Реферат: Изучение личности правонарушителя

Вопрос о личности правонарушителя является предметом пристального изучения таких наук, как социология, психология, юриспруденция. В юридических правовых науках наиболее острые дискуссии ведутся и продолжают вестись в рамках таких учебных дисциплин, как криминология, криминалистика, теория государства и права, юридическая психология и пр.

Дата добавления на сайт: 28 августа 2024


Скачать работу 'Изучение личности правонарушителя':


Содержание
Введение
. Понятие личности правонарушителя в законодательстве Российской Федерации
. Детерминанты формирования личности правонарушителя
. Типология личности правонарушителя
. Способы профилактики девиантного поведения
Заключение
Список использованных источников
Введение
Вопрос о личности правонарушителя является предметом пристального изучения таких наук, как социология, психология, юриспруденция. В юридических правовых науках наиболее острые дискуссии ведутся и продолжают вестись в рамках таких учебных дисциплин, как криминология, криминалистика, теория государства и права, юридическая психология и пр. В зависимости от социально-исторических условий, требований социальной практики и уровня развития науки, отдельных научных воззрений конкретного ученого по-разному ставился и решался вопрос, что такое личность правонарушителя, в чем ее специфика, какова ее роль в совершении правонарушения, как воздействовать на нее с тем, чтобы не допустить больше противоправных действий.
Значимость исследования личности правонарушителя состоит, прежде всего, в том, что правонарушение как акт человеческого поступка и волеизъявления конкретного лица в значительной степени производно от его сущностной характеристики и особенностей. Правонарушение и личность правонарушителя способны дать материал для последующей организации и осуществления предупреждения правонарушений.
Системный анализ личности правонарушителя позволяет отказаться от одностороннего подхода в изучении причин самой преступности, позволяет выявлять все факторы, влияющие на противоправное поведение, в том числе малоисследованные, позволяет сформировать комплекс предупредительных мероприятий, направленных на весь комплекс факторов неблагоприятного нравственного формирования личности.
Как отмечается большинством исследователей, лицо становится правонарушителем в случае неблагоприятных условий формирования его личности. Указанные обстоятельства обусловливают внутренний духовный мир, психологию личности, которые, в свою очередь, становятся самостоятельным и активным фактором, опосредствующим последующие влияния социальной среды на нее. Система отношений человека к различным социальным ценностям и сторонам действительности, нормам и институтам, самому себе и своим обязанностям, различным общностям, группам и т. д. зависит, следовательно, как от внешних, так и от внутренних личностных обстоятельств.
Все вышеизложенное, отсутствие положительной динамики противоправных деяний, необходимость решения стоящих перед общество и государством задач общей и частной превенции правонарушений обуславливает особую актуальность избранной темы курсовой работы.
Предметом курсовой работы выступает проблема комплексного изучения личности правонарушителя.
Объектом исследования являются научные монографии и статьи по, нормы действующего законодательства по проблеме личности правонарушителя.
Целью данной работы является изучение нормативных положений и научных воззрений по исследуемой проблеме. Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи:
. определить понятий личность, личность правонарушителей, их соотношения;
2. проанализировать и систематизировать основные детерминанты формирования личности правонарушителя;
. изучить типологию личности правонарушителя;
. изучить способы профилактики девиантного поведения личности и разработать предложений по их усовершенствованию в контексте исследуемой проблемы.
Нормативной основой настоящей курсовой работы явились: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и пр.
В качестве доктринальной основы работы послужили труды таких ученых и исследователей, как Д.С. Васильков, В.В. Еникеев, М.И. Жилин, К.М. Лобзов, С.А. Маркунцов, И.М.Мацкевич, К.К. Платонов, А.В. Петровский, В.В. Простяков, А.С. Серов и др.
Методологию исследования составляют научные методы, такие как системный анализ, технико-юридический, исторический, сравнительно-правовой и комплексный методы.
правонарушитель детерминант девиантный
1. Понятие личности правонарушителя в законодательстве Российской Федерации
Личность как система представляет собой совокупность интегрированных в ней социально значимых свойств, образовавшихся в процессе многообразных и систематических взаимосвязей с другими людьми и делающих, в свою очередь, ее субъектом деятельности, познания и общения.
Сложность и особое правовое значение категории личности правонарушителя порождает большое количество научных воззрений на сущность и содержание исследуемого понятия.
Так, Антохина Н.Ю. определяет личность правонарушителя как совокупность всех отрицательных качеств, обуславливающих совершение какого-либо преступления.
Однако по нашему мнению, личность правонарушителя представляет собой сложное и многоаспектное понятие, несущее в себе как общесоциологическое, так и юридическое содержание. Последнюю нельзя рассматривать в отрыве от социальной сущности человека, вне связи со всей системой общественных отношений, участником которых он является. Не следует и определять последнюю как совокупность неких отрицательных качеств, тех или иных негативных свойств личности.
По нашему мнению, личность правонарушителя следует воспринимать как продукт реальной действительности, имеющий свою социальную природу.
Человек изучается многими науками - педагогикой, медициной, биологией, физиологией, психологией, этикой, социологией, эстетикой, правом, философией и др., но каждая наука интересуется им по-своему. Так, этика изучает личность как носителя и творца материальных ценностей. Психология определяет личность с позиции и в связи с психической деятельностью. В социологии личность - это определенная форма общественных отношений, а в юриспруденции - носитель определенных прав и юридических обязанностей.
Наиболее общее определение личности призвана дать философия - наука об общих закономерностях природы, общества и познания. Так, с точки зрения последней, личность - это не просто совокупность сформированных в социальной среде характеристик человека, но такая совокупность, которая дает основание говорить о личности как определенной целостности, в которой все характеристики взаимосвязаны и взаимно обусловлены.
Противоправное поведение, как и общественно приемлемое, реализуется в пределах физических и психических возможностей человека. Преступление совершает человек, при этом он учитывает и свои физические возможности. Не случайно, например, на совершение разбойных нападений, грабежей в основном решаются молодые люди, обладающие силой, ловкостью, способностью подавить сопротивление жертвы и быстро скрыться с места происшествия. Однако, все-таки суть отличия преступного поведения от правомерного заключается не в специфических физических и психических возможностях субъекта, а в мотивации, направленности поведения.
Указанный подход к пониманию личности правонарушителя является по существу единым.
Всякая личность представляет собой индивидуальное выражение социально значимых свойств, индивидуальную форму отражения бытия и духовных условий общества. Все это концентрируется в ее сознании, которое само становится активным цементирующим элементом формирования личности, опосредуя в соответствии с собственным содержанием действие на человека всех проявлений социальной действительности, определяя в конкретном случае выбор им той или иной социальной позиции и направленности поведения.
В определении личности правонарушителя в качестве существенной характеристики выступает совокупность отрицательных черт и свойств. Именно эта совокупность социальных свойств и признаков личности, их содержание, соотношение социально-положительных и социально-отрицательных элементов дают наиболее полное представление о тех, кто совершает правонарушение, а также помогает понять, оценить как сам поступок, так и лицо, его совершившее.
Совокупность личностных качеств, обусловливающих совершение лицом правонарушения, складывается в процессе всей предшествующей жизнедеятельности индивида. Личностные свойства, обусловившие совершение правонарушения, не исчезают и после его совершения. В дальнейшем они претерпевают лишь изменения, но в любом случае представляют криминологический интерес.
Общее же понятие личности правонарушителя является достаточной абстрактной категорией и используется в основном в качестве рабочего инструментария в процессе научного анализа соответствующих лиц.
В рамках настоящей работы, подробно рассмотрим само понятие "личности" с точки зрения его правового содержания.
По мнению ряда ученых, в современном законодательстве Российской Федерации, а также в юридических науках понятие "личности" отождествлено с физическим лицом, что противоречит духу самой категории личности в психологической науке, где ее содержание трактуется как системное (социальное) качество человеческого индивида, являющегося ее "носителем". Среди отечественных психологов устоялось мнение, в соответствии с которым личность - это системное (социальное) качество человеческого индивида, выступающее его активной отражающей системой, определяющей своеобразие мышления и результаты его деятельности, формирующейся и проявляющейся в конкретной деятельности. Как представляется, в такой интерпретации личности наглядно проявляется принцип единства сознания, личности и деятельности.
Сущность личности составляют отношения человека к разным сторонам действительности, которые реализуются, согласно А.Н. Леонтьеву, не просто его деятельностью, а совокупностью его многообразных деятельностей, будучи окрашенными его абсолютными ценностями. Носителем личности выступает индивид (человек).
По нашему мнению, в современной психологической науке личность - это социальное качество человеческого индивида как отражение его включенности в социальные общественные отношения. Однако в отечественной юриспруденции личность представлена не как социальное качество человеческого индивида, а как субъект и объект правоотношений.
Так, для обозначения субъектов и объектов правоотношений в современном законодательстве и юридических науках используется широкий спектр понятийного аппарата, относящегося в целом к:
а) физическим лицам;
б) личности (в том числе к личности преступника, личности осужденного, личности совершившего преступление гражданина, личности судимого, личности обвиняемого, личности подозреваемого и т.п.) и
в) индивиду.
Так, согласно Конституции РФ для обозначения физических лиц употребляются такие категории, как человек (преамбула к Конституции; ст. 2; п. 2 ст. 17), человек и гражданин (ст. 2; п. 1 ст. 17), обвиняемый в совершении преступления (п. 1 ст. 49), обвиняемый (п. 3 ст. 49), осужденный за преступление (п. 3 ст. 50), должностные лица (ст. 53).
В Комментариях к Конституции РФ говорится о правах и свободах гражданина, "лиц, являющихся гражданами Российской Федерации", граждан России, иностранных граждан, лиц без гражданства (комментарий к ст. 17 Конституции РФ), а также ряда других категорий физических лиц, включенных в правоотношения и являющихся носителями прав и свобод. Эти категории определены в Конституции словами "все", "каждый", "лицо" ("... имеет право" и т.п.) или словом "никто" ("... не должен подвергаться..." и т.п.).
Наряду с этим в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и в ряде других правовых документов широко используется понятие личности, в том числе в форме личности гражданина, личности виновного и т.п.
Так, согласно статье 4.1. КоАП РФ общие правила назначения административного наказания при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Однако закон определяет субъектом уголовной ответственности, а следовательно, и преступной деятельности, не личность, а "вменяемое физическое лицо" (ст. 19 УК РФ), т.е. человека, но не его личность. И в суде доказывается вина не личности, а человека (физического "лица" - ст. 24 УК РФ), совершившего преступление. И наказание выносится не личности, а человеку (физическому "лицу" - п. 1 ст. 43 УК РФ). Согласно статье 2.1. административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Иными словами, уголовно-правовой статус правонарушителя получает после суда не личность человека, а сам человек. Этот статус по отношению к человеку имеет внешнее, социально установленное, правовое опосредование в соответствии с существующим уголовным правом.
Таким образом, осуществленный нами сравнительный анализ используемых в некоторых правовых нормах и в толкованиях к ним различного рода понятий, обозначающих субъектов и объектов правоотношений в обществе, показывает, что наряду с теми из них, которые имеют непосредственное отношение к физическим лицам, а также к их деятельности в качестве субъектов и объектов, имеются и те, которые имеют отношение к внутреннему содержанию этих субъектов и объектов, или их "внутренней, социально обусловленной качественности", определяемой через психологическое понятие личности. При этом по своей содержательной сущности, как следует из самих правовых норм, эти две группы понятий не тождественны друг другу, ибо в противном случае одна из них не использовалась бы в законотворческой практике вообще.
При этом любое использование понятия "личности" в юридической литературе должно содержательно подразумевать социальную качественную определенность человека (индивида), выступающего носителем этой личности, но не физическое лицо.
Таким образом, личность правонарушителя может быть определена как система социально значимых свойств лица, совершившего правонарушение, отражающих совокупность негативных социально значимых свойств, влияющих в сочетании с внешними условиями и обстоятельствами на характер поведения.
В приведенном определении отражена взаимосвязь между общесоциологическим и правовым содержанием понятия личности правонарушителя. Включение в данное понятие слова "личность" несет общесоциологическую нагрузку в том смысле, что оно показывает производность рассматриваемого понятия от более общего определения личности и отражает, таким образом, меру социальности в последнем.
Соотношение между понятиями «личность правонарушителя» и «правонарушитель» такое же, как между «личностью» и «человеком». «Человек» - более широкое понятие, чем «личность». «Личность» - более конкретная социальная характеристика «человека», относительно более поздний продукт развития человека, ибо «личностью» не рождаются, ею становятся. Следует заметить, что категорию «личность», не возможно исчерпывающе определить в рамках любой одной науки.
2. Детерминанты формировании личности правонарушителя
Процесс формирования личности является достаточно противоречивым. В то же время, если этот процесс совершается в позитивном направлении, его результат будет благоприятен: рассогласованность и противоречия между личностью и средой, неизбежные в силу относительной самостоятельности человеческого существа, постепенно уменьшаются, сходят на нет, принимают такую форму, которая не препятствует активной деятельности человека.
Но при неблагоприятном нравственном формировании личности возникает несоответствие между свойствами личности и требованиями окружающей действительности. Это относится прежде всего к таким категориям и свойствам личности, как потребности и интересы, нормы нравственности и представления о праве, привычные формы (стереотипы) поведения и их самооценка самим субъектом. В результате - субъект в полной мере не адаптируется к той окружающей социальной среде, в которой он должен жить и работать, общаться с другими людьми.
Рядом авторов выделяются следующие основные источники нравственного формирования личности:
сама личность со всеми присущими ей свойствами;
малые социальные группы - семья, школа, производственный коллектив, в которых эта личность непосредственно формируется;
общество в целом, осуществляющее политическое, духовное, культурно-воспитательное и иное воздействие через средства массовой информации и другие каналы. Говоря о влиянии общества, следует подчеркнуть, что политические, экономические и социальные условия жизни членов данного социума, жизненный опыт, формы поведения и представления воспринимаются или отбираются самой личностью.
Относительная самостоятельность малой социальной группы приводит к тому, что в ней могут возникать групповые нормы поведения и групповые ценности, не совпадающие с нормами и ценностями, принятыми обществом и санкционированными государством. Это не означает, что такие групповые образцы поведения всегда противоречат правовым или нравственным нормам общества; часто они носят нейтральный, так как касаются только профессиональных или иных определенных интересов участников группы (традиции семьи, взаимоотношения спортсменов и т.п.).
Вместе с тем возможны и такие групповые нормы и образцы поведения, которые противоречат праву и общественной нравственности. Причем всякая малая группа осуществляет внутренний (неформальный), а иногда и внешний (формальный) контроль за выполнением указанных норм и требований.
семья, в которой приобретаются основные знания, первоначальное представление об окружающем мире, о нормах поведения. При этом в семье зачастую существует целый ряд обстоятельств, способствующих неблагоприятному нравственному формированию личности, как объективного (неполнота семьи, материальные затруднения, болезнь родителей и т.п.), так и субъективного характера (негативные нравственно-педагогические позиции членов семьи, низкий уровень воспитания).
К факторам, при наличии которых наиболее интенсивно происходит формирование негативных нравственно-психологических особенностей личности правонарушителя, можно также отнести: отрицательные явления в трудовом коллективе (плохая организация производства, атмосфера бесхозяйственности и безответственности, низкая дисциплина, пьянство, прогулы, текучесть кадров, отсутствие гласности и демократического управления в трудовом коллективе, нарушения трудового законодательства и др.); упущения в школьном воспитании; недостатки в сферах общения и досуга (отрицательное влияние маргинальных групп, ориентация ближайшего окружения на антиобщественные "образцы" поведения и вседозволенность, ложное самоутверждение путем издевательств и хулиганских действий и др.); отсутствие социального контроля...

Похожие материалы:

Учебно-исследовательская работа студента (УИРС): Изучение невербального общения личности

Реферат: Характер личности

Курсовая работа: Самооценка личности в младшем школьном возрасте

Курсовая работа: Бихевиористические теории исследования личности

Курсовая работа: Материнство как фактор развития личности ребенка раннего возраста