Курсовая работа: Изучение проблемы бессознательного, подходы к определению
Содержание
Введение
Глава 1. Сознание и бессознательное - взаимодействующие между собой психические явления
.1 Сознание и бессознательное в структуре личности
.2 Теоретическое обоснование проблемы бессознательного в психологии 1.2.1 Фрейдизм
Глава 2. Бессознательное в аналитической психологии К.Г. Юнга
.1 Бессознательное и архетипы
.2 Психологические типы личности
Заключение
Литература
Дата добавления на сайт: 18 августа 2024
Скачать работу 'Изучение проблемы бессознательного, подходы к определению':
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Институт психологии, социологии и социальных отношений
Курсовая работа
Изучение проблемы бессознательного, подходы к определению
Факультет психологии
Кафедра общей психологии
Дисциплина Общая психология
Курс I
Федорова Ольга Петровна
Москва - 2012
Содержание
Введение
Глава 1. Сознание и бессознательное - взаимодействующие между собой психические явления
.1 Сознание и бессознательное в структуре личности
.2 Теоретическое обоснование проблемы бессознательного в психологии 1.2.1 Фрейдизм
Глава 2. Бессознательное в аналитической психологии К.Г. Юнга
.1 Бессознательное и архетипы
.2 Психологические типы личности
Заключение
Литература
Введение
Человеческая психика очень сложна и многообразна. С давних времен философы пытались проникнуть в ее глубины. От простого люди приходили к сложному постепенно. Раньше психологи думали, что у человека есть только сознание, и ему подвластно все его действия. Сознание определяет желания, мотивацию поступков человека, действия и т. д. Так считали представители классической психологии.
Но время не стояло на месте, оно требовало все новых открытий, новых ответов на старые вопросы. Еще древние философы пытались объяснить, откуда берутся сновидения, что они означают, почему человек мечтает, делает оговорки, описки, каким образом у человека происходит автоматизация движений? На эти и многие другие вопросы “всемогущее” сознание ответить не могло. И тогда на сцену вышло бессознательное, своего рода копилка всех тайных и вытесненных желаний и мыслей человека. Сознанию недоступно бессознательность, они существуют отдельно, как бы по соседству. Если бы границы между психической и объективной реальностью были размыты, то целостность и адекватность психики были бы нарушены. Человек, находящийся в сознании, очень часто не догадывается о желаниях и мыслях, хранящихся в бессознательном. Бессознательное заглушает сознание только в определенных случаях, например, когда человек спит, находится в стрессовых ситуациях, состоянии алкогольного опьянения, бреду или под гипнозом и т. д.
Проанализировать бессознательное можно лишь психологическими методами, называемым психоанализом. Основоположником этого метода является великий венский врач-психиатр З. Фрейд (1856 - 1939). Он первый в науке допустил и развил мысль, что сознание не является единственным звеном в психике человека, определяющем его поведение и деятельность. Он выдвинул и доказал научную гипотезу, что кроме сознания есть бессознательное и предсознательное, которые в сильной степени влияют на жизнь и поведение человека. У З. Фрейда большая часть теории основана на сексуальности, которая является основной движущей силой в развитии индивида, на преувеличении сексуального влечения. Этим он заслужил непонимание со стороны многих его ученых-современников. Его теории высмеивались, книги сжигались. Сейчас же фрейдизм - это одно из направлений в современном психоанализе [2].
Современный психоанализ помогает понять и раскрыть тайные стороны человека, так как он приоткрывает бессознательное и позволяет найти там первопричину всех проблем определенного человека.
Поэтому целью данной курсовой работы явилось - анализ и обобщение теоретических данных на тему проблема бессознательного.
Из данной цели вытекают соответствующие задачи:
.анализ литературных источников по данной проблеме;
.разграничение понятий “сознание” и “бессознательное” в психоаналитических теориях;
.детальное изучение аналитической теории К.Г. Юнга.
Глава 1. Сознание и бессознательное - два взаимодействующие между собой психические явления
.1 Сознание и бессознательное в структуре личности
Сознание - свойственная человеку высшая, интегративная форма психического отражения окружающей действительности. Это целостное состояние знания о внешнем и внутреннем мире [6].
Первая характеристика сознания дана уже в самом его наименовании: сознание, т.е. совокупность знаний об окружающем нас мире. Таким образом, в структуру сознания, входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания. Нарушение, либо расстройство, не говоря уже о полном распаде любого из познавательных психических процессов, неизбежно становится расстройством сознания.
Вторая характеристика сознания - закрепленное в нем отчетливое различие субъекта и объекта, т.е. того, что принадлежит “я” человека и его “не-я”. Человек - единственный среди живых существ, способен осуществлять самопознание, т.е. обратить психическую деятельность на исследование самого себя: человек производит сознательную самооценку своих поступков и себя самого в целом.
Третья характеристика сознания - это обеспечение целеполагающей деятельности человека. Приступая к какой-либо деятельности, человек ставит перед собой те или иные цели. При этом складываются и взвешиваются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий, и вносятся в него необходимые коррективы и исправления и т.д.
Сознание характеризуется также рядом определенных специфических свойств. Одно из них осмысленность представляемого или осознаваемого, т. е. его словесно-понятийная наделенность определенным смыслом, связанным с человеческой культурой. Второе свойство состоит в том, что в сознании отражаются лишь основные, главные характеристики предметов, событий и явлений.
Еще одной особенностью человеческого сознания является наличие в нем интеллектуальных схем. Под схемой имеется в виду определенная умственная структура, в соответствии, с которой человек воспринимает, осознает, перерабатывает и хранит информацию об окружающем мире и самом себе.
Обмениваясь друг с другом информацией, люди выделяют в сообщаемой информации главное. Откладываясь в лексиконе, семантике в понятийной форме, эта информация затем становится достоянием индивидуального сознания человека, по мере того как он усваивает язык и пользуется им как средством общения и мышления.
Сознание, существует не только в словесной форме, но и в образной форме. В этом случае оно связано с использованием второй сигнальной системы человека, называющей преобразующей соответствующие образы. В качестве примера образного сознания человека можно назвать искусство, литературу, музыку. Они также выступают как формы отражения окружающей действительности, но только не в абстрактной, как это свойственно науке, а в образной форме.
Сознание управляет самыми сложными формами поведения человека, требующими постоянного внимания и сознательного контроля, и включается в действие в следующих случаях и ситуациях:
а) когда перед человеком возникают неожиданные, интеллектуально сложные задачи, не имеющие очевидного решения;
б) когда человеку требуется преодолеть какое-либо физическое или психологическое сопротивление на пути движения мысли или телесного органа;
в) когда необходимо осознать, а также найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая сама собой разрешиться без волевого решения не сможет;
г) когда человек неожиданно оказывается в ситуации, которая содержит в себе потенциальную угрозу в случае непринятия им немедленных действий.
Наряду с сознанием важную роль играют бессознательные процессы. Точного определения этим процессам в науке пока не существует. Чтобы дать некое объяснение им скажем, что “бессознательное - это то, что человек не может соотнести с определенным объектом или явлением и выразить в какой-либо связной, логической формуле” [6].
Под бессознательным можно понимать две разные вещи: во-первых, - это действие, совершаемое автоматически, рефлекторно, когда причина его еще не успела дойти до сознания, а также при естественном отключении сознания (во сне, при гипнозе, в состоянии сильного алкогольного опьянения, при лунатизме и пр.), во-вторых, - это активные психические процессы, непосредственно не участвующие в сознательном отношении субъекта к действительности, а поэтому и сами в данный момент им не осознаваемые.
Далее укажем некоторые признаки, характеризующие бессознательные процессы:
•Они неподвластны контролю человека, изолированы от ядра личности. Воспринимаются как непроизвольное, автоматическое течение психических актов;
•Бессознательное почти всегда содержит в себе информацию, которая противоречит сознанию человека и расценивается индивидом как нечто совершенно чуждое и непонятное личности;
•Бессознательные процессы имеют свой язык. Этим языком являются образы, действия, речевые структуры, лишенные какой-либо логической последовательности. В мире бессознательного действует своя логика, диктуемая эмоциями и чувствами, и называемая, поэтому аффективной;
•На уровне бессознательного не существует разграничения на внутренний и внешний миры. Например, сны всегда воспринимаются человеком как события внешнего мира;
•Человек, находящийся в бессознательном состоянии, не разграничивает объективное и субъективное в содержании своих переживаний;
•Динамика психических актов и действий в сфере бессознательного лишена временных и пространственных ограничений, которые свойственны сознанию. Например, во сне человек может видеть прошлые события в будущем и наоборот, разные города в одном месте и другие несовместимые в реальности вещи [6].
Бессознательное начало представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Существуют бессознательные ощущения, к которым относятся ощущения равновесия, мышечные ощущения. Сюда же относятся неосознаваемые зрительные и слуховые ощущения, которые вызывают непроизвольные рефлексивные реакции в зрительной и слуховой центральных системах человека. Здесь же находится умение ходить, читать, писать, говорить, глотать и т.д. Все эти поступки выполняются автоматически, без раздумий. Указанные виды автоматизмов вначале формируются под контролем сознания, а потом переходят в бессознательную область психики, давая тем самым сознанию возможность контролировать более сложные операции[6].
Неосознаваемые образы восприятия существуют и проявляются в феноменах, связанных с узнаванием ранее виденного, в чувстве знакомости, которое иногда возникает при восприятии какого-либо объекта, предмета, либо ситуации.
Бессознательная память - это память, которая связана с долговременной и генетической памятью. Такая память управляет мышлением, вниманием, определяя содержание мыслей человека в данный момент времени, его образы и объекты, на которое направлено внимание. Бессознательное мышление особенно отчетливо выступает в процессе решения человеком каких-либо творческих задач. Бессознательное мышление может вторгаться в сознание не только в бодрствующем состоянии, но и во сне и опьянении, причем в аллегорической форме, образах.
Существует также и бессознательная мотивация, влияющая на направленность и характер поступков и действий человека. Проявляется это тогда, когда человек стремится совершить поступок, не понимая причины своего желания. Это явление было открыто в результате исследований с помощью гипноза. Человеку, находящемуся под гипнозом, внушалось в сознательном состоянии подойти к одному из присутствующих и перевязать галстук. И действительно, придя в сознание, человек перевязал галстук у одного из присутствующих. Но объяснить свои неординарные действия он не смог. Вернее он объяснял их так, как было угодно цензуре сознанию, т. е. галстук был плохо завязан и т. п. Разгадать истинную причину своей мотивации человек не сумел.
Бессознательное в личности человека - это те чувства, интересы и желания, которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи. Они проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях или психических явлениях, которые связаны с восприятием, памятью и воображением. Все эти явления получили название “ошибочные действия”. О бессознательном говорят оговорки, описки, ошибки при слушании слов; непроизвольное забывание имен, слов, обещаний, событий и другого, что, так или иначе, вызывает у человека неприятные эмоции; сновидения, грезы, мечты.
Итак, мы выяснили, что бессознательное в большей степени управляет бытовым поведением человека, а сознание - самыми сложными формами поведения, требующими постоянного внимания и сознательного контроля со стороны человека. Сознание и бессознательное тесно взаимодействуют друг с другом, делая поведение человека интересным для изучения и анализа. Однако не всегда была такая четкая структура этих понятий. Темой существования бессознательного в личности человека интересовались очень многие ученые прошлого. Были и заблуждения, и верные убеждения, которые актуальны и по сей день.
Далее кратко изложена теория бессознательного прошлого в лице основателя психоанализа З. Фрейда.
.2 Теоретическое обоснование проблемы бессознательного в психологии
.2.1 Фрейдизм
Изучение феномена бессознательного уходит своими корнями в глубокую древность, его признавали в своей практике врачеватели самых ранних цивилизаций. Для Платона признание существования бессознательного послужило основой создания теории познания, построенной на воспроизведении того, что есть в недрах психики человека. Познакомившись с философскими идеями Платона, З. Фрейд, несомненно, подчерпнул оттуда некоторые представления о бессознательном. Так, вряд ли в поле его зрения не попали размышления Платона, связанные с проблемой неосознанного знания человека.
З. Фрейд является центральной фигурой, вокруг которой группируются почти все теории бессознательного, после того как им была предложена тотальная система анализа человеческой психики вплоть до анализа ее подспудных образований - бессознательной психики, причем это касается не только теорий, одна за другой потянувшихся вслед за ним, но и теорий, также одна за другой потянувшихся против него. Поэтому за З. Фрейдом остается роль основоположника этой психологии как науки не только о человеческой психике - сознании и бессознательном психическом, но и о личности.
Известно, что главным регулятором человеческого поведения служит сознание. З. Фрейд открыл, что за покровом сознания скрыт глубинный, пласт не осознаваемых личностью могущественных процессов, стремлений, влечений, желаний. Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что неосознаваемые переживания и мотивы человека могут серьезно отягощать жизнь и иногда даже становиться причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своих пациентов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными, слепыми, бессознательными побуждениями их психики. Так родился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом.
Учение о бессознательном является тем фундаментом, на котором основывается вся теория психоанализа. Психоанализ (от греч. psyche-душа и analysis-решение) - часть психотерапии, врачебный метод исследования, развитый З. Фрейдом для диагностики и излечения истерии. Затем он был переработан З. Фрейдом в психологическую доктрину, направленную на изучение скрытых связей и основ душевной жизни человека.
В общем плане психика человека представлялась З. Фрейду расщепленной на две противостоящие друг другу сферы сознательного и бессознательного, которые представляют собой существенные характеристики личности человека. Сознательным З. Фрейд называет “то представление, которое существует в нашем сознании, и которое мы воспринимаем как таковое, и утверждаем, что именно в этом заключается единственный смысл термина “сознательный” [11]. Во Фрейдовской структуре личности обе эти сферы представлены следующим образом: бессознательное он считал центральным компонентом, составляющим суть человеческой психики, ее основу, а сознательное - лишь особой инстанцией, надстраивающейся над бессознательным. Своим происхождением сознательное, по З. Фрейду, обязано бессознательному и выкристаллизовывается из него в процессе развития психики человека.
Созданная З. Фрейдом модель личности предстает как комбинация трех элементов:
\"Оно\" (Id) - глубинный слой бессознательных влечений, психическая \"самость\", основа деятельного индивида, которая руководствуется только \"принципом удовольствия\" безотносительно к социальной реальности, а порой и вопреки ей;
\"Я\" (Ego) - сфера сознательного, посредник между \"Оно\" и внешним миром, в том числе природными и социальными институтами, соизмеряющий деятельность \"Оно\" с \"принципом реальности\", целесообразностью и внешнеполагаемой необходимостью;
\"Сверх - Я\" (Super - Ego) - внутриличностная совесть, своего рода цензура, критическая инстанция, которая возникает как посредник между \"Оно\" и \"Я\" в силу неразрешимости конфликта между ними, неспособности \"Я\" обуздать бессознательные порывы и подчинить их требованиям \"принципа реальности\" [11].
Пытаясь проникнуть в механизмы работы человеческой психики, З. Фрейд исходит из того, что глубинный, ее слой (\"Оно\") функционирует по произвольно выбранной программе получения наибольшего удовольствия. Но поскольку в удовлетворении своих страстей индивид сталкивается с внешней реальностью, которая противостоит \"Оно\", в нем выделяется \"Я\", стремящееся обуздать бессознательные желания и влечения и направить их в русло социально одобренного поведения.
Как покорный слуга бессознательных влечений, \"Я\" пытается сохранить свое доброе согласие с \"Оно\" и внешним миром. Но это ему не всегда удается, поэтому в нем самом образуется новая инстанция - \"Сверх - Я\" или \"Идеал - Я\", которая царит над \"Я\" как совесть, бессознательное чувство вины. \"Сверх - Я\" как бы является высшим существом в человеке, отражающим заповеди, социальные запреты, моральные принципы, власть родителей и авторитетов. По своему положению и функциям в психике человека \"Сверх - Я\" призвано осуществлять сублимацию бессознательных влечений и в этом смысле как бы быть солидарным с \"Я\". Но по своему содержанию \"Сверх - Я\" ближе к \"Оно\" и даже противостоит \"Я\", как поверенный внутреннего мира \"Оно\", что может привести к конфликтной ситуации, ведущей к серьезным нарушениям в психике человека. Таким образом, фрейдовское \"Я\" предстает в виде \"несчастного создания\", которое, подобно локатору, вынуждено поворачиваться то в одну, то в другую сторону, чтобы оказаться в дружеском согласии и с \"Оно\", и со \"Сверх - Я\".
Но камнем преткновения всего психоанализа стала проблема огромного значения сексуальных влечений в жизни человека, по мнению З. Фрейда, и именно в этом пункте обнаружилось серьезное расхождение между ним и таким приверженцем фрейдизма, как К. Юнг.
Глава 2. Бессознательное в аналитической психологии к Г. Юнга
Аналитическая психология швейцарского врача и ученого Карла Густава Юнга (1875-1961) развивалась в недрах глубинной психологии, которая занималась проблемой понимания психического мира человека и его поведения [12]. Вместе с пониманием, что человек, прежде всего, целостное существо, психику которого нельзя понять посредством односторонних теорий, К. Юнг, благодаря изучению мифологии, истории и религии, привнес в психологическую науку некоторую духовность и красоту.
Главные черты аналитической психологии: разделение психики на индивидуальное и коллективное бессознательное; архетипы как бессознательные образы мифологического содержания, передающиеся по наследству; интроверсия и экстраверсия как психологические типы личности; чувство, мышление, интуиция, ощущение - четыре важные функции сознания, влияющие на образ жизни и поведения человека.
.1 Бессознательное и архетипы
Бессознательное К. Юнг разделял на два класса. Первый класс включает в себя индивидуальное бессознательное, второй - коллективное бессознательное.
Занимаясь психоанализом, К. Юнг видел, что сновидения, фантазии, патологические явления - это продукты деятельности бессознательного. Он признавал, что неприятные события, чувства, эмоции, пережитые человеком могут быть отправлены в бессознательное, чтобы сознание могло работать без нарушений. Также сюда относится забывание некоторых неприятных для человека происшествий, имен и т. д. Когда человек познает смысл своих бессознательных содержаний, он сразу находит их взаимосвязь с реальной жизнью и может заняться самопознанием, которое позволяет разобраться в себе и не закрывать глаза перед своими изъянами, что часто благоприятно влияет на поведение и мировоззрение индивида.
Таким образом, можно сказать, что под индивидуальным бессознательным К. Юнг понимал бессознательный узнаваемый материал, имеющий индивидуальное происхождение. Также индивидуальное бессознательное включает в себя, кроме забытых и вытесненных содержаний, содержания творческого характера [15].
Коллективное бессознательное - самый глубокий уровень психики, который содержит в себе воспоминания и образы, передаваемые по наследству от наших предков. Коллективное бессознательное - это такая психическая система, которая имеет коллективную универсальность и безличную природу, идентичную всем индивидуумам. Своим существованием коллективное бессознательное обязано наследственности.
Содержанием коллективного образования К. Юнг обозначил универсальные психические образы, которые получили название архетипы. Слово “архетип” происходит от латинского типос (печать, отпечаток) и означает определенное образование архаического характера, которое содержит мифологический мотив. Архетипы принадлежат также не отдельному человеку, а всему человечеству. В отношении человека архетип выражается через субъективное переживание, и человек воспринимает их посредством символических архетипических образов. Архетипические образы в психике человека обнаруживают себя через определенные символы во снах, фантазиях, видениях и т. д. Встреча с архетипическими образами всегда оставляет глубокий след в душе человека, всегда сильно эмоционально окрашена, придает человеку некую энергию, которая в несколько раз превосходит его индивидуальное эго.
Далее рассмотрим несколько примеров архетипов и архетипических образов.
) Персона (маска) - наше публичное лицо, т.е. то, как мы себя проявляем в обществе. Помимо этого персона защищает наше внутреннее, личное и ранимое естество от прямых воздействий внешней, социальной среды. Цель персоны - произвести впечатление на других людей или утаить свою истинную сущность.
) Тень - скрытые животные качества личности (социально нетерпимые). Сознание тени необходимо личности для сознания собственного несовершенства, однако тень представляет собой соединение личностных характеристик и психических потенций, о которых человек не имеет никакого представления. В результате того, что тень содержит неприятные и неприличные качества индивида, целомудренное эго не может допустить эту информацию в сознание. Выражается тень с помощью снов с неприличным или криминальным содержанием. Тень заставляет человека относиться к некоторым людям враждебно следующим образом: все то, что он не в силах распознать в себе, он отчетливо видит в других, и это его, как правило, сильно раздражает. Из этого К. Юнг сделал вывод, что тень является к человеку спроектированной. Это означает, что бессознательное качество самого себя вначале опознается на внешних объектах.
) Анима - абстрактный образ, представляющий женский архетип, женское начало (внутренняя женщина) в мужчине. Если анима проецируется на внешний объект, то мужчина влюбляется в данный объект. Полноценное психологическое развитие анимы позволяет мужчине глубже осознать и осмыслить природу человеческих взаимоотношений и достигнуть взаимопонимания с противоположенным полом. Однако если психологическое развитие нарушено, и анима с эго работают не в согласии друг с другом (при этом анима старается занять главенствующее место), то общество будет иметь дело с женоподобным, не в меру чувствительным и обидчивым мужчиной.
) Анимус - абстрактный образ, представляющий мужской архетип в женщине, мужские психические элементы в психологии женщин. Женская влюбленность осуществляется путем проекции анимуса на реального мужчину. Посредством нормального взаимодействия между эго женщины и ее анимусом также достигается прекрасное взаимопонимание между обоими полами. В случае субъективной идентификацией эго с анимусом женщина становится агрессивной, жесткой, жаждущей власти, при этом она теряет контакт с ее женской натурой, утрачивает качества жены, матери, бабушки.
) Самость - наиболее важный архетип, представляющий собой центр личности человека, объединяющий в себе все компоненты личности, и в результате развития которой индивид становится гармоничным и целостным. Любая личность, находящаяся в своем развитии, стремится к самости т. е. к целостности и индивидуальности. Вокруг самости концентрируются все психические свойства человека. Сфера самости - это нечто среднее между сознательным и бессознательным, это центр тотальной личности.
Тема бессознательного в аналитической психологии К. Юнга является центральной, но далеко не единственной.
В следующем пункте этой главы описаны психологические типы личности и четыре функции сознания, влияющие на мировоззрение, образ жизни и стиль поведения человека. Психологические типы являются яркой личностной характеристикой человека, его особенностью, которая отражается как в сознательных внешних поведенческих реакциях человека, так и в бессознательных проявлениях.
.2 Психологические типы личности
Идея психической энергии, тесно связана в аналитической психологии с классификацией психологических типов. Различаются несколько таких типов. Они относятся к врожденной разнице в темпераменте, сочетании устойчивых психодинамических свойств, проявляющихся в деятельности, которые заставляют индивидов воспринимать и реагировать особым, специфическим образом. Прежде всего, следует различать два устойчивых типа: экстраверт и интроверт.
Экстраверт характеризуется врожденной тенденцией направлять свою психическую энергию, или либидо, вовне, связывая носителя энергии с внешним окружающим его миром. Для него общение является важной частью жизни. Он чувствует постоянное желание встречаться с разными людьми, общаться, развлекаться в веселых компаниях. Экстраверт не любит одиночество, для него представляется утомительным философские размышления о жизни. Если лишить экстраверта общения, свободы, то он будет раздражительным и несчастным. Жизнь в его понимании - это, прежде всего, движение.
Это в корне отличается от характеристики интроверта, так как последний тенденции своего либидо устремляет вовнутрь, непременно связывая психическую энергию со своим внутренним миром мысли, фантазии или чувства. Данный тип уделяет значительный интерес к его личным внутренним реакциям и образам. Интроверт чувствует себя превосходно, когда он предоставлен сам себе, и когда ему не нужно приспосабливаться к внешним, окружающим его обстоятельствам.
Экстраверт и интроверт обычно плохо понимают друга и конфликтуют. Экстраверту интроверт кажется скучным, зацикленным на себе. Интроверту экстраверт кажется мелким пустым приспособленцем или лицемером, который интересуются только сплетнями и вмешивается в чужую жизнь.
Каждый человек несет в себе обе тенденции, но обычно одна развита несколько больше, нежели другая. Если же экстраверсия или интроверсия не сбалансированы в личности, то человек впадает в определенные крайности в поведении, что отрицательно сказывается на его жизни.
Экстраверсия и интроверсия всего лишь две из множества особенностей человеческого поведения. В дополнение к ним Юнг выделял четыре функциональных типа, четыре основные психологические функции: мышление, чувство, ощущение, интуиция.
Все четыре функции представлены двумя парами противоположностей: мышление - чувство, ощущение - интуиция. Несмотря на то, что человек располагает всеми этими четырьмя функциями, одна из них, будет являться наиболее развитой, а следовательно ведущей. Функция, которая развита меньше остальных, является бессознательной и подчиненной.
Итак, ведущая функция сознания влияет на характер человека и стиль его поведения. В соответствии с ведущей функцией существует четыре функциональных типа: мыслительный, чувственный, сенсорный, интуитивный.
Мыслительный тип в большей степени соответствует мужчинам. Для такого все должно иметь научное объяснение, подходить под ту или иную формулу. Высокий интеллект данный тип считает главнейшей вещью в жизни, принижает значения чувственной сферы. Чувства у этого типа являются подчиненной функцией. Они подавлены и могут являться причиной распада многих межличностных отношений, т. к. не могут быть подведены ни под одну научную формулу.
Чувственный тип соответственно больше распространен у женщин. В этом случае главная цель - это утверждение и развитие межличностных взаимодействий и отношений между людьми. Такой человек очень отзывчивый сентиментальный, общительный. Для человека чувственного типа необходимо иметь и постоянно поддерживать эмоциональный контакт с другими людьми. Поскольку в данном случае мышление оказывается функцией подчиненной, то и способность к абстрактному безличному суждению у таких людей подвергается сомнению.
Ощущающий тип характеризуется приспособленностью к обычной сиюминутной реальности. Он охотно довольствуется жизнью в ее простейших незамысловатых проявлениях. Такому человеку не дано разбираться в каких-либо тонкостях, предаваться сложным размышлениям, у него почти не развито воображение. Для него истиной являются лишь реальные вещи, которые можно “потрогать”. Такой человек выглядит уверенным, надежным, знающим, что и как делать. Но одновременно он выглядит довольно глупым, потому что не допускает существование глубинного зрения, он подавляет все нереалистические фантазии, считая их лишенными какого-либо применения в жизни. Это вполне объяснимо, так глубинное зрение и воображение, способное приглушать это заземленное состояние - продукты интуиции, а в нашем случае эта функция является подчиненной.
Интуитивный тип мотивируется главным образом постоянным потоком новых видений, ощущений и предчувствий, проистекающих от его внутреннего активного восприятия. Все новое и возможное, непонятное и другое, отличное являются приманкой для данного типа. Интуитивный тип чаще ухватывает слабые связи между вещами, которые для других кажутся несвязанными и чуждыми. Его разум работает скачкообразно и быстро, трудно проследить его действие. Он раздражается, когда от него требуют более серьезного, спокойного, размеренного и схематичного отношения к чему-либо. Ощущение как психическое свойство у него подчинено и подавленно.
Обычно развитие вспомогательной функции смягчает и модифицирует остроту проявления описанных выше характеристик. В идеале индивид должен полноценно владеть всеми четырьмя функциями с тем, чтобы давать соответствующую адекватную реакцию на любые жизненные ситуации. К сожалению, в действительности что недостижимо, хотя и остается желанной целью, идеалом, определяя, таким образом, одну из главных задач аналитической психотерапии: привести к сознанию данное положение вещей и помочь в развитии подчиненных, угнетаемых, неразвитых функций для того, чтобы достичь психической целостности [12]
личность бессознательный психика юнг
Заключение
Проблема бессознательного в психологии занимает огромное место. Только через изучение бессознательного можно познать себя, решить многие свои проблемы. Весь психоанализ построен на внедрении в бессознательное пациента.
З. Фрейд дал мощный толчок к изучению данной проблемы. Его сексуальная теория актуальна и в наше время. Сейчас уже никто не сомневается в достоверности того факта, что именно бессознательное проявляется в наших сновидениях, оговорках и т. д. Однако так было не всегда. И З. Фрейд, и К. Юнг прошли сквозь глухую стену непонимания. Сознание не хотело терять лидерство в психике человека. Но как выяснилось, сознание, отнюдь, не является главенствующим звеном, наоборот, это лишь часть многогранной человеческой психики, контролирующее многие процессы, но далеко не все без исключения.
Вместе с тем следует признать, что в свете имеющихся научных данных вопрос об отношениях между сознанием и бессознательным, остается сложным и не решается вполне однозначно. Основной причиной этого является тот факт, что существуют разные типы бессознательных психических явлений, которые по-разному соотносятся с сознанием, а так же с поведением человека и его сознательной регуляцией.
В данной работе было дано определение сознательных и бессознательных процессов человеческой психики, показано, как родилось понятие “бессознательное”, кто был основателем психоанализа и рассмотрены различные взгляды на данную проблему.
Литература
1. Бассин Ф.В. Проблема бессознательного. - М.: Канон, 1968. - 345 с.
. Блюм Г. Психоаналитические теории личности. - М.: КСП, 1996. - 247 с.
. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В.Петровского. - М.: Издательский центр “Академия”, 1996. - 496 с.
. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 1. - М.: Мир, 1992, - 496 с.
. Джеймс У. Психология / Под ред. Л. А. Петровской. - М.: Педагогика, 1991. - 368 с.
. Жмуров В. А. Психопатология. Часть II. Психопатологические синдромы: Учебное пособие. - Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1994. - 304 с.
. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. - М.: Просвещение, 1975. - 304 с.
. Кон И. С. Социология личности. - М.: Издательство политической литературы, 1967. - 243 с.
. Политцер Ж. Избранные философские и психологические труды. - М.: Прогресс, 1980. - 489 с.
. Рубенштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. - М.: Просвещение, 1959. - 354 с.
. Фрейд З. Психология бессознательного. - М.: Просвещение, 1990. - 448 с.
. Юнг К. Г. Аналитическая психология. Прошлое и настоящее. - М.: Мартис, 1995. - 320 с.
. Юнг К. Г. Архетип и символ. М.: - Ренессанс, 1991. - 304 с.
. Юнг К. Г. Конфликты детской души. - М.: Канон, 1994. - 336 с.
. Юнг К.Г. Тэвистокские лекции. Аналитическая психология: ее теория и практика. - Киев: СИНТО, 1995. - 236 с.
Похожие материалы:
Реферат: Изучение проблемы осознанного подхода к родительству у подростковКурсовая работа: Изучение проявлений бессознательного в творческой деятельности
Курсовая работа: Изучение проблемы использования невербальных средств общения и создание комплексной работы с заикающимися детьми
Курсовая работа: Изучение профессиональной ориентации детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Статья: Факторы внешней среды и здоровье. Современные проблемы экологии