Курсовая работа: Изучение проблемы бессознательного, подходы к определению

Содержание

Введение
Глава 1. Сознание и бессознательное - взаимодействующие между собой психические явления
.1 Сознание и бессознательное в структуре личности
.2 Теоретическое обоснование проблемы бессознательного в психологии 1.2.1 Фрейдизм
Глава 2. Бессознательное в аналитической психологии К.Г. Юнга
.1 Бессознательное и архетипы
.2 Психологические типы личности
Заключение
Литература

Дата добавления на сайт: 18 августа 2024


Скачать работу 'Изучение проблемы бессознательного, подходы к определению':


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Институт психологии, социологии и социальных отношений
Курсовая работа
Изучение проблемы бессознательного, подходы к определению
Факультет психологии
Кафедра общей психологии
Дисциплина Общая психология
Курс I
Федорова Ольга Петровна
Москва - 2012
Содержание
Введение
Глава 1. Сознание и бессознательное - взаимодействующие между собой психические явления
.1 Сознание и бессознательное в структуре личности
.2 Теоретическое обоснование проблемы бессознательного в психологии 1.2.1 Фрейдизм
Глава 2. Бессознательное в аналитической психологии К.Г. Юнга
.1 Бессознательное и архетипы
.2 Психологические типы личности
Заключение
Литература
Введение
Человеческая психика очень сложна и многообразна. С давних времен философы пытались проникнуть в ее глубины. От простого люди приходили к сложному постепенно. Раньше психологи думали, что у человека есть только сознание, и ему подвластно все его действия. Сознание определяет желания, мотивацию поступков человека, действия и т. д. Так считали представители классической психологии.
Но время не стояло на месте, оно требовало все новых открытий, новых ответов на старые вопросы. Еще древние философы пытались объяснить, откуда берутся сновидения, что они означают, почему человек мечтает, делает оговорки, описки, каким образом у человека происходит автоматизация движений? На эти и многие другие вопросы “всемогущее” сознание ответить не могло. И тогда на сцену вышло бессознательное, своего рода копилка всех тайных и вытесненных желаний и мыслей человека. Сознанию недоступно бессознательность, они существуют отдельно, как бы по соседству. Если бы границы между психической и объективной реальностью были размыты, то целостность и адекватность психики были бы нарушены. Человек, находящийся в сознании, очень часто не догадывается о желаниях и мыслях, хранящихся в бессознательном. Бессознательное заглушает сознание только в определенных случаях, например, когда человек спит, находится в стрессовых ситуациях, состоянии алкогольного опьянения, бреду или под гипнозом и т. д.
Проанализировать бессознательное можно лишь психологическими методами, называемым психоанализом. Основоположником этого метода является великий венский врач-психиатр З. Фрейд (1856 - 1939). Он первый в науке допустил и развил мысль, что сознание не является единственным звеном в психике человека, определяющем его поведение и деятельность. Он выдвинул и доказал научную гипотезу, что кроме сознания есть бессознательное и предсознательное, которые в сильной степени влияют на жизнь и поведение человека. У З. Фрейда большая часть теории основана на сексуальности, которая является основной движущей силой в развитии индивида, на преувеличении сексуального влечения. Этим он заслужил непонимание со стороны многих его ученых-современников. Его теории высмеивались, книги сжигались. Сейчас же фрейдизм - это одно из направлений в современном психоанализе [2].
Современный психоанализ помогает понять и раскрыть тайные стороны человека, так как он приоткрывает бессознательное и позволяет найти там первопричину всех проблем определенного человека.
Поэтому целью данной курсовой работы явилось - анализ и обобщение теоретических данных на тему проблема бессознательного.
Из данной цели вытекают соответствующие задачи:
.анализ литературных источников по данной проблеме;
.разграничение понятий “сознание” и “бессознательное” в психоаналитических теориях;
.детальное изучение аналитической теории К.Г. Юнга.
Глава 1. Сознание и бессознательное - два взаимодействующие между собой психические явления
.1 Сознание и бессознательное в структуре личности
Сознание - свойственная человеку высшая, интегративная форма психического отражения окружающей действительности. Это целостное состояние знания о внешнем и внутреннем мире [6].
Первая характеристика сознания дана уже в самом его наименовании: сознание, т.е. совокупность знаний об окружающем нас мире. Таким образом, в структуру сознания, входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания. Нарушение, либо расстройство, не говоря уже о полном распаде любого из познавательных психических процессов, неизбежно становится расстройством сознания.
Вторая характеристика сознания - закрепленное в нем отчетливое различие субъекта и объекта, т.е. того, что принадлежит “я” человека и его “не-я”. Человек - единственный среди живых существ, способен осуществлять самопознание, т.е. обратить психическую деятельность на исследование самого себя: человек производит сознательную самооценку своих поступков и себя самого в целом.
Третья характеристика сознания - это обеспечение целеполагающей деятельности человека. Приступая к какой-либо деятельности, человек ставит перед собой те или иные цели. При этом складываются и взвешиваются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий, и вносятся в него необходимые коррективы и исправления и т.д.
Сознание характеризуется также рядом определенных специфических свойств. Одно из них осмысленность представляемого или осознаваемого, т. е. его словесно-понятийная наделенность определенным смыслом, связанным с человеческой культурой. Второе свойство состоит в том, что в сознании отражаются лишь основные, главные характеристики предметов, событий и явлений.
Еще одной особенностью человеческого сознания является наличие в нем интеллектуальных схем. Под схемой имеется в виду определенная умственная структура, в соответствии, с которой человек воспринимает, осознает, перерабатывает и хранит информацию об окружающем мире и самом себе.
Обмениваясь друг с другом информацией, люди выделяют в сообщаемой информации главное. Откладываясь в лексиконе, семантике в понятийной форме, эта информация затем становится достоянием индивидуального сознания человека, по мере того как он усваивает язык и пользуется им как средством общения и мышления.
Сознание, существует не только в словесной форме, но и в образной форме. В этом случае оно связано с использованием второй сигнальной системы человека, называющей преобразующей соответствующие образы. В качестве примера образного сознания человека можно назвать искусство, литературу, музыку. Они также выступают как формы отражения окружающей действительности, но только не в абстрактной, как это свойственно науке, а в образной форме.
Сознание управляет самыми сложными формами поведения человека, требующими постоянного внимания и сознательного контроля, и включается в действие в следующих случаях и ситуациях:
а) когда перед человеком возникают неожиданные, интеллектуально сложные задачи, не имеющие очевидного решения;
б) когда человеку требуется преодолеть какое-либо физическое или психологическое сопротивление на пути движения мысли или телесного органа;
в) когда необходимо осознать, а также найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая сама собой разрешиться без волевого решения не сможет;
г) когда человек неожиданно оказывается в ситуации, которая содержит в себе потенциальную угрозу в случае непринятия им немедленных действий.
Наряду с сознанием важную роль играют бессознательные процессы. Точного определения этим процессам в науке пока не существует. Чтобы дать некое объяснение им скажем, что “бессознательное - это то, что человек не может соотнести с определенным объектом или явлением и выразить в какой-либо связной, логической формуле” [6].
Под бессознательным можно понимать две разные вещи: во-первых, - это действие, совершаемое автоматически, рефлекторно, когда причина его еще не успела дойти до сознания, а также при естественном отключении сознания (во сне, при гипнозе, в состоянии сильного алкогольного опьянения, при лунатизме и пр.), во-вторых, - это активные психические процессы, непосредственно не участвующие в сознательном отношении субъекта к действительности, а поэтому и сами в данный момент им не осознаваемые.
Далее укажем некоторые признаки, характеризующие бессознательные процессы:
•Они неподвластны контролю человека, изолированы от ядра личности. Воспринимаются как непроизвольное, автоматическое течение психических актов;
•Бессознательное почти всегда содержит в себе информацию, которая противоречит сознанию человека и расценивается индивидом как нечто совершенно чуждое и непонятное личности;
•Бессознательные процессы имеют свой язык. Этим языком являются образы, действия, речевые структуры, лишенные какой-либо логической последовательности. В мире бессознательного действует своя логика, диктуемая эмоциями и чувствами, и называемая, поэтому аффективной;
•На уровне бессознательного не существует разграничения на внутренний и внешний миры. Например, сны всегда воспринимаются человеком как события внешнего мира;
•Человек, находящийся в бессознательном состоянии, не разграничивает объективное и субъективное в содержании своих переживаний;
•Динамика психических актов и действий в сфере бессознательного лишена временных и пространственных ограничений, которые свойственны сознанию. Например, во сне человек может видеть прошлые события в будущем и наоборот, разные города в одном месте и другие несовместимые в реальности вещи [6].
Бессознательное начало представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Существуют бессознательные ощущения, к которым относятся ощущения равновесия, мышечные ощущения. Сюда же относятся неосознаваемые зрительные и слуховые ощущения, которые вызывают непроизвольные рефлексивные реакции в зрительной и слуховой центральных системах человека. Здесь же находится умение ходить, читать, писать, говорить, глотать и т.д. Все эти поступки выполняются автоматически, без раздумий. Указанные виды автоматизмов вначале формируются под контролем сознания, а потом переходят в бессознательную область психики, давая тем самым сознанию возможность контролировать более сложные операции[6].
Неосознаваемые образы восприятия существуют и проявляются в феноменах, связанных с узнаванием ранее виденного, в чувстве знакомости, которое иногда возникает при восприятии какого-либо объекта, предмета, либо ситуации.
Бессознательная память - это память, которая связана с долговременной и генетической памятью. Такая память управляет мышлением, вниманием, определяя содержание мыслей человека в данный момент времени, его образы и объекты, на которое направлено внимание. Бессознательное мышление особенно отчетливо выступает в процессе решения человеком каких-либо творческих задач. Бессознательное мышление может вторгаться в сознание не только в бодрствующем состоянии, но и во сне и опьянении, причем в аллегорической форме, образах.
Существует также и бессознательная мотивация, влияющая на направленность и характер поступков и действий человека. Проявляется это тогда, когда человек стремится совершить поступок, не понимая причины своего желания. Это явление было открыто в результате исследований с помощью гипноза. Человеку, находящемуся под гипнозом, внушалось в сознательном состоянии подойти к одному из присутствующих и перевязать галстук. И действительно, придя в сознание, человек перевязал галстук у одного из присутствующих. Но объяснить свои неординарные действия он не смог. Вернее он объяснял их так, как было угодно цензуре сознанию, т. е. галстук был плохо завязан и т. п. Разгадать истинную причину своей мотивации человек не сумел.
Бессознательное в личности человека - это те чувства, интересы и желания, которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи. Они проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях или психических явлениях, которые связаны с восприятием, памятью и воображением. Все эти явления получили название “ошибочные действия”. О бессознательном говорят оговорки, описки, ошибки при слушании слов; непроизвольное забывание имен, слов, обещаний, событий и другого, что, так или иначе, вызывает у человека неприятные эмоции; сновидения, грезы, мечты.
Итак, мы выяснили, что бессознательное в большей степени управляет бытовым поведением человека, а сознание - самыми сложными формами поведения, требующими постоянного внимания и сознательного контроля со стороны человека. Сознание и бессознательное тесно взаимодействуют друг с другом, делая поведение человека интересным для изучения и анализа. Однако не всегда была такая четкая структура этих понятий. Темой существования бессознательного в личности человека интересовались очень многие ученые прошлого. Были и заблуждения, и верные убеждения, которые актуальны и по сей день.
Далее кратко изложена теория бессознательного прошлого в лице основателя психоанализа З. Фрейда.
.2 Теоретическое обоснование проблемы бессознательного в психологии
.2.1 Фрейдизм
Изучение феномена бессознательного уходит своими корнями в глубокую древность, его признавали в своей практике врачеватели самых ранних цивилизаций. Для Платона признание существования бессознательного послужило основой создания теории познания, построенной на воспроизведении того, что есть в недрах психики человека. Познакомившись с философскими идеями Платона, З. Фрейд, несомненно, подчерпнул оттуда некоторые представления о бессознательном. Так, вряд ли в поле его зрения не попали размышления Платона, связанные с проблемой неосознанного знания человека.
З. Фрейд является центральной фигурой, вокруг которой группируются почти все теории бессознательного, после того как им была предложена тотальная система анализа человеческой психики вплоть до анализа ее подспудных образований - бессознательной психики, причем это касается не только теорий, одна за другой потянувшихся вслед за ним, но и теорий, также одна за другой потянувшихся против него. Поэтому за З. Фрейдом остается роль основоположника этой психологии как науки не только о человеческой психике - сознании и бессознательном психическом, но и о личности.
Известно, что главным регулятором человеческого поведения служит сознание. З. Фрейд открыл, что за покровом сознания скрыт глубинный, пласт не осознаваемых личностью могущественных процессов, стремлений, влечений, желаний. Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что неосознаваемые переживания и мотивы человека могут серьезно отягощать жизнь и иногда даже становиться причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своих пациентов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными, слепыми, бессознательными побуждениями их психики. Так родился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом.
Учение о бессознательном является тем фундаментом, на котором основывается вся теория психоанализа. Психоанализ (от греч. psyche-душа и analysis-решение) - часть психотерапии, врачебный метод исследования, развитый З. Фрейдом для диагностики и излечения истерии. Затем он был переработан З. Фрейдом в психологическую доктрину, направленную на изучение скрытых связей и основ душевной жизни человека.
В общем плане психика человека представлялась З. Фрейду расщепленной на две противостоящие друг другу сферы сознательного и бессознательного, которые представляют собой существенные характеристики личности человека. Сознательным З. Фрейд называет “то представление, которое существует в нашем сознании, и которое мы воспринимаем как таковое, и утверждаем, что именно в этом заключается единственный смысл термина “сознательный” [11]. Во Фрейдовской структуре личности обе эти сферы представлены следующим образом: бессознательное он считал центральным компонентом, составляющим суть человеческой психики, ее основу, а сознательное - лишь особой инстанцией, надстраивающейся над бессознательным. Своим происхождением сознательное, по З. Фрейду, обязано бессознательному и выкристаллизовывается из него в процессе развития психики человека.
Созданная З. Фрейдом модель личности предстает как комбинация трех элементов:
"Оно" (Id) - глубинный слой бессознательных влечений, психическая "самость", основа деятельного индивида, которая руководствуется только "принципом удовольствия" безотносительно к социальной реальности, а порой и вопреки ей;
"Я" (Ego) - сфера сознательного, посредник между "Оно" и внешним миром, в том числе природными и социальными институтами, соизмеряющий деятельность "Оно" с "принципом реальности", целесообразностью и внешнеполагаемой необходимостью;
"Сверх - Я" (Super - Ego) - внутриличностная совесть, своего рода цензура, критическая инстанция, которая возникает как посредник между "Оно" и "Я" в силу неразрешимости конфликта между ними, неспособности "Я" обуздать бессознательные порывы и подчинить их требованиям "принципа реальности" [11].
Пытаясь проникнуть в механизмы работы человеческой психики, З. Фрейд исходит из того, что глубинный, ее слой ("Оно") функционирует по произвольно выбранной программе получения наибольшего удовольствия. Но поскольку в удовлетворении своих страстей индивид сталкивается с внешней реальностью, которая противостоит "Оно", в нем выделяется "Я", стремящееся обуздать бессознательные желания и влечения и направить их в русло социально одобренного поведения.
Как покорный слуга бессознательных влечений, "Я" пытается сохранить свое доброе согласие с "Оно" и внешним миром. Но это ему не всегда удается, поэтому в нем самом образуется новая инстанция - "Сверх - Я" или "Идеал - Я", которая царит над "Я" как совесть, бессознательное чувство вины. "Сверх - Я" как бы является высшим существом в человеке, отражающим заповеди, социальные запреты, моральные принципы, власть родителей и авторитетов. По своему положению и функциям в психике человека "Сверх - Я" призвано осуществлять сублимацию бессознательных влечений и в этом смысле как бы быть солидарным с "Я". Но по своему содержанию "Сверх - Я" ближе к "Оно" и даже противостоит "Я", как поверенный внутреннего мира "Оно", что может привести к конфликтной ситуации, ведущей к серьезным нарушениям в психике человека. Таким образом, фрейдовское "Я" предстает в виде "несчастного создания", которое, подобно локатору, вынуждено поворачиваться то в одну, то в другую сторону, чтобы оказаться в дружеском согласии и с "Оно", и со "Сверх - Я".
Но камнем преткновения всего психоанализа стала проблема огромного значения сексуальных влечений в жизни человека, по мнению З. Фрейда, и именно в этом пункте обнаружилось серьезное расхождение между ним и таким приверженцем фрейдизма, как К. Юнг.
Глава 2. Бессознательное в аналитической психологии к Г. Юнга
Аналитическая психология швейцарского врача и ученого Карла Густава Юнга (1875-1961) развивалась в недрах глубинной психологии, которая занималась проблемой понимания психического мира человека и его поведения [12]. Вместе с пониманием, что человек, прежде всего, целостное существо, психику которого нельзя понять посредством односторонних теорий, К. Юнг, благодаря изучению...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Изучение проявлений бессознательного в творческой деятельности

Реферат: Изучение проблемы осознанного подхода к родительству у подростков

Курсовая работа: Изучение проблемы использования невербальных средств общения и создание комплексной работы с заикающимися детьми

Статья: Факторы внешней среды и здоровье. Современные проблемы экологии

Учебно-исследовательская работа студента (УИРС): Изучение невербального общения личности