Курсовая работа: Изучение проблемы использования невербальных средств общения и создание комплексной работы с заикающимися детьми

Актуальность темы. Речь является знаковой системой и основой коммуникативного процесса и занимает особое место в системе психических функций человека. Знаковой системой коммуникативного процесса помимо речи является и оптико-кинетическая система (жесты, мимика, пантомимика), пара- и экстралингвистическая системы (интонация, неречевые вкрапления в речь).

Дата добавления на сайт: 18 августа 2024


Скачать работу 'Изучение проблемы использования невербальных средств общения и создание комплексной работы с заикающимися детьми':


ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Речь является знаковой системой и основой коммуникативного процесса и занимает особое место в системе психических функций человека. Знаковой системой коммуникативного процесса помимо речи является и оптико-кинетическая система (жесты, мимика, пантомимика), пара- и экстралингвистическая системы (интонация, неречевые вкрапления в речь).
Работы по изучению онтогенеза детской речи показывают огромную роль этих компонентов в появлении и совершенствовании речевой деятельности и психического развития ребенка (П.К.Анохин, Л.И.Белякова, Л.С.Выготский, В.А.Гиляровский, Н.И.Жинкин, К.А.Зайцева, В.В.Ковалев, Р.Е.Левина, А.А.Леонтьев, М.Н.Лисина, А.Р.Лурия и др.).
Несовершенства онтогенетически ранних предпосылок экспрессивной речи служат факторами риска нарушений звукопроизношения, темпа, ритма и плавности речи (В.И.Бельтюков, А.Н.Гвоздев, В.В.Ковалев, В.А.Ко-вшиков, М.М.Кольцова, Р.Е.Левина, М.Н.Лисина, А.Г.Рахмилевич, Т.Н.Ушакова).
Речь, являясь системным образованием, завершающим структуру коммуникативной экспрессивности в онтогенезе, наименее защищена и наиболее уязвима к воздействию неблагоприятных факторов, как в период своего становления, так и в период развития.
Вызванные патогенными факторами речевые нарушения могут неблагоприятно повлиять на психическое развитие ребенка: ограничить его деятельность, отрицательно отразиться на сознании и сказаться на формировании личности (И.КХАбелева, П.К.Анохин, М.А.Виноградова, Г.А.Волкова, В.И.Городилова, М.Зееман, В.В.Ковалев, Н.И.Красногорский, А.Р.Лурия и др.).
Заикание - это одно из распространенных системных речевых нарушений, которое характеризуется сложным симптомокомплексом и в ряде случаев невысокой эффективностью коррекции.
Возникая в период наиболее активного формирования речи (2-6 лет), заикание, ограничивая коммуникативные возможности ребенка, нередко искажает его психическое развитие, тем самым препятствуя формированию многих личностных характеристик, затрудняет его социальную адаптацию (И.Ю.Абелева, Л.З.Арутюнян-Андронова, К.П.Беккер, Л.И.Белякова, Н.И.Жинкин, ССЛяпидевский, Б.П.Пузанов, В.И.Селиверстов, И.А.Сикорский, Н.П.Тяпугин, В.М.Шкловский и др.).
У всех заикающихся имеются трудности в процессе оформления развернутого связного речевого высказывания, наблюдаются нарушения связности текста, синтаксически и логически незавершенные фразы, продолжительные речевые паузы и обилие эмболофразий, совпадающие с поиском нужного слова (И.КХАбелева, Г.И.Ангушев, Л.И.Белякова, Э.Р.Саитбаева, В.Матанова и др.).
Заикание до последнего времени остается актуальной проблемой коррекционной педагогики, клинической психологии, психиатрии и, несмотря на большое количество теоретических и практических исследований, остается недостаточно разработанной, что естественно не может не сказаться отрицательно на эффективности существующих коррекционных приемов и методик.
В настоящее время имеется ряд работ, посвященных системному комплексному подходу к решению проблемы заикания с учетом психомоторной и мыслительной деятельности и других компонентов речевого общения (Л.З.Арутюнян-Андронова, Н.А.Власова, Ю.Б.Некрасова, Г.Д.Неткачев, В.И.Селиверстов). Авторы данных исследований четко определяют структуру дефекта, диагностику, критерии и пути коррекционного воздействия.
Другие работы выполнены преимущественно в "поперечном срезе", то есть исследования касались отдельных возрастных групп заикающихся (Н.М.Асатиани, В.В.Ашкинадзе, Л.И.Белякова и др.).
Изучение содержания коррекционной работы по преодолению заикания показывает, что комплексное решение рассматриваемых вопросов не возможно без "продольного сравнительно-возрастного изучения" механизмов дизонтогенеза всех компонентов общения: речи, мышления, деятельности, личности. В частности, это касается механизмов общения, участвующих в патогенезе заикания (В.В.Ковалев, Г.Е.Сухарева, КХ.Ушаков, О.Н.Усанова, Ю.С.Шевченко) и первосигнальных, моторных актов по Л.С.Выготскому, которые, в индивидуальном развитии начинаются с подчинения ребенком своих моторных реакций словесно сформулированным требованиям окружающих.
Само невербальное поведение человека можно определить как внешне фиксируемые признаки моторики, прямо не связанные с контекстом поведения.
В работах А.К.Байбурина, показано, что формирование иерархически сложноорганизованной системы невербального поведения идет от элементарных к более сложным системам (поза, мимика, жест, интонация) под влиянием воспитания, преемственности, национального окружения, физических факторов среды, мотивации.
А.Н.Корнетов и другие отмечают, что невербальное поведение имеет большое диагностическое значение при психических заболеваниях, когда его признаки предшествуют развернутой клинической картине болезни, а иногда они являются единственным критерием диагностики (психозы раннего детского возраста, мутизм, симуляция, диссимиляция, аггравация), в этом случае признаки невербального поведения нужно рассматривать в качестве содержательной стороны различных симптомов.
Не изучены условия оптимального развития невербальных средств общения, которые оказывают огромное влияние на появление, совершенствование речевой деятельности и психического развития ребенка. Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что накопление сведений о невербальных средствах общения и их значении в речевых и психических процессах, их взаимосвязи в онтогенезе детей с заиканием способствует совершенствованию диагностики, уточнению представлений о специфике системы коррекции речевой патологии. Это позволяет наполнить актуальным содержанием программный материал по развитию и исправлению речи, что улучшает качество психокоррекционной работы с детьми данной категории.
Актуальность этих вопросов и их недостаточная теоретическая и практическая разработанность позволили нам определить тему исследования: разработать систему комплексной психокоррекции детей с заиканием.
Цель исследования
Изучение проблемы использования невербальных средств общения и создания в структуре комплексной работы с заикающимися детьми, конкретизированного содержания психокоррекционной методики, ориентированной на онтогенетические механизмы речевого общения.
Объект исследования - особенности невербальных средств общения у дошкольников с заиканием.
Предмет исследования - процесс формирования невербальных средств общения, их место в коррекции заикания.
Гипотезе исследования:
дефицит невербальных средств общения вызывают осложнения в речевом и психическом развитии и снижает эффективность логопсихокоррекционных занятий с заикающимися детьми; активизация невербальных средств общения методом интенсивно-экспрессивной психокоррекции обеспечивает положительный эффект.
В соответствии с проблемой, целью и предметом исследования были сформулированы следующие задачи:
провести анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы по теме исследования;
выявить особенности развития невербальных средств общения;
провести психолого-лингвистическую диагностика параметров развития невербальных средств общения;
количественный и качественный анализ полученных данных.
проанализировать существующие программы коррекции невербальных процессов коммуникации с целью разработки основных коррекционно-развивающих методов и направлений.
Научная новизна исследования заключается в том, что проведенные системные исследования заикающихся детей старшего дошкольного позволили выявить провоцирующую, причинно-динамическую и патопсихологическую роль дефицита невербальных средств общения в возникновении речевых и психических расстройств;
Теоретическая значимость заключается в том, что эти данные:
уточняют характеристику детей с заиканием;
расширяют психолого-педагогическую базу психокоррекционных приемов работы с этой категорией детей;
предлагают новые данные об особенностях речевого развития и состоянии невербальных средств общения у детей с заиканием старшего дошкольного возраста;
обосновывают комплексную коррекцию заикания.
Практическая значимость результатов исследования:
представленный фактический материал уточняет состояния невербальных средств общения при заикании, что имеет важное значение для целенаправленной коррекции данного нарушения;
разработаны основные направления экспрессивной психокоррекционной работы с заикающимися старшего дошкольного возраста;
предложена и апробирована модель комплексной психокоррекционной работы с данным контингентом детей;
материалы исследования могут быть использованы в работе логопедов, психологов, педагогов, воспитателей детских садов.
Эмпирическая база исследования. МДОУ № 19 "Солнышко" г. Кумертау. Выборку исследования составили 5 детей 6-ти лет с диагнозом заикание.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Объем работы составляет 69 страницы.
невербальный психокоррекционный заикающийся ребенок
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОЦЕССОВ КОММУНИКАЦИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАИКАНИЕМ
.1 Проблемы заикания в теории и практике коррекционной педагогики
Заикание возникает у детей раннего возраста в период наиболее активного формирования их речи (2-6 лет), в случаях хронификации препятствует развитию многих личностных характеристик ребенка, затрудняет его социальную адаптацию.
И.А.Сикорский [34] первым называет заикание детской болезнью. Он обосновывает это положение тем, что начало заикания приходится, как правило, на период, когда развитие речи у детей еще не закончено. В.А.Гиляровский [9] указывает на то, что изучение заикания должно быть связано, прежде всего исследованиями заикающихся в период развития речевой функции, который в то же время является и наиболее уязвимым для возникновения заикания.
Более поздние исследования, посвященные изучению периода возникновения заикания, относят данный дефект у детей дошкольного возраста к эволюционной патологии, то есть патологии периода развития функции.
Начиная с середины 60-х годов, в логопедии утверждается взгляд на заикание как на нарушение коммуникативной функции речи (И.Ю.Абелева, М.Н.Лисина, А.Р.Лурия, Х.Шерьязданова, Ф.Я.Юдович). Это положение выдвигается и обосновывается Р.И.Левиной, которая приходит к выводу, что "заикание, возникая при переходе ребенка от развернутой самостоятельной речи, отражает затруднения в формировании коммуникативной ее функции" [7, с.5].
Изучение общего речевого развития ребенка данными исследователями подтверждает вывод Р.М.Боскис [22] о том, что заикание следует рассматривать как заболевание, в основе которого лежат речевые затруднения, связанные с оформлением более или менее сложных высказываний. Речевые затруднения, по мнению Р.Е.Левиной, зависят от различных условий: с одной стороны, от типа нервной системы, с другой - от разговорной среды, от общего и речевого режимов. По ее мнению "...речевое поведение заикающегося ребенка определяется не только сформированностью речевых средств, но также их слаженностью и мобильностью в момент общения, умением справляться с аффективными препятствиями, сопровождающими течение процессов коммуникации" [88, с.88].
В различных ситуациях речевого общения заикающиеся испытывают различные в количественном и качественном отношении речевые трудности, что, в частности, проявляется в нарушениях выбора, согласования и оформления речевых средств. Первые проявления заикания характеризуются "аффективной напряженностью, сопровождающей еще непосильную умственную операцию поиска слова, грамматической формы, оборота речи" [87, с. 3-8].
Н.А.Власова [28] и Е.Ф.Рау [129] указывают на преимущественное проявление заикания при некоторых формах речи. Так, авторы отмечают, что при шепотной, сопряженной и отраженной формах речи судорог нет или они незначительны. Наибольшие затруднения наблюдаются в спонтанной речи.
Анализируя множество ответов и высказываний детей в процессе экспериментов и наблюдений на уроках, Н.А.Чевелева [161, 1621 выделяет условия речевого общения, при которых речь заикающихся принципиально различна. Она указывает, что наиболее доступной для заикающихся школьников является ситуационная речь, содержание которой включает окружающие ребенка наглядные предметы или действия, которые он сам совершает. Самой сложной для заикающихся детей является обобщенная, отвлеченная, контекстная речь. Такие же данные у дошкольников подтверждает С.А.Миронова [106].
И.А.Сикорский [143] подразделил всех заикающихся детей на две группы. К первой группе (67,5%) он относит больных, которые начали заикаться "внезапно и бурно" в результате острой психотравмы. Для этой же группы детей, по наблюдениям автора, характерно преждевременное развитие речи, обширный, не соответствующий возрасту запас слов, правильное синтаксическое оформление высказываемой мысли. Ко второй группе (32,5 %) он отнес больных, начавших заикаться вследствие травмы черепа, инфекционных заболеваний. Эти дети отличаются поздним развитием речи и замедленным, постепенным началом заикания, которое возникает в период активного формирования фразовой речи. Более подробно о том, что представляют из себя эти группы заикающихся детей, И.А.Сикорский не сообщает. Можно предположить, что к первой группе относятся дети с невротическим заиканием, а ко второй - с заиканием, развившимся на фоне различной органической симптоматики.
С 70-х годов в отечественной литературе в клинических исследованиях утверждается положение о необходимости разграничения заикания на невротическую и неврозоподобную формы (Н.М.Асатиани, Л.И.Белякова). Важность такого разделения в настоящее время подчеркивается многими более поздними исследователями [9, 36, 31].
Разные авторы сходятся во мнении, что для невротической формы заикания характерно отсутствие в анамнезе указаний на патологию беременности и родовые травмы. В то же время выявляется наследственная отягощенность заиканием. Раннее физическое развитие проходит у детей этой группы в соответствии с возрастной нормой, моторные навыки формируются своевременно.
В анамнезе детей с неврозоподобной формой заикания выявляется патология пре- или постнатального периода в виде токсикоза беременности или соматических заболеваний матери, асфиксии или травмы при рождении, а также в виде тяжело протекающих ранних соматических или инфекционных заболеваний (в том числе нейроинфекций). Физическое развитие заикающихся детей с данной формой заикания проходит в пределах низкой возрастной нормы. Сидение, стояние, ходьба проявляются у них позже, чем это наблюдается в норме. Хорошо ходить они начинают лишь после 1,5 лет, отличаясь от сверстников моторной неловкостью [8,61].
Невротическое заикание возникает на фоне выраженных невротических проявлений в виде нарушения сна, повышенного беспокойства, легко возникающего эмоционального возбуждения. Этим детям присущи повышенная впечатлительность, тревожность, робость, колебания настроения, плаксивость. Психическое состояние детей с неврозоподобной формой заикания характеризуется повышенной утомляемостью, истощаемостью, неустойчивостью внимания. У детей этой группы не обнаруживается стойкого интереса к творческой игровой деятельности, у многих отмечается снижение познавательной активности [9, 56,61].
Появлению невротической формы заикания, как правило, предшествует психогения либо в виде острого испуга, либо в виде смены привычной обстановки. Во всех наблюдениях заикание возникает в возрасте 2-5 лет на фоне хорошо сформированной фразовой речи.
Динамика речевого нарушения характеризуется волнообразностью течения, временами речь становится плавной, но при малейшем эмоциональном напряжении или в период соматических заболеваний и при утомлении судорожные запинки появляются вновь. Заикание у детей с неврозоподобной формой начинается, как правило, без видимой причины в период становления фразовой речи, обычно в 3-3,5 года.
В начальном периоде заикание протекает как бы волнообразно, но периоды полностью плавной речи бывают кратковременны. Речевое нарушение постепенно утяжеляется, быстро обрастает обильными сопутствующими движениями и эмболофразией. Причем сопутствующие движения не носят эмоционально-выразительного или маскирующего характера, а напоминают гиперкинезы [15,17, 821]. Рассмотрим психологические особенности заикающихся детей.
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с заиканием
По мнению Р.Е.Левиной [19,c.57], не существует речевого нарушения самого по себе, оно всегда предполагает личность и психику конкретного индивидуума со всеми присущими ему особенностями. Роль недостатка речи в развитии и судьбе ребенка зависит от природы дефекта, от его степени, а также от того, как ребенок относится к своему дефекту.
Понимание своего речевого недостатка, неудачные попытки самостоятельно избавиться от него или хотя бы замаскировать нередко порождают у заикающихся определенные психологические особенности: стеснительность вплоть до робости, стремление к уединению, речебоязнь, чувство угнетенности и постоянные переживания за свою речь. Иногда и наоборот, расторможенность, показную разболтанность и резкость.
Большинство авторов отмечают в разной степени выраженные психологические особенности у детей (Х.Лагузен, И.А.Си-корский, Г.Д.Неткачев, И.И.Тартаковский, Э.Фрешельс, Ф.Г.Штоккерт, Ю.А.Флоренская, М.Е.Хватцев и др.). В последние годы делаются попытки не только глубже изучить психологические особенности заикающихся с целью обосновать психотерапевтическую направленность логопедической работы (С.СЛя-пидевский, С.И.Павлова, В.И.Селиверстов, В.М.Шкловский, Ю.Б.Некрасова, Г.И.Ангушев, Л.З.Андронова, Э.М.Кулиев и др.), но и дифференцировать их по психологическим особенностям. В основу принимается наличие логофобий (С.С.Ляпидевский, С.И.Павлова), разная степень болезненной фиксированности на своем недуге (В.И.Селиверстов, В.М.Шкловский и др.).
С названных позиций психологическая модель возникновения и развития феномена фиксированности у заикающихся (как вторичного явления) на своих речевых запинках (как первичного явления) в сложном и едином взаимодействии всех основных психических процессов просматривается следующим образом.
Ощущения. Возникшие у ребенка речевые запинки, спотыкания (несудорожного или судорожного характера) первоначально становятся объектом его ощущения как первичного познавательного процесса, посредством которого человек получает информацию от внешней или внутренней среды. Речевые запинки отражаются мозгом ребенка в виде кинестетического, тактильного или слухового образа [29,с. 37].
Среди главнейших особенностей этого психического процесса важную роль играет порог ощущений, определяющий наименьшую силу раздражителя, вызывающего осознанное ощущение. В связи с этим можно предполагать, что первоначальное возникновение речевых запинок или их слабое проявление находятся у ребенка сначала ниже порога ощущений ("подпороговое ощущение"). Поэтому первые реакции на дефект у ребенка неосознанны, не носят эмоциональной окраски, сопровождаются...