Курсовая работа: Изучение понятия и особенностей психологии творческого мышления

В современных условиях возрастает потребность общества в творчески мыслящей личности. В связи с этим развитие творческого мышления является одной из актуальных проблем современного образования, и ее разработка выступает одной из основных задач практической подготовки студентов к вступлению их в профессиональную деятельность в условиях рыночных отношений, постоянного преобразования и развития науки, техники, производства.

Дата добавления на сайт: 28 августа 2024


Скачать работу 'Изучение понятия и особенностей психологии творческого мышления':


Оглавление
Введение
Глава 1. Психология творчества и творческого мышления
.1 Понятие творчества
.2 Определение понятия "творческое мышление" в психологии
Глава 2. Вопросы психологии творческого мышления
.1 Творческое мышление как предмет психологического исследования
.2 Характеристики и оценка творческого мышления
.3 Творческое и прогностическое мышление: к проблеме соотношения понятий
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В современных условиях возрастает потребность общества в творчески мыслящей личности. В связи с этим развитие творческого мышления является одной из актуальных проблем современного образования, и ее разработка выступает одной из основных задач практической подготовки студентов к вступлению их в профессиональную деятельность в условиях рыночных отношений, постоянного преобразования и развития науки, техники, производства.
Глубокие социально-экономические изменения в обществе в целом и в экономике, в частности, ведут к обновлению, изменению и усложнению техники и технологий, что, в свою очередь, требует развития у работника творческого нестандартного мышления, овладения нетипичными методами и средствами решения задач, которые отличаются от стереотипных. В этих условиях доминирующим является творческий процесс мышления.
Современные представления о творческом мышлении существуют в форме комплекса концепций и теорий, в виде теоретических и экспериментальных работ по отдельным аспектам: творческое мышление как предпосылка научной деятельности и деятельности в искусстве в работах Р. Арнхейма, М.М. Бахтина; творческое мышление как особый вид одаренности в работах Ч.Д. Чистяковой, В. Штерна; творческое мышление как специфическая интеллектуальная деятельность в работах А.В. Брушлинского и т.д. Отсутствие более или менее единой концепции знания о творческом мышлении и значительная неясность в терминах создают существенные трудности при использовании этого понятия. Так, например, при диагностике творческого мышления зачастую определяют лишь его процессуальную составляющую или же, напротив, используют термин «креативность» - даже в тех случаях, когда речь идет о когнитивных механизмах творческого мышления.
При разработке программ развития творческого мышления остается проблемным вопрос о его принципиальной «формируемости», поскольку нечеткость понимания самого феномена творческого мышления делает неясными и стратегии психологической работы с ним. Таким образом, из-за недостаточной интеграции психологических теорий творческого мышления возникают трудности не только теоретико-методологического плана, но и конкретно-практические, связанные с запросами психолого-педагогического сопровождения детей.
Цель работы: изучение понятия и особенностей психологии творческого мышления.
Задачи работы:
Рассмотреть понятие "творчество" и "творческое мышление";
Изучить творческое мышление как предмет психологического исследования;
Определить соотношение понятий творческого и прогностического мышления.
Объект исследования: психология мышления.
Предмет исследования: творческое мышление.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Психология творчества и творческого мышления
.1 Понятие творчества
Феномен творчества всегда был интересен человечеству. К этой теме нередко обращались известные философы, писатели, поэты, драматурги и, конечно, психологи. Однако, в последние годы исследования в данной области особенно актуализировались. Это обусловлено высоким социальным заказом на креативные идеи и креативную личность в современном обществе.
Становление е понятия «творчество» прошло долгую историю. В разные периоды развития человечества, ученые, философы неоднозначно относились к трактовке понятия «творчество», его сущности и источниках. С древнейших времен эта проблема волновала умы великих мыслителей.
В эпоху античности философы предлагали две противоположенные концепции трактовки данного понятия. Аристотель рассматривал творчество, как человеческую способность, человеческое ремесло. В начале XX века немецкий ученый Г. Мейер высказал предположение, что аристотелевская вселенная создается по образу и подобию человеческого произведения искусства, и мир устроен, как художественное творение.
Аристотель ориентируется на человеческое творчество как на образец, отрицая божественность акта творения. Иная точка зрения была у Платона. Связывая понятие «творчество» с представлениями о творении мироздания, Платон подчеркивает универсальность данного понятия, его божественную сущность. «Всякий переход из небытия в бытие - это творчество». Он впервые обратил внимание на акт вдохновения, как части творческого процесса.
В эпоху Средневековья религия доминирует в общественном сознании, что оказывает влияние на многие философские взгляды. Так, понятие «творчество» многие философы рассматривают, как акт божьей воли. Данная интерпретация исходит из теистической концепции, согласно которой Бог - это творец всего. В поддержку данной концепции выступал философ средневековья Иоанн Скот. Он разделил всю природу на 4 вида: творящая, но не сотворенная (Бог); творящая и сотворенная (идеи в Боге); сотворенная, но не творящая (вещи в пространстве и времени); не творящая и не сотворенная (Бог, как цель и конец всех вещей). Но, существовали и другие концепции. Фома Аквинский придерживался пантеистической трактовки. Он стремился подчеркнуть постоянное участие Бога во всех актах творения.
Эпоха Возрождения создает новое направление в философии. Предметом философии становится земная жизнь человека, его деятельность.
Возрастает ценность человека, появляется понятие «уникальности личности». Мир и человек - творение Бога. Предназначение человека в творческой жизнедеятельности. Только в творческом деянии человек обретает возможность наслаждаться этим миром. Появляется новая концепция - антропоцентризм (учение о свободе человека Пико дела Мирандола). Человек должен сделать себя сам в условиях свободного, творческого выбора. Творчество рассматривается, прежде всего, как искусство в широком смысле слова. Именно в эпоху Возрождения возникает интерес к самому акту творчества.
Ученые и философы эпохи Нового времени по-разному трактуют понятие «творчество». Так, Гете в «Фаусте» в поэтической форме выражает мысль о творческом характере человека. «Только творчество наполняет жизнь человека особым смыслом и позволяет ему радоваться жизни, не цепляясь за ее ценности». Ф. Бэкон считал, что человек сможет творить, если будут устранены духовные стереотипы. Т. Гоббс видел в творчестве, прежде всего фантазию, и духовную свободу, а человека рассматривал как творца культуры, создателя многообразных искусственных тел. Г. Гегель также поддерживал идею о творческой активности человека. «Творчество - это духовная деятельность, результатом которой является созидание оригинальных ценностей, установление новых, ранее неизвестных фактов, свойств и закономерностей материального мира и духовной культуры».
На рубеже XIX-XX веков появляется новое направление - философия жизни, которое стало основой для нового подхода в рассмотрении понятия «творчество» - экзистенционального. Экзистенциалисты признавали интуитивную природу творчества. Для них творчество было синонимом жизни. Бергсон обосновал свою концепцию «Творческая эволюция». Он видел основание мира в «жизненном порыве», обеспечивающем его эволюцию. Жизненный порыв это потенциал космоса, реализующего себя через творчество человека. Таким образом, он рассматривал творчество как непрерывное рождение нового. «Жизнь - это поток творчества во времени».
В философии Ф. Ницше проблема творчества связана с теорией сверхчеловека. Только сверхчеловек может обладать способностью к творчеству. Для Ф. Ницше творчество - это подлинное бытие. Это то, что создает порядок. Оно проявляется не только в переоценке ценностей, но и, прежде всего, в вере и любви. Ф. Ницше подчеркивал взаимозависимость творчества и спонтанности, считая спонтанность движущим началом творчества.
Французский экзистенциализм (А. Камю, Ж.-П. Сартр) дает свою интерпретацию понятия «творчество». А. Камю говорил о преобладание «абсурдных страстей» в творчестве. «Творчество отражает тот момент когда рассуждения прекращаются и на поверхность вырываются абсурдные страсти».век внес свои коррективы в трактовку понятия «творчество».
Так, К. Маркс поддерживал идею о том, что творчество есть сознательная, целенаправленная предметно-практическая деятельность общества по преобразованию окружающей действительности и самого себя.
З. Фрейд утверждал, что различного рода психические процессы человека не исчезают в нем бесследно, а лишь затушевываются, «вытесняются» на некоторое время в сферу бессознательного. Согласно З. Фрейду, в основе творческого вдохновения лежит так называемое «вытесненное бессознательное». Творчество - это один из способов избавления человека от сексуальной энергии по средством катарсиса (очищения).
Творчество, как самоактуализацию личности рассматривали такие ученые как А. Маслоу, Р. Мэй, К. Роджерс, Н. Роджерс. Н. Роджерс считает, что творчество есть процесс, который может приводить к созданию некоторого продукта. Есть последователи данного подхода и в отечественной психологии. Р.М. Грановская рассматривает творчество как социально-приемлемый и поддерживаемый способ самоактуализации; как способ получения удовольствия; как способ преодоления внутренних противоречий.
Отечественная теория и практика внесла свой вклад в становление понятия «творчество». Работы С.Л. Рубинштейна способствовали утверждению представлений о творчестве как о результате сознательной деятельности субъекта. Сторонником деятельностного подхода выступает и Ю.А. Миславский, который говорит о том, что творчество - это деятельность, выполняющая функцию обеспечения своеобразного иммунитета к трудностям и разрушающим последствиям неудач. В.А. Сластенин и Л.К. Веретенникова считают, что «творчество» рассматривается в науке как деятельность, результатом которой является создание нового, отличающегося неповторимостью, оригинальностью. «Творчество - высшая форма активности человека и в то же время его характеристика, свидетельствующая о высоком уровне развития такого интегрального качества, как творческий потенциал личности». Следует так же отметить позицию В.И. Андреева, который трактовал творчество, как вид человеческой деятельности, характеризующийся рядом существенных необходимых признаков, которые всякий раз проявляются не изолированно, а интегративно, в их целостном единстве.
Личностный подход развивается в исследованиях Б.М. Теплова, С.Л. Рубинштейна, Н.С. Лейтеса и др. и базируется на утверждение о том, что творчество имеет целеполагающийся характер и является функцией интеллекта.
Вопросы творчества, развития творческих способностей, реализации имеющегося у человека творческого потенциала интересовали философов, психологов и педагогов на протяжении многих столетий. Философская эн¬циклопедия дает определение понятия «творчество» следующим образом: «Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое, ни¬когда ранее не бывшее. Деятельность индивида может выступать как твор¬чество в любой сфере: научной, художественной, производственно- технической, хозяйственной, политической и т. д.... - там, где создается, открывается, изобретается нечто новое» [295, 185]. Творчество выступает как одна из высших ступеней в деятельности.
Большой психологический словарь трактует понятие «творчество» в узком смысле как человеческую деятельность, порождающую нечто каче¬ственно новое, никогда раньше не бывшее, и имеющую общественно- историческую ценность; в более широком смысле как всякую практиче¬скую или теоретическую деятельность человека, в которой возникают но¬вые (по крайней мере, для субъекта деятельности) результаты (знания, ре¬шения, способы действия, материальные продукты) [44].
Анализ философских, психологических и педагогических исследова¬ний, посвященных проблеме «творчества», выявил ее многоаспектность и способность приобретать специфические черты в зависимости от сферы профессиональной деятельности, в которой она проявляется. Это можно проследить, рассматривая существующее на сегодняшний день множество определений творчества.
«Творчество - это реализация единства внутреннего и внешнего, подсознания, сознания и сверхсознания, двух миров - рационального и иррационального. В целом, творческая деятельность лежит в основе всех конструктивных свершений человека и всегда украшает и обогащает мир». В.Г. Рындак в словаре «Творчество. Краткий педагогический словарь» рассматривает творчество как деятельность, в которой развитие человека безгранично, как активное взаимодействие субъекта с объектом, в ходе которого субъект изменяет окружающий мир, создает новое, социально значимое в соответствии с требованиями объективных закономерностей. То есть творчество - это конструктивная деятельность, которая способствует созданию чего-то нового.
В.А. Сластенин подчеркивает, что «решающий признак творчества составляет производство нового в теоретическом, предметном и духовном виде. Весьма существенно то, что при творческом достижении возникает нечто новое. Упустить это из виду - значит пренебречь решающим моментом в понимании творчества». «Основным, классообразующим признаком творчества является создание существенно нового, новой вещи или нового способа деятельности, новой технологии. Творчество - есть форма качественного развития общества и его среды».
Такие ученые как В.И. Андреев, М.И. Махмутов, В.П. Ушачев рассматривают творчество в виде человеческой деятельности, для которой характерными чертами являются
1) наличие противоречия, проблемной ситуации или творческой задачи;
2) социальная и личная значимость и прогрессивность;
3) наличие субъективных (социальных, материальных предпосылок), условий для творчества;
4) новизна и оригинальность процесса или результата.
Однако если согласиться с тем, что творчество - это создание нового, будет трудно объяснить творчество в педагогической деятельности, которая не создает новых объектов и в то же время носит творческий характер. Исходя из этого, можно утверждать, что данное понятие творчества в условиях обучения можно принять лишь частично. Ценности, которые известны обществу давно, студенты усваивают и осознают заново, т.е., открывают только для себя. В ходе обучения происходит активное формирование и развитие личности, раскрывается творческий потенциал. Поэтому новизна - это частная, а не всеобщая характеристика творчества.
.2 Определение понятия "творческое мышление" в психологии
Рассматривая современные точки зрения на творчество как процесс, Т. Тардиф и Р. Стернберг выделили два наиболее общих подхода: как к процессу, протекающему в отдельной личности в отдельный момент времени, или как к процессу, зависимому от системы социальных связей, проблемных сфер и критериев оценок креативного продукта, т.е. в широком социальном и историческом контексте; при этом процесс креативности не теряет своей связи с индивидуальностью творца, но требует иного подхода к творческому процессу.
Многие исследователи делают акцент на различных составляющих процесса креативности.
Так, Дж. Гилфорд и Е. Торранс рассматривают креативность как творческое мышление; Р. Стернберг подчеркивает важность способности создавать «продуктивные метафоры».
Поэтому в настоящее время по-прежнему остается спорным вопрос: является креативный процесс «нормативным» для всех, но имеющим более сильные или слабые проявления у каждого индивида, или он доступен только отдельным индивидам в определенные моменты времени? Сторонники есть и у той, и у другой точки зрения.
Вопрос важен тем, что при положительной его оценке возникает возможность контролировать и «тренировать» креативный процесс, что «полезно для каждого и повышает шансы всего общества на выживание».
В то же время актуальным в педагогической психологии в контексте проблемы творчества в настоящий момент остается вопрос о творческих способностях индивида. По мнению В.Н. Дружинина, существует как минимум три основных подхода к этой проблеме.
Первый подход предполагает, что высокий уровень творческих способностей зависит от высокого уровня развития интеллекта индивида, т.е. творческого процесса как специфической формы психической активности не существует.
Эту точку зрения разделяют практически все современные специалисты в области интеллекта (Г. Айзенк, Д. Векслер, Р. Стернберг и др.).
Во втором подходе творческая способность (креативность) является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта (М. Воллах, Н. Коган, Дж. Гилфорд, Г. Грубер, Я.Л. Пономарев, К. Тейлор и др.).
В третьем подходе креативность (творческая способность) не рассматривается как психическое образование, но и интеллектуальная одаренность выступает лишь как необходимое, но недостаточное условие творческой активности личности. Главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивации, ценности, личностные черты (Д.Б. Богоявленская; А. Маслоу; А. Олах; К. Роджерс; А. Таннебаум).
Различие в этих подходах обусловливает различные взгляды на проблему способности каждого индивида к творчеству: от ограниченной уровнем интеллекта - до безграничной, выраженной в самоактуализации личности.
По Дж. Рензулли, способность к творчеству является результатом сочетания трех характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, творческого подхода и настойчивости. Другие авторы включают в творческую одаренность мотивацию (А.М. Матюшин, Д.Б. Богоявленская), особенности эмоциональной сферы психики (Л.С. Выготский, К. Томас-Ноулз и Дж. Эврил и др.), Я-концепцию (А. Олах, А. Маслоу, Е.Л. Яковлева) и т.д.
В последние десятилетия отечественные психологи разработали ряд оригинальных концепций, связанных с процессами творчества и особенностями психической деятельности творческой личности (Д.Б. Богоявленская, В.В. Давыдов, В.Н. Дружинин, А.М. Матюшкин, Я.А. Пономарев, О.К. Тихомиров, В.В. Шадриков и др.).
В западной психологии одной из таких теорий является теория «дивергентного мышления» Дж. Гилфорда, который выделил креативность как самостоятельный фактор, обозначив ее как «способность к дивергентному мышлению». Теория дивергентного мышления предполагает основанием для творчества способность к порождению множества решений на основе однозначных данных, в отличие от конвергентного мышления, диагностируемого традиционными тестами интеллекта и направленного на поиск единственно верного результата. Таким образом, по Дж. Гилфорду, интеллект и креативность не только не связаны, но представлены взаимопротивоположными процессами. Мы в своей работе также базируемся на представлении о том, что интеллект и креативность являются самостоятельными факторами.
В теории «интеллектуального порога» Е.П. Торранс мы встречаемся с тем, что между уровнем интеллекта и уровнем креативности есть...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Развитие проблемы творческого мышления в истории зарубежной психологии

Курсовая работа: Изучение психологии материнства

Курсовая работа: Изучение особенностей проявления агрессии

Квалификационная работа: Изучение мышления практического психолога

Курсовая работа: Взаимосвязь стрессоустойчивости и творческого мышления студентов-психологов