Квалификационная работа: Изучение мышления практического психолога

На современном этапе развития общества, очень сильно возросла потребность людей в использовании профессиональной психологической помощи. Расширился и спектр психологических проблем населения. Но для получения качественной психологической помощи, требуется психолог практик обладающий определенными профессиональными качествами, среди которых одно из главных значений имеет практическое мышление психолога.

Дата добавления на сайт: 28 августа 2024


Скачать работу 'Изучение мышления практического психолога':


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.А. ШОЛОХОВА
ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И
УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ
КАФЕДРА ОБЩЕЙ, ВОЗРАСТНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Изучение мышления практического психолога
Работа выполнена студенткой
курса очной формы обучения
специалитет
направление «Психология»
Бельц Ксенией Константиновной
Научный руководитель:
доктор психологических наук,
профессор
Ануфриев Александр Фёдорович
Студент _____________ Бельц К.К. ___________ 2015 г.
Москва
Содержание
Введение
. Практическое мышление как познавательный процесс
.1 Понятие практического мышления, его структура и функции
.2 Требования к деятельности психолога
.3 Специфика функционирования практического мышления психологов
Выводы
. Экспериментальное исследование мышления практического психолога
.1 Цель, гипотеза и задачи исследования
.2 Методика исследования
.2.1 Испытуемые
.2.2 Используемые методики
.2.3 Процедура проведения эксперимента
.3 Результаты исследования
.4 Обсуждение результатов
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1.
Введение
Актуальность исследования
На современном этапе развития общества, очень сильно возросла потребность людей в использовании профессиональной психологической помощи. Расширился и спектр психологических проблем населения. Но для получения качественной психологической помощи, требуется психолог практик обладающий определенными профессиональными качествами, среди которых одно из главных значений имеет практическое мышление психолога.
Исследование специфики практического мышления - сложная задача, которая пока далека от окончательного решения. Практическое мышление по своей природе ориентировано на обеспечение функционирования мыслительных процессов человека, направленных на решения практических вопросов и задач, возникающих на практике, и требуют применения новых схем действий, которые ранее не использовались.
Проблема исследования состоит в повышении эффективности профессиональной деятельности практического психолога.
Цель исследования - в выявлении особенностей практического мышления психолога.
Объект исследования - практическое мышление практикующего психолога.
Предмет исследования - особенности мышления практического психолога.
Задачи исследования:
. Провести анализ литературы по проблеме практического мышления;
.Ознакомится с структурой и функциями практического мышления;
.Проанализировать требования к деятельности психолога;
.Провести эмпирическое исследование с целью изучения практического мышления психологов;
.Провести эмпирическое исследование с целью изучения практического мышления у представителей других профессий;
.Сопоставить полученные данные.
Гипотеза исследования:
мы предполагаем, что у практических психологов уровень развития мышления выше, чем у представителей других профессий.
Теоретическую основу исследования составили философские и психологические теории мышления, в том числе и практического мышления, отражены в научных исследованиях и публикациях К. А. Абульхановой-Славской[8], М. К Акимова[26,27], М. Я. Басова[11], Д. Браун [14], А. В. Брушлинский[13], Л. С. Выготского[3], П. Я. Гальперина, Дж. Гилфорда[36], Н.Н Мехтиханова [7], Н.И. Повьякель [25], Ю.К Корнилов [2], А. Н. Леонтьева [31,32], С. Л. Рубинштейна [1], Б. М. Теплова [34] и др.
Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования: изучение литературы по данной теме, изучение и анализ методик, методика А. С. Лачинса «Гибкость мышления», методика «Тип Мышления» (Галина Резапкина), опросник интуитивного стиля Эпстайна, краткий тест творческого мышления Торренса.
Работа состоит из содержания, введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
1. Практическое мышление как познавательный процесс
.1 Понятие практического мышления, его структура и функции
Практическое мышление по своей природе ориентировано на обеспечение функционирования мыслительных процессов человека, направленных на решения практических вопросов и задач, возникающих на практике, и требуют применения новых схем действий, которые ранее не использовались.
Практическое мышление формируется и развивается в процессе непосредственной жизнедеятельности человека. Оно неразрывно связано с конкретными действиями, которые осуществляет человек в таких видах деятельности, как игра, обучение, профессиональная работа, общественная труд, и выполняет функцию обоснования деятельности. Психологи называют практическое мышление "мышлением в действии".
Практическое мышление направлено на выполнение практических задач и проблем, на решение проблемных ситуаций, которые возникают перед человеком или социальной группой, интеллектуальную подготовку к физическому преобразования действительности - постановка цели, составление плана действий, поиск средств, необходимых для достижения цели.
Наиболее продуктивным, на наш взгляд, в исследовании проблемы профессионального мышления является акмеологический подход (А. А. Баталов, Д. Н. Завалишина, Е. А. Климов, Ю. К. Корнилов, А. К. Маркова), который рассматривает профессиональное мышления как структурный компонент профессионализма. Профессиональное мышление объясняется как развивающаяся в структурно-целостное образование и включает познавательный, операционный и личностный компоненты. В качестве системообразующего рассматривается операционный компонент (приемы мышления - мыслительные действия и операции), на основе которого происходит преобразование в рамках познавательного компонента и формируются конкретные профессионально значимые особенности мышления. Степень сформированности общих мыслительных действий и операций определяет уровень развития профессионального мышления в любой сфере деятельности.
В современной психологии принято различать теоретическое и практическое мышление (последнее является предметом нашего исследования), или теоретический и практический интеллект.
Исследуя теоретическое и практическое мышление, С. Л. Рубинштейн и Б. М. Теплов [6, 7] в своих научных трудах выделили существенные особенности практического мышления:
Связь с действительностью, с непосредственным практическим преобразованием действительности (акцентирование на регуляционных функции мышления);
Конкретность такого мышления («подгонки» к единичным, частных обстоятельствах действия);
Временные ограничения в прохождении мыслительных операций.
Несмотря на то, что профессиональное мышление есть и практическим мышлением, рассмотрим функции практического мышления. Регуляционная функция, как существенная характеристика психического отражения, особенно значима для практического мышления. Она акцентирует его включения в непосредственное реальное преобразование профессионалом объекта труда: это мышление в действии, для действия и действиями (то есть операционными образованиями, которые подлежат, как правило, немедленному осуществлению). Данная особенность рассматривалась С. Л. Рубинштейном и Б. М. Тепловым как важнейшая отличительная признак теоретического и практического мышления в их отношении к практике.
Когнитивная функция практического мышления указывает на конкретность в условиях деятельности. Эта характеристика относительно ума полководца особенно подчеркивалась Б. М. Тепловым, который отмечает, что во многих областях научного творчества представители двух типов мышления (абстрактного и конкретного - авт.) Могут достичь больших, иногда - значимых результатов. В военном сфере конкретность мышления - одно из важнейших условий успеха. Настоящий гений войны - это всегда "гений целого" и "гений частного" [7, с.271]. "Изящная наблюдательность", как компонент практического мышления, отмечалась С. Л. Рубинштейном [6].
Специфика практического мышления предполагает включение в структуру задач образно-чувственных компонентов, которые выполняют многочисленные функции в динамике и развитию мышления, интуиции, оценочных суждений и определяют «ключевые» компоненты производственной ситуации.
Отличие теоретического от практического мышления, по мнению Б. М. Теплова, заключается в разном отношении к практике. Специфика практического мышления определена построением частных конкретных задач, в то время деятельность теоретического мышления нацелена в большинстве случаев на выделение системы[7, с.147]. Теоретическое и практическое мышление переплетаются с практикой, но практическое мышление имеет прямую зависимость с практикой. Тем самым, практический интеллект, подтверждает, каждый раз стремление решения практической задачи, и как правило выводы из всего этого напрямую проверяются практикой. Теоретический же интеллект выступает как аналоговый: он подвергается проверке на практике только на итоговых этапах работы. Поэтому особенности практического мышления тесно идут бок о бок с профессиональной деятельностью и происходят из ее содержания и специфических особенностей.
Исследуя профессиональное мышление, ряд ученых уделяют большое внимание изучению особенностей профессионального мышления. На этапе решения технических задач, указывает на важность исследования проблемы технического мышления. Как отмечает Т. В. Кудрявцев, "... проблемы технического мышления как специфического вида интеллектуальной деятельности человека" [5, с.184]. Проблема развития профессионального технического мышления личности нашла свое отражение в фундаментальных психологических исследованиях:
Т. В. Кудрявцев, Ю. М. Кулюткин, Б. Ф. Ломов, В. А. Моляко и др. рассматривали проблемы сущности технического мышления; С. Я. Батищев, Г. М. Василевская, С. М. Василейський, И. П. Калошина, В. В. Чебышева и др. исследовали развитие технического мышления в профессиональной деятельности; Н. Д. Левитов, Е. А. Фарапонова, П. М. Якобсон и др. анализировали конструктивно-технической деятельности; А. Ф. Есаулов, Д. Н. Завалишина, Г. С. Костюк, А. К. Тихомиров и др. отмечали оперативно-поисковом направлении технического мышления, на умении применять технические знания для решения задач в различных условиях.
С 60-х гг. ХХ века в психологии проводятся научные исследования «технического мышления». Они ведутся в профессиональном аспекте как «особенности оперативного мышления» человека (Д. Н. Завалишина), включенного в управление большими системами, как особенности «конструктивного мышления»
(Т. В. Кудрявцев), как мышление широкопрофильных специалистов. С другой стороны, проблема технического мышления рассматривается как теоретическая проблема «практического интеллекта» (Б. М. Теплов). В исследовании технического мышления наметились два направления. Один - описание внешних проявлений технического мышления, его особенностей, другой - объяснение механизма этих особенностей.
Техническое мышление по своей сути является проявлением мыслительной деятельности, а именно: возникает в пределах сенсорно-когнитивной деятельности, базируется на чувственном опыте, пользуется основными мыслительными операциями, благодаря которым осуществляется процесс решения задач и т. Специфика технического мышления обусловлена ​​особенностями профессиональной направленности и интересом к технике, особой детерминированностью его мыслительных процессов, своеобразием методов и приемов, используемых в процессе решения профессиональных задач и проблем. Итак, техническое мышление, имея все признаки мыслительной деятельности, проявляется в специфической деятельности человека и направлено, прежде всего, на решение технических задач.
Рассматривая особенности технического мышления, Ю. М. Кулюткин, А. Моляко и др. характеризовали его как выделение отдельных признаков (или разных их сочетаний) в процессе практической деятельности (самостоятельность в составлении и решении практических задач, разнообразие решаемых задач, творческий характер их решения, выполнение с пониманием функциональных зависимостей между выявленными и невыявленными процессами и т.д.) . В. Н. Дружинин, П. К. Енгельмейер, В. Рыбак, М. Л. Смульсон, М. А. Холодная и др. связывают техническое мышление с некоторыми общими способностями человека, которые проявляются при решении технических задач, в частности такими как: богатство понятий, развитый интеллект, способность к комбинированию, умение рассуждать, устанавливать логические связи, способность сосредотачиваться и пространственно превращать о объекты и тому подобное. Так, например, П. К. Енгельмейер [2] в своих исследованиях указывает на системный подход к проблеме способностей, на многофакторность способностей, которые обеспечивают успех в деятельности, ведь способность не существует сама по себе, она состоит из других психических качеств человека, и только их сочетание образует одну интегративной качество, которым обеспечивается успех. Итак, важную роль в профессиональной деятельности играет способность человека мыслить, раскрывать непосредственные связи предметов и явлений объективной действительности, доходить глубокого понимания их сути и законов.
Исследуя профессиональное техническое мышление, Б. И. Беспалько, С. М. Василевский, Н. П. Ерастов, Т. В. Кудрявцев, Н. Ф. Масленников и др. выделяют технологическое мышление, чаще всего, - как особый вид технического мышления. Мыслить технологически - это умение осознанно управлять своей деятельностью в любой производственной ситуации; умение четко представлять себе весь комплекс явлений, наблюдаемых в процессе изготовления технического механизма; умение оперировать лучшими продуктивными производственными технологиями. Несмотря на это, техническое мышление включает в себя умение мыслить технологически, однако специфика технологического мышления требует особого подхода к формированию этого интеллектуального умения. Соответственно, технологическое мышление характеризуется признаками, которые присущи техническому мышлению, в частности: оперирование техническими понятиями и образами в динамике и статике, единство теоретического и практического компонентов, четкость и точность мыслительных операций, направленность на точные расчеты.
Анализируя особенности формирования профессионально-творческого мышления будущего специалиста, Л. В. Засекина [3] указывает на следующие характеристики профессионального мышления:
. Профессиональное мышление проявляется в различных видах практической деятельности и направлено на решение специфических задач при определенных условиях.
. Объектом познания профессионального мышления является сложная, многоэлементная система, к которой принадлежит и сам субъект мышления.
. Цель мышления специалиста-практика - достижение конкретных результатов в сложных условиях. Именно поэтому изучение объекта опосредуется целями практической реализации.
. Профессиональному мышлению свойственны целое-мотивационный, содержательный, функционально-операционный аспекты. Особенности этих аспектов обусловлены спецификой понятий, связанных с определенной сферой деятельности, операций (анализ, синтез, обобщение), которые основаны на опыте и теоретических знаниях, сравнениях с элементами оценки, расчета и комплексностью практических целей.
. Профессиональному мышлению свойственна качественное своеобразие (направленность на реализацию, оригинальность, гибкость, оперативность, эвристичность).
Итак, профессиональное техническое мышление можно описать как совокупность последовательных мыслительных действий, направленных на отражение в сознании человека технических процессов и объектов, принципов их строения и использования технических понятий и образов. Конкретным проявлением профессионального технического мышления является понимание техники: быстрое усвоение структуры технического устройства, принципа его действия, выявления недостатков, несовершенства в нем, нахождение неполадок в технических объектах и механизмах, разработка средств совершенствования технического оборудования и тому подобное. Без участия технического мышления невозможно конструирования новых и усовершенствование уже действующих машин и технологических процессов, то есть невозможно техническое творчество.
Исследование профессионального технического творчества в психологии проводятся с начала ХХ века и особенно интенсивно разрабатываются сегодня, это отражено в трудах В. Е. Алексеева, А. В. Антонова, Г. М. Василевской, Е. П. Верещака, Ю. С. Гильбуха, С. Ю. Губенково, А. В. Зазимко, А. Коркунов, А. К. Марковой, А. Моляко, В. Д. Путилина и др. Проведенный анализ этих психолого-педагогических исследований позволяет предположить, что профессиональное творчество создает благоприятные условия для развития профессионального мышления учащихся профессионально-технических учебных заведений, поскольку профессиональная творчество направлено на создание принципиально новых технических механизмов, на поиск для существующих приборов новых возможностей использования.
Сейчас в психологической науке активно обсуждаются структурные подходы к профессиональной, технического, практического мышления и тому подобное. Однако, у ученых нет единства в понимании структурных компонентов профессионального мышления.
Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует, что ученые определяли достаточно разносторонние структурные компоненты мыслительной деятельности. Так, например, Г. С. Костюк [4] выделяет три компонента мыслительной деятельности: содержательный (знания, которые человек получает через органы чувств и логичным путем, составляют содержательный компонент его мышления, обогащение которого не может обойтись без понимания). Описывая процесс понимания, Г. С. Костюк отмечал, что понять объект - значит раскрыть его во всех связях и отношениях, в этом процессе важное значение имеет соответствующий опыт человека), функционально-операционный (во взаимодействии субъекта с действительностью мышления возникает и формируется непрерывный процесс анализа, синтеза, обобщения, конкретизации), и целое-мотивационный (потребности, интересы, чувства выполняют побудительную роль мышления).
Термин "практическое мышление" также употребляют для обозначения мышления целесообразного, обусловленного лишь целью и действиями людей. Логик А. Т. Ишмуратова, анализируя практические усмотрения, которые опредмечивает практическую мнению, называет такие особенности, как благоразумие, рациональность, целесообразность, логичность.[30]
Теоретическое мышление - это сфера "умозрения" (Аристотель), сфера "чистого" разума, который строит теоретические системы знаний, не обращаясь непосредственно к чувственному опыту. Это сфера общих абстракций (понятий), общим Аристотель называл "то, что всегда и везде".
В процессе реального мышления современного человека практическое и теоретическое мышление взаимосвязаны и обусловливают друг друга. Практическое мышление осуществляется в процессе непосредственной,...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Изучение понятия и особенностей психологии творческого мышления

Курсовая работа: Изучение особенностей проявления агрессии

Реферат: Изучение феномена лидерства у студентов

Курсовая работа: Особенности развития зрительного восприятия и пространственного мышления у детей младшего школьного возраста

Реферат: Проблема развития мышления. Основные психологические теории