Реферат: Изучение опыта предупреждения конфликтных ситуаций в общеобразовательных организациях

Актуальность исследования. Человек - существо социальное и общение является неотъемлемой частью его существования. В общении складывается важная система воспитательных взаимоотношений, способствующих эффективности воспитания и обучения. В педагогической деятельности общение приобретает функциональный и профессионально значимый характер.

Дата добавления на сайт: 28 августа 2024


Скачать работу 'Изучение опыта предупреждения конфликтных ситуаций в общеобразовательных организациях':


ВВЕДЕНИЕ
конфликт общеобразовательный педагогический
Актуальность исследования. Человек - существо социальное и общение является неотъемлемой частью его существования. В общении складывается важная система воспитательных взаимоотношений, способствующих эффективности воспитания и обучения. В педагогической деятельности общение приобретает функциональный и профессионально значимый характер. Оно выступает в ней как инструмент воздействия, и обычные условия и функции общения получают здесь дополнительную «нагрузку», так как из аспектов общечеловеческих перерастают в компоненты профессионально-творческие.
Но, к сожалению, педагогическое общение не всегда корректно. Зачастую именно в педагогическом общении возникают разного рода конфликты, иногда спровоцированные учеником, а иногда сознательно создаваемые учителем для достижения наилучшего результата в обучении и в становлении личности учащегося. Можно сказать, что конфликты не обошли стороной и педагогическое общение, осуществляемое в рамках школы. Поэтому изучение конфликтов - их появление, развитие, причины, разрешение - становится очень востребованным. Не случайно в школах уже не обойтись без помощи психологов, которые могут грамотно разрешить сложившуюся конфликтную ситуацию. В какой-то степени модной становится профессия конфликтолога, все больше приобретающая популярность[16, с. 37].
Одной из актуальных проблем современного общества является рост агрессивных тенденций в подростковой среде. За последние годы резко возросла молодежная преступность, особенно преступность подростков. В этих условиях особенно актуализируется анализ проблемы агрессивного поведения детей подросткового возраста.
В последнее время взрослые все чаще оказываются в тупике, будучи не в силах прекратить агрессивные выходки детей, происходящие на их глазах. Сегодня учителя и родители нуждаются в самых разнообразных психологических знаниях, чтобы быть компетентными при встрече с детской агрессией. Чтобы сделать менее острыми те трудности, которые испытывает сам подросток, а также его родители и школа, необходимо заранее знать, каковы могут быть проявления асоциальности в этом возрасте. Анализ причин отклонений в личностном развитии и поведении подростка позволяет наметить конкретные приемы воспитательной работы.
Традиции накопления конфликтологических идей имеют многовековую историю. Первые целостные концепции конфликта появились на рубеже 19-20 вв., однако и в предшествующие столетия лучшие умы человечества предлагали свои видение природы этого феномена, путей предотвращения и разрешения конфликтов. Идеи согласия и конфликта , мира и насилия всегда были одним из центральных в различных религиозных течениях. Тема борьбы добра со злом представлена в значительном числе произведений и искусства. Обыденное сознание также является мощным источником конфликтологических идей, отражением отношения людей к конфликтам разного уровня[2, с.17].
Конфликт играет ключевую роль в жизни отдельного человека, семьи, организации, государства, общества и человечества в целом. Каждому человеку, руководителю на любом уровне, прежде всего государственном, сегодня срочно необходимы знания о способах предупреждения и конструктивного разрешения конфликтов различных масштабов. Такие знания трудно получить, опираясь только здравый смысл. Научиться конструктивно вести себя в конфликтах можно опытным путем, но опыт либо слишком дорого стоит, либо приходит поздно. Для быстрого получения практических заданий о конфликтах необходимо энергичное формирование и развитие науки. Для решения этой задачи важно провести хотя бы самую общую систематизацию уже имеющихся знаний о конфликтах, определить методологические и теоретические основы науки, очертить контуры сложившейся на практике конфликтологических исследований, наметить перспективы их развития.
Цель исследования: изучить особенности конфликтного общения.
Предмет: конфликты в общении
Объект: опыт работы учителя по проблеме конфликтного общения
Задачи:
Рассмотреть причины и факторы возникновения конфликтов.
Раскрыть сущность и содержание понятия конфликта в общеобразовательных организациях.
Изучить опыт учителя по проблеме разрешения конфликтного поведения.
Методы:
Теоретический анализ литературы
Анализ опыта работы педагога
Практическая значимость:Проведенное исследование может быть использовано педагогами и воспитателями школ, работающими в среднем звене с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса, а также психологами для составления программ психо-коррекционной работы с подростками.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ КОНФЛИКТОВ В ОБЩЕНИИ
1.1 Возникновение конфликтов: причины, факторы
Основная группа объективных причин конфликтов управления является организационной по своей природе, этим причинам элемент субъективизма присущ в несколько большей степени по сравнению с объективными причинами. Организационно-управленческие причины конфликтов связанны с созданием и функционированием организаций, коллективов, групп[3].
Конфликт - это столкновение двух или более сильных мотивов, которые не могут быть удовлетворены одновременно. Психологически конфликт связан с тем, что ослабление одного мотивирующего стимула ведет к усилению другого и требуется новая оценка ситуации. Конфликты могут нести как позитивный, так и негативный эффект.
В общей классификации существуют следующие типов конфликтов: внутриличностный конфликт, межличностный конфликт, внутригрупповой конфликт, межгрупповой конфликт, социальный конфликт, межклассовые конфликты, внутренние организационные конфликты, этнические конфликты, и педагогический конфликт.
Проблема выявления причин конфликта является ключом к нахождению путей их предотвращения. Без знания движущих сил конфликта трудно выявить, чтобы обеспечиваетпоявление[15,с.108].
Такое вмешательство оправдано, когда мы не только знаем, что происходит во время конфликта, но мы можем ответить на вопрос, почему эти события так, а не иначе. Построение объяснительных моделей является результатом систематического генетического анализа конфликта. Она позволяет определить причину конфликта, выявить движущие силы развития.
Возникновение и развитие конфликтов, вызвано действием четырех групп факторов и причин: объективных, организационно-административных, социальных, психологических и личностных. Первые две группы факторов во многом носит объективный характер, третья и четвертая - в основном субъективный характер.
Понимание объективных и субъективных причин конфликтов будет очень полезно в будущем при определении способов их предотвращения, разработки оптимальных стратегий поведения людей в типичном конфликте. К числуобъективных причин конфликта можно отнести в основном обстоятельства социального взаимодействия людей, которые привели к столкновению интересов, мнений, взглядов и т.д[4].
Объективные причины конфликтов приводят к созданию предконфликтной обстановки - объективного компонента предконфликтной ситуации. Например, в цехе освобождается должность его начальника, на которую могут претендовать несколько инженеров, работающих в данном цехе. Поскольку должность одна, а претендентов несколько, интересы последних объективно, т.е. независимо от желания инженеров, сталкиваются.
Такое столкновение может привести к конфликту, а не может и не привести. Однако, если это должность был только один претендент, то конфликта интересов двух или большего числа инженеров, связанных с назначением на эту должность, не возникло. В такой ситуации был бы исключен конфликт, связанный с назначением на вакантную должность, так как не было бы никакой объективной причины для этого.
Субъективные причины конфликтов в основном связаны с индивидуальными психологическими особенностями оппонентов, которые приводят к тому, что они выбирают конфликт, а не какой-либо другой способ создания объективного противоречия[11, с.26].
Человек не идет на компромиссное решение проблемы, не уступает, не избегает конфликта, не пытается создать союз с противником, чтобы разрешить противоречие, и выбирает стратегию борьбы.
Практически в любой предконфликтной ситуации существует возможность одного или нескольких путей разрешения конфликта. Причины, по которым выбирают конфликт, в контексте вышеизложенного, в основном, носит субъективный характер[17].
Краткое рассмотрение характера взаимосвязи между объективными и субъективными причинами конфликтов можно отметить следующее.
При кратком рассмотрении характера взаимосвязей между объективными и субъективными причинами конфликтов можно отметить следующее:
Во-первых, жёсткое разделение объективных и субъективных причин конфликтов, а тем более их противопоставление, по-видимому, неправомерно.
Например, если завод был разработан и утвержден нормативной процедурой коллективно вакантные руководящие должности, количество конфликтов, связанных с борьбой за продвижение по службе, будет значительно меньше[8].
Но развитие этой процедуры зависит от личностных качеств руководителей, т.е. от субъективных факторов. Предположим, человек начал конфликт из-за их собственной повышенной агрессивности, казалось бы, по чисто субъективным причинам.
Тем не менее, вполне возможно, что одна из главных причин повышенной человеческой агрессии является повышенная агрессивность социально-экономической среды, в которой он родился, вырос и живет. Таким образом, на основании чисто субъективных причин конфликта может в конечном счете опирается на человеческий фактор т.е. объективный фактор.
Во-вторых, вероятно, ни один конфликт, который в какой-то степени не было бы связан с субъективными и объективными причинами. В то же время трудно найти ситуацию до конфликта, которая возникла в силу объективных обстоятельств, которые не могут быть разрешены неконфликтным образом. В любом конфликте всегда межличностную роль играет субъективный фактор[10].
Если человек объективно решил начать противодействуя конфликт, конфликт не будет. Таким образом, практически любой конфликт существует из-за комплекса объективно-субъективные причины.
Дальнейшее развитие систематического генетического анализа конфликтов, связанных с созданием более строгой квалификации их причин, развития и завершения. Необходимо избегать смешивания причин конфликтов с причинами изменений в их динамике, длительности воздействия гравитации и т.д.
Речь идёт о различении таких понятий как «детерминанты», «причины», «факторы», «условия», «обстоятельства».
Проведенный автором анализ более 2000 реальных межличностных конфликтов в отношениях между менеджерами среднего звена показывает, что существует много объективных причин конфликтов. Они настолько разнообразны, что не поддаются строгой классификации. Среди наиболее распространенными являются следующее:
. Естественное столкновение значительных материальных и духовных интересов людей в процессе их жизни. Сотрудники работают в команде, как правило, работают в тесном сотрудничестве для решения многих проблем. Часто взаимодействие сотрудников продолжается в свое свободное время. В процессе постоянного взаимодействия между интересами людей время от времени встречи. Это столкновение интересов создает объективную основу для возможных конфликтов.
. Слабая разработка правовых и других нормативных процедур социального одобрения, противоречия, возникающие в процессе взаимодействия человека. Например, если начальник оскорбил подчиненного, последний часто вынужден прибегать к защите достоинства конфликтного поведения. Подчиненный, конечно, имеет право обжаловать неправильное, по его мнению, действия начальника. Однако процедура такого обжалования является неэффективным. Большинство из них предпочитают отказаться от какого-либо предварительного конфликта или идти на конфликт.
. Отсутствие значимых для нормальной жизни материального и духовного богатства народа. Тот факт, что мы живем в обществе возможных дефицитов, существенно влияет на количество, а также конфликтов между ними. Основной недостаток денег стал сегодня. Если ваша организация имеет возможность предложить хорошо оплачиваемую работу для ограниченного числа сотрудников, то есть естественные конфликты между ними обоснованы. Распределение жилья, премий и других материальных и духовных ресурсов является объективным процессом конфликта.
. Образ жизни многих россиян. Это объективная причина межличностных конфликтов, связанных с материальным положением и плохими условиями жизни, нехватка финансовых ресурсов для удовлетворения основных потребностей семьи иногда, деятельность, в которой человек не всегда может реализовать свой потенциал.
. Достаточно устойчивые стереотипы и межличностные отношения граждан России, Советского Союза, Российской Федерации, способствуя возникновению конфликтов. Эти стереотипы формировались в прошлом веке, и, возможно, в течение более длительного периода. Советский народ с момента его рождения воспитывался в духе классовой борьбы, нетерпимости и беспощадности к своим классовым врагам и всех тех, кто не разделяет нашу версию коммунистической идеологии[7, с.524].
Практически непрерывная борьба не только с внешним врагом, но и с различными внутренними «вредными элементами» не могла не отразиться на характере межличностных отношений людей в целом.
Мы не терпимы к другому, легко можем ранить чувства собственного достоинства и интересов других. Поскольку мы унижены и оскорблены государством и чаще других, мы можем легко и, не колеблясь, идти на конфликт[2].
Кроме названных, существует ещё бесконечных ряд объективных причин, влияние которых на конфликтность человека пока не изучено. К ним можно отнести заметные отклонения от экологических нормативов в среде обитания людей, в характеристиках электромагнитных полей, вызванные солнечной активностью или тех. устройствами, различные стрессовые ситуации, в которые попадает человек. Американские учёные (психологи) экспериментально доказали, что в жаркие дни вероятность массовых беспорядков в городе может быть в несколько раз выше, чем в холодные дни[16].
Вторая группа объективных причин конфликтов носит организационно-управленческий характер
Организационно-управленческие причины конфликтов связаны с созданием и функционированием организаций, коллективов, групп:
Структурно-организационые причины конфликтов
Она заключается в несоответствии организационных требований структуры деятельности, которой она занимается. Структура организации должна определяться задачами, которые эта организация будет решать. Структура создается задачей. Однако, чтобы достичь идеального соответствия организационной структуры решали проблемы практически невозможное.
Несоответствие структуры организации решаемым задачам возникает по двум причинам:
) допускаются ошибки в разработке организационной структуры. Трудно точно предсказать все проблемы, которые будет решать организация. Трудно создать структуру, которая будет отражать детали в соответствие с требованиями будущей деятельности.
) Задачи и направления деятельности компании постоянно меняется. Поскольку структура организации не может быть изменена каждую неделю, существует естественное несоответствие его деятельности[13,с.294].
Менее гибкая структура управления организации адаптируется к изменяющимся требованиям своей деятельности, тем больше возникают организационные конфликты.
Функциональные и организационные причины конфликтов, вызванных неоптимальной организацией функциональных связей с внешней средой; между структурными элементами организации; между отдельными работниками[7, с.93].
Внешниесвязиорганизации должны наилучшим образом удовлетворять вопросы и обеспечить их реализацию. Организационная эффективности невозможно без хорошо функционирующих функциональных отношений с окружающей средой. Нарушение этих связей приводит к конфликтам. Те же требования должны соответствовать функциональной связи между отдельными работниками персонала.
Личностно-функциональные причины конфликтов связаны с неполным соответствием работника по профессиональным, нравственным и другим качествам требований занимаемой должности любая работа требует определённых профессиональных знаний и опыта. Если человек не соответствует этим требованиям, то возможны конфликты между ними и руководителями.
Ситуативно-управленческие причины конфликтов обусловлены ошибками, допускаемыми руководителями и подчинёнными в процессе решения управленческих и других задач. Принятие ошибочного решения объективно создаёт возможность конфликтов между авторами решения и его исполнителями. Невыполнение работниками задач, поставленных руководством, также вызывает опасность конфликта по этому поводу[9].
Социально-психологические причины конфликтов
Существуют различные точки зрения на роль социально-психологических причин в возникновении конфликтов. Одна из них заключается в том, что конфликт обусловлен в первую очередь объективными социально-психологических детерминантами. Вместе с тем очевидно присутствие вторичных социально-психологических аспектов, сторон во всяком конфликте, а с другой стороны - наличие частного класса конфликтов, порождаемых социально-психологических факторами.
Среди социально-психологических причин конфликтов являются те, которые происходят из-за прямого взаимодействия между людьми. Точные границы между 4 группы еще не определены. Тем не менее, исследование конфликтов показывает несколько типичных причин, носящих социально-экономический характер[11].
Второй типичной причиной межличностных конфликтов является сбалансированное ролевое взаимодействие 2 людей. Каждый человек в процессе взаимодействия с окружающими играет более 10 типичных ролей. Это роли начальника, брата, отца, сестры, сына, пассажира и т.д.
Когда руководитель общается, то обычно он считает себя старшим. Взаимодействие начальника с подчинёнными осложняется тем, что оно осуществляется на 2 ролевых уровнях: как правило, старшего с младшим при решении служебных вопросов и как равного с равным, поскольку подчинённый и начальник как граждане равны между собой.
Одной из типичных причин является непонимание, несовпадение позиций часто может быть вызвано расхождением во взглядах, на одно и тоже, а подходам к проблеме с различных сторон.
Анализ конфликтов показал, что, оценивая других им не удалось сделать по сравнению с идеалом, выполнявшим аналогичную работу отлично. Сам же работник оценивает свои результаты, т.е. в итоге дня от способов оценки может быть не только противоположно. Это приводит к конфликтам[16,с.104].
Личные причины конфликтов, связанных в первую очередь с индивидуальными психологическими особенностями ее членов. Они обусловлены спецификой процессов, происходящих в психике человека в ходе его взаимодействия с другими людьми и окружающей средой.
Если говорить о причинах конфликтов, которые относятся к...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Изучение стратегий поведения в конфликтных ситуациях подростков из полных и неполных семей