперирует психология, задавались многие ученые и мыслители. Это связано с тем, что познавая окружающий мир, человек всегда так или иначе сталкивался с вопросами, которые касаются его самого, его места в мире.
Дата добавления на сайт: 27 сентября 2024
Скачать работу 'История развития психологии в России':
Содержание
Введение
. Характеристика развития российской психологической мысли в конце XVIII - начале XIX веков
.1 Российская психология в XVIII веке
.2 Состояние психологической науки начала XIX века
. Характеристика особенностей развития психологического знания в России на рубеже XIX века
.1 Формирование психологического знания во второй половине XIX века
.2 Основные научные течения в российской психологии конца XIX - начала ХХ века
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В истории человеческой цивилизации вопросами, которые в той или иной форме затрагивали категории, которыми оперирует психология, задавались многие ученые и мыслители. Это связано с тем, что познавая окружающий мир, человек всегда так или иначе сталкивался с вопросами, которые касаются его самого, его места в мире.
Несмотря на то, что основные труды по психологии принадлежат зарубежным авторам, российская история психологической науки также имеет место быть. Отечественными учеными и мыслителями выдвигалось не мало идей, а также было написано множество трудов, которые позволили проникнуть в тайны человеческой психики, понять те или иные процессы, которые оказывают влияние на поведение человека.
Исходя из того, что психология все-таки имеет отношение к изучению человека, она всегда подвергалась влиянию существующих веяний и течений, которые имели место быть в тот или иной исторический и культурный период. Развитие отечественной психологической мысли также испытало на себе указанные влияния.
Исследования в области истории отечественной философии и культуры показали, что психологические идеи развивались в России ещё в X-XV вв. Это способствовало формированию в XVIII весьма целостных концепций. Данные концепции стали толчком материалистических традиций, которые стали развиваться в последствие.
Можно с уверенность сказать о том, что существовавший в то время в России феодально-крепостнический строй существенно повлиял на формирование и становление отечественной психологической мысли. Всеми прогрессивными мыслителями и философами России того времени в их трудах велась борьба с господствовавшей в государстве крепостнической и религиозное идеологией. Важной задачей ставилось изучение человека в научном и гуманистическом ключе.
Материалистический способ понимания идей и ощущений был развит Ломоносовым в его работах по физике и риторике. Особенно стоит отметить богатство идеями, касающимися психологии работу Ломоносова «Краткое руководство по риторике», написанную им в 1744 году. Здесь дано развитие мыслям, которые касаются воображения, представлений, страстей, а также касающихся речевой психологии.
Во всех работах Ломоносов приводит идеи, которые сходятся в том, что явления психики представляют собой отражение внешнего мира, а сама психика находится в зависимости от работы мозга, который является органическим субстратом. Ломоносов разработал базовые особенности личностного подхода при осуществлении обучающего процесса. Данный подход предполагает учет в воспитательном и образовательном процессах индивидуальных психологических свойств обучающегося. Также Ломоносовым был внесен значительный вклад в доказательство и обоснование значимости речевого общения и речи для формирования личности.
Идеи Ломоносова были наиболее глубоко развиты Александром Николаевичем Радищевым. Он постоянно обращался к вопросам психологии на протяжении всего периода своей творческой деятельности.
Став самостоятельной наукой на рубеже XIX и XX вв. отечественная психология вобрала в себя несколько сильных течений, которые характеризовали разные точки зрения на понимание о сущности психики, а также на методы, которые должны использоваться для ее исследования. Таким учениями были:
материалистическое;
эмпирическое;
идеалистическое.
Выбор одного из направлений основывался на общих методологических установках, которые были у исследователя, а также находился в зависимости от его включенности в процесс решения тех или иных практических вопросов и задач.
Целью данной научной работы является изучение вопросов, связанных с историей развития психологии в России.
Для достижения поставленной в научной работе цели, необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть российскую психология в XVIII веке;
описать состояние психологической науки в России в начале XIX века;
рассмотреть формирование психологического знания во второй половине XIX века;
дать описание основных научные течения в российской психологии конца XIX - начала ХХ века.
Научная работа состоит из введения, где дается общетеоретическое описание выбранной темы исследования, двух глав с подпунктами, рассмотрение которые дает возможность добиться решения задач, которые поставлены в данной научной работе, заключения, которое содержит в себе самые основные выводы, которые описывает результаты проведенного в научной работе исследования, а также списка использованной литературы, в котором в алфавитном порядке представлены источники, изучение которых способствовало написанию данной научной работы.
1. Характеристика развития российской психологической мысли в конце XVIII - начале XIX веков
.1 Российская психология в XVIII веке
Исследования в области истории отечественной философии и культуры показали, что психологические идеи развивались в России ещё в X-XV вв. Это способствовало формированию в XVIII весьма целостных концепций. Данные концепции стали толчком материалистических традиций, которые стали развиваться в последствие.
Можно с уверенность сказать о том, что существовавший в то время в России феодально-крепостнический строй существенно повлиял на формирование и становление отечественной психологической мысли. Всеми прогрессивными мыслителями и философами России того времени в их трудах велась борьба с господствовавшей в государстве крепостнической и религиозное идеологией. Важной задачей ставилось изучение человека в научном и гуманистическом ключе.
Таким образом борьба в развитии психологической теории в России велась между идеализмом и гуманизмом. Эта борьба принимала такие формы как борьба за освобождение от суеверий и предрассудков, а также борьба за гуманизм.
В этот же период времени происходит накопление психологических знаний о трудящемся и труде, начинается зарождение этнопсихологического направления как совокупности данных, характеризующих особенности психики, обычаев разных народов, которые в то время населяли Россию.век в целом можно охарактеризовать в качестве периода на протяжении которого осуществлялось экстенсивно-интенсивное развитие научных знаний. Данный период, с одной стороны, можно охарактеризовать наличием процесса охвата и освоения различных жизненных сфер наукой, возникновением новых областей знаний, ростом числом ученых, увеличением числа центров науки, развитием различных научных отраслей, к которым можно отнести математику, механику, астрономию, физику, минералогию, географию, физиологию, анатомию, историю и др. В то же самое время, с другой стороны, в рассматриваемый промежуток создается новая методология и утверждаются опытные методы познания, разрабатываются оригинальные, исторически перспективные научные идеи, концепции и теории. Знания в этот период переходят от аналитической и собирательно-описательной стадии к объяснительной.
Можно выделить следующие причины, по которых в системе научных исследований доминировали отрасли естественнонаучного цикла:
выраженная практическая польза данных отраслей;
альтернативная направленность этих отраслей по отношению к прежде господствовавшим схоластическим и метафизическим воззрениям;
относительная независимость от проблем идеологии и политики.
С естественно - научной ориентацией было связано существенное изменение в определении предмета и методов научного познания, его возможностей и границ. Основным предметом научных поисков становятся не недосягаемые и непостигаемые разумом сущности, а реальные явления.
Развитие психологических идей в российской культуре и науке этого периода опиралось на творчество русских мыслителей предшествующих эпох и носило во многом оригинальный и передовой характер по отношению к идеям зарубежных ученых. Именно в этот период в России появляются ученые и мыслители, психологическое творчество которых стало знаменательной вехой в истории развития отечественной психологии.век вошел в историю России как время крупнейших преобразований в науке вообще, и в психологических знаний в частности.
Особое место в развитии научной психологической мысли в России принадлежит Михаилу Васильевичу Ломоносову (1711-1765). Это одна из наиболее ярких фигур данного периода, его творчество составило целую эпоху в развитии отечественной культуры и науки: формулировка всеобщего закона сохранения вещества и движения, разработка базовых принципов атомно-молекулярной теории в физике и химии, создание основ русской грамматики и множество других научных идей и научных концепций. Именно Ломоносов выступил инициатором и вдохновителем создания Московского университета, первым начал читать публичные лекции по естествознанию на русском языке, формируя тем самым новое поколение русских ученых.
Конечно, в России существовала и до Ломоносова философская мысль, развивавшаяся в психологическом направлении, однако именно с Ломоносовым особенно тесно связаны оригинальные пути становления русской психологической мысли. Его психологические воззрения - не только побочный результат энциклопедизма, они являются необходимой составной частью его естественно-научного и философского наследия. Они развиваются в связи с научными исследованиями природы, русского языка и др.
Материалистический способ понимания идей и ощущений был развит Ломоносовым в его работах по физике и риторике. Особенно стоит отметить богатство идеями, касающимися психологии работу Ломоносова «Краткое руководство по риторике», написанную им в 1744 году. Здесь дано развитие мыслям, которые касаются воображения, представлений, страстей, а также касающихся речевой психологии.
Во всех работах Ломоносов приводит идеи, которые сходятся в том, что явления психики представляют собой отражение внешнего мира, а сама психика находится в зависимости от работы мозга, который является органическим субстратом. Ломоносов разработал базовые особенности личностного подхода при осуществлении обучающего процесса. Данный подход предполагает учет в воспитательном и образовательном процессах индивидуальных психологических свойств обучающегося. Также Ломоносовым был внесен значительный вклад в доказательство и обоснование значимости речевого общения и речи для формирования личности.
Идеи Ломоносова были наиболее глубоко развиты Александром Николаевичем Радищевым. Он постоянно обращался к вопросам психологии на протяжении всего периода своей творческой деятельности.
Радищев дает такое материалистическое определение бытия: «Бытие вещей независимо от силы познания и существует по себе»... Материальный мир вечен, развивается согласно закону сохранения материи и энергии: «...никакая сила в природе не может пропасть и исчезнуть»... Соответственно, и в понимании психики он исходил из принципов материалистического монизма. Психические явления представляют, по его мнению, «свойства вещества, чувствующего и мыслящего», совершаются в пространственных структурах, поскольку мозг имеет протяженность.
Большое место в трудах Радищева занимает проблема развития психики и в связи с этим сравнение психики человека и животных, связывая несомненное превосходство человека над животными за счет наличия у него речи и возможности человека «вооружить» свои органы чувств, дополнить их, в том числе и за счет компенсирования недостаточной чувствительности одних органов чувств более сильным развитием других.
Подчеркивается особая роль руки, высокое развитие мозга. Качественные отличия ощущений человека связываются со своеобразием его знаний, особенно отмечается роль занятий искусством, вооруженность различными средствами - все это расширяет возможности органов чувств «до беспредельности». Указывается на роль языка и речи в формировании индивидуального сознания.
Достаточно конструктивно и оригинально по поводу психологии высказывался и такой выдающийся просветитель описываемого промежутка времени как Григорий Саввич Сковорода (1722-1794). Основной его мировоззренческой концепции выступает идея о трех «мирах». Эти «миры» состоят из макрокосма, который представляет собой Вселенную, микрокосма, которая представляет человеком, также еще одной реальностью, которая представляет, как «символическая» и связывает большой и малый миры и идеально отражает их. Согласно Сковороде, каждый из определяемых миров включает в себя «две натуры»: материальную, которая является внешней и видимой и духовную, которая представляет собой внутреннюю и невидимую. Исходя из этого происходит обоснование идеи о том, что у человека есть как материальная, так и духовная основа и его нельзя сводить только к одной из них.
1.2 Состояние психологической науки начала XIX века
Интерес к постижению физического мира стал сменяться интересом человека к самому себе. Ф. Александер и Ш. Селесник отмечают «в период между 1790 и 1840 гг. произошло движение от разума в сторону чувства и веры… Борьба человека с самим собой стала считаться занятием более интересным и многообещающим, нежели борьба его с внешним миром, причем впервые этот внутренний конфликт стал одновременно и предметом интеллектуального рассмотрения». Все это определяло повышение интереса к внутреннему миру конкретного человека, способствовало росту внимания к психологической проблематике.
С началом XIX века в науке стали складываться принципиально новые воззрения, противоречащие идеям неизменяемости природы, все более явно стали обнаруживаться переходы от одного ряда явлений к другому и формироваться, соответствующие представления о единстве и развитии природы. По мере того как росла потребность в более глубоком проникновении в законы природы, накапливались новые данные, противоречившие старым представлениям, становилась все яснее необходимость новых методов исследования, нового подхода к изучению окружающего мира и, главное, новых воззрений на природу и ее познание. Все это привело к формированию устойчивого интереса естествоиспытателей и философов в первой половине XIX века к проблемам метода исследования природы и другим общим вопросам научного познания. И в качестве таких методов стали рассматриваться методы естественных наук, в первую очередь физики и химии.
В начале XIX века в России происходит формирование основ анатомии и физиологии, а также это время становится началом развития новых подходов к психике.
Так, в 1802 г. Петр Андреевич Загорский (1764-1846) издает первый в России оригинальный учебник по анатомии человека «Сокращенная анатомия или руководство к познанию строения человеческого тела в пользу обучающихся врачебной науке» в двух книгах, который переиздавался в 1802-1830 гг. пять раз, Ефрем Осипович Мухин (1766-1850) в 30-е гг. XIX столетия разрабатывает и реализует в учебном процессе курс анатомии на русском языке, Даниил Михайлович Велланский (1774-1847) переводит на русский язык произведения крупных западно-европейских медиков, в том числе руководство по физиологии Й. Прохазки.
Все это свидетельствует о востребованности отечественной наукой передовых знаний о работе нервно-анатомических структур человека.
Создание основ материалистического направления в отечественной физиологии связано с деятельностью Алексея Матвеевича Филомафитского (1807-1849) - основоположника московской физиологической школы. В 1836 году он издает учебник «Физиология, изданная для руководства своих слушателей» - первый отечественный учебник физиологии. Он был одним из первых пропагандистов экспериментального метода в российской физиологии и медицине.
Выдающийся отечественный врач-клиницист Мудров Матвей Яковлевич (1772-1831), особое внимание уделял данным объективного внешнего осмотра, лабораторным исследованиям больного и впервые в России он ввел в клиническую практику опрос больного, тем самым заложив основы анамнестического метода, соединяя в формировании картины болезни объективные и субъективные методы.
Несмотря на то, что все указанные исследователи были медиками и специально не занимались психологической проблематикой, их научная, практическая и педагогическая деятельность способствовала становлению отечественной психофизиологической школы, которая к концу века стала одной из ведущих в разработке психологии на подлинно научных основах.
Таким образом, своей работой физиологи и медики - люди естественно - научного склада ума - вторгались в область, которая издавна считалась заповедной для философов как «специалистов по душе». В итоге психические процессы перемещались в тот же ряд, что и видимая под микроскопом и препарируемая скальпелем нервная ткань, их порождающая.
В завершение данной главы научной работы, можно сделать следующие выводы.
Исследования в области истории отечественной философии и культуры показали, что психологические идеи развивались в России ещё в X-XV вв. Это способствовало формированию в XVIII весьма целостных концепций. Данные концепции стали толчком материалистических традиций, которые стали развиваться в последствие.
Можно с уверенность сказать о том, что существовавший в то время в России феодально-крепостнический строй существенно повлиял на формирование и становление отечественной психологической мысли. Всеми прогрессивными мыслителями и философами России того времени в их трудах велась борьба с господствовавшей в государстве крепостнической и религиозное идеологией. Важной задачей ставилось изучение человека в научном и гуманистическом ключе.
Во всех работах Ломоносов приводит идеи, которые сходятся в том, что явления психики представляют собой отражение внешнего мира, а сама психика находится в зависимости от работы мозга, который является органическим субстратом. Ломоносов разработал базовые особенности личностного подхода при осуществлении обучающего процесса. Данный подход предполагает учет в воспитательном и образовательном процессах индивидуальных психологических свойств обучающегося. Также Ломоносовым был внесен значительный вклад в доказательство и обоснование значимости речевого общения и речи для формирования личности.
Материалистический способ понимания идей и ощущений был развит Ломоносовым в его работах по физике и риторике. Особенно стоит отметить богатство идеями, касающимися психологии работу Ломоносова «Краткое руководство по риторике», написанную им в 1744 году. Здесь дано развитие мыслям, которые касаются воображения, представлений, страстей, а также касающихся речевой психологии.
Во всех работах Ломоносов приводит идеи, которые сходятся в том, что явления психики представляют собой отражение внешнего мира, а сама психика находится в зависимости от работы мозга, который является органическим субстратом. Ломоносов разработал базовые особенности личностного подхода...
Похожие материалы:
Реферат: История развития сестринского дела в России (X – начало XX века)Реферат: История развития сестринского дела в России
Реферат: История развития медико-социальной экспертизы в России
Курсовая работа: ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ГРУППОВЫХ МЕТОДОВ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Контрольная работа: История становления и развития психологии управления