Курсовая работа: Изучение подростковой агрессии

Актуальность исследования. Динамические преобразования российского общества на рубеже XX-XXI веков породили ряд социально-экономических и социально-психологических трансформаций, актуализирующих деструктивные побуждения и повышающих общий индекс агрессивности общественного и индивидуального бытия человека.

Дата добавления на сайт: 18 августа 2024


Скачать работу 'Изучение подростковой агрессии':


Введение
Актуальность исследования. Динамические преобразования российского общества на рубеже XX-XXI веков породили ряд социально-экономических и социально-психологических трансформаций, актуализирующих деструктивные побуждения и повышающих общий индекс агрессивности общественного и индивидуального бытия человека. Отражением этого явления служит рост подростковой агрессии, наметившийся в последнее десятилетие. Подростковый возраст, рассматривается в психологии как наиболее уязвимый, незащищенный, озабоченный поиском своего индивидуального стиля взаимодействия с самим собой и Миром (Л.И. Божович, И.С. Кон, А.В. Мудрик). К сожалению, исследования психологов показывают, что достаточно большой процент современных подростков проявляют агрессивность в отношениях «Я - Мир», а также демонстрируют аутоагрессию [1].
Проблема изучения подростковой агрессии имеет давнюю традицию в психологической науке (Ю.М. Антонян, А. Бандура, Л. Берковиц, К. Бютнер, Л.Ю. Иванова, А.Е. Личко, О.Ю. Михайлова, Р. Уолтере, 3. Фрейд). Вместе с тем ощущается дефицит исследований в области влияния семьи на развитие агрессии подростка, учитывающих специфику современных условий их жизнедеятельности. В этой связи интерес представляет выявление и описание основных содержательных линий, тенденций и механизмов формирования агрессии в подростком возрасте как следствия деформации детско-родительских отношений, общего неблагополучия семьи, компенсаторных стилей семейного воспитания (В.А. Аверин, Л.С. Алексеева, А. Гюттенбюль, Зоуир А. Али Рашид) [25].
В исследовании интегрируются три наиболее острых проблемы современности: агрессия и ее истоки; кризис детско-родительских отношений и психологическая несостоятельность семьи как института воспитания сегодня. Поиск возможностей оптимизации взаимоотношений «современный подросток - семья» является актуальной и значимой задачей психологической науки и практики.
В отечественной и зарубежной психологии (В. Сатир, В.М. Целуйко, Л.Д. Шнейдер, Г. Эйдемилер, В. Юстицкис) достаточно много исследований посвящено проблеме оказания эффективной психологической помощи семье, испытывающей затруднения в воспитании. Вместе с тем, работы, затрагивающие вопросы оптимизации и придания большего конструктивизма взаимоотношений, родителей с агрессивными подростками единичны (К. Бютнер, А. Байярд) [3].
Сегодня явно выделилось противоречие между декларируемыми ценностями увеличения престижа семьи, детоцентризма, укрепления семейных ценностей, повышения гуманизации отношений на микро- и макросоциальном уровне, ориентацией молодежи на развитие толерантных, ассертивных и аттрактивных взаимоотношений с другими и реалиями жизнедеятельности общества и отдельного человека.
Выше изложенное актуализирует проблему глубокого и всестороннего изучения взаимосвязи характера семейных отношений и агрессии подростков.
Цель исследования заключается в изучении влияния характера семейных отношений на развитие агрессивности у подростков.
Объект исследования - подростки и их родители.
Предмет исследования - взаимосвязь семейных отношений с агрессивностью подростков.
Гипотеза исследования:
Негативны характер семейных отношений провоцирует агрессивность подростков.
Теоретической основой исследования явились:
теоретико-эмпирические исследования, посвященные феноменологии агрессии (А. Лоренц, Л. Берковиц, А. Басе, 3. Фрейд, А. Фрейд, Э. Фромм, Р. Бэрон, Д. Доллард);
основные положения работ по проблеме агрессии отечественных психологов (Н.В. Аликина, СА. Беличева, В.В. Бойко, В.И. Брутман, А.Я. Варга, Л.Я. Гозман, С.Н. Ениколопов, А.И. Захаров, О.Ю. Михайлова, М.С. Радионова);
исследования подросткового возраста и его особенностей (Л.И. Божович, О.С. Гозман, И.С. Кон, А.Е. Личко, Д.И. Фельдштейн, А.В. Мудрик);
исследования влияния стиля семейного воспитания на развитие личности ребенка (А. Адлер, Д. Боумрид, Г. Крайг, К. Роджерс, Р. Берне, М.И. Буянов, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, B.C. Мухина, Э.Г. Эйдемиллер);
Методы и методики исследования:
Для решения поставленных исследовательских задач был использован сконструированный комплекс теоретических и эмпирических методов, а также психодиагностические методики, направленные на изучение выраженности, определенных в контексте заявленной проблематики показателей. Был использован теоретический анализ научной психологической литераторы, направленный на осмысление существа изучаемых явлений.
В соответствии с поставленными задачами в работе использовались методы сбора и интерпретации теоретического материала, наблюдение, беседа, анкетирование. В банк методик вошли: опросник Басса-Дарки, направленный на диагностику состояния агрессии; методика «Взаимодействие родитель - ребенок» Марковской И.М., направленная на изучение характера отношения родителей к ребенку.
Статистическая обработка данных проводилась с использованием методов математической статистики с привлечением компьютерных программ.
Достоверность результатов исследования обеспечивалась обоснованностью исходных теоретико-методологических позиций, применением комплекса методов и методик, адекватных целям и задачам исследования, их валидностью и надежностью, репрезентативным объемом выборки, стандартизацией процедуры исследования, содержательным анализом и статистической обработкой данных, полученных при использовании диагностических процедур.
1. Агрессивность, как кризисное проявление в подростковомвозрасте
подросток воспитание агрессивность родительский
В настоящее время остро встал вопрос агрессии, так как мы сталкиваемся с ней каждый день на улице, в школе. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым. В крайних формах стали проявляться жестокость, и агрессивность резко возросла преступность среди молодежи.
Нарушениями поведения или социальной дезадаптацией называются такие состояния, в которых главная проблема заключается в появлении социально неодобряемых форм поведения. Как бы ни были разнообразны эти формы, они почти всегда характеризуются плохими отношениями с другими детьми, которые проявляются в драках и ссорах, или, например, агрессивностью, демонстративным неповиновением, разрушительными действиями или лживостью [4].
Следовательно, они могут включать антиобщественные поступки, такие, как воровство, прогулы школы и поджоги. Между этими различными формами поведения существуют важные связи. Они проявляются в том, что те дети, которые в раннем возрасте были агрессивными и задиристыми, став старше, с большой вероятностью станут проявлять склонность к асоциальному поведению.
В настоящее время в условиях нашей страны подростковый период развития охватывает примерно возраст с 10 - 11 до 14 - 15 лет, совпадая в целом с обучением детей в средних классах школы.
Психологические особенности подросткового возраста, по мнению различных авторов, рассматриваются, как кризисные и связаны с перестройкой в трех основных сферах: телесной, психологической и социальной. На телесном уровне происходят существенные гормональные изменения, на социальном уровне подросток занимает промежуточное положение между ребенком и взрослым, на психологическом подростковый возраст характеризуется формированием самосознания [35].
Внутри подросткового возраста, как у мальчиков, так и у девочек, существуют возрастные периоды с более высоким и более низким уровнем проявления агрессивного поведения. Так установлено, что у мальчиков имеются два пика проявления агрессии: 12 лет и 14-15 лет. У девочек также обнаруживаются два пика: наибольший уровень проявления агрессивного поведения отмечается в 11 лет и в 13 лет.
Сравнение степени выраженности различных компонентов агрессивного поведения у мальчиков и девочек показало, что у мальчиков наиболее выражена склонность к прямой физической и прямой вербальной агрессии, а у девочек - к прямой вербальной и к косвенной вербальной агрессии. Таким образом, для мальчиков наиболее характерно не столько предпочтение агрессии по критерию «вербальная-физическая», сколько выражение ее в прямой, открытой форме и непосредственно с конфликтующим. Для девочек же характерно предпочтение именно вербальной агрессии в любых ее формах - прямой или косвенной. Хотя косвенная форма оказывается все-таки более распространенной. Тенденция большей выраженности у мальчиков прямой агрессии (часто физической), а у девочек - косвенной вербальной, очевидно, является кросскультуральной, характерной для подростков [6].
В другом исследовании было показано, что если у 10-11 летних подростков преобладают проявления физической агрессии, то по мере взросления у подростков 14 - 15 лет на первый план выходит вербальная агрессия. Это, однако, не связано со снижением проявления физической агрессии с возрастом. Максимальные показатели проявления всех форм агрессии (как физической, так и вербальной) обнаруживаются именно в 14-15 лет. Но динамика роста физической и вербальной агрессии по мере взросления неодинакова: проявления физической агрессии, хотя и увеличиваются, но не значительно. А вот проявления вербальной агрессии растут существенно более быстрыми темпами.
Можно отметить также, что в младшем возрасте (10-11 лет) между разными формами агрессии существует достаточно слабая дифференциация. То есть, хотя они и выражены неодинаково, но различия между ними по частоте встречаемости невелики. В возрасте же 14-15 лет между различными формами агрессии обнаруживаются более четкие и явные различия по частоте встречаемости.
Структура проявления различных форм агрессии обусловлена одновременно как возрастными, так и половыми особенностями. В раннем подростковом возрасте у мальчиков доминирует физическая агрессия, а у девочек она выражена незначительно - они отдают предпочтение вербальной форме проявления агрессии. Однако, как показывают исследования, уже в возрасте 12-13 лет, как у мальчиков, так и у девочек, наиболее выраженной оказывается такая форма проявления агрессии как негативизм.
Уровень выраженности агрессивных реакций коррелирует с самооценкой подростка. Общая тенденция здесь заключается в наличии прямой связи: чем выше уровень самооценки, тем выше показатели общей агрессии и различных ее составляющих. Такая взаимосвязь характерна как для инструментальной агрессии, так и для другой формы агрессии - враждебности.
Еще одна тенденция, которая обнаруживается в исследованиях, состоит в том, что более агрессивные подростки чаще имеют крайнюю, экстремальную самооценку-либо чрезвычайно высокую, либо крайне низкую. Для не агрессивных подростков более характерной тенденцией является распространенность средней по уровню самооценки [37].
Агрессивные подростки, при всем различии их личностных характеристик и особенностей поведения, отличаются некоторыми общими чертами. К таким чертам относится бедность ценностных ориентаций, их примитивность, отсутствие увлечений, духовных запросов, узость и неустойчивость интересов, в том числе и познавательных.
У этих детей, как правило, низкий уровень интеллектуального развития, повышенная внушаемость, подражательность, неразвитость нравственных представлений. Им присуща эмоциональная грубость, озлобленность, как против сверстников, так и против окружающих взрослых. У таких подростков наблюдается крайняя самооценка (либо максимально положительная, либо максимально отрицательная), повышенная тревожность, страх перед широкими социальными конфликтами, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение.
Вместе с тем среди агрессивных подростков встречаются и дети хорошо интеллектуально и социально развитые. У них агрессивность выступает средством поднятия престижа, демонстрация своей самостоятельности, взрослости [8].
Американские исследователи агрессии пришли к выводу, что о ней нельзя судить лишь по внешнему поведению. Если один человек бьет, это еще не означает, что он действует агрессивно. Так, Дж. Каган справедливо утверждал, что для суждения об агрессивности акта необходимо знать его мотивы и то, как он переживается. Часто психологические защиты являются причиной проявления агрессии подростков. Так как это сложная регулятивная система стабилизации личности или внутренняя, неосознаваемая работа, направленная на уменьшение или устранение чувства тревоги.
Таким образом, защитные механизмы личности - это специальные формы психической защиты (совокупность бессознательных психических процессов) Я от угроз со стороны реальности, вырабатываемые силами Я.
К защитным механизмам относятся: вытеснение, регрессия, отрицание, сублимация, подавление, рационализация, формирование реакции, проекция, интеллектуализация, замещение.
Каждая защита очень влиятельна, она начинает преобладать в эго (Я) и уменьшает его подвижность и способность к адаптации. Наконец, если защита не может удержаться, эго (Я) не имеет точки отступления и опоры и оказывается захваченным тревожностью [12].
С агрессивным ребенком нельзя разговаривать на повышенных тонах тем самым вы «подключаетесь» к его возбуждению и провоцируете усиление агрессивных импульсов. Последовательное использование спокойной, плавной речи позволяет ребенку переключиться и начать слушать вас. Особенно важно при этом признать право ребенка возмущаться и выбрасывать свою энергию различными способами. После такого признания ребенок начнет к вам прислушиваться, и тогда у вас появляется шанс помочь ему освоить более приемлемые методы «выхода» агрессивных импульсов [10].
Агрессивные проявления можно снимать с помощью некоторых упражнений, хорошо помогает психофизическая тренировка. Чтобы усвоить модель агрессивного поведения, его достаточно наблюдать, поэтому самое главное - создать для ребенка такие условия жизни, где ему демонстрировались бы образцы миролюбивого отношения между людьми, отсутствовали бы негативные примеры агрессивного поведении. Воспитание на принципах сотрудничества - это главное условие предотвращения агрессивности.
1.1 Физиологические особенности подростков и их агрессивность
Подростковым принято считать период развития детей от 11-12 до 15-17 лет, он знаменуется бурным развитием и перестройкой организма ребенка Прежде всего, - это физиологическое созревание, которое не возможно во изолировать от социального ряда, то есть процессов социализации.
В физиологии этот процесс условно делится на три фазы:
. препубертатном, подготовительный период;
. собственных пубертатный период, в течение которого осуществляются основные процессы полового созревания;
. постпубертатный период, когда организм достигает полной биологической зрелости
Если сопоставить это разделение с привычными возрастными категориями, препубертатном периоде соответствует младшем подростковом, пубертатный - подростковому, постпубертатный - юношескому возрасту
Наступление подросткового возраста проявляется в резком возмужании организма, внезапном увеличении роста и развитии вторичных сексуальных признаков У девушек этот процесс начинается приблизительно на 2 года раньше и т длится короткого времени (3-4 года), чем у юношей (4-5 лет) Этот возраст считается периодом выраженного увеличения сексуальных желаний и сексуальной энергии, особенно у мальчиковов.
Однако все процессы созревания протекают крайне неравномерно и неодновременно, причем это проявляется как на межиндивидуальных (один мальчик 14-15 лет может быть постпубертатном, другой - пубертатным, а май Рети - препубертатном), так и на внутреннем индивидуальном уровне (различные биологические системы одного и того же человека созревают неодновременно.
Основные аспекты физического созревания - скелетная зрелость, появление вторичных половых признаков и период скачка в росте - тесно связаны друг с другом, как у мужчин, так и у женщин Подростковый возраст характер ризуеться быстрым, неравномерным ростом и развитием организма происходит отверждения скелета, совершенствуется мышечная система Однако неравномерность развития сердца и кровеносных сосудов, а также усилит на деятельность желез внутренней секреции часто является причиной временных расстройств кровообращения, повышения давления, напряжения сердечной деятельности, усиление возбудимости детей, выражается в нервозности, видно в усталости, головокружениях и учащенное сердцебиение.
Нервная система подростка еще не совсем готова выдерживать сильные, длительные раздражители, часто находится под их влиянием в состоянии заторможенности или сильного возбуждения
На вопрос о том, как влияет физическое развитие, включая конституционные особенности организма и темп его созревания, на психологические процессы и свойства личности, ответить нелегко, поскольку в влияние природных свойств невозможно вычленить из совокупности социальных условий, в которых эти свойства проявляются и оцениваются Хотя определенные гены несут в себе программы развертывания и физических свойств и, и некоторых особенностей темперамента и умственных склонностей индивида, но, имея дело с поведением и сложными психологическими свойствами человека, наука не может однозначно разделить их генетические и социальные детерминанти [17].
1.2 Виды проявления агрессивности у подростков
Существует множество различных определений агрессии. Но все исследователи сходятся в том, что это поведение, направленное на достижение потребности. Например, вот одно из классических определений: «специфически ориентированное поведение, направленное на устранение или преодоление всего того, что угрожает физической и (или) психической целостности организма».
Б. Крэйхи в работе «социальная психология агрессии» утверждает, что социальная психология рассматривает агрессию, как особую форму общественного поведения. Её особенность заключается в том, что агрессия зарождается внутри «социального мира» индивида, и в то же время может влиять на этот «социальный мир» и его окружение. Значит, основные аспекты изучения агрессии должны быть связаны с взаимодействием индивидов или социальных групп. Иными словами агрессия проявляется через социальные отношения. При этом факторы, предшествующие агрессивному поведению, будут также социальными.
Например, фактор социализации. И.А. Фурманов в работе «Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция» понимает социализацию, как процесс постепенного самоконтроля личности. Ребенок или подросток учится выражать собственные агрессивные побуждения в социально приемлемых формах. Подростки адаптируются к общественным нормам и правилам и регулируют проявления своего «агрессивного потенциала». Этот потенциал не исчезает, он как бы модифицируется в другую форму. Процесс модификации или переноса энергии «Агрессивного потенциала» можно сравнить и с сублимацией З. Фрейда. Сублимация - защитный механизм психики, представляющий собой способ снятия внутреннего напряжения с помощью...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Изучение особенностей проявления агрессии

Курсовая работа: Изучение проблемы использования невербальных средств общения и создание комплексной работы с заикающимися детьми

Контрольная работа: Изучение процесса гендерной социализации в дошкольном возрасте

Реферат: Изучение феномена лидерства у студентов

Курсовая работа: Изучение условий формирования половой идентичности в семье и обществе