Курсовая работа: Изучение гендерных особенностей проявления агрессивности в раннем юношеском возрасте

Проблема агрессивности изучается психологами уже давно, но, несмотря на это, в современном мире она не становится менее актуальной. Неустойчивая и напряженная социальная, экономическая, идеологическая обстановка, ускорении темпа жизни обусловливают рост агрессивности как у взрослых, так и у подрастающего поколения.

Дата добавления на сайт: 18 августа 2024


Скачать работу 'Изучение гендерных особенностей проявления агрессивности в раннем юношеском возрасте':


Оглавление
Введение
. Теоретический анализ литературы по проблеме гендерных особенностей проявления агрессивности в раннем юношеском возрасте
1.1 Представления об агрессии и агрессивности в зарубежной и отечественной психологии
1.2 Феменология гендерных особенностей личности
.3 Психологическая характеристика раннего юношеского возраста
.4 Особенности проявления агрессивности и ее гендерные различия в юношеском возрасте
. Эмпирическое исследование гендерных особенностей проявления агрессивности в раннем юношеском возрасте
.1 Описание психологического инструментария и характеристика выборки
.2 Анализ и интерпретация результатов исследования гендерных особенностей личности в раннем юношеском возрасте
.3 Анализ и интерпретация результатов исследования особенностей проявления агрессивности в раннем юношеском возрасте
.4 Анализ взаимосвязи гендерных особенностей личности старшеклассников с особенностями проявления у них агрессивности
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Проблема агрессивности изучается психологами уже давно, но, несмотря на это, в современном мире она не становится менее актуальной. Неустойчивая и напряженная социальная, экономическая, идеологическая обстановка, ускорении темпа жизни обусловливают рост агрессивности как у взрослых, так и у подрастающего поколения.
В силу своих возрастных особенностей, представители раннего юношеского возраста относятся к наиболее уязвимым, социально незащищенным слоям общества. В этом возрасте перед индивидами стоят достаточно сложные задачи развития - самоутвеждение в кругу сверстников, профессиональное самоопределение и пр. Они остро переживают требования взрослой жизни, усваивают ценности современного общества и далеко не всегда способны к ним благополучно адаптироваться, что часто проявляется в формах деструктивного агрессивного реагирования.
Статистика показывает, что среди представителей юношеского возраста постепенно растет число, так называемых, «случайных правонарушений» или «преступлений по неосторожности». Как показывают различные исследования, очень часто их совершают лица, обладающие высоким уровнем агрессивности [30].
Различия в агрессивном поведении находятся в ряду наиболее достоверных гендерных различий, но они не настолько велики и не настолько связаны с биологическими отличиями как можно было бы предположить. Ученые считают, что эмоции и чувства у мужчин и женщин одинаковы, но в связи с их гендерными ролями они выражают их по-разному.
Актуальность нашей работы заключается в том, что в современном мире из-за влияния массовой культуры, а также различных социально-экономических процессов происходит размывание гендерной идентичности. Наиболее сильно подвержены этому влиянию дети и подростки, а у представителей раннего юношеского возраста уже можно наблюдать его следствие. В нашей работе мы попробуем определить, каковы гендерные особенности личности представителей раннего юношеского возраста и влияют ли они на предпочтение той или иной формы агрессивного поведения юношами и девушками.
Общую характеристику дипломной работы можно представить следующим образом.
Цель исследования изучение гендерных особенностей проявления агрессивности в раннем юношеском возрасте.
Задачи исследования.
1.Провести теоретический анализ психологической литературы по проблеме гендерных особенностей проявления агрессивности в раннем юношеском возрасте.
2.Провести эмпирическое исследование гендерных особенностей личности и особенностей проявления агрессивности у представителей раннего юношеского возраста.
.Осуществить качественный и количественный анализ результатов эмпирического исследования.
.Исследовать взаимосвязь между гендерными особенностями личности и проявлениями агрессивности в раннем юношеском возрасте.
Объект исследования - агрессивность юношей и девушек.
Предмет исследования - взаимосвязь гендерных особенностей личности с проявлениями агрессивности в раннем юношеском возрасте.
Гипотеза исследования.
Гендерные особенности личности юношей и девушек взаимосвязаны с уровнем и особенностями проявления их агрессивности: чем более выражены черты маскулинности, тем выше общий уровень агрессивности, а также склонность к определенным видам агрессивного реагирования.
Методология исследования.
Исследование основывалось на трудах зарубежных и отечественных психологов, занимающихся проблемами гендерных различий и агрессивности. Основные теоретические разработки и положения проблемы гендерных различий личности представлены в трудах С. Беем, Ш. Берна, И.С. Кона, И.С. Клециной, Е.П. Ильина; а проблемы агрессивности К. Лоренца, Р. Бэрона, Б. Крейхи, И.А. Фурманова, Г. Паренса, А.А. Реана и др.
Методы исследования:
1)теоретический анализ литературных источников;
2)метод тестирования (для исследования гендерных особенностей личности применялась методика «Полоролевой опросник С. Бем»; а особенности проявления агрессивности определялись с помощью методики «Виды агрессивности», разработанной Л.Г. Почебут на основании теста Басса-Дарки, а также методики «Диагностика враждебности по шкале Кука-Медлей»);
)методы математической статистики (описательные статистики, таблицы сопряженности, корреляционный анализ).
Характеристика выборки.
В исследовании приняли участие 56 учащихся трех одиннадцатых классов ГУО «Средней школы №123 г. Минска». Среди них 25 юношей и 31 девушка.
Теоретическая и практическая значимость результатов исследования.
Теоретическая значимость дипломной работы заключается в исследование гендерных особенностей проявления агрессивности у представителей раннего юношеского возраста. Для выявления агрессивности в исследовании задействованы достаточно новые психодиагностические методики. Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы в рамках учебно-воспитательной работы со школьниками, направленной на обучение юношей и девушек проявлению агрессивности в социально приемлемых формах. Также планируется разработать рекомендации для педагогов и родителей по особенностям формирования психологического пола.
1. Теоретический анализ литературы по проблеме гендерных особенностей проявления агрессивности в раннем юношеском возрасте
.1 Представления об агрессии и агрессивности в зарубежной и отечественной психологии
гендерный агрессия старшеклассник психология
Агрессия - «общий термин, используемый для обозначения разнообразных действий, включающих нападение, враждебность» [37, c. 22].
Понятие aggredi (агрессивный) происходит от слова adgradi, которое в буквальном смысле означает gradus - шаг, ad - на, то есть получается что-то вроде «двигаться на», «наступать». В первоначальном смысле быть агрессивным означало нечто вроде «двигаться в направлении цели без промедления, без страха и сомнения» [21, с. 8].
Важно различать агрессию конструктивной направленности, когда «адаптация, удовлетворение потребности происходит социально приемлемым способом», и деструктивной (враждебной, асоциальной) направленности, «когда потребности удовлетворяются социально неприемлемым способом, адаптация связана с причинением страдания, вреда, ущерба окружающему миру или себе»].
Агрессивность рассматривается как готовность, предрасположенность человека к реализации агрессивной модели поведения, которая обеспечивает адаптацию человека и является одним из способов удовлетворения актуальных потребностей в кризисной ситуации (стресса, депривации, фрустрации) [21].
Под агрессивностью можно понимать свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-субъектных отношений. Вероятно, деструктивный компонент человеческой активности является необходимым в созидательной деятельности, так как потребности индивидуального развития с неизбежностью формируют в людях способность к устранению и разрушению препятствий, преодолению того, что противодействует этому процессу [9].
Агрессивность имеет качественную и количественную характеристики. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д. Чрезмерное развитие ее начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т.д. Сама по себе агрессивность не делает субъекта сознательно опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а, с другой, сам акт агрессии может не принимать сознательно опасные и неодобряемые формы. В житейском сознании агрессивность является синонимом «злонамеренной активности». Однако само по себе деструктивное поведение «злонамеренностью» не обладает, таковой его делает мотив деятельности, те ценности, ради достижения и обладания которыми активность разворачивается. Внешние практические действия могут быть сходны, но их мотивационные компоненты прямо противоположны.
Существует ряд теоретических подходов, объясняющих природу агрессии и агрессивности. Все они отражают воззрения и эмпирический опыт конкретных исследователей и психологических школ разного времени.
Теория влечений (психоэнергетическая модель). Основоположником этой теории является З.Фрейд. Он считал, что в человеке существует два наиболее мощных инстинкта: сексуальный (либидо) и инстинкт смерти. Первый - рассматривался как стремления, связанные с созидательными тенденциями в поведении человека: любовью, заботой, близостью. Второй - несет в себе энергию разрушения, его задачей является "приводить все органически живущее к состоянию безжизненности это злоба, ненависть, деструктивность.
Возникновение и дальнейшее становление агрессивности по З.Фрейду связывались со стадиями детского развития. Он отмечал, что агрессивность появляется уже на первой стадии либидного развития - оральной (каннибалической). К. Абрахам различал внутри оральной стадии этапы сосания и орально-садистическую. Последняя, совпадающая по времени с появлением зубов, и связывается с первыми проявлениями агрессивности у ребенка, т.к. кусание и поглощение предполагают разрушение объекта [10].
М. Кляйн придерживалась точки зрения З.Фрейда, утверждая, что агрессивность - это самое первое отношение ребенка к материнской груди, хотя на этой стадии оно, как правило, и не выражается укусами. Она опровергает абрахамовское разграничение между сосанием и кусанием в период оральной стадии, считая, что желание сосать сопровождается разрушительной целью всосать, опустошить, исчерпать сосанием, поэтому для нее оральная стадия целиком представляется как орально-садистическая. Кроме того, отмечается, что фиксация на оральной стадии развития может привести к формированию орального характера и таких агрессивных черт, как наклонность к сарказму и сплетням [32, с. 48].
Агрессивность присутствует и на следующей стадии либидного развития - анально-садистической. В ее рамках также существует два этапа: на первом - садистское влечение направлено на разрушение объекта (испорожнение), а на втором - садистское влечение связано с самоконтролем и самообладанием (удержание). Фиксация на анальной стадии может привести к формированию упрямства, иногда переходящего в упорство, к которому легко присоединяется наклонность к гневу и мстительности [там же].
Взгляды З.Фрейда во многом разделялись и другими психологами непсихоаналитического направления того времени, рассматривающими агрессивный компонент мотивации как один из основополагающих в поведении человека.
Однако в последствии многие психоаналитики отошли от «жестких схем» фрейдовской концепции и стали рассматривать не только биологическую, но и социальную сторону агрессии.
А. Адлер, признавая, что агрессивность является неотъемлемым качеством сознания, организующим деятельность человека, и, что универсальным свойством живой материи является соревновательность, борьба за первенство, стремление к превосходству. Вместе с тем, он считал, что агрессивность как базовое влечение становится аутентичными только в контексте правильно понятого социального интереса. Агрессивное или, выражаясь словами А. Адлера, «агонизирующее» сознание порождает различные формы агрессивного поведения от открытого до символического. Таким, например, является хвастовство, цель которого состоит в символической реализации собственного могущества и превосходства. Это связано с тем, что агрессивный инстинкт включает в себя женский нарцисстический компонент, требующий признания и преклонения. Агрессивность, вплетаясь в контекст культуры, приобретает и другие символические формы (ритуалы, обряды), а также иные виды социальной активности. Более того, по А.Адлеру, всякое контрпринуждение, т.е. ответная агрессия, является естественной сознательной или бессознательной реакцией человека на принуждение, вытекающей из стремления каждого индивида ощущать себя субъектом, а не объектом.
Другой представитель психоанализа - К. Хорни отмечала, что агрессивность у ребенка возникает, когда он признает и принимает как должное враждебность окружающих и сознательно или бессознательно решается на борьбу с целью собственной защиты и мести. Агрессивность, стремление причинить боль трактуются К. Хорни, как невротическая защитная реакция человека, который чувствует угрозу удовлетворению своих нужд и потребностей, своим ценностям, своему достоинству, видит себя отвергнутым, униженным, обманутым. Постоянный источник такой угрозы - конкурентный характер социальных отношений в сексуальной, семейной, профессиональной и других сферах жизнедеятельности [2].
Э. Фромм рассматривал два совершенно разных вида агрессии. Это оборонительная, «доброкачественная» агрессия, которая служит делу выживания человека. Она имеет биологические корни и затухает, как только исчезает опасность или угроза жизни. Другой вид представляет «злокачественная» агрессия - это деструктивность и жестокость, которые свойственны только человеку и определяются различными психологическими и социальными факторами
В рамках современного психоаналитического направления считается, что агрессивность - это сила, с которой человек выражает свою любовь и ненависть к окружающим или самому себе. Благодаря ей, он пытается удовлетворить свои инстинкты. Агрессия является механизмом, с помощью которого эти инстинктивные тенденции направляются на другие объекты, и, в первую очередь, на людей, в основном с целью их покорения или завоевания
Этиологическая теория. Новое звучание тема обусловленности человеческой агрессии главным образом биологическими факторами получила благодаря работам одного из основоположников этиологии К. Лоренца. Он утверждал, что агрессивный инстинкт много значил в процессе эволюции, выживания и адаптации человека. Стремительное же развитие научно-технической мысли и прогресс обогнали естественно текущее биологическое и психологическое созревание человека и привели к замедлению развития тормозных механизмов агрессии, что неизбежно влечет периодическое внешнее выражение агрессии. Иначе внутреннее напряжение будет накапливаться, и создавать «давление» внутри организма, пока не приведет к вспышке неконтролируемого поведения (принцип выпускания пара из паровозного котла) [25].
Фрустрационная теория (гомеостатическая модель) возникла как противопоставление концепциям влечений: здесь агрессивное поведение рассматривается как ситуативный, а не эволюционный процесс. Основоположником этого направления исследования человеческой агрессивности считается Дж. Доллард [36]. Согласно его воззрениям, агрессия - это не автоматически возникающее в организме человека влечение, а реакция на фрустрацию: попытка преодолеть препятствие на пути к удовлетворению потребностей, достижению удовольствия и эмоционального равновесия.
Рассматриваемая теория утверждает, что, агрессия всегда есть следствие фрустрации. Фрустрация же в свою очередь, всегда влечет за собой агрессию. Схема «фрустрация - агрессия» базируется на четырех основных понятиях: агрессия, фрустрация, торможение и замещение. Агрессия понимается, как намерение навредить другому своим действием, как «акт, целенаправленной реакцией которого является нанесение вреда организму».
Фрустрация возникает, когда появляется помеха осуществлению условной реакции. Причем величина фрустрации зависит от силы мотивации к выполнению желаемого действия, значительности препятствия к достижению цели и количества целенаправленных действий (попыток), после которых наступает фрустрация [36, с. 64].
Торможение - это тенденция ограничить или свернуть действия из-за ожидаемых отрицательных последствий. В частности, установлено, что торможение любого акта агрессии прямо пропорционально силе ожидаемого наказания. Кроме того, торможение прямых актов агрессии почти всегда является дополнительной фрустрацией, которая вызывает агрессию против человека, воспринимаемого виновником этого торможения и усиливающая побуждение к другим формам агрессии.
Замещение - это стремление участвовать в агрессивных действиях, направленных против какого-либо другого лица, а не истинного источника фрустрации.
Одной из примечательных идей фрустрационной теории агрессии является эффект катарсиса, заимствованный из психоанализа. Катарсис (в буквальном смысле "очищение эмоций") - это процесс освобождения возбуждения или накопившейся энергии, приводящий к снижению уровня напряжения. Суть этой идеи состоит в том, что физическое или эмоциональное выражение враждебных тенденций приводит к временному либо длительному облегчению, в результате чего достигается психологическое равновесие и ослабление готовности к агрессии.
Представление о том, что акты агрессии снижают вероятность проявления агрессивности в дальнейшем, не является открытием. З.Фрейд и другие психоаналитики придают большое значение, эффекту катарсиса, часто объясняя им потребность человека очиститься от агрессивных тенденций
Как и предыдущая концепция, фрустрационная теория не избежала критических замечаний. Основной огонь критики пришелся на гипотезу о жесткой взаимопредопределенности самой схемы "фрустрация - агрессия". Поскольку было замечено, что люди довольно часто испытывают фрустрацию, но не обязательно при этом ведут себя агрессивно, и наоборот. Сторонники фрустрационной теории согласились и несколько видоизменили свою позицию. Представителем такой модифицированной теории обусловливания агрессии фрустрацией является Л. Берковитц. Он ввел новую дополнительную переменную, характеризующую возможные переживания, возникающие в результате фрустрации - гнев как эмоциональную реакцию на фрустрирующий раздражитель. Помимо этого, по его мнению, агрессия не всегда является доминирующей реакцией на фрустрацию и при определенных условиях может подавляться [36].
В концептуальную схему «фрустрация -...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Изучение особенностей проявления агрессии

Реферат: Экспериментальное исследование агрессивности как проявления дезадаптации в подростковом возрасте

Курсовая работа: Акцентуации характера в юношеском возрасте

Курсовая работа: Проблемы дружбы и любви в юношеском возрасте

Курсовая работа: Изучение понятия и особенностей психологии творческого мышления