Реферат: История славянского этноса
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ПРЕДСТАВИТЕЛИ СЛАВЯНСКОГО ЭТНОСА - РУССКИЕ
2. ПРЕДСТАВИТЕЛИ СЛАВЯНСКОГО ЭТНОСА - БЕЛОРУСЫ
3. ПРЕДСТАВИТЕЛИ СЛАВЯНСКОГО ЭТНОСА - УКРАИНЦЫ
4. МИФ О РОДСТВЕ
5. ОТНОШЕНИЯ РОССИИ И УКРАИНЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
5.1 КОНФЛИКТ МЕЖДУ РОССИЕЙ И УКРАИНОЙ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Дата добавления на сайт: 31 августа 2024
Скачать работу 'История славянского этноса':
Содержание
Введение
1. Представители славянского этноса - Русские
2. Представители славянского этноса - Белорусы
3. Представители славянского этноса - украинцы
4. Миф о родстве
5. Отношения России и Украины на современном этапе
5.1 Конфликт между Россией и Украиной
Список литературы
Введение
В современной системе психологических знаний выделяют два подхода к познанию обусловленности психологического сознания человека его этнической принадлежности. В западной науке изучением связи культуры и психологии базируется на началах кросс культурной психологии и психологической антропологии. В отечественной научной традиции, начинающейся от европейской философской мысли похожие исследования происходят в рамках этнической психологии. Этническая психология является довольно молодой и в тоже время самостоятельной, а также, сложной отраслью знаний, произошедшая на основе таких наук, как: социология, психология, этнология, и культурология, которые в той или иной мере занимаются изучением национальных особенностей человеческой психики и различных групп людей. Изначально главной целью этнической психологии было познание психологических особенностей, духовной культуры и развития народов. Уже во второй половине 19-го столетия были сформированы довольно общие понятия этнопсихологии" национальный характер","психология народов"," народный дух"; в то же время появился термин "этническая психология "
Актуальность моей работы состоит в том, что Россия - это многонациональная страна и в ней остро стоит вопрос, и обсуждается проблема недопущения межэтнических стыков и конфликтов. Само же разрешение вопросов национального строительства, проблем межнациональных взаимоотношений, обдумывание разнообразных форм взаимодействия и взаимопроникновения национальных культур, своеобразные отличия представителей определенных этнических общностей постоянно требует углубления в изучении особенностей национальной психологии у людей, которая опосредует все конфигурации межнациональных отношений. От достоверного ее учета зависит их взаимопонимание, содействие, дружба, а также укрепление межличностных связей между народами.
Цель данной работы заключается в следующем: рассмотреть положение русской национальности народа в славянском этносе. Для достижения этой цели в реферате поставлены следующие задачи:
разобрать историю русской национальности народа
определить отличие представителей разнообразных этнических общностей
рассмотреть культуры каждой из национальностей народа
изучить исторические аспекты всех видов славянских национальностей
выяснить о современных отношениях этих наций
1. Представители славянского этноса - Русские
Русские, украинцы и белорусы - народы, очень схожие между собой по генотипу, языку, культуре, общности, ценности традиций и исторического развития. Основное большинство русских, украинцев и белорусов живет в пределах своих издревле сложившихся этнических территорий. Но и в других государствах, различных регионах нашей страны они расселены достаточно широко и довольно часто составляют значительную часть их населения.
Русская, украинская и белорусская нации - это наиболее урбанизированные нации. Так, в России 73,9 % составляет городское население, 25,6 % - сельское, на Украине - 67 и 33 %, в Беларуси - 65 и 35 % соответственно. Это обстоятельство накладывает свой отпечаток на психологический облик этих наций, специфику их отношений с представителями других этнических общностей. Люди молодого возраста, проживающие в больших городах, более образованны, технически развиты, эрудированны. С другой же стороны, некоторая часть их, особенно в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Минске и других больших городах, находится в подверженном состоянии перед пороками городского образа жизни, такие как пьянство, наркотики, разврат, воровство, разбои и т.д. (что, безусловно, относится не только к представителям этих наций). Горожане, выросшие, как правило, в малочисленных семьях, в условиях бытового комфорта, нередко бывают мало подготовленными к сложностям нынешней жизни: усиленному ритму, повышенным психофизиологическим и социально-экономическим нагрузкам. Они часто оказываются незащищенными в межличностных отношениях, у них не совсем устойчивы морально-психологические и нравственные ориентиры.
Изучение разных источников, отображающих жизнь, культуру и быт представителей славянских национальностей, сложение результатов специальных социально-психологических исследований свидетельствует, что в целом большинству из них в настоящее время свойственны:
. высокая степень понимания действительности, хоть и немного отсроченного по времени от конкретной ситуации;
. достаточно высокие общеобразовательный уровень и подготовленность к жизненным трудностям;
. уверенность в принимаемых решениях, поступках и трудовой деятельности, реакциях на все встречающиеся на пути жизненные трудности;
. общительность, дружелюбие без какой-либо навязчивости, постоянная готовность помочь другим людям, нуждающимся в этом;
. достаточно ровное, доброжелательное поведение к представителям других национальностей;
. стойкость, самоотверженность, решительность, готовность к самопожертвованию в экстремальных условиях жизни и деятельности, требующих предельного напряжения духовных и физических сил.
. отсутствие в обыденных условиях повседневной жизни стремления к образованию изолированных от других микро-групп по национальному признаку;
К сожалению, сейчас, когда Украина и Белоруссия обособились и не входят в состав единого с русскими государства, доводится рассматривать психологию их народов отдельно от русских. В этом есть определенная доля несправедливости, так как у представителей этих трех национальностей, можем смело предположить, больше общего в поведении, традициях и обычаях, чем у других людей. Вместе с тем этот факт еще раз подтверждает: существуют понятия "мы" и "они", которые все еще отражают объективную реальность человеческого существования, без которой пока не обойтись.
Основное большинство русских живут в пределах своей издревле сформировавшейся этнической территории, которой для них является Россия. Предками русского народа были восточнославянские племена (тиверцев, уличей, белых хорватов, волынян, древлян, полян, северян, радимичей, дреговичей, вятичей, кривичей, полочан, ильменских словен), жившие в начале I тысячелетия н.э. на огромном пространстве Днестровско-Днепровского междуречья. В IX - X вв. они уже расселились на огромнейшей территории от Черного моря до Ладожского озера и от верховьев Западного Буга до среднего течения Оки и Клязьмы. В их основании участвовали также финноугорские и балтийские этнические группы (мещера, голядь, весь, чудь, ижора, корела, лопь, частями емь и летгола, а также мордва, меря и др.). На юге этой территории в результате консолидационных и ассимиляционных процессов сначала сформировалось крупное восточнославянское государство - Киевская Русь, население которого, несмотря на имевшиеся кое-где местные бытовые и культурные различия, говорило на едином древнерусском языке и нарекало себя "Русью", "руссичами", а свою родину "русской землей".
В Киевской Руси определилась древнерусская этническая общность, началось формирование русской культуры и современного русского языка, возникшее в XVIII в. Огромную роль в этом исполнила христианизация Руси (крещение Руси в 988 г.). В стране были воздвигнуты выдающиеся письменные памятники: "Повесть временных лет", летописные своды, жития князей; возникли школы и библиотеки. Были выстроены церкви, соборы, монастыри.
Появление государственности и культурная консолидация восточных славян споспешествовали общественно-экономическому и политическому развитию страны. Все же внутренние раздоры между князьями и образование полунезависимых феодальных центров привели к тому, что в недрах древнерусской общности определились предпосылки для основания трех самостоятельных, но родственных этносов - русского, украинского и белорусского.
Появление централизованного Русского государства было очень прогрессивным делом. Оно спасло не только русских, но и другие славянские народы и даже западные страны от порабощения чужеземными завоевателями. В тоже время территории России сначала были поддвержены набегам печенегов, половцев и монголов. По подсчетам историка С.М. Соловьева, с 1055 по 1462 г. Русь пережила 245 нашествий врагов. А позже ее разрывали на части немецкие, литовские и польские феодалы, шведские рыцари. Вместе с тем не стоит забывать, что и в самой Руси имели место быть собственные междоусобицы, как внутри нее, так и на ее границах неизменно шли сложные интеграционные, ассимиляционные и социальные процессы, поэтому русские князья и сами воевали друг против друга, и "ходили" на Казань, Астрахань и в Литовские земли.
Русский народ с первых дней своей истории принужден был в жесточайших боях с врагами отстаивать и охранять свою землю, бороться за свою независимость, представляя при этом образцы воинской доблести, самоотверженной верности и конечно же любви к Родине. Даже враждебные для славян чужеземцы, например такие, как готский историк Иордан или византийцы Маврикий и Лев Диакон, говорили и признавали, что "народ сей отважен до безумия, храбр и силен".
В более позднее время иностранные писатели и путешественники подмечали в своих путевых записках храбрость и богатырский дух русского народа, его выносливость, силу и презрение к смерти. "Русских воинов легче убить, - говорили они, - чем приневолить к плену. Во время обороны городов русские воины загромождали проломы стен собой и сражались даже тогда, когда от пожаров на них горела одежда".
Современник храброго и воинственного киевского князя Святослава византийский историк Лев Диакон писал: "Россы, приобретшие славу победителей у соседних народов, считая ужасным бедствием лишиться ее и быть побежденными, сражались отчаянно".
По его же высказываниям, Святослав, окруженный с дружиной у крепости Доростол численно превосходящим врагом, говорил своим воинам, когда некоторые из них предложили отступить: "У нас нет обычая бегством спасаться в отечество: или быть победителями, или, совершив знаменитые подвиги, погибнуть со славой".
Эти слова стали как бы заветом для всех русских людей на протяжении более чем тысячелетней истории государства Российского.
Основными чертами русских являются человеколюбие и снисходительность. Как бы ни поворачивалась к русскому народу судьба, его никогда не покидали милосердие и понимание к другим людям, готовность поделиться последним кусочком хлеба с голодающими, прийти на помощь всем кто в этом нуждается.
Такие знатоки психологии русского человека, как Л.Н. Толстой, А.Н. Толстой, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, Н.О. Лосский, К.М. Симонов, а также другие русские мыслители и литераторы, выделяли, что определяющими чертами русского национального характера являются высокая гражданская солидарность, готовность прийти на помощь, общительность, доброжелательность, храбрость, мужество, неприхотливость и старательность.
Ф. Энгельс, сопоставляя русских с другими представителями западноевропейских стран, писал: "Они никогда не поддаются панике. Кроме этого всего, русский отлично сложен, силен здоровьем, прекрасный ходок, нетребователен, может есть и пить почти все и более послушен. чем кто-либо другой в этом мире". Высочайшие морально-политические качества русских военных признавали и оглашали и наши бывшие неприятели. Гитлеровский генерал Г. Блюментрит писал, так: "русский солдат - это достойный соперник; он очень стоек, храбр, вынослив во всем, грозен в обороне и как никто действительно стремителен в наступлении".
Испокон веков русский народ славился своим хлебосольством и своим гостеприимством. В каждом русском доме и семье хозяева хлебосольно принимали и по сей дни принимают знакомых и незнакомых людей, предложат ночлег, угостят всем, чем только смогут. Эти черты русских людей были и будут практически неизменными.
Представители русской национальности довольно просто приспосабливаются к окружающему образу жизни, довольно быстро присваиваются к новым для них условиям, не проявляют особенного пристрастия к национальному питанию и одежде. Они очень успешно усваивают знания, быстро привыкают к предоставленному перечню требований со сторон окружающих. Без особого морального и психологического напряжения воспринимают они и переезды в другие края, сравнительно просто проживают разлуку со своими родными и близкими людьми.
В общем можно сказать русские довольно хорошо подготовлены к самостоятельной жизни, все же в отдельных случаях чрезмерно романтизируют ее отдельные стороны, слишком абсолютизируя их значение. Эта черта не редко вызывает у них влечение к излишней и неорганизованной активности, а временами и приводит к кое-какому разочарованию.
Формирование дружеских связей у русских основывается в первую очередь на общности жизненного опыта, интересов. В этом процессе главным критерием они считают индивидуальные качества товарищей по совместной деятельности, а не национальность последних. Более того, их опыт общения и взаимоотношений с лицами других национальностей часто невелик и в значительной мере приобретается во время нахождения в том или ином многонациональном регионе.
Особенности русского национального характера подмечали многие как отечественные, так и зарубежные писатели и ученые, считая, что они выражаются не в принадлежности к русской нации, а в "особенном состоянии души".
На формирование и функционирование психологии русского народа, определенно, сказало и сказывает свое влияние православие. Нельзя понять русского человека, его мировосприятие, душевные стремления и образ жизни не понять правильную суть и дух его религиозных приоритетов, их отличительные особенности от других религий и других конфессий христианства.
Православие всегда воспитывало у людей смирение, повиновение, подчинение, стремление к избавлению от отрицательных привычек в поведении. В православии Господь предстает сострадающим, любящим и милующим, а не карающим и грозным властителем и судьей. Путь спасения для православного человека состоит прежде всего в любви - к Богу и ближним, а не в послушании церковной иерархии, как это характерно для католицизма, и не в ужасе перед Страшным судом, как в протестантстве. Спасение для православного человека не сводится лишь к самосовершенствованию и преобразованию окружающего мира, как в буддизме и даосизме, или только к преуспеванию, как в протестантстве, где человек воспитывается буржуазно расчетливым, хладнокровно целеустремленным. Православие всегда наделяло людей мессианским призванием: служением Христу, смиренным и мученическим принятием смерти. Оно осуждает богатство, утверждает равенство всех людей, независимо от того, какое положение в обществе они занимают, какие блага имеют.
Вот поэтому в психологию русского человека навсегда вошли и неизменно выражаются в ней такие психологические качества, как любовь и понимание, жертвенность и ответственность, солидарность и взаимная выручка, выносливость в страданиях и отсутствие строгой регламентации поведения человека.
Вместе с тем следует осознавать, что работа с представителями русской национальности предполагает установленного контроля, огромной требовательности, профилактики а иногда встречающейся у многих расхлябанности, безответственности, халатности. В.И. Ленин выделял, то, что у русских есть много выдающихся качеств, но есть и неорганизованность, а так же всегда соответствующее сложившимися обстоятельствам поверхностное отношение к труду. В разговоре с А. Максимом Горьким в свое время он выделял: "Мы, русские, по преимуществу талантливы, но немного ленивы умом".
Кроме этого всего представленного выше, представители русской нации не редко могут быть не склонны к самостоятельности, довольно часто подвергаются отрицательным влияниям со стороны, в некоторых случаях чересчур свободно и поспешно заимствуют чужие пороки, бывают слишком доверчивы и говорливы. Все это необходимо выделять и учитывать в работах с представителями русской нации и межнациональных отношениях с ними.
славянский этнос русский украинец белорус
2. Представители славянского этноса - Белорусы
Белорусы - это третий по численности славянский народ (9,5 миллионов человек, из них 7,7 миллионов живут в Республике Беларусь).
Как название народности слово "белорусы" имеет свои древние корни, хотя белорусская нация сложилась окончательно достаточно поздно, в конце XIX - начале XX в. Процесс этот протягивался очень не легко и многосложно.
Самобытность и своеобразная психология белорусского народа - результат многовекового развития.
Многочисленное количество раз доводилось ему браться за оружие, чтобы отразить набеги противников. И после очередного нападения завоевателей начинал он строить жизнь почти заново - поднимая свою землю из разрухи, воссоздавая свой народ из пепла. По этой причине упорство считается одной из наиболее характерных черт белорусов.
И еще они характеризуются огромным трудолюбием, надежностью, скромностью и довольно уважительны по отношению к старшим, а также выносливостью, неприхотливостью в любых условиях, верностью в дружбе.
Специальные исследования свидетельствуют: большинству белорусов присущи такие качества, как например стремление добросовестно выполнять любимое дело, упрямо добиваться поставленных целей, деловитость, почтение к порядку, дисциплинированность, доверительное отношение к людям, коммуникабельность, обстоятельность, правдивость, порядочность, совестливость. Любое занятие им не в тягость. Свои профессиональные обязанности они исполняют прилежно, по этой причине белорус попадает в конфликтную ситуацию с теми, кто работает не на совесть, пытается перевалить ответственность на чужие плечи.
В многонациональных коллективах белорусы показывают во всем пример, привносят ответственное отношение в исполнение порученного дела. И хотя чаще всего белорусы немногословны, их присутствие всегда положительно сказывается на настроении товарищей в многонациональном коллективе.
Особо следует подметить большую любовь белорусов к технике. Они стремительно и уверенно осваивают сложнейшие трудовые специальности, показывают разумную инициативу в любом деле, не дрожа берут на себя ответственность, если этого требует обстановка, и постоянно доводят начатое дело до конца.
Склонности к образованию земляческих и национальных микро - групп в больших трудовых коллективах представители этой национальности, как правило, не проявляют, так как уважают в людях прежде всего его личные качества, а фактор этнической принадлежности для них не имеет совсем никакого особого значения.
Конфликтные ситуации при участии белорусов возникают довольно редко, так как они добродушно относятся к шуткам товарищей, не дают реакции на их подтрунивание. Общаются белорусы, как правило, по-русски - и между собой, и с людьми других национальностей. Занимая руководящие должности, белорусы к исполнению своих обязанностей относятся очень ответственно и серьезно, показывают...
Похожие материалы:
Статья: ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ ВИЧ - ИНФЕКЦИИ/СПИДа, ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫРеферат: История открытия витаминов
История болезни: УЧЕБНАЯ ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ ПО ТРАВМАТОЛОГИИ И ОРТОПЕДИИ
Лекция: Предмет, история и основные этапы развития эпидемиологии. Место и роль эпидемиологии в современной системе медико-биологических наук
Реферат: История медицины Древнего Тибета и Древнего Китая