Курсовая работа: Изучение отношения подростка к себе

Актуальность проблемы. Проблема психического развития детей, становления личности является одной из самых сложных проблем возрастной и педагогической психологии и вместе с тем одной из центральных. За десятилетия интереса к данной проблеме исследован большой круг процессов, раскрывающих общее психическое развитие ребенка, выделены определенные закономерности, в том числе стадии развития тех или иных способностей, функций, возможностей ребенка.

Дата добавления на сайт: 18 августа 2024


Скачать работу 'Изучение отношения подростка к себе':


Изучение отношения подростка к себе
Введение
Актуальность проблемы. Проблема психического развития детей, становления личности является одной из самых сложных проблем возрастной и педагогической психологии и вместе с тем одной из центральных. За десятилетия интереса к данной проблеме исследован большой круг процессов, раскрывающих общее психическое развитие ребенка, выделены определенные закономерности, в том числе стадии развития тех или иных способностей, функций, возможностей ребенка. Развитие ребенка и есть не что иное, как переход от одной возрастной ступени к другой, связанный с постоянным изменением и построением его личности.
Одним из самых сложных периодов в онтогенезе человека считается подростковый возраст. В этот период происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.
Выводы исследователей по данной проблеме (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Т.В. Драгунова, К.Н. Поливанова и др.) сводятся к тому, что причины резких, качественных изменений личности подростка следует искать вокруг личностных новообразований этого периода. В качестве таких главных личностных новообразований, определяющих развитие личности подростка, выделяют понятийный характер мышления, развитие сознания на уровне самосознания, развитие «чувства взрослости».
Для понимания подросткового возраста, выбора правильного направления и форм работы необходимо иметь в виду, что этот возраст относится к так называемым критическим периодам жизни человека, или периодам возрастных кризисов. Причины возникновения, характер и значение подросткового кризиса психологами понимаются по-разному. Л.С. Выготский выделяет две «кризисные точки» этого периода 13 и 17 лет. Наиболее изученным является кризис 13 лет.
Подростковый возраст - один из важнейших этапов в становлении личности человека. Он характеризуется рядом специфических особенностей. Это возраст преобразований в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений. Этот этап еще продолжает рост человека, формирование организма в процессе полового созревания, что оказывает важное влияние на психофизиологические особенности. Основу формирования новых психологических и личностных качеств составляет общение в ходе различных видов деятельности: учебной, производственной, творческих занятий и пр. Для этого периода характерны частые стрессы, связанные с интенсификацией учебного процесса с переходом на новые формы обучения (ещё большая дифференциация предметов), а также социальная адаптация в отношениях с коллективом.
Многочисленные работы по проблемам возраста в большинстве своем лишь в общих чертах характеризуют возрастную компетентность и делают акцент на формировании и проявлениях возрастных новообразований подросткового возраста. Д.Б. Эльконин, Т.В. Драгунова рассматривают чувство взрослости как проявление возрастного самосознания. В работах Э. Эриксона делается акцент на формировании идентичности, что, по сути, является процессом самоопределения в подростковом возрасте. По мнению Л.И. Божович, переходный критический период также завершается возникновением особого личностного новообразования, которое можно обозначить термином «самоопределение».
В психологии к проблемам самоотношения обращались такие психологи Р Бернс, С.Р. Пантелеев, Л.С. Рубинштейн, Н.И. Сарджвеладзе, В.В. Столин и другие.
В то же время изучение современной специальной научной литературы показывает, что в отечественной психологии уже сложилось определенные предпосылки для углубления теоретико-методологического анализа и обоснования категории самоотношения, но недостаточно четко прослеживается особенности самоотношения у детей подросткового возраста.
Теоретической основой нашей работы явились фундаментальные отечественные концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Б.Г. Ананьева, по проблемам развития личности; теории развития детей в подростковом возрасте (Л.И. Божович, Т.В. Драгунова, Д.Б. Эльконин, К.Н. Поливанова, А.М. Прихожан и др.).
Целью исследования является изучение отношения детей подросткового возраста к себе.
Объект исследования - отношение к себе в структуре самосознания.
Предмет исследования: отношение подростка к себе.
Гипотеза исследования: подростки с разным содержанием чувства взрослости имеют различия по таким показателям отношения к себе, как высота самооценки, уровень притязания и уровни самоотношения, отличающиеся по степени обобщенности.
Актуальность проблемы и цель исследования определили постановку и решение следующих задач.
. Теоретические задачи исследования:
изучить теоретические подходы отечественных и зарубежных исследователей к проблеме психологического содержания подросткового возраста;
определить специфику ситуации взросления человека на этапе подросткового возраста, описать ее через характеристики самоотношения.
. Эмпирические задачи исследования:
определить группы подростков, различающихся содержанием чувства взрослости;
выявить различия у подростков с разным содержанием чувства взрослости по таким показателем отношения к себе, как высота самооценки и уровнем притязания;
выявить различия у подростков с разным содержанием чувства взрослости по уровням самоотношения.
Для решения поставленных задач нами была использована система методов исследования.
. Методы теоретического анализа и обобщения подходов к проблеме исследования.
. Методы эмпирического исследования:
проективный метод «Незавершенные предложения» T. Szustrowa в переводе Т.И. Пашуковой и П.В. Лушина (1991), вариант Т.Ю. Андрущенко (1999);
метод опроса «Тест-опросник самоотношения» (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев);
метод прямого оценивания (прямого шкалирования): шкала самооценки и уровня притязаний Т. Дембо-С.Я. Рубинштейн (модификация А.М. Прихожан).
. Методы качественно-количественной обработки и интерпретации данных.
База исследования. Исследование проводилось на базе МБОУ Иловлинской СОШ №1 г. Иловли с подростками в возрасте 13 - 14 лет. Общее число участников исследования - 32 человека. Исследование проводилось в групповой форме работы.
Структура работы. Структура соответствует логике исследования и включает в себя введение, две главы, заключение, библиографический список, приложения. Общий объем работы 43 страницы, включая 10 страниц приложений. Список литературы содержит указания на 26 источников. Текст иллюстрирован таблицами.
1. Теоретические подходы к изучению отношения подростка к себе
.1 Психологическое содержание подросткового возраста
Подростковый возраст - это период развития детей от 11 - 12 до 15 лет (что соответствует среднему школьному возрасту, учащимся V-VIII классов), отличающийся мощным подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой организма. В это время происходит не только физическое созревание человека, но и интенсивное формирование личности, энергичный рост моральных и интеллектуальных сил. Подростковый возраст называется иначе переходным возрастом, так как он характеризуется переходом от детского состояния к взрослому, от незрелости к зрелости. Подросток - уже не ребенок, но еще и не взрослый человек.
Определение психологического содержания подросткового возраста до сих пор остается дискуссионной проблемой отечественной психологии. Несмотря на большое число исследований, нет пока единого мнения относительно таких ключевых аспектов этой проблемы, как ведущая деятельность подростничества, центральные новообразования возраста. Да и наконец, вопрос о том, к стабильному или кризисному возрасту следует относить подростничество, остается открытым [Поливанова, 1994].
Как мы уже отметили, подростковый возраст является по сути кризисным.
Для этого существуют как внешние, так и внутренние (биологические и психологические) предпосылки.
Внешние предпосылки. Изменение характера учебной деятельности: многопредметность, содержание учебного материала представляют собой теоретические основы наук, предлагаемые к усвоению абстракции, вызывают качественно новое познавательное отношение к знаниям; нет единства требований: сколько учителей, столько различных оценок окружающей действительности, поведения ребенка, его деятельности, взглядов, отношений, качеств личности. Отсюда - необходимость собственной позиции, эмансипации от непосредственного влияния взрослых; введение общественно-полезного труда в школьное обучение. У подростка появляется осознание себя как участника общественно-трудовой деятельности; предъявляются новые требования в семье (помощь по хозяйству, с подростком начинают советоваться); подросток начинает интенсивно рефлексировать себя.
Внутренние предпосылки. В этот период происходит бурный физический рост и половое созревание (появляются новые гормоны в крови, происходит влияние на центральную нервную систему, происходит бурный рост тканей и систем организма). Выраженная неравномерность созревания различных органических систем в этот период приводит к повышенной утомляемости, возбудимости, раздражительности, негативизму.
В отечественной психологии сложилась традиция рассмотрения психологического содержания возраста с позиции культурно-исторического подхода Л.С. Выготского, а точнее трех основных составляющих - социальная ситуация развития, ведущая деятельность, возрастные новообразования, остановимся подробнее на каждой.
Социальная ситуация развития. Подростковый возраст «начинается» с изменения социальной ситуации развития. На каждой фазе жизненного пути, как подчеркивал Л.С. Выготский (1999), складываются определенные социальные ситуации развития как своеобразное отношение личности к окружающей её социальной действительности, определяющие пути развития, по которым социальное становится индивидуальным.
Социальная ситуация развития, включающая систему отношений, различные уровни социального взаимодействия, различные типы и формы деятельности, рассматривается Л.И. Божович (2001) в качестве основного условия личностного развития, т.к. меняется самим человеком в соответствии с возможностями.
Социальная ситуация как условие развития и бытия в подростковом возрасте принципиально отличается от социальной ситуации в детстве не столько по внешним обстоятельствам, сколько по внутренним причинам. Подросток продолжает жить в семье, учиться в школе, он окружен по большей части теми же сверстниками. Однако сама социальная ситуация трансформируется в его сознании в совершенно новые ценностные ориентации подросток начинает интенсивно рефлексировать на себя, на других, на общество. Теперь уже иначе расставляются акценты: семья, школа, сверстники обретают новые значения и смыслы. В шкале ценностей подростка происходят сдвиги. Все освещается проекцией рефлексии, прежде всего самые близкие: дом, семья [Шаповаленко, 2005].
Ведущая деятельность. В отечественной литературе существует по крайней мере три варианта определения ведущей деятельности подростничества. Д.Б. Эльконин выделял интимно-личностное общение, Д.И. Фельдштейн - общественно-полезную деятельность, В.В. Давыдов - общественно-значимую деятельность [Давыдов, 1986].
По мнению Д.Б. Эльконина, ведущей деятельностью в подростковом возрасте является интимно-личностное общение со сверстниками.
Главная тенденция в развитии подростка - переориентация общения с родителей и учителей на сверстников.
Общение со своими сверстниками - ведущий тип деятельности в подростковом возрасте.
. Общение является для подростков очень важным информационным каналом.
. Общение - специфический вид межличностных отношений, оно формирует у подростка навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в то же время отстаивать свои права.
. Общение - специфический вид эмоционального контакта. Дает чувство солидарности, эмоционального благополучия, самоуважения.
Общение включает две противоречивые потребности: потребность в принадлежности к группе и в обособленности (появляется свой внутренний мир, подросток испытывает потребность остаться наедине с собой). Подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится внешне ничем не отличаться от сверстников. Типичной чертой подростковых групп является конформность - склонность человека к усвоению определенных групповых норм, привычек и ценностей, подражательность. В отношениях исходного возрастного равенства подростки отрабатывают способы взаимоотношений, проходят особую школу социальных отношений, взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии на себя и сверстника [Эльконин, 1989].
Подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Ведущим мотивом поведения подростка является стремление найти свое место среди сверстников. Причем отсутствие такой возможности очень часто приводит к социальной неадаптированное и правонарушениям. Оценки товарищей начинают приобретать большее значение, чем оценки учителей и взрослых. Подросток максимально подвержен влиянию группы, ее ценностей; у него возникает большое беспокойство, если подвергается опасности его популярность среди сверстников. В общении как деятельности происходит усвоение ребенком социальных норм, переоценка ценностей, удовлетворяется потребность в притязании на признание и стремление к самоутверждению [Божович, 1995].
Общественно-полезная деятельность является для подростка той сферой, где он может реализовать свои возросшие возможности, стремление к самостоятельности, удовлетворив потребность в признании со стороны взрослых, «создает возможность реализации своей индивидуальности в общем деле, удовлетворяя стремление в процессе общения не брать, а давать» [Фельдштейн, 1978].
Пытаясь утвердиться в новой социальной позиции, подросток старается выйти за рамки ученических дел в другую сферу, имеющую социальную значимость.
Именно в подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с идеалом, профессиональными намерениями. Учение приобретает для многих подростков личностный смысл.
Центральные новообразования подросткового возраста. На фоне развития ведущей деятельности происходит развитие центральных новообразований возраста, охватывающие в этом периоде все стороны субъективного развития: изменения происходят в моральной сфере, в плане развития высших психических функций, в эмоциональной сфере.
Так, в моральной сфере следует отметить две особенности: переоценка нравственных ценностей; устойчивые «автономные» моральные взгляды, суждения и оценки, независимые от случайных влияний.
Однако мораль подростка не имеет опоры в моральных убеждениях, еще не складывается в мировоззрение, потому может легко изменяться под влиянием сверстников.
В качестве условия, повышающего моральную устойчивость, выступает идеал. Воспринятый или созданный ребенком идеал означает наличие у него постоянно действующего мотива. Нравственные идеалы по мере развития ребенка становятся все более обобщенными и начинают выступать в качестве сознательно выбранного образца для поведения.
По мнению ряда исследователей (Л.С. Выготский, Т.В. Драгунова, Д.Б. Эльконин и др.) центральным и специфическим новообразованием этого возраста становится новая возрастная форма самосознания - чувство взрослости - возникающее представление о себе как уже не ребенке. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, что проявляется во взглядах, оценках, в линии поведения, а также в отношениях со сверстниками и взрослыми
Т.В. Драгунова и Д.Б. Эльконин (1976) отмечают различное содержание в развитии взрослости у подростка:
подражание внешним проявлениям взрослых (стремление походить внешне, приобрести их особенности, умения и привилегии);
ориентация на качества взрослого (стремление приобрести качества взрослого, например у мальчиков - «настоящего мужчины» - силу, смелость, волю и т.д.);
взрослый как образец деятельности (развитие социальной зрелости в условиях сотрудничества взрослых и детей, что формирует чувство ответственности, заботы о других людях и др.);
интеллектуальная взрослость (стремление что-то знать и уметь по-настоящему; происходит становление доминирующей направленности познавательных интересов, поиск новых видов и форм социально значимой деятельности, которые способны создавать условия для самоутверждения современных подростков).
С точки зрения Л.С. Выготского (1999), ключевой проблемой подростков является проблема интереса и их развития в переходном возрасте.
Л.С. Выготский (1999) выделяет несколько групп интересов подростка по доминантам:
«эгоцентрическая» - интерес к собственной личности;
«доминанта дали» - установка на большие масштабы;
«доминанта усилия» - тяга к волевому напряжению, к сопротивлению (упрямство, протест);
«доминанта романтики» - стремление к риску, героизму, к неизвестному.
1.2 Отношение человека к себе в структуре самосознания
Проблема отношения человека к себе - одна из самых сложных психологических проблем, которая, несмотря на значительное количество работ (Р. Бэрнс, Л.И. Божович, С.Р. Пантелеев, Е.А. Селезнева, В.В. Столин, и др.), не исчерпывает себя и раскрывается перед исследователями во все новых аспектах. Современные психологи чаще всего рассматривают отношение к себе (самоотношение) как сложное когнитивно-аффективное образование, которое выступает и как компонент самосознания, и как компонент системы отношений человека [Селезнева, 2008].
Самосознание - высший уровень развития сознания, основа формирования умственной активности и самостоятельности личности в ее суждениях и действиях.
И.И. Чеснокова рассматривает самосознание как сложный психологический процесс, заключающийся в восприятии личностью многообразных «образов» самого себя в различных ситуациях деятельности и в соединении этих образов в единое целостное образование - в представление, а затем в понятие о собственном Я. Процесс самопознания тесно связан с разнообразными переживаниями, которые в дальнейшем обобщаются в эмоционально-ценностное отношение личности к себе. Обобщённые результаты познания себя и эмоционально-ценностного отношения закрепляются в соответствующую самооценку, которая становится регулятором поведения личности. Таким образом, И.И. Чеснокова рассматривает самосознание как единство трёх сторон: самопознания, эмоционально-ценностного отношения к себе и саморегулирования поведения. Самосознание является динамичным образованием психики, находится в постоянном движении не только в онтогенезе, но и в постоянном функционировании [Чеснокова, 1974].
Подробно самосознание изучал В.В. Столин (1983), он описал различные функции самосознания человека. Мотивирующие функции самосознания побуждают человека к определенной деятельности, поступку и могут иметь различное происхождение. Они могут корениться в представлениях об «идеальном Я» и быть связанными с нравственными категориями совести, долга, ответственности. Они могут являться отражением рассогласования «настоящего Я» и «будущего Я». Мотивирующим эффектом обладает и чувство собственного...

Похожие материалы:

Реферат: Изучение отношения старшего школьного возраста к географическим и природно-климатическим факторам

Учебно-исследовательская работа студента (УИРС): Изучение невербального общения личности

Курсовая работа: Изучение условий формирования половой идентичности в семье и обществе

Реферат: Изучение феномена лидерства у студентов

Курсовая работа: Изучение школьной мотивации подростков 10-11 лет