Реферат: Изучение отношения старшего школьного возраста к географическим и природно-климатическим факторам

Кодекс Республики Беларусь об образовании определил основные требования к организации образовательного процесса. Это, прежде всего обеспечение качества образования, компетентностный подход, создание условий для развития творческих способностей обучающихся, вовлечение их в различные виды социально значимой деятельности.

Дата добавления на сайт: 18 августа 2024


Скачать работу 'Изучение отношения старшего школьного возраста к географическим и природно-климатическим факторам':


Содержание
Введение
Глава 1. Научно-теоретические предпосылки изучения отношения избранного контингента к некоторым географическим и природно-климатическим факторам
.1 Психолого-педагогические основы обучения географии
.2 Изучение причинно-следственных связей, закономерностей и фактов
.3 Особенности развития мышления в подростковом возрасте
Глава 2. Методы сбора социологической информации
.1 Наблюдение как метод психологического исследования
.2 Опрос как метод психологического исследования
Глава 3. Практическая часть
Заключение
Список использованных источников
Приложение

Введение
Кодекс Республики Беларусь об образовании определил основные требования к организации образовательного процесса. Это, прежде всего обеспечение качества образования, компетентностный подход, создание условий для развития творческих способностей обучающихся, вовлечение их в различные виды социально значимой деятельности. Методологической основой исследования в курсовой работе явились научные труды выдающихся отечественных педагогов, психологов, методистов, философов, историков, искусствоведов, а также нормативные и программно-методические документы общего образования.
Актуальность исследования - проблема данного эмпирического исследования является для нас актуальной, так как методика обучения географии имеет тесную связь с психологией, она использует концепцию Л.С. Выготского "Проблема соотношения обучения и развития".
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы в курсовой работе использовались следующие методы исследования:
теоретический анализ психолого-педагогической, методической;
анализ и обобщение передового педагогического опыта преподавания географии;
эксперимент: педагогические наблюдения, исследовательский опрос.
Наш интерес отношение старшего подростка к некоторым географическим и природно-климатическим факторам. Для достижения этого, были поставлены следующие цели и задачи.
Цель исследования - изучить отношения старшего школьного возраста к географическим и природно-климатическим факторам.
Задачи исследования - описать психолого-педагогические основы обучения географии; изучить причинно-следственные связи, закономерности и факты; раскрыть особенности развития мышления в подростковом возрасте.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что здесь собрана и проанализирована информация по данной теме. Проведено исследование и опрос учеников 8-х классов.
Структура данной работы: введение, научно-теоретические предпосылки, практическая часть, заключение, список использованных источников.

Глава 1. Научно-теоретические предпосылки изучения отношения избранного контингента к некоторым географическим и природно-климатическим факторам
обучение география подростковый мышление
1.1 Психолого-педагогические основы обучения географии
Обучение - это процесс совместной деятельности обучающего и обучаемого. При этом за обучающим стоит функция организации, стимуляции и помощи обучаемому.
Основные педагогические и психологические усилия направлены на познавательное, личностное развитие учеников, в процессе обучения географии. Актуальность данной темы определяется необходимостью психологической ориентации учащегося и всего педагогического процесса. Методика обучения географии использует концепцию Л.С. Выгодского "Проблема соотношения обучения и развития", где подчеркнул ведущую роль именно обучения. Процесс развития ребенка, считал он, не совпадает с процессом обучения, а идет вслед за ним. Обучение должно создавать зону ближайшего развития. Такое обучение двигает развитие, идет впереди него, опираясь не только на созревшие функции, но и на те, которые еще созревают. В школьном географическом образовании используются не только психологическая концепция Л.С. Выгодского, но и Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. Целью учения по концепции Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова является не столько усвоения знаний и умений, сколько развитие познавательных способностей, которое выступает как специально организуемый процесс. Такое обучение осуществляется в совместной учебной деятельности учителя и ученика, при которой учитель старается меньше объяснять сам, а больше направлять мыслительную поисковую активность учеников в нужное русло. В концепции Н.А. Менчинской, Д.Н. Богоявленского мы находим ориентиры для обучения учащихся географии. В ней выделено стимулирование умственного развития ученика. Уровень обобщения, способы раскрытия существенных признаков понятий и связей, существующих между ними, соотношение чувственно воспринимаемых и логических компонентов в мышлении ребенка, его практических и умственных действий, непосредственно связанных с содержанием осваиваемых понятий и способами оперирования ими. Изменение этих соотношений отчетливо выступает при генетическом изучении процесса мышления.
Специальное изучение развития мышления как процесса изменения самого действия осуществили в 50-60-х годах П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, их сотрудники и ученики.
В основе концепции, защищаемой этой группой ученых, лежит концепция о поэтапном формировании умственных действий в географическом образовании. На первом этапе задача решается практическими действиями с предметами или любыми другими материалами: буквами, геометрическими фигурами, словами. На втором этапе действия остаются еще "материализованными". Это движение взора по предметам, карточкам с буквами и проговаривание, т.е. обозначение этих предметов в слове, в речи.
В уроке географии реализованы важнейшие положения педагогики, касающиеся этой главной в современной общеобразовательной школе формы организации обучения.
Психологические закономерности помогают найти наиболее эффективные средства, методы и приемы обучения, воспитания и развития личности ребенка, сконструировать педагогически грамотный процесс формирования у учащихся основ географического мышления.
Согласно теории Л.С. Выгодского, обучение должно ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день развития ученика; правильно организованное обучение всегда должно опережать развитие, идти впереди него и служить источником нового развития. Идею развивающего обучения реализовала классификация методов М.И. Лернера и М.Н. Скаткина, используемых в теории и методике обучения географии (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский).
1.2 Изучение причинно-следственных связей, закономерностей и фактов
Сущностной основой изучения причинно-следственных связей является выявление и понимание учащимися причин происходящих процессов и последствий проявления этих причин, которые приводят к изменению географических объектов.
Причинность в философском аспекте его понимания - это генетическая связь между отдельными состояниями видов и форм материи в процессе ее движения и развития. Возникновение географических объектов и явлений, их развитие, переход от одного состояния в другое, вызывается соответствующими природными процессами (причинами) в результате которых они приобретают новое качество, трансформируются в новые географические объекты или явления генетически (по происхождению) связанными с предыдущими первоначальными объектами или явлениями. К примеру, горные породы в результате процессов выветривания разрушаются, и горные территории в результате деятельности сил выветривания трансформируются в равнинные территории, возникают новые географические объекты равнины: генетически, т.е. по своему происхождению связанные с такими объектами как горы. В этом примере причиной изменения гор является такой природный процесс как выветривание, а его следствием - образование равнин.
Основными целями изучения причинно-следственных связей является:
раскрытие причин (движущих сил), изменяющих объекты природной и социальной среды и приводящих к образованию новых географических объектов и явлений, проявления результатов хозяйственной деятельности человека
показ учащимся причинно-обусловленной зависимости всех процессов, происходящих в окружающей среде;
подтверждение на конкретных примерах проявления основных законов диалектики: единства и борьбы противоположностей и закона перехода количества в качество, что содействует формированию научного мировоззрения учащихся.
Результатом их изучения должны стать знания учащихся о причинно-следственных связях данных в тексте изучаемой темы в готовом виде, умение самостоятельно устанавливать по тексту причинно-следственные связи, объяснять причину и следствие происходящих природных процессов.
Изучение причинно-следственных связей определяет ряд требований к организации учебного процесса.
При подготовке к уроку учитель должен выделить в тексте изучаемой темы причинно-следственные связи в природных процессах уже известных ученикам и связи, которые необходимо им усвоить в содержании изучаемой темы.
Изучение содержания многих тем требует понимания учащимися цепочки причинно-следственных связей.
Так, при изучении темы "Температура воздуха" в начальном курсе географии учитель может систематизировать знания учащихся причинно-следственных связей, определяющих зональное распределение температуры воздуха на Земле с помощью следующей таблицы:
Причина (первопричина) Следствие Следствие Следствие Следствие
Географическая широта местности Угол падения солнечных лучей Количество получаемого солнечного тепла конкретной местностью Степень нагрева местности Температура воздуха над данной местностью
Время года Продолжительность освещения Зональное распределение температуры воздуха на поверхности Земли
В данном примере изученные учащимися в курсе "Человек и мир" причинно-следственные связи определяющие процесс нагревания воздуха находят свое дальнейшее развитие в установлении причин зонального распределения температуры воздуха на земной поверхности.
К усвоению учащимися причинно-следственных связей данных в тексте изучаемой темы в готовом виде подводит объяснение учителя, сопровождающееся выделением причины и следствия изучаемого процесса. Важно, чтобы учащиеся пришли к осознанию того, что основания, которые привели к возникновению географических объектов, явлений или к изменению их свойств являются причинами, а сами образовавшиеся при этом изменения или объекты следствия этих причин.
Этому пониманию способствует составление таблицы причинно-следственных связей изучаемых природных процессов:
Природный процесс Причина Следствие
Разрушение гор Выветривание Образование равнинной территории
С помощью такой таблицы ученики могут сами устанавливать причину и следствие изучаемого природного процесса. Учитель в таком случае определяет только природный процесс, а ученики устанавливают его причину и следствие. Возможен вариант, когда в изучаемом природном процессе учитель определяет следствии, а причину устанавливают ученики, заполняя соответствующий столбец таблицы.
Установление причинно-следственных связей может осуществляться на примере процессов наблюдаемых учащимися в окружающей природе. Выяснение причин разного по времени проявления весенних фенологических явлений в городской и сельской местности, характера весеннего разлива местной реки, причины образования и роста оврага, степени загрязненности воздуха позволяет развести учащимся эти два важных понятия: "причина" и "следствие".
Выявлению причинно-следственных связей способствует выполнение учащимися заданий репродуктивного, продуктивного и творческого характера. Задания репродуктивного характера направлены на установление учащимися готовых, данных в тексте причинно-следственных связей. Например, при изучении темы "Ветер" в начальном курсе географии ученики по тексту определяют, что главной причиной образования ветра является разница атмосферного давления, определяют причины его нарушения, зависимость скорости и силы ветра от разницы атмосферного давления. Репродуктивный характер заданий можно перевести в задания продуктивного характера предложив ученикам составить таблицу причинно-следственных связей по содержанию учебного материала данной темы. Далее при изучении этой же темы ученикам можно предложить задание творческого характера: выявить, причиной каких изменений в природе является ветер, и подтвердить это местными примерами.
При возможности, изучение причинно-следственных связей осуществляется в результате их моделирования с помощью интерактивной доски или на мониторе компьютера. Моделирование в этом случае осуществляется как самим учителем, так и в совместной деятельности с учениками при объяснении изучаемого природного процесса или явления.
Основными критериями понимания учащимися причинно-следственных связей являются овладение ими следующими умениями:
находить и объяснять приведенные в тексте "готовые" причинно-следственные связи;
составлять по тексту изучаемой темы таблицу причинно-следственных связей, заполнять в таблице причину и следствие изучаемого процесса;
устанавливать самостоятельно по тексту причинно-следственные связи;
составлять иерархическую схему многозначных причин происходящих природных и социально-экономических процессов;
приводить и объяснять проявление причинно-следственных связей в окружающей учащихся географической среде.
Овладение умением устанавливать и объяснять причинно-следственные связи длительный по времени учебный процесс, осуществляемый при изучении всех школьных курсов географии.
Знание и понимание причин изменяющих географическую среду формирует у школьников научное мировоззрение, доказательную систему научных взглядов на природу и систему взаимоотношений человека, общества и природы.
Состав теоретических знаний курса наряду с рассмотренными в предыдущих лекциях компонентами содержания представлен и географическими закономерностями. Закономерность - это объективно существующая, повторяющаяся существенная связь природных явлений. Изучение географических закономерностей в силу их большой теоретической обобщенности является сложным процессом. Их изучение усложняется и тем, что понятия основных закономерностей природы Земли (целостность, ритмичность, круговорот веществ, географическая зональность) представлены соответствующим разделом учебной программы курса "География материков и стран", а проявление этих закономерностей ученики начинают изучать уже в начальном курсе географии. Так, в начальном курсе географии ученики усваивают понятия о зональном распределении на земной поверхности метеорологических элементов определяющих погоду и климат: зональное распределение температуры, атмосферного давления, ветров, атмосферных осадков.
В курсе "География материков и стран" изучаются общие закономерности географической оболочки: понятие географической зональности как основного закона распределения природных комплексов на поверхности Земли, закономерности широтной зональности и климатической поясности. Изучение проявления географической зональности как главной закономерности структуры географической оболочки Земли должно осуществляться одновременно с установлением причинно-следственных связей определяющих проявление этих закономерностей. Необходимо показать, что причиной зонального распределения температуры на поверхности Земли является уменьшение угла падения солнечных лучей от экватора к полюсам, а следствием - снижение температуры воздуха в этом направлении и их зональное распределение на земной поверхности. Для установления этой закономерной причинно-следственной связи учитель организует рассмотрение и анализ соответствующих рисунков учебника, анализ климатических карт, результаты наблюдений на географической площадке, моделирование процессов определяющих зональное распределение температуры с помощью электронных средств обучения, составление таблицы причинно-следственных связей определяющих закономерность зонального распределения температуры воздуха на земной поверхности.
В этом же курсе одновременно с формированием образных представлений о растительности и животном мире природных зон устанавливаются причинно-следственные связи, определяющие закономерное проявление особенностей климата, почв, растительности. Для этой цели применяется такой прием как составление таблиц природных зон, по которым ученики самостоятельно устанавливают причинно-следственные закономерности. В дальнейшем, при изучении природных особенностей материков ученики, используя знания о закономерностях широтной зональности, сами объясняют особенности природных зон изучаемого материка. Учителю необходимо при установлении причинно-следственных связей подчеркивать закономерный характер природных процессов: образование гор и равнин, землетрясений, проявление вулканизма, образование ветра, циклонов и антициклонов, атмосферных фронтов и других процессов и явлений, изучаемых в школьном курсе географии. Для понимания географических закономерностей учителю необходимо научить учащихся логическим приемам познания: сравнению, сопоставлению, обобщению, установлению причинно-следственных связей происходящих природных и социально-экономических процессов.
Географические факты - это знания, достоверность которых доказана. При изучении содержания школьной географии они выполняют следующие функции:
являются базой для выводов по изученному материалу;
подтверждают и конкретизируют теоретические выводы при формировании понятий, причинно-следственных связей, закономерностей;
подводят учащихся к осознанному усвоению теоретических знаний особенно природных и социально-экономических закономерностей;
обеспечивают полноту сведений об изучаемом географическом объекте, явлении, территории;
способствуют развитию интереса учащихся к географии, формируют такое качество личности как любознательность;
способствуют формированию мотивации учебной деятельности учащихся.
Географические факты являются компонентами школьного географического содержания и поэтому работа учителя на уроке с фактическим материалом, является составной частью его деятельности по формированию географических знаний. Однако при этом необходимо избегать обилия фактов и статистического материала. Каждый приведенный факт, статистические данные должны быть неразрывно связаны с содержанием изучаемой темы. Они предназначены подтверждать, конкретизировать и делать убедительным, доказательным объяснение учителя. Географические факты своей уникальностью поражают воображение учащихся, что способствует процессу мотивации и вызывает определенный интерес и желание учащихся узнать больше об изучаемом объекте или явлении. Поэтому при изучении нового материала учитель должен подчеркивать уникальность приводимых фактов. В его лексиконе должны присутствовать такие слова как "самое, самое": самая высшая точка Земли, самая глубока впадина мирового океана, самый большой океан Земли, самое глубокое озеро и т.д.
.3 Особенности развития мышления в...

Похожие материалы:

Реферат: Воспитание положительного отношения к школе у детей старшего дошкольного возраста

Курсовая работа: Влияние родительского отношения на самооценку детей старшего дошкольного возраста

Квалификационная работа: ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Курсовая работа: Исследование индивидуального стиля поведения детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи в учебной деятельности

Курсовая работа: Особенности художественно-творческого развития детей младшего школьного возраста